DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-297-308
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ШАХМАТЫ
А.М. Саргсян, А. С. Хачатрян, Н.Н. Мовсисян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (АГПУ) Научно-исследовательский институт «Шахматы»
[email protected], khachatryanarmine54@aspu. am, [email protected]
АННОТАЦИЯ
В 2022г. психологи НИИ «Шахматы» Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна провели экспериментальное исследование. В соответствии с целью исследования и научной гипотезой, из комплекса психологического объективного анализа и тестирования «Эгоскоп» была выбрана и проведена методика «Кольца Ландольта». Из качественного анализа количественных результатов выявлено, что у учащихся с высокой успеваемостью, несмотря на то, что они уступают по показателю обшего количества просмотренных колец, тем не менее, их показатели количества правильно зачеркнутых колец, работоспособности и четкости высоки. Хотя показатели точности и достоверности работы невысоки, однако обучающимся удалось показать высокие результаты по следующим показателям: выносливость и скорость переработки информации. Интересно, что уровень выносливости учащихся с высокой и средней успеваемостью высокий, работоспособность средняя, имеются различия в показателях скорости переработки информации: показатели переработки информации у учащихся с высокой успеваемостью выше, а у учащихся со средней успеваемостью -средние. Усредненные показатели шахматных остаточных знаний учащихся с высокими показателями успеваемости - 13 очков, учащихся со средними показателями успеваемости - 8 очков. Единственным показателем, уровень проявления которого средний, у учащихся со средней и высокой успеваемостью, является работоспособность, на выявление которой и направлен
наш лабораторный эксперимент. Сравнивая с усредненными результатами шахматного теста, мы видим, что и психологические, и шахматные результаты средние в обоих случаях.
Ключевые слова: Кольца Ландольта, Эгоскоп, работоспособность, выносливость, переработка информации.
Введение
15 марта 2012г. Европарламент принял Декларацию о введении программы «Шахматы в школе» в образовательные системы Европейского Союза - принимая во внимание, что независимо от возраста ребенка, шахматы могут улучшить концентрацию, терпение и настойчивость детей, а также могут развить чувство творчества, интуицию, память, а также аналитические способности и навыки принятия решений; тогда как шахматы также учат решительности, мотивации и спортивному мастерству [12].
В настоящее время в разных странах мира проводится множество психологических экспериментальных исследований, направленных на выявление образовательного потенциала шахмат [1, 2, 6, 8, 10, 11]. Так, сегодня есть два принципиально различных подхода к введению шахмат в школьную программу. Первый из них характерен для большинства зарубежных стран и можно обозначить как «Шахматы в школе». При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие логического мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат. Второй, российский путь, охарактеризован в 80-е гг. ХХв. академиком Б.С. Гершунским как «Шахматы - школе». При нем на уровне целеполагания выявляется все ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно-обоснованный курс школьных шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели [9]. В рамках проекта «Шахматы для общего развития», реализующегося в г. Сатке Челябинской обл. с 2004г. по настоящее время, срезовом лонгитюдном исследовании использовались методики диагностики развития внимания, памяти, вербального и невербального интеллекта, работо-
способности, способности действовать в уме. При проведении сравнительного исследования влияния на динамику развития высших психических функций, а также способности действовать в уме у детей, занимающихся и не занимающихся шахматами, была выявлена следующая закономерность: показатели выше у детей, изучающих шахматы по технологии «Шахматы для общего развития». Авторы утверждают, что шахматы необходимо использовать в качестве инструмента для формирования способности действовать в уме уже в возрасте 8-9 лет, так как именно формирование внутреннего плана действий приводит к ускорению процесса развития высших психических функций [2].
Исследователи, в Румынии, изучали влияние игры в шахматы на интеллектуальное развитие учащихся начальных классов. 67 детей были протестированы с использованием стандартных прогрессивных матриц Равена и были распределены на три разные группы в зависимости от их опыта игры в шахматы, а именно: контрольная группа (образована учащимися, не имеющими опыта игры в шахматы), группа начинающих (учащиеся, имеющие менее одного год обучения игре в шахматы) и продвинутая группа (дети со стажем игры в шахматы более двух лет). Выводы этого исследования показывают преимущества игры в шахматы с упором на когнитивное развитие детей [11].
