ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241149 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11149 УДК 372.881.111.1
Экспериментальная работа по формированию грамматического навыка у обучающихся 7-х классов на уроках английского языка с помощью информационных технологий
Experimental work on forming grammatical skills of 7th grade students in English lessons using information technologies
Автор статьи
L
Author of the article
L
Бакуменко Ольга Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-1261-9188
Olga N. Bakumenko,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Russian and Foreign Philology Chair, branch of the Kuban State University, Slavyansk-on-Kuban, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-1261-9188
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
L
Бакуменко О. Н. Экспериментальная работа по формированию грамматического навыка у обучающихся 7-х классов на уроках английского языка с помощью информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. - С. 230-248. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241149.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11149
O. N. Bakumenko, Experimental work on forming grammatical skills of 7th grade students in English lessons using information technologies // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 09. - P. 230248. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241149.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11149
Поступила в редакцию Received 07.07.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.08.24
Принята к публикации Accepted for publication 21.08.24 Опубликована Published 30.09.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Бакуменко О. Н., 2024
Аннотация
L
Abstract
L
Предлагаемая статья посвящена вопросу формирования грамматического навыка у обучающихся общеобразовательной школы при обучении английскому языку. При этом в качестве ключевого средства формирования указанного навыка в работе рассматриваются информационные технологии. Актуальность исследования связана, с одной стороны, с общим курсом на цифровиза-цию школьного образования, который обозначен в целом ряде программных документов Министерства просвещения, а с другой - с объективной продуктивностью информационных технологий, обозначаемой целым рядом педагогов-практиков. В методике обучения иностранным языкам навык выступает в качестве вершины дидактической пирамиды учебных задач. Грамматический навык выступает в качестве одного из самых сложно формируемых. Данная работа ставит своей целью разработку и определение эффективности комплекса упражнений с применением информационных технологий для формирования грамматического навыка при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе. Основным методом в предлагаемом исследовании является метод педагогического эксперимента, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Помимо этого применяются методы тестирования, количественного и качественного анализа его результатов. В исследовании систематизированы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих обширный диапазон представлений о методике преподавания грамматики иностранного языка, сущности информационных технологий, особенностях их использования в образовательном процессе, что составляет теоретическую значимость работы. Уникальность исследования заключается в определении педагогической проблемы и предложенном способе ее решения. Произведен анализ учебника одного из учебно-методических комплексов по английскому языку с точки зрения работы над грамматическим материалом на основе информационных технологий, диагностирована сформированность грамматического навыка учащихся седьмых классов базовой школы, разработан оригинальный комплекс упражнений с привлечением информационных технологий, и статистически обоснована эффективность его применения в конкретной группе школьников. Практическая значимость работы связана с возможностью использования предлагаемых в ней разработок в практике преподавания английского языка в различных образовательных учреждениях.
The proposed article is devoted to the formation of grammatical skills in students of secondary schools when teaching English. At the same time, information technologies are considered as the key means of developing this skill. The relevance of the study is connected, on the one hand, with the general course towards the digitalization of school education, which is indicated in a number of program documents of the Ministry of Education, and on the other hand, with the objective productivity of information technologies, noted by a number of practicing teachers. In the methodology of teaching foreign languages, the skill acts as the top of the didactic pyramid of educational tasks. The grammatical skill acts as one of the most difficult to form. This work aims to develop and determine the effectiveness of a set of exercises using information technology to form grammatical skills when teaching a foreign language in a secondary school. The main method in the proposed study is the method of pedagogical experiment, which includes diagnostic, forming and control stages. In addition, the methods of testing, quantitative and qualitative analysis of its results are used. The study systematizes and analyses the works of domestic and foreign scientists, reflecting a wide range of ideas about the methodology of teaching foreign language grammar, the essence of information technologies, the specific features of their use in the educational process, which constitutes the theoretical significance of the work. The uniqueness of the study lies in the definition of the pedagogical problem and the proposed method of its solution. The analysis of the textbook of one of the educational-methodical complexes on English language from the point of view of work on grammatical material based on information technologies is made, the formation of grammatical skill among students of seventh grades of the basic school is diagnosed, the original set of exercises involving information technologies is developed and the effectiveness of its application in a particular group of schoolchildren is statistically substantiated. The practical significance of the work is connected with the possibility of using the developments proposed in it in the practice of teaching English in various educational institutions.
Ключевые слова
Key words
I
информационные технологии, грамматический навык, комплекс упражнений, педагогический эксперимент
information technologies, grammatical skill, set of exercises, pedagogical experiment
Благодарности
Acknowledgements
Автор выражает благодарность Максиму Борисовичу Солодкому, педагогу дополнительного образования МАУ ЦДО г. Славянска-на-Кубани, за помощь в подготовке эксперимента.
The author expresses her gratitude to Maxim B. Solodky, a teacher of additional education at the Center for Additional Education in Slavyansk-on-Kuban for his help in preparing the experiment.
Введение / Introduction
Особенности обучения иноязычной грамматике вытекают из особенностей изучаемого языка и из структуры лингвистики как науки о языке. Грамматика многофункциональна и необходима для изучающего иностранный язык: она является важным звеном в системе общения, развивает логическое мышление и память, дисциплинирует речь и побуждает к развитию лингвистического взгляда на язык.
Переход грамматического знания через умение его применять в свободную практику общения обозначается как грамматический навык. Формирование грамматического навыка - цель обучения грамматике в школе. К ключевым характеристикам грамматического навыка относят его автоматический характер, устойчивость (способность быть использованным спустя длительное время), гибкость (возможность быть примененным для морфолого-синтаксической связи нового лексического материала). Сведение грамматики к сухим правилам, определениям, категоризации и ее изолированное от языковой практики изучение приводят к грамматизации - знанию без навыка.
Под технологиями обучения (педагогическими технологиями) понимают организацию, методы и процедуры обучения и применение средств обучения, в том числе самых современных, которые используются для достижения целей и задач обучения. В свою очередь, под информационными технологиями (ИТ) в образовании понимают систему методов, программ, процедур, действий, максимально использующих ближние и дальние информационные ресурсы с целью нахождения оптимального решения образовательных задач. Информационные технологии помогают избежать грам-матизации при формировании грамматического навыка.
В предлагаемом исследовании объектом выступает организация процесса обучения грамматике при преподавании иностранного языка в общеобразовательной школе, а предметом - информационные технологии как средство формирования грамматического навыка на уроках английского языка в 7-м классе. В работе выдвигается гипотеза о возможности повышения уровня сформированности грамматических навыков на средней ступени обучения за счет использования на уроках обучения грамматике информационных технологий. Цель, объект и предмет исследования определили тот круг задач, которые представилось необходимым решить в ходе исследования. В их числе можно назвать следующие: определить место грамматического навыка в методике обучения грамматике; раскрыть роль информационных технологий в обучении грамматике английского языка; проанализировать учебник УМК «Радужный английский» О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой [1, 2] в аспекте заданий на грамматику на основе ИТ; провести диагностику начального уровня сформированности грамматического навыка учащихся 7-го класса; разработать грамматические упражнения для уроков английского языка в 7-м классе по УМК «Радужный английский» с использованием информационных технологий и апробировать указанные упражнения на базе МБОУ СОШ № 4 имени А. С. Пушкина Каневского района Краснодарского края; экспериментально определить степень успешности использования ИТ для формирования грамматического навыка в указанной группе школьников.
