INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Есаулов Алексей Владимирович
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ).
Лермонтова ул., д. 83, 644074, г. Иркутск, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электрические станции, сети и системы», ИРНИТУ.
Тел.: +7 (950) 093-36-73.
E-mail: [email protected]
Тигунцев Степан Георгиевич
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ).
Лермонтова ул., д. 83, 644074, г. Иркутск, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические станции, сети и системы», ИРНИТУ.
Тел.: +7 (914) 927-81-77.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Есаулов, А. В. Определение места повреждения в тяговой сети системы 25 кВ / А. В. Есаулов, С. Г. Тигунцев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 2 (54). - С. 120 - 127.
Esaulov Alexei Vladimirovich
Irkutsk National Research Technical University (INRTU).
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Electric power stations networks and systems», INRTU.
Phone: +7 (950) 093-36-73.
E-mail: [email protected]
Tiguntsev Stepan Georgievich
Irkutsk National Research Technical University (INRTU).
83, Lermontov st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Electric power stations networks and systems», INRTU.
Phone: +7 (914) 927-81-77.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Esaulov A.V., Tiguntsev S.G. Determination of the fault location in 25 kV railway power supply system. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 120-127 (In Russian).
УДК 621.313.8
А. В. Малышев
Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), г. Новокузнецк, Российская Федерация
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ С АКСИАЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОТОКОМ
Аннотация. Данная статья посвящена обзору экспериментального исследования системы векторного управления электродвигателем с аксиальным магнитным потоком. В 1831 г. Майкл Фарадей изобрел первую электрическую машину, которой стал электродвигатель с аксиальным магнитным потоком. Однако из-за низкого качества магнитотвердых материалов и невозможности эффективной работы данного типа электродвигателя без системы управления до конца XX в. данный тип электродвигателей в промышленности не применялся.
В настоящее время благодаря усовершенствованию технологии производства постоянных редкоземельных магнитов и, соответственно, значительному снижению их цены, быстрому развитию микроэлектронной промышленности, а также благодаря таким преимуществам электродвигателей с аксиальным магнитным потоком, как более компактная конструкция, более высокое соотношение электромагнитного момента к массе электродвигателя, высокая удельная мощность и другое, электродвигатели с аксиальным магнитным потоком все чаще заменяют собой применявшиеся до этого электродвигатели.
В этой статье предлагается рассмотреть трехфазный 12-полюсный электродвигатель с аксиальным потоком с одним статором и одним ротором. В большинстве случаев применения электродвигатель с аксиальным магнитным потоком используется в безредукторном приводе. Отсюда возникает важное требование к точности регулирования скорости. При стандартном векторном управлении индуктивности обмоток статора электродвигателя при различных режимах работы принимают за константы, что приводит к ошибкам в точности управления электродвигателем. После выполнения компьютерного моделирования работы электродвигателя с аксиальным магнитным потоком при различной нагрузке становится очевидным, что индуктивности обмоток статора нелинейно изменяются в зависимости от нагрузки. Для достижения
точного управления скоростью предлагается векторное управление с обратной связью с использованием микроконтроллера. Микроконтроллер используется для управления двигателем и определяет положение ротора с помощью датчиков Холла. Для проведения экспериментального исследования работы предложенной системы управления изготовлен прототип электродвигателя с аксиальным магнитным потоком.
Ключевые слова: векторное управление, электродвигатель с аксиальным магнитным потоком, система управления электродвигателем, синхронный электродвигатель с постоянными магнитами (СДПМ), электропривод с регулируемой скоростью.
Andrei V. Malyshev
Siberian State Industrial University (SibSIU), Novokuznetsk, the Russian Federation
EXPERIMENTAL SURVEY AND COMPUTER SIMULATION OF THE VECTOR CONTROL SYSTEM FOR THE AXIAL FLUX PERMANENT MAGNET MOTOR
Abstract. This article is devoted to an overview of the experimental study of a vector control system for the Axial Flux Permanent Magnet (AFPM) motor. In 1831, Michael Faraday invented the first electrical machine, which was the AFPM motor. However, due to the low quality of hard magnetic materials and the impossibility of efficient operation of this type of motor without a control system, this type of motor was not used in industry until the end of the 20th century.
