ЛИТЕРАТУРА
Бандурина Л. А. Гиг. труда., 1963, № 6, с. 39. — Зибирева И. А. В кн.: Материалы Конференции по итогам научных исследований за 1965 г. Ин-та общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина. М., 1966, с. 7. — Полежаев Н. Г., Кузнецова Л. В. Гиг. и сан., 1967, № 4, с. 63. — Рязанов В. А., Б у ш т у е в а К. А., Новиков Ю. В. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1957, в. 3, с. 117. — С е м е и е н ко А. Д. Гиг. и сан., 1963, № 7, с. 49. — Т о-доров й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1963, с. 249; 252.
Поступила 19/V1I 1967 г.
CERTAIN DATA ON HYGIENIC ASSESSMENT OF MEZIDINE AS AN ATMOSPHERIC POLLUTANT
L. A. Tepikina
The reflex action of mezidine was studied by means of determining its olfactory threshold values and that of the light sensitivity under conditions of adaptation to darkness and by estimating the cerebral biopotentials. The ineffective concentration of mezidine at a level of 0.003 mg/m3 was suggested as its maximum one-time permissible concentration in the atmosphere. In chronic poisoning tests mezidine at concentrations of 0.3 and 0.003 mg/m3 produced changes in the central nervous system and the blood. The daily average maximum permissible concentration of the substance is suggested to be set at a level of its maximum one-time concentration.
УДК 613.155.3:615.778.3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ БИ-58 (РОГОР, ФОСФАМИД) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Ф. Калоянова, Л. Иванова, Г. Димов, М. Мухтарова
Фосфорорганические инсектициды широко используются не только в сельском хозяйстве, но и в быту для борьбы с мухами и насекомыми в домах, для опрыскивания деревьев в парках и на улицах. К этим препаратам относится Би-58 (0,0-диметил-5-Ы-метилкарбамидметил-ди-тиофосфат), который представляет собой белый кристаллический порошок с крайне неприятным запахом меркаптанов, умеренно (до 3%) растворимый в воде при 20° и хорошо растворимый в органических растворителях и маслах. Как инсектицид Би-58 применяется в форме 0,05—0,1% раствора.
Литературные данные о токсичности Би-58 огра«ичены. Известны исследования Т. Н. Паншиной и Т. Н. Паншиной и М. А. Клисенко с советским препаратом фосфамидом. Фосфамид не обладает раздражающим свойством при нанесении его на кожу, а быстро проникает через нее, проявляя общее токсическое действие. LD50 фосфамида для различных видов животных при введении per os (Т. Н. Паншина; Гиринг) варьируют от 100 до 250 мг/кг, а при аппликациях на кожу — от 1000 до 1500 мг/кг.
По данным Т. Н. Паншиной, холинэстеразная активность при однократном применении токсической дозы фосфамида сильно угнетается и восстанавливается через 8—10 дней.
Пороговая концентрация при однократном воздействии равна 10 мг/м3, а при хроническом—1—5 мг/м3. Эти данные говорят о том, что фосфамид в низких концентрациях оказывает слабо выраженное
кумулятивное действие. При определении порогового действия вещества специфическое угнетение холинэстеразной активности служит более чувствительным показателем, чем изменения условнорефлекторной деятельности. Такие данные получены и в отношении хлортиона (Ка^апоуа). Следовательно, для гигиенического нормирования фосфорорганических соединений в качестве основного показателя следует принять холинэсте-разную активность.
При применении фосфамида в сельском хозяйстве найдены концентрация его в атмосферном воздухе в пределах 0,7—4 мг/м3, а в отдельных случаях и 9 мг/м3. В помещении для приготовления растворов концентрации вещества варьировали от 0,4 до 1 мг/м3. При обследовании работающих в этих условиях у них не обнаружены отклонения в холинэстеразной активности, сдвиги в вегетативной нервной системе и морфологическом составе крови.
Работу по обоснованию предельно допустимой концентрации препарата Би-58 в атмосферном воздухе проводили по схеме, принятой в СССР (Куагапоу). Для определения однократной максимально допустимой концентрации вещества было исследовано 12 человек моложе 30 лет без изменений в верхних дыхательных путях. Порог запаха препарата для наиболее чувствительных лиц составлял 0,01 мг/м3.