Обзор литературы / Literature review
Определяя место грамматического навыка в методике обучения грамматике иностранного языка, необходимо учитывать изменения, происходящие в понимании этого термина. Ранее этот термин использовался для обозначения набора принципов, регулирующих синтаксис (см. работу Н. В. Каревой и Е. Г. Пивоварова) [3], или набора правил, по которым строится речь (например, у П. С. Шмаровой) [4]. Таким образом, набор правил, которые управляют речью, является грамматикой того или иного языка, поэтому говорят, что «каждый язык имеет свою собственную грамматику», утверждает П. С. Шмарова [5]. По словам Н. В. Зененко, грамматика как наука (описательная грамматика) является частью более общей научной дисциплины, которая называется лингвистикой и ставит своей целью изучение языка. В понимании лингвистов прошлого грамматика - это «способ мышления о языке» [6].
Современная грамматика как более обширная теоретическая дисциплина пытается описать и объяснить, почему естественная речь такая, какая она есть. Т. Скреб-цова полагает, что современная грамматика находится в русле общепринятой сегодня точки зрения: она считает, что языкознание есть наука о человеческом языке в его практической реализации, т. е. о речи как о природном явлении, которое необходимо познать [7]. С точки зрения М. Номати, С. Киёсавы, Н. Е. Ананьевой и других авторов сборника «Грамматика в обществе, общество в грамматике: исследования по нормативной грамматике славянских языков», грамматика, преподаваемая в школах, или «нормативная грамматика», - это дисциплина, направленная на языковое образование и дающая ученику правила, основанные на языковой модели, предлагаемой образованными людьми (преимущественно писателями-классиками) и государством (через учебные пособия). При ее изучении учащемуся дается совокупность всех тех правил, которые регулируют использование языка, и ее целью является развитие навыков безошибочной речи [8].
Исторически преподаваемая в школах грамматика, такая, например, как грамматика английского языка, состояла из ряда хорошо подобранных правил и примеров языкового выражения, а также орфографии, включая все те ошибочные формы, которых следует избегать. А. С. Шиманская считает, что грамматика в школе - это изучение правил, регулирующих использование языка, родного или иностранного [9]. П. С. Шмарова предлагает еще один термин для обозначения школьной грамматики - «предписывающая грамматика» [10].
Методика обучения грамматике - это раздел методики обучения иностранному языку. Е. А. Редько полагает: особенности обучения грамматике вытекают из особенностей изучаемого языка и из структуры лингвистики как науки о языке [11]. Утверждению исследовательницы созвучны следующие мнения о методике преподавания языка в общем. Н. М. Гусейнова считает, что «в основе методики обучения языку лежит сам язык, языкознание, дидактика и содержание программы для каждого конкретного класса» [12]. По С. В. Мотову, «построение методики обучения языку вытекает из имманентной природы самого языка, из характера предметного содержания и способа адекватной подачи этого содержания в школе» [13].
Таким образом, в литературе подчеркивается, что наиболее продуктивным подходом к построению методики обучения языку выступает единство науки о языке и науки о методах обучения. Из этого тезиса следует, что «методист» должен быть прежде всего хорошим лингвистом, то есть хорошим языковедом, а уже затем - хорошим учителем. Сегодня, когда в массмедиа высказывается предложение о том, что «Python [язык программирования. - О. Б.] должен стать первым иностранным языком для большинства наших граждан» [14], хороший методист, преподающий иностранный язык в школе, на наш взгляд, немыслим без знания и умения применять ИТ на своих занятиях. Как подчеркивают Н. А. Гринченко и Е. Н. Меркулова, методика обучения грамматике имеет свою историю, традиции и должна, как и любая наука, постоянно развиваться: изменять свое содержание, подходы, терминологию, выстраивать свои методы и принципы и обогащаться методическими приемами, формами работы и использованием информационных технологий [15]. Последнее, на наш взгляд, значимо, и на использовании ИТ мы остановимся несколько ниже.
По словам А. В. Комадей, овладевая грамматическими конструкциями, учащийся приобретает умение обобщать и систематизировать, привыкает соблюдать законы языка и применять их в практическом общении, в том числе и для овладения
другими дисциплинами [16]. Методисты Е. А. Соболева и. Г. Н. Папоян обозначают как грамматический навык переход грамматического знания через умение его применять в упомянутую выше свободную практику общения [17]. Е. А. Попова и В. А. Воропаева под грамматическим навыком понимают автоматическое правильное морфолого-синтаксическое оформление речи [18], Л. Г. Орлова и Е. С. Корнилова -автоматизированные операции с грамматическим материалом в процессе речевой деятельности [19]. А. Н. Гусейнова и М. М. Абдусаламов к ключевым характеристикам грамматического навыка относят его автоматический характер; устойчивость, т. е. способность быть использованным спустя длительное время; гибкость как возможность быть примененным для морфолого-синтаксической связи нового лексического материала [20].
Занятия, на которых у учащихся формируется грамматический навык, имеют свои методические особенности. Дело в том, что преподавание грамматики еще недостаточно теоретически исследовано и поднято на высокий практический уровень, как, например, обучение чтению иноязычных текстов. М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян и И. В. Трешина на основе анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку показывают, что грамматический блок традиционно хуже сдается выпускниками основной и старшей школы, чем блок того же чтения [21]. Как отмечают методисты, связано это с тем, что не соблюдается ряд значимых требований к уроку формирования грамматических навыков.
Методисты в целом едины в мысли, что грамматика является абстрактной дисциплиной, что языковой материал для учащихся зачастую просто недоступен и что им необходима психологическая или другая поддержка. Путь к определенному навыку должен идти по наиболее целесообразной тропе. Важно не только то, что учащийся понимает определенное грамматическое явление, но и способ его усвоения, так как такое знание является более постоянным и быстрее переходит в грамматический навык. А. А. Поршнева полагает, что всегда следует выбирать методические процедуры (приемы), обеспечивающие качественное усвоение грамматического явления. Три основных способа обучения грамматике: анализ и синтез, сравнение и аналогия, индукция и дедукция (индуктивно-дедуктивный способ обучения). Познавательный процесс в обучении, помимо вышеперечисленного, требует «конкретизации и абстрагирования, теоретической информации и практической ее отработки» [22]. Н. Н. Самчик указывает, что ни один урок грамматики, будь то введение нового материала, его отработка или проверка, не должен проходить без исходного текста (лингвометодического текста) [23]. С подобного текста, как уже упоминалось выше, начинается процесс «принятия» грамматических категорий. Е. А. Соболева и Г. Н. Папоян считают, что формирование грамматического навыка должно быть основано на изучении правил выражения и предоставлении учащимся возможности думать о языке, наблюдать и сравнивать, создавать и обогащать личное речевое произведение на основе устного или письменного текста, положенного в основу изучения правила [24].