At present, due to the improvement of the technology for the production of permanent rare earth magnets and, accordingly, a significant reduction in their price, the rapid development of the microelectronic industry, and also due to such advantages of AFPM motors as a more compact design, higher ratio of electromagnetic torque to motor mass, high specific power, etc., AFPM motors are increasingly replacing the motors used before.
This article proposes to consider a three-phase 12-pole AFPM motor with one stator and one rotor. In most applications, the AFPM motor is used in a gearless drive. This raises an important requirement for the accuracy of speed control. With standard vector control, the inductance of the stator windings of the motor in various operating modes is taken as constants, which leads to errors in the accuracy of motor control. Having performed computer simulation of the operation of the AFPM motor at various loads, it becomes obvious that the stator windings inductances change nonlinearly depending on the load. To achieve precise speed control, closed-loop vector control using a microcontroller is proposed. A microcontroller is used to control the motor by detecting the position of the rotor using Hall sensors. To conduct an experimental study of the operation of the proposed control system, a prototype of the AFPM motor was made.
Keywords: vector control, Axial Flux Permanent Magnet (AFPM) Motor, motor control systems, permanent-magnet synchronous machine (PMSM), variable speed drives.
Первым электродвигателем, изобретенным в 30-х гг. XIX в., стал электродвигатель с аксиальным магнитным потоком (АМП), при этом в нем была реализована система возбуждения с постоянными магнитами. Однако низкое качество магнитотвердых материалов, отсутствие возможности работы без системы управления [1] до недавнего времени значительно препятствовало их применению в промышленности.
С начала XXI в. благодаря усовершенствованию технологии производства редкоземельных постоянных магнитов и быстрому развитию микропроцессорной электроники синхронные двигатели на постоянных магнитах (СДПМ) находят все большее применение. Причем традиционным исполнением СДПМ являются электродвигатели с радиальным магнитным потоком. Однако в настоящее время электродвигатели с АМП начинают активно применяться для таких отраслей промышленности, как производство электромобилей [2], аэрокосмическая и морская сферы [3, 4], гидроэнергетика [5], роботостроение [6] и др. Данный факт объясняется преимуществами электродвигателей с аксиальным магнитным потоком перед электродвигателями с радиальным магнитным потоком: более компактная конструкция, более высокое соотношение электромагнитного момента и массы электродвигателя, высокая удельная мощность электродвигателя [7], для производства электродвигателя с АМП требуется меньше материала сердечника статора и ротора [8], легко регулируемый воздушный зазор между статором и ротором.
В настоящее время для управления электродвигателем с АМП наиболее распространена векторная система управления, так как данная система управления характеризуется довольно точным поддержанием заданной скорости и в отличие от системы прямого управления момента обеспечивает меньший уровень пульсаций электромагнитного момента двигателя [9].
Однако при данной системе управления такие параметры, как активные сопротивления и индуктивности обмоток статора, принимаются за константы, что соответствует лишь номинальному режиму работы электродвигателя. А если учесть тот факт, что электродвигатель с АМП, как правило, применяется в безредукторных приводах, то в процессе его работы возможны различные режимы работы, и система управления должна вносить корректировки в зависимости от изменяющихся параметров электродвигателя.
Конструкция электродвигателя с АМП. Для электродвигателей с АМП существует множество различных топологий [10].
В данной статье рассматривается топология трехфазного 12-полюсного электродвигателя с аксиальным магнитным потоком с одним статором и одним ротором, 3D-модель которого изображена на рисунке 1.
В таблице 1 перечислены характеристики электродвигателя с АМП, на примере которого выполнен анализ системы управления. Для данной конфигурации электродвигателя замкнутый путь магнитного потока начинается от постоянных магнитов, установленных на роторе, далее проходит через аксиальный воздушный зазор между статором и ротором, затем через электромагниты, установленные на статоре, и обратно к ротору.
