УДК 796.072
Сидоров Леонид Константинович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры Теоретических основ физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected], Красноярск
Хомушку Ольга Матпаевна
Доктор философских наук, профессор, проректор по науке и межпредметным связям Тувинского государственного университета (ТувГУ), [email protected], Кызыл
Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
Беловолова Светлана Павловна
Доктор педагогических наук, профессор, НГПУ, НВИ ВВ МВД России, vabelovolov@ mail.ru, Новосибирск
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Sidorov Leonid Konstantinovich
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department of Theoretical bases ofphysical culture of the Tuvan state university, [email protected], Krasnoyarsk
Homushku Olga Matpaevna
Doctor of philosophy professor, Tuvan State University (TuvGU), [email protected], Kyzyl
Oorshak Herel-ool Dazhi-Namchalovich
Doctor ofpedagogical sciences, professor, director of the Kyzylscogo pedagogical institute of the Tuvan state university, [email protected], Кызыл
Belovolova Svetlana Pavlovna
Doctor of pedagogical sciences, professor, NGPU, NMI, [email protected], Novosibirsk
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE IMPLEMENTATION OF PEOPLE’S MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MAIN SCHOOL
Наш подход к регионализации образования не стремление выпячивать своеобразие жизни, быта, культуры этноса как самоцель, а введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социальнопроизводственного опыта жителей конкретной территории в содержание образования. Обогащение педагогического процесса данной спецификой, а
его организацию осуществлять с опорой на лучшие традиции воспитания в народе, с учетом природно-климатических, производственно-бытовых, социально-психологических условий данной местности.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). Вместе с тем, ряд образовательных областей представлен как в федеральном компоненте, так и национально-региональном (родной язык и литература, окружающий мир, история и социальные дисциплины, искусство, природа, физическая культура, технология и трудовая подготовка). Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражают специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32 п. 2 Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.
В решении проблемы, совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста, первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического воспитания. Для реализации программных задач важное значение имеет эффективное использование национальных средств физического воспитания (В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов, Л. Б. Кофман).
Существенным резервом реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы является внедрение национальных подвижных игр, национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, единоборств, средств закаливания в содержание материала уроков физической культуры. Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами:
- отсутствие на практике и в литературе методики отбора и систематизации (классификации) национальных средств физического воспитания, не определены их роль и место в физическом воспитании школьников.
- неразработанность вопросов использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного материала к государственной программе, которые не нашли должного отражения в научно-методической литературе;
- значительное снижение физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;
- отсутствие материальной базы и нехватка специалистов по физическому воспитанию.
Нами проведено социологическое исследование (анкетный опрос) 68 учителей школ. Из опрошенных учителей физической культуры 71,3% имеют
______ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НАРОДНЫХ...______________
специальное образование, 15,7% - незаконченное высшее и только 13% -среднее специальное образование, что свидетельствует о высокой квалификации учителей физической культуры в школах региона.
Данные опроса свидетельствуют о том, что 28% учителей физической культуры не знают названий традиционных игр тувинцев, не говоря уже об их содержании и педагогическом значении каждой подвижной игры.
До настоящего времени в средне специальных и высших учебных заведениях республики не ставился вопрос о подготовке специалистов по национальным средствам физического воспитания, отсутствуют специально разработанные программы.
Анализ результатов опроса учителей физической культуры показал, что 81% опрошенных высказались за использование традиционных средств физического воспитания на уроках в качестве дополнительного учебного материала к программе физического воспитания учащихся как национальнорегионального компонента.
Из опрошенных учителей 38,4% не используют традиционные средства физического воспитания, а 61,6% учителей используют. Последние отмечают значительное увеличение интереса у учащихся к урокам физической культуры, содержащим традиционные средства физического воспитания тувинского народа.
Результаты интервьюирования учащихся свидетельствуют о положительном отношении к традиционным средствам физического воспитания. 68,2% учащихся 5-7 классов и 69,1% учащихся 8-9 классов отметили, что они самостоятельно используют во внеклассной работе.
Аналогичные данные получены и по вопросу применения традиционных средств физического воспитания во внеурочное время (на длинных переменах, в группе продленного дня). Показатели соответственно следующие: в 5-7 классах -73,1%, а в 8-9 классах 68,3%.
На основании анализа полученных результатов нами сделан вывод о необходимости разработки национально-регионального компонента по физическому воспитанию, включающей элементы национальных видов спорта, игры, состязания и самобытные физические упражнения, средства закаливания.
Программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов Республики Тыва разработана на основе анализа национальных и региональных особенностей.
К совершенствованию содержания программного материала за счет обогащения его элементами физической культуры тувинского народа нами определены следующие исходные требования:
- соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания;
- гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом;
- соответствие национальным и региональным особенностям;
- унификация и систематизация;
- соответствие условиям школьного урока.
