Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование процесса приобретения знаний на лекционных занятиях по дисциплине «Информатика»'

Экспериментальное исследование процесса приобретения знаний на лекционных занятиях по дисциплине «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / балл / контроль / объем знаний / лекция / модуль / средний балл / знання / бал / обсяг знань / лекція / середній бал / knowledge / point / assessment / volume of knowledge / lecture / module / average point
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the experiment concerning the assessment of knowledge acquired by the students are presented. The processing and analysis of data obtained are carried out, and the conclusions according to the results of the experiment are drawn.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование процесса приобретения знаний на лекционных занятиях по дисциплине «Информатика»»

УДК 303.62:378.147

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В.А. Шевченко, ассистент, ХНАДУ

Аннотация. Приведены результаты эксперимента по проверке приобретенных знаний студентов после лекции, выполнены обработка и анализ полученных данных, сделаны выводы по результатам эксперимента.

Ключевые слова: знания, балл, контроль, объем знаний, лекция, модуль, средний балл.

ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ДОСЛ1ДЖЕННЯ ПРОЦЕСУ НАБУТТЯ ЗНАНЬ НА ЛЕКЦ1ЙНИХ ЗАНЯТТЯХ З ДИСЦИПЛ1НИ «1НФОРМАТИКА» В.О. Шевченко, асистент, ХНАДУ

Анотаця. Наведено результати експерименту з перев1рки набутих знань студент1в тсля лекци, виконано обробку та анал1з отриманих даних, зроблено виводи за результатами експерименту.

Ключов1 слова: знання, бал, контроль, обсяг знань, лекция, модуль, середнт бал.

EXPERIMENTAL RESEARCH OF KNOWLEDGE ACQUISITION PROCESS AT LECTURES IN «INFORMATION TECHNOLOGIES» V. Shevchenko, Assistant, KhNAHU

Abstract. The results of the experiment concerning the assessment of knowledge acquired by the students are presented. The processing and analysis of data obtained are carried out, and the conclusions according to the results of the experiment are drawn.

Key words: knowledge, point, assessment, volume of knowledge, lecture, module, average point.

Введение

Рассматриваемые в статье вопросы по приобретению знаний студентами направлены на изучение процесса получения знаний на лекционных занятиях. Предлагаемый материал публикуется впервые, вопросы, рассматриваемые в данной статье, в других публикациях не встречались.

Цель и постановка задачи

Лекционные занятия являются одним из главных элементов педагогической системы. Существует мнение, что лекционный материал, излагаемый на аудиторных занятиях, со-

ставляет незначительную часть от всего объема знаний, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплины, вследствие чего лекционные занятия можно сократить или вовсе отменить без ущерба для качества обучения. Студенты изучают материал дисциплины самостоятельно, а при возникновении каких-либо вопросов - обращаются к преподавателям за консультацией. Мы поставили перед собой цель выяснить, действительно ли на лекционных занятиях студенты получают незначительный объем знаний и нужно ли заменить лекции самостоятельной работой студентов или лабораторными занятиями.

Экспериментальное исследование

С целью получения данных об уровне приобретенных студентами знаний на каждом занятии в нашем ВУЗе на кафедре информатики проводится эксперимент, в котором принимают участие студенты 1-го курса дорожно-строительного факультета.

Суть эксперимента. Из потока случайным образом выбрана одна группа студентов, в которой после каждого занятия по дисциплине «Информатика» проводится оперативный контроль знаний, полученных каждым студентов на лекции. Студенты знают, что результаты контроля не повлияют на их успеваемость по предмету. Для проведения контроля знаний по материалам каждой лекции составлены 5-6 вариантов по 5 вопросов. Вопросы подобраны таким образом, чтобы в каждом варианте был охвачен весь материал лекции. В конце лекции студентам предлагается ответить на один из вариантов вопросов. При этом пользоваться конспектами запрещается. Каждый правильный ответ на один вопрос оценивается в 1 балл. Далее рассчитывается суммарное количество баллов, полученных каждым студентом. Средний балл знаний, полученных всей группой, рассчитывается по формуле (1)

7 = —

(1)

где 7i - количество баллов, полученное при проверке знаний одним студентом; п - количество студентов в группе.

