Научная статья на тему 'Экспериментальная работа как основной фактор математизации инженерно-технического образовательного процесса'

Экспериментальная работа как основной фактор математизации инженерно-технического образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация / математизация / информационно-цифровые технологии / инженерное образование / humanization / mathematization / information and digital technologies / engineering education

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Колчина Галина Юрьевна, Каримов Эдуард Хасанович, Шукурова Е.Г., Логинова Марианна Евгеньевна

Одной из актуальных и социально значимых задач инженерного образования является общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное отношение технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку. В центре проблемы гуманитаризации образования находятся вопросы культуры, которая выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники. Представлены важные аспекты технических специальностей, предложено актуализировать в деятельности обучающегося его конструктивно-творческие способности, поставив на службу этому процессу все достижения психолого-педагогических и иных наук, инженерную педагогику как первую часть в процессе интенсификации инженерно-технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Колчина Галина Юрьевна, Каримов Эдуард Хасанович, Шукурова Е.Г., Логинова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK AS THE MAIN FACTOR IN THE MATHEMATIZATION OF THE ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATIONAL PROCESS

One of the urgent and socially significant tasks of engineering education is a worldwide phenomenon, which is explained by three reasons: firstly, humanitarization is designed to ensure a civilized and reasonable attitude of technical potential, environmental resources and social aspects; secondly, to introduce society to the cultural values of its people; thirdly, to provide a social order for new knowledge and science. At the center of the problem of humanitarization of education are issues of culture, which performs an important corrective function in the development of science and technology. Important aspects of technical specialties are presented, it is proposed to actualize in the student's activity his constructive and creative, putting at the service of this process all the achievements of psychological, pedagogical and other sciences, engineering pedagogy as the first part in the process of intensification of engineering and technical education.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа как основной фактор математизации инженерно-технического образовательного процесса»

УДК 378.1

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-9-13

I

I

Экспериментальная работа как основной фактор математизации инженерно-технического образовательного процесса

Мовсумзаде Э.М.1' 2, Колчина Г.Ю.3, Каримов Э.Х.4, Шукурова Е.Г.1, Логинова М.Е.1

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

3 Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, 453103, г. Стерлитамак, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: kolchina.gyu@mail.ru

4 Институт химических технологий и инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4224-4586, E-mail: khasanich@mail.ru

Резюме: Одной из актуальных и социально значимых задач инженерного образования является общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное отношение технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку. В центре проблемы гуманитаризации образования находятся вопросы культуры, которая выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники. Представлены важные аспекты технических специальностей, предложено актуализировать в деятельности обучающегося его конструктивно-творческие способности, поставив на службу этому процессу все достижения психолого-педагогических и иных наук, инженерную педагогику как первую часть в процессе интенсификации инженерно-технического образования.

Ключевые слова: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии, инженерное образование. Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Каримов Э.Х., Шукурова Е.Г., Логинова М.Е. Экспериментальная работа как основной фактор математизации инженерно-технического образовательного процесса // История и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 9-13

DOI:10.24412/2226-2296-2023-3-4-9-13

EXPERIMENTAL WORK AS THE MAIN FACTOR IN THE MATHEMATIZATION OF THE ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATIONAL

PROCESS

Movsumzade E.M.12, Kolchina G.YU.3, Karimov E.KH.4, Shukurova E.G., Loginova M.E.1

1 Ufa State Petroleum Technological University

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

3 Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: kolchina.gyu@mail.ru

4 Institute of Chemical Technologies and Engineering Ufa State Petroleum Technological University ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4224-4586, E-mail: khasanich@mail.ru

Abstract: One of the urgent and socially significant tasks of engineering education is a worldwide phenomenon, which is explained by three reasons: firstly, humanitarization is designed to ensure a civilized and reasonable attitude of technical potential, environmental resources and social aspects; secondly, to introduce society to the cultural values of its people; thirdly, to provide a social order for new knowledge and science. At the center of the problem of humanitarization of education are issues of culture, which performs an important corrective function in the development of science and technology. Important aspects of technical specialties are presented, it is proposed to actualize in the student's activity his constructive and creative, putting at the service of this process all the achievements of psychological, pedagogical and other sciences, engineering pedagogy as the first part in the process of intensification of engineering and technical education. Keywords: humanization, mathematization, information and digital technologies, engineering education.