Изменения в обучении грамматике английского языка в российской школе идут сегодня в русле тех изменений, которые вызваны внедрением новых стандартов (ФГОС ООО). Можно говорить о постоянном изменении и совершенствовании содержания программы и методических приемов. А. А. Шамаева и О. А. Минеева считают, что смысл обучения грамматике состоит сегодня в том, что учащийся узнает те или иные грамматические явления «самостоятельно», определяя с ненавязчивой, неявной помощью учителя
правило («открывая новое знание»), а затем применяет это правило в новой ситуации [25]. По мнению методистов, учитель должен с помощью проблемных вопросов (конкретных, четких и недвусмысленных) подвести учащихся к «самостоятельному» открытию грамматического правила. Цель достигается только тогда, когда учащимся удается сформулировать правило, а учитель лишь дополняет или исправляет их ответы и формулировки, если это необходимо. Г. А. Краснощекова и Е. С. Янкаускас указывают, что новые стандарты не говорят о навыке, объединяя умение и навык в понятие «метапредметные результаты». Однако практика преподавания языка все более активно использует термин «мягкие навыки» (англ. "soft skills"), и навык грамматически правильно оформленной речи можно отнести к числу последних [26].
В образовании под информационными технологиями (ИТ) понимают систему методов, программ, процедур, действий, максимально использующих ближние и дальние информационные ресурсы (последние - посредством работы в компьютерных сетях) с целью нахождения оптимального решения образовательных задач, считают З. М. Муцу-рова и Р. З. Матаева [27]. В научной литературе подчеркивается роль учителя, функционально использующего информационные технологии. В частности, в работе М. Жоллы-бековой указывается, что учителя сразу определяют, когда ИТ превосходят традиционные методы. Указывается, что строгой модели их использования не существует: в какой-то степени она будет зависеть от творчества и изобретательности учителей, а также от того, насколько они способны использовать опыт других [28].
За рубежом метод изучения языков с помощью компьютера (Computer-assisted language learning - CALL) активно развивается последние три десятилетия. В 1997 году М. Леви (Michael Levy) посвящает этому вопросу монографию "Computer-Assisted Language Learning. Context and Conceptualization", в которой рассматривает CALL в его историческом и междисциплинарном контексте, предоставляя всесторонний обзор темы. Опираясь на опубликованные работы, а также на международный опрос, проведенный среди специалистов-практиков CALL в восемнадцати странах, он рассматривает взаимосвязь между теорией и применением CALL, его концептуальную и практическую роль в качестве наставника и инструмента [29].
Современные ученые разных стран расширяют и углубляют теоретические и практические знания о дидактических возможностях информационных технологий. Так, ученый из Шаньдунского университета Китая Бинг Ли предлагает новый метод обучения английскому языку с помощью компьютера, который, по утверждениям исследователя, «удовлетворит глобальные потребности людей в области образования» [30]. Другой ученый, Гоу Сиароу, из Сианьского университета Фаньи разрабатывает рекомендательный метод онлайн-ресурса для обучения английскому языку на основе облегченной модели графовой нейронной сети [31]. По мнению Ин Гао, высказанному на страницах журнала Computer-Aided Design and Applications, с 1990-х годов компьютерное обучение иностранным языкам (Computer-Aided Instruction - CAI) постепенно популяризировалось в преподавании иностранных языков, особенно английского, а развитие Интернета произвело настоящую революцию в преподавании иностранных языков. Это требует от учителей повышения их собственных навыков в области ИКТ, так как педагоги сталкиваются с проблемой, как увязать необходимую информационную технику с преподаванием предмета [32]. Вэйхуа Чжу из Тайшань-ского университета Китая исследует систему сетевого обучения, представляющую собой смешанный режим сетевого обучения и традиционного преподавания, который может улучшить коммуникацию между преподавателями и учащимися [33].
Турецкие методисты Адиль Каяни и Ибрагим Секин Айдин изучили влияние компьютерного обучения и, соответственно, компьютерных обучающих игр на успеваемость по грамматике и отношение учащихся к грамматике и курсу турецкого языка. Результаты исследования показали, что такого рода практика в преподавании грамматики существенно повлияла на успеваемость и отношение учащихся. Кроме того, была выявлена положительная, умеренная и статистически значимая взаимосвязь между отношением к грамматике и курсу турецкого языка. Отмечается, что отношение студентов к грамматике определяет их отношение к курсу турецкого языка в целом [34].
Т. Б. Пасечник и Е. М. Карякина считают, что в обучении грамматике информационные технологии используются в целях обработки нового языкового явления или интенсификации уже имеющихся грамматических знаний. В зависимости от того, отрабатывается новый или уже изученный материал, используются методические приемы, соответствующие различным возможностям информационных технологий [35]. За счет методического подхода, который является индуктивным или дедуктивным, учитель выбирает адекватное сочетание методов, средств и технологий, которые помогут достичь цели и задач урока. Используя ИТ, полагают Е. П. Глумова и В. А. Сухарева, учитель избегает грамматизации, так как благодаря современным технологиям он пробуждает внимание учащихся и влияет на устойчивость и качество их знаний, переход знаний в грамматический навык [36].
В обучении грамматике можно использовать все преимущества современных ИТ. Освоение и отработка грамматического содержания осуществляются с помощью текста, изображений, иллюстраций, фильмов, комиксов, которые своей наглядностью делают обучение грамматике интересным, позволяя избежать чисто словесной подачи материала. Сегодня подачу перечисленных категорий можно организовать с помощью компьютерных технологий, ведь персональный компьютер (ПК) - это наша повседневная жизнь и он уже есть у многих детей. Информационные технологии, реализуемые на ПК, могут стать отличной основой для отработки грамматического содержания в упражнениях с автоматической проверкой. В свою очередь, электронные книги и учебники специально подготовлены для чтения и работы на компьютере. Эти учебники могут содержать текст, изображения, звук, фильмы и анимацию. Таким образом, считает А. А. Поршнева, учащимся предоставляется возможность индивидуально усваивать материал и прогрессировать в нем в соответствии с их индивидуальными способностями (важное требование ФГОС ООО) [37]. Л. Г. Орлова и Е. С. Корнилова отмечают, что мультимедийные компьютерные презентации все чаще используются в обучении грамматике, поскольку на компьютерных дисплеях можно комбинировать звук, изображения и текст. Существуют различные программы, в которых можно подготовить презентацию, и в наших школах самой популярной является PowerPoint [38]. Учитель может использовать презентацию в обучении грамматике, оформив ее так, чтобы следить за ходом занятия - от лингвометодического текста до творческой работы учащегося.
