Научная статья на тему 'Экспериментальные площадки как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики по разработке и освоению решений инновационных проблем'

Экспериментальные площадки как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики по разработке и освоению решений инновационных проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРИНЦИП СЕРВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воровщиков Сергей Георгиевич

В статье обсуждаются различные аспекты научного консультирования при решении школой инновационных проблем образования. В частности, указывается на потребность в новых формах взаимоотношения практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными технологиями. Охарактеризована последовательность фаз «консультирования процесса», названы этические принципы деятельности консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные площадки как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики по разработке и освоению решений инновационных проблем»

__________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫеДЛОЩАДКИ__________________

Воровщиков Сергей Георгиевич

декан ф-та повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования МПГУ,

д.п.н., профессор г.Москва

J Ч

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ

СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОСВОЕНИЮ РЕШЕНИЙ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ

S_____________________________________________________г

Аннотация. В статье обсуждаются различные аспекты научного консультирования при решении школой инновационных проблем образования. В частности, указывается на потребность в новых формах взаимоотношения практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными технологиями. Охарактеризована последовательность фаз «консультирования процесса», названы этические принципы деятельности консультанта.

Ключевые слова: инновационные проблемы образования, управленческо-методические проблемы и технологии, внутришкольная экспериментальная работа, принцип сервизации управления образованием, управленческо-педагогическое консультирование, консультирование проекта и консультирование процесса,

В настоящее время в условиях нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, напряжённой демографической ситуации общеобразовательные учреждения оказались в достаточно жёстких условиях конкурентного выживания. это объективно обуславливает необходимость их динамичного развития. Руководители школ стремятся оперативно реагировать на изменения социального запроса родителей и учащихся, постоянно обновлять программно-методическое сопровождение реализации образовательной программы школы, своевременно обеспечивать научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса. Практики оказались в сложнейшей ситуации, когда они вынуждены создавать, теоретически обосновывать, технологически конкретизировать и инструментально экипировать наукоёмкую продукцию, обладающую всеми признаками интеллектуальной собственности.

В связи с этим очевидна потребность в новых формах взаимоотношения практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями. Ведь проблемы, возни-

кающие перед современной школой, столь сложны, а их инновационный коэффициент так высок, что по мере их решения проявляются всё новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные. Обычно инновационные проблемы определяют как проблемы, не имеющие в теории и практике аналогов решения. Заметим, инновация должна рассматриваться не как модное нововведение, а как наиболее эффективное средство решения инновационной проблемы. Поэтому подчас решение инновационной проблемы возможно «породить» и внедрить в образовательный процесс только посредством внутришкольной экспериментальной работы, в большей степени учитывающей уникальные условия конкретной школы, педагогический менталитет учителей, харизматическую решительность управленцев в реализации принятых мер и т.п. Поэтому востребована не методическая работа по внедрению неких новшеств, а экспериментальная деятельность по решению актуальных проблем образования, сопровождающаяся разработкой и апробацией этих новшеств при активном взаимодействии сотрудников школы и научного консультанта.

В связи с этим одним из обязательных условий эффективной внутришкольной экспериментальной деятельности является восприятие педагогами ре-

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

шаемой проблемы образования как проблемы личностно-значимой и социально-актуальной. Педагог должен быть убеждён, что это действительно нужно школе, это действительно важно для него как для профессионала. Другим условием является организация совместной экспериментальной деятельности практиков и теоретиков по решению инновационной проблемы на основе проектно-договорных отношений в формате управленческо-педагогического консультирования.

Как известно, если консультация - это передача знаний, сообщение советов, которые, кстати, также очень востребованы школой, то консультирование -это эффективное взаимодействие клиента и научного консультанта по совместному решению животрепещущей проблемы. Первое не имеет ничего общего с экспериментальной деятельностью, то второе её не просто не исключает, а при необходимости активно использует.

Как известно, в школах, осуществляющих наукоёмкую экспериментальную работу, традиционно разводят должности «научного руководителя» и «научного консультанта» [4].

