Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование системы условий эффективности изучения правовых норм старшеклассниками с недостатками слуха'

Экспериментальное исследование системы условий эффективности изучения правовых норм старшеклассниками с недостатками слуха Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / УРОВНИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ / УЧАЩИЕСЯ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА / REPRESENTATION LEGAL KNOWLEDGE / EFFICIENCY OF RULES OF LAW / IMPLICIT KNOWLEDGE / LEVELS OF LEGAL KNOWLEDGE / STUDENTS WITH IMPAIRED HEARING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернов С. А.

В статье Чернова С.А. определены условия эффективности изучения правовых норм, способы освоения правовых знаний учащимися с недостатками слуха, показан интерактивный характер взаимодействия учителя и учащихся. Выявлена система уровней эффективности изучения правовых норм старшеклассниками с недостатками слуха. Выделены основные положения экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH OF SYSTEM OF CONDITIONS OF EFFICIENCY OF STUDYING OF RULES OF LAW SENIOR STUDENTS WITH HEARING LACKS

In Chernova S.A.s article conditions of efficiency of studying of rules of law, ways of development of legal knowledge by students with hearing lacks are defined, interactive character of interaction of the teacher and students is shown. The system of levels of efficiency of studying of rules of law by senior students with hearing lacks is revealed. Substantive provisions of experimental work are allocated.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование системы условий эффективности изучения правовых норм старшеклассниками с недостатками слуха»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

с.А. чернов,

аспирант кафедры сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета

учитель-дефектолог СКОШ №1406 «Центр на Павелецкой» Научная специальность: 13.00.03 — коррекционная педагогика Научный руководитель: Б.П. Пузанов, кандидат педагогических наук, профессор Рецензент: с.в. сацевич, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: 89166894042@mail.ru

Аннотация. В статье Чернова С.А. определены условия эффективности изучения правовых норм, способы освоения правовых знаний учащимися с недостатками слуха, показан интерактивный характер взаимодействия учителя и учащихся. Выявлена система уровней эффективности изучения правовых норм старшеклассниками с недостатками слуха. Выделены основные положения экспериментальной работы.

Ключевые слова: репрезентация правовых знаний, эффективность правовых норм, неявное знание, уровни правовых знаний, учащиеся с недостатками слуха

EXPERIMENTAL RESEARCH OF SYSTEM OF CONDITIONS OF EFFICIENCY

OF STUDYING OF RULES OF LAW SENIOR STUDENTS WITH HEARING LACKS

s.A. cHERNov,

the post-graduate student of chair surdopedagogics, the Moscow pedagogical state university

Annotation. In Chemova S.A.'s article conditions of efficiency of studying of rules of law, ways of development of legal knowledge by students with hearing lacks are defined, interactive character of interaction of the teacher and students is shown. The system of levels of efficiency of studying of rules of law by senior students with hearing lacks is revealed. Substantive provisions of experimental work are allocated.

Keywords: representation legal knowledge, efficiency of rules of law, implicit knowledge, levels of legal knowledge, students with impaired hearing

Правовое воспитание учащихся с недостатками слуха является необходимым условием их успешной социализации и адаптации в современном обществе. Если правовое воспитание глухих

и слабослышащих учащихся ведется недостаточно эффективно или не учитывает специфику их речевого и психического развития, то возрастает риск социальной дезодаптации этих учащихся, совершения

ими различных проступков и правонарушений.

Изучение правовых норм является важнейшим направлением организации правового воспитания. Знание правовых норм необходимо учащимся с недостатками слуха для правильного выбора способа действия в сложных жизненных ситуациях. В настоящее время в коррекционных учреждениях I и II вида отсутствуют уроки, на которых специально и целенаправленно изучались бы правовые нормы. Лишь на некоторых уроках ОБЖ, Обществознания и Права затрагиваются общие вопросы правового поведения. Исходя из этого, мы можем констатировать, что в специальных (коррекционных) учреждениях для учащихся с недостатками слуха изучение правовых норм не является достаточно последовательным и целенаправленным.

В целях определения условий эффективности изучения правовых норм учащимися с недостатками слуха нами было проведено экспериментальное исследование, которое было направленно на определение способов и форм освоения правовых знаний учащимися с недостатками слуха, уточнение приемов и подходов разъяснения основных правовых понятий данной категории учащихся, установление возможностей и путей инновационного развития методики правового воспитания учащихся с нарушениями слуха на основе репрезентации правовых норм.

Экспериментальное исследование было проведено на базе СКОШ №1406 «Центр на Павелецкой» г. Москвы в котором приняли участие 110 учащихся с недостатками слуха старших классов в возрасте от 14 до 24 лет.

