Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование этнических предубеждений'

Экспериментальное исследование этнических предубеждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
584
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ МОНОЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР / ОБЩИЙ ФОНД СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джакупов С.М., Мадалиева З.Б., Нигай Н.В.

В статье представлен опыт разработки принципиально новой технологии этнопсихологического эксперимента на основе использования виртуальных независимых экспериментальных переменных. Показано, что этнические предубеждения являются результатом формирования и развития специфических смысловых барьеров, возникающих в условиях межэтнического взаимодействия и общения людей. Их преодоление оказывается более успешным в условиях специально организованного процесса обучения в полиэтнической среде, характерного для современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джакупов С.М., Мадалиева З.Б., Нигай Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование этнических предубеждений»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.923

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ

С.М. ДЖАКУПОВ*, З.Б. МАДАЛИЕВА, Н.В. НИГАЙ

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы,

Республика Казахстан

В статье представлен опыт разработки принципиально новой технологии этнопсихологического эксперимента на основе использования виртуальных независимых экспериментальных переменных. Показано, что этнические предубеждения являются результатом формирования и развития специфических смысловых барьеров, возникающих в условиях межэтнического взаимодействия и общения людей. Их преодоление оказывается более успешным в условиях специально организованного процесса обучения в полиэтнической среде, характерного для современного вуза.

Ключевые слова: виртуальная моноэтническая группа, смысловой барьер, общий фонд смысловых образований, полиэтническая среда, этнические предубеждения.

В связи с нарастанием проблем межэтнических отношений в современном обществе представляется актуальным проведение специальных этнопсихологических исследований. Особенно это важно для молодежной среды в полиэтнических условиях.

В данном контексте была поставлена задача осуществить психологическое исследование этнических предубеждений в экспериментальных группах студентов вуза Республики Казахстан.

Из-за повышенных трудностей, связанных с выявлением и измерением этнически детерминированных личностных особенностей человека, обнаруживающихся в процессе общения и взаимодействия людей в полиэтнической среде, был разработан специальный метод экспериментального исследования. Основная идея

© Джакупов С.М., 2009 г.

* Для корреспонденции:

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой этнической и педагогической психологии Казахского национального университета им. аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан

этого метода состоит в моделировании виртуальных моноэтнических групп.

На первом этапе проводится тестирование всех испытуемых с целью выявления «настоящих казахов» и «настоящих русских». Несмотря на кажущуюся абсурдность цели, большинство испытуемых с воодушевлением заполняло этнопсихологический опросник, который содержал 19 вопросов, отражающих быт и культуру различных народов. Исследование проводилось анонимно. Вопросы формулировались в виде утверждений. Респондент должен был отметить суждения, с которыми он согласен.

Дополнительная мотивация деятельности участников эксперимента обеспечивалась сообщением о том, что по результатам первого этапа исследования будет отобрано ограниченное количество испытуемых для участия в последующих сериях исследования, организованных в форме интенсивных учебных занятий, позволяющих за короткий срок овладеть умениями и навыками эффективного межэтнического общения. Подчеркивалась особая роль такого общения для будущего профессионального роста молодого спе-

циалиста в условиях полиэтнического Казахстана.

Второй этап исследования начинался с отбора для участия в дальнейщих экспериментах трех экспериментальных и трех контрольных подгрупп испытуемых по 12 человек в каждой. Это количество людей в подгруппах является оптимальным с точки зрения организации группового обучающего занятия, позволяющего в максимальной мере использовать феномены межличностного взаимодействия и общения с целью повышения эффективности совместной познавательной деятельности.

Испытуемым первых двух подгрупп экспериментальной и контрольной группы было подчеркнуто сказано, что в эти подгруппы были отобраны юноши и девушки, отвечающие критериям «настоящих казахов» и «настоящих русских», на основе результатов тестирования, которое проводилось на первом этапе эксперимента со всеми испытуемыми. Следовательно, в подгруппы МКЭ (моноэтническая казахская экспериментальная) и МКК (моноэтническая казахская контрольная) вошли «настоящие казахи», в подгруппы МРЭ (моноэтническая русская экспериментальная) и МРК (моноэтническая русская контрольная) вошли «настоящие русские». Фактически все моноэтнические подгруппы представляют собой виртуальную реальность, репрезентированную в сознании участников эксперимента в виде максимально возможной идеальной по своим параметрам этнической группы, к которой они имеют честь принадлежать.

