Научная статья на тему 'Метод расчета силовых и геометрических характеристик донных тралов'

Метод расчета силовых и геометрических характеристик донных тралов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1301
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОННЫЙ ТРАЛ / ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / УСТЬЕ ТРАЛА / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / BOTTOM TRAWL / TRAWL NET / HYDRODYNAMIC RESISTANCE / TRAWL MOUTH / EMPIRICAL DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Недоступ Александр Алексеевич

Приводится метод расчета гидродинамического сопротивления сетной части донного трала Rx, а также вертикального H и горизонтального L раскрытий устья трала по гужу. Метод расчета базируется на экспериментальных исследованиях натурных тралов. Значение гидродинамического сопротивления сетной части трала Rx = cxrV2Fн/2 (cx гидродинамический коэффициент сопротивления сетной оболочки трала; r плотность воды; V скорость траления; Fн площадь ниток) зависит от величины коэффициента cx = ¦(Re, Fo, a) (Re число Рейнольдса; Fo сплошность траловой оболочки; a угол атаки меридиана траловой оболочки) при V = const. В автомодельной области по числу Re і 600 коэффициент cx = ¦(Fo, a ). Угол атаки a зависит от конструктивных и силовых факторов a = ¦(t, x, Fo, w) (t = Ryd/(Rx + Rxо), где Ryd распорная сила траловой доски; Rxо сопротивление оснастки подбор трала; x = Q/(Rx + Rxо), где Q подъемная сила оснастки верхней подборы; w = cP, где c коэффициент, c = 8l/(3l2 + + 2l + 3), l = 2(H hk)/L, hk высота клячевки (диаметр крылового бобинца), P конструктивный параметр траловой оболочки). Ошибка при расчете силовых и геометрических характеристик донных тралов составляет не более 11 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Недоступ Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method for calculation the force and geometric parameters of bottom trawls

The method is proposed to calculate water resistance of bottom trawl net Rx and vertical H and horizontal L sizes of its mouth to the tug. The method is based on experimental testing of full-scale trawls. Hydrodynamic resistance of trawl net Rx = cxrV2Fн/2 (cx coefficient of hydrodynamic resistance for trawl net; r water density; V speed of trawling; Fн projection area of netting twine) depends on the value cx = ¦(Re, Fo, a) where Re Reynolds number; Fo relative area of the net; a attack angle of the net meridian, if V = const. In the case of self-similarity (Re і 600), the cx = ¦(Fo, a ). The attack angle a depends on constructive and force factors: a = ¦(t, x, Fo, w) where (t = Ryd/(Rx + Rxо); x = Q/(Rx + Rxо); w = cP; Ryd lifting force of the otter board, Q upward force of the trawl headline; Rxо resistance of the headline and groundrope; c = 8l/(3l2 + 2l + 3); l = 2(H hk)/L; hk height of the trawl bobbin; P design value of the trawl net. Errors of the calculation for bottom trawls do not exceed 11 % both for force and geometric parameters.

Текст научной работы на тему «Метод расчета силовых и геометрических характеристик донных тралов»

Известия ТИНРО

2011 Том 164

ПРОМРЫБОЛОВСТВО

УДК 639.2.081.117

А.А. Недоступ*

Калининградский государственный технический университет, 236000, г. Калининград, Советский проспект, 1

МЕТОД РАСЧЕТА СИЛОВЫХ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОННЫХ ТРАЛОВ

Приводится метод расчета гидродинамического сопротивления сетной части донного трала Rx, а также вертикального H и горизонтального L раскрытий устья трала по гужу. Метод расчета базируется на экспериментальных исследованиях натурных тралов. Значение гидродинамического сопротивления сетной части трала = cxpV2FK/2 (cx — гидродинамический коэффициент сопротивления сетной оболочки трала; р — плотность воды; V — скорость траления; Fh — площадь ниток) зависит от величины коэффициента cx = /(Re, Fo, a) (Re — число Рейноль-дса; Fo — сплошность траловой оболочки; a — угол атаки меридиана траловой оболочки) при V = const. В автомодельной области по числу Re > 600 коэффициент cx = /(Fo, a ). Угол атаки a зависит от конструктивных и силовых факторов a = /(т, Fo, (0) (т = Ryd/(Rx + Rxo), где Ryd — распорная сила траловой доски; Rxo — сопротивление оснастки подбор трала; | = Q/(Rx + R), где Q — подъемная сила оснастки верхней подборы; о = cP, где c — коэффициент, c = 8Я/(3Я2 + + 2А + 3), X = 2(H - hk)/L, hk — высота клячевки (диаметр крылового бобинца), P — конструктивный параметр траловой оболочки). Ошибка при расчете силовых и геометрических характеристик донных тралов составляет не более 11 %.

Ключевые слова: донный трал, гидродинамическое сопротивление, устье трала, эмпирическая зависимость.