Би-58 определяли в воздухе химически по методу, разработанному Г. Бобевым и М. Мухтаровой. Чувствительность метода 2 мкг на 5 мл пробы.
Порог рефлекторного действия посредством измерения адаптации определяли у 4 наблюдаемых с нормальным зрением и обонянием. Электрическую чувствительность глаз изучали по следующей схеме. После 5-минутного адаптирования стандартного света наблюдаемому надевали черные, полностью изолирующие свет очки и исследовали глазную реобазу в темноте в хорошо изолированной от звуков комнате в течение 40 мин. Электрическую чувствительность устанавливали каждые 5 мин. Этот метод в деталях разработан М. Лукановым и Н. Цаневой.
Большинство наблюдаемых концентрацию препарата 0,025 мг/м3 ясно ощущало по запаху. Концентрация 0,1 мг/м3 вызывала отрицательные эмоции из-за сильного запаха вещества. Би-58 подавали в течение 5 мин. на 15-й и 30-й минуте исследования. Действие каждой концентрации испытывали по 4 раза у каждого наблюдаемого. Во время опыта исследуемое вещество периодически чередовали с чистым воздухом.
При определении исходной кривой адаптации мы поставили себе целью погасить реакцию на подачу воздуха путем повторения опыта в течение 4—5 дней, но не достигли этого.
Подача чистого воздуха и Би-58 в концентрации 0,025 мг/м3 вызывала существенное стимулирующее действие на центральную нервную систему, проявляющееся в повышении электрочувствительности глазного анализатора. Лишь в 4 из 40 случаев при этой концентрации препарата было констатировано снижение электровозбудимости. То же устанавливалось в единичных случаях и при подаче чистого воздуха. При концентрации вещества 0,1 мг/м3 получен противоположный эффект — электровозбудимость глазного анализатора достоверно снизилась в 26 из 40 случаев. Это наглядно показано на рисунке, где представлены изменения электровозбудимости глаза (в %). Ордината выражает электрочувствительность, принятую за 100. Обозначения над столбиками— уменьшение электровозбудимости, а под столбиками — повышение ее (в %).
Исследования глазной реобазы были повторены в несколько измененных условиях. Адаптацию измеряли при одновременной непрерывной подаче воздуха.
С 20—25-й минуты включали подачу, после чего снова подавали воздух. Целью этого опыта было найти такую концентрацию вещества, которая повысила бы возбудимость зрительного анализатора, учитывая результаты работ некоторых авторов (С. В. Кравков; М. Луканов и Н. Цанев, 1957) о возбуждающем действии низких концентраций и угнетающем высоких. Мы допустили, что при первой постановке самый воздух является раздражителем, который маскирует влияние слабых концентраций препарата.
Достоверное повышение возбудимости и электрической чувствительности глаза наблюдается при концентрации Би-58 0,025 мг/м3. Более
низкая исследованная концентрация (0,005 мг/м3) не вызывает отклонения. Концентрация же 0,04 мг/м3 обусловливает недостоверное .повышение возбудимости. Интересен тот факт, что более высокая концентрация вещества (0,09 мг/м3) не влечет за собой достоверного 'понижения возбудимости, как мы этого ожидали. Это можно связать с наступлением три такой концентрации слабого угнетения электрической возбудимости, причем подобное угнетение наслаивается на естественный процесс уменьшения возбудимости в процессе темновой адаптации. Понижение возбудимости отмечается лишь при более высокой концентрации Би-58 (0,1 мг/м3).
Для установления среднесуточной предельно допустимой концентрации Би-58 в атмосферном воздухе проведены исследования на 3 труппах животных, подвергавшихся ингаляционной затравке 3 различными 'концентрациями вещества. В первом опыте испытывали действие концентрации 4,5 мг/м3 на 10 крысах и 5 морских свинках. Контрольных животных было столько же. Опыт продолжался 3 месяца при 8-часовой дневной экспозиции. Для оценки действия Би-48 на животных наблюдали за их поведением и весом, исследовали морфологический состав крови, холинэстеразную активность сыворотки крови, эритроциты, цельную кровь и мозг, гликоген в печени, глюкозо-6-фосфат-изо,мерную активность, С-реактивный белок и азот аминокислот в моче. В конце опыта крысы испытывали физическую нагрузку, плавая в бассейне с температурой воды 32°, после этого у них в моче изучали муко-протеиды.