Е. Н. Крутикова отмечает, что во многих российских школах до сих пор не оборудованы мультимедийные классы иностранного языка, хотя в школах в основном имеются медиатеки и кабинеты других предметов, оборудованные разными дидактическими средствами и специализирующиеся на использовании разных информационных ресурсов. Исследователь считает, что в перспективе мультимедийный класс иностранного языка будет оснащен современными дидактическими материалами и
технологиями, в нем могут и должны быть компьютеры, проектор, интерактивная доска, планшеты для письма, подключенные к компьютеру, камера, система интерактивного реагирования (голосования) [39]. Такой класс улучшит преподавание грамматики (формирование грамматического навыка), а также учебный процесс в целом.
Рассмотрим использование информационных технологий в контексте методической модели урока формирования грамматических навыков, предварительно проанализировав учебник УМК «Радужный английский» для 7-х классов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой в аспекте заданий на грамматику на основе ИТ. Наиболее распространенными в указанном учебнике являются упражнения на самопроверку знаний грамматики (подстановка нужной формы в текст с пропусками), упражнения по составлению предложений с использованием определенных грамматических конструкций, задания на трансформацию (например, изменить временную форму глагола); упражнения на написание текстов с использованием определенного грамматического материала; тесты и задания на проверку грамматических навыков. В целом учебник УМК «Радужный английский» содержит достаточно разнообразный набор заданий на грамматику. При этом в учебнике используются интерактивные методы обучения. Например, в учебнике есть задания, которые требуют от учеников участия в театрализациях, в обсуждениях в парах, в групповых дискуссиях, строящихся на изученном грамматическом материале. Они также требуют использования различных технологий, таких как видео или аудио. Также в учебнике присутствуют игры, которые помогают ученикам лучше понимать грамматику и лексику. Однако нами не выявлено упражнений, которые предполагают работу над грамматическим материалом на основе ИТ.
Это может быть связано с тем, что авторы учебника считают: работа над грамматикой должна происходить в рамках традиционных методов обучения, без использования ИТ. Однако упражнения на обучение грамматике с использованием ИТ активно разрабатываются педагогами-практиками, что ставит вопрос методической модели использования ИТ на уроке обучения грамматике. Как говорилось нами выше, строгой модели использования ИТ на уроке обучения грамматике, по мнению методистов, не существует. Последние говорят о том, что в какой-то степени модель будет зависеть от творчества и изобретательности учителей, а также от того, насколько педагоги способны использовать опыт других.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Ключевыми методами в исследовании выступили метод анализа теоретической литературы, метод педагогического моделирования, а также проектный метод, использованный при подготовке упражнений для формирования грамматического навыка у обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы с использованием ИТ. Использовались и методы, связанные с экспериментальной апробацией упражнений, включая педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, количественный и качественный анализ результатов последнего.
Результаты исследования / Research results
Целью экспериментальной части данной работы была разработка комплекса упражнений для формирования грамматического навыка учащихся 7-го класса средней общеобразовательной школы на уроках английского языка с использованием ИТ.
Задачи предполагали определение начального уровня сформированности грамматического навыка у учащихся 7-го класса на констатирующем этапе; подготовку комплекса упражнений и их реализацию в экспериментальном классе на формирующем этапе; определение уровня сформированности грамматического навыка по итогам экспериментального обучения в 7-м классе на контрольном этапе. Экспериментальное обучение велось в 7-м классе МБОУ СОШ № 4 имени А. С. Пушкина Каневского района Краснодарского края. Участниками экспериментального обучения стали учащиеся 7 «А» (22 человека) и 7 «Б» (23 человека) классов.
На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по ранее изученным грамматическим темам. Она включала 30 тестовых заданий и оценивалась по пятибалльной шкале согласно следующим критериям: 30-26 правильных ответов соответствуют оценке «отлично», 25-21 - оценке «хорошо», 20-11 - оценке «удовлетворительно» и 10-0 правильных ответов - «неудовлетворительно».
Результаты выполнения диагностической работы учащимися 7 «А» и 7 «Б» отражены на рис. 1.
80%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0%
I 7 «А» класс I 7 «Б» класс
Качество знаний
Успеваемость
Рис. 1. Результаты диагностической работы 7 «А» и 7 «Б» классов
Из диаграммы на рис. 1 видно, что результаты в обоих классах схожие и объективно низкие. Можно констатировать слабую сформированность грамматического навыка у семиклассников. В качестве экспериментального выступил 7 «А» класс с несколько более низкими показателями, в качестве контрольного - 7 «Б» класс.
С учащимися 7 «А» класса была проведена работа с использованием созданного нами комплекса упражнений для формирования грамматического навыка на основе ИТ. На изучение непосредственно грамматики по календарно-тематическому плану было выделено четыре урока, для трех из них мы подготовили полный комплекс упражнений на основе ИТ, на четвертом была проведена итоговая контрольная работа. Учащиеся контрольного 7 «Б» класса занимались в рамках традиционного обучения согласно поурочному планированию, специальных грамматических упражнений на основе ИТ не выполняли.
Рассмотрим разработанные нами упражнения по теме модуля «Австралия», в котором обозначено знакомство учащихся с пассивным залогом. Задачи урока делятся
на личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные и здоровьесбере-гающие. В контексте решаемой задачи нас интересует третья группа задач урока, которая ориентирует на умение обучающихся определять общие и существенные признаки грамматического явления (Passive Voice), делая обобщающие выводы; на анализ, определение причинно-следственных связей и построение логического рассуждения на тему урока. Не менее значимо здоровьесбережение, которое, в свою очередь, ориентирует на создание комфортной учебной обстановки на занятии: урок не должен быть перегружен однотипными ИТ-заданиями, должны соблюдаться требования санитарных норм, предъявляемые к использованию ИТ на уроке английского языка.
Оборудование, необходимое для реализации данного урока, использовалось на всех занятиях модуля и включало мультимедийную доску; персональный компьютер учителя с выходом в Интернет; персональные компьютеры учащихся, также подключенные к Сети, с учебным мессенджером; систему интерактивного голосования.
Работа над грамматикой начиналась с введения лингвометодического текста на изучаемое грамматическое явление (Passive Voice).
Упражнение 1. Введение лингвометодического текста
Упражнение реализовалось в несколько этапов. На первом этапе учитель вел эмоционально-интеллектуальную подготовку учащихся, построенную на содержании, непосредственно связанном с содержанием лингвометодического текста. Учитель в вводном слове предлагал обучающимся разгадать ребус, который даст ответ, о чем будет лингвометодический текст. Ребус (рис. 2), представленный в презентации на мультимедийной доске, в качестве ответа содержал слово "boomerang". Когда учащиеся разгадали его, слайд сменился изображением бумеранга.
ong
Рис. 2. Ребус к уроку «Австралия»
Как показала практика, учащиеся хорошо выполняли задания, связанные с ребусами, потому что ребусы — это форма игры, которая требует от них внимания, логического мышления и умения работать с символами и словами. Показ ребуса на мультимедийной доске позволил использовать данное задание фронтально; учащиеся выдвигали предположения, имела место учебная дискуссия.