Организация экспериментального исследования предполагала проведение занятий по развитию правосознания и правового поведения на основе изучения комплекса правовых знаний. Главными методами исследования являлись констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, которые были разработаны нами с учетом возрастной группы учащихся, степени потери слуха, уровня развития речи, и других релевантных параметров.

После проведения констатирующего эксперимента, результаты показали, что у большинства школьников имеются трудности в понимании основных правовых норм. Интерес к правовым знаниям у учащихся с нарушениями слуха существует, но не устойчив, ввиду значительных сложностей в усвоении правовой информации, а также отсутствия мотивации их изучения. На определенные вопросы предложенной анкеты, учащиеся с недостатками слуха не смогли дать развернутого ответа. Эти трудности в понимании правовых норм учащимися связаны с проблемами восприятия информации, незнанием основных правовых терминов, бедностью

социальных представлений. У некоторых глухих и слабослышащих школьников возникают трудности в понимании смысла правовых норм, содержания простых вопросов, представленных в непривычной формулировке. Необходимо отметить, что мотивация правового поведения у учащихся с недостатками слуха носит поверхностный характер и не сформирована в необходимой степени для эффективной регуляции поведения. Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, мы пришли к выводам, что правовые знания глухих и слабослышащих учащихся являются недостаточными и требуется специальная воспитательная работа для расширения и уточнения этих знаний.

В связи с этим был организован обучающий эксперимент, который проводился в наиболее простой и доступной учащимся форме интерактивного общения, чтобы активизировать участников эксперимента и снять у каждого из них трудности в разрешении правовых коллизий. Задания большинство учащихся, выполняли строго по рекомендациям преподавателя, четко соблюдая регламент, и по настоянию преподавателя в процессе игры общались только словесной речью.

Интерактивный характер взаимодействия учителя и учащихся является новым моментом в методике правового воспитания, поскольку прежде уделялось основное внимание внешним аспектам, условиям и формам передачи правовых знаний, а субъектная активность учащихся с недостатками слуха в достаточной мере не учитывалась.

После проведения обучающего эксперимента, каждый ученик самостоятельно смог ответить на вопросы анкеты. Учащиеся стали больше общаться словесной речью, развивая слух и навыки общения, что положительно повлияло на развитие их коммуникативной и правовой культуры. После проведения коррекционно-развивающих занятий, учащиеся с нарушениями слуха, как показали материалы контрольного эксперимента, в основном усвоили правовой материал, стали ясно осознавать ответственность за то, или иное нарушение законодательства.

Заключительной частью исследования был контрольный эксперимент, на котором была поставлена цель, определить уровень изменений правовых знаний учащихся с недостатками слуха, а также выявить эффективность проведенной коррекционно-обучающей работы.

В ходе проведения контрольного эксперимента учащимся была предложена анкета аналогичная анкете констатирующего эксперимента.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента, позволил установить наличие изменений в содержании и структуре представлений учащихся о правовых нормах, также

показали нам, что обучающая работа является эффективной и предложенная обучающая экспериментальная методика интерактивного типа способствует повышению качества правового воспитания учащихся с недостатками слуха.

Эмпирическое исследования подтвердило положение о том, что без проведения специальной кор-рекционно-развивающей работы правовой направленности знания учащихся с недостатками слуха по правовым вопросам находятся на низком уровне.

Результаты контрольного эксперимента дали понять, что специально организованное изучение правовых норм оказывает позитивное влияние на развитие учащихся с недостатками слуха и способствует формированию правовых установок поведения. На половину вопросов анкеты контрольного эксперимента, ученики дали корректные ответы, благодаря усвоению полученной информации и четкому контролю её понимания и применения в реальном поведении.

Анализ научной литературы, свидетельствует о наличии специфических особенностей правового воспитания учащихся с недостатками слуха, таких как: продолжительность обучения; замедленное накопление знаний правовых норм и опыта осознанного и целенаправленного правового поведения; детальный анализ каждого понятия в структуре рассматриваемых правовых норм и пояснение его на бытовых примерах; наглядность и демонстративность методов правового обучения (В.Ф. Пирожков, И.П. Ларина, Б.А. Юлин, А.И. Алексеев и др.).