Таблица 1 - Характеристики экспериментального электродвигателя с АМП
Наименование и единица измерения параметра Значение параметра
Номинальная мощность P, Вт 500
Номинальная скорость ш, об/мин 12 800
Максимальная скорость &>тах, об/мин 14 000
Номинальное напряжение U, В 29
Номинальный ток I, А 7,5
Пусковой момент электродвигателя Мп, Н м 2,0
Число полюсов p 12
Максимальная частота питающей сети /тах, кГц 72
Постоянное сопротивление обмоток статора RS, Ом 0,043
Момент инерции ротора J, кгм2 5,110-5
Схема соединения обмоток статора Звезда
Тип неодимовых магнитов ротора NdFeB - N52
Конструктивное исполнение статора. Сердечник статора применяется для обеспечения обратного пути магнитного потока. Для изготовления сердечника статора применяется магнитомягкий композиционный материал Somaloy, кривая намагничивания которого отображена на рисунке 2. Потери в сердечнике статора при различных частотах питающей электродвигатель сети приведены в таблице 2. Количество обмоток статора - 18. Наружный диаметр сердечника статора равен 72 мм, а внутренний - 34 мм.
Рисунок 1 - Исследуемая следуемая 3В-модель электродвигателя с АМП
Рисунок 2 - Кривая намагничивания магнитомягкого композиционного материала SomaIoy [11] Таблица 2 - Потери материала SomaIoy при различных частотах питающей электродвигатель сети [11]
Вт/кг 50 60 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 2000
Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц
0,5 Тл 1,6 1,9 3,1 6 10 14 17 21 26 30 34 39 95
1,0 Тл 5,2 6,3 11 22 34 47 60 74 88 104 120 136 339
1,5 Тл 11 13 22 45 70 96 123 153 183 216 249 284 719
Конструктивное исполнение ротора.
3О-модель ротора электродвигателя с АМП изображена на рисунке 3. Ротор состоит из сердечника, выполненного из магнитомягкого композиционного материала Somaloy, и установленных на нем 12 постоянных магнитов NdFeB-N52. Аксиальный зазор между статором и ротором, а также выполнение механической жесткости, обусловленной силами магнитного притяжения между полюсами статора и постоянными магнитами ротора, достигается при помощи ступени на валу ротора. Наружный диаметр ротора, как и у статора, равен 72 мм.
Математическая модель электродвигателя с аксиальным магнитным потоком. Математическое описание электродвигателя с АМП имеет такой же вид, как и для СДПМ с радиальным магнитным потоком, тогда уравнения равновесия статора электродвигателя с АМП имеют вид [12]:
f did ud = • + Rs •
din
dt s
un = L,
Сердечник
Рисунок 3 - 3О-модель ротора электродвигателя с АМП
Íh — Ы • LH * Í,
(1)
íq + Ы
где ud и uq - напряжение статора по осям d и q соответственно, В;
id и iq - ток статора по осям d и q соответственно, А;
Rs - активное сопротивление обмоток статора, Ом;
Ld и Lq - индуктивность обмоток статора по осям d и q соответственно, Гн;
и> - скорость вращения ротора в электрических рад/с;
1фг - потокосцепление ротора, Вб.
Электромагнитный момент электродвигателя с АМП определяется выражением
шр г / М f л
М = — • [lq • ^Г + Id • lq • - (2)
где m - число фаз;
р - число пар полюсов.
Компьютерное моделирование электродвигателя с аксиальным магнитным потоком. Для исследования изменения индуктивностей статора электродвигателя с АМП от значений величины механической нагрузки выполнено компьютерное моделирование методом конечных элементов в программной среде Simcenter Magnet, в котором реализовано задание зависимости углового положения ротора электродвигателя с АМП от тока соответствующей обмотки статора, создающего потокосцепление статора. Конечно-элементная сетка исследуемой модели отображена на рисунке 4, а. Объемная картина распределения магнитной индукции в электродвигателе с АМП при номинальном режиме работы показана на рисунке 4, б.
