Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
469
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ГОЛОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОСА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА / ГИПОКИНЕТИЧЕСКАЯ И ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ДИСФОНИИ / СМЕШЕННАЯ ДИСФОНИЯ / ДИАГНОСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Еремина Дарья Александровна

В статье рассматривается проблема увеличения количества нарушений голоса, находящаяся в неразрывной связи работы с профессиональным речевым аспектом. Рассматривается значение гигиены и предупреждения нарушений голосовой функции в рамках трудовой реализации, отмечаются характеристики имеющихся нарушений. Освещаются внешние и внутренние факторы, причины, влияющие на состояние голоса педагогов. Особое внимание уделяется факту, приобретения данных голосовых нарушений в процессе профессиональной деятельности педагога. Описывается диагностика, профилактика и гигиена голосовых расстройств. Демонстрируется анализ диагностического инструментария разработанного и используемого в эксперименте. Производится изучение данных анкеты, с целью выявления качественных характеристик голоса, факторов ведущих к нарушению. На основе полученной детальной информации анкетирования выявлены основные недостатки и ошибки в использование голоса у специалистов. Также представлена логопедическая карта для диагностики нарушений голоса, которая позволила составить общую картину о нарушениях голосовой функции, а также о состоянии физиологического и речевого дыхания, типа голосовой подачи, особенностей голоса, его силы, высоты, чистоты звучания по качественным признакам, темпа и ритма у педагогов. Представлены результаты экспериментального исследования, описаны количественные и качественные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Еремина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF VOICE DISORDERS IN TEACHERS

The article deals with the problem of increasing the number of phonation disorders, which is inextricably linked with the professional speech aspect of work. The importance of hygiene and prevention of violations of voice function in the framework of labor implementation is considered, the characteristics of existing violations are noted. The external and internal factors, the reasons influencing a condition of a voice of teachers are highlighted. Special attention is paid to the fact of the acquisition of these voice disorders in the process of professional activity of the teacher. It describes the diagnosis, prevention and hygiene of voice disorders. The analysis of diagnostic tools developed and used in the experiment is demonstrated. The data of the questionnaire is being studied in order to identify the qualitative characteristics of the voice, the factors leading to the violation. Based on the detailed information obtained from the survey, the main shortcomings and errors in the use of voice among specialists were identified. A speech therapy card for the diagnosis of voice disorders is also presented, which allowed us to draw up a general picture of violations of voice function, as well as the state of physiological and speech respiration, the type of voice delivery, features of the voice, its strength, height, purity of sound by qualitative characteristics, tempo and rhythm in teachers. The results of an experimental study are presented, quantitative and qualitative results are described.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ»

11. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. -200 с.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Еремина Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема увеличения количества нарушений голоса, находящаяся в неразрывной связи работы с профессиональным речевым аспектом. Рассматривается значение гигиены и предупреждения нарушений голосовой функции в рамках трудовой реализации, отмечаются характеристики имеющихся нарушений. Освещаются внешние и внутренние факторы, причины, влияющие на состояние голоса педагогов. Особое внимание уделяется факту, приобретения данных голосовых нарушений в процессе профессиональной деятельности педагога. Описывается диагностика, профилактика и гигиена голосовых расстройств. Демонстрируется анализ диагностического инструментария разработанного и используемого в эксперименте. Производится изучение данных анкеты, с целью выявления качественных характеристик голоса, факторов ведущих к нарушению. На основе полученной детальной информации анкетирования выявлены основные недостатки и ошибки в использование голоса у специалистов. Также представлена логопедическая карта для диагностики нарушений голоса, которая позволила составить общую картину о нарушениях голосовой функции, а также о состоянии физиологического и речевого дыхания, типа голосовой подачи, особенностей голоса, его силы, высоты, чистоты звучания по качественным признакам, темпа и ритма у педагогов. Представлены результаты экспериментального исследования, описаны количественные и качественные результаты.

Ключевые слова: речевой голос, профессиональные нарушения и заболевания голоса, функциональные нарушения голоса, гипокинетическая и гиперкинетическая дисфонии, смешенная дисфония, диагностика и предупреждение нарушений голосового аппарата.

