2008
Известия ТИНРО
Том 154
УДК 639.2.081.117.212(06)
М.М. Розенштейн1, В.П. Жуков2*
1 Калининградский государственный технический университет, 236000, г. Калининград, Советский проспект, 1; 2 Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспертов (ВАРПЭ), 103031, г. Москва, Рождественский бульвар, 9
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ ОКОЛО ТРАЛОВЫХ МЕШКОВ
Изложены результаты экспериментальных исследований гидродинамического поля скоростей внутри и снаружи различных моделей тралового мешка. Установлено, что гидродинамическое поле скоростей сетных конструкций зависит главным образом от угла атаки меридиана сетной части и относительной площади сетной конструкции. Изменение гидродинамического поля скоростей снаружи и внутри сетной конструкции тралового мешка зависит, помимо угла атаки меридиана сетной конструкции, от его безразмерной длины. Получены эмпирические формулы для расчета безразмерных скоростей потока внутри и снаружи сетных мешков в зависимости от угла атаки меридиана сетных конструкций, их относительной площади и относительной длины.
Ключевые слова: мезопелагические рыбы, траловый мешок, гидродинамическое поле скоростей.
Rozenshtein M.M., Zhukov V.P. Experimental studies of hydrodynamic field near the cod-end of trawl // Izv. TINRO. — 2008. — Vol. 154. — P. 324-335.
Experimental results of hydrodynamic field investigation inside and outside of various cod-end models are presented. The trawl hydrodynamics depends mainly on the attack angle of the trawl and relative size of the cod-end. Moreover, the flows velocities outside and inside the cod-end depend on its dimensionless length. Empirical formulas are determined of these flows dimensionless velocities dependence on the attack angle and relative size and length of the cod-end. This dependence allows to improve geometrical and constructive parameters of cod-ends. When special devices for loops formation are installed on the cod-end, the velocity of water flow through the net meshes increases considerably (up to 60 %) that improves its selectivity because of better passability for small-size fish.
Key words: cod-end, small size fish, hydrodynamic field.
Введение
Современный трал на 75-80 % своей длины состоит из крупной ячеи, через которую рыба легко выходит в процессе траления и особенно в процессе выбор-
* Розенштейн Михаил Михайлович, доктор технических наук, профессор кафедры промышленного рыболовства, e-mail: [email protected]; Жуков Валерий Павлович, советник Президента ВАРПЭ по внешнеэкономической деятельности, e-mail: [email protected].
ки трала. Только из тралового мешка выход рыбы минимален, вот почему именно мешку конструкторами и исследователями уделяется особенное внимание (Вой-никанис-Мирский, Вишневский, 1971; Заферман, Серебров, 1989; O'Neill, O'Donoghue, 1997; Korotkov, Meyler, 2001; Белов, 2002; Мейлер, 2005а). Большая часть рыбы, зашедшая в канатно-сетную оболочку трала, в траловый мешок не попадает: она распределяется по всему объему трала и легко выходит через его крупную ячею.
Практически во всех промысловых районах снизилась плотность скоплений, появилась недозагрузка судового технологического оборудования, уменьшилась рентабельность промысла. Появилась острая необходимость повышения удерживающих качеств тралов, и в первую очередь за счет максимального увеличения доли сетной части трала с допустимыми по правилам рыболовства минимальными размерами ячеи. Проблема селективности трала в настоящее время уже затрагивает не только мешок, но и всю мелкоячейную часть трала. С другой стороны, интересен вопрос о том, какой же характеристикой оценивать удерживающую способность трала на стадии проектирования и модельного эксперимента.
При обосновании рациональных параметров трала необходимо исходить из характера распределения объекта лова, его оборонительных видеотипических реакций на трал, скорости плавания рыб и их выносливости.
Сетная часть трала выполняет важные функции удержания и направления рыбы в траловый мешок. В зависимости от конструктивного исполнения сетной части могут существенно изменяться ее гидродинамические характеристики и характер поведения рыб относительно сетного полотна, что скажется на размерной и видовой селективности трала (Мысков, 1985; Заферман, Серебров, 1989; Korotkov, Meyler, 2001; Мейлер, 2005а).
Эффективность облова рыб во многом зависит от ассортимента сетеполотен в районе "критической зоны". Если эта зона оказывается в районе пластин с шагом ячеи, значительно превосходящим объячеивающий размер облавливаемых рыб, происходит интенсивный выход рыб через ячеи сетеполотен. Желательным вариантом следует считать тот, в котором в районе образования "критической зоны" используется сетное полотно с шагом ячеи, не позволяющим рыбам промыслового размера выходить через ячеи и объячеиваться в них. В настоящее время селективные характеристики трала большинство исследователей связывают с конструкцией тралового мешка.