For citation: Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Karimov E.KH., Shukurova E.G., Loginova M.E. EXPERIMENTAL WORK AS THE MAIN FACTOR IN THE MATHEMATIZATION OF THE ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATIONAL PROCESS. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 9-13 DOI:10.24412/2226-2296-2023-3-4-9-13

3-4 • 2023

История и педагогика естествознания

Вопрос введения новой дисциплины для гуманитаризации технического образования в горных и нефтяных вузах имеет важное и актуальное значение. Включение в учебные программы курсов дисциплины «История специальности» по соответствующим направлениям подготовки необходимо и в связи с тем, что после политического переустройства и изменения идеологических акцентов в жизни страны из учебных планов были сняты такие предметы, как история КПСС, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, гуманитаризирующие инженерное образование. История изучения становления и развития человеческих знаний сама по себе представляет просветительскую ценность, реконструируя историю человеческого духа в его целостности. Ценностные ориентиры российского инженерного образования определяются реалиями современного периода [1-3].

Так, развитие высоких технологий предполагает приоритетное развитие творческих и проективных способностей студентов. Всеобщий экологический кризис ставит перед образованием, особенно инженерным, задачу изменения всеобщего экологического сознания, воспитания профессиональной нравственности и ориентации специалистов на разработки и применение экологически чистых технологий и производств. Информационная революция и переход общества на информационный этап диктуют необходимость формирования информационной культуры, критического мышления и одновременно требуют широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Темпы развития общественного сознания отстают от развития глобальных проблем человечества, что требует формирования у студентов планетарного мышления, введения новых дисциплин, таких как «Системное моделирование», «Прогностика», «Глобалистика» и др., в силу необходимости формирования целостного миропонимания, новых ценностных ориентаций на основе общегуманистических принципов. Под гуманитаризацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности [4-9].

Надо отметить, что на рубеже тысячелетий особенно интересно обратить взоры на созданное, открытое, построенное и осознанное человечеством за время его развития. Наиболее важным в жизнедеятельности человечества является энергетическое обеспечение, которое дает движение всему одушевленному и неодушевленному на земле.

Если в середине XX века человечество научилось управлять атомами и предопределило XXI веку быть атомным, то уже в конце XX века минусы этого вида энергии были настолько отрицательными по значимости, что она уже не является альтернативной нефтегазовой энергии. Если поместить на одну чашу весов нефтегазовый комплекс, а на другую атомную энергетику, то, вероятнее всего, по своим преимуществам первая перевесит, так как во второй половине XX века атом своим негативным действием нанес большой вред экологии земного шара. С этих позиций интерес к нефтегазовому комплексу высок и, естественно, его развитие чрезвычайно актуально. Особенно интересным и важным является анализ всего сделанного в нефтегазовой области с целью прогнозирования путей ее дальнейшего совершенствования. Необходимо изучение истоков зарождения нефтегазового дела (поиск, бурение, добыча, транспорт и хранение, переработка нефти, газохимия) с целью прогнозирования как действий соответствующих источников энергии, так и технических решений, осуществляемых в данном комплексе на определенном этапе [10-14].

Естественно, что любая отрасль производства - это целая разветвленная индустрия, где есть место различным производственным процессам, технологиям, а следователь-

но, специалистам самых разных профилей. И профилей, и специалистов существует значительное количество. Они с разных сторон обеспечивают отраслевое производство, создают ресурсы его развития - экономические, технологические и пр. Их деятельность будто бы не касается главной линии отрасли, главной цели, ради достижения которой эта отрасль и существует в системе общественного разделения труда, или, иначе говоря, в ряду других производственных отраслей. Но тем не менее решение каждым специалистом его задач - это и есть вклад в общее дело, тем или иным образом соотнесенный с его главной целью, производством его конечной продукции. Если специалист, занятый решением свойственных ему задач на узком участке, ориентируется и в общеотраслевых целях, осознает, как его работа вливается в общую деятельность, то это положительно отражается на общем, суммарном эффекте коллективной работы [15-16].