Nedostup A.A. Method for calculation the force and geometric parameters of bottom trawls // Izv. TINRO. — 2011. — Vol. 164. — P. 348-359.

The method is proposed to calculate water resistance of bottom trawl net and vertical H and horizontal L sizes of its mouth to the tug. The method is based on experimental testing of full-scale trawls. Hydrodynamic resistance of trawl net = cxpV2FK/2 (cx — coefficient of hydrodynamic resistance for trawl net; p — water density; V — speed of trawling; Fh — projection area of netting twine) depends on the value cx = /(Re, Fo, a) where Re — Reynolds number; Fo — relative area of the net; a — attack angle of the net meridian, if V = const. In the case of self-similarity (Re > 600), the cx = /(Fo, a ). The attack angle a depends on constructive and force factors: a = /(т,Fo, 00) where (т = Ryd/(Rx + Rj; | = Q/(Rx + Rj; о = cP; Ryd — lifting force of the otter board, Q — upward force of the trawl headline; Rxo — resistance of the headline and groundrope; c = 8X/(3X2 + 2X + 3); X = 2(H - hk)/L; hk — height of the trawl bobbin; P — design value of the trawl net. Errors of the calculation for bottom trawls do not exceed 11 % both for force and geometric parameters.

* Яедоступ Александр Алексеевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, e-mail: [email protected].

Key words: bottom trawl, trawl net, hydrodynamic resistance, trawl mouth, empirical dependence.

Введение

Наибольшая эффективность донного тралового лова объясняется использованием новейших достижений в судостроении, приборостроении, машиностроении, конструировании орудий лова (Фридман, 1957; Телятник, 2007). Вместе с тем использование донных тралов ограничивается особенностями характеристик грунта и дна. Траловый лов отличается высокими энергетическими затратами и дороговизной, которая должна покрываться большими уловами. Значителен экологический ушерб, наносимый особенно донными тралами, что привело в конечном итоге к ограничению или полному запрету этих орудий рыболовства в некоторых промысловых районах Мирового океана (Report ..., 2005; Дверник, Шеховцев, 2007).

Основные задачи, возникаюшие перед исследованием работы донной траловой системы, могут быть сформулированы следуюшим образом:

а) изучение механизма явления и основных физических закономерностей, им управляюших;

б) проверка допушений и гипотез;

в) исследование сил и геометрии системы.

В условиях современных экономических отношений испытания новых тралов в натурных условиях потребуют больших затрат (фрахтовка добываюшего судна с командой, огромные затраты на ГСМ и т.д.). Поэтому необходима разработка и проверка новых методов расчета силовых и геометрических характеристик траловых систем.

Вопросу определения силовых (сопротивление) и геометрических (раскрытие устья трала) характеристик сетной оболочки донного трала уделялось и уделяется большое внимание (Шорыгин, 1933; Лойцянский и др., 1951; Фридман, 1957; Розенштейн, 1966а, б, 1969; Баранов, 1969; Кондратьев, 1969; Коротков, Сердюченко, 1970; Brandt, Klust, 1970; Koyama, 1970; Биденко, 1971а, б; Войни-канис-Мирский, Вишневский, 1971; Обвинцев, 1971; Коротков, 1972; Розенштейн, Сердюченко, 1972а, б; Толмачев, 1972; Amagai, 1972; Stengel, Fridman, 1976; Изнанкин, 1977; Карпенко, 1977; Лунин, 1977; Наумов, 1977; Горелов, 1979; Сергеев, 1979; Galbraith, 1983; Дудко, 1986; Трешев, Лунин, 1986; Ferro, 1988; Fuwa et al., 1988, 2003; Gunnarsson, 1988; Lonnevik, 1988; Tait, 1988; Ло-ренцен, 1989; Серебров, Садохин, 1990; Robertson et al., 1990; Tanaka et al., 1991; Розенштейн, Недоступ, 1997, 1998; Pereira, Valenti, 1998; Fiorentini et al., 1999, 2004; Fujimori et al., 2005; Matsushita et al., 2005; Недоступ и др., 2006; Kotwicki et al., 2006; Weinberg, Somerton, 2006; Мизюркин и др., 2010).

Цель работы определяется практической необходимостью создания метода расчета силовых и геометрических характеристик сетной части донного трала (ДТ). Из них выделим наиболее важные, которые необходимо обеспечить при проектировании ДТ: гидродинамическое сопротивление сетной части трала; вертикальное раскрытие устья трала (по гужу) и горизонтальное раскрытие устья трала. Под горизонтальным раскрытием устья трала понимаем расстояние между клячевками (Фридман, 1957) или крайними бобинцами (Дверник, Шеховцев, 2007). Процесс движения донного трала рассматривается в квазистационарной постановке без учета улова.

