СПОРТ
УДК 796.344
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАДМИНТОНИСТОВ 14-15 ЛЕТ
М.В. Дедловская, В.Л. Крайник, Т.Ф. Мифтахов
Разработаны комплексы упражнений, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств бадминтонистов 14-15 лет. Представлены результаты тестирования скоростно-силовых способностей бадминтонистов, доказывающие эффективность предложенной методики.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, бадминтонисты, тренировка, тренировочный процесс.
В современном спорте возрастает значение физической подготовленности, умение изменять подготовку в связи с корректировкой правил, а также с усложняющейся и совершенной игрой ведущих игроков. На данном этапе развития бадминтона происходит увеличение скорости во время соревновательной деятельности, усложнение выполнения ударов с подключением прыжка, усовершенствование скоростных характеристик инвентаря спортсмена [3]. В связи с этим возникает потребность во время тренировочного процесса акцентировать специальную скоростно-силовую подготовку бадминтонистов [1]. Для поддержания игры в высоком темпе целесообразно иметь, первостепенно, скоростно-силовую подготовленность определенного уровня [2].
Большая разница на данном этапе отслеживается между отечественными бадминтонистами и азиатскими коллегами. Так, у азиатских соперников считается, что реальный резерв для повышения профессионализма является увеличение уровня скоростно-силовой подготовки, которая обязана закладываться уже в детско-юношеском возрасте [5]. Российские спортсмены в понятие «резерв», позволяющий повышать профессионализм, зачастую вкладывают объем соревновательной деятельности, а также специально-тактическую подготовку [6].
В современной литературе по бадминтону отсутствуют данные о прогрессивной технологии воспитания скоростно-силовых качеств, нет специально отобранных упражнений для общей и специальной подготовки, нацеленных на развитие скоростно-силовых качеств на каждом этапе подготовки и, в частности, в возрастном периоде 14-15 лет.
Также нет подробных методик о внедрении упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств спортсменов 14-15 лет, позволяющих повысить уровень подготовленности в тренировочном процессе и соревновательной деятельности бадминтонистов. Впрочем, данная проблематика считается в реальное время весьма актуальной для увеличения производительности тренировочного процесса [4].
Нами спланировано и проведено исследование на базе ГБУ ДО «РДЮСШ по бадминтону Ф.Г. Валеева МДМС РТ» в период с сентября 2018 г. по июнь 2018 г., в котором приняли участие 20 бадминтонистов 14-15 лет. Педагогическое исследование было осуществлено в три последовательных этапа.
Каждый из этапов имел свои цели и задачи. Так, на первом этапе разработаны комплексы упражнений, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств бадминтонистов 14-15 лет, а также методика их внедрения.
На втором этапе осуществлен педагогический эксперимент по внедрению комплексов упражнений, в которые при необходимости вносились поправки с целью оптимизации тренировочного процесса, повышения эффективности и, впоследствии, улучшения результатов соревновательной деятельности.
Основной задачей третьего этапа стала обработка результатов и их интерпретация.
Эксперимент осуществлялся в экспериментальной группе, которая занималась по разработанным и внедренным комплексам упражнений с целью повышения скоростно-силовых кондиций. Данный процесс регламентировался методикой, разработанной для учета организационных условий и учета особенностей спортсменов, составляющих экспериментальную группу. Контрольная группа осуществляла тренировочный процесс в стандартных тренировочных условиях на базе «РДЮСШ по бадминтону Ф.Г. Валеева мДмС РТ».
В начале эксперимента (октябрь 2018 г.) в обеих группах после дня отдыха, в начале недельного микроцикла, в одинаковых условиях были проведены контрольные испытания. Затем в контрольной и экспериментальной группах тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю. В экспериментальной группе комплексы упражнений внедрялись 2 раза в неделю и затрачивалось по 30-40 мин в зависимости от цикла подготовки и периодов ответственных и проходящих соревнований по бадминтону.
В конце эксперимента (июнь 2018 г.) в обеих группах после дня отдыха, в начале недельного микроцикла, в одинаковых условиях были проведены контрольные испытания.
Для тестирования спортсменов были использованы следующие контрольные упражнения:
- упр. 1 - челночный бег 3*10 м, с;
- упр. 2 - имитация движения рук с резиновым амортизатором за 1 мин, кол-во раз;
- упр. 3 - бег на 100 м, с;
- упр. 4 - 10-кратный прыжок с ноги на ногу в длину с места, см.
В начале исследования было проведено тестирование, которое позволило определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей бадминтонистов. На основании полученных данных для участников экспериментальной группы комплексы упражнений подверглись корректировке.
Анализ исходных данных, полученных в начале эксперимента, показал, что ни по одному из четырех показателей статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено. Это указывает на относительную однородность групп в начале эксперимента, позволяющая в данных группах проводить педагогический эксперимент по внедрению разработанных комплексов упражнений с использованием обоснованной методики (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей бадминтонистов в начале эксперимента
Упражнение Мэ ± тэ Мк ± тк Дэ 5к Т Р
1 5,74±0,07 5,57±0, 0,21 0,29 1,43 >0,05
2 95±0,85 94,8±0,87 2,54 2,62 0,16 >0,05
3 11,99±0,08 11,95±0,11 0,23 0,32 0,31 >0,05
4 2352±5,19 2353±17,90 15,58 12,69 -0,19 >0,05
На основании изучения при помощи метода математической статистики Т-критерий Стьюдента можно утверждать, что группы на начало эксперимента равны и между ними можно проводить педагогический эксперимент.
