Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛИКАТА СВИНЦА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛИКАТА СВИНЦА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛИКАТА СВИНЦА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»

УДК 613.63:546.817'284]:613.155.$

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛИКАТА СВИНЦА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Канд. мед. наук A.A. Лагутин

Кафедра гигиены труда Донецкого медицинского института

им. А. М. Горького

Несмотря на то что многие соединения свинца в токсикологическом отношении хорошо изучены и описаны, проблема сатурнизма до сих пор привлекает исследователей в связи с все более широким использованием соединений свинца (стеарат, фталат, фосфат, карбонат, салицилат свинца и др.) в производстве пластических материалов (Регге i и со-авт.). Lob, описывая случаи сатурнизма в производстве пластмасс, отмечает частое сочетание классического сатурнизма с тяжелыми гепаторенальными расстройствами у лиц, работавших со смесью стеарата свинца и хлористого винила. Возможны отравления свинцом при использовании посуды, изготовленной из полихлорвинилового пластика (Kato и Su-nasa).

В последние годы значительно увеличился спрос на используемый в качестве стабилизатора пластических материалов силикат свинца, повышающий их свето- и теплостойкость. Токсичность и фиброгенность этого малоизученного в токсикологическом отношении вещества описаны нами ранее (А. А. Лагутин). Для выявления минимально действующих концентраций токсического вещества мы определяли пороговую дозу силиката свинца с целью обоснования его ПДК в воздухе производственных помещений.

Опыты проведены на белых крысах и морских свинках-самцах. Животные были разделены на 3 группы (по 20 животных в каждой), две из которых на протяжении 9 месяцев ежедневно запыляли пылевидным препаратом силиката свинца в концентрации l,024i 0,18 мг/м3 (I серия) и 0,1 ±0,018 мг/м3 (II серия), а 3-я служила контролем и содержалась в аналогичной камере, куда подавался чистый воздух. Условия содержания всех животных, питание и уход были одинаковыми. Выбор сроков затравки и концентраций определялся предыдущими исследованиями и токсическими свойствами силиката свинца.

Для выявления ранних сдвигов в организме подопытных животных мы использовали как специфические, так и неспецифические (интегральные) показатели. У подопытных и контрольных животных регулярно определяли вес тела, морфологический состав крови со специальной окраской мазков на содержание ретикулоцитов, полихроматофилов и эритроцитов с базофильной зернистостью, изучали состояние иммунобиологической реактивности организма, исследовали содержание белка, белковых фракций и сульфгидрильных групп в крови; внутренние органы животных, забитых после запыления, исследовали гистологически. Все эти методики были апробированы нами ранее и оказались довольно чувствительными при интоксикации производственными концентрациями силиката свинца.

До начала затравки по всем тестам были сняты фоновые показатели. Иммунологическое состояние животных изучали через 3 месяца от начала опыта на фоне запыления силикатом свинца. Результаты опыта обработаны статистически.

В общем состоянии, поведении и динамике веса подопытных и контрольных животных разницы не наблюдалось. Морфологический состав крови не претерпевал существенных изменений. Лишь появление в крови животных I серии с 8-го месяца запыления 3—5 ретикулоцитов на 1000 эритроцитов, 2—7 полихроматофилов и 2—4 эритроцитов с базофильной зернистостью свидетельствовало о качественных изменениях красной крови. Появление в крови незрелых молодых эритроцитов (витально-зернистых) при длительном запылении

силикатом свинца в концентрации 1 мг/м* свидетельствует о его токсическом действии. Силикат свинца в указанной концентрации неблагоприятно влиял и на белковый обмен. Некоторое увеличение содержания общего белка в начальных стадиях отравления, по-видимому, можно рассматривать как общую реакцию организма на внешний раздражитель, которым являлось запыление.

В крови подопытных животных I серии мы обнаружили к концу затравки заметноэ снижение содержания сульфгидрильных групп (на 25% у белых крыс и почти на 70% у морских свинок), тогда как у животных 11 серии эти изменения оказались недостоверными. При исследовании иммунобиологической реактивности организма животных обнаружено угнетающее действие силиката свинца на фагоцитарную активность лейкоцитов. Наиболее выраженным было снижение фагоцитарного индекса у животных I серии. Уже с 4-го месяца затравки у них наблюдалось достоверное снижение фагоцитирующих лейкоцитов (¿=3,7). К концу опыта угнетение фагоцитоза оказалось еще более выраженным (у морских свинок t равнялось 5,5, у белых крыс —5,7). Наши данные подтверждают результаты исследований К. К. Макашева, Б. Я. Кирячко, А. Т. Алданазарова, Л. Л. Кандыбы и Ш. Г. Перлиной, указывающих на угнетение фагоцитоза при хронических отравлениях соединениями, содержащими свинец. О сдвигах в иммунобиологической реактивности организма мы судили и по титру агглютининов после иммунизации животных. Реакцию агглютинизации ставили и результаты учитывали по общепринятой методике. Титр агглютининов в период иммуниза-