Как было отмечено ранее [17-18], инженерная деятельность, которая базируется на основе промышленного производства, связана с пониманием создания процессов, агрегатов, объектов и, естественно, в суммарном выражении производства новых, создающих материальные блага для человечества. И соответственно все указанные действия инженера связаны как с техникой, так и с расчетами параметров создаваемого объекта. Поэтому предварительное исследование обязательно должно быть подтверждено экспериментальными результатами.

Ранее было упомянуто об атоме, а тем более об атомной энергетике. Здесь уместно обратить внимание на сложные системы в науке и производстве, поскольку математизация их исследований является важным на сегодняшний день фактором и экспериментом.

В настоящее время мировая энергетическая ситуация такова, что потребление энергии в мире к 2050 году должно удвоиться. Уже сегодня производство (добыча) легкой нефти не успевает за спросом в связи с тенденцией снижения запасов легких нефтей. Разработка новых месторождений и пополнение запасов на данный момент являются основными задачами нефтегазовой промышленности, но особую трудность создает их территориальное расположение, которое затрудняет их разработку и транспортировку. В связи с этим компании все больше внимания уделяют так называемым аномальным нефтям - высоковязким и тяжелым. Высоковязкие и тяжелые нефти включают повышенное содержание высокомолекулярных компонентов (асфальте-нов, смол, парафинов), которые затрудняют процессы переработки такого углеводородного сырья. Кроме того, известно, что в некоторых температурных интервалах, а также при смешении высоковязких и тяжелых нефтей при поступлении на нефтеперерабатывающий завод происходят резкие изменения реологических свойств, что свидетельствует об изменении структуры нефтяной дисперсной системы.

Физико-химические и структурно-реологические свойства нефтяной дисперсной системы определяются структурой, размерами и составом сложных структурных единиц, образующихся в результате ассоциации парафинов, асфальтено-смолистых компонентов. Поэтому для выбора метода воздействия при подготовке и переработке тяжелых нефтей необходимо знание об углеводородном составе, особенно, о структуре парафинов, смол и асфальтенов. В данном примере рассмотрен интересный эксперимент представленного влияния состава нефтей на ее реологические свойства. Произведен расчет модельных молекул парафинов, смол, асфальтенов для определения индексов реакционной способности и, следовательно, возможностей формирования новой нефтяной дисперсной системы [1921].

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2023

Таблица 1.

Классификация нефти

При смешении возможно протекание как химических реакций, в результате которых происходит выделение тепла и вследствие чего снижается вязкость, так и взаимодействие компонентов нефтей, что может привести к резкому увеличению вязкости и что говорит о формировании новых более сложных структурных единиц нефтяной дисперсной системы.

По государственному стандарту России нефти по показателям плотности классифицированы как: особо легкая - <830 кг/м3; легкая - 830,1-850 кг/м3; средняя - 850,1-870 кг/м3; тяжелая - 870,1-895 кг/м3; битуминозная ->895,1 кг/м3 (при 20 °С) [21-24].

В 1987 году на XII Мировом нефтяном конгрессе в г. Хьюстоне была принята общая схема классификации нефтей и природных битумов:

1) легкие нефти - с плотностью менее 870,3 кг/м3;

2) средние нефти - 870,3-920,0 кг/м3;

3) тяжелые нефти — 920,0-1000 кг/м3;

4) сверхтяжелые нефти - более 1000 кг/м3 при вязкости менее 10 000 мПа-с;

5) природные битумы - более 1000 кг/м3 при вязкости свыше 10 000 мПа-с.

Как видно, отсутствуют показатели по вязкости как важного свойства нефтей. Предложена удобная классификация нефти, учитывающая также ее вязкость (табл. 1).

