пероральном пути поступления воздействовали на внутренние органы и вызывали нарушения нонно-электролнтного баланса всех исследованных органов подопытных животных. Через 1,5—2 ч после введения изученных веществ в желудок происходило в первую очередь накопление ионов калия (а при воздействии калимагнезин — и ионов магния) в клетках печени и снижение содержания в них ионов кальция — антагонистов калия и магния. Одновременно усиливалось выделение калия почками, которое продолжалось и в последующие дни (до 2 нед). На следующий день после введения веществ осуществлялись выход ионов калия из клеток печени в кровь и накопление его в других органах — сердце, селезенке, что сопровождалось компенсаторным увеличением содержания в них ионов натрия. Динамика количества ионов калия, натрия и кальция при введении сульфата калия и калимагнезии аналогична.
Совершенствование управления качеством окружающей среды в интересах здоровья населения невозможно без дальнейшего развития научных критериев ее качества — гигиенических нормативов [71. В области гигиенического нормирования в последнее время много внимания уделяется изучению новых групп соединений, которые могут найти широкое применение в народном хозяйстве.
Одна из весьма перспективных групп органических веществ — хлорорганические соединения, к которым относится парахлорбензотрифторид (и-ХБТФ).
Целыо настоящей работы явилось экспериментальное обоснование среднесуточной ПДК п-ХБТФ в атмосферном воздухе.
п-ХБТФ применяется в производстве фторсое-диненнй, таких, как нзоамины, хлорннтробензо-трифториды, хлораминобензотрнфториды, лекарственных средств 13]. Кроме этого, п-ХБТФ используется в качестве промежуточного продукта при изготовлении гербицида нитрана. По химическо-
Таблиц а I
Показатели острой токсичности п-ХБТФ для мышей н крыс при введении в желудок и ингаляции паров
Внд животных Доза, мг/кг Концентрации, мг/л
LD,. LD,0 LD„ CL„ CLle CL,4
Крысы-самцы Мыши-самцы 5800 120 10 000 220 16 750 0,405 62,4 0,54 92,24 0,69 149,1 0,88
Литература
1. Бессмертнова Н. В. — В кн.: Факторы внешней среды и их значение для здоровья населения. Киев, 1970. вып. 2, с. 55—58.
2. Комлева А. А.. Беняев II. £., Арефьев И. Л1. — Мед. техника, I985. № 2, с. 25—28.
3. Крохалев А. А. Водный и электролитный обмен. М.. I972.
4. Лесневский Р. Ф., Харевич Т. В. — В кн.: Гигиена труда и охрана здоровья населения. Минск, 1974, с. 89—91.
5. Масс-спектрометрнческнй метод определения следов/Под ред. М. С. Чупахина. М., 1975.
6. Машковский М. Д. Лекарственные средства. М., 1977, ч. I—2.
7. Новоселова J!. Д. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны здоровья населения. М., I977, с. 12I —122.
8. Hazard R., Rcnier-Cornec А. — Arch. int. Pharmaco-dyn., 1967, v. 166, p. 30I—304.
9. Kline R., Morad M. — Biophys. J., 1976, v. 16, p. 367 — 372.
Поступила 13.02.85
*
му строению п-ХБТФ относится к галогенопроиз-водным ароматическим углеводородам ряда бензола и представляет собой бесцветную или слегка окрашенную в желтый цвет жидкость со специфическим стойким неприятным запахом 141. п-ХБТФ не растворим в воде, но хорошо растворяется в органических растворителях (бензоле, ацетоне, эфире, спирте); вещество стойкое, диэлектрик. Результаты сравнительного изучения токсичности в эксперименте на животных (крысах, мышах) п-ХБТФ при различных путях поступления в организм представлены в табл. 1 1101.
Как видно из табл. 1, п-ХБТФ является веществом, которое оказывает токсическое действие как при ингаляции, так и при введении в желудок, причем мыши более чувствительны к его воздейст-^ вию, чем крысы. Аналогичные данные об остро»т токсичности и-ХБТФ приводит Б. Д. Карпов [21.
Клиническая картина интоксикации п-ХБТФ характеризуется симптомами наркотического действия вещества.
Морфологические изменения в органах и тканях при интоксикации п-ХБТФ сводятся к сосудистым расстройствам с дистрофическими проявлениями в нервной системе, мозге и паренхиматозных органах; в селезенке присутствует значительное количество зерен гемосидерина; отмечаются дистрофические изменения в почках и сердечной мышце.
Таким образом, п-ХБТФ дает наркотический эффект, вызывает острую интоксикацию с преимущественным поражением нервной системы, органов дыхания и печени, проникает через кожу, оказы-
УДК 615.916:546.1611.076.9
О. Г. Чарыев, Н. Г. Митрофанова, Н. Н. Цапкова, К. Е. Майкова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИКОДИНАМИКИ ПАРАХЛОРБЕНЗОТРИФТОРИДА
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
я слабое раздражающее действие на нее и прак-ческн не влияет раздражающе на слизистые оболочки глаза.
