тами - будущими менеджерами электронного языкового портфолио, внедрение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений студентов, использование методов активного обучения на занятиях по иностранному языку, реализация в образовательном процессе высшей школы обучающего модуля «Переговорная культура менеджера».
ния переговорной культуры студентов и способных усилить результативность функционирования разработанной нами модели.
2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих достижение студентами - будущими менеджерами более высокого уровня сформированности переговорной культуры, включает: организация процесса обучения на основе внедрения технологий и инструментов е-1еагт^, создание студен-
Библиографический список
1. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д - ра пед наук. -Челябинск, 2002.
2. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация
экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд.
дом ГУ ВШЭ, 2008.
3. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2008.
4. Бадарч, Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. А. Сазонов. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007.
5. Михайлов, О. «Подводные камни» рейтинговой системы // Высшее образование в России, 2008. - №8.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.1.
Статья поступила в редакцию 18.11.09
УДК 301.085:15(09)
Е.А. Горшков, аспирант АГПИ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В США КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВВ.
Статья посвящена проблеме экспериментального оформления социальной психологии в США как самостоятельной дисциплины в конце XIX -начале XX вв. Автор проводит анализ становления американской социальной психологии, рассматривая лабораторный эксперимент Нормана Триплета, работы Джеймса Марка Болдуина и экспериментальный подход Вильяма МакДугалла и Генри Флойда Олпорта.
Ключевые слова: социальная психология, лабораторный эксперимент, социальная фасилитация, социальная установка.
Социальная психология - одна из наиболее перспективных отраслей психологической науки. В конце XIX в. новая зарождающаяся наука имела необычайный интерес и популярность в Соединенных Штатах Америки. Исследования американских психологов конца XIX - первой четверти XX вв. в области социально-психологического знания привели к тому, что именно США стали страной бурного и интенсивного развития социальной психологии, а с 20-30-х гг. XX в. «законодателем моды» в психологии. С этого времени Америка активно заявляет себя как центр наиболее прогрессивных технологий производства и управления. Социальная психология начинает формироваться в соответствии с американскими стандартами исследования и с американскими же моделями человека [1, с. 31].
Несмотря на высокую актуальность вопроса истории социальной психологии в США конца XIX - начала XX вв., полноценное исследование проблемы экспериментального оформления американской социальной психологии отсутствует.
Становление социальной психологии в США началось с оформления психологического направления в социологии, в первую очередь, это психологический эволюционизм, представителями которого являются Лестер Франк Уорд (Ward) (1841-1913) и Франклин Генри Гиддингс (Giddings) (18551931) и интеракционисткая теория. Последнюю разрабатывали Чарлз Хортон Кули (Cooley) (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (Mead) (1863-1931). В центре внимания американской психологической социологии стояли проблемы общественного (группового, коллективного) сознания, его природы, структуры и функций. Детальному обсуждению подверглись важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия [2]. Так, социальное сознание группы и сознание индивида Кули призывал рассматривать вместе, а не по отдельности. Кули утверждал, что «личность» и «общество» - не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодей-
ствия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения [3].
Параллельно с разработкой психологического направления в социологии, в США появляются пропагандисты идеи выделения новой отрасли психологии. Одним из первых пропагандистов идей социальной психологии в США был Джеймс Марк Болдуин (Baldwin) (1861-1934). Придавая большое значение распространению психологических знаний, Болдуин основал в 1895 году один из первых научных психологических журналов «Психологическое обозрение».
В своем произведении «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)» (1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, то есть изучение того, что представляет собой личность с социальной точки зрения, и изучение общества с точки зрения личности
[4]. В своих работах Болдуин доказывал, что современное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, влияет и на формирование самооценки, так как «хороший» человек - это, как правило, хороший с точки зрения людей его круга. В самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, закрепленная в обычаях, условностях, социальных учреждениях.
Болдуин сосредоточился на поиске специфических психологических предпосылок жизни отдельной личности в социальном окружении, механизмов усвоения ею общественного опыта, понимания других людей. Во всех случаях в центре анализа находилась психология индивида, рассматриваемая с точки зрения тех ее особенностей, которые служат предпосылкой взаимодействия людей, превращают индивида в личность, обеспечивают усвоение социальных фактов. Болдуин по праву считается одним из родоначальников американской социальной психологии.
Однако для того чтобы полностью состоятся как науке, социальной психологии необходимо было придать экспериментальный характер. Социальная психология в США не стала исключением.
Один их первых лабораторных экспериментов в истории социальной психологии был проведен именно американским психологом из университета Индианы Норманом Триплетом (Triplett) (1861-1931). Его эксперимент основывался на основе эффекта «социальной фасилитации» (social facilitation)1. Так, Триплет обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов, Триплет провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого просили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только они могут. Триплет обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве.