В процессе эксперимента получены изменения среднего значения времени прохождения теста - челночный бег в обеих группах. Достоверно известно, что время, отведенное на выполнения теста - челночный бег в экспериментальной группе, улучшено участниками группы больше, чем у юных спортсменов контрольной группы. Испытуемые обеих группы показали затраченное время на выполнение тестового задания быстрее в конце эксперимента. Спортсмены экспериментальной группы пробежали быстрее на 0,26 с, участники контрольной группы увеличили свой средний результат на 0,11 с (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей бадминтонистов в конце эксперимента
Упражнение Мэ ± тэ Мк ± тк Дэ Дк Т Р
1 5,74±0,07 5,57±0,1 0,21 0,29 1,43 >0,05
2 95±0,85 94,8±0,87 2,54 2,62 0,16 >0,05
3 11,99±0,08 11,95±0,11 0,23 0,32 0,31 >0,05
4 2352±5,19 2353±17,90 15,58 12,69 0,19 >0,05
Положительные изменения в обеих группах получены в тесте -количество выполненных имитационных движений за минуту. Участники экспериментальной группы совершили в контрольном испытании в среднем на 3,9 повторений больше, а спортсмены контрольной группы - на 2 повторения.
Также получена положительная динамика в изменениях затраченного среднего времени на выполнение испытания - бег на 100 м. Достоверно известно, что время участников экспериментальной группы изменилось больше, чем у спортсменов контрольной группы в данном испытании. Испытуемые экспериментальной группы пробежали быстрее на 0,54 с. Участники контрольной группы повысили свой результат в рассматриваемом тесте на 0,27 с.
По окончании проведенного эксперимента получены изменения в 10-кратном прыжке. Участники экспериментальной группы в процессе выполнении тестового задания увеличили расстояние на 13,6 см, а спортсмены контрольной группы - на 6,6 см.
Сравнение результатов экспериментальной группы в начале и конце эксперимента показало, что при числе степеней свободы /=18 мы получили достоверные изменения, и разница между среднеарифметическими показателями в начале и в конце эксперимента имеет неслучайный характер (табл. 3).
Таблица 3
Результаты тестирования экспериментальной группы скоростно-силовых способностей в начале и в конце эксперимента
Упражнение М1 ± т1 М2 ± т2 51 52 Т Р
1 5,74±0,07 5,48±0,08 0,21 0,23 -2,55 >0,05
2 95±0,85 98,9±1,12 2,54 3,35 2,78 >0,05
3 11,99±0,08 11,45±0,09 0,23 0,28 -4,49 >0,05
4 2352±5,19 2366±4,51 15,58 13,53 1,98 >0,05
Данные по контрольной группе к концу эксперимента улучшились незначительно. Результаты, полученные по окончании эксперимента, не имеют под собой математической достоверности.
Исходя из этого, можно утверждать, что улучшение результатов произошло вследствие применения подобранных комплексов упражнений и методики внедрения, направленных на совершенствование скоростно-силовых способностей бадминтонистов 14-15 лет. Данная проблема исследования актуальна в процессе популяризации данного вида спорта и требует тщательного изучения и освещения отдельных нюансов процесса подготовки бадминтонистов.
Список литературы
1. Кадетова Н.В. К вопросу об основах общей и специальной физической подготовки бадминтонистов школьного возраста // Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 73-75.
2. Кадетов Н.В. Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 170-172.
3. Рябышева С.С., Миннахметова Л.Т., Миннахметов Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию ПГАФКСТ. Казань, 2014. С. 470-472.
4. Фонарев Д.В., Фонарева Е.В. Практика применения комплексного педагогического контроля в процессе спортивно ориентированного физического воспитания школьников: монография. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2017. 162 с.
6. Фонарева Е.А., Фонарев Д.В. Спортивная направленность в общеобразовательной школе // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-4(17). С. 50-53.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры и спорта,
Крайник Виктор Леонидович, д-р пед. наук, проф., kraynikviktor@,mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Мифтахов Тимур Фаритович, старший преподаватель, miftahov-timur@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры и спорта
IMPROVEMENT OF SPEED-POWER ABILITIES OF BADMINTON PLAYERS OF 14-15 YEARS
M. V. Dedlovskaya, V.L. Krainik, T.F. Miftakhov
Developed exercises aimed at improving the speed-strength qualities of badminton players aged 14-15 years. The results of testing the speed-strength abilities of badminton players that prove the effectiveness of the proposed technique are presented.
Key words: speed-strength abilities, badminton players, abilities, training, training process.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, bmv300904@yandex. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture and Sports,
Kraynik Victor Leonidovich, doctor of pedagogical sciences, professor, kraynikviktor@,mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Miftakhov Timur Faritovich, senior lecturer, miftahov-timur@,mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture and Sports
Reference
1. Kadetova N.V. K voprosu ob osnovah obshchej i special'noj fizicheskoj podgotovki badmintonistov shkol'nogo vozrasta // Psihologiya i pedagogika na sovremennom etape. 2015. № 6. S. 73-75.
2. Kadetov N.V. Problema upravleniya trenirovochnym processom v sportivnyh igrah (na primere igry v badminton) // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 2(51). S. 170-172.
3. Ryabysheva S.S., Minnahmetova L.T., Minnahmetov R.R. Razvitie silovyh sposobnostej detej srednego i starshego shkol'nogo vozrastov // Fiziologicheskie i biohimicheskie osnovy i pedagogicheskie tekhnologii adaptacii k raznym po velichine fizicheskim nagruzkam: sbornik materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 40-letiyu PGAFKST. Kazan', 2014. S. 470-472.
4. Fonarev D.V., Fonareva E.V. Praktika primeneniya kompleksnogo pedagogicheskogo kontrolya v processe sportivno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov: monografiya. Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis-XXI vek», 2017. 162 s.
6. Fonareva E.A., Fonarev D.V. Sportivnaya napravlennost' v obshcheobrazovatel'noj shkole // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2013. № 10-4(17). S. 50-53.