В литературе вопрос выбора рациональных параметров сетной части трала освещен слабо. Он имеет особенно большое значение при проектировании мешков тралов, предназначенных для лова мезопелагических рыб. Под этим видом рыб в дальнейшем понимаются малоразмерные рыбы с ограниченными плавательными возможностями (светящиеся анчоусы и др.).
Известно, что трал является источником гидродинамических полей, которые влияют на поведение гидробионтов (Koo, James, 1973; Мизюркин и др., 1982; Костюков, Ш евченко, 1983; Ward, 1992; O'Neill, O'Donoghue, 1997; Paschen, Winkel, 1999; Еnеrhaug et al, 2001; Korotkov, Meyler, 2001; Белов, 2002; Shigeru et al., 2003; Enerhaug, 2005; Мейлер, 2005б). Величина и качество улова в мешке тесно связаны с картиной течения воды в нем, поэтому параметры тралового мешка (периметр, длина мешка, размеры ячей рубашки и каркаса) следует определять исходя из характеристик гидродинамического поля, возникающего внутри и снаружи тралового мешка. Конструктивные параметры мешка влияют на распределение скоростей течения в нем, а также на скорости и направления перемещения рыбы.
Несмотря на то что накоплен значительный экспериментальный материал по определению гидродинамического поля в сетных конструкциях, а также разработаны соответствующие математические модели, проблема расчета скоростей потока воды внутри траловых мешков остается актуальной.
Таким образом, возникает необходимость в проведении экспериментальных работ, направленных на определение зависимостей между скоростями истечения жидкости через сетную оболочку и ее конструктивными характеристиками.
Актуальность таких исследований состоит в практической потребности проектировщиков в рекомендациях по конструктивному оформлению мешка трала, обеспечивающему высокую уловистость малоразмерных рыб. Такие рекомендации должны базироваться на результатах исследования процессов истечения воды через сетную оболочку, чему и посвящена настоящая статья.
Материалы и методы
В качестве исследуемых образцов были приняты однородные сетные модели тралового мешка, конструктивные характеристики которых подбирались из расчета облова малоразмерных объектов, причем обоснование шага ячеи и диаметра нитки выполнено в соответствии с рекомендациями по их облову. Выбранные конструктивные характеристики приведены в табл. 1.
Таблица 1
Конструктивные характеристики моделей траловых мешков
Table 1
Constructive characteristics of models of cod-ends Номер модели тралового мешка Сплошность Fo Конструктивный параметр Р х 10-4
1 0,315 3,75
2 0,315 2,97
3 0,315 2,46
4 0,315 1,07
5 0,226 7,23
6_0,250_8,02
Схема расположения сечений в моделируемых образцах сетных траловых мешков, где производились измерения характеристик, показана на рис. 1.
1
-О
■сГ ■о* •Q
1/2 L
1/21 2м 2м
Рис. 1. Схема расположения сечений в моделируемых образцах сетных траловых мешков
Fig. 1. The circuit of an arrangement of sections in modeled samples codends
В табл. 1 конструктивные характеристики моделей вычислялись по формулам:
P =
I • и2
F =
2 n\C + 0,5)' d 1
a и • и
(1) (2)
y
где I — количество сетных пластей; их — средний взвешенный посадочный коэффициент в поперечном сечении тралового мешка; С — средний взвешенный цикл крой сетных пластин (Розенштейн, 2000).
Сетные конструкции моделей траловых мешков различались размерами сетных пластин, циклами кроя сетных пластин и ассортиментом делей.
В ходе экспериментов производились измерения скоростей потока в вертикальной плоскости внутри и снаружи сетной оболочки моделей в точках по сечениям через каждые 35 мм при скорости потока У^ = 1 м/с (рис. 1). Для исследования полей скоростей в модели мешка насадки опускались в исследуемую область модели через разрез в мелкоячейной части. Затем производился пересчет скоростей V возникающих в обращенном движении жидкости, на эквивалентное в силовом отношении равномерное и прямолинейное движение модели в неподвижной жидкости.
По полученным экспериментальным данным о скорости потока в заданных точках построены эпюры скоростей в моделях траловых мешков при обращенном и нормальном движении (рис. 2).
