Исаханова Асель Алимахановна,
Международный Казахско-турецкий университет, PhD докторант; Кушерова Ж. К., школа-гимназия №75 г. Астана, старший преподаватель;
Джакупов Сатыбалды Мукатаевич,
Казахский национальный университет им.Аль-Фараби, доктор психологических наук, профессор
Изучение нравственных ценностей всеобщего равенства школьников современного Казахстана
Проблема нравственных ценностей и нравственно-ценностных ориентаций является предметом, изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место, способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат не только психологам [1 с. 161], но сходного мнения придерживались и социологи [2 с. 97], и антропологи [3 с. 205].
Сложность определения сущности: феномена «нравственная ценность» связана с его многозначностью и объективными особенностями. Нравственные ценности и нравственноценностные ориентации являются, как когнитивными, так и мотивационными образованиями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «нравственная ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы. Под нравственно-ценностными ориентациями понимаются: «цели,
стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм» [4 с. 471], «установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества», «конкретное отношение к окружающей среде», «детерминанты принятия решения», «сложные обобщенные системы ценностных представлений», «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» и др.
Исторически понятие «нравственно-ценностные ориентации» личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентации образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью [5 с. 307].
Нравственные ценности занимают ведущее место в формах социальной активности. Нравственное взаимоотношение основанное не ценностях межэтнического взаимоуважения составляет основу взаимодействия между этносами в полиэтнических странах. Нравственно ценностные взаимоотношения, перерастая в форму нравственной активности, занимают ведущее место среди других форм социальной активности. Нравственная активность может рассматриваться как «специфическая активность сознания и воли, направленная на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [6 с. 15].
В полиэтнически сформированной стране, как Казахстан, особо остро стоит вопрос о нравственно-ценностной активности граждан. Так как нравственное взаимоотношение в полиэтническом обществе составляет основу жизни и процветания страны, переплетение культур и традиций в полиэтническом обществе создает особую нравственную позицию Казахстана, которая подчинят себе не только кросс-культурные течения, но и всю внутреннюю и внешнюю политику государства.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование нравственно ценностной активности в взаимоотношениях всеобщего равенства в полиэтническом обществе Казахстана, так как взаимосвязь нравственно-ценностных ориентаций и этнических предубеждений личности в условиях полиэтнического окружения определяется необходимостью осмысления этнических процессов в новых социокультурных и социодинамических условиях, а также развитием системы психологических знаний.
Несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в республике существуют проблемы, связанные с поиском модели национальной самоидентификации, решением языкового вопроса и оптимизацией межэтнических отношений в полиэтнической среде. Наряду с нравственно-ценностными ориентациями наиболее адекватным понятием, позволяющим операционализировать динамический аспект межэтнических отношений, является понятие этнического предубеждения [7 с. 27]. Этнические предубеждения, как специфическая форма проявления смысловых барьеров, могут оказывать существенное влияние на результаты деятельности людей, протекающей в условиях полиэтнического общения. Проявление этнических особенностей взаимодействующих и общающихся личностей в условиях совместной познавательной деятельности преимущественно обусловлено субъектносмысловым содержанием общего фонда информации. Если этнические предубеждения
преимущественно формируются в самом процессе межэтнического взаимодействия, то изменение этнических предубеждений происходит в результате последовательного присвоения различных общих фондов смысловых образований, сопровождающих взаимодействие в субъектном пространстве окружающего их мира.
Анализ проблемы нравственных ценностей всеобщего равенства в межэтническом общении этносов Казахстана позволил сформулировать следующие вопросы: во-первых, какое отражение в Казахстанском обществе имеет общественно-потребностная нравственная ценность всеобщего равенства; во-вторых, есть ли различия в восприятии и активизации в межэтническом общении нравственной ценности всеобщего равенства; в-третьих, оказывают ли воздействие этнические предубеждения на формирование нравственной ценности всеобщего равенства.
