Научная статья на тему 'СТРУКТУРА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА'

СТРУКТУРА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / НАВЫКИ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ОПЫТ / СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERIMENT / MIDDLE GROUP OF KINDERGARTEN / DEVELOPMENT / ABILITIES / SKILLS / EXPERIMENTATION / EXPERIENCE / PROPERTIES OF OBJECTS / MODELING / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Виктория Николаевна

Экспериментальная деятельность в процессе воспитания детей средней группы детского сада способствует полноценному развитию личности дошкольника. В ключевых позициях экспериментальной деятельности лежит стремление к знаниям, открытиям, потребность к эмоциональным впечатлениям, пытливость ума, а первостепенной задачей воспитателя становится удовлетворение данных потребностей и формирование интереса к исследовательской деятельности, что способно стимулировать интеллектуальное развитие и внутренний (эмоциональный) мир воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

СТРУКТУРА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Кузнецова Виктория Николаевна

воспитатель, МБДОУДетский сад №143, г.Иркутск

Аннотация. Экспериментальная деятельность в процессе воспитания детей средней группы детского сада способствует полноценному развитию личности дошкольника. В ключевых позициях экспериментальной деятельности лежит стремление к знаниям, открытиям, потребность к эмоциональным впечатлениям, пытливость ума, а первостепенной задачей воспитателя становится удовлетворение данных потребностей и формирование интереса к исследовательской деятельности, что способно стимулировать интеллектуальное развитие и внутренний (эмоциональный) мир воспитанников.

Abstract. Experimental activity in the process of raising children of the middle group of kindergarten contributes to the full development of the personality of a preschooler. The key positions of the experimental activity are the pursuit of knowledge, discoveries, the need for emotional impressions, the inquisitiveness of the mind, and the paramount task of the educator is to satisfy these needs and generate interest in research, which can stimulate the intellectual development and inner (emotional) world of pupils.

Ключевые слова: эксперимент, средняя группа детского сада, развитие, способности, навыки, экспериментирование, опыт, свойства объектов, моделирование, образовательная деятельность.

Keywords: experiment, middle group of kindergarten, development, abilities, skills, experimentation, experience, properties of objects, modeling, educational activity.

Ключевую роль в развитии ребенка играет не массив знаний, полученных в процессе воспитания и обучения, а способ и мотивация их усвоения, складывающийся в ходе деятельности, которой он занимается. В виду данных особенностей восприятия и усвоения информации, экспериментирование является эффективным инструментом воспитания личности ребенка. Кроме того, экспериментирование выступает своеобразным методом обучения, в условиях, когда воспитатель преподносит группе детей новые знания и опыт.

Термин «экспериментирование» ввел в эксплуатацию Ж. Пиаже, который обозначил необходимость и значимость экспериментов в формировании деятельности и досуга подростков и детей. Исследователь доказал, что эффективность экспериментов заключается в моделировании у ребенка представлений о свойствах изучаемого объекта, его физических возможностях и способностях взаимодействовать с другими объектами.

Кроме того, исследователями разных лет доказано исключительно положительное воздействие на творческие возможности ребенка, его характер и личность, т.к. в процессе экспериментов усиливаются процессы мышления, ребенок становится способным к обобщению, классификации, аккумулированию и трансляции информации, а впоследствии, ее применению в других видах деятельности. Желание пересказать увиденное родителям или сверстникам, способствует формированию и развитию речи и логики изложения материала. Итогом экспериментирования, желаемым результатом в процессе воспитания ребенка средней группы, будет являться аккумуляция знаний и воплощение умений в других видах деятельности дошкольника.

В научной среде, сегодня, очевидна связь процесса экспериментирования с возникновением и формированием минимальных математических знаний и представлений, поскольку именно в процессе эксперимента ребенку необходимо вести подсчет, измерение, сравнивать свойства объектов, учиться сопоставлять форму и размеры объекта исследования, что формирует некий базис математических представлений и образует платформу для осознания и изучения, готовит дошкольника к восприятию нового.

Чем больше и активнее ребенок постигает в свойства окружающего мира, тем больше становится его желание узнавать новое, расширяется круг его интересов, возникают вопросы, на которые он хочет найти ответ: «Почему и при каких обстоятельствах это происходит?», «Что если..?», «Как поступить, когда...?», «Почему это так..?». В данной ситуации дошкольники учатся строить и выдвигать гипотезы, которые впоследствии проверяются на практике.

