60
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетиМ~^©иГМа1>#32«,2©2©
УДК 001.891
Жуйкова Т.П. канд. пед. наук, доцент Хакасский государственный университет Им. Н.Ф. Катанова DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3284-60-63 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Zhuykova T.P.,
Cand. ped. Sciences, Associate professor Federal State-Funded Professional Education «Katanov Khakass
State University», Abakan
EXPERIMENTATION AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема экспериментальной деятельности дошкольников
Значительное внимание авторы уделяют формам, методам обучения для конкретного содержания заданий различного аспекта. Обосновывается мысль о том, что средствами экспериментирования у детей 4-5 лет более активно развивается познавательная деятельность. Обучение, включает теоретические и практические аспекты, как и с каким интересом, дети реализуют опыты в рамках традиционных и активных методов обучения. В статье обобщен новый материал по организации экспериментальной деятельности и проведению опытов детьми среднего дошкольного возраста.
В заключении раскрывается, что в ходе проделанной работы развивается познавательная активность в проведении экспериментальной деятельности.
Abstract
This article discusses the problem of experimental activity of preschoolers. The authors pay considerable attention to the forms and methods of teaching for the specific content of tasks of various aspects. The idea, that cognitive activity develops more actively in children of 4-5 years old by means of experimentation, is substanti-ated.Education includes theoretical and practical aspects, how and with what interest children realize experiences within the framework of traditional and active teaching methods. The article summarizes the new material about the organization of experimental activities and the conduct of experiments by children of middle preschool age.
Ключевые слова: развитие, познавательная активность, экспериментальная деятельность, опыты.
Keywords: In the conclusion, it is revealed that in the course of the work done, cognitive activity develops in conducting experimental activities.
Дети дошкольного возраста - это тот период, когда формируется личность ребенка. О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков отмечали, что познавательная активность и интерес ребенка, формируется в процессе всего дошкольного возраста. Значимой проблемой познавательной активности детей, являются эффективные средства, которые требуют теоретического обоснования и нахождения практического решения.
Н.Н.Подьяков, И.Э. Куликовская и Н.Е. Сов-гир, они в своих работах отмечали, что организацию экспериментирования можно не только организовывать, но и проводить простейшие опыты.
Используя метод ознакомления с окружающими предметами, дети проводят эксперименты и познают свойства и качества различных предметов окружающего мира.[1]
Приобретая способность осуществлять, детьми среднего дошкольного возраста эксперименты, они видят проблему, у них формируется новый вид деятельности: решение проблемных ситуаций, учатся анализировать объекты, явления природы, выделяют признаки. Сравнивают различные
свойства разных предметов, находить общее и различие между ними и выбирают материалы для проведения опытов, в конце работы, делают выводы и умозаключения.
Проводя эксперименты, у детей четырех-пяти лет, более активно проявляются интересы к творческой деятельности, тем самым они приобретают знания и жизненный опыт. В процессе проведения опытов, дети методом проб и ошибок находят правильные решения.
Например, мы проводили опыт с водой, на столе стояли стаканы с водой. Одни стаканы были полные, другие наполнены наполовину, также стояли пустые стаканы, а наполнены на одну четвертую. Предложили детям палочкой постучать по стаканам, дети определили, что звуки разные и стали каждый высказывать свои версии, спорили и вместе мы нашли решение, что звук зависит от наполняемости стакана водой. Проводя экспериментальную деятельность, у детей развивается способность приобретать новые знания, умения находить ответы, решения и отстаивать свои достижения.
<<шушетим-ши©мак>>#32(1ет,2©2© / pedagogical sciences
6i
Академик Н.Н. Поддьяков и его коллектив разработали методы детского экспериментирования сформулировали основные положения [2].
1. При детском экспериментировании развиваются новые качества личности, которые развивают дошкольников. В детском экспериментировании появляется активность детей, а на этой основе получают новые знания, жизненный опыт и формируется активность при получении продуктов своей деятельности. Дети, проводя эксперимент, проявляют, свое творчество и у каждого получается своя необычная поделка, не копируют образец педагога. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов. Дошкольник получают знания об объекте, который они изучают, устанавливают связи с другими объектами и окружающей средой.
У детей развивается память, так как необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания. Дети рассказывают, о своих опытах и на этой основа у детей развивается речь. Умственные умения обогащаются. Дети учатся ставить перед собой не сложные цели, они становятся более самостоятельными, чтобы получить результат, преобразовывают различные предметы. Происходит приобщение детей к труду, развивается эмоциональная сфера детей среднего возраста, развиваются творческие способности, укрепляется здоровье и повышается уровень двигательной активности [3].
