ния // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М. : Просвещение, 1966. -С. 105-129.
5. Корнев А. Н. О состоянии кратковременной памяти у детей, страдающих дислексией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1978. - № 10. - С. 3.
6. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 1998. - 224 с.
7. Левашов О. В. Межполушарная асимметрия фазического и тонического зрительных каналов и дисбаланс их взаимодействия при дислексии // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М. : НИИ Мозга РАМН, 2003.
8. Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - С. 3-18.
9. Садовникова И. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся : Автореф. - М., 1979. - 20 с.
10. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. - М. : Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. - С. 39-45.
11. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Медицина, 1959. - С. 85-98.
12. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. - М. : Юристъ, 1997. - 256 с.
13. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Т. 2. - М., «Теревинф», 2010. - 159 с.
14. Чиркина Г. В. Особенности понимания текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития : тезисы докладов 7-й науч. сессии по дефектологии -М., 1975. - С. 576-577.
15. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М. : Просвещение, 1984. - 159 с.
УДК 159.9 Соловьев Владислав Юрьевич
Психологический институт Российской академии образования
vlad_solo vyo v84@mail. ш
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
В статье впервые представляются выявленные опытно-экспериментальным путем факторы личностно-профессионального развития персональных водителей. Данные факторы позволяют проектировать соответствующие психологические условия в рамках внутриорганизационного обучения персональных водителей, способствующие их личностно-профессиональному развитию.
Ключевые слова: Личностно-профессиональное развитие, факторы, интегральные личностные характеристики, самосознание, концепция профессионального развития личности, персональные водители.
Несмотря на достаточно большое количество работ по проблемам профессиональной деятельности водителей автотранспорта [1; 2; 3; 6; 7; 10; 11; 12], современное состояние проблемы профессионализации персональных водителей характеризуется недостаточной общепсихологической проработанностью.
Для изучения факторов личностно-профессионального развития персональных водителей необходимы соответствующие теоретикометодологические основания, выделенные в концепции профессионального развития личности Л. М. Митиной [4; 5; 8]. Согласно данной концепции такими факторами являются
высокии уровень развития интегральных личностных характеристик (направленность, компетентность, гибкость) и профессионального самосознания. Уровень развития интегральных личностных характеристик и самосознания обусловливает 2 модели профессионального труда: модель адаптивного поведения (I модель) и модель профессионального развития (II модель).
Актуальной научно-практической задачей является поиск специфического содержания характеристик личностно-профессионального развития персональных водителей, обусловливающих эффективность их профессиональной деятельности. С этой целью нами был проведен
© Соловьев В. Ю., 2011
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
189
констатирующий эксперимент [9], который позволил выявить факторы личностно-профессионального развития персональных водителей. Он объединил в себе реализацию следующих исследовательских серий:
- I серия: изучение психологических факторов личностно-профессионального развития персональных водителей;
- II серия: определение факторов-предикторов высокого уровня личностно-профессионального развития персональных водителей.
При изучении психологических факторов личностно-профессионального развития персональных водителей на общей выборке (102 испытуемых - сотрудников федерального государственного учреждения «Транспортный комбинат «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации, работающих персональными водителями чиновников высокого ранга) было проведено экспериментальное исследование с использованием методической программы (I серия), включающей в себя следующие методики: самоактуализа-ционный тест (САТ) (Л. Я. Гозман и др.); методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда); индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик; методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методику диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
С целью анализа полученных эмпирических данных, сужения размерности данных и выявления общих тенденций, объясняющих связи между переменными, полученные нами с помощью диагностических методик показатели личностно-профессионального развития водителей были подвергнуты факторному анализу с включением всех шкал, входящих в состав использованных нами методик. Факторный анализ проводился методом главных компонент с процедурой варимакс-вращения нормализованных переменных. Факторизации была подвергнута матрица данных размерностью 102 испытуемых на 29 шкал (впоследствии шкала «ценностные ориентации» была исключена из факторного анализа как неоднозначная переменная).
По итогам проведения факторного анализа была выявлена 5-факторная структура полу-
ченных эмпирических данных. Суммарная информативность всех пяти факторов составила 0,55, то есть выделенные нами факторы объясняют 55% суммарной дисперсии переменных, что считается достаточно приемлемым результатом. Все переменные однозначно соотносятся по высоким факторным нагрузкам только с одним из факторов.
