задержки микробов. Исходная вода имела микробное число 230—6150, коли-индекс колебался в пределах 500—2800. За 6 лет эксплуатации модельной установки не зарегистрировано ни одного бактериального «проскока». Не отмечено их и за 1 /, года работы полупроизводственной установки. Грязевой экран задерживал практически почти всю микрофлору, остающуюся в воде после первичного хлорирования.
Все эти материалы позволяют дать положительную гигиеническую оценку фильтрам с экранным эффектом. Надо полагать, что приведенные материалы окажутся полезными как для санитарных инженеров, так и для врачей-гигиенистов, работающих в области центрального водоснабжения.
Выводы
1. Фильтры, сооруженные с у четом'*" эффекта грязевого экрана, исключают необходимость об-
работки воды в сооружениях первой ступени (отстойниках-осветлителях).
2. Диапазон применения тонкослойных фильтров более широк, чем контактных осветлителей, так как они могут быть использованы для очистки как слабо, так и сильно загрязненных вод.
3. Задержка всех загрязнений грязевым экраном, достигаемая при правильном режиме работы фильтра, позволяет сократить высоту слоя фильт-розагрузки до 200—300 мм.
4. Схема тонкослойной фильтрации в гигиенических позиций заслуживает положительной оценки.
5. Изученная в процессе данного исследования схема с эффектом грязевого экрана может быть рекомендована для обработки питьевых вод.
ЛИТЕРАТУРА
Апельцин И. Э., Клячко В. А. Подготовка воды для городского и промышленного водоснабжения. М., 1972.
Беляев И. И. — В кн.: Всесоюзная науч. конф. по вопросам гигнены воды и санитарной охраны водоемов. Тезисы докладов. М., 1963, с. 41.
Бородавченко И., Толстихин О. — Коммунист, 1975, № 14. с. 42.
Клячко В. А., Апельцин И. Э. Очистка природных вод. М., 1971.
Колодный Ю. И. Опыт работы контактных осветлителей с
1-езгравийной загрузкой. Горький, 1963. Минц Д. М., Шуберт С. А. Фильтры АКХ и расчеты промывки скорых фильтров. М.— Л., 1951, Минц Д. М. Теоретические основы технологии очистки воды. М., 1964.
Поступал* в/х 1979|г.
TOWARD MORE EFFICIENT TREATMENT OF NATURAL WATERS BY
FILTRATION |
An important method of increasing the quantity of safe water supplied to the population is more intensive exploitation of water-treatment facilities. A study of the filtration process has revealed a dirt screen effect which can be used
/. Beliaev, Yu. /. Kolodny
to control the filtration process. Under proper operating conditions, the height of the filter load can be decreased virtually to the height of the dirt screen, i. e., to 200-300 mm.
УДК ем.777:846.683 + 828.1.03:546.683
Г. Н. Красовский, У. И. Кенесариев, Л.Я- Васюкович,
Т. И. Бонашевская, Т. Г Соловьева, Л. Ф. Носанева
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ТАЛЛИЯ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Таллий находит широкое применение в промышленности, в частности при производстве тяжелых жидкостей, оптических стекол, что создает условия для поступления его соединений в водоемы с производственными сточными водами. В районах месторождения таллия в подземных водах его содержание достигает 2,7 мг/л (С. Л. Шварцев и Л. Н. Гомонова). В воде и иловых отложениях рек и озер США и Западной Европы также обнаружены соединения таллия на уровне 0,7—88,2 мкг/л (Zitko и Carson).
Несмотря на значительное число исследований по оценке токсичности и опасности таллия, до сих пор отсутствуют сведения о нормировании его в воде водоемов. В связи с этим весьма актуальным является установление безвредных уровней таллия в воде с учетом его отдаленных эффектов. В эксперименте белым крысам перорально вводили карбонат таллия как наиболее токсичное соединение из 11 изученных его химических соединений (В. В. Корсунская). Карбонат таллия — углекислый закисный таллий (Т1аСОа) — кристалли-
ческий порошок белого цвета с молекулярной массой 468,75, плохо растворим в холодной воде (5,23 г на 100 г при 18 °С). Водный раствор имеет сильнощелочную реакцию. Наиболее чувствительным методом определения его в воде является атом-но-адсорбционная спектроскопия (Mattheus и Riley).
Проведена оценка верхних параметров токсичности таллия в острых опытах и установлено, что LDso карбоната таллия в расчете на ион таллия для белых крыс равна 15±0,77 мг/кг.