Рисунок 4 - Исследуемая 3D-модель электродвигателя в программной среде Simcenter Magnet: конечно-элементная сетка электродвигателя с АМП (а) и распределение магнитной индукции в электродвигателе (б)
На основе результатов анализа различных режимов работы электродвигателя с АМП можно сделать вывод о том, что для данной конфигурации электродвигателя с АМП при различной механической нагрузке индуктивности обмоток статора Ьа и Ья по осям й и q соответственно не являются константами, а изменяются нелинейно в зависимости от механической нагрузки электродвигателя. Данный факт объясняется тем, что при уменьшении номинальной нагрузки электродвигателя с АМП увеличивается неравномерность распределения магнитного потока статора, что приводит к различному магнитному насыщению магнитопровода статора по осям й и q, которое и обусловливает изменения индуктивностей обмоток статора. График изменения индуктивностей в зависимости от нагрузки на электродвигатель показан на рисунке 5.
Процентное значение тока (от номинального}, %
Я 4й И И 1(0 120 140
Рисунок 6 - График зависимости индуктивностей статора Ьа и по осям d и q соответственно при различной нагрузке электродвигателя с АМП
Экспериментальное исследование системы векторного управления с АМП. Для
выполнения экспериментальных исследований изготовлен электродвигатель с АМП, изображенный на рисунке 6. Для выполнения анализа работы систем векторного управления электродвигателем с АМП применяется один и тот же рабочий цикл изменения скорости электродвигателя при разных режимах работы: при режиме холостого хода (рисунок 7); при механической нагрузке, меняющейся согласно рабочему циклу изменения скорости, и классической системе векторного управления электродвигателем, где индуктивности обмоток статора приняты за константы (рисунок 8); при механической нагрузке, меняющейся согласно рабочему циклу изменения скорости, и системе векторного управления электродвигателем, которая учитывает нелинейное изменение индуктивностей статора (рисунок 9).
а б
Рисунок 7 - Экспериментальный образец электродвигателя с АМП: статор (а); статор и установленный на него сверху ротор (б)
«1- ж 3 / 1 1 \ б*- - ■■—•»-=41.1". ■■"•■[-ит^'г
ш. / ■ / НЕ- 1 1 |
1 1 1 1 : 1
. [ гт \ I
№ / / 1 1 1 1 гг ! 1 1 нз
2
/ : /----/ ! , Г-Ч. \ 1 I 1 J_.и__1-1—1__]?_____
1
/ У
Г J ^ .:Т. „V. 1 1_, . .
I
7. 7, 7- 7. ^ [ I 7 V ^ I ' I \ I I 7: 7~ * ^ ' I Г' [ I [ > ^ I 7. 7. ^ г т ~ ; ^ 1 I* 17
Рисунок 8 - График изменения скорости, напряжения и тока электродвигателя с АМП, управляемого классической векторной системой, при режиме холостого хода: 1 - сила тока статора, мА; 2 - напряжение статора, мВ; 3 - скорость вращения электродвигателя, об/мин
Рисунок 9 - График изменения скорости, напряжения и тока электродвигателя с АМП, управляемого классической векторной системой, при меняющейся механической нагрузке: 1 - сила тока статора, мА; 2 - напряжение статора, мВ; 3 - скорость вращения электродвигателя, об/мин
Рисунок 10 - График изменения скорости, напряжения и тока электродвигателя с АМП, управляемого
векторной системой, учитывающей нелинейное изменение индуктивностей статора, при меняющейся механической нагрузке: 1 - сила тока статора, мА; 2 - напряжение статора, мВ;
3 - скорость вращения электродвигателя, об/мин
На основе полученных экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что при режиме холостого хода (см. рисунок 7) колебания скорости электродвигателя с АМП составляют не более 2,5 % от заданной, что говорит о удовлетворительной работе классической системы векторного управления. Однако при изменяющейся механической нагрузке, совпадающей со скоростью вращения (см. рисунок 8), колебания скорости составляют уже более 10 % от заданной, что не удовлетворяет критериям точности поддержания скорости вращения электродвигателя.
При работе векторной системы управления электродвигателем с АМП, учитывающей нелинейный характер изменения индуктивностей статора по осям d и q, и механической нагрузке, как в предыдущем опыте (см. рисунок 8), колебания скорости электродвигателя с АМП составляют не более 4 % от заданной (см. рисунок 9), что показывает более низкий уровень пульсаций скорости по сравнению с классической векторной системой управления.
