Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоречевое развитие / задержка психоречевого развития / речевые и неречевые функции / оральный праксис / фонетическая сторона речи / грамматический строй речи / psychospeech development / delayed psychospeech development / speech and non-speech functions / oral praxis / phonetic side of speech / grammatical structure of speech

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ястребова Лариса Александровна

В статье представлены результаты экспериментальной работы по обследованию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). В ходе эксперимента изучались состояние орального праксиса, способности к подражанию, неречевые функции, слуховые функции, фонетическая сторона речи, объем и точность пассивного словаря, грамматический строй речи, понимание предложений детьми испытуемой группы. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации для логопедов и родителей по преодолению выявленных недостатков у детей испытуемой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ястребова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of experimental work on the examination of children of primary preschool age with delayed psychospeech development (DSRD). During the experiment, the state of oral praxis, the ability to imitate, non-speech functions, auditory functions, the phonetic side of speech, the volume and accuracy of the passive vocabulary, the grammatical structure of speech, and the understanding of sentences by children in the test group were studied. The results obtained made it possible to formulate recommendations for speech therapists and parents to overcome the identified deficiencies in children of the test group.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Sin X + sin 9% = 2.

Так как при любом выполняется неравенство Sin Я < 1 то исходное уравнение равносильно системе Г sin:*; = 1,

*

X = — + 2 Ttn, tieZ, 2

bin 9X = 1,

ж- , - . keZ.

Откуда получаем V 18 9

Решением системы будут те значения х, которые являются решениями каждого из уравнений системы. Поэтому Я

х = — + 2un, п е Z.

ответом будет 2

Комментарий от учителя: воспользоваться свойством ограниченности функций.

Метод проектов может помочь при изучении тригонометрических уравнений, так как он способствует более глубокому пониманию материала и помогает школьникам применять теоретические знания на практике. Рекомендуется подобрать уравнения для проектов различного вида, либо уравнения, решаемые разными методами. Тогда в комментарии учителя может содержаться подсказка - указание метода, каким рекомендуется решить данное уравнение.

Можно предложить следующие темы для проектов:

1. Тригонометрия вокруг нас.

2. История возникновения синусоиды.

3. Как появились тригонометрические функции.

4. Зачем нужна тригонометрия?

Выводы. Использовать метод проектов можно не только для решения заданий, но и, например, изучения истории тригонометрии или её приложений. Работая над такими проектами, школьники приобретают необходимые знания в этой области. Повышается их мотивация к изучению тригонометрии в целом.

Литература:

1. Белобородова, C.B. Об историко-генетическом методе / C.B. Белобородова // Математика в школе. - 1999. - №6. -С. 7-10

2. Штейнгарц, Л.А. Вокруг уравнения sinx + cosx = 1. Упражнения, решения и ответы / Л.А. Штейнгарц // Математика в школе. - 2021. - № 3. - С. 71-75

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук Ястребова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по обследованию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). В ходе эксперимента изучались состояние орального праксиса, способности к подражанию, неречевые функции, слуховые функции, фонетическая сторона речи, объем и точность пассивного словаря, грамматический строй речи, понимание предложений детьми испытуемой группы. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации для логопедов и родителей по преодолению выявленных недостатков у детей испытуемой группы.

Ключевые слова: психоречевое развитие, задержка психоречевого развития, речевые и неречевые функции, оральный праксис, фонетическая сторона речи, грамматический строй речи.

Annotation. The article presents the results of experimental work on the examination of children of primary preschool age with delayed psychospeech development (DSRD). During the experiment, the state of oral praxis, the ability to imitate, non-speech functions, auditory functions, the phonetic side of speech, the volume and accuracy of the passive vocabulary, the grammatical structure of speech, and the understanding of sentences by children in the test group were studied. The results obtained made it possible to formulate recommendations for speech therapists and parents to overcome the identified deficiencies in children of the test group.

