Научная статья на тему 'Социально-психологическая атмосфера праздника от образного восприятия к научному осмыслению'

Социально-психологическая атмосфера праздника от образного восприятия к научному осмыслению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
986
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАЗДНИКА / СЛОЖНАЯ ПАЛИТРА ХАРАКТЕРИСТИК АТМОСФЕРЫ ПРАЗДНИКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА В КОНТАКТНОЙ АУДИТОРИИ / ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ АТМОСФЕРЫ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА / РЕГУЛЯЦИЯ И МАНИПУЛЯЦИЯ / ИДЕЯ ПРАЗДНИКА И ЕГО АТМОСФЕРА / SACRED NATURE OF FESTIVAL / COMPLEX RANGE OF CHARACTERISTICS OF FESTIVAL ATMOSPHERE / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE OF FESTIVAL AS A SCIENTIFIC NOTION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN THE AUDIENCE / THE POSSIBILITY AND THE NECESSITY OF MAKING DIAGNOSTICS AND REGULATIONS OF THE ATMOSPHERE OF FESTIVAL / REGULATION AND MANIPULATION / THE IDEA OF FESTIVAL AND ITS ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрейчук Н. М.

В работе раскрывается необходимость и проблемы исследования известного, но малоизученного феномена социально-психологической атмосферы массового праздника, описан первый опыт её изучения в контактной аудитории клуба, представлен пример регуляции атмосферы массового праздника в практике социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE OF FESTIVAL FROM IMAGE PERCEPTION TO THE SCIENTIFIC THINKING

The article shows the necessity and the problems of research of a well-known but not deeply analyzed phenomenon of social-psychological atmosphere of mass festival. It shows the first experience of its research in the club audience and presents the example of the regulation of mass festival atmosphere in the practice of social cultural activities.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая атмосфера праздника от образного восприятия к научному осмыслению»

кое социальное расстояние, на которое человек согласился допустить представителя той или иной национальности.

Исследование Богардуса повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы измерения установок.

В 20-е гг. XX в. американский психолог Генри Флойд Олпорт обобщил опыт социально-психологического экспериментирования и разработал общую методологию группового эксперимента.

Ранние исследования Олпорта были посвящены исследованию влияния группы на личность, исследованию феномена «социальной фасилитации». Он пытался уточнить такие абстрактные понятия, как «групповой разум», в которых к понятию группы применял атрибуты личности. Его исследования в этой области помогли избежать многих ошибок. Большая часть идей этого периода была опубликована Олпортом в книге «Социальная психология» (1924). Олпорт пытался использовать фрейдовскую модель конфликта, выражая ее в терминах бихевиоризма, а также некоторые психоаналитические механизмы применительно к решению социальных проблем. Эта работа была первой концептуальной интеграцией двух различных подходов. В «Социальной психологии» Ол-

порт описывает также собственные, ставшие классическими, исследования по групповому влиянию, что привело к превращению групповых экспериментов в норму социальной психологии. Он впервые исследовал такие феномены, как «социальное развитие и спад, доминирующие рефлексы и привычки, круговое и линейное социальное поведение, содействующие и взаимодействующие группы и отношения подчинения» и др.

Таким образом, в начале XX в. (первой его четверти) в истории американской социальной психологии были сделаны значительные достижения. В США появились первые научные труды, посвященные проблемам именно социальной психологии. Выявилось положительное значение в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению. Благодаря экспериментальному подходу, работам Г.Ф. Олпорта социальная психология в США окончательно утвердилась как самостоятельная научная дисциплина.

1 Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать, содействовать) - стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность других.

Библиографический список

1. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.

2. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

3. Cooley, C.H. Human Nature and the Social Order, N.Y., 1964. - [Электронный ресурс]

/ http://www.brocku.ca/MeadProject/Cooley/Cooley_1902/Cooley_l902toc.html.

4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Академия, 1996. - [Электронный ресурс] / М.Г. Ярошевский // http://psylib.org.ua/books/yaros01/index.htm.

5. Triplett, Norman. The dynamogenic factors in pacemaking and competition / American Journal of Psychology, 9, 507-533 - [Электронный ресурс] / Norman Triplett // http://psychclassics.yorku.ca/Triplett/

6. Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании //Социологический журнал. - 2004. - № 3-4 [Электронный ресурс] // http://www.socjournal.ru/article/648.