Проведенное нами экспериментальное исследование свидетельствует о том, что у значительной части старшеклассников отсутствуют четкие представления о правовых нормах и их реализации в поведении. Для того чтобы повысить эффективность формирования у старшеклассников с нарушением слуха правового сознания, требуется реализация ряда педагогических условий:

• последовательное и системное изучение правовых норм, основных нормативных актов и законов, касающихся прав инвалидов и социальной защиты несовершеннолетних;

• воспитание негативного отношения к правовому нигилизму;

• разъяснение смысла и закрепление основных терминов, входящих в структуру изучаемых правовых норм;

• реализация знаний о правовых нормах в повседневной жизни учащихся;

• учет отношения воспитуемых к праву, уровня знания прав и обязанностей каждого человека;

• развитие способности беспрекословно выполнять правовые нормы в ситуациях, значимых с правовой точки зрения;

• развитие нравственного сознания учащихся с недостатками слуха в целях создания предпосылок для формирования правового сознания и правового поведения;

• использование интерактивных форм для организации изучения правовых норм учащимися с нарушениями слуха и обсуждение возможности реализации этих норм в разных ситуациях повседневной жизни.

Необходимо учитывать психофизиологические особенности старшеклассников с нарушениями слуха в процессе правового воспитания и обучения. Важна эмоциональная насыщенность содержания правового воспитания, доступность педагогических средств и методов, затрагивающих мотивационную сферу личности учащихся с недостатками слуха. К каждому глухому и слабослышащему учащемуся нужен индивидуальный подход, который предусматривает определенные меры воздействия и стимулирования.

Имеется потребность воспитывать у учащихся с недостатками слуха отрицательное отношение к насильственным методам разрешения конфликтов как со своими сверстниками и знакомыми, так и с другими людьми, а также создавать воспитывающую среду на основе учета возрастных, психофизиологических, речевых и индивидуальных особенностей учащихся с нарушениями слуха.

Формирование правосознания старшеклассников с недостатками слуха является длительным процессом, который должен быть ориентирован на воспитание гражданской ответственности и социально-правовой компетентности.

С учетом материалов экспериментального исследования можно сформулировать ряд положений, которые характеризуют особенности изучения правовых норм учащимися с нарушениями слуха.

1. В процессе изучения правовых норм учащимися с недостатками слуха возникают трудности, связанные с непониманием правовой информации, отсутствием целостного представления о содержании, значении и применении правовых норм, неразвитостью категориального осмысления правовых отношений, недостаточностью внутренней мотивации изучения правовых норм.

2. Эффективность изучения учащимися с нарушениями слуха правовых норм в определяющей мере зависит от особенностей репрезентации правовых знаний в процессе воспитания. Репрезентация правовых норм в структуре технологий сурдопедагогической деятельности является двусторонним процессом, который включает с одной стороны деятельность сурдопедагога, направленную на последовательное и системное представление правовых норм, специально отобранных для изучения, а с

другой стороны когнитивную деятельность учащихся с нарушениями слуха, связанную с восприятием, пониманием и воспроизведением этих норм. На понимание правовых норм учащимися с нарушениями слуха влияет неявное знание, приобретенное в процессе общения и воспитания в предшествующий период развития. Учащиеся с нарушениями слуха имеют ограниченный запас неявных знаний, что необходимо учитывать при репрезентации правовых норм, которая должна содержать разъяснение смысла основных терминов в структуре изучаемых норм и общего смысла этих норм.

3. Повышению эффективности изучения правовых норм учащимися с нарушениями слуха способствует комплексная реализация условий, которые предусматривают системность и целенаправленность организации правового воспитания при осуществлении постоянного взаимодействия семьи и школы, последовательность изучения правовых норм, доступность содержания и формы их представления пониманию учащихся с нарушениями слуха, стимулирование словесного общения учащихся с недостатками слуха при обсуждении правовых вопросов, развитие у учащихся внутренней мотивации изучения и исполнения правовых норм, применение инновационных технологий обучения,

в том числе интерактивных форм работы по изучению правовых норм.

4. Оценка эффективности изучения правовых норм в процессе воспитания учащихся с недостатками слуха должна опираться на систему критериев, среди которых полнота, точность и целостность знаний о правовых нормах, развитие внутренней мотивации исполнения правовых норм, способность оценивать ситуации повседневной жизни с правовой точки зрения.

5. Эффективность изучения правовых норм учащимися с недостатками слуха имеет систему уровней, включающую правовую грамотность, правовую культуру и социально-правовую компетентность.

При проведении правового воспитания учащихся с потерей слуха необходимо обращать особое внимание на развитие их правовых знаний, систематически и последовательно знакомить глухих и слабослышащих учащихся с правовыми нормами, приводить понятные примеры применения правовых норм в жизни и последствия нарушений этих норм, информировать о важнейших изменениях в нормативной системе действующего законодательства. Изучение правовых норм способствует развитию правосознания учащихся с нарушенным слухом, их эффективной адаптации в социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.