На втором этапе упражнения учитель отмечал успех учащихся и предлагал им найти текст, выставленный в Сети, по ключевым словам. Последнее задание предлагалось как игра на поиск (кто раньше найдет нужный текст). О тексте учитель сообщал, что он начинается словами: "Long ago, hunters in Australia used boomerangs for hunting..." Учащиеся искали текст на своих ПК (к примеру, он доступен по ссылке
https://infourok.ru/proverochnye-teksty-na-audirovanie-5015427.html, и эта ссылка выпадает на первой странице поиска в Яндексе). Мы обратили внимание, что задания на поиск в Интернете привлекают учащихся, потому что они позволяют им использовать свои знания и навыки для решения учебных задач и связаны с их интересами и увлечениями (многие увлечены ИТ-сферой). Кроме того, такие задания, по нашему мнению, могут помочь учащимся развить критическое мышление, умение анализировать информацию и находить решение реальных проблем.
Далее учитель предлагал нескольким учащимся прочесть текст выразительно вслух, выведя при этом транскрипцию трудных слов на доску. Он задавал ряд вопросов, содержащих в том числе Passive Voice: Do you think the boomerang can be called one of the symbols of Australia? Did you know about the boomerang before? Do you like it? What other subjects do we consider the symbols of this country? How is the boomerang used? What are the symbols of Russia?
Тем самым учитель выводил учащихся на разговор об их непосредственных переживаниях и понимании текста, разговор при этом предполагал использование Passive Voice в устной речи ("Do you think the boomerang can be called one of the symbols of Australia? How is the boomerang used?"). Таким образом, учащиеся, пройдя от пассивной работы с ИТ-инструментами (мультимедийной доской) к активным (работа на самостоятельный поиск в Интернете), выходили на использование рассматриваемого грамматического явления без теоретического осмысления последнего. Однако следующее упражнение предполагало уже выход учащихся на правило.
Упражнение 2. Выход на правило
Целью данного упражнения было подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила использования Passive Voice.
Упражнение выполнялось в два этапа. На первом этапе учитель выводил на экран «найденный учащимися» текст, в котором было сделано два выделения (рис. 3).
Long ago, hunters in Australia used boomerangs for hunting. Today, they
are used for fun. If you throw the boomerang the right way, the boomerang
circles around and return for you. The secret is in its shape. Most
boomerangs are folded in the middle and they have two "wings". They
work just like airplane wings. As the boomerang flies though the air, each
wing turns around the other wing. Throwing a boomerang is not easy, but
with practice one can do it so well, that the boomerang comes back to
Рис. 3. Слайд к уроку «Австралия» с размеченным текстом
Чтобы подвести учащихся к формулировке правила, учитель задал им ряд вопросов:
- What is the difference in the use of the verb in the first and second sentence?
- How will you translate these sentences?
- How do we form the construction in the second sentence?
- Why is this construction called passive?
- What other sentence in the text contains this construction?
- How can we translate this sentence?
Ответив на вопросы, учащиеся смогли сформулировать правило: "The Passive Voice in English is formed with the help of the auxiliary verb to be and the semantic verb in
the third form. In place of the subject in affirmative sentences, there will be a person or object on which the action will be performed".
На втором этапе упражнения, после формулировки правила, учащиеся анализировали схему на слайде (представлен на рис. 4). Учитель стимулировал анализ схемы вопросами:
- Who makes cakes in the first example?
- And who makes them in the second?
- With what preposition do we designate the actual maker in the second example?
- In what case do we translate the noun with the preposition by into Russian?
Рис. 4. Слайд к уроку «Австралия» со схемой Passive Voice
Упражнение 3. Введение нового лингвометодического текста
Учитель рассылал в учебном мессенджере, работающем в браузерах обучающихся, «Письмо от австралийского друга» и предлагал учащимся перейти к следующему этапу урока: "Your Australian friend John writes to you about another symbol of Australia, which, by the way, people hunted with boomerangs. Read his letter and try to identify where John uses the Passive Voice".
Электронное письмо содержало следующий фрагмент: "Australia has a big variety of animals living there. Due to Australia isolation, most of those animals are designated as natives to this continent. Australia is home to most of the marsupial animals in the world. Marsupials are animals whose young children are carried in pouches, these include kangaroos, koalas and wallabies".
Учащиеся анализировали текст, который учитель разослал в мессенджере. Их задачей было выявить предложения, содержащие Passive Voice. Полное письмо со всеми формами вежливости содержало пять предложений с пассивным залогом.
Далее учитель приглашал учащихся поиграть: "And now I invite you to play. The class is divided into three groups (by rows of desks). I show you the sentences from the letter. If they have Passive Voice, you vote YES. If not, you vote NO. The group with the highest percentage of correct answers wins".
Учитель показывал предложения из письма на интерактивной доске. Учащиеся с помощью системы голосования выражали свое мнение о наличии или отсутствии пассивного залога в предложениях. Предложения шли в случайном порядке. Время было ограничено, так как предполагалось, что дети уже проанализировали текст письма. Команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов, побеждала.
Упражнение на грамматическую игру с дистанционным голосованием, по нашим наблюдениям, нашло живой отклик у учащихся. Это произошло по следую-
щим причинам. Во-первых, дистанционное голосование позволило учащимся работать в группах, что способствовало развитию коммуникативных навыков и улучшению командной работы. Это упражнение, на наш взгляд, также может помочь учащимся улучшить свои навыки в решении проблем и принятии решений. Во-вторых, использование дистанционного голосования сделало упражнение более интерактивным. Учащиеся могли не только принимать решения, но и сразу видеть результат, что сделало задание более увлекательным и запоминающимся.
Упражнение 4. Проверка правила в новых примерах
Учитель предлагал учащимся поработать индивидуально: "Now let's work individually. On your computers, run the program easyQuizzy and try to identify which sentences about Australian Aboriginal have the Passive Voice!"
Результаты работы подсчитывались автоматически и выводились на доску по каждому учащемуся. Учитель объяснял, в чем у кого были ошибки.
Для продвинутых учащихся предлагалось творческое задание. Им были розданы листы с текстами об Австралии и была поставлена задача: "Using the text and the program easyQuizzy, prepare Passive Voice exercises for your schoolmates from another class!" Выполненное задание учащиеся сохраняли в программе для последующей проверки учителем.
Упражнение 5. Формирование навыка
Учащиеся получили текст письма к своему австралийскому другу, содержащий предложения со скобками, которые нужно было раскрыть, чтобы правильно использовать Passive Voice. К примеру, такие:
- The brown bear (to be) called the symbol of Russia.
- The samovar is (to consider) a popular Russian souvenir.
- Matryoshkas (to be) painted not only in traditional colors.
- The eagle was (to adopt) as a symbol of the USA.
- The maple leaf is (to call) the symbol of Canada.
Задание выполнялось в офисной программе. Файлы отсылались учителю.