Рис. 2. Эпюра скоростей потока при обтекании модели тралового мешка № 1: А — обращенное движение; В — движение в неподвижной воде Fig. 2. S peeds of a stream at a flow of model cod-end № 1: А — the inverted movement; В — movement in motionless water
Результаты и их обсуждение
Для указанных групп сетных моделей траловых мешков № 1-6 устанавливалась зависимость отношения У/ У^ от угла атаки а меридиана сетной оболочки выбранного поперечного сечения, где У — измеренная скорость потока около сетной поверхности модели.
Подбор эмпирических формул осуществлялся методом наименьших квадратов. Были рассмотрены параболическая и экспоненциальная функции. Установлено, что более точная аппроксимация экспериментальных данных (погрешность не превышает 11 %) обеспечивается экспоненциальной зависимостью вида:
Гх / У_ = Ь • вк кХ, (3)
где Ь, h — подобранные методом наименьших квадратов значения коэффициентов уравнения; = ах/а0 — отношение значений углов атаки меридиана сетной части, ах — угол атаки меридиана сетной оболочки в измеряемой области, а0 — конструктивный угол атаки сетной оболочки мешка.
В формуле (3) принято:
к = а / а0 при условии а0 > а ; (4)
(5)
k = а / а0 при условии а0 < а ;
(
ах = arcsm
1 d 2
Л
где I
1-2
2 • I
1-2
длина в посадке участка сетной конструкции между сечениями.
Полученные значения коэффициентов в формуле (3), описывающей изменения поля скоростей около сетных конструкций, для всех шести моделей составляют: b = 0,52; h = 0,55.
На рис. 3 показаны экспериментальные данные для шести моделей мешков об изменении безразмерной скорости потока внутри мешка в зависимости от безразмерного угла атаки меридиана сетной оболочки мешка. Кривая на рис. 3 отображает аппроксимирующую экспериментальные данные формулу (3).
К 1
Veo
0.9
0.8
0.5
0.4
X □ - сетная конст] - -//-//-//- № 2 эукция. 4° 1 Л /
• о . -//-//-//- № 3 --//-//-//-№ 4
+ А - -ÍÍ-ÍI-I 1- № 3 /-№6 / и /• +
ф А 1-
Х □ 4- □
—• Ч А
0.1
0.2
0.3
0.4
0.6
0.7
0.8
0.9
Рис. 3. Зависимость Ух/У^ = f(kx) для внутренней границы сетных конструкций № 1-6 Fig. 3. Dependence Ух/Угх = f(kx) for internal border nets designs № 1-6
Таким образом, связь между внутренним гидродинамическим потоком скоростей в сетных мешках и характеристикой формы записывается в виде формулы:
V / V = 0,52 • e
(6)
Зависимость (6) справедлива в диапазонах физических характеристик:
ах = 0 * 80;
^ = 0,226 * 0,315; (7)
Р = (1,07 * 8,02 )10-4.
Гидродинамическое поле скоростей снаружи сетной конструкции (рядом с сетной частью) описывается также уравнением (3). Формула для гидродинамического поля скоростей снаружи сетных конструкций имеет вид:
0,7-^8
V /V = 0,5 • eL
(8)
На рис. 4 приведены экспериментальные данные о безразмерной скорости потока около сетных конструкций и аппроксимирующая их кривая, соответствующая выражению (8).
Зависимость (8) справедлива в диапазоне тех же значений физических характеристик, что и для формулы (6), с ошибкой аппроксимации не более 10 %.
В результате выполненных экспериментов установлено изменение гидродинамического поля скоростей для внутренней части сетной конструкции тралового мешка в зависимости от его безразмерной длины:
I = 4 / 4,
где Ь.— длина сечения тралового мешка (от кольца); Ьп — длина от кольца до последнего сечения.
К 1
Ко
0.9 0.8
0.6
0.5
0.4
X □ - сетная конст] - -//-//-//- № 2 эукция! 1
• о - -//-//-//- № 3 - -//-//-//- №4 /
+ А - -/1-11-1 - -Н-И-1 1- J№ J /-№6 А Л
ЙЯ '•i
М К Л •
х □ pi- о
0.1
0.2
0.3
0.4
0.5
0.6
0.7
0.8
0.9
Рис. 4. Зависимость V /V^ = f(kx) для внешней границы сетных конструкций № 1-6 Fig. 4. Dependence Vx/Vrx = f(kx) for external border cod-ends № 1-6
Соответствующая зависимость приведена на рис. 5.