Annotation. The article deals with the problem of increasing the number of phonation disorders, which is inextricably linked with the professional speech aspect of work. The importance of hygiene and prevention of violations of voice function in the framework of labor implementation is considered, the characteristics of existing violations are noted. The external and internal factors, the reasons influencing a condition of a voice of teachers are highlighted. Special attention is paid to the fact of the acquisition of these voice disorders in the process of professional activity of the teacher. It describes the diagnosis, prevention and hygiene of voice disorders. The analysis of diagnostic tools developed and used in the experiment is demonstrated. The data of the questionnaire is being studied in order to identify the qualitative characteristics of the voice, the factors leading to the violation. Based on the detailed information obtained from the survey, the main shortcomings and errors in the use of voice among specialists were identified. A speech therapy card for the diagnosis of voice disorders is also presented, which allowed us to draw up a general picture of violations of voice function, as well as the state of physiological and speech respiration, the type of voice delivery, features of the voice, its strength, height, purity of sound by qualitative characteristics, tempo and rhythm in teachers. The results of an experimental study are presented, quantitative and qualitative results are described.

Key words: speech voice, occupational disorders and diseases of the voice, functional disorders of the voice, hypokinetic and hyperkinetic dysphonia, mixed dysphonia, diagnosis and prevention of disorders of the vocal apparatus.

Введение. Здоровый голос педагога характеризуется достаточной громкостью, тембром, высотой. Данные параметры связаны с внешним обликом и полом человека, его анатомо-физиологическим и эмоциональным состоянием. Фонация зависит от состояния голосового аппарата, резонаторных полостей. Источником звучания речи выступает гортань, с колебательными движениями голосовых складок. Крепкая дыхательная система, обеспечивающая силу и продолжительность произнесения фразы, возможность повышать понижать звучание голоса, неповторимая тембровая окраска обеспечивают уверенность человека в жизни и в профессиональной деятельности.

Превышение голосовой нагрузки приводит к нарушению голосообразования (фонации). Голос начинает терять важные акустические свойства - мощность становится недостаточной, нарушается звучность, изменяется тембр в виде осиплости, хрипоты, также страдает и высота голоса, появляется першение, голосовое утомление, боль. Расстройства голоса и его потеря приводят к снижению коммуникации, ухудшению нервно-психического состояния, снижению трудоспособности, а в тяжелых случаях профессиональной непригодности. У лиц голосо-речевых профессий фонация выступает орудием труда [9, С. 12-17].

Среди факторов пагубно влияющих на фонационный процесс выделяют: превышение голосовой нагрузки, отсутствие звукоусиливающей аппаратуры, обуславливающее повышение силы голоса. Неумелое пользование дыханием (преимущественное участие верхней части грудной клетки), звуко-высотным диапазоном голоса (использование слишком высокого или низкого основного тона). Стрессовые ситуации, частые респираторные болезни и отсутствие голосового режима в период заболевания. Также отсутствие навыков верного голосообразования и голосоведения, своевременного диагностирования и лечения нарушений голосовой функции, с целью предупреждения перехода в хроническую стадию [7, С. 6-14].

Также к нарушению голоса приводит профессиональная деятельность педагогов иностранного языка, комментирующих видео уроки или аудио записи, вследствие повышенной нагрузки на органы голосообразования, происходит перенапряжение мышц шеи, гортани [1].

Лаврова считает, что «взяв во внимание основной этиологический момент с перенапряжением голосового аппарата при всякой форме, в регрессии профессионального нарушения голоса могут в виде причин быть специфические условия труда», таких как стрессовое напряжение, повышение фонового шума, осуществление фонации в помещение с плохой акустикой, с

наличие запыленности воздуха, перепадов температуры. Важно обращать внимание на аллергические состояния организма [2].

Педагоги, отмечают специфические акустические и субъективные признаки: охриплость, осиплость, першение, ощущение «комка в горле», сухости, саднения (ощущение зуда, царпающей боли), дискомфорта при говорении, боли и спазмов, желания откашляться. Органы голосообразования быстро переутомляются, снижается диапазон [7, С. 81-102].

