У животных 3-й группы, подвергавшихся воздействию смеси сернистого газа и двуокиси азота с показателем суммарной концентрации, выраженным в долях от безвредной концентрации каждого вещества при изолированном действии и равным 1,03, никаких изменений не найдено. У животных 4-й и 5-й группы по всем тестам установлено действие смеси.
Выводы
1. Хроническое изолированное действие сернистого газа и двуокиси азота в концентрациях, соответствующих среднесуточным ПДК, не выявляется как у здоровых, так и у ослабленных животных с хронической легочной недостаточностью.
2. Воздействие смеси сернистого газа и двуокиси азота в более высоких концентрациях (показатель суммарной концентрации 2,03 и 9,91) оказывается большим в условиях хронической легочной недостаточности.
3. Сернистый газ и двуокись азота при их совместном присутствии в воздухе влияют на организм по принципу суммации действия.
ЛИТЕРАТУРА
Б а х А. Н., ЗубковаС. И. В кн.: А. Н. Бах. Собрание трудов по химии и биохимии. М., 1950, с. 537. — Буштуева К. А. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1961, в. 5, с. 126. — Гор о денек а я Е. Н. В кн.: Силикоз. М., 1951, с. 12. — Гусев М. И., Смирнов Ю. К. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1960, в. 4, с. 139. —Марти-н о в а А. П. Гиг. труда, 1957, № 4, с. 23. — М и т и н а Л. С. Гиг. и сан., 1962, № 10, с. 3. — ШаламберидзеО. П. Там же, 1967, № 7, с. 9. — Ш т е с с е л ь Т. А. Фармакол. и токсикол., 1941, в. 3, с. 55.
Поступила 1/1V 1968 г.
THE JOINT ACTION OF SMALL CONCENTRATIONS OF SULFUR DIOXIDE AND NITROGEN DIOXIDE GASES UNDER CONDITIONS OF A CHRONIC TEST
O. P. Shalamberidze
The author studied the daily 24-hour action of small concentrations of sulfur dioxide and nitrogen dioxide gases, present both separately and simultaneously in the air, on healthy animals and on animals suffering from chronic lung insufficiency. The finding was that sulfur dioxide and nitrogen dioxide gases at concentrations equal to their average daily maximum permissible levels affected the animals. A mixture of both gases proved to be efficient when present at a total concentration amounting to two and more parts of harmless concentrations of each substance acting separately. The toxicity of both gases proved to be more intense for animals suffering from chronic lung insufficiency.
УДК 613.32:668.741.7
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ 5-МЕТИ Л РЕЗОРЦИН А В ВОДОЕМАХ
Канд. биол. наук И. А. Велдре
Институт экспериментальной и клинической медицины Министерства здравоохранения Эстонской ССР, Таллин
Орцин, являясь алкилпроизводным резорцина, относится к группе двухатомных фенолов.
Чистый орцин применяется в химической промышленности в качестве заменителя резорцина при производстве лекарственных веществ, красителей и пластмасс.
Присутствие значительного количества 5-метилрезорцина (орцина) в сточных водах сланцеперерабатывающих предприятий представляет опасность загрязнения им открытых водоемов. В сточной воде комбината «Кохтла-Ярве» им. В. И. Ленина, спускаемой после биологической доочистки в Финский залив, содержание двухатомных фенолов достигает 26—39 мг/л, причем около 35% 5-метилрезорцина (Ю. Лилле и X. Кундель).
Перед нами была поставлена задача гигиенического исследования орцина и нормирования его в водоемах.
В 12 сериях опытов изучено влияние орцина на запах воды. Установлено, что порог ощущения запаха этого вещества составляет 2,3—2,4 г/л, а практический порог находится на уровне 5,1—5,2 г/л. Запах характеризовался как фенольный. Орцин придает воде вначале сладковатый, а при больших концентрациях вяжущий, горьковатый привкус. Пороговая концентрация (1 балл) по привкусу орцина составляет 0,9—0,95 г/л, практически предел 1,7—2,1 г/л.
Фенольный характер запаха вещества диктовал необходимость выяснения влияния хлорирования и нагревания растворов до 60—65°. Опыты показали, что хлорирование и нагревание воды, содержащей орцин на уровне пороговых концентраций по влиянию на ее привкус и запах, не ухудшают органолептических качеств воды. В тех же концентрациях орцин не способен воздействовать и на органолептические свойства рыб (карп).
