Научная статья на тему 'ИЗОМЕРЫ ДИМETИЛФЕНОЛА (КСИЛЕНОЛА) И НОРМИРОВАНИЕ ИХ СОДЕРЖАНИЯ В ВОДОЕМАХ'

ИЗОМЕРЫ ДИМETИЛФЕНОЛА (КСИЛЕНОЛА) И НОРМИРОВАНИЕ ИХ СОДЕРЖАНИЯ В ВОДОЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIMETHYLPHENOL (XYLEMOL) ISOMERS AND THEIR STANDARD CONTENTS IN WATER BODIES

The author studied the effect produced by four dimethylphenol (xylenol) isomers on the organoleptic properties of water, the general sanitary regime of water bodies and warm-blooded animals in acute, subacute and chronic poisoning tests. The finding was that the threshold concentrations of 2,5- and 2,6-dimethylphenol (DMP) for effect on the organoleptic properties of water amounted to 0.12 mg/l and that of 3,4- and 3,5-DMP — to 0.25 mg/l; for the effect on the sanitary regimen the threshold concentrations of the substances equaled 2.5 and 0.5 mg/l accordingly. The LDS0 of substances were determined in acute poisoning tests carried out on albino rats, albino mice and rabbits. Doses amounting to 1/50 and 1/5000 of LD50 were used for chronic poisoning. The contents of dimethylphenol isomers in water bodies is Emitted by their effect on the organoleptic properties of water.

Текст научной работы на тему «ИЗОМЕРЫ ДИМETИЛФЕНОЛА (КСИЛЕНОЛА) И НОРМИРОВАНИЕ ИХ СОДЕРЖАНИЯ В ВОДОЕМАХ»

Все эти соображения и послужили Комиссии по пересмотру ГОСТ 2874-54 1 основанием для того, чтобы в качестве показателя эпидемиологической опасности учитывать всю группу кишечной палочки в понимании, близком к тому, которое дано нами при характеристике •

1-й подгруппы бактерий. Поэтому в проекте нового ГОСТ (взамен ГОСТ 2874-54) и принято определять кишечные палочки как «грамотри-цательные, не образующие спор палочки, факультативные анаэробы, способные обнаруживать глюкозу с образованием кислоты и газа при 35—37° в течение 24 часов». Вероятно, это наиболее справедливое решение, способствующее действительной эффективности обеззараживания питьевой воды централизованного водоснабжения и приведению ее в состояние, безопасное в эпидемиологическом отношении.

Поступила 4/V 1967 г.

THE CHARACTERISTICS OF SANITARY SIGNIFICANT В. COLI IN THE DRAFT OF A NEW DRINKING WATER STANDARD

(INSTEAD OF STANDARD No 2874-54) ф

G. P. Kalina

The paper deals with the history of the use of B. coli as a sanitary indicator in standards of the drinking water quality and the importance of the technique used for its determation. The author shows that the features specific to the determination of the B. coli group are a more reliable criteria of the water quality and approves its introduction into the draft of a new standard for the drinking water.

У Д К 614.777 + 628.394]: 678.632 '34 '32

ИЗОМЕРЫ ДИМЕТИЛФЕНОЛА (КСИЛЕНОЛА) И НОРМИРОВАНИЕ ИХ СОДЕРЖАНИЯ В ВОДОЕМАХ

И. X. Маазик *

Институт экспериментальной и клинической медицины Министерства здравоохранения

Эстонской ССР, Таллин

Одноатомные фенолы подсмольных вод сланцевой промышленности наряду с оксибензолом, крезолами и высшими фенолами содержат значительное количество диметилфенолов (ДМФ). По данным В. В. Ма-кейкиной, оно достигает 22,1%- По сведениям Таллинского политехнического института, в Финский залив через р. Пуртсе поступает около 800 кг ДМФ в сутки. Большой удельный вес ДМФ в составе одноатомных фенолов сланцевых подсмольных вод и их присутствие в открытых водоемах, загрязняемых сточными водами от термической переработки горючего сланца, вызывают необходимость гигиенической санитарно- ф токсикологической характеристики ДМФ и разработки гигиенических нормативов этих веществ в водоемах.