Далее учащиеся писали в учебном чате уже самостоятельное письмо австралийскому другу о символах России, не имея более опорного текста на столе. Учитель дал следующую установку: "Write a letter using at least five passive sentences. Pay attention to the correct use of the third form of the semantic verb and the conjugation of the verb to be".
ИТ также могут быть задействованы на этапе рефлексии, при этом изучаемый грамматический материал также может отрабатываться на данном этапе.
Упражнение 6. Рефлексия на основе грамматического материала урока
Учитель предложил учащимся дать оценку командной работе на уроке, пользуясь системой голосования: "Rate the work of the class. Rate your team's work. Rate how well you did when working in your team".
В случае отрицательных оценок учитель опросил учащихся подробнее о причинах неудач в их понимании. Оценку собственных результатов учащиеся осуществляют через передачу личных сообщений в учебном мессенджере. Для этого они отвечают на вопросы небольшой анкеты: - Was everything understood correctly? - Were all exercises done by me? - Was everything done right? - Why were mistakes made? - Do I need help? If help is needed, what kind of help do I need?
Рефлексия в таком формате вдвойне информативна: во-первых, она указывает на те затруднения познавательного плана, которые возникли у учащихся, и на их самооценку; во-вторых, она является диагностической мини-работой, показывающей
учителю, насколько учащиеся овладели изучаемым грамматическим явлением и способны использовать его в письменной речи.
Таким образом, предлагаемый нами комплекс упражнений для формирования грамматического навыка позволяет включить задания с использованием ИТ во все этапы урока. Продуктивность подобного подхода была оценена экспериментально на контрольном этапе данного исследования с помощью итоговой контрольной работы. Итоговая работа структурно повторяла диагностическую и оценивалась по тем же критериям.
Результаты выполнения итоговой контрольной работы учащимися экспериментального 7 «А» и контрольного 7 «Б» классов в сопоставлении в разрезе качества знаний и успеваемости представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты итоговой контрольной работы 7 «А» и 7 «Б» классов
Качество знаний в 7 «А» классе превышает аналогичный показатель в 7 «Б» классе на 14%, тогда как успеваемость - на 17%.
Сравним качество знаний и успеваемость в экспериментальном 7 «А» классе на констатирующем и контрольном этапе (см. рис. 6).
Анализируя диаграмму на рис. 6, можно говорить о том, что экспериментальный 7 «А» улучшил свои результаты: качество знаний повысилось на 14%, успеваемость - на 18%.
Сравнение качества знаний и успеваемости в контрольном 7 «Б» классе на констатирующем и контрольном этапах представлено на рис. 7.
Из диаграммы на рис. 7 следует, что результат 7 «Б» класса в разрезе качества знаний (26%) и успеваемости (74%) не изменился.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу о возможности повышения уровня сформированности грамматических навыков на средней ступени обучения за счет использования на уроках обучения грамматике информационных технологий. Экспериментальный класс показал рост качества знаний и успеваемости, тогда как контрольный класс, который обучался в рамках традиционного обучения согласно поурочному планированию без специальных грамматических упражнений на основе ИТ, свои показатели не улучшил.
Рис. 6. Качество знаний и успеваемость в 7 «А» классе на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента
Рис. 7. Качество знаний и успеваемость в 7«А» классе на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента
Заключение / Conclusion
На практическом этапе работы мы провели начальную диагностику сформиро-ванности грамматического навыка у семиклассников, обучающихся по УМК «Радужный английский». На основании диагностической контрольной работы были определены экспериментальный (7 «А») и контрольный (7 «Б») классы, что позволило нам приступить к формирующему этапу экспериментального обучения.
Нами были разработаны грамматические упражнения для уроков английского языка в 7-м классе по УМК «Радужный английский» ("Rainbow English") с использованием информационных технологий. Созданные упражнения были апробированы в экспериментальном классе в течение трех уроков английского языка. Нами была экспериментально определена степень успешности использования ИТ для формирования грамматического навыка в 7-х классах. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу о возможности повышения уровня сформированности грамматических навыков на средней ступени обучения за счет использования на уроках обучения грамматике информационных технологий в данной группе учащихся.
Ссылки на источники / References
1. Rainbow English. Английский язык. 7 класс: учеб.: в двух частях. Часть 1 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева [и др.]. - М.: Дрофа, 2022. - 128 с.
2. Rainbow English. Английский язык. 7 класс: учеб.: в двух частях. Часть 2 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева [и др.]. - М.: Дрофа, 2022. - 152 с.
3. Карева Н. В., Пивоваров Е. Г. Первая в России грамматика немецкого языка: история создания и источники // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2019. - Т. 18. - № 4. - С. 19.
4. Шмарова П. С. К вопросу о формировании идеи универсальной грамматики // Логико-философские штудии. - 2019. - Т. 17. - № 1. - С. 52.
5. Шмарова П. С. К вопросу о формировании идеи универсальной грамматики.
6. Зененко Н. В. Генезис теоретической грамматики испанского языка: сборник трудов конференции // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 326.
7. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. - М.: Издательский дом ЯСК, 2018. - С. 22.
8. Грамматика в обществе, общество в грамматике: исследования по нормативной грамматике славянских языков / под ред. М. Номати, С. Киёсава. - М.: Издательский дом ЯСК, 2021. - 304 с.
9. Шиманская А. С. Современные подходы в преподавании японского языка как иностранного // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. -№ 3 (802). - С. 130.
10. Шмарова П. С. К вопросу о формировании идеи универсальной грамматики. - С. 53.
11. Редько Е. А. Инструменты e-learning в системе дополнительного образования // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 122-138.
12. Гусейнова Н. М. Дидактические игры и принципы их отбора при обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 198.
13. Мотов С. В. Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 179. - С. 34.
14. В ВТБ предложили сделать Python первым «иностранным» языком для россиян // Яндекс.Новости. - URL: https://clck.ru/raswW
15. Гринченко Н. А., Меркулова Е. Н. Обзорные лекции по теории и методике обучения иностранному языку. -Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019. - 251 с.
16. Комадей А. Э., Можарова А. В. Использование онлайн-сервисов при формировании грамматических навыков английского языка // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2. - 2019. - № 2(59). - URL: https://infed.ru/articles/741/
17. Соболева Е. А., Папоян Г. Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 1 (36). - С. 76-78.
18. Попова Е. А., Воропаева В. А. К вопросу о психологических особенностях формирования грамматических навыков в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. -№ 4. - URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2654/2655
19. Орлова Л. Г., Корнилова Е. С. Особенности написания учебно-методического пособия по иностранному языку для студентов технических специальностей // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: международный электронный научный журнал. - 2022. - № 3(86). - С. 63-68.
20. Гусейнова А. Н., Абдусаламов М. М. Коммуникативная компетенция как основная цель обучения иностранному языку и базовые характеристики грамматической компетенции как ее важного компонента // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 56-58.
21. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Трешина И. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по иностранным языкам // Педагогические измерения. - 2020. - № 4. - С. 3-34.
22. Поршнева А. А. Интерактивные приемы обучения грамматике на уроках английского в средней общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2020. - С. 362-367.