Поскольку на самом деле отбор, как настоящих казахов, так и настоящих русских практически неосуществимая задача, то в эти подгруппы отбирались представители казахского и русского этносов в случайном порядке. Подгруппы ПГЭ (полиэтническая группа экспериментальная) и ПГК (полиэтническая группа контрольная) комплектовались из представителей казахского и русского этносов по 6 испытуемых в каждой также в случайном порядке. Количе-

ственное соотношение юношей и девушек во всех экспериментальных и контрольных подгруппах было равным.

По сути дела, на втором этапе исследования, благодаря применению виртуальных независимых экспериментальных переменных, в виде виртуальных моноэтнических подгрупп, обеспечивались дополнительные условия для активизации этнопсихологических особенностей личности, обусловленные осознанием факта признания человека полноценным и полноправным членом этнической группы. Здесь необходимо подчеркнуть, что степень этнической идентификации с виртуальной, а потому в пределе идеальной моноэтнической подгруппой оказывается гораздо выше, чем идентификация с реальной подгруппой. Поскольку в полиэтнических подруппах никаких инструкций-установок не давалось, то активизация этнопсихологических особенностей личности в них осуществлялась за счет естественных социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия и общения.

Таким образом, моноэтнические подгруппы экспериментальной и контрольной групп представляют собой в психологическом плане виртуальные реальности, образованные путем «ненавязчивого внушения», которые впоследствии проявили себя в тестовых показателях не менее реально, чем реальные полиэтнические подгруппы ПГК и ПГР.

На третьем этапе исследования были проведены специально организованные учебные занятия по развитию умений и навыков межэтнического общения. При этом в экспериментальной группе, состоящей из двух моноэтнических и одной полиэтнической подгрупп, занятия проводились с применением нетрадиционных технологий обучения, разработанных на основе принципов совместно-диалогической познавательной деятельности [2]. В контрольной группе, также состоящей из аналогичных подгрупп, занятия проводились при помощи традиционных технологий обучения.

Цель данного этапа исследования заключалась в сравнительном анализе степени воздействия традиционных форм обучения и нетрадиционного метода обучения, смоделированного по типу совместно-диалогической познавательной деятельности, на этнически детерминированные личностные особенности человека. Технология обучения, основанная на принципах формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности, представляет собой комплекс, состоящий из различных микро-тренингов, в которых использованы наиболее адаптированные к учебному процессу психотехнические приемы и средства из арсенала современной практической психологии и психотерапии [3].

Занятия в экспериментальных подгруппах проводились преподавателями, владеющими технологией обучения, основанной на принципах совместно-диалогической познавательной деятельности, и являющимися сертифицированными тренерами Казахской ассоциации психологов. В контрольных подгруппах занятия проводились преподавателями, не имеющими специальной подготовки по технологии совместно-диалогической познавательной деятельности и не являющимися тренерами в области практической психологии.

Для проведения занятий в обеих группах: экспериментальной и контрольной использовался идентичный по содержанию спецкурс «Психология межэтнического общения». В исследовании принимали участие 72 студента 1-3 курсов, объединенных в 6 групп по 12 человек в каждой.

Диагностика динамики процесса проявления психологических особенностей личности обучающихся в ходе формирования и развития познавательной деятельности осуществлялась дважды. Первая серия измерений посредством адаптированного теста самоотношения В.В. Столина [1, 5], проводилась в контрольной и экспериментальной группах до проведения учебных занятий по спецкурсу «Психология межэт-

нического общения». Вторая серия измерений была проведена после окончания этих занятий. Специальная процедура экспериментального исследования с применением виртуальных независимых переменных позволяет «приспособить» обычный личностный опросник для определения изменений этнопсихологических особенностей личности в процессе обучения.