V
Ко
0.9
0.7
0.5
0.4
А X □ - сетная конст] . -//-//-//- № 2 эукция; Че 1
\ ч \ / / \ • о - -//-//-//- № 3 --//-//-//- № 4
а А + А - -П-П-1 - -!1-11-1 /-№6
А □ ^ О
V * D \ \ Р / Р
--q
А л к
0.1
0.2
0.3
0.4
0.5
0.6
0.7
0.8
0.9
I
Рис. 5. Зависимость V/Vх = /(/) для внутренней границы сетных конструкций № 1-6
Fig. 5. Dependence V/V^ = /(/) for internal border cod-ends № 1-6
Полученные экспериментальные данные аппроксимируются выражением:
V / 0,55 • l2 -1 + 1. (9)
Изменение гидродинамического поля скоростей снаружи сетной конструкции тралового мешка в зависимости от его безразмерного удлинения описывается выражением:
V / V^= l2 -1,45 • l +1. (10)
На рис. 6 приведены соответствующие экспериментальные данные и график уравнения (10).
Зависимости (9) и (10) справедливы в диапазоне физических характеристик (7) с ошибкой аппроксимации не более 15 %.
Предложения по совершенствованию конструкций тралов для облова мезо-пелагических объектов с комплексом гидродинамических устройств (щитков-шлейфообразователей, буферных поясов, других устройств) позволяют изменить общую гидродинамику сетных оболочек трала, увеличить фильтрацию воды че-
329
рез сетную оболочку, снизить гидродинамический подпор и увеличить уловис-тость трала.
X □ - сетная kohctj - -//-//-//- № 2 эукция. No 1
• о - -//-//-//- № 3 - -//-//-//- №4
A + A - -ii-II-I - -//-//-; 1- J№ J /-№6
• □ > < +04 / 4 (J
• □ \ • Г"! X J L
с i
О 0.1 0 2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1 /
Рис. 6. Зависимость V/V^ = f(l) для внешней границы сетных конструкций № 1-6 Fig. 6. Dependence V/V^= /(/) for external border cod-ends № 1-6
Непосредственно такие исследования были проведены нами с моделями траловых мешков (табл. 2).
Таблица 2
Конструктивные характеристики моделей траловых мешков
Table 2
Constructive characteristics of models of cod-ends
Номер модели тралового мешка Сплошность Fo Конструктивный параметр Р х 10 4
7 0,315 4,10
8 0,280 4,00
9 0,280 4,00
10 0,340 4,00
11 0,250 4,01
Для встраивания гидродинамических устройств в конструкцию тралового мешка и определения получаемого эффекта в моделях мешков на одной сетной пластине в заданном сечении было выполнено четыре малых или два больших "окна" ("окно" — специально вырезанные ячеи в сетной части модели трала (рис. 7)).
Рис. 7. Модель тралового мешка с вырезанными "окнами"
F ig. 7. Model of a trawling bag with cut out "windows"
Часть таких исследований была проведена в ходе модельных испытаний траловых конструкций в гидроканале МариНПО промрыболовства (г. Калининград) и в море с натурными образцами макета экспериментального трала в 1985-1989 гг.
При испытании моделей траловых мешков с указанными выше гидродинамическими устройствами в гидроканале, как видно из данных табл. 2, соблюдалось условие:
P « 4 • 10-4 = const.
Это позволило исключить влияние данного параметра, а значит циклов кройки и коэффициента посадки, на поле скоростей.
Полученные экспериментальные данные относительно гидродинамического поля скоростей внутри сетной конструкции (рядом с сетной поверхностью) аппроксимируются экспоненциальной зависимостью:
Vx / V^= b • , (11)
где t — эмпирический коэффициент.
В "окна" моделей вставлялись различные конструкции шлейфообразователей в виде щитков, которые, с одной стороны, должны обеспечивать протекание жидкости через "окна", а с другой — предотвращать уход рыбы из сетной оболочки.
На рис. 8 приведены экспериментальные данные о безразмерной скорости потока внутри моделей траловых мешков и аппроксимирующие зависимости, определяемые выражением (11).
К 1
Veo
0.9 0.8 0.7
O.ú
0.5
0.4
0 0 1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0 8 0.9 1 £
Рис. 8. Зависимость Vx/V^ = f(kx) вида для внутренней границы сетных конструкций № 7-11
Fig. 8. Dependence Vx/Vrx = f(kx) of a kind for internal border cod-ends № 7-11
Полученные значения коэффициентов для экспонентного уравнения (11) приведены в табл. 3.