- Научный руководитель, как правило, является носителем определённой (чаще всего собственной) концептуальной идеи или технологий, осваиваемых школой под его непосредственным руководством. В этом случае экспериментальная работа становится некой деятельностью по внедрению уже готового и априори эффективного нововведения.

- Научный консультант оказывает помощь в решении реальных, злободневных, подчас уникальных инновационных проблем школы, часто посредством организации экспериментальной деятельности. В этом случае эксперимент становится не целью, а востребованным средством решения инновационной проблемы школы.

Системный характер возникающих психолого-педагогических проблем предполагает, что их решения подчас под силу не одиночкам консультантам, а консалтинговым группам, включающим различных специалистов, которые, тем не менее, выступают в качестве представителей единой научной школы.

Думается, что в настоящее время большей востребованностью обладает именно консалтинговые группы специалистов, готовых помочь школе самой решить инновационные проблемы образования. Нам кажется, что деятельность научного руководители или консультанта в составе консалтинговых групп в большей степени соответствует вечно актуальному императиву: НЕ НАВРЕДИ. Так, по данным Межрегиональной общественной организации родителей «Импульс» (http://www.sdvg-impuls.ru/), страх перед экспериментированием в школе входит в тройку факторов, вызывающих опасения и тревогу родителей. Подчеркнём: одних из основных заказчиков и клиентов школы, а клиент как вы знаете

всегда прав. Кроме того, будем откровенны: экспериментальная деятельность - это не только всегда благо, например, определённая дестабилизация отдельных компонентов образовательного процесса как обязательный атрибут развития. Мы должны осознавать, что разработка и внедрение инноваций обязательно предполагают дополнительную нагрузку на учителей, дополнительные финансовые затраты и т.д. В тоже время не будем забывать, что школа - это не научно-исследовательское, а образовательное учреждение для детей, которые подчас «отвлекают» учителей от экспериментов. Поэтому эксперимент по разработке, апробации и внедрению дидактико-методического сопровождения образования следует рассматривать как вынужденное и наиболее эффективное средство решения конкретной проблемы в данных условиях образовательного процесса.

Необходимо признать, что школу не может устраивать сотрудничество с вузами, когда вузовские преподаватели выступают только в качестве источника информации. Нам представляется малоэффективной репродуктивная передача профессиональной информации на всякий случай - авось когда-нибудь пригодится или по принципу: «это должен знать каждый». В этом случае руководители школы и педагоги воспринимаются не как партнёры в решении проблемы, а как обучаемые. И в результате основным средством совместной деятельности школы и преподавателя вуза становится чтение-слушание незначительно модернизированных вузовских лекций или, в лучшем случае, проведение обучающих семинаров.

Значительно продуктивнее взаимодействие научного руководители или консультанта с управленцами и педагогами по определённым правилам в соответствии с обсуждённой и утверждённой программой эксперимента по разработке и реализации способов решения реальных проблем образования. При этом совершенствование профессиональной компетентности педагогов, вовлечённых в экспериментальную деятельность, осуществляется посредством не просто практико-ориентированной, а проблемно-ориентированной деятельности. Вот это освоение профессиональных знаний и умений не может осуществляться посредством только организации лекций. Конечно, возможны и лекции, и теоретические семинары, но этим нельзя ограничиваться. Компетентность, представляющая собой опыт успешного осуществления того или иного вида деятельности, как раз и формируется, совершенствуется, воплощается в совместной экспериментальной деятельности.

Таким образом, научное консультирование или научное руководство в формате школьной экспериментальной площадки основывается на принципе сервизации управления образованием как развития

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сферы проектно-договорных управленческо-методических услуг, оказываемых школе учреждениями высшего, дополнительного образования, инновационными научно-образовательными центрами, другими социокультурными институтами. Как известно, сервис предполагает оказание высококвалифицированных услуг, удовлетворяющих определённые потребности заказчика. В связи с этим конструктивным основанием для общения научного консультанта со школой являются проектно-договорные отношения, которые предусматривают заключение прямых договоров о выполнении конкретных информационно-методических проектов.