Результаты сводятся к следующему. Было показано изменение этнических предубеждений в процессе формирования и развития познавательной деятельности. Для того чтобы проверить гипотезу об изменениях этнопсихологического компонента психологических особенностей личности студентов в условиях обучения на основе технологии совместно-диалогической познавательной деятельности в сравнении с обучением на основе традиционных обучающих технологий, был проведен анализ результатов исследования, полученных на основе теста самоотношения В.В. Столина, приведенных ниже в таблице 1.

Из анализа, представленных в таблице 1 данных следует, что увеличение показателя С (глобальное самоотношение) наблюдается в подгруппах МКЭ 0=3,4), МРЭ ^=3,5) и ПГЭ 0=3,2) при вероятности допустимой ошибки р>0,01. Причем, в подгруппе ПГЭ увеличение положительного отношения к себе значительно ниже, чем в других экспериментальных подгруппах.

Показатель Ф1-самоуважение, который свидетельствует о наличии веры в свои силы, способности и энергии, оценки своих возможностей и уважения к себе увеличился только у испытуемых экспериментальной группы. Критические значения ^критерия Стьюдента соответственно равняются в подгруппах: МКЭ (3,3), МРЭ (3,4) и ПГЭ (3,1) и говорят о том, что наблюдаемые изменения по данному показателю являются статистически достоверными.

Обращает на себя внимание то, что увеличение показателя Ф1 в моноэтнических экспериментальных подгруппах МКЭ

Обозначения: С - глобальное самоотношение, Ф1 - самоуважение, Ф2 - аутосимпатия, Ф3 -самоуверенность, Ф4 - самопоследовательность, Ф5 - самопринятие, Ф6 - самообвинение, Ф7 -отношение, ожидаемое от других, Ф8 - самоинтерес, Ф9 - самопонимание. Группы испытуемых обозначены в тексте

Таблица 1

Средние значения показателей подгрупп испытуемых «до» и «после» обучения

Группы испытуемых Замер С Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 Ф9

МКЭ 1 19,6 9,2 7,7 4,7 4,1 5,4 4,3 6,4 4,8 2,5

2 26,8 15,5 9,0 7,6 3,8 5,6 5,1 7,2 4,9 2,6

МРЭ 1 18,5 8,3 9,9 5,4 3,7 5,3 4,2 6,8 4,3 2,4

2 25,7 13,7 10,3 8,5 3,8 4,9 5,3 7,5 4,4 2,5

ПГЭ 1 19,3 10,2 8,7 4,9 3,8 5,3 4,4 6,5 4,8 2,4

2 23,5 15,0 10,1 5,2 4,1 5,5 4,5 7,6 4,7 2,5

МКК 1 18,3 8,1 8,6 4,7 3,4 5,2 4,5 6,2 4,2 2,4

2 20,2 7,8 8,3 5,3 3,5 5,4 4,6 6,3 4,3 2,6

МРК 1 19,5 9,2 11,6 4,8 4,1 5,4 4,5 6,3 4,7 2,3

2 19,8 9,6 12,8 5,1 4,2 5,5 4,6 6,5 4,9 2,5

ПГК 1 20,2 7,7 10,0 5,4 3,5 4,8 4,1 6,3 4,8 2,6

2 19,6 8,1 9,8 5,6 3,7 5,0 4,2 6,4 5,0 2,7

и МРЭ значительно выше, чем в полиэтнической экспериментальной подгруппе ПГЭ. Это означает, что моноэтнические (казахские и русские) подгруппы оказались более чувствительными к воздействию технологии совместно-диалогической познавательной деятельности, чем полиэтническая подгруппа. Это может означать то, что в полиэтнической подгруппе обучающихся в условиях активизации их познавательной деятельности посредством нетрадиционных технологий обучения, происходит интенсификация специфических смысловых барьеров. Последние, как известно, оказывают тормозящее воздействие на процесс формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности, проявляясь на поведенческом уровне активности субъекта в форме этнических предубеждений [4].

