ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е.С. ИОНКИНА (Волгоград)
экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности
Дано научное объяснение профессионально-языковой компетентности иностранного студента, выделены уровни ее сформированности. Для каждого уровня определены соответствующие внутренние факторы и внешние условия становления исследуемого феномена, выявлены инвариантные факторы и условия, что позволяет разработать требования к организации процесса формирования профессионально-языковой компетентности в процессе довузовской подготовки.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-языковая, фактор, условие.
Ежегодно в Россию приезжают для обучения на подготовительных факультетах студенты из различных стран. В России имеются все необходимые предпосылки для ускорения интернационализации образования и увеличения контингента иностранных учащихся. Учитывая модернизацию образования, знания не являются исчерпывающим содержанием обучения: учебный акцент сместился с умения запоминать на умение размышлять и действовать, поэтому современные образовательные технологии и ориентируются на компетентности.
Формирование профессионально-языковой компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее, а точнее, на довузовском этапе обучения. Следовательно, перед преподавателями подготовительного факультета стоит непростая задача - построить обучение таким образом, чтобы не просто восполнить пробелы в знаниях студента по предмету и обучить предметной терминологии на русском языке, но и сформировать профессиональноязыковую компетентность студента. К сожале-
нию, эта задача не реализуется в связи с невы-явленностью факторов и неразработанностью условий развития данной компетентности. Следовательно, остро встает вопрос об определении факторов и условий развития этого качества у иностранного студента.
Под профессионально-языковой компетентностью иностранного студента как целью его довузовской подготовки мы понимаем профессионально значимое качество, отличающееся тем, что оно реализует социальную потребность иностранного студента, способствует самостоятельному и профессиональному осуществлению учебно-познавательной деятельности в неродной языковой среде, помогает распознавать и порождать научные тексты, используя языковые средства изучаемого языка, к сущностным характеристикам которого относятся соответствующие определенной профессии знания, умения, навыки, а также ценностные ориентации, необходимые для систематического повышения квалификации.
В процессе формирования профессионально-языковой компетентности выделяются следующие уровни:
• описательный - общее понимание на слух элементарной научной информации, содержащейся в монологическом высказывании; понимание условия задачи; чтение текста, построенного на основе лексико-грамматического материала, соответствующего элементарному уровню владения русским языком по государственному образовательному стандарту; наличие ценностно-смысловых ориентаций;
• терминоэлементный - нацеленность сознания на новые знания; владение отдельными терминоэлементами будущей профессии; детальное понимание на слух элементарной научной информации, определение основной и дополнительной информации, содержащейся в научном тексте для чтения и в условии задачи; построение элементарного устного и письменного высказывания по теме урока; частичное наличие ценностно-смысловых ориентаций, что соответствует базовому уровню владения русским языком;
• терминосистемный - психологическая потребность в новых знаниях, составляющая
© Ионкина Е.С., 2012
профессиональную позицию; владение системой терминов будущей профессии; понимание на слух научных текстов; умение строить монологическое высказывание на профессиональную тему; объяснение решения задачи; умение инициировать и вести диалог на профессиональную тему; наличие ценностносмысловых ориентаций, что соответствует первому сертификационному уровню;
• профессионально-теоретический - интеллектуальная готовность иностранного студента к восприятию новых профессиональных знаний, свободное владение всеми видами речевых умений на русском языке как иностранном и применение их в профессиональной сфере, что соответствует второму сертификационному уровню, творческий подход к заданиям по профилирующему предмету, ярко выраженные ценностно-смысловые ориентации.
Каждый из уровней имеет качественную определенность и характеризуется единством структурных компонентов.
Диагностический эксперимент по выявлению факторов и условий повышения профессионально-языковой компетентости иностранного студента в процессе его довузовской подготовки проводился среди иностранных студентов инженерного и медицинского профилей, обучающихся на факультете подготовки иностранных специалистов в Волгоградском государственном техническом университете (60 чел.). С помощью экспертных оценок была отобрана представительная выборка из типичных представителей каждого уровня сформированности профессиональноязыковой компетентности (15 чел.). Путем дальнейшего наблюдения были определены по три типичных представителя каждого уровня сформированности профессиональноязыковой компетентности (всего 12 чел.). Эта работа проводилась в 2009 - 2010 гг.