ДМФ (ксиленол) — (СН3)2СбНзОН — является высшим гомологом крезола и существует в виде 6 изомеров, из которых нами изучены 2,5-, 2,6-, 3,4- и 3,5-ДМФ. Все 4 изученных изомера — кристаллические вещества с молекулярным весом 122,16, обладают резким специфическим (фенольным) запахом и слабо растворяются в воде (при 21° около 0,1 г/л).

Пороговые концентрации ДМФ по влиянию на органолептические свойства воды мы определяли бригадным методом с оценкой интенсивности запаха и привкуса по 5-балльной шкале. Порог ощущения запаха (интенсивностью 1 балл) 2,5- и 2,6-ДМФ установлен на уровне 0,25 мг/л ^ (практический 0,5 мг/л), 3,4- и 3,5-ДМФ—соответственно на уровне

1 Гигиена и санитария, 1967, № 11, с. 28—35.

5 и 10 мг/'л. Хлорирование не влияет на интенсивность запаха воды, содержащей 2,5- и 2,6-ДМФ в пороговых и подпороговых по воздействию на него концентрациях, но резко усиливает запах воды в присутствии

3.4- и 3,5-ДМФ.

Нагревание воды, содержащей ДМФ, до 60—65° усиливает запах воды в присутствии 2,5- и 2,6-ДМФ.

Изомеры ДМФ при малых концентрациях придают воде сладковатый, а при больших — вяжущий, горьковатый привкус. Пороговые концентрации по привкусу совпадали с теми же концентрациями по запаху, только у 2,6-ДМФ они оказались на уровне 0,12 мг/л (1 балл) и 0,25 мг/л (2 балла).

Таким образом, пороговыми по органолептическому показателю вредности следует считать концентрации изомеров 2,5- и 2,6-ДМФ, составляющие 0,12 мг/л (по запаху при нагревании и по привкусу), и концентрации изомеров 3,4- и 3,5-ДМФ, составляющие 0,25 мг/л (по запаху при хлорировании).

Стабильность ДМФ в воде изучали колориметрическим методом определения малых концентраций фенолов в воде (Ю. Ю. Лурье и

A. И. Рыбникова); содержание ДМФ рассчитывали по специально построенной калибровочной кривой для каждого изомера. Полученные данные позволяют охарактеризовать ДМФ как весьма стабильные соединения. Так, концентрация 2,6-ДМФ 0,1 мг/л в течение 15 суток осталась стабильной, концентрация 1,4 мг/л 3,4-ДМФ снижалась к 15-м суткам до 0,54 мг/л.

Для выявления возможного вредного влияния ДМФ на общий санитарный режим водоемов мы наблюдали динамику биохимического потребления кислорода (ВПК.) в течение 25—30 суток, а также процессов аммонификации и нитрификации и развития сапрофитной микрофлоры. Установлено, что изомеры 2,5- и 2,6-ДМФ в концентрациях 0,25 и 2,5 мг/л не оказывают вредного воздействия на общий санитарный режим водоема. Изомеры 3,4- и 3,5-ДМФ в концентрациях 5 и 50 мг/л тормозят процессы нитрификации и потребляют кислород. 3,4- и

3.5-ДМФ в концентрации 0,5 мг/л не оказывают вредного влияния на общий санитарный режим водоема. Изомеры 2,6- и 3,4-ДМФ в концентрациях 0,25, 2,5 и 5 мг/л не влияют на процессы развития сапрофитной микрофлоры. Изученные нами 4 изомера ДМФ не изменяют рН, обычной для водопроводной воды.