Фактор 1 имеет наибольшую информативность (17%). Данный фактор является однополюсным. Его положительный полюс определяется положительными полюсами шкал: поддержка (0,91), гибкость поведения (0,82), спонтанность (0,75), самопринятие (0,72), принятие агрессии (0,63), контактность (0,8). Входящие в данный фактор переменные отражают самореализацию водителя и могут быть проинтерпретированы нами как фактор «способность к саморазвитию». Аффективный компонент самосознания характеризует представленность в факторе такой переменной, как самопринятие.
Фактор 2 (информативность 13%). Данный фактор также является однополюсным. Его положительный полюс определяется положительными полюсами следующих шкал: общая интер-нальность (0,95), интернальность в области достижений (0,84), интернальность в области неудач (0,72), интернальность в производственных отношениях (0,78), интернальность в области межличностных отношений (0,52). Данный фактор объединил в себе показатели уровня субъективного контроля над значимыми жизненными ситуациями, способность ими управлять и нести ответственность; степень контроля по отношению к эмоционально значимым событиям и ситуациям; уровень контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям; степень контроля в производственной деятельности, в отношениях с коллективом; уровень контроля формальных и неформальных отношений с другими людьми, способность вызывать к себе уважение и симпатию.
Образующие фактор шкалы отражают способность человека к самодисциплине, показывают степень ответственности и саморегуляции личности. Согласно концепции профессионального развития личности Л.М. Митиной [4; 5; 8] в общем и целом они могут быть обозначены как фактор «самоконтроля».
Фактор 3 (информативность 9%). Он является однополюсным. Его положительные значения
определяются положительными полюсами шкал: экстраверсия (0,59), ригидность (0,54), эмотивность (0,65), сензитивность к себе (0,5). В целом данные шкалы описывают показатели нейротизма личности. В связи с этим данный фактор мы определили как «эмоциональная гибкость».
Фактор 4 (информативность 7%). Тоже имеет один полюс, который определяется положительными полюсами шкал: представления о природе человека (0,84), синергия (0,8). Выявленные шкалы показывают степень отношения к другим людям, способность к целостному восприятию мира, поэтому фактор 4 получил название «направленность на другого человека».
Фактор 5 (информативность 10%). Фактор 5 биполярный. Его положительный полюс определяется положительными полюсами следующих шкал: ориентация во времени (0,65), самоуважение (0,57), познавательные потребности (0,59). Отрицательный полюс этого фактора определяется противоположными полюсами указанных шкал: интроверсия (-0,66), тревожность (-0,72). То есть отрицательный полюс этого фактора - это экстраверсия и агрессивность. Данное распределение шкал позволяет интерпретировать положительный полюс фактора 5 как «открытость опыту», а отрицательный - как «низкую интрапсихическую активность». В связи с этим фактор 5 получил название «деятельностная и коммуникативная компетентность». Аффективный компонент самосознания характеризует представленность в факторе такой переменной, как самоуважение.
Полученные 5 факторов: «способность к саморазвитию», «самоконтроль», «эмоциональная гибкость», «направленность на другого человека», «деятельностная и коммуникативная компетентность» - описывают специфические психологические факторы личностно-профессионального развития персональных водителей.
II серия. В этой серии выявлялись основные факторы-предикторы, влияющие на показатели личностно-профессионального развития персональных водителей. С этой целью проводился сравнительный анализ факторов, детерминирующих личностно-профессиональное развитие персональных водителей, а также экспертные оценки. В качестве показателей личностно-профессионального развития
выступили личностные характеристики, определяемые по предложенным нами тестовым методикам. Экспертные оценки основывались, прежде всего, на строгом соблюдении водителями должностной инструкции.
Множественный регрессионный анализ (МРА) проводился методом пошагового включения показателей и осуществлялся на всей выборке водителей. В качестве зависимых переменных выступили две базовые шкалы самоактуализа-ционного теста (САТ) (шкалы «поддержка» и «ориентация во времени»), показывающих общий уровень самоактуализации личности, а также шкала «профессиональная подготовка», основанная на мнении экспертов.
В роли экспертов выступают начальники автоколонн и служба эксплуатации «Транспортного комбината «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации. Они оценивают общий уровень профессиональной подготовки водителей, включающий в себя строгое соблюдение должностной инструкции, высокий уровень профессионального мастерства (высокая классность и культура транспортного обслуживания, безаварийность и т. п.), а также развитие определенных личностных особенностей, связанных с умением взаимодействовать с пассажиром. То есть мнение экспертов отражает общий уровень профессиональной подготовки водителей.
Согласно экспертному мнению происходит группирование водителей в одну из 5 автоколонн транспортного комбината, различающихся между собой по степени значимости, определяемой рангом перевозимых ею чиновников. В зависимости от занимаемой пассажиром должности задается четкая иерархическая структура автоколонн, и чем выше уровень профессиональной подготовки водителей, тем с более высоким рангом чиновников они работают.