Дети любят экспериментировать, проводить опыты: Вначале происходит предварительная работа: знакомство с объектами, свойствами, качествами, значением этого объекта. Но вначале происходит выбор объекта, оборудования и материала для эксперимента. У детей появляется мотивация к участию в экспериментировании. Ставят цели, задачи для проведения опыта. Совместно с педагогом проводят анализ состояния объекта и определяют проблемы. Обсуждают, какой будет прогноз. Повторяют правила поведения и инструктаж по технике безопасности. Проведение эксперимента. Между детьми распределяются обязанности. Педагог предупреждает, что длительность протекания опыта 15-20 мин. Завершение эксперимента. В группе дети оформляют полученный материал. Проводят досуг, или праздник, который включает в себя обобщение опыта экспериментальной работы.
Ребенок постепенно начинает овладевать, делать опыты и в результате систематической работы способен овладевать экспериментальной деятельностью.
Перед началом проведения экспериментов, мы уровень развития познавательной активности.
Работа проводилась на базе МБДОУ детский сад «Машенька» города Абакана, в двух группах среднего возраста, одна из которых экспериментальная - количество детей 24, вторая контрольная - количество детей 24, всего в эксперименте приняли участие дети 4-5 лет в количестве 48 человек.
Для этого использовали четыре диагностических заданий Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Р.С. Немова.
Таблица 1
Сводная таблица уровня развития познавательной активности
Уровни Диагностические методики Средний %
Методика № 1 «Отгадай предмет» Методика № 2 «Два домика» Методика № 3 «Чем залатать коврик?» Методика №4 «Сказка»
Высокий 8% 4% 29% 20% 15%
Средний 67% 71% 63% 55% 64%
Низкий 25% 25% 8% 25% 21%
Полученные результаты показанные в таблице позволяют сделать вывод о том, что у детей 4-5 лет преобладает средний и низкий уровни познавательной активности, это говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был разработан план с использованием экспериментов для детей среднего дошкольного возраста. Всего было проведено 35 различных видов опытов.
Приведем пример, некоторых из них, например, Тема: «Вода - волшебница»
Цель: развитие познавательной активности детей в ходе экспериментирования.
Раздали детям кусочки материи и предложили сложить кусочки ткани друг на друга и воздушными шариками натереть материю. Далее дети медленно разъединяли ткань. В результате этого, ткань стала потрескивать. Дети определили, что это электричество
Дети определяли, почему вода прозрачная, а грязная непрозрачная. В чистую воду опускали камушки, различные предметы и их было видно. Во вторую банку положить кусочек глины и размешать. Вода стала мутной, дети опускали, в такую воду разные предметы и их не было видно. Мы детям задавали вопросы: почему в прозрачной воде, все предметы видно, а в мутной нет. Дети выдвигали разные предположения и совместно сделали вывод, тем самым ответив на наши вопросы
На стол поставили воду, апельсин, чеснок и туалетную воду. Предложили детям понюхать чистую воду, дети ответили, что она не пахнет, а когда добавили сок из апельсина, то вода имеет запах. Далее обрызгали, комнату туалетной водой и появился запах, разрезали чеснок и положили в разные места комнаты, то появляется чесночный запах.
62
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#32(1ет,2©2©
Делая такие простые опыты, дети получали новые знания
Тема: «Цвет»
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей средствами экспериментирования с красками.
Все занятия проводила воспитатель
Педагог: Ребята я сегодня по дороге к вам встретила красную шапочку, и она дала мне эти цветы, но они белого цвета, а бабушка красной шапочки любить разноцветные цветы, она очень нас просила помочь ей.
Поисковый этап:
А как мы можешь сделать цветы разноцветными? С помощью чего мы красим предметы? А какие предметы мы можем еще раскрасить? Поможем красной шапочке?
Для этого мы отправимся с вами в нашу лабораторию.
Практический этап:
Опыт № 1 Волшебная кисточка.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как получить цвета, которых у вас нет? Попробуем смешать цвета, посмотрим, что у нас выйдет?
Дети смешивают цвет красок красного и желтого. Оранжевый; синий, красный - фиолетовый; синий и желтый - зеленый
Посмотрите, какие цвета у нас получились?
Дети в каждый стакан добавляю краску и отмечают, что если в синюю добавить желтую краску, то получается зеленый цвет.
в емкость с окрашенной водой. Цветы набрались окрашенной водой и получились разноцветные цветы. Каждый ребенок рассказывал о своем цветке, так как им было интересно, они делали самостоятельно. Педагог делает акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей
Опыт № 2 «Радуга в стакане» Воспитатель: Дети, а как вы думаете, мы можем покрасить с помощью красок воду? А как мы это можем сделать?
Дети добавляют в стаканы с водой краску Что у нас получилось?
Тема: «Цвет»
Цель: создать условия работы с красками.
Все занятия проводила воспитатель
Педагог: Ребята я сегодня по дороге к вам встретила красную шапочку, и она дала мне эти цветы, но они белого цвета, а бабушка красной шапочки любить разноцветные цветы, она очень нас просила помочь ей.
Поисковый этап:
Воспитатель задает вопросы: А как мы можешь сделать цветы разного цвета? Как мы красим предметы, а какие предметы мы можем еще раскрасить? Предлагает детям отправиться в лабораторию красок.