Материалы и методы

Известно, что гидродинамический коэффициент сопротивления траловой оболочки ДТ зависит от следующих параметров (Дверник, 1971; Белов, 1974; Фридман, 1981; Недоступ, 1999, 2009; Розенштейн, 2000):

cx = /(Re, Fo, а), (1)

где Re — число Рейнольдса; Ро — сплошность траловой оболочки; а — угол атаки меридиана траловой оболочки. Число Re определяется по формуле Re = = йУ/ V, где йс — среднее взвешенное значение диаметра ниток траловой оболочки; V — скорость буксировки ДТ; V — коэффициент кинематической вязкости воды.

В автомодельной области по числу Re > 600 коэффициент можно представить в виде (Фридман, 1981):

Сх = а). (2)

Сплошность траловой оболочки Ио определяется по выражению

1

F

(3)

a u u

c xc yc

где ас — среднее взвешенное значение шага ячеи траловой оболочки; ихс — среднее взвешенное значение посадочного коэффициента траловой оболочки в поперечном сечении; иус — среднее взвешенное значение посадочного коэффициента траловой оболочки в продольном сечении (Недоступ, 2009).

Гидродинамический коэффициент сопротивления сх траловой оболочки представим в виде (Дверник, 1971):

c = 0,04а - 0,09,

Y. ' ' '

(4)

где а — безразмерная величина. Формула (4) справедлива в диапазоне 50 < а < < 160.

Рассмотрим устье донного трала (рис. 1).

Рис. 1. Действие безразмерных сил т, ф и х по периметру устья ДТ в плоскости OZY. Условные обозначения в тексте

Fig. 1. Action of dimensionless forces т, ф and х to perimeter of the bottom trawl mouth in the plane OZY. The explanations are in the text

Длина образующей

Угол атаки а меридиана траловой оболочки ДТ представим в виде (Розенш-тейн, Недоступ, 1997, 1998; Недоступ, 1999; Розенштейн, 2000):

а = А(т, ф) + 110е-674^о (Р - 0,02), (5)

где А(т, ф) — приращение угла атаки меридиана траловой оболочки, зависящее от безразмерных сил (т — безразмерная распорная сила траловой доски, т = Яуй/(Ях + Яхо), где ЯуЛ — распорная сила траловой доски, Яхо — сопротивление оснастки подбор трала); ф — безразмерная подъемная сила оснастки верхней подборы, ф = Q/(Ях + Я ), где Q — подъемная сила оснастки верхней подборы; Р — конструктивный параметр траловой оболочки (Дудко, 1986; Недоступ, 2009) (рис. 1).

Параметр А(т, ф) для ДТ определяется по формулам (Розенштейн, Недоступ, 1997; Недоступ, 1999; Розенштейн, 2000)

А (т) = е18б+1Ш-2>341

(7)

А(|) = 7,03 +15,-21,2|:

Формулы (7) справедливы в диапазоне физических условий: 0,084 < т < 0,320; 0,043 < | < 0,330.

При изменении скорости траления справедлива формула (Недоступ, 2009)

а = А(т, + 110е-6 74^о (ю - 0,02), (8)

где ю = сР, с — коэффициент, учитывающий потерю площади устья трала, с = 8А/(3А2 + 2А + 3), А = /(Н, I).

Площадь устья для ДТ можно рассчитать по формуле

Fu =1 п(Н - Ък)Ь +1 к\Ь =-НЬ, (9)

" 2 ' 2 2 к 2 4

где Н — вертикальное раскрытие трала по гужу; I — горизонтальное раскрытие устья трала между крыльями; Нк — высота клячевки.

Следует отметить, что при выводе формулы (6) не было учтено влияние давления грунтропа на грунт (Недоступ, 1999). В связи с этим введем такой параметр:

кв

х = № <10)

где G — вес в воде грунтропа; к — параметр, зависящий от отношения Q/G, или к = G) (Биденко, 1971а-в; Кондратьев, Лисовский, 1975а, б, 1978). При рассмотрении работы ДТ можно отметить (Недоступ, 2009), что

А = /(т, £ х). (11)

Для определения явной зависимости (11) были выбраны 7 ДТ: 41,7/39,6; 30,8/32,1; 19,8/27,3; 31,0/27,4; 17,4/21,1 (Тралы ..., 1987, 2003) и ДТ 34,8/38,3 и 21,2/32,5, мешок для ДТ 34,8/38,3 и ДТ 21,2/32,5 (Фридман, 1963а, б, 1968а, б; Власенко, 1964; Розенштейн, Сердюченко, 1971, 1972а, б). Выбор натурных ДТ для исследования был основан на наличии полной достоверной информации по всем интересующим нас выходным параметрам, а именно: агрегатное сопротивление траловой системы, скорость траления, вертикальное и горизонтальное раскрытия устья трала. Опытные данные — характеристики ДТ — приведены в табл. 1.

Сопротивление сетной части ДТ определяем по формуле

К, = С Я, (12)

где р — плотность воды.