Для ответа на поставленные вопросы было проведено экспериментально-эмпирическое исследование, которое состояло из изучения нравственных ценностей всеобщего равенства и влияния этнических предубеждений на них.
В связи с известными трудностями, связанными с выявлением и измерением этнических предубеждений, как особого вида личностных особенностей, проявляющихся в процессе общения и взаимодействия людей в условиях полиэтнического окружения, был разработан специальный метод экспериментального исследования. Основная идея этого метода состоит в моделировании виртуальных моноэтнических групп.
На первом этапе проводиться тестирование всех испытуемых с целью выявления «настоящих казахов» и «настоящих русских» при помощи этнопсихологического опросника, который включает 19 вопросов, отражающих быт и культуру различных народов. Исследование проводилось анонимно. Вопросы формулировались в виде утверждений. Если респондент был согласен с суждением, то данный ответ нужно было обвести кружком. Основной целью первого этапа исследования было формирование психологической готовности (установки) быть полноправным представителем своего этноса, принимая и отстаивая основные нормы и формы поведения, предъявляемые традициями и обычаями того или иного народа.
Второй этап исследования начинался с того что всем «отобранным» испытуемым было сказано, что отобранные юноши и девушки, отвечают критериям «настоящих казахов» и «настоящих русских». Следовательно, они могут считать себя яркими представителями своего этноса.
Поскольку на самом деле отбор как настоящих казахов, так и настоящих русских практически неосуществимая задача, то в эти группы отбирались представители казахского и русского этноса в случайном порядке. По сути дела, на втором этапе исследования благодаря специально организованной процедуре эксперимента, обеспечивались условия для активизации этнопсихологических особенностей личности, обусловленных сознанием факта признания человека потенциальным и полноправным членом этнических групп. Таким образом, моноэтнические группы представляют собой виртуальные реальности, образованные путем «ненавязчивого внушения».
Для проведения исследования использовались идентичные по содержанию методики, единственное их отличие заключалось в языках составления. Так для моноэтнической казахской группы методики были проведены на казахском языке, а для моноэтнической русской - на русском языке. Стоит отметить, что для конструирования и перевода методик привлекались специалисты в области языковедения. Испытуемыми были учащиеся школы-гимназии №75 города Шымкента. В исследовании принимали участие 140 школьников 9 -10 классов, объединенных в 14 групп по 10 человек в каждой: по 5 юношей и по 5 девушек. Вместе с этим, для чистоты эксперимента в МЭК были отобраны испытуемые казахского этноса с казахским языком обучения, а для МЭР групп испытуемые русского этноса с русским языком обучения.
Диагностика проявления психологических особенностей личности в виде изменений нравственных ценностей всеобщего равенства обучающихся в ходе формирования и развития познавательной деятельности осуществлялась дважды. Первая серия измерений по средствам личностного опросника, позволяющего определить влияние этнопсихологических особенностей личности на процесс продуктивного мышления, проводилась 10 января 2012 года. Вторая серия измерений была проведена после окончания учебных занятий 27 мая 2012 года.
Количественные результаты исследования нравственных ценностей всеобщего равенства этнопсихологического характера показали, насколько важную роль играют нравственные ценности всеобщего равенства в межэтнических отношениях для построения эффективной деятельности в полиэтническом обществе.
Все результаты после обработки представлены в таблице. Все групповые показатели для удобства рассмотрения, объединены в общие группы МЭК и МЭР.
группы 1 серия измерений 2 серия измерений общие показатели
П1 Р1 П2 Р2 П Р
МЭК 59 41 67 33 63 37
МЭР 61 39 68 32 64,5 35,5
МЭК - моноэтническая казахская;
МЭР - моноэтническая русская;
П1 - прогрессивные показатели первой серии исследования;
Р1 - регрессивные показатели первой серии исследования;
П2 - прогрессивные показатели второй серии исследования;
Р2 - регрессивные показатели второй серии исследования;
П - общие прогрессивные показатели исследования;
Р - общие регрессивные показатели исследования.