Особенно чувствительным к таким воздействиям оказывается в этих условиях процесс присвоения каждым обучающимся «общего фонда смысловых образований» [2]. Нарушение этого процесса собствен-

но и означает отсутствие возможностей для каких-либо личностных изменений, в том числе и тех, которые могут проявлять себя в изменениях показателя самоуважения Ф1. Это означает, что показатель Ф1-самоуважение по тесту самоотношения В.В. Столина является достаточно представительным индикатором наличия или отсутствия этнических предубеждений личности в условиях аналогичных, созданных в нашем виртуальном эксперименте.

Как было нами уже указано выше, экспериментальная и контрольная группы составлены путем искусственного подбора состава 6 подгрупп по 12 человек в каждой. Испытуемым первых двух подгрупп экспериментальной и контрольной группы было сказано, что в эти подгруппы люди подбирались на основе результатов комплексного тестирования, которое действительно проводилось перед экспериментом со всеми испытуемыми. При этом никаких инструкций-установок не давалось. Все эти меры привели к тому, что моноэтнические подгруппы экспериментальной и

контрольной группы в психологическом отношении оказались виртуальными реальностями, образованными путем «ненавязчивого внушения».

Специально нужно подчеркнуть факт, состоящий в том, что значимое увеличение показателя самоуважения Ф1 в экспериментальной группе в целом в сравнении с контрольной группой говорит о том, что технология обучения, основанная на принципах формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности, оказывает большее влияние на изменение личностных особенностей обучающихся, чем технология традиционного обучения, что выступает в качестве очередного подтверждения гипотезы исследования.

Показатель ФЗ-самоуверенность, интерпретируемый как вера в свои практические способности, которые реализуются в «воплощении в жизнь задуманного», также увеличился статистически значимым образом в подгруппах МКЭ (1=3,43) и МРЭ (1=3,34). В группе ПГЭ увеличение самоуверенности не обнаружено. Из этого следует, что личностные изменения, произошедшие в моноэтнических подгруппах (МКЭ и МРЭ) в процессе обучения, примерно одинаковы по показателю Ф3, в то время как в полиэтнической подгруппе статистически значимых изменений по этому показателю не произошло. Следовательно, мы имеем дело с аналогичной динамикой изменений показателей как и в предыдущем случае с Ф1. Поэтому можно вновь констатировать, что моноэтнические (казахские и русские) подгруппы оказались более чувствительными к воздействию технологии совместно-диалогической познавательной деятельности, чем полиэтническая подгруппа по показателю Ф3. Низкая чувствительность полиэтнической подгруппы обучающихся к нетрадиционным технологиям обучения так же может быть объяснена актуализацией этнических предубеждений в этих условиях.

Совпадение результатов, полученных по показателям двух различных шкал Ф1 и Ф3, может свидетельствовать как о содержательно-психологическом сходстве их между собой, так и о том, что гипотеза об актуализации этнических предубеждений в полиэтнических экспериментальных группах в условиях формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности подтверждается очередной раз. Об этом же говорит отсутствие статистически значимых изменений показателей Ф1 и Ф3 в полиэтнических контрольных подгруппах, где обучение велось на основе традиционных технологий, не способствующих формированию и развитию совместно-диалогической познавательной деятельности.

На фоне уже сделанных выводов несколько неожиданно выглядят статистически значимые сдвиги, которые проявились у испытуемых по шкале самообвинения Ф6 в подгруппах МКЭ (1=3,38) и МРЭ (1=3,65). Налицо противоречие: наряду с увеличением самопринятия и самоуважения наблюдается увеличение противоположного показателя - самообвинения. Об этом же говорит то, что в подгруппах МКК, МРК, ПГК, а также ПГЭ показатели самообвинения остались на прежнем уровне. Это означает, что моноэтнические экспериментальные группы вновь оказались чувствительными к нетрадиционным технологиям обучения, но уже по показателям противоположной в содержательно-психологическом плане шкалы.