7. Bogardus, E.S. Measuring social distance // Journal of Applied Sociology. - 1925. - Vol. 9. - [Электронный ресурс]

// http://www.brocku.ca/MeadProject/Bogardus/Bogardus_1925c.html.

8. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 1999.

Статья поступила в редакцию 21.11.09

УДК 394.2:155.4

Н.М. Андрейчук, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА - ОТ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ К НАУЧНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ

В работе раскрывается необходимость и проблемы исследования известного, но малоизученного феномена социально-психологической атмосферы массового праздника, описан первый опыт её изучения в контактной аудитории клуба, представлен пример регуляции атмосферы массового праздника в практике социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: сакральная природа праздника, сложная палитра характеристик атмосферы праздника, социально-психологическая атмосфера праздника как научное понятие, социально-психологическая атмосфера праздника в контактной аудитории, возможность и необходимость диагностирования и регулирования атмосферы массового праздника, регуляция и манипуляция, идея праздника и его атмосфера.

Таинственное явление - праздник. Каждый человек знаком с ним, каждый может рассказать о нём. Праздники пронизывают всю жизнь человека, жизнь общества, жизнь поколений. Организацией праздничной жизни занята целая индустрия. Явление праздника всесторонне изучают. Однако до сих пор не существует более или менее единого цельного определения понятия «праздник». Толкований существует много. В понятийных словарях слово «праздник» обычно определяют как особый день торжества и радости. В науке же определения самые разные. Праздником называют первичную форму человеческой культуры, в которой люди проявляют своё мировоззрение, стремящееся к обновлению через карнавализа-цию жизни (М.М. Бахтин) [1, с. 13-15], коммуникацией по поводу свободы (А.И. Мазаев) [2, с. 12], считают воссозданием исторического сакрального времени, концентрированием национальной этничности и солидарности (Л. Абрамян) [Цит.:3, с. 33-38], утверждением связанных с единением, порядком, космосом ценностей (Н.А. Хренов) [4, с. 113], воз-

вращением к времени детства, восстановлением цельности народа и человека, гармонии между людьми и природой, памятью человечества, интенсивным общением людей друг с другом в радости, «вершинные» состояния души человека, путь к принятию своей причастности роду и племени - семье и этносу (М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова) [3, с. 31-32, 42, 68, 137], кульминационным пунктом жизни общества, праздничным антрактом и временем вселенского смешения, когда отменяется мировой порядок (Р. Кайуа) [5, с. 242] и т.д. Каждое новое определение сущности праздника не входит в конфликт с предшествующими толкованиями, а углубляет и расширяет их. Все исследователи сходятся в том, что «праздник», это «не будни», это нечто, что поднимает человека над буднями и объединяет его с другими людьми потоком обновлённых возвышенных чувств. И во всех серьёзных исследованиях говорится о сакральной природе праздника, которая до сих пор не раскрыла своих тайн. «И сербы, и болгары, и древние греки понимали праздник как путь при-

общения человека к единству мирозданья» [3, с. 32]. «Празднество - священное время, согласно законам» [6, с. 433] - такое определение находим в словаре Платона.

В данной статье мы хотим остановиться на одном из самых часто употребляемых понятий, относящегося к этой сфере человеческой деятельности - атмосфере праздника. Такое словосочетание встречается едва ли не во всех печатных трудах, посвящённых теме праздника. Атмосферу праздника оценивают, характеризуют, признают её значение и необходимость её формирования. Вместе с тем, это словосочетание воспринимается лишь как образное выражение и употребляется оно чаще как прилагательное, для выразительной характеристики того или иного праздника. Иногда, слово «атмосфера» заменяется «родственными понятиями» - «дух», «настрой», «ритм». Через призму этих и других «родственных определений» и характеристик, их множественности и особенностей лежит путь к исследованию заданной темы.

Употребление словесных характеристик эмоциональночувственного содержания массовых праздников бесконечно в своём многообразии, но, по сути, все эти многочисленные характеристики являются вариантами или отражают оттенки одного и того же понятия - социально-психологической атмосферы праздника. Слово «атмосфера» органично вписывается как определяющее слово в характеристики, данные праздникам известными исследователями. Например, Р. Кайуа, не употребляя слово «атмосфера», описывает именно это явление: «Праздник означает массовое участие возбуждённого, шумного народа. Такие большие скопления чрезвычайно благоприятствуют возникновению и заразительному распространению душевной экзальтации, которая растрачивается в криках и жестах и заставляет людей бесконтрольно отдаваться на волю самых безотчётных импульсов». Автор отмечает, что для праздника характерна разнузданность, что даже в скорбном празднике есть зачатки эксцесса и кутежа (здесь и далее выделено Н.А.) [5, с. 218-219]. Добавьте к выделенным словам слово «атмосфера», и оно будет на своём месте.