Key words: psychospeech development, delayed psychospeech development, speech and non-speech functions, oral praxis, phonetic side of speech, grammatical structure of speech.

Введение. Психоречевое развитие является одним из ключевых аспектов развития ребёнка в дошкольном возрасте. Этот период отличается повышенной активностью в развитии речи и психических процессов, что влияет на формирование коммуникативных навыков и когнитивных способностей. Проблема психического и речевого развития детей является одной из наиболее важных в современных психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических и физиологических исследованиях.

В трудах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца [1, 2, 3] и других, раскрываются закономерности развития речи и психики детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Определяется роль речи в психическом развитии, особенности становления речи и общения, а также содержание, методы и приёмы обучения разных детей разным нозологических групп. Современные научные представления свидетельствуют о том, что речь является одной из наиболее сложных высших психологических функций, которая организует и связывает психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и пр.).

Одной из особенностей психоречевого развития детей дошкольного возраста является разнообразие способов восприятия информации и освоения навыков общения. На протяжении данного периода дети активно учатся воспринимать мир через зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Они начинают осваивать навыки слушания и повторения, оценивания и выражения своих эмоций и мыслей. Наблюдается интенсивное развитие словарного состава ребёнка. Дети начинают активно усваивать новые слова, грамматические конструкции, а также учатся использовать их в различных

структурах предложений. Важной частью психоречевого развития становится развитие лексико-грамматической стороны речи, а также навыки связного рассказа и правильного использования речевых средств.

Вышесказанное определяет актуальность своевременного изучения состояния психоречевых функций у детей младшего дошкольного возраста. Согласно МКБ-11, ЗПРР входят в группу расстройств нейропсихического развития, подгруппу 6А 01 «Расстройства развития языка и речи». У детей данной нозологической группы отмечается запаздывание созревания определённых мозговых структур или дисплазия мозга. Анамнез таких детей показывает, что многие рождались слабыми, с малым весом и сразу проявляли ряд отклонений в нервном и психическом развитии (беспокойство, плохой сон и т.д.). Характерно, что большинство детей до одного года подвергались разнообразным и, как правило, частым заболеваниям, среди которых преобладали ОРЗ, пневмонии, детские инфекции, желудочные заболевания, грипп. Соматические заболевания усугубляют действие причин неврологического характера, которым, скорее всего, принадлежит основное место. Некоторые полагают, что соматические заболевания (рахит, грипп и др.) у части детей могут быть с основным этиологическим фактором психоречевой задержки. В небольшом числе случаев в анамнезе до года были мозговые заболевания, ушибы головы.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальная работа с целью обследования детей младшего дошкольного возраста с ЗПРР, осуществлялась по методикам Г.В. Чиркиной, ЕА. Стребелевой, Т.Е. Филичева, Т.В. Тумановой, Н.В. Нищевой [4, 5, 6].

Анамнестические данные были получены в ходе беседы с родителями. Сбор анамнестических данных отражал особенности протекания беременности и родов, выявлял особенности раннего физического и речевого развития детей в первые три года жизни. Анализ анамнестических данных позволил определить группы причин возникновения ЗПРР у испытуемых.

Возраст матерей при родах колеблется от 19до 32 лет, отцов - от21 до 40 лет. От первой беременности и первых родов - 40,2%. От первых родов, но не первой беременности (т.е. в анамнезе - невыношенные беременности матери) - 32,1%. От второй беременности, вторых родов - 25,9%. Нормальное протекание беременности было зафиксировано только у 36,6% матерей. В 24,1% случаев зафиксирован токсикоз во 2-й половине беременности, в 19,6% - угроза выкидыша, в 12,5% -резус-конфликт матери и ребёнка. Роды прошли нормально у 29,5% матерей. В 21,4% случаев роды оказались досрочными, в 16,1% - затяжными, ещё в 19,6% - было выполнено экстренное кесарево сечение. Начало гуления, лепета и возникновение первых слов у всех детей испытуемой группы имеет более поздний (в сравнении с нормативным развитием) старт.