ции весьма высок у животных I серии и несколько ниже у животных II серии. У животных, получавших затравку силикатом свинца в концентрации 1,0 мг/м3у по прекращении иммунизации наблюдалось резкое снижение титра агглютининов, тогда как у остальных животных, особенно контрольной группы, он продолжал нарастать. И только через 3 месяца после вакцинации титр агглютининов постепенно понижался. Длительность увеличения иммунных тел в контроле была более выражена (титр агглютининов возвращается к исходному уровню лишь к концу опыта), что свидетельствует об иммунобиологической активности организма животных, не подвергавшихся затравке. Видимо, концентрация силиката свинца 1,0 мг/м3 угнетает выработку иммунных тел, снижая иммунобиологическую реактивность организма.

При гистологическом исследовании препаратов легких, печени, почек, селезенки, сердца, желудка и кишечника, взятых у животных, забитых через 9 месяцев после начала

затравки, патологических изменений выявлено не было.

#

Выводы

1. Длительное вдыхание пыли силиката свинца в концентрации 1,02±0,18 мг/м3 не является безвредным для организма, несмотря на отсутствие клинических и патоморфоло-гических изменений: силикат свинца в указанной концентрации угнетает иммунобиологическую реактивность организма, блокирует сульфгидрильные группы белков, вызывает сдвиги в содержании отдельных белковых фракций и форменных элементов красной крови,

что является предвестником интоксикации.

2. Длительное воздействие силиката свинца в концентрации 0,1 ±0,018 мг/м3 практически безвредно, несмотря на незначительное угнетение фагоцитоза у морских свинок, которое может рассматриваться как повышенная чувствительность морских свинок к силикату свинца.

3. В качестве ПДК силиката свинца в воздухе производственных помещений (с учетом коэффициента запаса) можно рекомендовать концентрацию 0,01 мг/м3, которая принята (СН 245-63) и для других неорганических соединений свинца.

ЛИТЕРАТУРА

Алданазаров А. Т. Труды ин-та краевой патологии АН Казахск. ССР. Алма-Ата, 1956, т. 4, с. 48. — К а н д ы б а Л. Л., П е р л и н а Ш. Г. В кн.: Исследования по свинцовому отравлению. Харьков, 1926, с. 104. — К и р я ч к о Б. А. Гиг. и сан., 1957, № 8, с. 30. — Л а г у т и н А. А. Гиг. труда, 1968, № 5, с. 39. — М а к а ш е в К. К. Труды ин-та краевой патологии АН Казахск. ССР. Алма-Ата, 1956, т. 4, с. 34. — К а -to N.. Sunada Т., Jap. J. Hyg., 1964, v. 19, p. 214. — Lob M., Rev. Iyon. Med., 1961, v. 10, p. 1193. — P e г г e 1 1 i G., С a s с i a G. С., L i n а г i F., Minerva med., 1964, v. 55, p. 2587.

Поступила ll/III 1968 г.

УДК 613.5.^725.51.699.844

ОЦЕНКА ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ В БОЛЬНИЦАХ И САНАТОРИЯХ

^ • • •

Канд. мед. наук С. А. Солдаткина, канд. техн. наук Г. Л. Осипов

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Научно-исследовательский институт строительной физики

Госстроя СССР, Москва

Звукоизоляцию изучали в больницах № 64 , 67, Центральной клинической, в санаториях им. Мориса Тореза, им. XXII съезда КПСС, Центросоюза и «Поречье», имеющих различные решения ограждающих конструкций, применяемых в настоящее время при строительстве лечебно-профилактических учреждений. Основу междуэтажных перекрытий здесь составляет многопустотный бетонный настил. Вес 1 м2 конструкции 380—420 кг. Перегородки в больницах представляют собой сплошную железобетонную панель, с обеих сторон оштукатуренную. В санаториях им. XXII съезда КПСС и Центросоюза перегородки между палатами выполнены из кирпича толщиной 12 см и тоже оштукатурены с обеих сторон. Толщина штукатурного слоя 20 мм. Перегородки корпуса № 5 санатория «Поречье» состоят из гипсолитовых панелей толщиной 100 мм, причем в перегородке имеется железобетонная панель толщиной 80 мм с вмонтированными трубами отопления.

Звукоизоляцию измеряли по стандартной методике в соответствии с «Инструкцией по измерениям звукоизоляции в зданиях» 1959 г., пользуясь аппаратурой «Брюль и Кьер».

Время реверберации в палатах и коридорах определяли посредством передающего и приемного трактов. Передающим трактом, состоящим из генератора белого шума, полосо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.