Органично произойдёт замена слов и у Й. Хёйзинги, выделяющего тон поведения праздника, который может быть радостным или серьёзным [7, с. 35-36], т.е. заменим слово «тон» словом «атмосфера». Описаниям праздничных ритмов посвятили свою психологическую книгу М.И. Волови-кова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова [3]. Однако порой возникает желание при её прочтении воспринимать это словосочетание «праздничные ритмы» как синоним социально-психологической атмосферы. Несомненно, что когда авторы пишут о седьмичном недельном круге, о традициях двунадесятых праздников и Великих днях православия, то явно раскрывается тема ритмизации праздничной жизни. Когда же речь идёт о том, «что у каждого праздника свой ритм и свой оттенок», что «ритмы Пасхи похожи на внезапный прорыв ликующей радости из мира иного», о «громогласной открытости миру в радости», о «звоне на всю Ивановскую», о том, что ритм рождественского праздника другой - «широкий, торжественный», «ритм могучего вселенского торжества» [3, с. 1517], на наш взгляд стоит говорить уже не о ритме, а об атмосфере праздника. Или, например, когда авторы описывают процесс, когда «человек как бы исключался из привычных ритмов и, идеале, полностью погружался, в частности, в ритмы церковные, где совершаются события мира иного, «горнего», существующие всегда, то есть в вечности» [3, с. 13]. К тому же сами авторы утверждают, что «праздничные ритмы -это прежде всего ритмы разных оттенков радости» [3, с. 53], но ведь не один ритм не передаст всех оттенков сложной палитры этого чувства. Сами авторы считают, что наиболее точное значение праздника можно выразить, в частности, на английском языке как «праздничное настроение» (holiday spirit), что, как мы увидим позже, точнее соотносится с социально-психологическим понятием атмосферы.

Большинство исследователей и практиков сферы праздничной культуры впрямую используют понятие «атмосфера», но при этом никак не формулируя его. О «воодушевляющей

атмосфере праздника» и «атмосфере праздничного творчества» пишет видный деятель-практик сферы праздничной культуры Б.Н. Глан [8, с. 133, 148]. Г.Н. Бояджиев, ведя речь о карнавале, пишет: «Возникала особая атмосфера»[9, с. 60]. В современном учебном пособии, посвящённом драматургии и режиссуре зрелища, мы читаем: «выразительным средством режиссера является культурно-психологическая атмосфера», «атмосфера жизни массового зрелища», «создание атмосферы радости, ликования, счастья»[10, с. 116, 132133]. Об атмосфере праздничности, которая объединяет участников многофункционального социально-культурного явления (т. е. праздника) пишет в своём исследовании А. В. Соколов [11, с. 102-103]. Н.А. Хренов сетует на то, что «в описаниях аграрных праздников не принимается во внимание их эмоциональная атмосфера» [4, с. 132]. Активно использует это понятие в своей работе, посвящённой творчеству Франсуа Рабле и народной культуре Средневековья и ренессанса, М.М. Бахтин: «карнавальная атмосфера» [1, с. 9, 241], «народнопраздничная атмосфера» [1, с. 255], «фантастичность и утопический радикализм создаваемых в праздничной атмосфере образов» [1, с. 103], «бытовые площадные жанры подготавливают атмосферу для собственно народно-праздничных форм» [1, с. 216], «встаёт вопрос о специфической атмосфере праздничной площади» [1, с. 177]. О карнавальной атмосфере равенства, вольности и фамильярности писал Гёте [Цит.: 1, с. 280].

В науке понятие «социально-психологическая атмосфера» (СПА) существует достаточно давно и обозначает весьма определённые характеристики. В 70е - 80-е годы прошедшего века это понятие стало употребляться рядом с понятием «социально-психологический климат» (СПК), которому, собственно говоря, и были посвящены многочисленные исследования, в частности, социально-психологическому климату коллектива. Определений СПК на ту пору существовало более ста, но все они более или менее сходились в понимании этого явления как преобладающего относительно устойчивого психического (эмоционального) настроя, в котором соединяются настроения, душевные переживания, волнения людей, проявляющиеся в их отношении друг к другу, к совместной деятельности, к окружающим событиям. Понятие социально-психологической атмосферы отличается от климата высокой степенью подвижности и характеризует не устойчивые черты психического (эмоционального) настроя людей, а ситуативные его перемены, то есть СПА более изменчива, вариабельна, неуловима. Безусловно, что психический настрой празднующей общности характеризуется понятием с относительной устойчивостью этого настроя - социально-психологической атмосферой.