Свежеприготовленные растворы орцина в концентрациях до 100 мг/л бесцветны. При стоянии растворов появляется розовато-коричневое окрашивание. В проведенных нами 6 сериях опытов найдено, что пороговыми по влиянию орцина на окраску воды для водоемов первого вида водопользования следует считать концентрацию 1 мг/л, а для второго вида водопользования — 5 мг/л.
Стабильность орцина в воде в концентрациях 1 мг!л (порог окраски) и 1000 мг/л (концентрация, близкая к порогу привкуса) изучалась нами в течение 30 дней. Содержание вещества в растворе мы определяли колориметрическим методом на ФЭК-Н-57 по специально построенной калибровочной кривой. Орцин оказался сравнительно стабильным веществом. К концу опыта в растворе с начальной концентрацией 1 мг/л осталось примерно 20% вещества, а при начальной концентрации 1С00 мг/л — около 50%.
Совместно с Институтом химии АН ЭССР изучена скорость разложения орцина (в 8% растворе) одновременно с определением токсичности на белых крысах. Эти опыты подтверждают, что орцин является относительно стойким веществом; степень разложения его за 31 сутки достигает 52%, а токсичность при стоянии не уменьшается, а, наоборот, несколько повышается. Процент смертности белых крыс при введении 8% раствора с 1-х до 3-х суток составлял 33, на 7-е сутки — 41,6 и с 14-х суток до конца опыта (31-е сутки) — 50. Этот факт заставляет нас относиться с большой осторожностью к нормированию орцина в водоемах.
В результате санитарно-химических и бактериологических исследований выявлено, что орцин в концентрациях до 0,1 мг/л не оказывает заметного влияния на общий санитарный режим водоемов; то же вещество в концентрации 1 мг/л несколько усиливает скорость биохимического потребления кислорода (ВПК) и тормозит процессы нитрификации.
В воде орцин подвергается биохимическому окислению. При содержании его, равном 1 мг/л, разница в количестве потребления кислорода по сравнению с контролем находилась в пределах 1—2 мг/л. Это могло неблагоприятно сказаться на кислородном режиме водоема. Поэтому пороговой по величине ВПК следует считать концентрацию 0,1 мг/л. Константа скорости потребления кислорода, характеризующая способность органического вещества к окислению, составила для орцина в среднем 0,20, что примерно соответствует скорости окисления бытовых сточных вод.
В литературе мы не нашли сведений о токсичности орцина для теплокровных животных или человека, поэтому определяли ее как в острых опытах, так и в хроническом эксперименте. Токсичность орцина в условиях острого опыта изучена на белых мышах и белых крысах по схеме развернутого опыта с последующей статистической обработкой полученных данных методом пробит-анализа в модификации В. Б. Прозоровского, а также на морских свинках и кроликах по способу 50% прогрессии (Deichmann и Le Blanc).
Результаты опытов представлены в таблице. Они дают возможность считать, что из использованных нами видов подопытных животных наиболее чувствительны к токсическому воздействию орцина белые мыши и белые крысы, менее чувствительны морские свинки и кролики.
Опытами на белых крысах показано, что орцин при ежедневном перо-ральном введении (1/5 LD50) его в течение месяца не обладает выраженными
кумулятивными свойства-
Верхние параметры токсичности орцина (в мкг/г) для теплокровных животных при пероральном введении его в организм
Внд животных Количество животных LD„ LD,|,±т LDei
Белые мыши 72 560 772±42,2 985
» крысы 48 658 844±53,5 1 070
Кролики .... 6 — 2 400 —
Морские свинки 7 1 687
ми. Коэффициент кумуляции равен 8,3.
Учитывая, что токси-кодинамика двухатомных фенолов — резорцина, пирокатехина и гидрохинона — уже достаточно изучена, мы сочли целесообразным отказаться от по-дострых опытов и определять действие малых доз орцина при длительном воздействии в хроническом эксперименте. Хронический санитарно-токсикологический эксперимент проводили на белых крысах как наиболее чувствительных лабораторных животных. Испытывали дозы 33,8иг!кг (V25 LD50), 8,4 мг/кг Q-/100 LD50) и \,1 мг! кг (У5 00 LD50). Растворы орцина вводили перорально в течение 8 месяцев. Программой хронического эксперимента было предусмотрено изучение влияния указанных доз орцина на морфологический состав крови, артериальное давление без нагрузки и под нагрузкой адреналином, сульфгидриль-ные группы и белковые фракции сыворотки крови, антитоксическую функцию печени (проба Квика — Пытеля), содержание фенолов в моче. Используя тех же животных, изучали влияние орцина на процессы высшей нервной деятельности и способность их суммировать подпороговые импульсы. Одновременно наблюдали за динамикой веса и поведением животных. Посмертно у них определяли содержание сульфгидрильных групп в мозгу, печени, селезенке и почках, содержание витамина С в надпочечниках, весовые коэффициенты, а также проводили патоморфологический анализ внутренних органов.