Статистически достоверные отклонения наблюдались лишь в холин-эстеразной активности, в общем количестве лейкоцитов и в содержании азота в моче. Снижение холинэстеразной активности отмечалось в течение всего периода затравки как у крыс, так и у морских свинок. Повышение числа лейкоцитов оказалось достоверным на 3-м месяце затравки. Уровень азота в аминокислоте мочи к концу опыта снизился (у подопытных крыс он составил 0,11 ±0,009 мг/мл, а у контрольных — 0,13±0,06 мг/мл при Р = 0,037).
Второй опыт был проведен лишь над крысами; испытывали концентрацию аэрозоля Би-58 0,05 мг/м3. Животных подвергали затравке в течение 3 месяцев по 14 часов в день. В период затравки не наблю-
-гоЛ
+ 8%
г (МП
го/иин
Изменения электровозбудимости глаза (в %) под влиянием различных концентраций Би-58.
1 — чистый воздух; 2 — 0,025 мг/м3; 3 — 0,1 мг/м3.
далось никаких существенных отклонений в большинстве исследованных показателей, но холинэстеразная активность была достоверно снижена, особенно в 1-м месяце от начала затравки. В последующие дни активность холинэстеразы нормализовалась. При исследовании холин-эстеразы печени и мозга установлено достоверное ее снижение. Положительные пробы на С-реактивный белок обнаружены у 2 подопытных животных. Преципитации от связывания антисыворотки с С-реактивным белком были еле заметны.
При морфологическом исследовании мозга животных найдены слабо выраженные циркуляторные расстройства, перивазальный отек и тигролиз отдельных нейронов. Импрегнационным методом посредством серебрения и реакцией на холинэстеразную активность четкие различия между изменениями у контрольных и подопытных животных не установлены. Гистоэнзимными реакциями на окислительные энзимы (сукциндегидрогеназу и трифосфопириннуклеотид- и дифосфопиридин-нуклеотиддиафоразу) зарегистрировано слабое понижение энзимной активности в мозговой ткани подопытных животных. Более четкое снижение энзим этической активности установлено в паренхиматозных клетках печени.
В третьем опыте крыс подвергали затравке аэрозолем Би-58 в концентрации 0,01 мг/м3. Экспозиция, как и при втором опыте, составляла 14 часов в день; опыт продолжался 3 месяца. Изменения исследуемых показателей не выявлены. Холинэстеразная активность была угнетена лишь в одном наблюдении в самом начале затравки, а после этого нормализовалась. При гистологических исследованиях органов не найдено изменений.
Таким образом, основными данными для обоснования максимальной разовой предельно допустимой концентрации препарата служат результаты его рефлекторного действия и порог запаха. Концентрация, подпороговая по запаху (0,005 мг/м3), не вызвала отклонений в адаптационной кривой глазного анализатора; следовательно, она не обладает рефлекторным действием. Электровозбудимость глаза возрастала при более высокой (0,25 мг/м3) концентрации, чем порог запаха (0,01 мг/м3).
Эти изменения были достоверными.
Полученные нами результаты позволяют предложить максимальную разовую предельно допустимую концентрацию Би-58 в атмосферном воздухе на уровне 0,005 мг/м3; она не улавливается (на запах) даже самыми чувствительными лицами и не обладает рефлекторным действием.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что порог хронического действия не отличается существенно от порога рефлекторного действия людей. В хроническом опыте установлено, что концентрация препарата 0,05 мг/м3 оказывает минимальное токсическое действие, а концентрация 0,01 мг/м3 является недействующей. Это дает основание принять максимальную однократную предельно допустимую концентрацию Би-58 на одном уровне со среднесуточной.