Кроме того, с нашей точки зрения, доминирующим является общешкольный формат внутришкольной экспериментальной работы, ибо проблемы образования, решаемые в процессе экспериментальной деятельности, столь сложны, что касаются большинства членов педагогического коллектива. Поэтому обязательно требуется управленческое сопровождение на протяжении всего цикла жизнедеятельности инновации: от её порождения как отклика на необходимость решить проблему до её рутинизации, превращения в традиционный компонент образовательного процесса, а значит - её своеобразной «смерти» как нововведения. Управленческо-педагогическое консультирование призвано минимизировать объективные риски экспериментальной деятельности. Более того, школа, образовательный процесс, являясь сложными социальными системами, требуют адекватных системных средств по их управлению.

Говоря о необходимости тесного взаимодействия консультанта и клиента, следует особо отметить важность взаимоотношений с директором образовательного учреждения. В сущности, отношение директора определяет во многом, если не сказать во всем, его результативность и успех. Если первый руководитель не проявляет инициативы и активности, не поддерживает консультанта и не контролирует своих подчинённых, то совместная работа обречена на неудачу. Приглашая консультанта, директор должен в своём напряжённом графике работы зарезервировать необходимое количество времени для совместной деятельности.

Однако и в работе с заинтересованным директором образовательного учреждения возникает много сложностей. Одна из них состоит в том, что директор, с одной стороны, ищет консультанта более компетентного, чем сам, а с другой стороны, не всегда считается с рекомендациями. Заместители директора школы подчас считают активное сотрудничество с консультантом обременительной обязанностью к их традиционным функциям, а выполнение тактических заданий - как работу за консультанта. Как ни печально, но иногда консультанта, убеждённого в необходимости активного участия управленцев в совместной деятельности, воспринимают как

«человека, который берёт взаймы ваши часы, чтобы сказать вам время».

Консультант не может достичь должных результатов, если руководители школы не заинтересованы в полной мере в совместной работе. Вследствие этого консультанту не предоставляется необходимая информация в полном объёме, не обеспечивается организация выполнения совместно принятых решений, нарушаются запланированные сроки выполнения работ и т.д. Во многом это объясняется элементарным нежеланием подлинно конструктивных перемен (желание казаться, а не быть, такая своеобразная имитация изменений, «могучий бег на месте») и/или непониманием роли консультантов и/ или неверием в плодотворность вовлечения в решение приоритетных проблем всего педагогического коллектива.

Поэтому иногда научных консультантов приглашают в школы, особенно инновационные образовательные учреждения не для реальных перемен и достижения эффективных результатов, а для создания внешней эффектности, выращивания псевдоимиджа преуспевающей школы. Более того, именно инновационные общеобразовательные учреждения, имеющие экспериментальное прошлое, исчерпали кредит доверия и потенциал работоспособности педагогов: «опять ещё один эксперимент!».

Не будем забывать, что муниципальные и региональные управления образования постоянно доказывают факт своего существования инициативами, на которые школы не могут не реагировать. Вовлечение педагогического коллектива школы в эти крупномасштабные мероприятия может привести к перегрузке руководителей и педагогов школы, которые будут вынуждены меньше сил и времени уделять экспериментальной работе. Кроме того, естественная ежегодная ротация педагогических кадров (как вовлечение новых, так и убытие прежних участников экспериментальной работы) может потребовать повторения ряда научно-методических мероприятий. Более того, необходимо осознавать, что у разных школ различная мотивация на организацию экспериментальной работы по взаимодействию, как принято говорить в образовании, «с наукой»; неодинаковый кадровый, управленческий потенциал, социально-психологическая готовность проведения экспериментальной работы, которая обязательно предполагает дополнительную нагрузку на учителей, дополнительные финансовые затраты и т.д.

Существуют два основных способа управленческо-педагогического консультирования: консультирование проекта и консультирование процесса. Различие между данными способами заключается, прежде всего, в особенностях разделения функций консультанта и клиента.