Практический этап: мы совместно с детьми надрезаем кончики цветов и ставим каждый цветок
Опыт № 3 «Радуга в стакане» Воспитатель: Дети вы видели радугу? А какого она цвета? Ходите попробовать сами сделать радугу? Давайте начнем.
У вас на столе у каждого по 4 стакана, в первый стакан мы насыпаем 1 ложку сахара, во второй стакан 2, в 3 стакан 3 ложки сахара. Теперь в каждый стакан добавим воды ровно 3 ложки, перемешиваем, затем берем шприц и набираем туда цветную водичку, сначала красную в первый стакан, желтую во второй и синюю в последний стакан, все перемешиваем. У вас остался 1 пустой стакан, мы в него будем добавлять по очереди с помощью шприца получившуюся водичку. Сначала синюю, потом желтую и красную. Что у нас получилось?
После проведено нами работы, мы провели у детей повторную диагностику, с целью определить динамику развития познавательной активности. Для этого использовали задания тех же авторов, что и на начальном этапе, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Р.С. Немова.
<<шушетим-ши©мак>>#32(1ет,2©2© / pedagogical sciences
63
Таблица2
Сравнительные данные средних показателей диагностических методик_
Уровни до эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 15% 13%
Средний 64% 60%
Низкий 21% 27%
Уровни после эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 71% 46%
Средний 23% 40%
Низкий 6% 14%
Результаты эксперимента показали динамику повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает эффективность организации экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности, и развитие ребенка зависит не толь от того, как организован воспитательно-образовательный процесс, от среды, которая его окружает, но и от социума, в котором он развивается,
Библиографический список
1. Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» //Вопросы психологии, 19990. - № 5.
2. Поддъяков А.И. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира //Формирование начал экологической культуры дошкольников /Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
УДК: 371.388.8.
Абильдинова Г.М., Мухтарцызы К.
Л.Н.Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетi DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3284-65-66 Б1Л1М БЕРУДЕГ1 ВИРТУАЛДЫ ШЫНДЬЩ
Abildinova G.M., Mukhtarkyzy K.
l.N. Gumilyov Eurasian national university
VIRTUAL REALITY IN EDUCATION
Аннотация
КYнделiктi оцытуда ец озыц технологияларды цолдану мацызды деген ой цазiргi зерттеуштердщ гана емес, барлызымыздыц дерлж ойларымыздан кетпейдi. Ты бiлiмi мен психология саласындагы мамандардыц пiкiрiнше, жаца бiлiмдi игерудщ ец цолайлы шарттары - балалыц жэне жасвспiрiмдiк шац. Бiрац цызыгушылыцтыц жеткпеушшт, шашыраццылыц жэне циын нэрселерге шогырлана алмау кез келген жаста тиiмдi бШм алуга MYмкiндiк бермейдi. Цазiргi бiлiм беру ЖYйесi ойын-сауыц саласымен бэсекелес жэне студенттердi жаца бiлiмдi игеру Yдерiсiне тартатын цабылдау тетжтерт цажет етедi. Ацыр соцында, тиiмдi оцыту цызызушылыцца неггзделген, оны алдымен цалыптастыру керек, содан кейт оны цолдау цажетекендшн кврсетедi.
Тек ХХ1 гасырда студенттердi суреттермен баурап алу, ест фильмдердi квру немесе тез есюрген эдебиеттердi оцу MYMкiн емес. Сондыцтан VR жэне AR цолдауы бар цурылзылар бYгiнде бшм беруде танымал бола тYсуде.
БШм берудегi AR жэне VR форматтары эртYрлi болуы MYMкiн, бiрац олардыц бетпе-бет оцытудан артыцшылыгы айцын. Тэжiрибе мен суреmmердi виртуалды жэне толыцтырылзан шындыц арцылы беру, ец алдымен, тартудыц mиiмдiлiгiне, демек, бшм беру Yдерiсiн жацсартуга MYMкiндiк бередi. Мунда б1з мульти-сенсорлыц визуалдау мен инmеракmивmiлiкmiц Yйлесiмдiлiгiн виртуалды шындыцты mиiмдi оцуга цалай сэйкес келmiруге болатынын царастырамыз жэне осы mиiмдiлiкmi mэжiрибелерден алынган белсендi оцытудыц артыцшылыцтары тургысынан mYсiндiруге тырысамыз. Бiз сондай-ац VR-дщ бшм берудегi кейбiр цосымшаларын жэне осы технологиямен байланысты кемшiлiкmерiн царастырамыз.
Abstract.
The idea that it is important to use the most advanced technologies in everyday teaching is not only in the minds of modern researchers, but almost all of us. According to experts in the field of linguistics and psychology, the most favorable conditions for the acquisition of new knowledge are childhood and adolescence. But lack of interest, scattering and inability to concentrate on difficult things do not allow to get an effective education at any age. The modern education system competes with the entertainment industry and requires admission mechanisms