Длина образующей устья ДТ определяется исходя из длины образующей эллипса (Бронштейн, Семендяев, 1980):

I ~ П-[1,5(Н - К + Ь)-у(Н - К) (13)

351

Таблица 1

Силовые, конструктивные и геометрические характеристики ДТ

Table 1

Force and geometric parameters of full-scale bottom trawls

№ ДТ V! H, L, ^ c F P x 10-4 т ф x

м/сммкН x м2 o s Л,

41,7/39,6 2,0 60 26,0 82,7 0,210 200,0 0,384 3,37 0,128 0,026 0,043

30,8/32,1 1,50 6,0 20,0 38,5 0,212 162,0 0,231 11,28 0,158 0,058 0,072

19,8/27,3 1,54 2,35 10,5 36,0 0,198 146,6 0,192 21,60 0,138 0,033 0,048

31,0/27,4 1,85 3,20 17,8 53,4 0,200 149,2 0,196 21,90 0,152 0,031 0,038

17,4/21,1 1,59 1,76 10,5 35,9 0,200 136,7 0,204 20,32 0,147 0,026 0,034

34,8/38,3 1,44 4,80 17,5 12,0 0,245 43,9 0,153 12,35 0,370 0,174 0,123

21,2/32,5 1,44 4,20 14,0 11,6 0,238 44,9 0,119 12,10 0,371 0,175 0,114

Примечание. Для ДТ 41,7/39,6; 30,8/32,1; 31,0/27,4; 34,8/38,3 и 21,2/32,5 hk = 500 мм; для ДТ 19,8/27,3 и 17,4/21,1 Нк = 400 мм.

Причем, l также может быть найдена непосредственно из раскроечного чертежа ДТ:

l = l{ + l2, (14)

где lj — длина в посадке верхней пласти ДТ по гужу; l2 — длина в посадке нижней пласти ДТ по гужу.

о

□ 3 ■ 7 X X

4 ■ + Н ■ + ■ " О X ... в А = / т

• ■ /

V-

'I 2.5 3 3.5 4 4.3 5 5.5 6 6.5 , 7

Ф

Рис. 2. График зависимости Я = /(<р): 1 — ДТ 41,7/39,6; 2 — ДТ 30,8/32,1; 3 — ДТ 19,8/27,3; 4 — ДТ 31,0/27,4; 5 — ДТ 17,4/21,1; 6 — ДТ 34,8/38,3; 7 — ДТ 34,8/38,3

Fig. 2. Function Л = f(q>) for certain bottom trawls: 1 — ДТ 41,7/39,6; 2 — ДТ 30,8/32,1; 3 — ДТ 19,8/27,3; 4 — ДТ 31,0/27,4; 5 — ДТ 17,4/21,1; 6 — ДТ 34,8/38,3; 7 — ДТ 34,8/38,3

Результаты и их обсуждение

На основе натурных (табл. 1) и экспериментальных данных (Фридман, 1963а, б, 1968а, б; Власенко, 1964; Розенштейн, Сердюченко, 1971, 1972а, б; Тралы ..., 1987, 2003) была получена аппроксимация (коэффициент корреляции в диапазоне 0,920 < Р2 < 0,966, относительная погрешность 10 %):

Л = e

(15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ç =

Я'-

2 R

'yd

ï+х Q+kG 2 (H - hk )

L

(16) (17)

Формула (15) справедлива в диапазоне физических условий 0,20 < Я < 0,65 и 2,0 < р < 7,0 для ДТ. На рис. 2 изображена зависимость Я = /(р).

Из формул (15)-(17) коэффициент к был получен для тралов 41,7/39,6; 30,8/32,1; 19,8/27,3; 31,0/27,4; 17,4/21,1; 34,8/38,3 и 21,2/32,5 на основании опытных данных по раскрытию устья Ь и Н, а также по значениям сил, создаваемых оснасткой (табл. 1). Аппроксимирующая зависимость к = f(Q/й) в диапазоне физических условий 0,200 < Q/й < 0,582 представлена (коэффициент корреляции не ниже К2 = 0,996, относительная погрешность 10,5 %) в виде

-2Î Q

к = 1 - е ^ >. (18)

Значение коэффициента к приведено в табл. 2. На рис. 3 изображена зависимость к = б).

Значение коэффициента k для разных тралов Values of the coefficient k for certain bottom trawls

Таблица 2 Table 2

Параметр 41,7/39,6 30,8/32,1 19,8/27,3 31,0/27,4 17,4/21,1 34,8/38,3 21,2/32,5

Q/G 0,200 0,560 0,173 0,582 0,421 0,308 0,308

k 0,33 0,70 0,25 0,71 0,55 0,20 0,20

X ><-

X

0/G

Рис. 3. График зависимости k = /(Q/G) Fig. 3. Function k = /(Q/G)

На основании приведенных выше формул (3), (4), (6)-(18) составим алгоритм расчета силовых и геометрических характеристик ДТ (рис. 4).