Максимальная разовая ПДК для этого вещества утверждена на уровне 0,1 мг/м3 191, ПДК для рабочей зоны 20 мг/м3 [111, IV класс опасности.
Обоснование безопасных уровнен п-ХБТФ в атмосферном воздухе потребовало применения биохимических, физиологических и физико-химических методов исследования.
При санитарно-токсикологической оценке воздействия п-ХБТФ на организм белых крыс-сам-цов проведено три эксперимента с концентрациями изучаемого вещества в затравочной камере 440, 71,6, 20,5 и 5,5 мг/м3. Животные контрольной группы содержались в аналогичных условиях, но в камеры вместо п-ХБТФ подавался обычный атмосферный воздух.
В современных токспкологических исследованиях особое внимание уделяется оиохнмическим изменениям крови, по которым можно судить о развитии различных токсических эффектов химических факторов окружающей среды, функциональном состоянии систем организма. Состояние печени — органа, где осуществляются основные процессы метаболизма ксенобиотиков, — оценивали по активности холинэстеразы в крови животных, что имеет важное диагностическое значение при поражениях печени и служит показателем нейротоксического действия химических веществ 111. Активность холинэстеразы определяли в цельной крови по методу S. Flcisher и Е. Pope 1131. Кроме того, измеряли активность лактатдегидро-геназы в сыворотке крови 1121. Этот тест является одним из критериев оценки гепато- и нейротоксического действия химических факторов окружающей среды 151. Число эритроцитов и лейкоцитов, объем одного эритроцита, общий объем эритроцитов (показатель гематокрнта) подсчитывали на целлоскопе, количество гемоглобина определяли с помощью фотокалориметрической приставки к целлоскопу. Абсолютное насыщение гемоглобином устанавливали расчетным путем. Матгемоглобин в цельной крови определяли по методу Н. Г. Андре-*црщевой.
Локомоторную активность животных регистрировали на приборе «Animex» модель ДБЕ (ZK.B, Швеция), основанном на принципе сенсорных датчиков и позволяющем регистрировать как высокоамплитудные, так и мелкие движения животных. Исследования проводили в 5-минутных экспериментах по стандартной методике [151. Мышечную силу по хватательному рефлексу определяли до и после нагрузки 114]. При скрининговой оценке параметров возбудимости нервных центров и периферических нервов изучали суммационно-порого-вый показатель (СПП) который отражает порог сгибательного рефлекса [8]. В ходе эксперимента следили за динамикой массы тела и поведением животных.
До начала интоксикации у животных были сняты фоновые функциональные показатели. В процессе воздействия п-ХБТФ состояние организма животных исследовали на 3, 5, 7, 10, 15, 30, 45, 60, 90 и 120-е сутки эксперимента, а также спустя 14 дней после окончания затравки крыс.
Статистический анализ данных проводили с учетом коэффициента Стьюдента 161. Для облегчения расчетов экспериментальных данных были специально составлены и апробированы программы для ЭВМ «Электроника Б3-34».
В результате исследования гематологических показателей установлено, что в максимальной изученной концентрации (440 мг/м3) эффект достигнут на 3-й сутки эксперимента, что выражалось в достоверном увеличении такого показателя, как гематокрит (Р<0,05) и снижении процентного содержания гемоглобина (Р<0,05). На 5-е сутки воздействия в этой же дозе отмечено увеличение количества эритроцитов (Р<0,05) и гемоглобина в периферической крови (Р<0,05). На 7-е сутки затравки установлено повышение содержания гемоглобина (Р<0,01) и снижение числа эритроцитов (Р<0,05).
При проведении II серии эксперимента с концентрацией п-ХБТФ 71,6 мг/м3 зарегистрировано лишь кратковременное возрастание количества гемоглобина на 30-е сутки действия вещества (Р< <0,05). В то же время число лейкоцитов в периферической крови стойко увеличивалось, начиная с 30-х суток (Р<0,05) и достигало максимума к концу затравки — на 45-е сутки (Р<;0,05).
При концентрации п-ХБТФ в атмосферном воздухе 20 мг/м3 через 30 и 120 сут отмечено достоверное уменьшение объема одного эритроцита. При этом через 60 сут действия вещества в данной концентрации возрастал объем одного эритроцита с повышением количества эритроцитов (Р<0,05), гемоглобина (Р<0,01) и показателя гематокрита (Р<0,01) в крови опытных животных по сравнению с контрольными. Увеличение числа лейкоцитов выявлено лишь через 90 сут воздействия вещества в указанной концентрации. На 120-е сутки эксперимента наряду с уменьшением объема одного эритроцита в крови подопытных животных по сравнению с контрольными произошло достоверное снижение всех изученных гематологических показателей — гематокрита, количества гемоглобина и др.