Критериями количественной оценки выполнения заданий, являлись: правильность и скорость выполнения заданий, количество ошибок и объем использования помощи экспериментатора.

Количественная оценка производилась следующим образом:

- 1 балл - не принял инструкцию, не понял цель задания;

- 2 балла - принял задание, но по инструкции выполнить не может;

- 3 балла - принял задание, выполняет с ошибками;

- 4 балла - принял задание, допускает неточности при выполнении;

- 5 баллов - принял задание, выполняет все задания и инструкции.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что развитие моторных функций у 7% детей испытуемой группы соответствует возрастной норме. Они смогли выполнить все предложенные задания, продемонстрировав достаточный уровень развития корпарального, мануального и орального праксиса. 22% допускали неточности при выполнении заданий, в частности не смогли выполнить некоторые действия. 38% - выполняли задания с интересом, но допускали частые ошибки, т.к. торопились с выполнением, невнимательно слушали инструкции.

Наибольшие трудности у испытуемых вызывали задания, направленные на изучение состояния орального праксиса. 10% детей не приняли инструкцию и не поняли цель задания. 21% детей испытуемой группы не смогли повторить задания вслед за экспериментатором, несмотря на его понимание. Количественные результаты представлены в диаграмме на рисунке 1.

100%

50%

0%

12% 21% 22%

7%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 1. Результаты обследования моторных функций детей испытуемой группы

В ходе изучения способности к подражанию у испытуемых детей было установлено, что 17% из них смогли в полной мере справиться с предложенными заданиями: они успешно копировали жесты и мимику, показывали жестами знакомые действия, отражали в жестах действия по запросу экспериментатора. У 35% детей выполнение заданий не вызвало особых трудностей, однако, они допускали ошибки, связанные с невнимательностью, высокой отвлекаемостью (путали жесты, показывали жесты, не соответствующие называемым действиям). У 31% детей ошибки были более значительными: им не всегда удавалось повторить за экспериментатором жест или показать жест для нужного действия, некоторые из них отказывались от выполнения задания.

Количественные результаты изучения способности к подражанию у детей испытуемой группы представлены в диаграмме на рисунке 2.

100%

Рисунок 2. Результаты обследования способности к подражанию у детей испытуемой группы

Обследование неречевых функций у испытуемых детей показало, что справиться с предложенными заданиями без ошибок смогли лишь 9% детей. Они легко ориентировались в пространстве, по просьбе экспериментатора указывали на расположение двери, потолка, пола и пр. У 17% задания не вызвали особенных сложностей, но ими были допущены незначительные ошибки. У 27% детей задания вызвали более значительные сложности. Вместе с тем, они всё равно стремились их завершить, опирались на помощь экспериментатора. 19% детей отказались от выполнения данного задания. Полученные результаты представлены в диаграмме на рисунке 3.

100%

50%

29% 27% ■ 29%

19% ■ ■ 9%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 3. Результаты изучения неречевых функций у детей испытуемой группы

Обследование слуховой функции у детей испытуемой группы показало, что безошибочно с заданиями справились лишь 23%. У 27% детей не возникло проблем при выполнении предлагаемых заданий, однако, они совершали ошибки при сопоставлении звучащих игрушек и звуков, что ими издаются. У 21% детей ошибок при выполнении заданий было больше, чем одна или две. При этом мы полагаем, что ошибки, допускаемые в ходе обследования слуховой функции, возникали не в результате слуховой депривации, а в виду нарушения функций внимания, их рассредоточенности. Полученные данные показали, что выраженные нарушения слуховой функции отмечаются у 11% детей. Результаты обследования представлены в диаграмме на рисунке 4.