Для примера приведем расчетные силовые и геометрические характеристики ДТ 41,7/39,6; 30,8/32,1; 19,8/27,3; 31,0/27,4; 17,4/21,1; 34,8/38,3 и 21,2/32,5 (табл. 3). Примечание (по табл. 3): Рд — площадь траловой доски (тип — овальная щелевая). Верхняя подбора ДТ оснащена гидростатической оснасткой — кухтыля-ми (плавучесть одного кухтыля — 22 Н). Сила сопротивления грунтропа складывается из гидродинамической составляющей и трения скольжения. Грунт водоема — песок. В расчете силы принят гидродинамический коэффициент распорной силы

траловой доски cyd = 1,1-1,3. Формула по расчету Ryd приведена в алгоритме. Весом в воде сетной части трала пренебрегаем. В расчете при изменении H и L приняты сплошность Fo = const и условия р = 1040 кг/м3; v = 1,06 ■ 10-6 м2/с. В алгоритме приведен параметр C — цикл кроя сетных пластин (Розенштейн, 2000), причем Cc — среднее взвешенное значение цикла кроя сетных пластин.

1 t

Рис. 4

£

16. l, Л

Ы |[1,5(H-К H-hk)|]

Л = 2 (H - h ) ,

17. Fu

п

F =- HL

С Конец

Рис. 4. Алгоритм расчета силовых и геометрических характеристик ДТ Fig. 4. Algorithm of force and geometric parameters calculation for bottom trawls

Расчетные характеристики ДТ Calculated parameters of bottom trawls

Таблица 3 Table 3

L

№ Входные параметры Расчетные характеристики

ДТ dr, F0 F„ РхЮ-4 V, Re F/r, Q, G, с, Rxr, Hr, Lr, Fu,

мм м2 м/с м2 кН кН кН м м м2

1,1 4318 0,171 21,4 10,1 20,9 166,0

1,2 4711 0,177 26,3 9,7 22,0 166,0

1,3 5103 0,181 31,7 9,1 22,7 163,0

41,7/39,6 4,10 0,384 200,0 3,37 1,4 5496 5,5 2,46 12,36 0,184 37,4 8,5 23,4 157,2

1,5 5889 0,187 43,6 8,0 24,0 150,1

1,6 6281 0,189 50,1 7,4 24,5 142,3

2,0 7851 0,194 80,3 5,6 25,9 110,5

1,10 4700 0,166 15,3 4,05 9,36 30,0

1,20 5127 0,170 18,6 3,80 9,70 28,7

1,30 5554 0,173 22,3 3,50 10,0 27,4

19,8/27,3 4,53 0,192 146,6 21,60 1,40 5982 3,5 1,36 7,90 0,175 26,2 3,23 10,20 25,8

1,50 6409 0,177 30,4 2,98 10,40 24,3

1,54 6580 0,178 32,3 2,87 10,50 23,6

1,60 6836 0,179 34,9 2,73 10,60 22,7

1,10 4700 0,158 14,9 6,7 16,0 84,0

1,20 5127 0,165 18,5 6,2 16,5 81,0

1,30 5554 0,170 22,3 5,7 17,0 76,7

31,0/27,4 4,56 0,196 149,2 21,90 1,40 5982 4,5 1,80 3,10 0,174 26,4 5,3 17,4 72,1

1,50 6409 0,176 30,8 4,8 17,8 67,5

1,60 6877 0,178 35,4 4,4 18,0 62,8

1,84 7909 0,182 47,7 3,5 18,6 52,1

Примечание. Условные обозначения смотри в тексте.

При определении погрешностей пользовались следующими формулами:

8Я = (Я - Я )/Я ; 6НХ = (Я;- Н)/Н; Х 8Ь = (I - Ь)/Ь,

где Яхг — расчетное значение силы сопротивления сетной части донного трала; Ях — экспериментальное значение силы сопротивления сетной части донного трала; Иг — расчетное значение вертикального раскрытия устья трала; И — экспериментальное значение вертикального раскрытия устья трала; Ьг — расчетное значение горизонтального раскрытия устья трала; I — экспериментальное значение горизонтального раскрытия устья трала.

Ошибка в определении сопротивления сетной части донного трала Ях составила не более 10 %, а ошибка в определении вертикального и горизонтального раскрытий устья донного трала И и I — не более 11 %.

355

Заключение

Метод расчета силовых и геометрических характеристик донных тралов базируется на использовании конечных эмпирических зависимостей (6), (8)-(10), (15) и (18), связывающих геометрические и силовые характеристики ДТ (в диапазоне характеристик 600 < Re; 50 < а < 160; 0,10 < Fo < 0,38; 0,084 < т < 0,320; 0,043 < | < 0,330; 0,20 < Я < 0,65; 2,0 < <р < 7,0 и 0,200 < Q/G < 0,582). Этот метод позволяет: с ошибкой не более 10 % определить сопротивление сетной части донного трала Rx; с ошибкой не более 11 % определить вертикальное и горизонтальное раскрытия устья донного трала H и L.