Кумулятивные свойства и особенности биологического действия таллия изучены в условиях 30-дневного подострого эксперимента на белых крысах. Вещество вводили внутрижелудочно ежедневно из расчета 0,8, 0,4 и 0,2 мг/кг. Во время опыта наблюдали за общим состоянием, выживаемостью и массой тела животных, динамикой содержания SH-групп, активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови, активности аспарагиновой и аланиновой трансаминаз, скоростью регенерации шерстяного покрова. В конце эксперимента оценивали коэффициенты массы внутренних органов, гонадотоксическое действие по функциональному состоянию и количеству сперматозоидов и характеру морфологических изменений в семенниках. С помощью комплекса гистоструктурных, гистохимических и гистоферментативных методов исследования установлены выраженные изменения в почках, семенниках, печени и коже крыс. Результаты подострого опыта показали, что таллий обладает кумулятивными свойствами и оказывает выраженное общетоксическое и гонадотоксическое действие при применении всех изученных доз.
Для выявления степени опасности длительного поступления таллия в организм проведен хронический эксперимент на белых крысах-самцах, которым в течение 8 мес вводили в желудок водный раствор карбоната таллия в дозах 0,0005, 0,00005, 0,000005 и 0,0000005 мг/кг в расчете на ион таллия.
Анализ экспериментальных данных показал, что при длительном поступлении в организм животных в дозе 0,0005 мг/кг таллий вызывает статистически достоверные изменения условнорефлекторной деятельности по всем восьми изученным показателям количества SH-групп в крови, активности щелочной фосфатазы, ЛДГ, Г-6-ФДГ и дегидрата-зы дельтааминолевулиновой кислоты в крови, содержание ДНК и РНК в селезенке. Активность альдолазы после достоверного снижения на 3-м и 4-м месяцах интоксикации в дальнейшем нормализовалась. У крыс, получавших таллий из расчета 0,00005 мг/кг, зарегистрированы менее выраженные сдвиги, проявляющиеся в изменении активности щелочной фосфатазы и содержания SH-групп в крови, только начиная с 6-го месяца интоксикации наряду с изменениями условнорефлекторной деятельности (появлением, упрочнением и восстановлением угашенного рефлекса). Таллий в дозах 0,000005 и 0,0000005 мг/кг не вызывал изменений в организме животных по сравнению с контролем.
При оценке возможных отдаленных последствий хронической интоксикации установлено, что таллий обладает мутагенной активностью. Результаты анателофазного анализа хромосомных аберраций в клетках костного мозга животных с параллельным изучением их митотической активности показали, что таллий в дозе 0,0005 мг/кг приводил к увеличению процента хромосомных аберраций и числа аберрантных клеток. В показателях, зарегистрированных методом учета доминантных лета-лей, по сравнению с контролем изменений не обнаружено. В дозах1 0,0005 и 0,00005 мг/кг таллий оказывает гонадотоксическое действие, обусловливающее нарушение функционального состояния сперматозоидов и морфологические изменения в семенниках крыс. В дозе 0,0005 мг/кг эмбриотокси-ческое действие таллия проявилось в снижении массы эмбрионов у беременных самок и возникновении незначительного количества подкожных кровоизлияний у эмбрионов. Для 2-месячного потомства характерно снижение выживаемости, массы тела, изменение содержания БН-групп в цельной крови, активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови и коэффициентов массы селезенки, сердца, почек и поджелудочной железы. Ряд этих показателей отличается от контроля у животных, получавших таллий из расчета 0,00005 мг/кг. Из этогс( видно,- как воздействие таллия на материнский организм сказывается на функциональном состоянии развивающегося потомства. Результаты хронического эксперимента показали, что пороговые дозы по общетоксическому, гонадотоксическому эффекту и влиянию на развитие потомства, полученного от самок, подвергавшихся во время беременности влиянию таллия, находятся на одном уровне. Мутагенный эффект проявился на порядок выше пороговой дозы по общетоксическому эффекту.
Влияние на санитарный режим водоемов оказалось нехарактерным для таллия (порог на уровне 0,3 мг/л), а органолептические свойства воды не изменялись даже при концентрации 1 мг/л.
Комплексная оценка всех экспериментальных данных позволяет считать лимитирующим показателем вредности таллия токсикологический и рекомендовать ПДК его в воде на уровне 0,0001 мг/л с учетом отдаленных последствий.
Выводы
1. Таллий является высокотоксичным и кумулятивным веществом, способным оказывать общетоксическое, гонадотоксическое, эмбриотоксическое и мутагенное действие в весьма низких дозах.