23. Самчик Н. Н. Развитие грамматической компетенции в рамках коммуникативного подхода к обучению русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 155-158.
24. Соболева Е. А., Папоян Г. Н Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку.
25. Шамаева А. А., Минеева О. А. Использование игры для формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (2-3 апреля 2020 г.). - Вып. 4. - Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 307-310.
26. Краснощекова Г. А., Янкаускас Е. С. Развитие soft skills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 12. - С. 141-145.
27. Муцурова З. М., Матаева Р. З. Новые образовательные технологии // Дистанционные образовательные технологии: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 22-25 сентября 2020 г. - Симферополь: Типография «Ариал», 2020. - С. 143-146.
28. Жоллыбекова М. Использование современных информационных технологий на уроках английского языка // Евразийский союз ученых. - 2019. - № 4-6 (61). - С. 47-50.
29. Levy M. Computer-Assisted Language Learning. Context and Conceptualization. - Oxford: Clarendon Press, 1997. -320 p.
30. Li B. Design and Research of Computer-Aided English Teaching Methods // International Journal of Humanoid Robotics. - 2023. - Vol. 20. - № 02n03 (April & June). - P. 43-54. - URL: https://www.worldscien-tific.com/doi/10.1142/S0219843622400047
31. Xiaoru G. Design of Online English Teaching Resource Recommendation Method Based on Light GCN-CSCM Model // International Journal of High Speed Electronics and Systems. - 2024. - 2440034. - URL: https://www.worldsci-entific.com/doi/10.1142/S0129156424400342
32. Gao Y. Computer-aided Instruction in College English Teaching under the Network Environment // Computer-Aided Design and Applications. - 2021. - № 18(S4). - P. 141-151. - URL https://www.cad-jour-nal.net/files/vol_18/CAD_18(S4)_2021_141-151.pdf
33. Zhu W. Research on Computer Assisted English Teaching in Foreign Language Teaching in Colleges // Journal of Physics: Conference Series. - 2021. - Vol. 1802. - № 3. - P. 032069. - URL: https://iopscience.iop.org/arti-cle/10.1088/1742-6596/1802/3/032069
34. Kayan A., Aydin I. S. The Effect of Computer-Assisted Educational Games on Teaching Grammar // World Journal of Education. - 2020. - Vol. 10. - № 1. - P. 117-133. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1247818.pdf
35. Пасечник Т. Б., Карякина Е. М. Опыт использования мини-сайта при дистанционном обучении грамматике английского языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 190-195.
36. Глумова Е. П., Сухарева В. А. Развитие внимания обучающихся на уроках второго иностранного языка в школе // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сб. науч. тр. - СПб.: Политех-пресс, 2020. - С. 70-73.
37. Поршнева А. А. Интерактивные приемы обучения грамматике на уроках английского ...
38. Орлова Л. Г., Корнилова Е. С. Особенности написания учебно-методического пособия по иностранному языку ...
39. Крутикова Е. Н. Проблемы изучения иностранного языка в современной школе // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - 2019. - № 9. - С. 8-13.
1. Afanas'eva, O. V., Miheeva, I. V. et al. (2022). Rainbow English. Anglijskij yazyk. 7 klass: ucheb.: v dvuh chastyah. Chast' 1 [English language. Grade 7: textbook in two parts. Part 1], Drofa, Moscow, 128 p. (in Russian).
2. Afanas'eva, O. V., Miheeva, I. V. et al. (2022). Rainbow English. Anglijskij yazyk. 7 klass: ucheb.: v dvuh chastyah. Chast' 2 [English language. Grade 7: textbook in two parts. Part 2], Drofa, Moscow, 152 p. (in Russian).
3. Kareva, N. V., & Pivovarov, E. G. (2019). "Pervaya v Rossii grammatika nemeckogo yazyka: istoriya sozdaniya i istochniki" [The first grammar of the German language in Russia: history of creation and sources], Vestnik Volgograd-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie, t. 18, № 4, p. 19 (in Russian).
4. Shmarova, P. S. (2019). "K voprosu o formirovanii idei universal'noj grammatiki" [On the issue of the formation of the idea of a universal grammar], Logiko-filosofskie shtudii, t. 17, № 1, p. 52 (in Russian).
5. Ibid.
6. Zenenko, N. V. (2019). "Genezis teoreticheskoj grammatiki ispanskogo yazyka: sbornik trudov konferencii" [Genesis of Theoretical Grammar of Spanish: Conference Proceedings], Tendenciirazvitiya obrazovaniya: pedagog, obra-zovatel'naya organizaciya, obshchestvo - 2019: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhd. uchastiem, ID "Sreda", Cheboksary, p. 326 (in Russian).
7. Skrebcova, T. G. (2018). Kognitivnaya lingvistika: klassicheskie teorii, novye podhody [Cognitive Linguistics: classical theories, new approaches], Izdatel'skij dom YaSK, Moscow, p. 22 (in Russian).
8. Nomati, M., & Kiyosava, S. (eds.) (2021). Grammatika v obshchestve, obshchestvo v grammatike: issledovaniya po normativnoj grammatike slavyanskih yazykov [Grammar in society, society in grammar: studies on the normative grammar of Slavic languages], Izdatel'skij dom YaSK, Moscow, 304 p. (in Russian).
9. Shimanskaya, A. S. (2018). "Sovremennye podhody v prepodavanii yaponskogo yazyka kak inostrannogo" [Modern approaches to teaching Japanese as a foreign language], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvistich-eskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, № 3 (802), p. 130 (in Russian).
10. Shmarova, P. S. (2019). Op. cit., p. 53.
11. Red'ko, E. A. (2019). "Instrumenty e-learning v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya" [E-learning tools in the system of additional education], Innovacionnoe razvitie: potencial nauki i sovremennogo obrazovaniya, MCNS "Nauka i Prosveshchenie", Penza, pp. 122-138 (in Russian).
12. Gusejnova, N. M. (2020). "Didakticheskie igry i principy ih otbora pri obuchenii inostrannym yazykam" [Didactic games and the principles of their selection in teaching foreign languages], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 1 (80), p. 198 (in Russian).
13. Motov, S. V. (2019). "Obuchenie grammatike anglijskogo yazyka na lingvokognitivnoj osnove" [Teaching English grammar on a linguocognitive basis], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, t. 24, № 179, p. 34 (in Russian).
14. "V VTB predlozhili sdelat' Python pervym "inostrannym" yazykom dlya rossiyan" [BTE has proposed making Python the first "foreign" language for Russians], Yandeks.Novosti. Available at: https://clck.ru/raswW (in Russian).
15. Grinchenko, N. A., & Merkulova, E. N. (2019). Obzornye lekciipo teoriii metodike obucheniya inostrannomu yazyku [Overview lectures on the theory and methodology of teaching a foreign language], Eleckij gosudarstvennyj uni-versitet im. I. A. Bunina, Elec, 251 p. (in Russian).