Триплет по-разному пытался объяснить свои научные изыскания, и, в итоге, он сделал вывод: «физическое (личное) присутствие соперника в гонке способствует высвобождению скрытой (latent) энергии, не доступной в обычных условиях»
[5]. Статья Триплета с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов, но в дальнейшем немалое количество психологов обращалось к изучению феномена «социальной фасилитации».
Экспериментальный подход к социальной психологии пытались разработать многие специалисты в этой области, такие как: англо-американский психолог Вильям Мак-Дугалл (McDougall) (1871-1938), американский психолог Генри Флойд Олпорт (Allport) (1890-1978).
Для истории американской социальной психологии В. Мак-Дугалл сыграл особенную роль. В работе «Введение в социальную психологию» (1908) В. Мак-Дугалл использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека.
Концепция Мак-Дугалла (теория инстинктов социального поведения) приобрела огромную популярность на Западе, в особенности в Соединенных Штатах. Ею руководствовались социологи, политики, экономисты. По книге «Введение в социальную психологию» обучались сотни тысяч учащихся колледжей.
О предмете и задачах социальной психологии В. Мак-Даугалл писал в работе «Групповой разум» (1920). Социальной психологией ученый называл любую психологию, которая признает взаимосвязь и взаимовлияние индивида и общества. Он определил цели психологии групп, которая, по его мнению, является частью социальной психологии, и указывал на необходимость раскрыть понимание индивидуальной психической деятельности через включенность человека в социальную жизнь как часть группы.
В. Мак-Дугалл - один из начинателей социально-психологических исследований, он одним из первых ввел само понятие «социальная психология» (1908). Следует отметить, что Мак-Дугалл также пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе («The group mind»).
Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - американца Вильяма Томаса (Thomas) (1863-1947) и поляка Фло-
риана Знанецкого: «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 - 1920). Это был итог исследования, длившегося более 10 лет, посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». Они определяли установку как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, -говорили они, - есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности». Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что «она по своему существу остается чьим-то состоянием». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.
Первым, кто обратился к измерению установок, был в 1925 г. американский социолог, профессор Южнокалифорнийского университета Эмори Богардус (Bogardus) (18821973), приобретший с тех пор научную известность во многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с целью измерения и сравнения установок американских граждан к различным этническим группам.
Э. Богардус приступил к работе над методикой в 1924 году. В течение двух лет он эмпирически отрабатывал методический план построения шкалы измерения социальной дистанции, предложенный профессором Чикагского университета Робертом Парком (Park). В этот период научный интерес многих американских социологов и социальных психологов был привлечен к процессам социальной интеграции и социальной мобильности населения. Величина социальной дистанции между людьми из различных социальных или этнических (расовых) групп, включающихся в новую единую социальную систему, позволяет, по мнению Р. Парка, судить не только о степени интеграции и солидарности образующегося сообщества, но и об общем уровне развития демократической культуры. Теоретически, отмечает Парк, характерной чертой истинной (идеальной модели) демократии является полное отсутствие социальной дистанции между членами единого сообщества [6]. Для эмпирического изучения особенностей формирования новых сообществ (community) из представителей различных культур, повышения возможностей анализа факторов, благоприятствующих или препятствующих налаживанию связей и контактов между людьми (в первую очередь как представителей различных субкультур) и определения уровня политической культуры, преобладающей в данном сообществе, необходимо было создавать соответствующие методики измерения социальной дистанции.
В итоге многолетней работы был создан целый ряд модификаций шкалы социальной дистанции: Шкала расовой дистанции, Шкала образовательной дистанции, Шкала экономической дистанции, Шкала политической дистанции, Шкала профессиональной дистанции, Шкала религиозной дистанции и т. п.
Суть методики заключается в том, что респондента просят отметить те типы социальных контактов, в которые он охотно вступил бы с представителями той или иной социальной группы. Э. Богардус предложил ряд индексов, которые можно вычислять на основании ответов респондентов: Индекс качества социальных контактов, Индекс дистанции социальных контактов, Индекс ранга социальных контактов и др. [7]. Среди этих индексов наибольшее распространение в дальнейших исследованиях получил Индекс расовой дистанции, вычисляющийся на основе ответа, отражающего самое близ-
кое социальное расстояние, на которое человек согласился допустить представителя той или иной национальности.
Исследование Богардуса повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы измерения установок.
В 20-е гг. XX в. американский психолог Генри Флойд Олпорт обобщил опыт социально-психологического экспериментирования и разработал общую методологию группового эксперимента.