Это противоречие может быть следствием резкого снижения искусственно (виртуально) поддерживаемой высокой самооценки в результате идентификации испытуемого с «настоящим», то есть лучшим представителем своего этноса. В реальных условиях интенсивного обучения, обеспечиваемой технологией совместно-диалогической познавательной деятельности, которая, как известно, приводит к формированию и развитию рефлексивного мышления, испытуемый оказывается пе-

ред необходимостью осознания бесконечности процесса познания. Это, в свою очередь, приводит к пониманию мизерности конкретных результатов познавательной деятельности, какой бы она ни была великой по объему и трудозатратам. Сила реального осознания своей беспомощности в бесконечном мире знаний оказывается столь высокой, что она фактически сводит на «нет» виртуальную силу этнической самоидентификации.

Из рассмотренного следует, что в условиях обучения на основе технологии совместно-диалогической познавательной деятельности надлежит учитывать негативные последствия формируемого при этом рефлексивного мышления, которое способствует глобальному снижению самооценки личности. При этом оказываются безрезультатными внешние стимулы, направленные на повышение самооценки личности и основанные на апелляциях к этническим превосходствам и т.п. А это означает, что процесс обучения, основанный на технологии совместно-диалогической познавательной деятельности, позволяет изменять этнические предубеждения обучающихся, которые являются следствием проявлений этноцентризма, характерного для моноэтнических групп.

Результаты шкалы Ф7 - отношения, ожидаемого от других, показали самый высокий статистически значимый сдвиг в подгруппе ПГЭ ^=3,73). Незначительно изменился показатель отношения, ожидаемого от других, и в подгруппах МКЭ ^=3,43) и МРЭ (=3,48). Это означает, что полиэтническая экспериментальная подгруппа оказалась наиболее чувствительной к технологии совместно-диалогической познавательной деятельности по шкале Ф7, в то время как моноэтнические (казахская и русская) экспериментальные подгруппы оказались менее чувствительны по этой же шкале.

Поскольку в содержательно-психологическом плане шкала Ф7 собственно и предназначена для отражения изменений

в разнородной по составу группы, коей и является полиэтническая подгруппа, то ничего странного, казалось бы, нет в полученных показателях. Но если принять во внимание изменение показателей в полиэтнической экспериментальной подгруппе на фоне отсутствия статистически значимых изменений в полиэтнической контрольной подгруппе по шкале Ф7, то это свидетельствует, что обучение, основанное на технологии совместно-диалогической познавательной деятельности, оказывает особое влияние на внутригрупповые процессы смыслообразования. Чтобы понять эту особенность, необходимо обратиться к результатам предыдущего анализа.

Как было нами установлено ранее, низкая чувствительность полиэтнической подгруппы обучающихся к нетрадиционным технологиям обучения, оказалась результатом актуализации этнических предубеждений в этих условиях. Но по шкале Ф7 мы наблюдаем обратную картину, то есть высокую чувствительность полиэтнической подгруппы обучающихся к нетрадиционным технологиям обучения, основанным на технологии совместно-диалогической познавательной деятельности. Из этого должен следовать вывод о дезактуализации этнических предубеждений в указанных условиях. Поскольку речь идет об одном и том же явлении, но зафиксированном при помощи разных шкал, то такой вывод логически был бы ошибочным. Тогда единственно верным выводом будет вывод о том, что изменения показателей шкалы Ф7 обусловлены иными причинами, чем изменениями этнических предубеждений.

Чтобы понять эти причины, обратимся к психологическим механизмам, лежащим в основе процесса формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности как высшего уровня развития познавательной деятельности в процессе обучения [2]. В самом процессе формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности выделяется несколько этапов. Первый

и наиболее важный этап - создание общего фонда информации в ходе совместной познавательной деятельности обучающихся. Второй этап, который начинается практически одновременно с первым, - процесс формирования общего фонда смысловых образований на основе осмысления общего фонда информации. На следующем этапе одновременно с завершением процесса формирования общего фонда смысловых образований начинается процесс его присвоения каждым из участников совместной деятельности. Четвертый этап, характеризующийся завершением процесса ассимиляции общего фонда смысловых образований каждым обучающимся, сопровождается глубинным личностным переструктурированием, которое обнаруживается на поведенческом уровне в виде изменений ценностных ориентаций, установок и убеждений. Впоследствии к этому перечню поведенческих проявлений мы добавили изменения этнических предубеждений, которые, по нашему мнению, представляют собой своеобразное концентрированное выражение процесса переструктурирования личности в условиях полиэтнической среды окружения.