Шахматное образование в Армении планомерно развивается, и в процессе этого развития важнейшим шагом является научно-исследовательская деятельность в этом направлении. Это позволяет принимать решения в области шахматного образования, основываясь на исследовательском опыте, и минимизировать возможные негативные последствия [7].
С 2011 года «шахматы» включены в государственный стандарт РА общего образования и преподается как обязательный предмет во 2-4 классах. Из всех регионов Республики Армении группа ученых представила материал эмпирического исследования на выборке школьников (N=383). Использовались методика свободного рисунка «Мой шахматный урок», а также методика оценки шахматных знаний и навыков с помощью разработанного шахматного теста, который составлялся командой, состоящей из опытных специалистов в области шахматного образования, психологов, со-
циологов и профессиональных шахматистов на основе школьной программы обучения шахматам. Полученные результаты подтверждают гипотезу об обусловленности шахматных навыков индивидуально-психологическими характеристиками детей, такими как интроверсия, интуиция, интеллект, самоконтроль и др. Шахматная игра требует колоссальных когнитивных и физиологических ресурсов, поэтому развитая работоспособность, воля тут играют значительную роль [6].
В Республике Армения исследования проводятся не только среди учащихся, но и преподавателей «Шахмат». С 2013 г. в РА проводятся психологические семинары и дискуссии для выявления и эффективного решения проблемы и выявление психологических трудностей, возникающих во время преподавания предмета «Шахматы». Согласно опросу, среди 500 учителей в разных регионах РА большинство из них отметили низкую направленность внимания младших школьников [3].
При изучении самооценки были использованы теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках социальной и педагогической психологии, и эмпирический метод анкетирование. Социологи утверждают, что самооценка педагога шахмат складывается под влиянием таких факторов, как отношения с родителями, с учениками, с коллегами, отношение к собственной педагогической деятельности, направленность на достижение успеха и т.д. Всестороннему анализу процесса самооценки может помочь более адресная организация тренингов с учетом потребностей всех заинтересованных сторон образовательного процесса [3].
В 2015-2016гг. психологи Центра образовательных исследований «Шахматы» АГПУ провели экспериментальное исследование. Цель диагностического эксперимента - представить анализ данных качеств координации движений и способности к их произвольной регуляции, что является результатом внутреннего планирования умственных операций. Были сравнены результаты учащихся 4-6 классов. Из них только шестиклассникам не преподавали в школе «Шахматы» в качестве обязательного учебного предмета. Диагностический эксперимент был проведен с 135-ю учащимися 4-х, 5-х, 6-х классов в основной общеобразовательной школе № 20 им.
Дж. Киракосяна, № 60 им. В. Теряна в г. Ереване, и в школе № 4 им. Х. Або-вяна в Вагаршапате. Диагностический эксперимент был направлен на выявление уровня психологических компонентов учебного предмета «Шахматы», преподаваемого в начальных классах школ РА. Соответственно, из исследовательских задач Комплекса объективного психологического анализа и тестирования «Эгоскоп» выбиралась и применялась методика «Тра-ектория-3». Тест статической и динамической тремометрии предназначен для оценки качества координации движений и способности к их произвольной регуляции, в том числе, в условиях дефицита времени [10]. Качество координации движений и способности к их произвольной регуляции предполагает, что во время тестирования общее число ошибок должно быть уменьшено. Анализ данных раскрывает, что этот показатель особенно очевиден и отображается у пятиклассников, которые завершили изучение шахмат в школе [10]. Исследователи предполагают, что это является результатом внутреннего планирования умственных операций, развитию которых способствует освоение «Шахмат» [10].
По образовательному стандарту РА цель обучения шахматам - стимулирование поисковой деятельности учащихся начальных классов для ориентирования в изменяющихся шахматных ситуациях, поиска вариантов решения шахматных задач, развития конвергентного и дивергентного мышления учащихся как структурного компонента интеллекта [13].
Актуальность психологического исследования обусловлена отсутствием экспериментальных данных, направленных на изучение работоспособности учащихся, при преподавании и усвоении предмета «Шахматы».
Материал и методы
В 2022г. психологи НИИ «Шахматы» Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна провели экспериментальное исследование со следующими последовательными этапами:
1. Разработка методологических основ исследования.
2. Выбор метода исследования, экспериментальное применение, адаптация.