Дети средней группы (4-5 лет) считаются наиболее подготовленными для экспериментирования: они умеют контролировать собственные действия, сосредотачивать внимание и понимать суть или результат эксперимента. Необходимым для данного возраста в сфере экспериментирования является поддержка воспитателя, которая должна обеспечить безопасность эксперимента, а так же регулярно поощрять и направлять действия маленького экспериментатора. Без данной поддержки ребенок может потерять интерес или выйти за пределы допустимого в эксперименте. К среднему дошкольному возрасту, воспитанники готовы к инструктажу взрослого и учатся следовать данным инструкциям максимально точно. При помощи воспитателя дошкольники строят предположения относительно определения проблемы эксперимента, предлагают свои способы и варианты хода эксперимента.

Организуя занятие по экспериментальной деятельности средней группы детского сада, воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности воспитанников:

1) пытливость - в данном возрасте юных экспериментаторов достаточно легко увлечь чем-либо новым, ключевым аспектом эксперимента здесь становится не заучивание чего-либо, а игра с заинтересованностью ребенка, мотивация к получению информации;

2) уровень восприятия и воспроизведения информации в данном возрасте в необходимой степени осмысленный, мыслительная деятельность ребенка способна к первичному анализу и получению вывода действия эксперимента;

3) моторика ребенка к возрасту средней группы детского сада достигает достаточного уровня, когда воспитанники легко и аккуратно могут управляться с инструментарием эксперимента, приборами и мелкими деталями и объектами. Для регулирования работы кистей рук используют такие материалы, как: кинетический песок, пластилин, глина, мелкие камни, и др.

4) процесс коммуникации, на уровне коммуникатор-реципиент (обмен ролями) - эта особенность основывается на том, что у ребенка формируется представление об объекте исследования, и он способен не просто наблюдателем со стороны, а активно включаться в процесс: выдвигать собственные предположения, формулировать вопросы, прогнозировать результат. Крайне важным для воспитателя становится здесь совершенствовать речевой аппарат воспитанника и проводить многоуровневые беседы с целью удовлетворить интерес ребенка в процессе исследования.

Цели и задачи процесса экспериментирования в средней группе детского сада могут быть различными. Прежде всего, процесс организации эксперимента предусматривает формирование, проектирование и моделирование мнений и представлений ребенка о свойствах и возможностях объектов окружающего мира с практических позиций, путем познания и изучения в условиях детского сада. Кроме того, ключевой задачей проведения экспериментов становится формирование и развитие мыслительных процессов в направлении исследований, при помощи экспериментирования и наблюдения за предметами окружающего мира.

Темы экспериментов выбираются в соответствии с утвержденной образовательной программой и каждое занятие, которое предполагает экспериментальную деятельность должно быть безопасным и контролируемым.

Организация экспериментальной деятельности в средней группе детского сада способствует решению целого комплекса педагогических задач:

1) развивающая деятельность - связана, прежде всего, с развитием физиологических возможностей ребенка (моторика рук, координация действий), формирование долгосрочной памяти, совершенствование мыслительной деятельности, обучение процессу планирования, формирования первичного логического заключения, наблюдение, концентрация внимания;

2) образовательный процесс - формирования базиса простейших научных представлений (математические, физические, химические, экологические), мотивация к развитию исследовательского типа мышления, стимуляция пытливости и любознательности ребенка;

3) воспитательный процесс - моделирование внимания на всех этапах эксперимента, следование инструкциям, воспитание усидчивости, аккуратности и осторожности, порядок и чистота на рабочем месте, работа с коллективом (укрепление благоприятной среды, дружеских связей, помощи и поддержки).

Существует несколько видов экспериментальной (исследовательской) деятельности в средней группе, они различаются по характеру и типу построения эксперимента.