ЛИТЕРАТУРА
Л у к а н о в М., Ц а н е в а Н. Очната реобаза като метод за определяне динами-ката на възбудимостта на очния анализатор. Тр. НИТХ, 1954, т. 11, с. 201.— Они же. Промени в очната реобаза под въздействито на кофеин и бром. Тр. HI1TX, 1957, т. 4, с. 115. — Паншина Т. Н., К л и с е н к о М. А. В кн.: Промышленная токсикология и клиника профессиональных заболеваний химической этиологии. М., 1962, с. 181.— Паншина Т. Н. Гиг. и сан., 1963, № 3, с. 21. — Она же. Фармакол. и токсикол., 1963, № 4, с. 476. — Г и р и н г. В кн.: Новые инсектофунгициды и гербициды. Под ред. Н. Н. Мельникова. М., 1960, с. 24. — Kalojanova F., Activ. nerv. sup. Praha, 1961, т. 3, с. 284. — R у a z а п о v V. A., Arch, environm. Hlth., 1962, v. 5, p. 480.
Поступила 28/1 1967 г.
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF Bh-58 (ROGOR, PHOSPHAMIDE) IN THE ATMOSPHERE
F. Kaloyanova, L. Ivanovo, G. Dimov, M. Mukhtarova
Investigation findings proved Bh-58 at a concentration of 0.005 mg/m3 to be ineffective for reflex reactions of man. In a chronic poisoning test the subthreshold value of the same substance amounted 0.01 mg/m3. The maximal one-time and the daily average concentration of the compound in the atmosphere are supposed to be at a level of 0.005 mg/m3.
УДК 612.017.1-053.2]014.46:614.72
ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫБРОСОВ НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА
ДЕТЕЙ
Г. В. Дероян Ереванский медицинский институт
В последнее время возрос интерес к иммунобиологическим исследованиям. Из наиболее чувствительных тестов, отражающих состояние иммунобиологической реактивности организма, некоторые авторы применяли внутрикожную аллергическую пробу по В. И. Иоффе. Реакция эта неспецифическая; по мнению автора, под общей иммунологической реактивностью следует понимать способность организма отвечать иммунологическими реакциями на адекватные раздражители антигенного характера. Следовательно, общая иммунологическая реактивность проявляется неспецифическими реакциями организма, его отношением к вредным (антигенным) факторам среды. Поэтому внутрикожную пробу общей иммунологической реактивности нужно считать универсальной, отражающей состояние барьерно-защитных функций организма. Большинство работ с применением этой пробы проводилось в клинике, а при гигиенических исследованиях, в частности при исследованиях по коммунальной гигиене, их число невелико.
Многолетнее изучение загрязнения атмосферного воздуха показало, что средние концентрации сернистого ангидрида в микрорайоне А—С достигают 11,6 мг/м3, а в микрорайоне А—К— 1,7 мг/м3, концентрации аэрозоля серной кислоты — соответственно 5,3 и 0,6 мг/м3 и концентрации мышьяка в микрорайоне А—С—0,02 мг/м3. Приведенные данные говорят о более выраженном загрязнении воздуха микрорайона А—С.
Общую иммунологическую реактивность мы изучали у детей от 3 до 10 лет в разных микрорайонах города и в поселке Т, находящемся от источника выброса на расстоянии 15 км. Пробу по В. И. Иоффе ставили по общепринятой методике. Внутрикожно в область предплечья вводили 0,1 мл опытной и в область другого предплечья 0,1 мл контрольной сыворотки. На следующий день, через 24 часа, записывали результаты на опытную и контрольную сыворотку по степени покраснения и припухлости (— отрицательная, ± сомнительная, + покраснение кожи диаметром 1—2 см, ++ покраснение кожи диаметром 2—3 см и + + + покраснение кожи диаметром больше 3 см). Общая иммунологическая реактивность была изучена у 352 детей. Для анализа отобрано 150 детей, проживающих в указанных выше 3 районах.
При выборе контингента для изучения общей иммунологической реактивности учитывали однородность показателей исследуемых; взяты аналогичные группы детей в микрорайонах и контрольном районе. Дети