3. Выполнение научно-исследовательской работы.
4. Анализ полученных данных, формулировка выводов.
Выборка исследования. Экспериментальное исследование было проведено в 2022г. в школах № 50 и № 144 г. Еревана РА, с участием 40 учащихся 5-х классов. Формирование исследовательской выборки было обусловлено тем, что учащиеся 5-х классов уже завершили изучение программы по предмету «Шахматы», следовательно, можно будет фиксировать достоверные показатели проявления работоспособности. Испытуемые отбирались в зависимости от уровня успеваемости, продемонстрированного в данном учебном году: высокий и средний.
Для проведения лабораторного эксперимента была сформулирована научная гипотеза, согласно которой продуктивность учебной деятельности студентов эквивалентна остаточным знаниям овладения предметом шахматы.
Этапы и методы экспериментального исследования.
Исследование проводилось в два этапа.
1. Выбор методики из комплекса психологического объективного анализа и тестирования «Эгоскоп», экспериментальное применение [5].
2. Количественный анализ результатов исследования.
3. Разработка шахматного теста, направленного на выявление уровня остаточных шахматных знаний учащихся, экспериментальное применение.
4. Количественный и качественный анализ результатов, полученных с помощью шахматного теста.
Психологические эксперименты проводились комплексом «Эгоскоп» - эффективный инновационный инструмент психологической и психофизиологической диагностики, созданный на основе оригинальных технологий [7]. В соответствии с целью исследования и научной гипотезой, из комплекса психологических объективных анализов и тестирования «Эго-скоп» была выбрана и проведена методика «Кольца Ландольта» [5]. Исследовательские задачи лабораторного эксперимента заключаются в том, чтобы выявить у учащихся:
1. скорость переработки информации,
2. уровень продуктивности работы,
3. уровень точности работы,
4. уровень выносливости,
5. уровень надежности работоспособности.
Метод «Кольца Ландольта» состоит из 5 этапов, продолжительность каждого этапа 2 минуты. Испытуемым была дана следующая инструкция: «Приступаем к задаче. Нам нужна электронная ручка. Попробуйте написать свое имя на свободной части экрана. Затем щелкните значок >> в правом верхнем углу экрана. Пожалуйста, обращайтесь с электронной ручкой как можно бережнее. На экране появляются таблицы, в которых имеются кольца с 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12 часовым интервалом. Необходимо внимательно посмотреть на кольца слева направо, найти и отметить те кольца, которые имеют незамкнутое сечение с левой стороны. Постарайтесь выполнить задание максимально быстро и правильно. Когда будете готовы, щелкните значок >> в правом верхнем углу экрана. Прежде, чем приступить к основному заданию, у вас есть шанс поэкспериментировать. Вы готовы? Давайте начнем».
В нашей исследовательской работе теоритико-методологической основой является теория Эдмунда Ландольта. Кольца Ландольта (оптотипы Ландольта) - оптотипы, разработанные швейцарским офтальмологом Э. Ландольтом ("Edmund Landolt") в 1888г. Изначально разработанные для офтальмологии нашли также применение в психологии. Представляют собой набор колец с разрывами с разных сторон, напоминающих по-разному повернутую латинскую букву С. Для разрывов применяется либо простая форма из четырех вариантов (вверху, внизу, справа и слева; север, юг, восток и запад; 12, 6, 3 и 9 часов), либо более сложная из 8-ми вариантов (плюс четыре косых).
В психологии кольца Ландольта применяются в тестах для оценки внимания и усидчивости - например, в модификации корректурной пробы Бур-дона. Также, как и в офтальмологии, тестирование с использованием колец не зависит от грамотности пациента или его языка. При этом особенностью тестирования является не разный размер колец (как в офтальмологическом обследовании), а их количество - лист для тестирования может содержать
несколько сотен или тысяч колец. При рассмотрении результатов тестирования оценивается количество просмотренных колец, доли правильно определенных, неправильно определенных и/или пропущенных колец.
Количественный анализ результатов методики «Кольца Ландольта» представлен ниже в виде диаграммы:
Диаграмма 1. Анализ результатов методологии «Кольца Ландольта».
В бе школы вместе взятые, средние значения 5-й класс, Средняя успеваемость. Анализ результатов по этапам. Продолжительность каждого этапа: = 2 минуты.