В сфере праздничной культуры феномен социально-психологической атмосферы изучался лишь применительно к аудитории клуба [12]. Социально-психологическая атмосфера клубной аудитории в указанном исследовании рассматривалась как доминирующий психический настрой членов данной аудитории, в центре которого оказывается не столь та или иная их предметная деятельность, сколько их коммуникативная активность, направленная на самосознание чувства принадлежности к клубной общности, на развитие их взаимного внимания и интереса друг к другу, на утверждение образа самого себя в ходе публичного общения. То есть в контактной аудитории клуба в ходе праздника на первый план выходит личностно-опосредованная мотивация взаимоотношений и коммуникативной деятельности. Поэтому регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории должна быть нацелена на формирование у её членов чувства «Мы» как совокупности неповторимых индивидуальностей, на стимулирование доброжелательного интереса человека к человеку, на удовлетворение исконной человеческой потребности -в публичном внимании, в публичном признании, в публичном самовыражении. Методика этой регуляции построена на приёмах индивидуализации массового воздействия.

У социально-психологической атмосферы массового праздника в широком понимании и социально-психологической атмосферы праздника в аудитории, безусловно, есть общие черты, но всё же эти понятия отличны и не только по масштабу и пространственным условиям. Анализ содержательной сути социально-психологической атмосферы массового праздника (СПАМП) вне конкретики аудитории, места и времени действия предполагает более глубокий анализ природы праздничных потребностей не только человека, но и общества в целом. Сразу возникают вопросы:

• существуют ли возможности диагностирования и регулирования СПАМП вне условий тесно контактирующей аудитории?

• в чём заключаются существенные отличия атмосферы праздников религиозных, народных, гражданских, агитационно-пропагандистских, развлекательных и т.д.?

• стоит ли СПАМП вообще регулировать или же корректировать, поскольку праздник это область свободы?

Вопросы требуют отдельного и подробного рассмотрения. Остановимся несколько подробнее на последнем из поставленных нами вопросов. На наш взгляд, регулировать социально-психологическую атмосферу массовых праздников можно и нужно, в частности, в рамках социально-культурной деятельности. В тезисном варианте мы можем обозначить некоторые аргументы в пользу необходимости этой регуляции. Во-первых, речь идёт об «организованных» празднествах, перед которыми стоят конкретные психолого-педагогиче-ские задачи. Во-вторых, у многих «новых» праздников российского календаря не сформированы традиции, которые бы влияли на создание соответствующей атмосферы. Слово «новые» взято в кавычки, поскольку, например, и День народного единства (4 ноября) и День Петра и Февронии (8 июля) имеют многовековые дореволюционные традиции впоследствии забытые. В-третьих, существует реальная задача удовлетворения праздничных ожиданий общества, которые возможно наиболее полно реализовать, оптимизируя социально-психологическую атмосферу праздника. Но возможно самым главным аргументом в пользу регуляции СПАМП является то, что массовые праздники никогда не существовали, несмотря на свою саморегулирующую природу, вне той или иной корректировки (писанными или неписанными законами; лидерами назначенными или же лидерами, выдвинутыми самой празднующей общностью). Важно отличать понятия «регуляции» и «манипуляции». Об этом отличии подробно пишет Б. Д. Пары-гин, имея в виду регуляцию СПК коллектива. В частности, он отмечает, что манипуляция - это такое воздействие, которое рассчитано на достижение эффекта в интересах манипуляторов, а регуляция - определённый способ преднамеренного воздействия, предполагающего наличие социально-психологических предпосылок готовности к такому действию. Такая регуляция «приводит к изменению содержания и структуры СПК в желательном и предвидимом направлении, отражающем объективную тенденцию социального развития коллектива» [13, с. 516-517]. Таким образом, регуляция СПАМП вызвана необходимостью приведения в наиболее полное соответствие праздничных ожиданий людей с непосредственной реальностью данного праздника.