Данные литературы о токсичности ДМФ для теплокровных животных весьма ограничены и касаются в основном действия при остром отравлении (МсОпие с соавторами; ОсШг^еп). Токсичность ДМФ в острых опытах изучена нами на белых мышах, белых крысах, кроликах и морских свинках. Вещества вводили рег оэ в виде мелкодисперсной водной суспензии. Животные находились под наблюдением 15 суток. Клиническая картина отравления была однотипной у использованных нами видов лабораторных животных при всех введенных изомерах ДМФ. Клинически острое отравление характеризовалось одышкой, нарушением координации движений и быстрым наступлением клонических судорог с переходом в боковое положение. Смерть основной массы животных при острой интоксикации ДМФ наступала в 1-е сутки после введения его.

Полученные нами данные о смертности животных были обработаны статистически с использованием пробит-анализа в модификации

B. Б. Прозоровского; ЬО50 вещества для кроликов установлена по методу Дейхмана и Ле Бланка (см. таблицу).

Морские свинки оказались малочувствительными к воздействию ДМФ. Введение 2,6-ДМФ в дозе 2115 мг/кг вызвало признаки интоксикации (судороги, временное боковое положение), но через 20 мин. симптомы интоксикации исчезли. Введение 3,4-ДМФ в дозе 1200 мг/кг

Токсичность изомеров ДМФ для теплокровных животных при однократном пероральном введении (в мг/кг)

Изомер Белые мыши Белые крысы Кролики

1.0, ±т ьэ..

2,5-ДМФ 383± 36 444 ±26 938

2,6-ДМФ 479± 47 296± 36 700

3,4-ДМФ 400± 43 727+70 800

3,5-ДМФ 477±49 608± 44 1 313

приводило лишь к слабой интоксикации. Таким образом, наиболее чувствительными к ДМФ животными оказались белые мыши и белые крысы. Кумулятивные свойства ДМФ изучены в опытах на 30 белых крысах, которым вводили изомеры этих веществ ежедневно из расчета '/б ЬОбо. Выявлены слабо выраженные кумулятивные свойства только у изомера 3,4-ДМФ.

Учитывая сравнительно низкие пороговые концентрации изомеров ДМФ по влиянию на органолептические свойства воды, находящиеся примерно на одинаковом уровне, а также результаты острого опыта, мы сочли целесообразным при изучении длительного воздействия ДМФ на организм животных уделить основное внимание 2,6-ДМФ как наиболее токсичному для белых крыс и 3,4-ДМФ как изомеру, возможно обладающему кумулятивным действием. Подострый опыт был поставлен на 30 белых крысах-самцах, разбитых на группы (по 10 животных в группе); им в течение 10 недель вводили перорально 2,6- и 3,4-ДМФ в дозах, составляющих Ую ЬОво (соответственно 29,5 и 72,5 мкг/кг); одна группа служила контролем. Установлено статистически достоверное отставание в весе тела крыс, получавших 3,4-ДМФ. У этой же группы животных наблюдалось и статистически достоверное увеличение весовых коэффициентов селезенки и сердца вместе с легкими. У крыс, получивших 2,6-ДМФ, отмечалось отставание в весе тела по сравнению с контролем и увеличение весовых коэффициентов печени и селезенки. Патоморфологический анализ выявил умеренную у некоторых крыс и резко выраженную атрофию и паренхиматозную дистрофию клеток печени в обеих опытных группах. Отклонений в морфологической картине крови, протромбиновом времени, соотношениях белковых фракций сыворотки крови и содержании фенола в моче не выявлено.

Хронический санитарно-токсикологический эксперимент мы проводили на 53 белых крысах-самцах. Испытывали 2,6-ДМФ в дозах 6 и 0,06 мг/кг и 3,4-ДМФ в дозах 14 и 0,14 мг/кг С/50 и '/5000 ЬО50 соответственно). Вещества вводили перорально в течение 8 месяцев. Программой хронического эксперимента было предусмотрено изучение влияния ДМФ на поведение и вес животных, морфологический состав крови, содержание сульфгидрильных (ЭН) групп в сыворотке крови, кровяное

давление без нагрузки и под

^ < V

/го

I

I | 'ОО 30

3

80

'Рои

Время наблюдения (6месяцсщ)

Рис. 1. Динамика содержания БН-групп в сыворотке крови белых крыс при длительной затравке изомерами диметилфенола (по статистически обработанным данным). / — контроль: 2 — 2,6-ДМФ в дозе 6 мг/кг; 3 — 2,6 ДМФ в дозе 0,06 мг/кг; 4 — 3,4-ДМФ в дозе 0,14 мг/кг- 5 — 3,4-ДМФ в дозе 0,14 мг/кг.