Продолжительность теста: 10 минут.
Показатель точности работы (А), %
Показатель продуктивности работы, (Р), ед.
Количество пропущенных колец, шт.
Количество неправильно зачеркнутых колец, шт.
Количество правильно зачеркнутых колец, шт. 3
Общее количество просмотренных колец №), шт.
9-10 минуты ■ 7-8 минуты 5-6 минуты ■ 3-4 минуты ■ 1-2 минуты
Диаграмма 2. Анализ результатов методологии «Кольца Ландольта». Резюме, обе школы вместе взятые, средние значения 5-й класс, Высокая успеваемость. Анализ результатов по этапам. Продолжительность каждого этапам.: = 2 минуты.
Продолжительность теста: 10 минут.
Показатель точности работы (А), %
Показатель продуктивности работы, (Р), ед.
Количество пропущенных колец, шт.
139
Количество неправильно зачеркнутых колец, шт.
Количество правильно зачеркнутых колец, шт. 3
Общее количество просмотренных колец (0), шт.
0 100 200 300 400 500 9-10 минуты »7-8 минуты 5-6 минуты ■ 3-4 минуты ^1-2 минуты
Выводы
Таким образом, анализ результатов показывает, что в условиях преподавания и освоения предмета «Шахматы»:
1. учащиеся со средней и высокой успеваемостью проявили высокий показатель выносливости,
2. результаты обработки информации высокие у учащихся с высокой успеваемостью, средние - у учащихся со средней успеваемостью,
3. уровень работоспособности у учащихся с высокой и средней успеваемостью одинаков - средний,
4. показатели средней четкости и работоспособности при высокой и средней успеваемости также одинаковы, но низкие.
На 3-м этапе исследования, т.е. на 5-6-й минуте работы, проявились оптимальные показатели работоспособности. В частности, показатель
учащихся со средней успеваемостью равен 575, из них правильно выделены 12, показатель продуктивности - 89, показатель точности - 19. Показатель общего количества просмотренных колец учащихся с высокой успеваемостью - 444, из них количество правильных зачеркнутых колец - 15, работоспособность - 109, точность - 29.
Из качественного анализа количественных результатов выявляется, что у учащихся с высокой успеваемостью, несмотря на то, что они уступают по показателю общего количества просмотренных колец, тем не менее, их показатели количества правильных зачеркнутых колец, работоспособности и четкости высоки. Хотя показатели точности и достоверности работы невысоки, однако обучающимся удалось показать высокие результаты по следующим показателям: выносливость и скорость переработки информации. Интересно, что уровень выносливости учащихся с высокой и средней успеваемостью высокий, работоспособность средняя, имеются различия в показателях скорости переработки информации: показатели переработки информации у учащихся с высокой успеваемостью выше, а у учащихся со средней успеваемостью - средние.
Шахматное тестирование направлено на выявление уровня остаточных знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с ожидаемыми итоговыми результатами норматива по шахматному предмету. В результате выполнения заданий максимальный балл 25, из них 0-7 низкий, 8-16 средний, 17-25 высокий. Усредненные показатели шахматных остаточных знаний учащихся с высокими показателями успеваемости 13 очков, учащихся со средними показателями успеваемости - 8 очков. Единственным показателем, уровень проявления которого средний, у учащихся со средней и высокой успеваемостью является работоспособность, на выявление которой и направлен наш лабораторный эксперимент. Сравнивая с усредненными результатами шахматного теста, мы видим, что и психологические, и шахматные результаты средние в обоих случаях.
ЛИТЕРАТУРА
1. 1Ьтрпи]шЬ Л., и., ишрдцшЬ и. ЧртиЬр цщрпдш^шЬ^ п^шцрпъ-
р]шЬ ^ЬЬтрпЬшд4ш&пър]шЬ ц^шрпърръЬЬЬрр Ь hшqpшhшрtfшЬ №шрш^п-рпърръЬЬЬрр «2ш^^шт» пшпШЬш^шЬ шпшр^ш]^ цшиш^шЬц^шЬ qпр&рЬpш-дпШ, Кирп^шЬ^ шЬ. ¿1Ш; Ч^тш^шЬ mtqt4шq^р, № 2-3 (21-22) Ьр., 2014, 132-140:
2. Глухова О.В., Воликова С.В., ЗарецкийЮ.В., Зарецкий В.К. Результаты лонгитюд-ного диагностического исследования по проекту «Шахматы для общего развития» // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 4. СС. 49-75. DOI: https:// doi.org/10.17759/cpp.2022300404.