В ходе хронического эксперимента не отмечено каких-либо особенностей в поведении и общем состоянии подопытных животных по сравнению с контрольной группой. Установлено, что длительное поступление V500 LD50 орцина в организм животных не вызывает у них существенных изменений изучавшихся нами систем и органов. В группе крыс, получавших V25 LD50 орцина, к концу опыта наблюдалось некоторое отставание в весе, однако разница была статистически недостоверной по сравнению с показателями контрольной группы. В группе животных, получавших ту же дозу орцина, в конце опыта количество эозинофилов возросло по сравнению с контролем в 1х/2—2 раза. При введении х/25 LD50 орцина наблюдалось лишь незначительное снижение содержания сульфгидрильных групп во второй половине эксперимента по сравнению с контролем.
Определяя влияние на условнорефлекторную деятельность белых крыс х/100 и У8ов LD50 орцина, мы применили методику исследования спо-
собности животных к образованию новых временных связей (С. Н. Чер-кинский с соавторами) в камере Л. И. Котляревского. При введении 1/10о LD50 орцина выявлено некоторое ослабление тормозного процесса, о чем свидетельствует запаздывание у этих крыс угашения положительного рефлекса и появления дифференцировочной реакции в отличие от контрольной группы.
Содержание фенолов в моче крыс, получавших 1/25 LD50 орцина, с 4-го месяца затравки статистически достоверно повышалась (до 500—600 мг/л) по сравнению с контролем (300—400 мг/л). Соотношение свободных и связанных фенолов в моче подопытных животных не отличалось от того же показателя контрольной группы.
На вскрытии у животных макроскопически никаких отклонений от нормы не обнаружено. Патоморфологический анализ внутренних органов белых крыс показал, что длительное воздействие V25 LD50 орцина вызывает паренхиматозную и жировую дистрофии в структуре печени, селезенки и почек. Содержание витамина С в надпочечниках белых крыс, которым вводили г/г5 LD50 вещества, было заметно ниже, чем у контрольных животных (Р<0,05).
Результаты хронического эксперимента позволяют считать 1/100 LD60 орцина (8,4 мг/кг) пороговой дозой, a Vsoo LD50 (1,7 мг/кг) — недействующей.
Изучено местное раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки глаза кроликов раствором орцина в концентрациях 1 и 100 мг/л. Результаты исследований дают возможность считать, что названные концентрации вещества не обладают таким действием.
Сопоставляя данные комплексного гигиенического исследования, необходимо считать лимитирующим признаком вредности орцина влияние его на санитарный режим водоема. В качестве предельно допустимой может быть рекомендована концентрация орцина в водоемах на уровне 0,1 мг/л.
ЛИТЕРАТУРА
ЛиллеЮ., КундельХ. Горючие сланцы, 1967, №2—3, с. 35. — Прозоровский В. Б. Фармакол. и токсикол., 1962, №1, с. 115. — Ч е р к и н-с к и й С. Н., Миклашевский В. Е., МурзакаевФ. Г. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 323. — Deichmann W. В., L е В 1 а п с Т. J., J. ind. Hyg. Toxicol., 1943, v. 25, p. 415.
Поступила 3/1X 1968 г.
EXPERIMENTAL DATA FOR STANDARDIZING 5-METHYLRESORCIN LEVEL IN
WATER BODIES
I. A. Veldre
The author studied the effect of 5-methylresorcin (orcin) on the organoleptic properties of water, the general sanitary regimen of water bidies and on warm-blooded animals in acute and chronic intoxication tests. The effect of the substance on the sanitary regimen of the water body determined its noxious level in the water. The maximum permissible concentration of 5-methylresorcin is suggested to be set at a level of 0.1 mg/1.