нагрузкой с адреналином, потребление кислорода и содержание фенолов в моче, а также состояние условно-рефлекторной деятельности. Кроме того, посмертно определяли содержание БН-групп в тканях, содержание аскорбиновой кислоты в надпочечниках, весовые коэффициенты и патоморфологический анализ внутренних органов.

В поведении и общем состоянии подопытных животных не отмечено каких-либо

особенностей по сравнению с контрольной группой. Введение 3,4-ДМФ в дозе 14 мг/кг вызвало у крыс отставание в весе, снижение количества эритроцитов и содержания гемоглобина в крови. 2,6-ДМФ в дозе 6 мг/кг привел к понижению содержания БН-групп сыворотки крови, статистически достоверному в конце эксперимента (рис. 1). У той же группы животных в конце эксперимента было снижено и кровяное давление. Изучение кровяного давления под нагрузкой с адреналином у крыс, получивших 3,4-ДМФ, и соответствующей контрольной группы позволяет отметить нарушение процессов нормализации кровяного давления у подопытных крыс после введения адреналина. У контрольных крыс кровяное давление после внутримышечного введения адреналина восстановилось до исходного уровня к 10—15-й мин., тогда как у подопытных крыс оно осталось повышенным (рис. 2). В условнорефлекторной деятельности, газообмене и содержании фенола в моче существенных отклонений у подопытных крыс по сравнению с контрольными не найдено.

В конце хронического опыта посмертно у белых крыс определяли содержание БН-групп в тканях печени, селезенки и головного мозга. Установлено выраженное увеличение содержания ¿Н-групп в изученных тканях подопытных крыс по сравнению с контрольными. Но лишь у животных, получивших ДМФ в больших дозах, эта разница в большинстве случаев оказалась статистически достоверной. В содержании аскорбиновой кислоты в надпочечниках, а также весовых коэффициентах внутренних органов не выявлены изменения у подопытных крыс по сравнению с контролем. Патоморофологическое исследование внутренних оргаов белых крыс показало, что длительное воздействие 2,6- и

3.4-ДМФ вызывает патологические изменения в структуре печени, селезенки, почек и сердца. Под воздействием больших доз ДМФ наряду с паренхиматозной дистрофией обнаруживались также жировая дистрофия и атрофия печеночных клеток, гиалиново-капельная дистрофия в почках, миелоз, ретикулоз клеток и атрофия лимфоидных фолликул селезенки и паренхиматозная дистрофия клеток сердца. При воздействии малых доз ДМФ подобных изменений не было.

Суммируя и сопоставляя полученные результаты санитарно-токси-кологических исследований, можно считать недействующими по сани-тарно-токсикологическому признаку дозу 2,6-ДМФ 0,06 мг/кг (1,2 мг/л) и дозу 3,4-ДМФ 0,14 мг/кг (2,8 мг/л).

Выводы

1. Изомеры диметилфенола (ДМФ) оказывают неблагоприятное влияние на органолептические свойства воды, придавая ей специфический аромат и привкус. Пороговой по органолептическому показателю вредности является концентрация изомеров 2,5- и 2,6-ДМФ 0,12 мг/л (по запаху при нагревании и по привкусу) и концентрация изомеров 3,4- и

3.5-ДМФ 0,25 мг/л (по запаху при хлорировании).

2. 2,5- и 2,6-ДМФ в концентрациях, не превышающих 2,5 мг/л, а 3,4- и 3,5-ДМФ в концентрациях, не превышающих 0,5 мг/л, не оказывают вредного влияния на санитарный режим водоемов.