Консультирование проекта предполагает, что консультант сам разрабатывает и предлагает образо-

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

вательному учреждению проект (документ) конкретного решения реальной проблемы образовательного процесса. Участие сотрудников школы в разработке документа минимально, кроме того, консультант не берёт на себя обязанность по внедрению своих предложений, и в силу этого может произойти разрыв между предлагаемым решением и существующей ситуацией в образовательном учреждении. Чаще всего потребность в данном способе консультирования неосознанно инициируется сверху проведением различных акций, изданием нормативных документов. Так, в настоящее время пышным цветом расцветает аккордная разработка пакета документов, необходимого для получения федеральных, региональных грантов.

Консультирование процесса предусматривает совместную работу консультанта, управленцев и педагогов по выявлению проблем образовательного процесса, по разработке решений и их внедрению. При этом консультант предлагает руководителям образовательного учреждения те или иные технологии решения проблем, а управленцы при помощи данных технологий совместно с консультантом проектируют и внедряют предложения по совершенствованию деятельности. Следует подчеркнуть, что главная задача консультанта - помочь клиенту понять, как он может сам себе помочь. Консультирование процесса предполагает, что работники образовательного учреждения для консультанта выступают в качестве сотрудников, которые выдвигают свои суждения, дополняют или корректируют предлагаемые рекомендации. Сложность решения выявленных проблем делает подчас обязательным включение консультанта в процесс реализации разработанного предложения. С точки зрения окончательного результата при консультировании процесса не важно, кто первый высказал исходную идею, главное - довести продуктивную идею до её практической реализации. В границах данного направления совместно с педагогическими коллективами могут «выращиваться», выкристаллизовываться, приниматься и осваиваться концепции, целевые программы, управленческие технологии и т.д.

Консультирование процесса - это крайне трудоёмкая и времеемкая деятельность, однако, она имеет ряд достоинств:

Во-первых, совместно разрабатываемые решения воспринимаются педагогами как их собственные, а не нечто чужое, инородное, что, в конечном счёте, во многом определяет положительное отношение преподавателей к их выполнению, а значит и обуславливает эффективность дальнейшей реализации.

Во-вторых, управленческое консультирование позволяет интегрировать знания теории социального управления и управления образовательным учреждением, педагогики и психологии с реальным положением дел в образовательном учреждении, с реальным

уровнем методической культуры педагогов, с реальным образовательным запросом обучающихся и их родителей.

В-третьих, в процессе вовлечения педагогов в осмысление и решение проблем образовательного процесса происходит целенаправленное практико-ориентированное повышение профессиональной компетентности преподавателей, когда психологические, педагогические знания формируются не вообще, а мотивированно - для решения конкретной злободневной проблемы. В этом случае действует известная схема: «от действий - к знаниям», а не «от знаний - к действиям». Действительно, только попробовав решить проблему, педагог может столкнуться с трудностями, свидетельствующими о недостатке его знаний о предмете действия. Только когда появляется потребность в новой информации, она становится востребованной и осознанно воспринимается.

В-четвёртых, один из андрагогических принципов консультирования процесса гласит: эффективное обучение взрослого человека возможно только в группе и только при поиске решения реальной проблемы. Действительно, только общение в группе может способствовать «раскручиванию заводного механизма» педагогического творчества по известной схеме: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Именно подобная совместная деятельность педагогов по решению реальной животрепещущей проблемы образовательного процесса и является, пожалуй, единственно эффективной формой методической работы. Человеку нравится ощущать собственную значимость. Общение в группе предоставляет такую счастливую возможность обратить на себя внимание коллег, проявить свои способности.

Трудно говорить о преимуществе только одного из названных способов управленческо-педагогического консультирования, ибо тот и другой обладают явными достоинствами. Если мы хотим в короткие сроки получить качественную разработку, то, несомненно, полезно использовать методику консультирования проекта. Если же мы заинтересованы не только в качестве предложения, но и в качестве внедрения, в эффективности реализации принятых решений, то очевидна продуктивность второго способа. Следует отметить, что именно консультирование процесса, с нашей точки зрения, в большей мере отражает специфику изменений в работе образовательного учреждения.