Таблица 3
Значения коэффициентов d, h, t для экспонентного уравнения (11)
Table 3
Values of factors d, h, t for the equations (11)
TT „ Коэффициенты уравнения
Номер сетной модели d h t
7 0,52 0,55 4
8 0,65 0,42 2
9
10 (с щитками) 0,48 0,55 6 11_0,65_0,42_2
Максимальное отклонение экспериментального значения У х / У^ от расчетного составило 15 %.
Как видно на рис. 3 и 8, установка гидродинамических щитков на моделях тралового мешка с значениями сплошности = 0,25 * 0,28 способствует повышению безразмерной скорости потока у внутренней поверхности мешка.
Зависимости внутреннего гидродинамического поля скоростей по результатам экспериментов записываются в виде формул:
V / у^ = 0,48 • в°'55'к' при наличии щитков и Fo = 0,34;
V / у = 0,52 • e
0,55k 4 0,42-kX
при условии Fo = 0,31;
(12)
Vx / у^ = 0,65 • eu'42 kx при условии Fo = 0,26.
Зависимость (12) справедлива в диапазонах физических характеристик:
ах= 0 * 380;
¥0 = 0,25 * 0,34; (13)
Р = (4,01 * 4,1) 10-4.
Поле скоростей снаружи сетной конструкции (рядом с сетной частью) при установке на них гидродинамических устройств может быть описано следующими выражениями:
Ух / У^ = 0,67 • в0'36 к" при наличии щитков и ¥о = 0,34; У х /У^ = 0,5 • в0'7 •к' при условии ¥о = 0,31; Ух / У^ = 0,75 • в0'28 ' к8 при условии ¥а = 0,26.
(14)
Соответствующие экспериментальные данные и аппроксимирующие зависимости приведены на рис. 9.
V 1
Ко
0.9
О - сетная конструкция № ■ - № 8 Л _ Wn О 7
♦ -№10 (с + -№11 щитками) ■ Л + — П 9Й < У л
Д - п * ■ _ , /ь
р - -ф— = 0,34 ■
■Го
+
Fc,= = 0.31 X о
Рис. 9. Зависимость Vj V^= f(kx) для внешней границы сетных конструкций № 7-11
Fig. 9. Dependence Vx/Vrx= f(kx) for external border cod-ends № 7-11
Как видно на рис. 9, наличие шлейфообразующих устройств увеличивает безразмерную скорость у внешней границы сетных мешков с указанным выше значением сплошности на 10-60 %.
Зависимость безразмерной скорости потока у внутренней границы сетных мешков с установленными на них шлейфообразующими устройствами от безразмерной длины мешков и относительной площади ниток показана на рис. 10.
332
V
Vœ
О ■ Д
+
Л1" ■ ■ Fo = = 0,26
♦Ч, S. L i ■ „ -. ¿k
О - сетная конструкция № 7 и,л 4
■ - № M Д - № 9 ♦ -№10 (ci + -№11 ♦ л
цитками) V 4 ,34
О D.l 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1 /
Рис. 10. Зависимость V/V = f(l, F ) для внутренней границы сетных конструкций № 7-11
Fig. 10. Dependence V/V^ = f(l, Fo) for internal border cod-ends № 7-11
Установка на мешке шлейфообразователей также повышает относительную скорость потока по его длине в среднем на 20 % (рис. 10).
Соответствующие аппроксимирующие формулы имеют вид:
VV = 0,55 • l2 — l + 1 при условии Fo = 0,31 ; VI V^= 0,4 • l2 - 0,7 • l + 1 при условии Fo = 0,26 ; (15)
VI V^ = 0,7 • l2 — 1,18 • l + 1 при наличии щитков и при условии
F0 = 0,34.
Для гидродинамического поля скоростей снаружи сетных конструкций полученные для моделей 7-11 данные приведены на рис. 11. Установка на мешках шлейфообразователей может повысить относительную скорость потока у внешней границы сети до 40 % (рис. 11).
Рис. 11. Зависимость V/V = f(l, F ) для внешней границы сетных конструкций № 7-11
Fig. 11. Dependence V/V^ = f(l, Fo) for external border cod-ends № 7-11 Соответствующие аппроксимирующие формулы имеют вид:
V / l2 - 1,45 • l + 1 при условии F0 = 0,31;
333
V / V^= 0,5 • l2 - 0,75 • l + 1 при условии Fa = 0,26; (16)
у / у^ = 0,5 • l2 - 0,7 • l +1 при наличии щитков и при условии
Fo = 0,34.
