ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 "2 Алимова Л.У. , Лян Н.Э.
1 Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;
Лян Наталия Эдуардовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования игровых умений детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Определены критерии (содержательно-операционный, эмоциональный, мотивационный), показатели и уровни сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий.
Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, игровые умения педагогические условия, диагностика, критерии, показатели, уровни игровых умений, дети младшего дошкольного возраста.
Проблема формирования игровых умений у детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что каждая стадия развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева, на дошкольном этапе ведущим видом деятельности является
игровая деятельность, которая становится фундаментом будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей.
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, З.М. Богуславская и др.).
В отечественной психологии и педагогике игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Д.Б. Эльконин считал, что игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми.
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста представляет собой осуществляемое в условно-образном плане воссоздание последовательности действий окружающих людей и их взаимоотношений.
Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь. Игровые умения - преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).
В младшем дошкольном возрасте формируются такие игровые умения, как умения принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Принимая на себя роли в сюжетной игре, воссоздавая поступки взрослых,
ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, т.е. развивается его эмоциональная сфера. Это обеспечивает возможность формирования этических норм, гуманности, что поможет снижению агрессивности межличностных отношений в будущей жизни детей.
Нами были выделены и обоснованы следующие педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:
- Использование методов и приемов формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре, с акцентом на приемы косвенного руководства игрой.
- Организация игровой предметно-пространственной среды с наличием материальных объектов, позволяющих дошкольникам осуществлять самостоятельный выбор содержания игровой деятельности, способов и средств ее осуществления.
- Формирование педагогической компетентности педагогов по проблеме формирования игровых умений детей.
Мы предполагаем, что совокупность выявленных нами условий должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не будут способствовать формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, а в иных случаях могут даже препятствовать этому.
Для исследования были выбраны дети младшего дошкольного возраста в количестве 22 человек.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и опираясь на исследования Л. В. Загрекова, О.В. Солнцевой, Р.Р. Калининой нами были определены критерии и показатели сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Содержательно-операционный критерий с показателями -умение распределять роли; умение соблюдать игровое поведение относительно роли; умение выполнять игровые действия; умение использовать ролевую речь; умение использовать атрибутику и предметов-заместителей; умение
выполнять правила. Мотивационный критерий - активность и деятельность в игре. Эмоциональный критерий - проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
В основу диагностики сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста нами положены методика диагностики игровых умений Р.Р. Калининой, направленные на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Также нами были определены уровни сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно-развивающей среды групп, для выявления особенностей и организации работы по формированию игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Анализ показал, что главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности. Планируются дидактические игры. Работа по формированию игровых умений младших дошкольников строится с сюрпризными моментами, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль.
Проведенный анализ предметно-пространственной среды группы, анализ планов педагогов, наблюдение за их деятельностью и деятельностью детей - позволяет констатировать тот факт, что работа по формированию игровых умений детей младшего дошкольного возраста в данной группе проводиться достаточно активно.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности игровых умений детей младшего
дошкольного возраста в группе. Данные показывают, что основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности игровых умений.
Так, на высоком уровне сформированности игровых умений находятся 18,2% детей младшего дошкольного возраста Группы А (4 чел.), на среднем уровне находятся дети Группы А в количестве 45,5% (10 чел.) и на низком уровне сформированности игровых умений находятся, соответственно, 36,3% детей младшего дошкольного возраста Группы А (8 чел.).
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации педагогических условий, направленных на формирование игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004. 158 с.
3. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калиниченко. М.: Академия, 2000. 414 с.