Метод дает возможность: определить силу сопротивления Rx сетной части ДТ, характеристики раскрытия устья ДТ H и L, необходимые характеристики деталей оснастки для обеспечения раскрытия устья ДТ; определить по заданным величинам H и L сопротивление R ; обеспечить параметрами оснастки подбор трала необходимое отношение H/L для успешного лова объектов промысла; определить необходимую скорость траления ДТ V при обеспечении условия Укр < V (VKp — крейсерская скорость рыбы) с учетом размеров H и L и определить характеристики сетематериалов сетной части ДТ для обеспечения условий: Rx^min, H^max и L^max при обеспечении ловящих качеств трала; подобрать оснастку с учетом Q/G для эффективного промысла донных видов рыб.

Список литературы

Баранов Ф.И. Техника промышленного рыболовства : избр. тр. Т. 1. — М. : Пищ. пром-сть, 1969. — 719 с.

Белов В.А. Краткий анализ существующих исследований по гидромеханике трала : монография. — Калининград, 1974. — 22 с.

Биденко Г.Е. Методика определения формы и площади устья сетной части трала // Тр. АтлантНИРО. — 1971а. — Вып. 50. — С. 137-149.

Биденко Г.Е. О влиянии грунта на форму устья трала // Тр. АтлантНИРО. — 1971б. — Вып. 50. — С. 91-103.

Биденко Г.Е. Механика грунтов // Тр. АтлантНИРО. — 1971в. — Вып. 50. — С. 33-54.

Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов. — М. : Наука, 1980. — 976 с.

Власенко В.Г. Альбом орудий лова и промыслового вооружения для судов с кормовым тралением. — Калининград, 1964. — 52 с.

Войниканис-Мирский В.Н., Вишневский Е.Е. О сопротивлении кутка трала // Рыб. хоз-во. — 1971. — № 4. — С. 56-57.

Горелов П.А. К методике проведения механической объемной имитации рабочей формы донных тралов // Рыб. хоз-во. — 1979. — № 3. — С. 48-50.

Дверник А.В. Совершенствование методики расчета сопротивления рыболовного трала : дис. ... канд. техн. наук. — Калининград : КТИРПХ, 1971. — 254 с.

Дверник А.В., Шеховцев Л.Н. Устройство орудий рыболовства : монография. — М. : Колос, 2007. — 273 с.

Дудко С. Сопротивление сетей конической формы с круглым основанием // Рыб. хоз-во. — 1986. — № 4. — С. 51-53.

Изнанкин Ю.А. Пути совершенствования конструкции и метод расчета сетной части трала // Тр. КТИРПиХ. — 1977. — Вып. 62. — С. 69-75.

Карпенко В.П. Формулы для оценочного расчета и анализа гидродинамического сопротивления трала // Тр. КТИРПиХ. — 1977. — Вып. 77. — С. 9-17.

Кондратьев В.П. Длина кабелей и горизонтальное раскрытие трала // Тр. КТИРПиХ. — 1969. — Вып. 21. — С. 141-151.

Кондратьев В.П., Лисовский С.Ф. Проходимость донных тралов : монография. — М. : Пищ. пром-сть, 1978. — 111 с.

Кондратьев В.П., Лисовский С.Ф. Экспериментальное исследование гидродинамических характеристик деталей грунтропов // Тр. КТИРПиХ. — 1975а. — Вып. 57. — С. 109-112.

Кондратьев В.П., Лисовский С.Ф. Анализ и пути повышения проходимости грунтропов // Тр. КТИРПиХ. — 19756. — Вып. 57. — С. 113-118.

Коротков В.К. Трал, поведение объекта лова и подводные наблюдения за ними : монография. — М. : Пищ. пром-сть, 1972. — 271 с.

Коротков В.К., Сердюченко В.И. Метод расчета плава для донных тралов // Рыб. хоз-во. — 1970. — № 1. — С. 33-35.

Лойцянский Л.Г., Повх И.Л., Фридман А.Л. и др. Исследование гидромеханических свойств трала : Тр. ЛПИ. — Л., 1951. — 34 с.

Лоренцен У. Новые принципы проектирования донных тралов // Сб. докл. 7-й науч.-техн. конф. по развитию флотов рыб. пром-сти и пром. рыболовства соц. стран. — ГДР : ФЕБ Фишбанг Росток, 1989. — С. 1-23.

Лунин В.И. К вопросу о форме трала // Тр. КТИРПиХ. — 1977. — Вып. 62. — С. 93-102.

Мизюркин М.А., Кручинин О.Н., Сеславинский В.И. и др. Геометрия и уло-вистость донного трала в зависимости от длины кабелей // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня рождения Заслуж. деятеля науки и техники РФ Фридмана Александра Львовича и 95-летию со дня основания кафедры пром. рыб-ва. — Калининград : КГТУ, 2010. — С. 54-63.