Общеобразовательная направленность требует подбора таких средств, которые благоприятствуют дальнейшему совершенствованию физического воспитания школьников, служат единым для всего народа задачам. В большинстве случаев детей привлекают не только сами упражнения, но история их возникновения, правила использования в прошлом и настоящем. Это обеспечивает предпосылки для налаживания межпредметных связей.
На основе разработанных теоретических положений экспериментальной программы по физической культуре в вариативном компоненте для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ г. Кызыла Республики Тыва был проведен педагогический эксперимент.
Цель исследования заключается в совершенствовании физического воспитания школьников 5-9 классов национальных школ № 2,9 г. Кызыла на основе использования физической культуры тувинского народа.
Как следует из данных, представленных в таблице 1 (приложение), статистически достоверных различий в исходных результатах между экспериментальными и контрольными группами 5-9-х классов не выявлено (Р>0,05). Исключение составило показатели 6-ти минутного бега группы мальчиков 9 класса (Р<0,05) и у девочек в прыжках в длину с места в 6-ом классе (Р<0,01), а также в группе девочек 5 класса в 6-ти минутном беге (Р<0,05).
Итоговые показатели в 5-9-х классах между экспериментальными и контрольными группами показали следующее.
Время челночного бега у испытуемых экспериментальной группы достоверно лучше у мальчиков и девочек 5 класса (Р<0,05). Исключение составило группы мальчиков, девочек 6-9 классов, где различий по данному показателю не выявлено (Р>0,05),
Время бега на 30 м статистически выше у представителей контрольной группы (Р<0,05) у мальчиков 6 и 9 классов и у девочек 6-8 классов, то есть их скорость бега больше, чем у испытуемых экспериментальной группы. Исключение составило группы мальчиков 5, 7, 8 классов (Р>0,05), девочек 7, 8 классов (Р>0,05). Результаты прыжка в длину с места достоверно выше у мальчиков и девочек экспериментальных групп всех классов (Р<0,05-0,01), за исключением мальчиков 5 и 6-х классов.
Показатели наклона вперед из положения сидя во всех возрастных группах учащихся 5-9-х классов лучше в экспериментальной (Р<0,01), чем в контрольной; лишь у мальчиков 7 класса и у девочек 9 класса различий по данному показателю не выявлено (Р>0,05).
Подтягивание на перекладине в экспериментальных группах мальчиков и девочек статистически достоверно (Р<0,05-0,01). В группах мальчиков и девочек 5 и 6 классов различие в данном тестовом задании не зафиксировано (Р>0,05). Показатели 6-ти минутного бега достоверно выше у учащихся экспериментальных групп (Р<0,05-0,01), за исключением группы девочек 7-го класса (Р>0,05).
_______ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НАРОДНЫХ..._____________
Итоговые показатели сдвигов физической подготовленности в экспериментальных и контрольных группах 5-9 классов (табл. 1) статистически достоверны во всех возрастных группах (Р<0,05-0,001).
Анализируя результатов проведенного педагогического эксперимента можно сделать следующие конкретные выводы:
- в результате реализации в учебно-воспитательном процессе традиционных средств физического воспитания в учебной программе по физической культуре у учащихся 5-9 классов в экспериментальных группах значительно повысился уровень физической подготовленности;
- уровень физического развития учащихся 5-9 классов, занимающихся по экспериментальной программе, в конце 2004-2005 учебного года стал выше, чем в контрольных группах,
- знания, полученные учащимися экспериментальных классов во время уроков о традициях тувинского народа, обеспечивают более высокий образовательный, воспитательный, оздоровительный уровень по сравнению с контрольными классами, занимающимися по комплексной школьной программе.
Это говорит о том, что национальные вилы спорта, самобытные физические упражнения, танцы и народные игры эффективно влияют на учебный процесс по физическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сознательно, активно осваивают знакомые им движения. Предлагаемые им народные игры, национальные виды спорта, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зависимость и внутреннюю скованность.
Перечисленные характеристики, составляющие в сумме общую подготовленность школьников по предмету «Физическая культура» позволяют в полной мере судить об эффективности учебно-воспитательного процесса, в основу которого положены народные средства физического воспитания тувинского народа.
Таким образом, эффективное использование средств физической культуры тувинского народа получило экспериментальное подтверждение в практике массового апробирования и внедрения рекомендуемого опытного материала в школах Республики Тыва. Оно выразилось в росте показателей физической подготовленности и развития, улучшении общего здоровья детей в экспериментальных группах.
Библиографический список
1. Лях, В. И. Физичекое воспитание учащихся 5 - 7 классов. Учебное пособие. 2 изд. [Текст] / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов и др. - М.: Просвещение, 2001.- С. 7-35, 169-176.
2. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов. [Текст] / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. - М., 1996. - С. 13-24.
3. Кыргыс, Э. К. Физическое воспитание учащихся основой школы на основе традиционной физической культуры тувинцев [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук / Э. К. Кыргыс. - Красноярск, 2008. - 22 с.