I 00%

50%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 4. Результаты обследования слуховой функции у детей испытуемой группы

При выполнении зданий, направленных на изучение состояния фонетической стороны речи, дети испытуемой группы справиться безошибочно не смогли. С незначительными ошибками справились 22% детей, с более заметными ошибками -ещё 30% детей. У 36% были выявлены множественные фонетические нарушения. Остальные 12% не смогли выполнить полученных инструкций. Количественные результаты обследования фонетической стороны речи у детей испытуемой группы представлены в диаграмме на рисунке 5.

100%

36% 30%

12% 22% 0%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 5. Результаты обследования фонетической стороны речи детей испытуемой группы

Качественно-количественный анализ результатов обследования фонематического восприятия у детей испытуемой группы показал следующее. Без ошибок с предложенными заданиями не справился никто из детей. С незначительными ошибками выполнить задания смогли 21%, с более заметными нарушениями - ещё 33% детей. У 29% отмечались выраженные нарушения фонематического восприятия. 17% - не справились с заданием. Им не удалось выполнить задания, они с трудом понимали инструкции, слушали экспериментатора невнимательно, отказались от выполнения заданий. Результаты обследования фонематического восприятия у детей испытуемой группы представлены в диаграмме на рисунке 6.

100%

50%

0%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 6. Результаты обследования фонематического восприятия у детей испытуемой группы

Следующим изучаемым параметром стал объем и точность пассивного словаря. Учитывая, что детям с ЗПРР нередко свойственен речевой негативизм (т.е. намеренный отказ от использования речи и участия в ситуациях коммуникации), нас не удивил тот факт, что 33% детей категорично отказались выполнять задания, а 37% детей, приняв инструкцию, проигнорировали последующие действия экспериментатора. Задания с небольшими трудностями, таким образом, выполнили лишь 30% детей. Безошибочного выполнения не показал никто из детей. Результаты обследования объёма и точности пассивного словаря представлены в диаграмме на рисунке 7.

100%

50%

0%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 7. Результаты обследования пассивного словаря у детей испытуемой группы

Качественный и количественный анализ результатов обследования элементарных грамматических форм у дошкольников испытуемой группы показал следующее. От выполнения задания категорически отказались 14% детей, 35% детей не смогли до конца понять инструкцию, в связи с этим выполнение заданий реально осуществляли 51% детей испытуемой группы. Безошибочного выполнения заданий с этими детьми достичь не удалось. Наибольшие трудности вызывало понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения. Кроме этого, проблемы с дифференциацией вызывали также слова, образованные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Результаты обследования элементарных грамматических форм у детей испытуемой группы представлены в диаграмме на рисунке 8.

100%

35% 29% 22%

14%

0%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Рисунок 8. Результаты обследования элементарных грамматических форм у детей испытуемой группы

Заключительным этапом экспериментальной работы стало изучение понимания предложений детьми испытуемой группы. Качественно-количественный анализ полученных данных показал, что не смогли понять инструкцию к выполнению заданий 18% детей из испытуемой группы. 38% детей, поняв инструкцию, не захотели участвовать в выполнении заданий (проявления речевого негативизма). Из всей испытуемой группы 44% детей смогли выполнить задания с различной степенью успешности. Безошибочно задания не смог выполнить никто. Результаты обследования понимания предложений детьми испытуемой группы представлены в диаграмме на рисунке 9.

100%

50%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 9. Результаты обследования понимания предложений детьми испытуемой группы

Выводы. Проведённая экспериментальная работа позволила нам установить, что младшие дошкольники с ЗПРР обладают целым рядом недостатков в развитии речи и психомоторных функций. Основными из них являются речевой негативизм, низкий уровень пассивного словарного запаса, недостаточное развитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия, проблемы в дифференциации элементарных грамматических форм и понимании предложений. Стремление к выполнению заданий, независимо от возникших затруднений, было отмечено у незначительной части испытуемых.