3. Недействующей дозой 2,6-ДМФ и 3,4-ДМФ — наиболее токсичных изомеров ДМФ —на организм в условиях хронического санитарно-

Вре/и я (в/,и и нутах■)

Рис. 2. Динамика кровяного давления у контрольной (/) и подопытной (2) крысы под влиянием нагрузки с адреналином в хроническом санитарно-токсиколо-гическом эксперименте с 3,4-ДМФ.

I — подопытная крыса, получавшая 3,4-ДМФ в дозе 14 мг/кг-, 2 — контрольная крыса.

токсикологического эксперимента следует считать соответственно 0,06 мг/кг (1,2 мг/л) и 0,14 мг/кг (2,8 мг/л).

4. Комплексная оценка экспериментальных данных показала, что лимитирующим признаком вредности изомеров ДМФ является органо- 0 лептический, а предельно допустимые концентрации изомеров 2,5-, 2,6-, 3,4- и 3,5-ДМФ в водоемах можно рекомендовать на уровне 0,12 и 0,25 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Лурье Ю. Ю. и Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточных вод. М., 1963. — Макейкина В. В. Состав фенолов подсмольных вод газификации прибалтийских сланцев и распределение их между фазами в процессе экстракции. Автореф. дисс. канд. Л., 1965. — Прозоровский В. Б. Фармакол. и токсикол., 1962, № 1, с. 115. — МсО m i е W. A., An d ег s о n Н. Н., Е s t е s s F. М„ J. Am. Pharm. ASS, 1949, v. 38, p. 366. — О e 11 i n g e n W. F., Phenol and Its Derivates: the Relation Between Their Chemical Constitution and Their Effect on the Organism. Washington, 1949.

Поступила 2/1 1968 r.

DIMETHYLPHENOL (XYLEMOL) ISOMERS AND THEIR STANDARD CONTENTS #

IN WATER BODIES

I. Kh. Maazik

The author studied the effect produced by four dimethylphenol (xylenol) isomers on the organoleptic properties of water, the general sanitary regime of water bodies and warm-blooded animals in acute, subacute and chronic poisoning tests. The finding was that the threshold concentrations of 2,5- and 2,6-dimethylphenol (DMP) for effect on the organoleptic properties of water amounted to 0.12 mg/1 and that of 3,4- and 3,5-DMP— to 0.25 mg/1; for the effect on the sanitary regimen the threshold concentrations of the substanses equaled 2.5 and 0.5 mg/1 accordingly.

The LD50 of substances were determined in acute poisoning tests carried out on albino rats, albino mice and rabbits. Doses amounting to 1/50 and 1/5000 of LD50 were used for chronic poisoning. The contents of dimethylphenol isomers in water bodies is limitted by their effect on the organoleptic properties of water.

УДК 614.445 + 613.32 + 628.16 + 614.777:614.484

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ ЭНТЕРОВИРУСЫ, ПРОДУКТАМИ ЭЛЕКТРОЛИЗА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Е. Л. Ловцевич, Л. А. Сергунина

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР и Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Москва

Внедрение в практику водоснабжения метода обеззараживания -питьевых и сточных вод с помощью электролиза требует изучения его гигиенической эффективности в отношении патогенных микроорганизмов, в том числе и энтеровирусов. Имеются экспериментальные данные о большой обеззараживающей эффективности различных способов электролитической обработки питьевых и сточных вод от бактерий кишечной группы, включая и спороносные формы (Н. А. Маслеников; Л. А. Сергунина; Л. А. Кунина). Однако отношение вирусов к действию непосредственного электролиза и продукта электролиза поваренной соли не освещено в литературе.

Мы ставили перед собой цель определить эффективность обеззараживания питьевой воды продуктом электролиза раствора поваренной соли «окислителем» в отношении ряда энтеровирусов. Для этого провели сравнительное изучение динамики инактивации окислителем аттенуи- • рованного (ЬБс, 2ав) и вирулентного (Магоней) штаммов вируса полиомиелита типа I, прототипных штаммов вируса Коксаки В-3 (Вейл Нан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.