Научная статья на тему 'От парадигмы знаний к парадигме компетенций'

От парадигмы знаний к парадигме компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПАРАДИГМА ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масягина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От парадигмы знаний к парадигме компетенций»

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

спортсменами, что приводит к расстройству двигательной координации при выполнении ударов. Компенсация этих дисфункций происходит за счет снижения скорости выполнения движения. Однако такой механизм неизбежно приводит к уменьшении силы удара [2, 7].

Чтобы компенсировать эту потерю в силе, изменяется структура межмышечной координации в конечности, выполняющей удар. Большую часть работы берут на себя мышцы голени, особенно ее латеральной головки.

Корректировка системы подготовки футболистов, больший упор на развитии мышц голеней и упражнения на равновесие должны привести к улучшению результатов футболистов с такими нарушениями ОДА, как сколиоз и плоскостопие.

Литература

1. Дубровский В.И. Патологическая биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова // Биомеханика: учебник для средн. и высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - С. 591-628.

2. Илларионова А.В. Особенности внутримышечной и межмышечной координации при дозировании усилий в условиях неустойчивого равновесия / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 44-46.

3. Капилевич Л.В. Физиологическое обеспечение точности и координации движений в условиях неустойчивого равновесия и подвижной цели / Л.В. Капилевич, Ф.А. Гужов, Ю.П. Бредихина, А.А. Ильин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 22-24.

4. Кошельская Е.В. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых действий футболистов / Е.В. Кошельская, Л.В. Капилевич, В.Н. Баженов и др. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2012. - Т. 153. - № 2. - С. 235-237.

5. Скворцов Д.В. Клинический анализ движения. Стабилометрия / Д.В. Скворцов. - М.: АОЗТ «Антидор», 2000. - 192 с.

6. Шелков О.М. Медико-биологическое обеспечение паралимпийских видов спорта. «Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи 2011» / О.М. Шелков, О.А. Чурганов / Матер. II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., 16-18 июня 2011 года / Под. общ. ред. С.Е. Павлова. - Сочи, 2011. - С. 114-117.

References

1. Dubrovskiy, V.I. Patologicheskaya biomekhanika (Abnormal biomechanics) / V.I. Dubrovskiy, V.N. Fedorova // Biomekhanika: ucheb. dlya sredn. i vyssh. ucheb. zavedeniy (Biomechanics: textbook for sec. and higher. educ. institutions.). - Moscow: VLADOS - PRESS, 2003. - P. 591-628.

2. Illarionova, A.V. Osobennosti vnutrimyshechnoy i mezhmyshech-noy koordinatsii pri dozirovanii usiliy v usloviyakh neustoychivogo ravnovesiya (Features of intramuscular and intermuscular coordination when dosing power under unstable equilibrium conditions) / A.V. Illarionova, L.V. Kapilevich // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 12. - P. 44-46.

3. Kapilevich, L.V. Fiziologicheskoe obespechenie tochnosti i koordi-natsii dvizheniy v usloviyakh neustoychivogo ravnovesiya i podvizhnoy tseli (Physiological support of accuracy and coordination in case of unstable equilibrium and moving target) / L.V. Kapilevich, F.A. Gu-zhov, Yu.P. Bredikhina, A.A. Il'in // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. -2014. - № 12. - P. 22-24.

4. Koshel'skaya, E.V. Fiziologicheskie i biomekhanicheskie kharakteris-tiki tekhniki udarno-tselevykh deystviy futbolistov (Physiological and biomechanical characteristics of technique of targeted kick actions in football) / E.V. Koshel'skaya, L.V. Kapilevich, V.N. Bazhenov et al. // Byulleten' eksperimental'noy biologii i meditsiny. - 2012. - V. 153. -№ 2. - P. 235-237.

5. Skvortsov, D.V. Klinicheskiy analiz dvizheniya. Stabilometriya (Clinical analysis of movement. Stabilometry) / D.V. Skvortsov. - Moscow: Antidor, 2000. - 192 P.

6. Shelkov, O.M. Mediko-biologicheskoe obespechenie paraolimpi-yskikh vidov sporta. «Sportivnaya meditsina. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura. Sochi 2011» (Biomedical support of Paralympic sports. "Sports Medicine. Health and physical culture. Sochi 2011") / O.M. Shelkov, O.A. Churganov / Mater. II Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf., June 16-18 2011 / Ed. by S.E. Pavlov. - Sochi, 2011. - P. 114-117.

7. Geisser M.E. A meta-analytic review of surface electromyography among persons with low back pain and normal, healthy controls / M.E. Geisser, M. Ranavaya, A.J. Haig // The Journal of Pain. - 2005. -N 6(11). - P. 711-726.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОТ ПАРАДИГМЫ ЗНАНИИ К ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УДК/UDC 796.071

Поступила в редакцию 17. 04. 2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Масягина1

1 Московский учебно-спортивный центр Москомспорта, Москва

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Ключевые слова: образовательный процесс, парадигма знаний и компетенций, базовые компетенции, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, непрерывное образование.

Введение. Образовательный процесс в сфере физической культуры и спорта плавно переходит от парадигмы знаний к парадигме компетенций. Это значит, что совокупность научных положений, соответствующих профессиональным знаниям наших специалистов, постепенно заменяется профессиональными компетенциями, а сам специалист становится профессионалом широкого профиля, обладающим большими возможностями и перспективами.

Цель исследования - обосновать значимость компе-тентностной подготовки специалистов в условиях новой образовательной структуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Компетенции формируются на базе ментальных знаний, жизненного опыта, ценностных ориентаций и наклонностей специалиста. В связи с этим каждая отрасль знаний сосредотачивает собственные представления о компетентности. Тем не менее существуют также и базовые компетентности, пригодные для всех профессий. В частности, к ним можно отнести трудовую, бытовую, социальную деятельность, а также самостоятельное развитие познавательной деятельности.

Особенностью компетентностной деятельности является то, что её формирование осуществляется не в ходе обучения в вузе, а главным образом в ходе профессиональной деятельности, в связи с чем практика наших специалистов требует постоянного повышения своей квалификации. Именно в связи с этим с 2010 г постоянно действует Московский учебно-спортивный центр Москомспорта как государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования, где свои компетенции расширяют сотрудники Москомспорта.

Основными видами деятельности центра являются повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по физической культуре и спорту.

Вывод. В новой экономической обстановке наше образование решает две самые актуальные задачи: разрабатывает многоуровневое обучение и осуществляет концепцию непрерывного образования. Если первая проблема в принципе решена - в вузах организованы отделения бакалавриата и магистратуры, то вторая проблема ещё не разработана. Учебный центр приступает к её решению как к перспективной задаче обучения специалистов по физической культуре и спорту.

Литература

1. Масягина Н.В. Непрерывное образование как инновационный процесс // Н.В. Масягина / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 11-15.

Информация для связи с автором: [email protected]

10

http://www.teoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | July

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.