1) Когнитивное экспериментирование - создание условий эксперимента, при котором дети самостоятельно подбирают способы исследования для достижения необходимого результата. Данный вид экспериментов характерен своей практической частью: он способствует стимуляции решения познавательных задач воспитанников. Таковой, например, может стать игра-эксперимент «Звери в плену льда». Эксперимент начинается со сказочной истории: «Жили-были на далеком теплом острове звери (маленькие игрушки из шоколадных яиц). Вдруг, однажды, налетела ледяная буря и звери замерзли». В контексте данной задачи детям необходимо помочь животным освободиться из ледяного плена. Необходимо предложить свои варианты решения задачи (растопить лед в ладонях, окунуть льдинку в горячую воду, положить на солнечный подоконник или к батарее и т.д.). Этот эксперимент позволит детям узнать о физических способах передачи тепла.

2) Исследовательские эксперименты - поиск ответов на поставленное задание путем очевидных опытов. Так, например, многим дошкольникам известно, что растения «питаются» влагой (водой). Но не все взрослые объясняют детям, что вода поднимается постепенно, от корней до самого кончика растения. Для заполнения данного пробела, воспитатель может предложить такой эксперимент, как окрашивание листьев китайской капусты. Каждому ребенку необходим стакан с содой, в котором нужно развести акварельную краску (у детей должны быть разные цвета). В стакан опускается лист китайской капусты и оставляется на ночь. Утром воспитанники обнаруживают, что листья приобретают тот цвет воды, которую пили всю ночь. По листу капусты становится очевидно, что окрашенная вода движется в растении снизу вверх.

3) Пояснительный эксперимент - предполагает подтверждение уже известных фактов, результатов действия над объектом/предметом. Так, например, к возрасту 4-5 лет дети знают, что люди дышат воздухом, но никто его не видит. Эксперимент с выдуванием воздуха через трубочку в стакан с водой позволит детям увидеть пузырьки воздуха. Подобным же примером может стать подтверждение того, что пирожные и разнообразные фигуры из песка лучше всего держатся тогда, когда песок влажный. Доказать это помогут эксперименты над способностью песка впитывать влагу и приобретать заданную форму.

На взгляд автора статьи, не следует быть уверенным в том, что для экспериментов необходимы специализированные условия и тщательная долгая подготовка: эксперименты могут быть реализованы во время прогулок сонтанно, на площадке, на праздниках, на занятиях физкультурой и музыкой. Кроме того, для эксперимента можно привлечь родителей ребенка и провести эксперимент в домашних условиях, когда нужные материалы могут быть под рукой у каждого родителя.

Детям 4-5 лет свойственен образный, наглядный и сравнительный тип мышления, что является основой экспериментальных действий, позволяющих детям воспринимать и представлять себе инструкции, которые доносит до них воспитатель. Способность наглядно воспринимать информацию -основной «рычаг» формирования интереса к образовательной деятельности ребенка. Кроме того, психологи всего мира утверждают сегодня эффективность игрового процесса обучения и знакомства с объектами окружающей действительности. Если ребенок увлечен исследованием еще до того, когда занятие началось, можно говорить об его активности и любознательности в процессе эксперимента. В данном случае от педагога зависит положительное отношение к ходу исследования и его результату. Для того чтобы не потерять детский интерес, подобное занятие должно длиться не более 20 минут, а работая над планом занятия, воспитатель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей, а так же подбирать подходящие данному возрасту формы деятельности. После проведения эксперимента, важным, по мнению автора, становится этап анализа и самоанализа ребенка: что он сделал для того, чтобы достичь необходимого результата, какова его роль в организации процесса, что он узнал и т.д.

Экспериментальные занятия в средней группе можно сделать регулярными: это не всегда может быть игровым процессом, данный тип исследований может стать главным в процессе знакомства дошкольников с окружающим миром, ведь эксперименты являются эффективным способом развития мыслительных способностей, развивают любознательность и наблюдательность, формируют изобретательские навыки и способность действовать логически и последовательно, формировать творческие способности личности.

Список литературы:

нисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2015. - 321 с.

оробьева, Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 100 с. имонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2017. - 304 с.

аралов, В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.

ельник В. Любимые игрушки малышей / В. Мельник. - М.: Учитель, 2014. - 647 с.

ихайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2017. - 972 с.

ябко, Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 243 с.

кворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова.

- М.: Феникс, 2014. - 224 с.

околова, Е.В. Большая книга развивающих заданий для дошкольников / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская.

- М.: Академия развития, 2015. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.