Вследствие не соблюдения профилактических мер по гигиене голоса возрастает частота возникновения нарушений голоса у педагогических работников. Наиболее часто у педагогов возникают функциональные нарушения голоса, такие как гипотонусные, гипертонусные и смешенные дисфонии, узелки на голосовых складках [4].

Отмечается распространенность голосовых нарушений у педагогических работников. Отражение данной темы можно увидеть в работах Ю.С. Василенко, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой и др. Несмотря на повышенный интерес к данной проблематике в данный период, данная тема остается мало изученной и актуальной.

Изложение основного материала статьи. При дифференциальной диагностики проводилось знакомство с анамнезом и медицинским заключением фониатра. Визуальное исследование гортани, за счет которого можно дать оценку тонуса и общего состояния голосовых складок. А также аудиальное изучение фонации, в рамках которого можно получить данные изменения частоты и амплитуды голоса в процессе речи. Для организации и проведения исследования были отобраны 20 педагогов с разным профессиональным стажем имеющие нарушения голоса по диагнозу фониатра и заключению фонопеда.

В рамках исследования состояния голосовой функции были получены следующие результаты. Наблюдаются особенности и нарушения физиологического и речевого дыхания, типа голосовой подачи, особенностей голоса, его силы, высоты, чистоты звучания по качественным признакам, темпа и ритма у педагогических работников.

Было проведено анкетирование с целью выявления качественных характеристик голоса, факторов негативно влияющих на состояние фонации, а также формирования представлений о важности профилактической работы. Анкета для педагогических работников содержит 18 вопросов. Часть вопросов носит просветительский характер, где прописывается важность профилактической работы, а также факторы, неблагоприятно влияющие на голосовую функцию.

Анкетирование и дальнейшая констатирующая диагностика проводилась после фониатрического осмотра, постановки диагноза и его анализа. Проанализировав анкеты можно сделать выводы о том, что педагогические работники мало информированы о возможности диагностики и реабилитации голосового аппарата. Часть педагогов имеет представление о профилактики и гигиене голоса, но не обращается за медицинской, а также логопедической и фонопедической помощью. Выявлены неблагоприятные условия труда, повышенный шумовой порог, высокая голосовая нагрузка в течение дня и её нерациональное распределение. Были проанализированы жалобы, у большинства обратившихся наблюдается: наличие дискомфорта, боли и спазмов в процессе речи, желание откашляться, саднение, осиплость, першение, ощущение «комка в горле», ухудшение качества глосса к концу рабочего дня.

Перечисленная выше симптоматика и признаки подходят большому количеству голосовых расстройств именно поэтому не рационально считать их диагностическими симптомами. Вследствие этого разрабатывалась логопедическая карта, и проводилось дифференциальное логопедическое исследование. За основу при создании диагностического инструментария выступала логопедическая карта нарушений голоса Дмитровой Е.Д., а также аудитивная оценка голоса Лавровой Е.В. Данные методики на сегодняшний день остаются ведущими в диагностике голосовых нарушений, их использование объясняется тем, что они наиболее полно позволяют оценить качество и степень нарушений голоса.

Анализируя результаты дифференциальной логопедической диагностики, были отмечены нарушения физиологического дыхания. Неравномерное дыхание отмечается у 50% педагогов. Дыхание поверхностное у 80% испытуемых, у 30% диагностируется учащенное дыхание. Укороченный выдох наблюдается у 95%, что может говорить о неполном смыкании голосовых складок, пониженном тонусе мышц гортани, сниженном объеме жизненной емкости легких. У 95% исследуемых, наблюдается ключичный тип дыхания, лишь 5% имеет смешенный. Нарушения в физиологическом дыхании, врожденные или приобретенные, напрямую влияют на качество извлекаемого звука, работу голосового аппарата в целом и его выносливость, могут быть причиной нарушений голоса.

Педагоги с нарушениями голоса имеют дискоординацию ротового и носового дыхания. У 30% педагогов не отмечается нарушений координации ротового и носового дыхания, у 70% невозможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Наличие данного нарушения может, говорить о патологии полости носа и околоносовых пазух, а также о сопутствующем заболевании.

