Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
Виноградова Мария Аполлинарьевна, Иванова Наталия Витальевна
ФГБОУ Череповецкий государственный университет г.
Череповец
Ключевые слова:
новые средтва развития игровой деятельности дошкольников Аннотация
В статье представлен подход к развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста на основе проблемно-ориентированного анализа игрового пространства дошкольника. Выделены методы и приемы обогащения игрового замысла и развития игровых умений посредством интерактивных технологий и индивидуально-дифференцированного подхода.
Введение
Совершенствование современной системы дошкольного образования в соответствии с принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности обусловили признание самоценности дошкольного периода детства, переход от педагогики обучения к педагогике развития, направленной на формирование субъектной позиции ребенка. В связи с этим возрастет роль игры как ведущего вида деятельности дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит социализация ребенка, его ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Л. Венгер, Л.П. Усова и др.), нравственное и умственное развитие (Д.Б.Эльконин, С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и др.). В игре и с её помощью осуществляется процесс подготовки ребенка к обучению в школе. Разные виды игр являются эффективным средством воспитания, обучения, развития и коррекции.
Следует отметить, что на современном этапе возникают объективные и субъективные причины, по которым сюжетно-ролевая игра вытесняется из жизни ребенка и потенциальные функции игры нивелируются. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, однообразны по содержанию и тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Одной из основных причин данной ситуации выступает разрушение естественного механизма передачи игровой культуры. Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, он овладевает игрой, в процессе вхождения в игровое пространство. Естественным путем это происходит, когда дошкольник включен в межвозрастное общение, объединяющее в себя несколько поколений детей. Однако, на современном этапе, ярко выражена тенденция снижения неформального разновозрастного общения на разных этапах дошкольного детства. Еще одной причиной выступает снижение активности ребенка в познании окружающей действительности, которая является основой для разнообразных сюжетов игр.
Бессистемная информация об окружающем мире, полученная дошкольниками из СМИ, отсутствие опыта игрового взаимодействия со старшими детьми, которые транслируют игровые действия, приводит к снижению общего уровня игровой деятельности детей.
Цель исследования
Определение эффективности интеграции педагогических условий с традиционным комплексным методом руководства сюжетно-ролевой игрой и разработка методического сопровождения развития игровой деятельности дошкольников.
Материалы и методы
Традиционный комплексный подход развития игровой деятельности детей предполагает целенаправленное обогащение социально-игрового опыта, формирование игровых умений, создание предметно-игровой среды и использование прямых и косвенных методов руководства. В рамках программы эксперимента были обоснованы и апробированы новые способы реализации каждого компонента комплексного метода руководства игрой.
Средством обогащения социально-игрового опыта дошкольников может стать создание мультимедийных презентаций (виртуальных экскурсий), позволяющих знакомить детей с различными сферами жизни взрослых недоступных для непосредственного наблюдения - работа в банке, в салоне красоты, на космической станции и т.д. Кроме того, через мультимедийные презентации дети могут познакомиться с видеофрагментами или фотоматериалами игр старших детей, что позволит передавать игровой опыт.
Следующим эффективным условием для взаимного обогащения социально-игрового опыта детей и развития игровых умений является организация межвозрастного общения, которое помогает ребенку освоить разные ролевые позиции в игре, её внутренние правила, особенности взаимодействия через наблюдение за играми детей старшего возраста, которые имеют больший как социальный, так и игровой опыт. Кроме того, межвозрастное общение позволяет старшим детям принимать на себя значимые для них главные роли, а младшие дошкольники, принимая второстепенные роли в игре, поддерживают игровой сюжет и, погружаясь в игровое пространство, усваивают игровой опыт. Организация такого взаимодействия возможна на базе игровых комнат в детском саду, через организацию совместных прогулок, а также в летний период, когда состав групп становится разновозрастным.
Еще одним условием развития игровой деятельности дошкольников является организация предметно - игровой среды, направленной на развитие у детей умения сюжетосложения. С этой целью можно использовать моделирование игрового пространства через плоскостные схемы, объемные модели сюжетов и демонстрационный настольный театр, которые дети создают совместно с педагогом. Накопленные материалы, которые хранятся в группе, могут выступать в качестве косвенного напоминания о возможном развитии игрового сюжета без непосредственного участия взрослого, что повышает уровень самостоятельности детей в игре.
Кроме того, гуманизация образования предполагает осуществление индивидуально -дифференцированного подхода, который при организации игровой деятельности дошкольника может быть представлен проблемно-ориентированным анализом индивидуальных причин низкого уровня развития игры, учетом интересов детей и социально-игрового опыта, дифференцированной работой с мальчиками и девочками и т.д.
Результаты
В результате реализации программы можно констатировать следующие позитивные изменения в развитии сюжетно-ролевой игры детей: расширилась тематика игр, дети стали проявлять творчество в игровых замыслах и действиях, ролевая речь стала более развернутой. Дети стали заранее продумывать способы реализации замысла, при этом комбинировали знания из разных источников, в том числе, полученные через виртуальные экскурсии. Важно, что дошкольники стали согласовывать сюжет с партнером по игре с помощью игровых моделей.
Дети активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с ролью, при этом демонстрируют опыт, полученный через разновозрастное общение, например, при распределении ролей. Дошкольники стремятся расширять игровой коллектив, проявляют самостоятельность и согласованность действий при создании предметно-игровой среды. Игры стали продолжительнее за счет увеличения игровых действий детей, а также в связи с тем, что дети научились выполнять две-три роли попеременно, отражая разнообразие социальных ролей в жизни.
Заключение и выводы
К эффективным педагогическим условиям развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
- применение мультимедиа технологий для обогащения социально-игрового опыта дошкольников;
- организация межвозрастного общения для взаимного обогащения социально-игрового опыта детей и развития игровых умений детей;
- введение в предметно - игровую среду игрового материала и атрибутов для развития умения сюжетосложения у старших дошкольников;
- индивидуально-дифференцированный подход при планировании и непосредственном руководстве сюжетно-ролевой игрой.
Таким образом, сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста базируется на принципах комплексности, интегрированности и индивидуализации.
Список литературы:
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - №4. - с. 23.