К вязким нефтям принято относить образцы нефти с вязкостью более 30 мПа-с или 35 мм2/с при температуре 20 °С, а к парафинистым нефтям - с содержанием парафинов более 6%. Парафины (в них входит С11-С20 (выкипающие в интервале температур от 200 до 350 °С) - мягкие, и твердые - С20-С35 (выкипающие от 350 до 550 °С) при снижении температуры нефти образуют кристаллические решетки. Структура заключает в своих ячейках жидкую фазу, и нефть существенно повышает свою вязкость. Следовательно, с увеличением содержания парафинов в нефти ее текучесть резко понижается. В среднем содержание парафинов в нефти составляет от 20 до 70% об. [22-23, 25].

Сейчас разрабатываются месторождения тяжелых нефтей, например тяжелая нефть месторождений Тима-но-Печерского бассейна с плотностью 943-945 кг/м3 (при 20 оС) содержит в основном 2-, 3-, 4-, полиметилалканы и изопреноид-ные алканы; содержание линейных парафинов составляет менее 0,4%, моноциклические и бициклические нафтены, а в высококипящих остатках присутствуют полициклические нафтены. Из гетероатомных соединений преобладают производные ти-офена, пиридина. Нефть отличается высоким содержанием V (до 160 г/т), А1 и Si (до 70 г/т), Fe (до 50 г/т). Нефти месторождений Оренбургской области с плотностью 820-890 кг/м3 парафинового типа содержат сернистые соединения до 3,0%, парафины - до 2,5%, смолы - 6-20%, асфальтены - до 4%, высокое содержание V и N (до 25 г/т). Нефти Казахстана с плотностью 930960 кг/м3 также характеризуются высо-

Физико-химические показатели Класс нефти Пределы измерения классификационных интервалов

Легкая Очень легкая <0,80

Легкая 0,80 - 0,84

Со средней плотностью 0,88 - 0,88

Тяжелая Нефть с повышенной плотностью 0,88 - 0,92

Сверхтяжелая 0,92 - 0,96

Битуминозная более 0,96

Вязкость, при 20 С, мм2/с Маловязкая < 10

Средневязкая 10 - 35

Вязкая Нефть с повышенной вязкостью 35 - 100

Высоковязкая 100 - 500

Сверхвязкая более 500

ким содержанием смол (до 30%), асфальтенов - 2%, парафинов - 0,1%, металлов V - 16 г/т, N - 13 г/т, Fe - до 9 г/т [26-31].

Кроме того, на основе анализа сведений о составе и свойствах нефтей различных месторождений представлено влияние содержания смол, асфальтенов, парафинов на ее плотность (рис. 1).

Таким образом, плотность нефти повышается с увеличением содержания смол и асфальтенов. Асфальто-смо-листые вещества являются золями нефтяных дисперсных систем, дисперсная фаза у них образована смолами и ас-фальтенами. Асфальтены содержатся в нефтях (до 0,1-45% масс.), природных асфальтах и битумах (до 73%), в высококипящих фракциях процессов нефтепереработки (до 11-30%). Молекулярная масса различных асфальтенов составляет 700-6000 у.е., у смол она ниже - от 300 до 700 у.е. Средний элементный состав асфальтенов, который содержит (% масс.): С - 82±3; Н - 8,1±0,7; О -5; N - 2-19; V, N - 0,01-0,02. Также в асфальтенах содержатся в микроколичествах металлы железа, кальция, магния, меди. Все металлы, находящиеся в нефтях, концентрируются в смолах и асфальтенах, поэтому при большом содержании асфаль-тено-смолистных веществ в нефтях происходит резкое увеличение вязкости среды и плотности. Физико-химические и структурно-реологические свойства нефтяной дисперсной

