ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
первый план выходит обратная афферентация от вестибулярного и мышечно-суставного анализаторов. При этом дезорганизация мышечной активности выражена в значительно меньшей степени и носит локальных характер.
Литература
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
2. Казенников О.В. Об участии первичной моторной коры в программировании двигательной активности при ловле груза / О.В. Казенников, М.И. Липшиц // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 5. - С. 108-112 .
3. Капилевич Л.В. Физиологический контроль технической подготовки спортсменов / Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 11. - С. 12-15.
4. Капилевич Л.В. Физиологические механизмы координации движений в безопорном положении у спортсменов / Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 7. - С. 45-48.
5. Кошельская Е.В. Управление спортсменами положением тела в пространстве в фазе полета / Е.В. Кошельская, А.В. Разуванова, О.С. Смердова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 47-49.
6. Кошельская Е.В. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых действий футболистов / Е.В. Кошельская, Л.В. Капилевич, В.Н. Баженов, В.И. Андреев, О.И. Буравель // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2012. - Т. 153. - № 2. - С. 235-237.
7. Притыкин В.Н. Определение оптимальных траекторий полета мяча и характеристик цели в баскетболе при бросках по кольцу со средних и дальних дистанций / В.Н. Притыкин, В.А. Лесуков, А.А. Гераскин, А.В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 10.
References
1. Anokhin, P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'noy sistemy (Central questions of theory of functional system) / P.K. Anokhin. - Moscow: Nauka, 1980. - 197 P.
2. Kazennikov, O.V. Ob uchastii pervichnoy motornoy kory v program-mirovanii dvigatel'noy aktivnosti pri lovle gruza (Involvement of primary motor cortex in programmed motor activity when catching load) / O.V. Kazennikov, M.I. Lipshits // Fiziologiya cheloveka. - 2011. - V. 37. - № 5. - P. 108-112 .
3. Kapilevich, L.V. Fiziologicheskiy kontrol' tekhnicheskoy podgotovki sportsmenov (Physiological control of technical training of athletes) / L.V. Kapilevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2010. -№ 11. - P. 12-15.
4. Kapilevich, L.V. Fiziologicheskie mekhanizmy koordinatsii dvizheniy v bezopornom polozhenii u sportsmenov (Physiological mechanisms of coordination while floating in athletes) / L.V. Kapilevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 7. - P. 45-48.
5. Koshel'skaya, E.V. Upravlenie sportsmenami polozheniem tela v pros-transtve v faze poleta (Athletes' control of their body position in space in flight phase) / E.V. Koshel'skaya, A.V. Razuvanova, O.S. Smerdova et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 12. - P. 47-49.
6. Koshel'skaya, E.V. Fiziologicheskie i biomekhanicheskie kharakter-istiki tekhniki udarno-tselevykh deystviy futbolistov (Physiological and biomechanical characteristics of targeted kicking technique of football players) / E.V. Koshel'skaya, Kapilevich, V.N. Bazhenov, V.I. Andreev, O.I. Buravel // Byulleten' eksperimental'noy biologii i med-itsiny. - 2012. v. 153. - № 2. - P. 235-237.
7. Pritykin, V.N. Opredelenie optimal'nykh traektoriy poleta myacha i kharakteristik tseli v basketbole pri broskakh po kol'tsu so srednikh i dal'nikh distantsiy (Allocation of optimal ball trajectories and target characteristics in basketball when hoop shooting from middle and long distances) / V.N. Pritykin, V.A. Lesukov, A.A. Geraskin, A.V. Rodi-onov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1996. - № 10.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
экспериментальное обоснование эффективности профессиональном подготовки студентов факультета физической культуры
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 08.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Крякина1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
Московский государственный областной университет, Москва
Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты, факультет физической культуры, практика.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры на основе оптимизации содержания производственных практик.
Методика и организация исследования. Экспериментальной проверке подвергались две модели (этапы) педагогической практики - ознакомительная и стажерская (3-й и 4-й курсы). Методом экспертных оценок были определены уровень сформированности профессионально значимых умений и навыков, педагогических и личностных качеств в начале и в конце эксперимента, произведено его сравнение с самооценкой, тестирование специальных знаний у студентов 3-го и 4-го курсов факультета физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты экспериментальной проверки двух моделей педагогической практики в общеобразовательной школе (ознакомительной, 3-й курс и стажерской, 4-й курс) позволяют говорить об эффективности всех мероприятий, разработанных и внедренных в учебный процесс на факультете физической культуры. К окончанию педагогической практики на 4-м курсе показатели профессиональной готовности возросли по сравнению с первоначальным уровнем (на 3-м курсе) по всем показателям. Анализ экспертных оценок на начальном и завершающем этапах педагогической практики свидетельствует о по-
ложительной динамике формирования профессионально значимых умений и навыков (сдвиг - 0,56, р<0,05), профессиональных качеств (сдвиг - 0,4, р<0,05). Уровень самооценок студентов в начале эксперимента завышен. Необходимо отметить отсутствие достоверных различий средних между экспертной оценкой и самооценкой студентов 4-го курса, что указывает на идентичность взглядов как преподавателей-методистов, так и учащихся (р>0,05). Самооценка у студентов 4-го курса за время эксперимента стала более объективной, на что указывает недостоверность различий средних между самооценками на 3-м и 4-м курсах (р>0,05).
Вывод. Разработанный проект организации производственной практики на факультете физической культуры и его процессуальное обеспечение предусматривают последовательное прохождение основных видов практик, позволяющих осуществлять профессиональную подготовку студентов.
Использованная литература
1. Железняк Ю.Д. Интеграция и системность как факторы повышения эффективности физического воспитания, спортивной подготовки, физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 3. - С. 24-28.
2. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П. Губа, О.С. Мороз, В.В. Парфененко. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 с.
3. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Утишева. - СПб., 1999. - 48 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 11 • 2015 Ноябрь | November http://www.teoriya.ru 29