Ранние исследования Олпорта были посвящены исследованию влияния группы на личность, исследованию феномена «социальной фасилитации». Он пытался уточнить такие абстрактные понятия, как «групповой разум», в которых к понятию группы применял атрибуты личности. Его исследования в этой области помогли избежать многих ошибок. Большая часть идей этого периода была опубликована Олпортом в книге «Социальная психология» (1924). Олпорт пытался использовать фрейдовскую модель конфликта, выражая ее в терминах бихевиоризма, а также некоторые психоаналитические механизмы применительно к решению социальных проблем. Эта работа была первой концептуальной интеграцией двух различных подходов. В «Социальной психологии» Ол-
порт описывает также собственные, ставшие классическими, исследования по групповому влиянию, что привело к превращению групповых экспериментов в норму социальной психологии. Он впервые исследовал такие феномены, как «социальное развитие и спад, доминирующие рефлексы и привычки, круговое и линейное социальное поведение, содействующие и взаимодействующие группы и отношения подчинения» и др.
Таким образом, в начале XX в. (первой его четверти) в истории американской социальной психологии были сделаны значительные достижения. В США появились первые научные труды, посвященные проблемам именно социальной психологии. Выявилось положительное значение в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению. Благодаря экспериментальному подходу, работам Г.Ф. Олпорта социальная психология в США окончательно утвердилась как самостоятельная научная дисциплина.
1 Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать, содействовать) - стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность других.
Библиографический список
1. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.
2. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
3. Cooley, C.H. Human Nature and the Social Order, N.Y., 1964. - [Электронный ресурс]
/ http://www.brocku.ca/MeadProject/Cooley/Cooley_1902/Cooley_1902toc.html.
4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Академия, 1996. - [Электронный ресурс] / М.Г. Ярошевский // http://psylib.org.ua/books/yaros01/index.htm.
5. Triplett, Norman. The dynamogenic factors in pacemaking and competition / American Journal of Psychology, 9, 507-533 - [Электронный ресурс] / Norman Triplett // http://psychclassics.yorku.ca/Triplett/
6. Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании //Социологический журнал. - 2004. - № 3-4 [Электронный ресурс] // http://www.socjournal.ru/article/648.
7. Bogardus, E.S. Measuring social distance // Journal of Applied Sociology. - 1925. - Vol. 9. - [Электронный ресурс]
// http://www.brocku.ca/MeadProject/Bogardus/Bogardus_1925c.html.
8. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 1999.
Статья поступила в редакцию 21.11.09
УДК 394.2:155.4
Н.М. Андрейчук, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА - ОТ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ К НАУЧНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ
В работе раскрывается необходимость и проблемы исследования известного, но малоизученного феномена социально-психологической атмосферы массового праздника, описан первый опыт её изучения в контактной аудитории клуба, представлен пример регуляции атмосферы массового праздника в практике социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: сакральная природа праздника, сложная палитра характеристик атмосферы праздника, социально-психологическая атмосфера праздника как научное понятие, социально-психологическая атмосфера праздника в контактной аудитории, возможность и необходимость диагностирования и регулирования атмосферы массового праздника, регуляция и манипуляция, идея праздника и его атмосфера.
Таинственное явление - праздник. Каждый человек знаком с ним, каждый может рассказать о нём. Праздники пронизывают всю жизнь человека, жизнь общества, жизнь поколений. Организацией праздничной жизни занята целая индустрия. Явление праздника всесторонне изучают. Однако до сих пор не существует более или менее единого цельного определения понятия «праздник». Толкований существует много. В понятийных словарях слово «праздник» обычно определяют как особый день торжества и радости. В науке же определения самые разные. Праздником называют первичную форму человеческой культуры, в которой люди проявляют своё мировоззрение, стремящееся к обновлению через карнавализа-цию жизни (М.М. Бахтин) [1, с. 13-15], коммуникацией по поводу свободы (А.И. Мазаев) [2, с. 12], считают воссозданием исторического сакрального времени, концентрированием национальной этничности и солидарности (Л. Абрамян) [Цит.:3, с. 33-38], утверждением связанных с единением, порядком, космосом ценностей (Н.А. Хренов) [4, с. 113], воз-
вращением к времени детства, восстановлением цельности народа и человека, гармонии между людьми и природой, памятью человечества, интенсивным общением людей друг с другом в радости, «вершинные» состояния души человека, путь к принятию своей причастности роду и племени - семье и этносу (М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова) [3, с. 31-32, 42, 68, 137], кульминационным пунктом жизни общества, праздничным антрактом и временем вселенского смешения, когда отменяется мировой порядок (Р. Кайуа) [5, с. 242] и т.д. Каждое новое определение сущности праздника не входит в конфликт с предшествующими толкованиями, а углубляет и расширяет их. Все исследователи сходятся в том, что «праздник», это «не будни», это нечто, что поднимает человека над буднями и объединяет его с другими людьми потоком обновлённых возвышенных чувств. И во всех серьёзных исследованиях говорится о сакральной природе праздника, которая до сих пор не раскрыла своих тайн. «И сербы, и болгары, и древние греки понимали праздник как путь при-