Управленческо-педагогическое консультирование процесса предполагает следующие фазы:

1. Подготовка работы с клиентом.

На этой стадии происходит первое знакомство консультантов с руководителями образовательного учреждения и педагогическим коллективом; осуществляется предварительный анализ проблем образовательного процесса; разрабатывается план совместной

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

деятельности; заключается договор на оказание консалтинговой помощи.

2. Диагноз проблем образовательного процесса.

В границах данного этапа осуществляется сбор

необходимой информации, анализ и синтез фактов, формирование проблемного поля и детальное изучение приоритетных противоречий образовательного процесса.

3. Проектирование решения проблемы.

Третья фаза включает поиск, оценку и выбор альтернативных средств решения проблем; конструирование на этой основе управленческо-педагогических систем, учитывающих особенности конкретного образовательного учреждения; разработку стратегии и тактики осуществления изменений.

4. Реализация решений.

Четвёртая стадия направлена на оказание своевременной квалифицированной помощи при реализации коллективно выработанных решений; на внесение необходимых корректив в разработанный проект; на анализ эффективности принятых решений и процесса их реализации.

5. Итоговый анализ консультирования.

Завершающая стадия управленческо-педагогического консультирования включает анализ и оценку эффективности совместной деятельности консультантов и педагогического коллектива; подготовку итогового отчёта; формулирование рекомендаций по дальнейшему развитию найденных решений.

Технология управленческо-педагогического консультирования процесса относится к тому виду социальных технологий, которые не могут быть в полной мере формализованными и включают в себя опыт и личностные качества консультантов. Тем не менее, попытаемся назвать некоторые позиции, обеспечивающие эффективное взаимодействие консультанта и клиента, так как результаты консультирования во многом зависят от их взаимоотношений. Взаимодействие следует рассматривать как активное участие консультанта в реальном управленческом процессе и осуществление постоянной корректировки поведения руководителя образовательного учреждения, педагогов и консультанта.

Определим основные причины, обусловливающие необходимость тесного сотрудничества научного консультанта и работников образовательного учреждения.

1. Рекомендации консультантов будут эффективными только тогда, когда они базируются на глубоком знании реальной ситуации в образовательном учреждении. В свою очередь глубина таких знаний зависит от степени сотрудничества работников образовательного учреждения и консультантов.

2. Педагогический коллектив часто отвергает изменения, предлагаемые извне. Совместное выявление проблем и поиск их решения способствуют формированию позитивного отношения не только к коллек-

тивно разработанным решениям, но и к дальнейшему участию в их выполнении.

3. Коллективная природа педагогической деятельности, сложность решения проблем образования, требующих активизации и интеграции творческого потенциала всего педагогического коллектива, предполагают тесное сотрудничество консультантов и педагогов.

4. Специфика экспериментальной деятельности, когда консультант предлагает образовательному учреждению свои рекомендации не в конце срока договора, а постепенно, требует пролонгированного взаимодействия двух сторон.

5. В ходе совместной работы не только происходит повышение управленческо-педагогической компетентности работников школы и формируется их положительное отношение к изменениям, но также раскрывается и мобилизуется потенциал коллектива педагогов, усиливается и расширяется его организационное ядро.

6. Сложность использования средств решения проблем требует практико-ориентированного обучения педагогов посредством включения их в работу на всех стадиях внедрения. Следует отметить, что нововведения труднее осваиваются педагогами с помощью литературы или аудиторного обучения и легче - при их совместной работе с консультантом.

Сложность и важность взаимодействия консультантов с клиентом обусловливает актуальность такого аспекта деятельности, как соблюдение этики консультирования. Консультант постоянно касается деликатных вопросов, связанных со способностями и квалификацией педагогов, управленческой компетентностью руководителей образовательных учреждений, сложившимися системами межличностных отношений и коллективных ценностей.

Назовём лишь некоторые этические принципы, на которых строится деятельность научного консультанта.