В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность следующих компонентов профессионально-языковой компетентности: мотивационно-ценностного (соединяющего в себе потребность студента в своей будущей профессии, а также положительное эмоциональное отношение к ней); когнитивного (подразумевающего способность студента применять полученные знания по языку на практике); деятельностно-практического (включающего умения и навыки использования теоретических знаний в практической профессиональной деятельности); эмоциональнотворческого (подразумевающего профессио-
нальную неповторимость иностранного студента и его способность анализировать свою профессиональную деятельность). Показателями служили выраженность выделенных функций - профессионально-адаптивной, иноязычнокоммуникативной, практико-операционной и рефлексивной.
Диагностические методики, направленные на выявление условий формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента в процессе довузовской подготовки, состояли из наблюдений, применяемых на практических и дополнительных занятиях, анализа выполнения творческих работ и текущих проверочных заданий, зачетов и экзаменов, а также из теста «Лексика. Грамматика. Семантика», разработанного преподавателями подготовительного факультета [2], что позволило выявить действенность применяемых в работе с иностранными студентами методов педагогической подготовки.
В результате диагностического эксперимента мы определили по три типичных представителя каждого уровня сформированности профессионально-языковой компетентности и привели по одной монографической характеристике представителя каждого уровня. Анализ результатов диагностики и представленных монографических характеристик дает возможность выделить характерные для каждого уровня факторы и условия формирования профессионально-языковой компетентности. При этом вслед за Н.М. Борытко под фактором мы понимаем внутреннее, а под условием - внешнее обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса [1, с. 116]. Педагогическими мы называем условия, специально сконструированные для достижения целей воспитания и обучения, дидактическими - педагогические условия, конструируемые в процессе обучения.
На описательном уровне ведущим фактором, определяющим динамику формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, является противоречие между осознанием субъектом необходимости приобретения языковых знаний и отсутствием представлений о том, как этого достичь. Так, типичный представитель описательного уровня сформированности профессионально-языковой компетентности Хутхайфа осознает необходимость приобретения знания языка своей профессии, но не имеет представлений о том, как этого достичь. Его огорчают хорошие показатели учебной деятельности своих однокурсников, но в то же время он не знает, как ему добиться того же.
Условиями, стимулирующими формирование профессионально-языковой компетентности, являются наставничество преподавателя-куратора и преподавателя-предметника в процессе учебной деятельности субъекта, их непосредственное диалогическое общение с иностранным студентом. При постоянном контроле преподавателем деятельности студента Хут-хайфа и ее корретировании наблюдалась положительная динамика его профессиональноязыкового формирования.
На терминоэлементном уровне ведущим фактором, определяющим динамику формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, является психологическая потребность субъекта в общении со студентами и преподавателем на профессиональную тему. Иностранный студент Раед, отнесенный нами к терминоэлементному уровню, на практических занятиях сосредоточен, внимательно слушает задания и пытается выполнить их самостоятельно в том случае, если пройденный материал ему понятен. Он прекрасно осознает свои способности, поэтому в случае непонимания материала задает вопросы преподавателю и пытается прибегнуть к помощи одногруппников, проявляя психологическую потребность в общении.
Условиями, стимулирующими формирование профессионально-языковой компетентности, являются тестовые задания с приведенными вариантами ответов, дополнительные занятия по профилирующему предмету необязательного характера, иноязычное общение. Наблюдения показали, что деятельность Рае-да стимулируют тестовые задания с приведенными вариантами ответов, в таком случае он чувствует эмоциональное спокойствие. При этом именно такое эмоциональное состояние и является благополучным для его профессионального становления, и он проявляет самостоятельность в учебе. Его интерес к профилирующему предмету хорошо заметен на дополнительных занятиях, которые не несут отрицательной эмоциональной нагрузки для Ра-еда, на таких занятиях он легче вступает в иноязычное общение.
На терминосистемном уровне ведущими факторами, определяющими динамику формирования профессионально-языковой компетентности, являются понимание субъектом своих недостатков в учебной деятельности и стремление их исправить. Представитель терминосистемного уровня Финбар на уроках
всегда активен, садится за первую парту, чтобы иметь возможность вступать в диалог с преподавателем, он умеет (пусть не всегда грамотно с точки зрения русского языка) сформулировать вопрос и построить высказывание по теме урока, при этом понимает, что недостатком его учебной деятельности является русская грамматика, стесняется этого и упорно работает в данном направлении.
Условием, стимулирующим формирование профессионально-языковой компетентности, является непосредственное диалогическое общение с однокурсниками и преподавателями на профессиональную тему. Например, Финбар испытавает эмоциональный подъем во время общения на профессиональную тему с преподавателем или одногруппниками, при этом не только умеет поддержать диалог, но и часто является его инициатором.