2. ПДК таллия в воде водоемов установлена на уровне 0,0001 мг/л, лимитирующий признак вредности — токсикологический.
ЛИТЕРАТУРА
Корсунская В. В. — 'Труды11-го Моск. мед. ин-та, 1970, Matthews A. D., Riley J. P. — Analyt. chim. Acta, 1969,
т. 72, c. 25—26. v. 48, p. 25—34.
Шварцев С. Jl., Гомонова Л. Н. — Докл. АН СССР, 1975, Zitko V., Carson W. V. — Bull, environm. contain. Toxi-
t. 220, № 5, c. 1183—1185. col., 1975, v. 14, p. 530—533. n „„.„ loon
r Поступила 20/11 1980 г.
EXPERIMENTALLY DETERMINED]MAXIMUM ALLOWABLE CONCENTRATION FOR THALLIUM IN BODIES OF WATER 1
G. N. Krasovsky, U. /. Kenesariev, L. Ya. Vasiukovich, Т. I. Bonashevskaya, T. G. Solovieva, L. F. Nosacheva
Thallium is a highly toxic substance with marked cumu- the maximum allowable concentration for thallium in water
lative properties capable of producing systemic toxic, gona- b d, h b t t q qoOI mg/liter (on the toxicologic
dotoxic, embryotoxic, and mutagenic effects even in very uuu" "•WW1 v 6
low doses. On the basis of the present experimental study, basis).
УДК 613.31:684.8
А. В. Куликов, Г. П. Яковлева, Е. В. Кирьянова, Т. А. Захарова
ОЦЕНКА БАКТЕРИЦИДНОЙ АКТИВНОСТИ НОВОГО КОНСЕРВАНТА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
При длительном хранении запасов питьевой воды изменяются ее качественные характеристики, что, 6 обусловливает необходимость применения консервации. Набор предлагаемых для этой цели реагентов достаточно широк, однако по ряду признаков (нарушение органолептических свойств, нестойкость консерванта, его токсичность и др.) далеко не всегда можно дать положительную оценку используемым препаратам (Л. А. Кульский; А. А. Бойко и С. А. Якубов; Р. Д. Габович и М. Г. Шандала; Г. Д. Барков и Л. И. Эльпинер). В связи с этим достаточно интенсивно ведется поиск новых консервантов. Одним из них является предложенный Всесоюзным научно-исследовательским и экспериментально-конструкторским институтом тары и упаковки хлорсодержащий препарат на основе хлорамина, получаемый в виде аэрозоль-но-газовой смеси (АГС) с последующим ее барбо-тированием через воду. Кроме хлорамина, которого в АГС около 10 об. %, смесЬ содержит ряд компонентов: аммиак, азот, закись азота, кислород и др. Принимая во внимание, что вопрос о первичном бактерицидном действии АГС разработан недостаточно полно и практически отсутствовали сведения о ее бактерицидной активности в от-
ношении патогенных микроорганизмов, мы сочли целесообразным изучить именно эти вопросы. Кроме того, учитывая, что конечный результат обеззараживания зависит от ряда факторов (С. Н. Черкинский и Н. Н. Трахтман), мы провели исследования по выяснению влияния уровня исходного заражения, дозы реагента, времени контакта, биологических особенностей микроорганизмов на эффективность обеззараживания АГС по сравнению с хлором.
В наших опытах обеззараживанию подвергались автоклавированная водопроводная вода, предварительно зараженная кишечной палочкой , или возбудителями паратифа В. Использование в качестве тест-объектов именно этих микроорганизмов представлялось целесообразным, поскольку первые являются общепризнанными санитарно-показательными микроорганизмами, а вторые среди возбудителей кишечных инфекций характеризуются наибольшей устойчивостью к действию хлора. Время контакта в зависимости от целей исследований равнялось 30 и 60 мин. Полученные результаты показали, что при использовании АГС остаются статистически достоверными основные закономерности, характеризующие процесс обез-
Таблица 1
Зависимость бактерицидного эффекта от вида хлорреагента, используемого в опыте
Число опытов в каждой из 3 серий Инициальное заражение позбудителями паратифа В, тыс. микробных клетск в 1 мл Эффективность обеззараживания, % Р
АГС М±т хлорамином хлором хлорамин — АГС хлор—АГС
М
12 11 5,0-50,0 100,0—160,0 98,85+0,07 99,78±0,11 100 100 II >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Примечание. Доза реагента 1 мг/л, время контакта 30 мин.