1. Консультант должен руководствоваться принципом «не навреди», максимально минимизируя негативные дестабилизирующие последствия экспериментальной деятельности.

2. Консультант должен обладать необходимой квалификацией для выполнения экспериментального проекта.

3. Консультант не имеет права разглашать конфиденциальную информацию.

4. Консультант должен быть объективен и беспристрастен и в то же время лоялен в оценках и рекомендациях.

5. Консультант должен стремиться к перманентному повышению профессиональной компетентности сотрудников школы.

6. Консультант должен быть великодушен, ведь сильные люди - великодушны.

7. Консультант силой своего примера показывает силу своих рекомендаций.

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Соблюдение консультантом названных выше этических норм является условием для создания оптимальных отношений с педагогическим коллективом, для приобретения доверия руководителей образовательных учреждений, способствует взаимопониманию в совместной работе и в силу этого оказывает позитивное влияние на результаты экспериментальной работы.

Таким образом, необходимость организации оказания управленческо-педагогических консалтинговых услуг общеобразовательным учреждениям в решении проблем образования объясняется следующими обстоятельствами:

Во-первых, учитывая высокий коэффициент инновационности образования, разработка и внедрение в образовательный процесс школы его учебно-методического обеспечения требуют организации не традиционной методической работы, а именно экспериментальной деятельности.

Во-вторых, процесс автономизации школ, диверсификации образовательных программ сопряжён с выполнением образовательными учреждениями новых, ранее не свойственных им функций, что обусловливает необходимость осуществления соответствующей сервисной поддержки. Однако отдельные школы для успешной самостоятельной деятельности не располагают в настоящее время собственным необходимым кадровым и информационным потенциалом, не все руководители школ готовы принимать компетентные управленческие решения в инновационных векторах модернизации образования.

В-третьих, в современной образовательной системе сложилось такое разделение труда, когда между производителем научной или нормативной информации и её потребителем находится посредник. Посредник необходим для потребителя в силу следующих обстоятельств: существует некая избыточная информация, в которой сложно выбрать приоритетное и существенное; информация, которая предлагается школе, слабо структурирована и не представлена в удобной для пользователя форме. Таким образом, несмотря на избыток информации, существует информационный голод. Одной из важнейших проблем удовлетворения информационного голода является определение истинных потребностей потребителя.

Управленческий консалтинг, убедительно доказавший свою эффективность в западной экономике, получил в настоящее время широкое распространение в российском производстве, банковском деле, политической сфере. Отвечая на вопрос, что может и знает консультант по управлению такого, чего не знает толковый и успешный руководитель, А. И. Пригожин -один из отцов-основателей отечественного управленческого консультирования, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию - приводит три позиции:

1. Консультант специально отслеживает последние достижения теории управления. Он не только выявляет, систематизирует эти достижения, но и комбинирует их, адаптирует под конкретную управленческую ситуацию.

2. Консультант может предложить руководителю опыт решения его проблем, имеющийся в других аналогичных организациях. Можно a priori утверждать, что, несмотря на уникальность каждой проблемной ситуации, в них есть нечто общее, что позволяет в дальнейшем классифицировать, изучать и использовать опыт их решения.

3. Консультант по управлению обладает пакетом специальных технологий и техник выявления и решения управленческих проблем. Данные средства, интерпретированные под специфику конкретной организации, могут позволить решать выявленные проблемы быстрее и лучше, чем без них [5, с.14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой отец-основатель российского управленческого консультирования, В. С. Дудченко -президент Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов, дал лиричную, но очень точную характеристику представителя этой редкой профессии - «это и врач, и священник, и учитель, и партнёр в делах, и надёжный друг...» [2, с.7].