Наумов В.М. Табличный метод расчета конструктивных размеров элементов направляющей части донных тралов // Рыб. хоз-во. — 1977. — № 2. — С. 49-58.

Недоступ А.А. Исследование гидродинамического коэффициента сопротивления тралов : дис. ... канд. техн. наук. — Калининград : КГТУ, 1999. — 194 с.

Недоступ А.А. Метод расчета силовых и геометрических характеристик разноглубинных тралов // Изв. ТИНРО. — 2009. — Т. 157. — С. 229-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недоступ А.А., Мурашкин Е.А., Степнов А.М., Свиязов Д.А. Исследование масштабного эффекта при моделировании донной траловой системы в гидроканале ЗАО // Промышленное рыболовство : сб. науч. тр. — Владивосток : Дальрыбвтуз, 2006. — С. 104-114.

Обвинцев А.Л. Приближенный расчет трала для судна заданной мощности // Тр. АтлантНИРО. — 1971. — Вып. 32. — С. 34-42.

Розенштейн М.М. Зависимость значений параметров донного трала от скорости траления // Тр. ВНИРО. — 1966а. — Вып. 61. — С. 301-313.

Розенштейн М.М. Определение коэффициента полноты устья трала // Тр. ВНИ-РО. — 1966б. — Вып. 61. — С. 315-324.

Розенштейн М.М. Механика орудий рыболовства : монография. — Калининград : КГТУ, 2000. — 364 с.

Розенштейн М.М. О сопротивлении сетной части трала // Тр. КТИРПиХ. — 1969. — Вып. 21. — С. 133-140.

Розенштейн М.М., Недоступ А.А. Метод расчета коэффициента сопротивления сетной части трала // Рыб. хоз-во. — 1997. — № 4. — С. 47-48.

Розенштейн М.М., Недоступ А.А. Методы расчета сил сопротивления канатно-сетной части трала // ОИ ВНИЭРХ. — 1998. — Вып. 2. — С. 1-24.

Розенштейн М.М., Сердюченко В.И. Отчет о рейсе НПС "Аргус" в Северное море и в Северо-Восточную Атлантику с ноября 1970 по март 1971 г. / КГТУ. № 410-РО. — Калининград, 1971. — 225 с.

Розенштейн М.М., Сердюченко В.И. Отчет о рейсе НПС "Аргус" в СевероВосточную Атлантику с ноября 1971 по январь 1972 г. / КГТУ. № 543-РО. — Калининград, 1972а. — 155 с.

Розенштейн М.М., Сердюченко В.И. Результаты испытаний конструкций глубоководных тралов // Рыб. хоз-во. — 1972б. — № 10. — С. 45-48.

Сергеев Ю.С. Основы теории лова ставными неводами и тралами : монография. — М. : Пищ. пром-сть, 1979. —142 с.

Серебров Л.И., Садохин М.К. Влияние длины кабелей на величину и размерный состав уловов трески и пикши донным тралом // Сб. ВНИРО. — М. : ВНИРО, 1990. — С. 227-233.

Телятник О.В. История техники рыболовства : монография. — Владивосток : Дальрыбвтуз, 2007. —127 с.

Толмачев В.И. Определение нагрузок в сетной части тралов // Рыб. хоз-во. — 1972. — № 6. — С. 50-51.

Тралы донные, схемы их оснастки и вооружения, используемые на судах Северного бассейна : рекомендации промысловикам. — Мурманск : Севрыбпроект, 1987.

Тралы донные, схемы их оснастки и вооружения, используемые на судах Северного бассейна : рекомендации промысловикам. — Мурманск : Севрыбпроект, 2003.

Трещев А.И., Лунин В.И. О форме образующей трала в связи с некоторыми задачами его оптимизации // Тематический сборник трудов КТИРПиХ. — 1986. — С. 165-168.

Фридман А.Л. Исследование взаимодействия тралов и силовых установок СРТ-300, СРТ-400 л.с. с целью определения для этих судов оптимальных тралов (из числа существующих) и режимов их эксплуатации : отчет о НИР / КТИРПХ. — Калининград, 1963а. — 82 с.

Фридман А.Л. О результатах комплексных ходовых испытаний тралов и главного двигателя СРТ-4464 "Мадонна" : отчет о НИР / КТИРПХ. — Калининград, 1963б. — 73 с.

Фридман А.Л. Рекомендации Пионерской базе океанического рыболовного флота по результатам проведенных исследований по теме "Создание оптимальных конструкций тралов для донного глубоководного и близнецового разноглубинного тралового лова рыбы" : отчет о НИР / КТИРПХ. — Калининград, 1968а. — 65 с.