В данной статье описаны экспериментальное исследование работы векторной системы управления электродвигателем с аксиальным магнитным потоком, конструктивное исполнение и математическая модель электродвигателя с АМП, приведены результаты компьютерного моделирования.
На основе анализа результатов компьютерного моделирования можно сделать вывод о том, что при изменении механической нагрузки, индуктивности обмоток статора Ld и Lq по осям d и q соответственно не являются константами, а имеют нелинейный характер зависимости от механической нагрузки.
Результаты анализа экспериментального исследования работы систем векторного управления показывают, что система управления, которая учитывает нелинейный характер изменения индуктивностей статора, имеет значительно меньший уровень пульсаций скорости вращения электродвигателя с АМП по сравнению с классической векторной системой управления.
Список литературы
1. Анучин, А. С. Системы управления электроприводов / А. С. Анучин. - Москва : МЭИ, 2015. - 373 с. - Текст : непосредственный.
2. Havel A., Sobek M., Stepanec L., Strossa J. Optimization of Permanent Magnet Parameters in Axial Flux Rotary Converter for HEV Drive. Energies Publ., 2022, 724 p.
3. Kumar S., Lipo T.A., Kwon B.I. A 32,000 r/min Axial Flux Permanent Magnet Machine for Energy Storage with Mechanical Stress Analysis. IEEE Trans. Magn Publ., 2016, 52 p.
4. Ouldhamrane H., Charpentier J.-F., Khoucha F., Zaoui A., Achour Y., Benbouzid M. Optimal Design of Axial Flux Permanent Magnet Motors for Ship RIM-Driven Thruster. Machines Publ., 2022, 932 p.
5. Di Dio V., Cipriani G., Manno D. Axial Flux Permanent Magnet Synchronous Generators for Pico Hydropower Application: A Parametrical Study. Energies Publ., 2022. Available at: https://doi.org/10.3390/en15196893 (accessed 17.04.2023).
6. Shin D.-Y., Jung M.-J., Lee K.-B., Lee K.-D., Kim W.-H. A Study on the Improvement of Torque Density of an Axial Slot-Less Flux Permanent Magnet Synchronous Motor for Collaborative Robot. Energies Publ., 2022, pp. 34-64.
7. Celik E., Gor H., Ozturk N., Kurt E. Application of artificial neural network to estimate power generation and efficiency of a new axial flux permanent magnet synchronous generator. Int. J. Hydrog. Energy Publ., 2017, pp. 17692-17699.
8. Polat M., Yildiz A.R. Akinci Performance Analysis and Reduction of Torque Ripple of Axial Flux Permanent Magnet Synchronous Motor Manufactured for Electric Vehicles. IEEE Transactions on Magnetics, 2021, no. 7, pp. 1-9.
9. Жилиготов, Р. И. Разработка системы бездатчикового векторного управления синхронным двигателем с постоянными магнитами : специальность 05.09.03 «Электротехнические комплексы и системы» : диссертация кандидата технических наук / Жилиготов Руслан Игоревич; Санкт-Петербургский политехн. ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург, 2018. - 121 с. - Текст : непосредственный.
10. Gieras J.F., Wang R-J, Kamper M.J. Axial Flux Permanent Magnet Brushless Machines, Springer Science Publ., 2008, 362 p.
11. Somaloy® (Datasheet). Available at: https://www.hoganas.com/globalassets/downloads/-sp/libary/somaloy_prototyping-material_1334hog.pdf?mode=brochure#page=4 (accessed 15.04.2023).
12. Калачев, Ю. Н. Векторное регулирование (заметки практика) / Ю. Н. Калачев. - Москва : ЭФО, 2013. - 72 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Anuchin A.S. Sistemy upravlenijajelektroprivodov [Electric drive control systems]. Moscow, MEI Publ., 2015, 373 p. (In Russian).
2. Havel A., Sobek M., Stepanec L., Strossa J. Optimization of Permanent Magnet Parameters in Axial Flux Rotary Converter for HEV Drive. Energies Publ., 2022, 724 p.
3. Kumar S., Lipo T.A., Kwon B.I. A 32,000 r/min Axial Flux Permanent Magnet Machine for Energy Storage with Mechanical Stress Analysis. IEEE Trans. Magn Publ., 2016, 52 p.