Полученные результаты прогрессивных, то есть положительных нравственных ценностей всеобщего равенства, превышают показатели регрессивных показателей в первой серии исследования; прогрессивные показатели в МЭР группе на 2 превышают показатели МЭК, а регрессивные показатели в МЭР группе ниже на 22, что свидетельствует о высоком показателе нравственных ценностей и положительного настроя на межэтническое взаимодействие в МЭР группе испытуемых.
Сходная ситуация наблюдается и во второй серии исследования. Представители русского этноса боле прогрессивны в межэтнических взаимодействиях, несмотря на то, что в структуре ценностей и ценностных ориентациях у школьников русского и казахского этносов существуют межкультурные и межнациональные различия, трансформирующиеся в условиях полиэтнического окружения. В динамике изменений и направленности этнических предубеждении у школьников проявляются национальные и тендерные различия, обусловленные ценностными ориентациями этнических групп. Эмоциональные компоненты автостереотипа, гетеростереотипа этноса и их субъективная социокультурная дистанция взаимосвязаны. Нравственные ценности всеобщего равенства в обеих группах находятся на высоком уровне, пусть и различиями. Русские и казахские испытуемые показывают выраженную ориентацию на открытость переменам и позитивный настрой на межэтнические отношения.
На уровне образов перцепции школьники казахского этноса оказались настроенными на взаимодействие в межличностных отношений внутри своего этноса, больше чем на взаимодействие в межэтнических отношениях. Следует отметить, что представители русского этноса считают казахов менее миролюбивыми и сердечными, чем казахи думают о себе сами. А казахи полиэтнических групп воспринимают русских несколько более склонными к соперничеству, чем это присутствует в самопредставлениях русских.
Таким образом, в ходе анализа результатов эксперимента выяснено и подтверждено то, что нравственные ценностные всеобщего равенства, образованные системой этнических ценностей, и этнические предубеждения личности имеют национальные и культурные особенности проявления и характеризуют разнообразие личностного содержания, а также сходство и различие в этнической картине мира молодого поколения казахов и русских. Исследования показали, что в рамках одной культуры могут существовать разные ценностные ориентации. Основу для такой трансформации создает полиэтническая среда, открытая и терпимая к разнообразным ценностям, демонстрирующая высокую степень совпадения ценностных ориентаций этноконтактных групп в процессе их совместной деятельности. Степень совпадения нравственных ценностных всеобщего равенства у представителей исследуемых этнических групп определяет характер и направленность проявления их этнических предубеждений по отношению к этноконтактным группам.
Этнические предубеждения воплощают в себе специфическое отражение нравственных ценностей, этнические предубеждения зависят от ценностных ориентаций, вытекают из них и выражают их в схематическом виде.
Изучение проблемы нравственных ценностей всеобщего равенства и этнических предубеждений необходимо для осмысления и понимания этнических и этнопсихологических процессов, происходящих в современном полиэтническом казахстанском обществе; выработки национальной идеи, в формировании этнической личности и новой ценностной модели взаимодействия этносов. Последнее предполагает процесс консолидации казахстанского общества вокруг казахского народа с учетом реализации интересов всех этнических групп Казахстана, органичное сочетание специфических национальных и общечеловеческих ценностей и устремлений.
Литература
1.RokeacliM. The nature of human values. New York: Free Press,» 1973. 295p.
2. Williams R. M., Values Jr. In E. Sills (Ed.) International encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan; 1968. 391 p.
3. Kluschkoln C. Values and vale-orientation in the theory of action: An exploration in definition and classification II In T.Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Pfess,: 1951., P.388-433
4. Ольшанский В. Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: В 2-х т. М.: Мысль, 1965. Т. 1. С. 471-530.
5. Андреева Г. М. Психология национального познания. М., 1997. 419 с.
6. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984. 64 с.
7. Джакупов С.М. Экспериментальные исследования этнических предубеждении// Теоретические и прикладные проблемы социализации личности: Межвузовский сборник научных трудов. Алматы, 2002. Ч. IV. С. 25-45.