На профессионально-теоретическом уровне ведущими факторами, определяющими динамику формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, являются стремление доказать свой профессионализм и максимальная самостоятельность в учебной деятельности. Так, характерной чертой Мухамеда, являющегося представителем профессионально-теоретического уровня сформированности профессиональноязыковой компетентности, является самостоятельность в учебе. Он не стремится прибегнуть к помощи преподавателя и однокурсников в том случае, если ему что-то непонятно, а пытается справиться своими силами, предоставляя окружающим готовый продукт своей деятельности. Таким образом, он доказывает свой профессионализм и себе, и всем участникам учебного процесса.
Условиями, стимулирующими формирование профессионально-языковой компетентности, является выполнение заданий творческого характера с применением информационных технологий, профессионально-языковое общение. Наблюдения показали, что Мухамед испытывает эмоциональный подъем не только в процессе профессионально-языкового общения, но и в ходе выполнения задания творческого характера. Например, если ему нужно подготовить доклад на тему «Законы Ньютона», он не просто перечислит все законы, а сообщит интересные факты из жизни Исаака Ньютона, приведет примеры задач на каждый из законов Ньютона, построит с помощью компьютера чертежи к каждой задаче, обозначив направление всех сил.
Таким образом, инвариантным фактором формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, не зависящим от ее уровня, является понимание студентом необходимости усовершенствования собственной профессиональноязыковой деятельности. Инвариантными условиями формирования профессионально-языковой компетентности выступают построение учебного процесса таким образом, чтобы иноязычная профессиональная речевая деятельность студента (диалогическая и монологическая) стала необходимой; использование на занятиях по профилирующему предмету информационно-коммуникационных технологий.
Выявив факторы и дидактические условия, стимулирующие динамику формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, мы получаем возможность разработать требования к организации процесса формирования исследуемой компетентности в процессе довузовской подготовки.
литература
1. Борытко Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. Вып. 3. С. 14-21.
2. Контрольные работы по научному стилю (инженерный профиль) : материалы для студентов / сост.: В.Д.Горьковская, В.А. Ильченко, З.С. Исаева [и др.]; Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград, 2006. -Ч. 2.
Experimental research of factors and conditions for formation of professional and language competence
There is given the scientific comprehension of professional and language competence of a foreign student, sorted out the levels of its formation. For each level there are defined the inner factors and external conditions for the establishment of the phenomenon, revealed the invariant factors and conditions, that makes it possible to elaborate the requirements of the organization of the process of professional and language competence formation in the process of pre-higher school training.
Key words: competence, professional and language, factor, condition.
с.а. репин, м.р. насыров
(челябинск)
вокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка
Рассматривается такая разновидность спортивной деятельности, как бокс в ракурсе его применения для формирования нравственных качеств подростков.
Ключевые слова: бокс, подросток, формирование нравственных качеств.
Место спорта, в том числе и контактных его видов, в воспитательном процессе подростков все еще остается неопределенным. Так, опрос методом случайной выборки 114 педагогов средних общеобразовательных школ г. Челябинска и г. Волгограда показал, что большинство из них (94,7 %) не считают занятия боксом равноправным воспитательным средством наряду с другими. На наш взгляд, исключать бокс из средств воспитания -значит упускать нравственное становление значительной части подростков, увлеченных контактными видами спорта.
Таким образом, среди причин, тормозящих целенаправленное развитие нравственных ценностных ориентаций в среде подрастающего поколения, на одно из первых мест выступает недостаточное внимание к разработке теории педагогического содействия становлению нравственных качеств средствами бокса. Отсюда, на наш взгляд, появляются две проблемы: обоснование значения занятий боксом для подростков (возрастной аспект), вопрос о педагогической характеристике компонентов данных занятий и механизмах их воспитательного влияния на личность.
Оценка нравственного аспекта спортивной деятельности, в том числе и бокса, непосредственно связана с трактовкой вопроса о ведущем типе деятельности и его соотношении с другими видами деятельности на разных этапах развития. Понятие «ведущий тип», или «вид деятельности», введенное в психологическую и педагогическую науку Л.С. Выготским и разрабатываемое А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, имеет важное теоретическое значение, т.к. определяет детерминанты психологического развития личности подростка. А.Н. Леонтьева отмечал: «Ведущей мы назы-
© Репин С.А., Насыров М.Р., 2012