4. Ouldhamrane H., Charpentier J.-F., Khoucha F., Zaoui A., Achour Y., Benbouzid M. Optimal Design of Axial Flux Permanent Magnet Motors for Ship RIM-Driven Thruster. Machines Publ., 2022, 932 p.
5. Di Dio V., Cipriani G., Manno D. Axial Flux Permanent Magnet Synchronous Generators for Pico Hydropower Application: A Parametrical Study. Energies Publ., 2022. Available at: https://doi.org/10.3390/en15196893 (accessed 17.04.2023).
6. Shin D.-Y., Jung M.-J., Lee K.-B., Lee K.-D., Kim W.-H. A Study on the Improvement of Torque Density of an Axial Slot-Less Flux Permanent Magnet Synchronous Motor for Collaborative Robot. Energies Publ., 2022, pp. 34-64.
7. Celik E., Gor H., Ozturk N., Kurt E. Application of artificial neural network to estimate power generation and efficiency of a new axial flux permanent magnet synchronous generator. Int. J. Hydrog. Energy Publ., 2017, pp. 17692-17699.
8. Polat M., Yildiz A.R. Akinci Performance Analysis and Reduction of Torque Ripple of Axial Flux Permanent Magnet Synchronous Motor Manufactured for Electric Vehicles. IEEE Transactions on Magnetics, 2021, no. 7, pp. 1-9.
9. Zhiligotov R.I. Razrabotka sistemy bezdatchikovogo vektornogo upravlenija sinhronnym dvigatelem s postojannymi magnitami (Development of a Sensorless Vector Control System for a Permanent Magnet Synchronous Motor). Doctor's thesis, Saint Petersburg, SPbPU, 2018, 121 p. (In Russian).
10. Gieras J.F., Wang R-J, Kamper M.J. Axial Flux Permanent Magnet Brushless Machines, Springer Science Publ., 2008, 362 p.
11. Somaloy® (Datasheet). Available at: https://www.hoganas.com/globalassets/downloads/-sp/libary/somaloy_prototyping-material_1334hog.pdf?mode=brochure#page=4 (accessed 15.04.2023).
12. Kalachev Ju.N. Vektornoe regulirovanie (zametki praktika) [Vector regulation: practice notes]. Moscow, JeFO Publ., 2013, 72 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Малышев Андрей Владимирович
Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ).
Кирова ул., д. 42, г. Новокузнецк, 654007, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электротехника, электропривод и промышленная электроника», СибГИУ.
Тел.: +7 (923) 626-33-05. E-mail: [email protected]
Malyshev Andrei Vladimirovich
Siberian State Industrial University (SibSIU).
42, Kirova st., Novokuznetsk, 654007, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Electrical engineering, electric drive and industrial electronics», SibSIU.
Phone: +7 (923) 626-33-05. E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Малышев, А. В. Экспериментальное исследование и компьютерное моделирование системы векторного управления электродвигателем с аксиальным магнитным потоком / А. В. Малышев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54). - С. 127 - 136.
Malyshev A.V. Experimental survey and computer simulation of the vector control system for the axial flux permanent magnet motor. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 127-136 (In Russian).
УДК 621.3.025
Н. В. Савина, А. А. Казакул
Амурский государственный университет (АмГУ), г. Благовещенск, Российская Федерация
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ И АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СХЕМНО-РЕЖИМНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Аннотация. Рассмотрена проблема надежности функционирования распределительных сетей, нормально работающих в разомкнутом режиме. Предметом исследования является чувствительность распределительных электрических сетей к вводу управляющих воздействий, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности. Целью исследования является разработка и реализация методики и алгоритма поиска и принятия решений по повышению режимной надежности путем адаптивного управления электрическими сетями. Методика поиска и принятия решений по повышению надежности электрической сети базируется на сравнении альтернатив в выделенном энергетическом кластере по реакции на вводимые управляющие воздействия. В ходе исследования на основе анализа перспективных инновационных технологий выбраны те, реализация которых позволит повысить надежность работы распределительных сетей. Предложен алгоритм поиска и принятия решений по повышению режимной надежности электрической сети с