Научная статья на тему 'Применение опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с нарушениями слуха'

Применение опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащиеся с нарушениями слуха / глухие и слабослышащие школьники / опорные компакты / речевое развитие / особенности усвоения / students with hearing impairment / deaf and hearing impaired pupils / bearing compacts / speech development / especially assimilation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубело Татьяна Викторовна

В статье рассматривается эффективность использования опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с недостатками слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article discusses the efficiency of compact support in the study of Russian language course at a school for pupils with impaired hearing.

Текст научной работы на тему «Применение опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с нарушениями слуха»

Применение опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с нарушениями слуха

Бубело Т. В.

Бубело Татьяна Викторовна /Bubelo Tatiana Viktorovna - учитель-сурдопедагог, учитель русского языка и литературы,

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат», г. Долинск, Сахалинская область

Аннотация: в статье рассматривается эффективность использования опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с недостатками слуха.

Abstract: the article discusses the efficiency of compact support in the study of Russian language course at a school for pupils with impaired hearing.

Ключевые слова: учащиеся с нарушениями слуха, глухие и слабослышащие школьники, опорные компакты, речевое развитие, особенности усвоения.

Keywords: students with hearing impairment, deaf and hearing impaired pupils, bearing compacts, speech development, especially assimilation.

В специальных коррекционных учреждениях для обучающихся с нарушениями слуха школьники 6-11 классов изучают курс русского языка на основе учебников и методических пособий общеобразовательной школы. Полностью сохранены и основные требования к знаниям и умениям по каждому разделу программы по русскому языку с учётом особых задач, обусловленных особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха.

Изучаемые глухими и слабослышащими школьниками теоретические сведения по русскому языку должны служить опорой в речевой практике. Иначе теория, представленная программой, не будет иметь смысла.

Практика обучения глухих и слабослышащих показывает, что механически заученное правило редко применяется школьниками при выполнении практических упражнений. Этап самостоятельной формулировки правила или понятия труден для учащихся с нарушением слуха даже при самой тщательной предварительной работе по формированию понятий. Ученики не знают, как приступить к формулировке или формулируют определение, допуская ошибки. Дети с нарушениями слуха не владеют системой ориентиров, необходимых для выполнения логического действия, и поэтому действуют методом проб и ошибок.

При этом учитель русского языка также испытывает трудности, когда добивается переноса полученных учениками знаний в область практических умений. Учитель стоит перед проблемой поиска путей и способов практического применения знаний глухими и слабослышащими учащимися. При этом важно учитывать особенности усвоения основ наук учащимися с нарушениями слуха.

Ряд методистов русского языка общеобразовательных школ считают целесообразным изучать программный материал с использованием обобщающих таблиц, опорных сигналов, опорных конспектов и т. п. Опорный сигнал определяется как ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстановить в памяти понятую и усвоенную ранее информацию. Внимание к подобным средствам наглядности со стороны учителей русского языка общеобразовательной школы объясняется тем, что благодаря этим средствам достигается осмысленное восприятие и запоминание учебной информации. В практике преподавания русского языка в высшей школе используются так называемые компакты, которые представляют собой графическое отображение изучаемой тем [3].

Применение вышеперечисленных средств наглядности (опорные сигналы, таблицы, опорные конспекты, компакты, схемы) актуально и в специальной школе, а именно в школе для учащихся с нарушениями слуха.

Характер речевого развития глухих и слабослышащих детей, ограниченные возможности понимания речи и пользования ею определяют своеобразие складывающихся словесных обобщений, без достаточного уровня которых нарушается процесс усвоения знаний и формирование понятий.

Если указанные особенности будут приниматься во внимание, опорные компакты могут быть использованы в работе с глухими и слабослышащими школьниками на разных этапах изучения темы по разным разделам курса русского языка.

Компакты могут быть представлены как система опорных ориентиров в форме графической схемы или соотношения ассоциативных символов, несущих в себе смысловые значения. Они выступают как система, которая восстанавливает в памяти учеников изученный материал по какой-либо теме. Компакт как система опорных ориентиров помогает учащимся выполнять логические действия, облегчает понимание изучаемой теории и таким образом направлен на развитие способности детей осознавать, контролировать, корригировать собственную речь [7].

Читая компакт, дети без труда могут расшифровать графические изображения, составляющие его. Опираясь на представленное изображение, ученик может самостоятельно подобрать пример или проанализировать пример, приведённый учителем.

Работа с компактом не должна быть изолирована от выработки практических навыков правописания и анализа языкового материала. Поэтому учитель должен продумать использование компактов при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебнике.

Компакт может быть составлен учителем и в виде системы слов и символов, выявляющих логическую закономерность в том или ином языковом явлении, подчёркивающих соотношение и зависимость языковых явлений.