Опираясь на мнение экспертов, общий уровень профессиональной подготовки водителей нами оценивался по 5-балльной системе (соответственно иерархии и числу автоколонн) и измерялся следующим образом: чем «весомее» автоколонна, то есть чем выше ранг перевозимых ею чиновников, тем больший балл получал водитель, закрепленный за нею.
Таким образом, водители, закрепленные за первой автоколонной, получали 5 баллов, за третьей - 4 балла, за четвертой - 3 балла,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
191
за второй - 2 балла, за пятой - 1 балл. При этом из каждой автоколонны нами были исследованы приблизительно одинаковое количество водителей: из первой - 20, из второй - 18, из третьей - 20, из четвертой - 21, из пятой - 23.
В качестве зависимых переменных во множественном регрессионном анализе (МРА) выступили следующие шкалы, характеризующие степень личностного и профессионального развития персональных водителей, - «поддержка», «ориентация во времени», «профессиональная подготовка». В роли независимых переменных (предикторов) выступили 5 выделенных нами в I серии факторов. Для проведения такого рода анализа были вычислены факторные оценки для каждого испытуемого нашей экспериментальной выборки.
По результатам трех МРА нами были получены следующие уравнения регрессии:
1) «Профессиональная подготовка» = 2,94 + + 0,31Ф1, где Ф1 - фактор 1.
2) «Поддержка» = 45,1 + 7,8ф1 + 2,3Ф5 + + 0,6Ф4, где Ф1 - фактор 1, Ф5 - фактор 5, Ф4 - фактор 4.
3) «Ориентация во времени» = 9,2 + 1,8 +
+ 1,1Ф1, где Ф5 - фактор 5, Ф1 - фактор 1.
Во всех трех случаях из результатов анализа полученных данных следует, что взаимосвязь между зависимой переменной и предикторами проявляется на статистически значимом уровне (^ = 0,21, F1 = 4,5, р < 0,05; R2 = 0,96, F2 = 333,9, р < 0,001; = 0,77, F3 = 45,6, р < 0,001), постро-
енные линейные регрессии адекватно описывают причинно-следственную взаимосвязь между зависимой переменной и предикторами, свободные члены статистически значимы (11 = 2,94, р < 0,001; 12 = 45,1, р < 0,001; 13 = 9,2, р < 0,001). Полученные линейные регрессии объясняют в первом случае 5% (Я^ = 0,05), во втором - 92% (Я22 = 0,92), в третьем - 60% (Я^2 = 0,6) дисперсии зависимой переменной соответственно.
Таким образом, из представленных уравнений регрессии видно, что главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития персональных водителей, являются фактор 1 «способность к саморазвитию» (В1 = 0,31, р < 0,05; В2 = 7,8, р < 0,001; В3 = 1,1, р < 0,001) и фактор 5 «деятельностная и коммуникативная компетентность» (В2 = 2,3, р < 0,001; В3 = 1,8, р < 0,001). Входящие в данные факторы психологические
переменные являются профессионально значимыми качествами личности водителей, определяющими высокий уровень их личностно-профессионального развития.
Итак, выявленные в экспериментальном исследовании факторы личностно-профессионального развития персональных водителей позволяют проектировать технологические средства внутриорганизационного обучения, способствующие их личностно-профессиональному развитию и, как следствие, повышающие эффективность труда.
Библиографический список
1. Бодров В. А. Информационный стресс : учеб. пособие для вузов. - М. : ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
2. Дымерский В. Я., Костин А. А. Технические средства обучения водителей автомобилей : учеб. пособие для учащихся техникумов. - М. : Высшая школа, 1982. - 279 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионала. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л. М. Митиной. -М. : Академия, 2005. - 336 с.
5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М. : МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
6. Митраков В. М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях : Дис. ... канд. психол. наук. - Шуя, 2004. - 235 с.
7. Нерсесян Л. С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. -М. : Транспорт, 1978. - 239 с.
8. Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности / под ред. Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. - Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2008. - 392 с.
9. Соловьев В. Ю. Психологические детерминанты и условия эффективности внутриорганизацион-ного обучения водителей // Российский научный журнал. - 2010. - № 18. - С. 225-232.
10. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. - М. : Академия, 2005. - 360 с.
11. Субботина Л. Ю. Личность в системе профессиональной подготовки : учеб. пособие. - Ярославль : АверсПресс, 2003. - 102 с.
12. Утлик В. Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 202 с.