Таким образом, можно примерно определить, какое количество материала усваивает каждый студент и вся группа в целом к концу каждой лекции.

На настоящий момент оперативные контроли показали, что средний балл студентов к концу занятия в среднем 40 - 65 %. Диаграмма уровня полученных знаний по семи занятиям представлена на рис. 1.

Из результатов эксперимента видно, что на лекциях студенты усваивают около половины изложенного им материала.

беседы со студентами, материал первых лекций им знаком из курса информатики, изучаемого в школе [1]. По материалу последних лекций большинство студентов не имеют начальных знаний, вследствие чего снижается уровень полученных знаний на последних лекциях.

Средний балл знаний

65

60 -55 -

50 -45 -40 -35 -30 -

54

50 50 50 50

40

Номер

Рис. 1. Диаграмма уровня полученных знаний

Далее сравнивался уровень знаний, полученный студентами на лекциях, с уровнем знаний, с которым студенты приходят на модульный контроль. В рассматриваемом курсе «Информатика» первый модульный контроль проводится по материалам первых двух лекций (рис. 2).

Уровень знаний в баллах

1 лекция

2 лекция

Модуль ны й Вид занятия

контроль 1

Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня знаний по материалу первого модульного контроля

Из рис. 2 видно, что студенты непосредственно после занятий усвоили материал первой и второй лекций в среднем на 52 балла, а модульный контроль по тем же вопросам студенты сдали в среднем на 75,4 балла. Можно сделать вывод, что, занимаясь самостоятельно и на лабораторных занятиях, студенты повысили свой уровень знаний в среднем на 23,4 балла.

2

3

45

6

7

п

Возникает вопрос, почему материал первых Если считать, что 75,4 балла соответствуют

лекций усваивается в большем объеме, чем 100 % материала, усвоенного студентами за

материал последних лекций. Как показали

все время обучения, то на лекциях студенты усвоили 69 % материала. Следовательно, самостоятельно и на лабораторных занятиях студенты усвоили 31% материала (рис. 3).

Лекции

Тест 1 Сам.и лаб.

Рис. 3. Диаграмма распределения полученных знаний в баллах и процентах по материалу первого модульного контроля

Для подтверждения полученных данных эксперимент повторили в конце курса при проведении второго модульного контроля. Второй модульный контроль проводился по материалам последних пяти лекций (с № 3 по № 7) после седьмого занятия. Сравнительные результаты полученных знаний представлены на рис. 4.

Уровень знаний в баллах

3 лекция 4 лекция 5 лекция 6 лекция 7 лекция Модульный

контроль 2

Рис. 4. Сравнительная диаграмма уровня знаний по материалу второго модульного контроля

Проведя аналогичные расчеты, получили, что во время занятий студенты запомнили 64,5 % усвоенного материала последних пяти лекций. Таким образом, самостоятельно студенты изучили 35,5 % усвоенного материала. Распределение полученных знаний по видам подготовки для последних пяти лекций представлены на рис. 5.

Рис. 5. Диаграмма распределения полученных знаний в баллах и процентах по материалу второго модульного контроля

На рис. 6 представлены усредненные данные по обоим модульным контролям.

■=

Лекции

Сам.и лаб. работа

Рис. 6. Диаграмма распределения полученных знаний в баллах и процентах по материалам всего курса обучения

Выводы

Таким образом, большая часть материала (66,7 %) усваивается студентами на лекциях. Это можно объяснить тем, что материал на лекциях излагается более доступно, с выделением главного и с акцентом на сложных положениях. Отсюда следует, что лекции были и остаются весьма эффективным видом учебных занятий. Кроме того, подтверждается то положение, что совершенствование педагогического мастерства лектора также остается важной задачей каждого лектора.

Литература

1. Шевченко В.А. Анализ восприятия дисциплины «Информатика» студентами первого курса / В.А. Шевченко // Автомобильный транспорт : сб. научн. тр. -Харьков : ХНАДУ. - 2009. - Вып. 24. - С. 116-119.

Рецензент: А. И. Левтеров, профессор, к.т.н., ХНАДУ.

0

Статья поступила в редакцию 3 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.