Рис. 1. Влияние содержания смол, парафинов и асфальтенов на плотность нефти

20,

15,

10,

о о

0,

___________ ♦ ------- ♦ _________♦ Парафины

♦ ------------ ♦

♦ Смолы, _А__ Асфальтены*

____♦. _г А Г - ---♦

0,87

0,885 0,9

Плотность нефти, г/см

0,915

0,93

3-4 ■ 2023

История и педагогика естествознания

Ъл\

3

системы определяются структурой, размерами и составом сложных структурных единиц, образующихся в результате ассоциации асфальтено-смолистых компонентов. Поэтому для обеспечения транспортабельных свойств при выборе метода воздействия необходимы знания об углеводородном составе, особенно о структуре и содержании парафинов, смол и асфальтенов, а также металлов. Так, при физическом и химическом воздействии, а также при смешении нефтей возможно протекание реакций с выделением тепла, и, следовательно, данная энергия достаточна для разрыва связи С-Н, что в дальнейшем сформирует новую более сложную нефтяную дисперсную структуру. В ней увеличивается вязкость нефти, изменяются термодинамические характеристики сырья и усложняется процесс подготовки и переработки нефти. В этой связи очень важно подобрать метод химического и физического воздействия при подготовке сырья, так, чтобы энергии воздействия было достаточно для разрыва связей с целью получения более легкой

углеводородной структуры. Вышеприведенные исследования, то есть экспериментальные расчеты позволяют выстроить технологическую линию переработки и использования нефтей такого качества [32-34].

Таким образом, важность предварительных экспериментальных исследований выполнения работ, проектирование перспективных производственных процессов является основой прогресса промышленности. Поэтому важным в учебном процессе высшей школы, бесспорно, является фактор инженерной педагогики. Гуманитаризация здесь как раз и заключается в том, чтобы проявить, актуализировать в деятельности обучающегося его смысловые, конструктивно-творческие, коммуникативно-диалоговые и прочие стороны, поставив на службу этому процессу все достижения психолого-педагогических и иных наук и преобразуя их в русле помощи обучающемуся человеку в той профессиональной деятельности, которой он овладевает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковлева И.В., ^сенко Т.С. ^мпетентностный и знаниевый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. U 1. С. 3474-3480. https://doi.org/10.15372/PEMW20200110

2. Mовсyмзаде ЭМ, Валитова Н.Э., Баулин O.A. и др. Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники // История и педагогика естествознания. 2022. U 2-3. С. 5-8.

3. Mовсyмзаде ЭМ, Валитова Н.Э. Гуманитарная модель - основная составляющая инженерного образования // История и педагогика естествознания. 2022. U 4. С. 5-8.

4. Гуманитаризация технического образования и гуманизация профессиональной подготовки студентов: тез. науч.-метод. конф. Ульяновск: Изд-во УлПИ, 2003. B0 с.

5. Mаркова A.A. Значимость гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Решетневские чтения. 2018. Т. 2. С. 577- 578.

B. Mатyхин Ц.Л. ^нцепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования // Вестник ТГПУ. 2013. U 9 (137). С. 32-3B.

7. Черноглазкин С.Ю., Mовсyмзаде ЭМ., Пушина ЛА Гуманитаризация подготовки для личностного сохранения инженерных кадров // История и педагогика естествознания. 2022. U 4. С. 81-85.

8. Mовсyмзаде ЭМ, Черноглазкин С.Ю., Пушина ЛА Инженерное образование - ХХ1: концепты гуманитаризации // Образование и общество. 2021. U 5 (130). С. 41-49.

9. Aхтямов ЭХ., Mовсyмзаде ЭМ., Пахомов С.И. и др. Mатематическое выражение закономерностей и объяснений ряда предметов и дисциплин инженерного образования // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2021. U 2-3. С. 89-95.

10^овсумзаде ЭМ Нефтяная легенда стран Kаспийского региона. M.: OБPAKДЦЕMНAУKA, 2020. 1B4 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Иванова Л.В., Буров E.A., ^шелев В.Н. Aсфальтосмолопарафиновые отложения в процессах добычи, транспорта и хранения // электрон. науч. журн. Нефтегазовое дело. 2011. U 1. С. 2B8-284.

12.Современные методы исследования нефтей / под ред. A.^ Богомолова, Mb. Темянко, Л.И. Хотынцевой. Л.: Недра, 1984. 431 с.

13.Огородников В.Ц. ЯMP-спектроскопия как метод исследования химического состава нефтей // Инструментальные методы исследования нефти

/ под ред. Г.В. Иванова. Новосибирск: Наука, 1987. С. 49-B7.