Для формирования такой СПАМП в которой бы наиболее полно реализовались праздничные потребности и ожидания участников празднества первоочередное значение имеет содержательная сторона этого празднества, его смысл. В основе любого подлинного праздника лежит мировоззрение, нечто возвышенное и осмысленное, что тонко ощущают даже маленькие дети. Символический, духовный смысл, в частности, исконных народных праздников «ныне большинству понятен слабо. Есть, скорее, эмоционально-душевное предчувствие большого смысла, находящегося в прежних праздниках. Обычно это предчувствие связано с детским опытом» [3, с. 54]. «Налицо не развлекательные, а жизнестроительные, регулятивные функции праздничной жизни, универсальные для всей традиционной культуры» [4, с. 113.]. «Праздник всегда несёт систему ценностей, каждый раз заново утверждает

её, а иногда и обновляет. Праздничная культура становится средством распространения ценностных ориентаций эпохи, оказывает влияние на мировоззрение, а мировоззрение, в свою очередь формирует не только отдельные стороны культурного процесса, но и культуру в целом. Любой праздник в известной мере является отражением культурной ориентации общества» [14, с. 186]. Из трёх основных видов потребностей свойственных человеку - витальных, социальных и идеальных, именно идеальные (духовные), прежде всего, реализует праздник.

СПАМП тем ярче, чем эмоционально определённее чувствуется объединяющая идея, лежащая в основе празднования. Неслучайно, в социальной психологии СПА называют ещё и духовной атмосферой. Эта идея может быть ясно осознанной, чувственно осязаемой или неосознанной, но она должна быть. Традиционные праздники априори несут в себе идею, но чтобы эта идея была жизнеспособна породить непосредственную сегодняшнюю атмосферу праздника, она должна быть «оживлена» творчеством, объединяющим «вчера» и «сегодня», и «завтра», объединяющим предков и потомков - не «вообще», а в максимальной конкретике. Идея должна быть ясной и открытой. Идея - это выразительное средство праздника, и это выразительное средство нужно экономить. Известный драматург В.Розов подчёркивал, что идея в художественном произведении как соль, много соли - плохой повар. Эта мысль крайне важна в сценарно-режиссёрской организации праздника в рамках социально-культурной деятельности. Чёткое формулирование идеи праздника и выстраивание согласно этой конкретизированной идеи всей программы праздника - путь к единению участников праздника в эмоциональном психическом настрое, приподнимающим их над буднями и формирующим их позитивно-возвышенное духовное отношение к ценностям общества, к себе как членам этого общества и к жизни в целом. Идея праздника, как правило, связана с осмыслением какой-либо победы. Победы, понимаемой и в узком, и в широком, и во вселенском масштабах. Ведь все праздники чаще всего связаны с преодолением - победили, построили, вырастили, родили, выучились, вылечились, изобрели, сделали открытие, помирились, добились руки и сердца, полетели в космос! В религиозных -победа Духа, Гармонии мира, Любви, Вечной Жизни. В народных праздниках тоже победы - победа жизни над хаосом, победа над страхом смерти, победа над увековеченной, господствующей правдой.

На кафедре режиссуры Алтайской государственной академии культуры и искусств накоплен большой опыт сценарнорежиссёрского творчества, с помощью которого можно ярко проиллюстрировать теоретические выкладки данной статьи. Очень важно заметить, что для наиболее полной реализации праздничных ожиданий социума необходимо формировать атмосферу максимальной личной сопричастности к событию, к преодолению, к победе. В частности, очень ярко эта необходимость проявляется в праздновании майского Дня Победы, особенно в нынешнее время, когда участников Великой Отечественной войны осталось в живых совсем немного. Так в селе Зеркалы Алтайского края ушли из жизни все непосредственные участники военных действий. Сценаристу-ре-жиссёру (студентка И. Барматкова) удалось сформировать атмосферу личной сопричастности жителей села к Победе над фашизмом с помощью следующего творческого решения программы праздника. Студентка выяснила места военных действий, где воевал каждый из односельчан вернувшийся и не вернувшийся с войны. Эта «география войны» для маленького села оказалась неожиданно огромной. Деды, прадеды и прапрадеды зеркальцев защищали Москву и Сталинград, сражались на Курской дуге и в украинских степях, освобождали Румынию и Польшу.... Всякий раз, когда называлось каждое из имён воевавших земляков, загорался огонёк на карте Евразии - месте военных боёв и звучала соответствующая указанному географическому месту музыкальная тема - песня о Мамаевом кургане, песня о Москве, украинские, польские, белорусские, венгерские, болгарские песни, мелодии, пляски. Идея праздника была очевидна - маленькое село, затерявшееся в