Длительность выдоха педагогов с нарушениями голосовой функции, имеет свои отличительные особенности. У 95% педагогических работников наблюдается непродолжительный выдох, что может свидетельствовать о нарушение в координации работы носа и полости рта, неправильном распределении объема выдыхаемого воздуха. Может быть следствием пониженного тонуса мышц гортани, неполного смыкания голосовых складок, сниженного объема ЖЕЛ. Рассеянная воздушная струя диагностируется у 15%, форсированная наблюдается у 25%, слабый выдох у 60%.

Анализируя данные, выявлено сниженное время максимальной фонации у педагогов. У 80% наблюдается резкое укорочение фонационного выдоха, обусловленное гипотонусом голосовых складок, их неполным смыканием. У 20% длительность произнесение гласного звука, после предварительного вдоха, снижена. Наличие данного расстройства можно объяснить систематическим перенапряжением органов голосообразования в процессе трудовой деятельности.

Аудиальная оценка голоса диагностировала нарушение типа голосоподачи. У 35% наблюдается придыхательная голосовая атака, у 30% отмечается мягкая голосовая атака, твердая голосовая атака диагностируется у 35%. При длительной работе на придыхательной или твердой голосовой атаке, с интенсивной нагрузкой, возможно травматизация медиального края голосовых складок, развитие органических нарушений, узелков голосовых складок, фибром, а также усиление гипотонуса.

У педагогов наблюдаются различные расстройства голосовой функции, нарушается сила и её динамический диапазон. Тихий голос наблюдается у 65% испытуемых, у 25% голос громкий, но не продолжительное время, быстро начинает угасать, при утомление становится тихим. Кричащий (слишком громкий) голос наблюдается у 5% педагогов. У 30% отмечается не способность менять силу звучания голоса от громкого до тихого, наоборот. У 100% диагностируется сужение диапазона. Данные проявления наблюдаются в связи с функциональными нарушениями гортани, утомляемостью её мышц, неравномерным дыханием.

Высота голоса характеризуется монотонностью у 5% исследуемых, у 40% отмечается непостоянство высоты, у 45% наблюдается низкий голос, фальцет диагностируется у 5%, снижение звуковысотного диапазона у 95% педагогов. Данные показатели могут свидетельствовать о нарушении работы мышц гортани, неполноценном смыкании голосовых складок. Возникают вследствие нарушений дыхания, баланса носового и ротового дыхания, повышенной нагрузки на голос, не соблюдения правильного режима труда и отдыха, неблагоприятных условий и факторов профессиональной деятельности, отсутствия гигиены и профилактики голосовых нарушений.

Чистота звучания голоса характеризуется наличием глухой фонации у 45%, легкая охриплость наблюдается у 30% педагогов, у 70% исследуемых диагностируется охриплость средней степени выраженности, афония не наблюдается. В связи с тем, что основной процент имеет охриплость средней степени выраженности, это говорит о том, что педагоги не своевременно обращаются за квалифицированной помощью, не обращают внимания и игнорируют симптоматику нарушения.

Аудиальная оценка звучания голоса по качественным признакам демонстрирует преобладание таких показателей как, глухой - 60%, хриплый - 85%, грубый - 25% от общего числа исследуемых. У 5% наблюдается гортанно резкий, а также назализированный голос. Данные показатели говорят о проявлениях функциональных дисфоний различной степени тяжести, с отсутствием органической патологии.

Особенности темпа, характеризуются ускорением основного темпа речи у 25% исследуемых, у 5% наблюдается замедление темпа, с наличием запинок не судорожного характера, у 70% нарушений не отмечено. Ритмический нарушений не отмечено.

Анализируя результаты дифференциальной логопедической диагностики, функциональные нарушения голоса наблюдаются у 100% исследуемых педагогов. Логопедические заключения ставились на основе диагноза фониатра и стробоскопического исследования. У 65% наблюдается гипотонусная дисфония, при которой снижен тонус голосовых складок, наблюдается образование голосовой щели. У 25% гипо-гипертонусная дисфония (смешанная), обусловленная снижением тонуса голосовых складок, но повышением активности вестибулярных. У 10% демонстрируется наличие гипертонусной дисфонии, характеризующейся повышенным тонусом мышц гортани, а также голосовых складок.