14.Рубинштейн ИА, ^ейменова ЗА, Соболев Е.П. Mетоды анализа органических соединений нефти, их смесей и производных. M.: Изд-во. AН СССР, 19B0. Т. 1. С. 74.

15.Aхтямов ЭХ., Шаммазов A.M., Четвертнева ИА и др. Исторические факты зарождения материалов и их свойств из возобновляемого сырья // Нефтегазохимия. 2022. U 4. С. 43-47.

^^овсумзаде ЭМ Интенсификация инженерного образования. M.: OБPAKДЦЕMНAУKA, 2020. 8B с.

17^овсумзаде ЭМ, ^лчина Г.Ю., Пушина ЛА и др. Основные составляющие инженерного образования - гуманитаризация и математизация // История и педагогика естествознания. 2021. U 1-2. С. 7B-82.

18^овсумзаде Эм Ступени трансформации профессиональной образовательной системы и современные перспективы инженерного образования. M.: OБPAKДЦЕMНAУKД, 2021. 187 с.

19Жолчина Г.Ю., Mовсyмзаде ЭМ, Mовсyмзаде M.M. и др. Характерные свойства и параметры тяжелых нефтей //

Нефтегазохимия. 2021. U 1-2. С. B8-71.

20.Башкирцева Н.Ю. Высоковязкие нефти и природные нефти // Вестник ^зан. технолог. ун-та. 2014. Т. 17. U 19. С. 29B-299.

21.Рябов В.Д. Химия нефти и газа. M.: Техника, 2004. С. 1B1-1B2.

22.Полищук d.M., Ященко И.Г. Высоковязкие нефти: анализ пространственных и временных изменений физико-химических свойств // Нефтегазовое дело. 2005. U 2. С. 105-133.

23.Петров A.A. Углеводороды нефти. M.: Наука, 1984. С. 2B4.

24.Дияров И.Н., Хамидуллин Р.Ф., Солодова Н.Л. Химия нефти: руководство к практическим и лабораторным занятиям. ^зань: МИТУ, 2013. 494 с.

25.Бейко ОА, Головко A.K., Горбунова Л.В. Химический состав нефтей Западной Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 288 с.

26.Большаков Г.Ф. Сераорганические соединения нефти. Новосибирск: Наука, 198B. 24B с.

27.Сергиенко С.Р., Таимова БА, Талалаев Е.И. Высокомолекулярные неуглеводородные соединения нефти. Смолы и асфальтены. M.: Наука, 1979. 2B9 с.

28.Ancheyta J.J., Trejo F., Rana M.S. Asphaltenes. Chemical transformation during hydro processing of heavy oils // Boca Raton: CRC Press - Taylor S Francis, 2009. Vol. 20. 441 p.

29.Хаджиев С.Н., Шпирт M^. Mикроэлементы в нефтях и продуктах их переработки. M.: Наука, 2012. 222 с.

30.Kyклинский A^., Пушкина РА Mолекyлярная структура углеводородов и гетероатомных соединений нефти и седиментитов. M.: Изд-во M^, 1978. С. 35.

31. Kонторович A^., Данилова В.П., ^стырева E.A., Стасова О.Ф. Геохимия и генезис палеозойских нефтей Западной Сибири // Геохимия. 1998. U 3B (1). С. 3-17.

32.Полетаева О.Ю., ^лчина Г.Ю., Леонтьев A.d. и др. Исследование состава высоковязких тяжелых нефтей методом ядерной магнитно-резонансной спектроскопии // Изв. вузов. Серия: Химия и химическая технология. 2021. Т. B4. U 1. С. 52-58.

33.Логинова M.E., Mовсyмзаде ЭМ., Пугачев Н.В. и др. Определение и оценка физико-химического состояния составляющих органических соединений высоковязких нефтей западно-сибирских и северо-восточных месторождений // Промышленное производство и использование эластомеров. 2022. U 2. С. 24-27.