При изучении активности цитоплазматического фермента — лактатдегидрогеназы — в сыворотке крови наблюдалось снижение ее активности у животных, получавших п-ХБТФ в концентрации 440 мг/м3 (с 10-х суток воздействия), а также при действии вещества в концентрациях 71,6 и 20,5 мг/м3, что, по нашему мнению, свидетельствовало о развитии гепатотоксического и нейротоксического эффекта. Кроме этого, при высоких концентрациях воздействия (440 и 71,6 мг/м3) в крови подопытных крыс достоверно возросла активность холинэстеразы, тогда как при более низких
*
Таблица 2
Динамика изученных показателей в процессе воздействия п-ХБТФ в различных концентрациях
Показатели Концентрации п-ХБТФ. мг/м'
400 71.6 20.5 5.5
-Масса тела
Число эритроцитов + — + —
Объем одного эритроцита — — + —
Г'ематокрнт + — + —
Количество гемоглобина + + + —
Процентное содержание гемо-
глобина в эритроцитах + — — —
Содержание метгемоглобина — — + —
Число лейкоцитов — + + —
Активность холинэстеразы + + —
Активность лактатдегидроге- +
назы + + —
СПП — + _
Локомоторная активность жи-
вотных:
мелкие движения — + + _
общее число движений — + + — •
Мышечная сила по хвататель-
ному рефлексу: +
до мышечной нагрузки — — —
после » » — + — —
Примечание. достоверные изменения; — недостоверные изменения.
уровнях воздействия (20,5 и 5,5 мг/м3) изменений активности данного энзима в крови подопытных животных по сравнению с контрольными не выявлено.
Результаты исследования состояния нервной системы также свидетельствовали о специфическом действии изученного вещества на одно из основных звеньев организма — ЦНС.
СПП отражал развитие тормозных процессов в ЦНС крыс на 30-е и 45-е сутки воздействия п-ХБТФ на уровне 71,6 мг/м3. При изучении локомоторной активности животных обнаружены однонаправленные изменения как мелких движений, так и общей активности животных. Так, при использовании концентрации п-ХБТФ в воздухе камер 71,6 мг/м3 на 30-е сутки наблюдалось достоверное увеличение локомоторной активности подопытных крыс по сравнению с контрольными, а на 45-е сутки эксперимента — ее достоверное снижение.
При уровне воздействия 20,5 мг/м3 локомоторная активность подопытных животных снижалась на 30-е сутки (Р<0,05), на 60-е сутки отмечалось достоверное уменьшение общего числа движений по сравнению с контролем.
При изучении мышечной силы (по хватательному рефлексу) установлено, что при концентрации
71,6 мг/м3 п-ХБТФ в воздухе через 45 сут воздейс«^ вия происходит достоверное ее снижение. При уменьшении концентрации изученного вещества до 20,5 мг/м3 снижение хватательного рефлекса после мышечной нагрузки у подопытных крыс наблюдалось лишь на 120-е сутки затравки.
При изучении динамики массы тела контрольных и опытных крыс в различных сериях эксперимента достоверных изменений у животных не обнаружено (табл. 2).
При длительном (120 сут) воздействии п-ХБТФ в концентрации 5,5 мг/м3 достоверных различий изученных показателей у подопытных животных по сравнению с контрольными не наблюдалось.
Таким образом, на основании проведенных экспериментальных исследований можно заключить, что п-ХБТФ, подобно другим галоидсодер-жащим соединениям ряда бензола, является поли-тропным ядом с преимущественным поражением системы крови и ЦНС.
Литература
1. Вилкинсон Д. Принципы и методы диагностической^ энзнмологин. М., 1981.
2. Карпов Б. Д. — В кн.: Научная сессия, посвящ. 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Материалы. Л., 1967, с. 173—175.
3. Химический энциклопедический словарь/Под ред И. Л. Кнунянца. М., 1983, с. 659.
4. Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1976, т. I, с. 302—303.
5. Меркурьева Р. В., Цапкова Н. //. — Жури, гиг., эпидемиол.. микробиол., 1982, т. 26, с. 351—337.
6. Серенко А. Ф., Ермакова В. В. — В кн.: Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., 1977 с. 153—165.
7. Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — В кн.: Медицинские проблемы охраны окружающей среды. М., 1981, с. 35—41.
8. Сперанский С. В. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 72. 9 . Фельдман Ю. Г., Казнина Н. И., Воронина Л. А.
Экспериментальное обоснование максимально разовой ПДК парахлорбензотрифторида в атмосферном воздухе. (Отчет ОТ КЗ НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР.) М., 1982.
10. Халепо А. И. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1968, вып. 10, с. 131 — 140.
11. Халепо А. И., Лапина Л. М. и др. Исследование биологического действия ароматических соединений зависимости от введения в их структуру различных радикалов. (Отчет НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР.) М.. 1981.
12. Зернов Н. Г., Юрков Ю. А. Биохимические исследования в педиатрии. М., 1969, с. 218—220.
13. Fleisher S. Н.. Pope Е. S. — Arch, industr. Hyg., 1954, v. 9, p. 323.
14. Jad S. С. — J. Toxicol, environm. Hlth., 1982, v. 9. p. 691—704.
15. Svenson T. 11., Thieme G. — Psychopharmacology, 1969, v. 14. p. 157—163.
Поступила 23.02.85
*