Выводы. На основе выше сказанного можно сделать вывод, что у педагогов отмечается повышенная речевая нагрузка, её неравномерное распределение в течение дня и рабочей недели, отсутствие достаточного отдыха от голосовой деятельности, необходимого для восстановления работоспособности органов голосообразования, что способствует развитию различных патологий голосового аппарата. Отмечается обилие субъективных ощущений в области глотки, как во время работы, так и после голосовой нагрузки. Голос очень быстро утомляется, понижается качество голосообразования, появляется ком в горле, дискомфорт, эффект сухости, першение, иногда жжение. Педагоги также выделают осиплость, охриплость, боль и спазмы в горле, желание откашляться, ощущение зуда и царапающей боли в области глотки.

Выявляется низкая информированность и комплаентность педагогических работников о важности профилактических мероприятий по предупреждению голосовых нарушений. Часть педагогов полностью не информирована о гигиене голоса, и специалистах работающих с данными нарушениями.

У педагогов отмечаются нарушения физиологического и фонационного дыхания. Выявляется неравномерность, поверхностность, учащенность, преобладание ключичного типа дыхания. Чаще всего отмечается невозможность дифференцированного вдоха и выдоха через рот и нос, снижение времени максимальной фонации. Преобладание придыхательной и твердой голосовой атаки. У педагогов наблюдаются различные расстройства голосовой функции, нарушается сила, высота и их динамический диапазон. Диагностируется тихий, кричащий, низкий голос с непостоянством высоты, наличием монотонности. Выявляется охриплость, осиплость, глухость и грубость голоса, замедление и ускорение основного темпа речи.

Таким образом, отмечено наличие голосовых расстройств у большинства педагогов. Чаще всего диагностировалась функциональные нарушения, такие как гипокинетическая, гиперкинетическая и смешанная дисфонии. Своевременное и правильное диагностирование, наличие профилактики и гиены, а также коррекция нарушений позволит сделать профессиональную деятельность комфортной и продолжительной.

Литература:

1. Алексеева, М.Н. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий / М.Н. Алексеева, Д.А. Давыдова // Евразийское Научное Объединение. - 2017. - Т. 2. - № 11 (33). - С. 156-157

2. Василенко, Ю.С. Распространенность, причины и особенности нарушений голоса у педагогов / Ю.С. Василенко,

A.Ф. Захарова, П.А. Козлова, О.С. Орлова, Л.О. Самохвалова // Вестник оториноларингологии. - 2000. - № 5. - С. 18-21

3. Герасимова, С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий: автореф. канд. дис. мед. наук / С.С. Герасимова. - Киев, 1972. - 16 с.

4. Гудкова, Т.В. Гигиеническая оценка педагогической деятельности / Т.В. Гудкова // Новые задачи современной медицины: материалы II междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 67-69

5. Гуляева, В.А. Профессиональные нарушения голоса / В.А. Гуляева // Молодой ученый. - 2021. - № 46 (388). -С. 32-37

6. Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 132 с.

7. Жулина, Е.В. Логопедия: нарушения голоса (часть вторая): учебное пособие / Е.В. Жулина. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 138 с.

8. Кантарович, В.С. Гигиена голоса / В.С. Кантарович. - Москва. Государственное музыкальное издательство, 1955. - 81 с.

9. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова. - М.: Академия, 2008. - 356 с.

10. Лахмоткина, В.И. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий /

B.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 4. - С. 137-141

11. Лихачева, В.Б. Теоретический анализ проблемы голосовых расстройств у лиц голосоречевых профессий / В.Б. Лихачева // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6. - С. 56-58

12. Михальчи, Е.В. Изучение взаимосвязей адаптивности к физическим условиям среды с другими психологическими качествами личности // Вестник Мининского университета. - 2022 - Т. 10. - №2. - С. 12.

13. Орлова, О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: диссертация... доктора педагогических наук / О.С. Орлова. - М., 2014. - 250 с.

14. Перевощикова, Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022 - Т. 10. - №1. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.