С учетом рассмотренного можно сделать вывод о том, что шкала Ф7 теста самоотношения оказалась наиболее чувствительной к начальным этапам процесса формирования общего фонда смысловых образований, когда еще не наступил момент интенсивного переструктурирования личности в полиэтнической экспериментальной подгруппе. Иначе говоря, показатели шкалы Ф7, отражая промежуточные результаты процесса формирования общего фонда смысловых образований, оказываются индифферентными к конечным его результатам, обусловленным переструктурированием личности, которые проявляются на поведенческом уровне в условиях полиэтнического окружения в виде изменений этнических предубеждений. Из этого следует вывод о том, что этнические предубеждения представляют собой фено-

мены, которые являют собой обобщенный результат процесса переструктурирования личности. Именно поэтому они требуют создания специальных условий исследования, необходимых для моделирования процесса формирования и развития общего фонда смысловых образований, лежащих в основе переструктурирования личности в полиэтнической группе.

Итак, анализ результатов теста самоотношения позволил, проверить гипотезу о более значительных изменениях этнопсихологического компонента психологических особенностей личности студентов в условиях обучения на основе технологии совместно-диалогической познавательной деятельности в сравнении с обучением на основе традиционных обучающих технологий. При этом удалось не только доказать правомерность гипотезы, но и выявить собственно психологическое содержание этих особенностей, которыми оказались этнические предубеждения, а также уточнить психологические механизмы, определяющие их формирование и развитие. В качестве последних признаны специфические смысловые барьеры, тормозящие процессы формирования и присвоения общего фонда смысловых образований в условиях совместных форм познавательной деятельности обучающихся, которые через посредство механизмов переструктурирования личности проявляются на поведенческом уровне активности субъекта в форме этнических предубеждений.

Показатели Ф2-аутосимпатии, Ф4-самопоследовательности, Ф5-самопринятия, Ф8-самоинтереса и Ф9-самопонимания во всех подгруппах испытуемых оказались статистически не значимыми.

Таким образом, описанный метод экспериментального этнопсихологического исследования позволяет использовать тестовые шкалы традиционных психодиагностических личностных опросников в качестве индикаторов этнопсихологических феноменов личности, являющихся следствием моделирования виртуальных

экспериментальных моноэтнических подгрупп. При этом, как показали, полученные нами результаты исследования, последние выступают в качестве независимых экспериментальных переменных с такой степенью репрезентативности, последствия введения которых достаточно надежно фиксируются в виде изменений тестовых показателей зависимых переменных.

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2003. - 440 с.

2. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. - Алматы: Изд-во КазНУ, 2004 - 312 с.

3. Джакупов С.М., Ким Е.Г. Влияние эриксо-новских техник на психическое состояние студентов в процессе обучения // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 4/2. -С. 80-85.

4. Джакупов С.М., Нигай Н.В. Этнические предубеждения как проявления смысловых барьеров // Вестник НАПК. - 2005. -№ 4. - С. 5-15.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.

EXPERIMENTAL STUDY OF ETHNIC PREJUDICES S.M. JAKUPOV, Z.B. MADALIYEVA, N.V. NIGAY Kazakh National University. Al-Farabi, Almaty, The Republic of Kazakhstan

In this article there is presented the experience of development of crucially new technology of ethnopsychologic experiment on the basis of employment of independent virtual experimental variables. It is shown that ethnic prejudices are the result of forming and development of specific conceptual barriers arising in conditions of interethnical interactions and human communication. Their overcoming is more successful in conditions of specially organised educative process in polyethnical environment which is typical for modern higher educational institutes.

Keywords: virtual monoethnic group, conceptual barrier, general fund of semantic entities, polyethnical environment, ethnic prejudices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.