34.ZaytsevaO.V., MagomadovE.E., KadievKh.M., ChernyshevaE.A., KapustinV.M., Khadzhiev S.N. A study of structural transformations of asphaltene molecules during hydroconversion of vacuum residue at various temperatures in the presence of nanosized molybdenum disulfide particles// Petroleum Chemistry. 2013. V. 53. No. 5. P. 309-322.

REFERENCES

1. Yakovleva I.V., Kosenko T.S. Competence and knowledge approaches: philosophical and educational problems of understanding and application.

y2

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2023

34,

Professional'noye obrazovaniye vsovremennom mire, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 3474-3480 (In Russian).

Movsumzade E.M., Valitova N.E., Baulin O.A. Facts defining the main directions of the educational system and the stages of formation and development of technology. Istoriya ipedagogikayestestvoznaniya, 2022, no. 2-3, pp. 5-8 (In Russian).

Movsumzade E.M., Valitova N.E. Humanitarian model is the main component of engineering education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2022, no. 4, pp. 5-8 (In Russian).

Gumanitarizatsiya tekhnicheskogo obrazovaniya i gumanizatsiya pro-fessional'noy podgotovki studentov: tez. nauch.-metod. konf. [Humanitarization of technical education and humanization of vocational training of students: abstracts of scientific method. conf]. Ulyanovsk, UlPI Publ., 2003. 60 p. Markova A.A. The importance of humanitarian disciplines in a technical university. Reshetnevskiye chteniya, 2018, vol. 2, pp. 577- 578 (In Russian).

Matukhin D.L. The concept of humanization and humanitarization of engineering education. Vestnik TGPU, 2013, no. 9(137), pp. 32-36 (In Russian).

Chernoglazkin S.YU., Movsumzade E.M., Pushina L.A. Humanitarinization of training for the personal preservation of engineering personnel. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2022, no. 4, pp. 81-85 (In Russian).

Movsumzade E.M., Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A. Engineering Education - XXI: humanitarian concepts. Obrazovaniye i obshchestvo, 2021, no. 5 (130), pp. 41-49 (In Russian).

Akhtyamov E.K., Movsumzade E.M., Pakhomov S.I. Mathematical expression of regularities and explanations of a number of subjects and disciplines of engineering education. Transport i khraneniye nefteproduktovi uglevodorodnogo syr'ya, 2021, no. 2-3, pp. 89-95 (In Russian). Movsumzade E.M. Neftyanaya legenda stran kaspiyskogo regiona [Oil legend of the countries of the Caspian region]. Moscow, OBRAKADEMNAU-KA Publ., 2020. 164 p.

Ivanova L.V., Burov YE.A., Koshelev V.N. Asphalt, resin and paraffin deposits in the processes of production, transport and storage. Neftegazovoye delo, 2011, no. 1, pp. 268-284 (In Russian).

Sovremennyye metody issledovaniya neftey [Modern methods of oil research]. Leningrad, Nedra Publ., 1984. 431 p.

Ogorodnikov V.D. Instrumental'nyye metody issledovaniya nefti [Instrumental methods for oil research]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1987. pp.

49-67.

Rubinshteyn I.A., Kleymenova Z.A., Sobolev YE.P. Metody analiza organicheskikh soyedineniy nefti, ikh smesey i proizvodnykh [Methods for the analysis of organic compounds of oil, their mixtures and derivatives]. Moscow, AN SSSR Publ., 1960. vol. 1. p. 74.

Akhtyamov E.K., Shammazov A.M., Chetvertneva I.A. Historical facts of the origin of materials and their properties from renewable raw materials. Neftegazokhimiya, 2022, no. 4, pp. 43-47 (In Russian).

Movsumzade E.M. Intensifikatsiya inzhenernogo obrazovaniya [Intensification of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2020. 86 p.

Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Pushina L.A. The main components of engineering education are humanitarization and mathematization. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2021, no. 1-2, pp. 76-82 (In Russian).

Movsumzade E.M. Stupeni transformatsiiprofessional'noy obrazovatel'noysistemy i sovremennyye perspektivy inzhenernogo obrazovaniya [Stages of transformation of the professional educational system and modern prospects for engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2021. 187 p.