3. Мелконян Н., Мовсисян Н. Самооценка педагогической деятельности шахматного учителя: результаты эмпирического исследования Всероссийской научно-практической конференции «Шахматное образование в системе дошкольного и начального общего образования» (с международным участием) / Таганрог, 15-16 сентября 2022г.
4. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.3. М., 1995. СС. 176.
5. Программно-методическое обеспечение, объективный психологический анализ и тестирование «Эгоскоп», Руководство пользователя, Часть 1, А 3184-16 РП, НПКФ «Медиком МТД», 2014.
6. Саркисян В.Ж., Манукян С.А., ИспирянМ.М., Геворкян Л.Л., Хачатрян Э.А. Влияние психологических характеристик учеников на результаты обучения шахматам // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. СС. 97123. DOI: https://doi. org/10.17759/cpp.2022300406.
7. Саркисян В., Саркисян Т. Шахматное образование в Армении: проблемы исследования и перспективы развития Всероссийской научно-практической конференции «Шахматное образование в системе дошкольного и начального общего образования» (с международным участием) Таганрог, 15-16 сентября 2022г.
8. Сухин И. Г. Ключи к решению проблем интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматное образование - важный ресурс мировой системы образования» // Ханты-Мансийск, 10-13 июня 2013: Сборник тезисов докладов/ составители: И.Г.Сухин, Г.В. Ковалева; научный редактор И.Г. Сухин. Обнинск: «Духовное возрождение», 2013. 416с. СС. 35-36.
9. Сухин И.Г. Важные аспекты методологии // Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматное образование - важный ресурс мировой системы образования» // Ханты-Мансийск, 10-13 июня: Сборник тезисов докладов / Составители: И.Г. Сухин, Г.В. Ковалева; научный редактор И.Г. Сухин. 2013, 63-84.
10. Хачатрян А., Саргсян А., Лпутян Г. Экспериментальное исследование регуляции произвольных движений Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология // Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» 1 декабря 2016г., Саранск, 2017. СС. 299-305.
11. Stegariu V., Popus oi S., Andreea S., Abalas ei B., VoineaN., Lucian, StelescuI., Trofin F., Honceriu C. The Role of Chess in the Intellectual Development of Childrens from
Primary School SPORT AND SOCIETY Interdisciplinary Journal of Physical Education and Sports Volume 19, Issue 2 (2019) 58.
12. Written Declaration of the European Union Parliament (0050/2011), issued on March 15th 2012https://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:C:2012:152E:0205:0283:EN:PDF
13. https://escs.am/am/news/6707.
EXPERIMENTAL STUDY OF THE PERFORMANCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN STUDYING CHESS
A. Sargsyan, A. Khachatryan, N. Movsisyan
Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan (ASPU) "Chess" Scientific Research Institute
ABSTRACT
In 2022, psychologists from the Chess Research Institute of the Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan conducted an experimental study. In accordance with the purpose of the study and scientific hypothesis, the "Landolt Ring" technique was selected and carried out from the complex of psychological objective analysis and testing "Egoskop". From a qualitative analysis of quantitative results, it is revealed that students with high academic performance, despite the fact that they are inferior in terms of the total number of rings viewed, nevertheless, their indicators of the number of correct crossed out rings, efficiency and clarity are high. Although the indicators of accuracy and reliability of the work are low, the students managed to show high results in the following indicators: endurance and speed of information processing. It is interesting that the level of endurance of students with high and average academic performance is high, their work capacity is average, there are differences in the indicators of the speed of information processing: the indicators of information processing for students with high academic performance are higher, and for students with average academic performance, they are average. The average indicators of chess residual knowledge of students with high academic performance are 13 points, students with average academic performance are 8 points. The only indicator, the level of manifestation of which is average in students with average and high academic performance, is performance, which is what our laboratory experiment is aimed at identifying. Comparing with the average results of the chess test, we see that both psychological and chess results are average in both cases.
Keywords: Landolt Rings, Egoscope, performance, endurance, information processing.