Кроме того, в настоящее время в производственной сфере, банковском деле всё большую активность проявляют специалисты по коучингу (индивидуальному консультированию), каунселингу (советованию), фасилитации (тренингам личностного и группового развития). Ещё со времён адмирала Александра Семёновича Шишкова хорошим тоном считается бороться за чистоту русского языка от заимствований. Помните как у Александра Сергеевича Пушкина: «Шишков, прости: не знаю, как перевести.» И нам очень не хочется раздражать нашего читателя калькированием кириллицей английских слов. Но, увы. У этих понятий, к сожалению, в русском языке нет точных и однозначных аналогов. Тем более что для общего образования и эти термины и сами специалисты - пока ещё экзотика. Поэтому, говоря о консалтинге в образовании, мы будем рассуждать только о консультантах по управлению.

Тем более что судьба консалтингового движения в так называемой «непроизводственной сфере» -в образовании - складывается, к сожалению, не столь блестяще. Хотя школу уже давно не удовлетворяет та незатейливая помощь, которую ей оказывают либо преподаватели предметных кафедр педвузов, давая точечные консультации по частным методическим вопросам, либо исследователи-диссертанты, вынужденные проводить локальные долговременные эксперименты.

Вероятно, нельзя преувеличивать роль и возможности научного консультирования и экспериментальной деятельности вообще. Это не чудесное средство, которое освободит руководителей образовательного

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

учреждения от ежедневного и кропотливого труда и автоматически обеспечит стабильность и развитие образовательного процесса. Никколо Макиавелли в своём трактате «Государь» замечает, что «хорошие советы, кто бы их ни давал, происходят от благоразумия князя, а неблагоразумие князя - от хороших советов» [3, с.132-133]. Наполеону приписываются слова: «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Действительно, консультанты не заменят ни директора образовательного учреждения, ни его заместителей, ни педагогов, которые и будут воплощать в жизнь разработанные решения. Поэтому результативность экспериментальной работы зависит от многих конкретных обстоятельств: от степени квалифицированности научных консультантов, от отношения к ним руководителей образовательного учреждения, от возможностей педагогического коллектива, от степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей и педагогов школы и т.д.

Сегодня уже можно говорить, что консультанты по управлению определились в особую профессиональную группу, хотя о состоявшемся статусе говорить ещё рано. Однако мы глубоко убеждены, что управленческо-педагогическое консультирование, например, экспериментальной деятельности имеет большой потенциал для развития [1].

Управленческо-педагогическое консультирование экспериментальной деятельности по решению реальных инновационных проблем образования способно преодолеть недостатки традиционных средств оказания помощи, так как:

• технологии, разрабатываемые и рекомендуемые школам, носят синтезированный, междисциплинарный и системный характер в отличие от частных, узкоспециальных рекомендаций традиционной системы оказания помощи педагогам;

• управленческо-педагогическое консультирование обладает оперативностью, актуальностью и прагматичностью в отличие от фундаментальной, базовой, книжной информации, зачастую вносимой в школу представителями вузовской науки;

• подобное консультирование направлено на решение злободневных проблем образования конкретной школы в отличие от универсальных рекомендаций;

• управленческо-педагогическое консультирование обладает человекосообразной направленностью, так как осуществляется на основе учёта педагогического менталитета данной школы, образовательных потребностей учащихся, родителей, и призвано способствовать созданию учителями собственных дидактических и методических продуктов и т.д.

Одной из перспективных форм реализации управленческо-педагогического консалтинга решения проблем образования может стать организация экспериментальных площадок при ведущих педагогических университетах, инновационно-образовательных центрах, каковым, например, является центр дистанционного образования «Эйдос» (А. В. Хуторской, член-корр., д.п.н.). Научный и управленческий потенциал ЦДО «Эйдос» позволит оказывать высококвалифицированные консалтинговые и экспертные услуги при осуществлении экспериментальной работы по разработке и теоретическому обоснованию, технологическому вооружению, практическому внедрению учебно-методического сопровождения образования.

Литература

1. Воровщиков С. Г Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы: 3-е изд. / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова.-М.: 5 за знания, 2008.- 352 с.

2. Дудченко В. С. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования.- М.: «Кватро-Принт», 2004.- 240 с.

3. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.- Ростов н/Д: «Феникс».- 567 с.

4. Моисеев А. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 256 с.

5. Пригожин А. И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003.- 864 с.

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1

2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.