Заключение
На основании проведенных исследований гидродинамического поля скоростей в сетных конструкциях можно сделать следующие выводы.
1. Гидродинамическое поле скоростей сетных конструкций зависит главным образом от угла атаки меридиана сетной части а, а также от сплошности сетной конструкции F что подтверждает ранее полученные данные.
2. Изменение гидродинамического поля скоростей снаружи и внутри сетной конструкции тралового мешка V/ Vх зависит, помимо угла атаки меридиана сетной конструкции, от его безразмерной длины l.
3. На основе выполненных экспериментов получены эмпирические формулы (6), (8), (9), (10), (12), (14), (15) и (16) для расчета безразмерных скоростей потока внутри и снаружи сетных мешков, как в традиционном их исполнении, так и при установке шлейфообразующих устройств, в зависимости от угла атаки меридиана сетных конструкций, их относительной площади и относительной длины.
4. Установка на траловые мешки шлейфообразующих устройств существенно (до 60 %) повышает скорость истечения воды через сетное полотно, что создает условия для лучшего прохождения и накопления в мешке малоразмерных рыб.
5. Полученные на основе выполненных экспериментов эмпирические формулы для расчета скорости потока позволяют более обоснованно определять конструктивные характеристики траловых мешков при их проектировании.
Список литературы
Белов В.А. Течение воды в тралах // Рыб. хоз-во. — 2002. — № 1. — С. 51-52.
Войниканис-Мирский В.Н., Вишневский Е.Е. О сопротивлении кутка трала // Рыб. хоз-во. — 1971. — № 4. — С. 56-57.
Заферман М.Л., Серебров Л.И. Формирование улова в траловом мешке // Рыб. хоз-во. — 1989. — № 9. — С. 66-68.
Костюков В.М., Шевченко А.И. Исследование гидродинамического поля сетных оболочек тралов // Рыб. хоз-во. — 1983. — № 9. — С. 63-65.
Мейлер Л.Е. О формировании улова в траловом мешке // Рыб. хоз-во. — 2005а. — № 5. — С. 84-85.
Мейлер Л.Е. Схематизированные сетные конструкции для исследования поля скоростей в орудиях рыболовства // Рыб. хоз-во. — 2005б. — № 4. — С. 63-64.
Мизюркин М.А., Шевченко А.И., Абразулов В.А. Обоснование скорости траления на промысле мелких мезопелагических рыб // Физические раздражители в технике рыболовства. — Владивосток : ТИНРО, 1982. — С. 75-81.
Мысков А.С. Пути совершенствования тралов для освоения промысла мезопелагических рыб // Комплексное изучение биопродуктивности вод Южного океана. — М., 1985. — Т. 2. — С. 346-348.
Розенштейн М.М. Механика орудий промышленного рыболовства : монография. — Калининград : КГТУ, 2000. — 364 с.
Enerhaug B. Flow through fine-meshed pelagic trawls // Contributions on the Theory of Fishing Gears and Related Marine Systems : DEMAT'05. — 2005. — Vol. 4. — P. 153-164.
E^rhaug B., Gpsund S., На^еп K. E xpеrimental, numеriсal and analytkal studiеs of flow through гейсиЫе and solid ^nes // Theoretical and experimental methods for the design of Fishing Gears : DEMAT'01. — 2001. — P. 43-59.
Koo J.-K., James D.F. Fluid flow around and through a sсrееn // J. of Fluid Mесhaniсs. — 1973. — Vol. 60. — P. 513-538.
Korotkov V., Meyler L. Hydrodynamiс invеstigations, dеsigning and marinе tеsts of a traul сodеnd with thе improvеd сonditions of сatсh сonсеntration // Theoretical and experimental methods for the design of Fishing Gears : DEMAT'01. — 2001. — P. 175-187.
O'Neill F., O'Donoghue T. The fluid dynamk loading on сatсh and the geometry of trawl ^d-ends // The Royal Society. — 1997. — Vol. 453. — P. 1631-1648.
Paschen M., Winkel H. Flow investigations of net ^nes // Contributions on the Theory of Fishing Gears and Related Marine Systems : DEMAT'99. — 1999. — P. 197-216.
Shigeru F., Jun N., Keigo E. et al. Flow distribution on a simple separator device for trawling, TREND // Fish. Sci. — 2003. — Vol. 69. — P. 1169-1175.
Ward J.N. An investigation into the use of flume tank tests for ^d-end models scale range 1:2,0 to 1:2,7 : Seafish report. — 1992. — № 505. — 33 p.
Поступила в редакцию 28.02.08 г.