алтайских степях, защищало всю страну, всю, по сути, планету. Защищали люди, чьи потомки находились в зале, объединённые чувством эмоциональной сплочённости, гордости и боли, родословной связью с Великой Победой. Праздник своей непосредственно ощутимой атмосферой сопричастности объединил всех сидящих в зале не только друг с другом, но и с непрерывным временем жизни - предков, живущих, потомков. Последующий опрос зрителей-участников показал, что их эмоционально-чувственное отношение, выражающее общий психический настрой аудитории (сохранившийся, что ценно, после праздничной акции) к прошедшему празднику, отража-

ло разные аспекты его конкретной целенаправленно сформулированной идеи. Данный пример демонстрирует лишь одно из направлений многочисленных путей возможной регуляции СПАМП, но это направление, на наш взгляд, доминантное.

Феномен социально-психологической атмосферы массового праздника многогранен и реален. Его изучение с позиций социально-культурной деятельности позволит открыть новые пути для решения социально-педагогических задач, удовлетворяя насущные исконные духовные потребности человека, не манипулируя ими, а поднимая на более высокий уровень идеалов.

Библиографический список

1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990.

2. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М.: Наука, 1978.

3. Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека / М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова, А.М. Борисова. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

4. Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб: Алетея, 2005.

5. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003.

6. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. всупит. статьи А.Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Изд-во «Мысль», 2000.

7. Хейзинга, И. Homo Iudens. - М.: Изд-во Прогресс, Прогресс-академия, 1992.

8. Глан, Б.Н. Праздник всегда с нами. - М.: СТД, 1988.

9. Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. - М.: Искусство,1973.

10. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

11. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб.: СПбГУП, 2003.

12. Андрейчук, Н.М. Регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории: дисс ... канд. пед. наук. - Л., 1990.

13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП,1999.

14. Лихачёва, О.О. Российский праздник в истории Петербурга первой четверти XIX века: дис. ... канд. культурологии. - СПб., 1997.

Статья поступила в редакцию 13.11.09

УДК 370.12 : 374.2

В.И. Десятов, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В статье на основе методологии гуманитарных наук впервые ставится актуальная проблема социально-культурной коммуникации в педагогическом аспекте, раскрывается потенциал данной коммуникации в сфере связей с общественностью, отличающихся глубоким теоретическим обоснованием, технологизацией и универсальной практикой.

Ключевые слова: социально-культурная коммуникация, педагогика социально-культурной деятельности, связи с общественностью.

Задачи данной статьи предполагают определить место коммуникации в педагогическом процессе социально-культурной деятельности и теоретически обосновать коммуникативный потенциал связей с общественностью, являющихся частью технологического комплекса данной деятельности.

В авторитетном исследовании по социально-культурной деятельности дается ее следующее определение: «В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [1, с. 49]. Автор первого учебника для магистров по специальности «Социально-культурная деятельность» уточняет, что в сфере педагогического влияния оказывается не только отдельный человек, но и вся система социального взаимодействия во всем многообразии ее проявлений [2, с. 295].

В этих исследованиях впервые в понятии социальнокультурной деятельности паритетно представлены элементы этой интегративной категории «социальное» и «культурное». В связи с этим открывается специфика педагогики социальнокультурной коммуникации, которая не сводится к общепедагогическому диалогу учителя и ученика в контексте локальных социальных общностей (учебный класс и т.п.).

Ключевой для нашей темы в приведенных определениях является понятие «взаимодействие». В контексте социальнокультурного процесса данное явление есть взаимодействие

между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникация социокультурная выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирование ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта [3, с. 194].

Специфической сферой социокультурной коммуникации выступает массовая коммуникация, которая может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов социально-значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию [3, с. 186]. В теории коммуникативного действия, разработанной Ю. Хабермасом, отмечается, что коммуникативное действие является мегатипом всех типов социальных действий [3, с. 185], равно, добавим, для их целостных совокупностей - социальных деятельностей. Далее требуется выявление специфики социально-культурной коммуникации в в педагогике социально-культурной деятельности.

В рамках постановки проблемы нашей темы мы ограничимся предварительными философско-методологическими констатациями. Тем более, что универсальные категории «социальное» (социум), «культурное» (культура) не позволяют категорию «деятельность» в названии «социально-культурная деятельность» понимать в ее особенном, а не всеобщем значе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.