Следует отметить, что компакты могут осознанно восприниматься, анализироваться, стать опорой практических действий лишь в том случае, если ученик приучен к языку специальной графики и языку символов. Школьный учебник вполне насыщен и символикой, и графикой. И в этом плане учитель может использовать символику учебника при составлении компакта. При этом главное внимание следует уделять графическому распределению материала, расстановке условных обозначений, используемым терминам. В компакте необходимо наглядно обозначить и подчеркнуть соотношение и зависимость языковых явлений, чтобы он помог ученику осознать изучаемый материал.

Возникает проблема систематического использования опорных компактов. И в связи с этим необходимо продумать саму систему их использования. Например, при составлении компакта «Морфологические признаки имени прилагательного» надо учесть содержание и форму компакта «Морфологические признаки имени существительного». Следует решить, какие моменты изучаемой темы будут выделяться особо, и как компакт может отразить это. Отмечая, что род имени прилагательного является непостоянным морфологическим признаком, а род имени существительного - постоянным, мы показываем различие в изменении существительных и прилагательных. Эта закономерность прослеживается на образцах словосочетаний и соответственно фиксируется в опорном компакте. Сопоставив компакты и проанализировав примеры словосочетаний существительных с прилагательными, ученики видят, что прилагательные изменяются по родам, в то время как род существительных остаётся неизменным. Компакт помогает запомнить и осознать эту очень важную закономерность.

Компакты необходимо составлять так, чтобы они стали не только иллюстрацией к теоретическому материалу, но и ключом к решению практических задач [4]. Поэтому учитель может продумать, как в компакте могут быть представлены те или иные орфографические правила. И здесь следует отразить последовательность применения правила. То есть, рассматривая компакт, отражающий правило орфографии, ученик должен видеть последовательность действий, которая определена этим правилом. Опираясь на такой компакт, ученик сможет самостоятельно изложить правило и, что наиболее существенно, применить его на практике.

Работа с компактами позволяет создать базу для изучения новых тем, т. е. некоторые компакты можно использовать при изучении ряда тем. Например, работая над темой «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных», можно применить компакт «Способы словообразования».

Работая с компактами системно, мы формируем у учащихся понимание взаимообусловленности языковых явлений, связь между разделами лингвистики. Компакты могут быть составлены с целью обобщить или сопоставить те или иные языковые закономерности.

Опорные компакты помогают ученикам составить связанный текст на лингвистическую тему или выступают в качестве справочного материала. Различные способы использования компактов позволяют ученикам осмыслить и запомнить достаточно крупные блоки теоретических знаний.

Можно предложить ученикам составить компакты самостоятельно после наблюдения над языковым материалом. Но подобные компакты могут быть предложены только подготовленным ученикам, привыкшим к систематической работе с ними.

Средством проверки усвоения темы должна быть практическая работа учащихся над упражнениями. Компакт помогает ученикам самостоятельно проанализировать особенности материала, сделать на основе этого анализа вывод, т. е. сознательно усвоить понятие или термин.

Работа с компактами позволит исключить механическое заучивание грамматических терминов, правил, понятий.

Отмечая положительные стороны применения компактов, не следует забывать, что оно может иметь и свои «минусы». Некоторые наблюдения по применению компактов на уроках русского языка показали, что их использование не улучшает орфографическую грамотность [6].

Таким образом, работая с компактами, необходимо учитывать, что знания языковой теории сами по себе не приводят к практическому владению речью. Свою роль опорные компакты выполняют опосредованно: через осознание строя языка и приобретение благодаря этому способности произвольно управлять своей речью [1].

И грамматика, и письмо дают ребёнку возможность подняться на более высокую ступень в развитии речи. Эту закономерность следует учитывать при обеспечении практического эффекта от использования опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с недостатками слуха.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с. -(Философия риторики - риторика философии).

2. Баранов М. Т. Консультация // Русский язык в школе. 1990. - № 2. - С. 119.

3. Меженко Ю. С. Как составить опорный конспект // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - № 5. - С. 14-18.

4. Петухов С. Ю. Опорные конспекты учителя и ученика как средство повышения результативности урока. В кн.: Поэзия норм и правил: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. В. Н. Ивлева. - М.: Просвещение, 1989. - С. 60-80.

5. Ладыженская Н. В. Учимся составлять опорный конспект // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 1317.

6. Ларионова Л. Г. «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов // Русский язык в школе. 1989. - № 6. - С. 2125.

7. ЛьвовМ. Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. - 1985. - № 4. - С. 42-47.

8. Шадрина И. В. Использование графических схем при работе над текстовой задачей // Начальная школа. 1995. - № 3. - С. 39-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.