Для более точной оценки проблем и разработки эффективных методов преодоления имеющихся нарушений необходима дальнейшая организация и проведения комплекса мероприятий для обследования и последующей логопедической коррекции. С целью преодоления выявленных нарушений у испытуемых детей нами были сформулированы рекомендации для логопедов и родителей. Основной содержание необходимых мероприятия должно строиться с опорой на создание речевой среды и применение современных технологий.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 332 с. - (Антология мысли). - Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/518576 (дата обращения: 15.01.2024)

2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.

3. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2 томах / A.B. Запорожец. - Москва: Педагогика, 1986.-320 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /Г.А. Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А.Разенкова и др.; под ред. Г.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2004. - 164 с.

5. Филичева, Т.Е. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника. Диагностический альбом (6-7 лет) / Т.Е. Филичева. - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЕСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. - 40 с.

6. Чиркина, Е.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Е.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - Москва: АРКТИ, 2010. - 239 с.

Психология

УДК 159.99

студентка Акимова Александра Нюргустановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Данная научная статья посвящена изучению особенностей интернет-зависимости у подростков с целью выявления ключевых аспектов этого явления. В работе анализируются факторы, способствующие развитию интернет-зависимости среди подростков в современном информационном обществе. Основное внимание уделено исследованию влияния длительного времяпрепровождения в интернете на психологическое и эмоциональное состояние подростков. Рассматривается вопрос об уровне саморегуляции и самоконтроля у подростков, страдающих интернет-зависимостью. В работе также проводится сравнительный анализ между различными возрастными группами подростков с целью выявления особенностей зависимости от интернета. Исследуется влияние интернет-зависимости на образовательный процесс и социальное взаимодействие подростков. Также рассматриваются методы профилактики и коррекции интернет-зависимости среди подростков. В работе предлагаются практические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов по работе с подростками в контексте преодоления интернет-зависимости. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ по профилактике и лечению интернет-зависимости среди подростков. Данная работа представляется полезной для специалистов в области психологии, педагогики и социологии, а также для всех, кто заинтересован в проблеме интернет-зависимости у подростков.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, саморегуляция, возрастные особенности, профилактика, эмоциональное состояние.

Annotation. This scientific article is devoted to the study of the features of Internet addiction in adolescents in order to identify key aspects of this phenomenon. The paper analyzes the factors contributing to the development of Internet addiction among adolescents in the modern information society. The main attention is paid to the study of the influence of prolonged Internet time on the psychological and emotional state of adolescents. The question of the level of self-regulation and self-control in adolescents suffering from Internet addiction is considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The influence of Internet addiction on the educational process and social interaction of adolescents is investigated. Methods of prevention and correction of Internet addiction among adolescents are also considered. The work also provides a comparative analysis between different age groups of adolescents in order to identify the characteristics of Internet addiction. The results of the study can be used to develop effective programs for the prevention and treatment of Internet addiction among adolescents. This work is useful for specialists in the field of psychology, pedagogy and sociology, as well as for anyone interested in the problem of Internet addiction in adolescents.

Key words: Internet addiction, adolescents, self-regulation, age characteristics, prevention, emotional state.

Введение. Период подросткового возраста является одним из ключевых этапов в процессе формирования индивидуальности человека. Он характеризуется целым рядом уникальных особенностей, связанных с преобразованиями в сфере мышления, деятельности и взаимоотношений. Подростковый этап продолжает развитие организма, приобретая важное значение для психофизиологических аспектов в связи с половым созреванием.

В наше современное время проблема интернет-зависимости становится все более распространенной. Естественно, нельзя не признать, что компьютер способен предоставить ребенку массу полезной и захватывающей информации. Он является ценным источником знаний, предоставляя доступ к учебным материалам, редким книгам и фильмам, а также позволяет завести новых друзей со всего мира и многое другое. Многие компьютерные игры обладают значительным потенциалом для развития, например, логические головоломки отлично тренируют мышление, способность анализировать,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.