Фридман А.Л. Создание оптимальных конструкций тралов для донного глубоководного и близнецового разноглубинного тралового лова рыбы : отчет о НИР / КТИРПХ. — Калининград, 1968б. — 69 с.

Фридман А.Л. Теория и проектирование орудий промышленного рыболовства : монография. — М. : Лег. и пищ. пром-сть, 1981. — 327 с.

Фридман А.Л. Устройство и теория промысловых тралов : пособие для судоводителей тралового флота. — Мурманск : Кн. ред. "Полярной правды", 1957. — 128 с.

Шорыгин А.А. Опыты с моделями тралов // Тр. ГОИНа. — 1933. — Т. 3, вып. 2. — С. 12-19.

Amagai K. Study on the dynamical response between a ship's motions and fishing gear. On the response characteristic between a ship's motions and the warp tension and the prediction of the extreme value of the warp tension in trawl fishing // Bull. Fac. Fish. Hok. Univ. — 1972. — № 23(2). — P. 102-126.

Brandt A.V., Klust G. Synthetic net materials for bottom and midwater trawls : FAO. Technical conference on fish finding, purse seining and aimed trawling. FF/70/4. — 1970. — 5 p.

Ferro R S T. Computer simulation of trawl gear shape and loading // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. — Marine Institute, St. John's, Newfounland, Canada, 1988. — P. 259-263.

Fiorentini L., Dremiere P.Y., Leonori I. et al. Efficiency of the bottom trawl used for the Mediterranean international trawl survey (MEDITS) // Aquat. Living Resour. — 1999. — № 12(3). — P. 187-205.

Fiorentini L., Sala A., Hansen K. et al. Comparison between model testing and full-scale trials of new trawl design for Italian bottom fisheries // Fish. Sci. — 2004. — № 70. — P. 349-359.

Fujimori Y., Chiba K., Oshima T. et al. The influence of warp length on trawl dimension and catch of walleye Pollock Theragra chalcogramma in a bottom trawl survey // Fish. Sci. — 2005. — № 71. — P. 738-747.

Fuwa S., Nakamura J., Ebata K. et al. Flow distribution on a simple separator device for trawling, TREND // Fish. Sci. — 2003. — № 69. — P. 1169-1175.

Fuwa S., Sato O., Nashimoto K., Higo N. Fish herding model by ground rope // Nippon suisan gakkaishi. — 1988. — № 54(7). — P. 1155-1159.

Galbraith R.D. The marine laboratory four-panel trawl // Scottish Fisheries Information Pamphlet. — 1983. — № 8. — P. 20.

Gunnarsson G. Full-scale observations and modifications on the granton trawl design used by the Icelandic deepsea trawlers // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. — Marine Institute, St. John's, Newfounland, Canada, 1988. — P. 318-320.

Kotwicki S., Weinberg K.L., Somerton D.A. The effect of autotrawl systems on the performance of a survey trawl // Fish. Bull. — 2006. — № 104. — P. 35-45.

Koyama T. A calculation method for matching trawl gear to towing power of trawlers : FAO. Technical conference on fish finding, purse seining and aimed trawling. — 1970. — 15 p.

Lonnevik M.S. Effects of hanging ratios on trawls // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. — Marine Institute, St. John's, Newfounland, Canada, 1988. — P. 314-317.

Matsushita Y., Kumazawa T., Tomiyama M. et al. Designs and configurations of small-scale otter trawl fishing gear used in Ise-wan Bay, Aichi, Japan // Nippon suisan gakkaishi. — 2005. — № 71(3). — P. 318-327.

Pereira J.F., Valenti P.B. Desarrollo de técnicas de modelación de artes de pesca en el Canal Hidrométrico de la Facultad de Ingeniería // Reprint Facultad de Ingeniería, Universidad de la República. — Montevideo, Uruguay, 1998. — C. 1-14.

Report of the Study Group on Survey Trawl Standardisation (SGSTS). ICES SGSTS Report 2005. — Rome, Italy, 2005. — 62 p.

Robertson J.H.B., Shanks A.M., Kynoch R.J. The design and testing of a divided trawl for comparative fishing experiments // Scottish fisheries research. — 1990. — № 49. — P. 13.

Stengel H., Fridman A.L. Theorie und entwerfen von fanggeraten der Hochseefid-cherei. — B. : Veb verlag technik, 1976. — 332 s.

Tait D. The effect of knotless and knotted netting on the drag of demersal trawl nets // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. — Marine Institute, St. John's, Newfounland, Canada, 1988. — P. 119-131.

Tanaka E., Matuda K., Hirayama N. A simulation model of gear efficiencies of trawlers for flatfish // Nippon suisan gakkaishi. — 1991. — № 57(6). — P. 1019-1028.

Weinberg K.L., Somerton D.A. Variation in trawl geometry due to unequal warp length // Fish. Bull. — 2006. — № 104. — P. 21-34.

Поступила в редакцию 16.08.10 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.