16. Komadej, A. E., & Mozharova, A. V. (2019). "Ispol'zovanie onlajn-servisov pri formirovanii grammaticheskih na-vykov anglijskogo yazyka" [Using online services to develop English grammar skills], Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii: materialy XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' 2, № 2(59). Available at: https://infed.ru/articles/741/ (in Russian).
17. Soboleva, E. A., & Papoyan, G. N. (2019). "Formirovanie grammaticheskih navykov shkol'nikov v processe obucheniya anglijskomu yazyku" [Developing grammatical skills of schoolchildren in the process of teaching English], Nauka i obrazovanie segodnya, № 1 (36), pp. 76-78 (in Russian).
18. Popova, E. A., & Voropaeva, V. A. (2020). "K voprosu o psihologicheskih osobennostyah formirovaniya grammaticheskih navykov v processe obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze" [On the issue of psychological aspects of grammatical skills development in the process of teaching English in a non-linguistic university], Nauka i Obrazovanie, t. 3, № 4. Available at: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2654/2655 (in Russian).
19. Orlova, L. G., & Kornilova, E. S. (2022). "Osobennosti napisaniya uchebno-metodicheskogo posobiya po inostrannomu yazyku dlya studentov tekhnicheskih special'nostej" [Specific aspects of writing a teaching aid in a foreign language for students of engineering specialties], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk: mezhdunarodnyj elektronnyj nauchnyj zhurnal, № 3(86), pp. 63-68 (in Russian).
20. Gusejnova, A. N., & Abdusalamov, M. M. (2020). "Kommunikativnaya kompetenciya kak osnovnaya cel' obucheniya inostrannomu yazyku i bazovye harakteristiki grammaticheskoj kompetencii kak ee vazhnogo komponenta" [Communicative competence as the main goal of learning a foreign language and the basic characteristics of grammatical competence as its important component], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 4 (83), pp. 56-58 (in Russian).
21. Verbickaya, M. V., Mahmuryan, K. S., & Treshina, I. V. (2020). "Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgo-tovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2020 goda po inostrannym yazykam" [Methodological recommendations for teachers, based on the analysis of typical mistakes of participants in the 2020 Unified State Exam in foreign languages], Pedagogicheskie izmereniya, № 4, pp. 3-34 (in Russian).
22. Porshneva, A. A. (2020). "Interaktivnye priemy obucheniya grammatike na urokah anglijskogo v srednej obshche-obrazovatel'noj shkole v usloviyah realizacii FGOS" [Interactive methods of teaching grammar in English lessons in secondary schools in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard], Yazyk kak osnova sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodejstviya: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Penzenskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, Penza, pp. 362-367 (in Russian).
23. Samchik, N. N. (2020). "Razvitie grammaticheskoj kompetencii v ramkah kommunikativnogo podhoda k obucheniyu rus-skomu yazyku kak inostrannomu" [Development of grammatical competence within the framework of a communicative approach to teaching Russian as a foreign language], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 9, № 2 (31), pp. 155-158 (in Russian).
24. Soboleva, E. A., & Papoyan, G. N. (2019). Op. cit.
25. Shamaeva, A. A., & Mineeva, O. A. (2020). "Ispol'zovanie igry dlya formirovaniya grammaticheskih navykov u uchashchihsya nachal'noj shkoly" [Using the game to develop grammar skills among primary school students], Nauchnaya diskussiya: voprosy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (2-3 aprelya 2020 g.), Vyp. 4, Mininskij universitet, N. Novgorod, pp. 307-310 (in Russian).
26. Krasnoshchekova, G. A., & Yankauskas, E. S. (2019). "Razvitie soft skills na urokah anglijskogo yazyka u obuchayush-chihsya starshih klassov" [Development of soft skills in English lessons for high school students], Obshchestvo: so-ciologiya, psihologiya, pedagogika, № 12, pp. 141-145 (in Russian).
27. Mucurova, Z. M., & Mataeva, R. Z. (2020). "Novye obrazovatel'nye tekhnologii" [New educational technologies], Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii: sb. tr. VMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Yalta, 22-25 sentyabrya 2020 g, Tipografiya "Arial", Simferopol', pp. 143-146 (in Russian).
28. Zhollybekova, M. (2019). "Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij na urokah anglijskogo yazyka" [The use of modern information technologies in English lessons], Evrazijskij soyuz uchenyh, № 4-6 (61), pp. 47-50 (in Russian).
29. Levy, M. (1997). Computer-Assisted Language Learning. Context and Conceptualization, Clarendon Press, Oxford, 320 p. (in English).
30. Li, B. (2023). "Design and Research of Computer-Aided English Teaching Methods", International Journal of Hu-manoid Robotics, vol. 20, № 02n03 (April & June), pp. 43-54. Available at: https://www.worldscien-tific.com/doi/10.1142/S0219843622400047 (in English).
31. Xiaoru, G. (2024). "Design of Online English Teaching Resource Recommendation Method Based on Light GCN-CSCM Model", International Journal of High Speed Electronics and Systems, 2440034. Available at: https://www.worldscientific.com/doi/10.1142/S0129156424400342 (in English).
32. Gao, Y. 2021 (). "Computer-aided Instruction in College English Teaching under the Network Environment", Computer-Aided Design and Applications, № 18(S4), pp. 141-151. Available at https://www.cad-jour-nal.net/files/vol_18/CAD_18(S4)_2021_141-151.pdf (in English).
33. Zhu, W. (2021). "Research on Computer Assisted English Teaching in Foreign Language Teaching in Colleges", Journal of Physics: Conference Series, vol. 1802, № 3, p. 032069. Available at: https://iopscience.iop.org/arti-cle/10.1088/1742-6596/1802/3/032069 (in English).
34. Kayan, A., & Aydin, I. S. (2020). "The Effect of Computer-Assisted Educational Games on Teaching Grammar", World Journal of Education, vol. 10, № 1, pp. 117-133. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1247818.pdf (in English).
35. Pasechnik, T. B., & Karyakina, E. M. (2020). "Opyt ispol'zovaniya mini-sajta pri distancionnom obuchenii gram-matike anglijskogo yazyka" [The experience of using a mini-site for distance learning of English grammar], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, t. 5, № 2, pp. 190-195 (in Russian).
36. Glumova, E. P., & Suhareva, V. A. (2020). "Razvitie vnimaniya obuchayushchihsya na urokah vtorogo inostrannogo yazyka v shkole" [Developing the attention of students in the lessons of a second foreign language at school], Shat-ilovskie chteniya. Cifrovizaciya inoyazychnogo obrazovaniya: sb. nauch. tr, Politekh-press, St. Petersburg, pp. 7073 (in Russian).
37. Porshneva, A. A. (2020). Op. cit.
38. Orlova, L. G., & Kornilova, E. S. (2022). Op. cit.
39. Krutikova, E. N. (2019). "Problemy izucheniya inostrannogo yazyka v sovremennoj shkole" [Problems of learning a foreign language in a modern school], Aktual'nye problemy sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya, № 9, pp. 8-13 (in Russian).