Kolchina G.YU., Movsumzade E.M., Movsumzade M.M. Characteristic properties and parameters of heavy oils. Neftegazokhimiya, 2021, no. 1-2, pp. 68-71 (In Russian).

Bashkirtseva N.YU. High-viscosity oils and natural oils. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2014, vol. 17, no. 19, pp. 296-299 (In Russian).

Ryabov V.D. Khimiyaneftiigaza [Chemistry of oil and gas]. Moscow, Tekhnika Publ., 2004. pp. 161-162.

Polishchuk YU.M., Yashchenko I.G. High-viscosity oils: analysis of spatial and temporal changes in physical and chemical properties. Neftegazovoye delo, 2005, no. 2, pp. 105-133 (In Russian).

Petrov A.A. Uglevodorodynefti [Petroleum hydrocarbons]. Moscow, Nauka Publ., 1984. p. 264.

Diyarov I.N., Khamidullin R.F., Solodova N.L. Khimiya nefti [Chemistry of oil]. Kazan, KNITU Publ., 2013. 494 p.

Beyko O.A., Golovko A.K., Gorbunova L.V. Khimicheskiy sostavnefteyZapadnoy Sibiri [Chemical composition of Western Siberia oils]. Novosibirsk, Nauka. Sib. Otdeleniye Publ., 1988. 288 p.

Bol'shakov G.F. Seraorganicheskiye soyedineniya nefti [Sulfur compounds of oil]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986. 246 p. Sergiyenko S.R., Taimova B.A., Talalayev YE.I. Vysokomolekulyarnyye neuglevodorodnyye soyedineniya nefti. Smoly i asfal'teny [High-molecular non-hydrocarbon compounds of oil. Resins and asphaltenes]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 269 p.

Ancheyta J.J., Trejo F., Rana M.S. Asphaltenes. Chemical transformation during hydro processing of heavy oils. Boca Raton, CRC Press - Taylor & Francis Publ., 2009. Vol. 20. 441 p.

Khadzhiyev S.N., Shpirt M.YA. Mikroelementy vneftyakh iproduktakh ikh pererabotki [Trace elements in oils and products of their processing]. Moscow, Nauka Publ., 2012. 222 p.

Kuklinskiy A.YA., Pushkina R.A. Molekulyarnaya struktura uglevodorodov i geteroatomnykh soyedineniy nefti i sedimentitov [Molecular structure of hydrocarbons and heteroatomic compounds of oil and sedimentites]. Moscow, MGU Publ., 1978. p. 35.

Kontorovich A.E., Danilova V.P., Kostyreva YE.A., Stasova O.F. Geochemistry and genesis of Paleozoic oils in Western Siberia. Geokhimiya, 1998, no. 36(1), pp. 3-17 (In Russian).

Poletayeva O.YU., Kolchina G.YU., Leont'yev A.YU. Investigation of the composition of high-viscosity heavy oils using nuclear magnetic resonance spectroscopy. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy, 2021, vol. 64, no. 1, pp. 52-58 (In Russian).

Loginova M.YE., Movsumzade E.M., Pugachev N.V. Determination and assessment of the physical and chemical state of the constituents of organic compounds of high-viscosity oils of the West Siberian and North-Eastern fields. Promyshlennoye proizvodstvo i ispol'zovaniye elastomerov, 2022, no. 2, pp. 24-27 (In Russian).

Zaytseva O.V., Magomadov E.E., Kadiev KH.M., Chernysheva E.A., Kapustin V.M., Khadzhiev S.N. A study of structural transformations of asphal-tene molecules during hydro conversion of vacuum residue at various temperatures in the presence of nanosized molybdenum disulfide particles. Petroleum Chemistry, 2013, vol. 53, no. 5, pp. 309-322.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Колчина Галина Юрьевна, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий.

Каримов Эдуард Хасанович, д.т.н., проф. кафедры общей химической технологии, Институт химических технологий и инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета Шукурова Е.Г., к.э.н., Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Логинова Марианна Евгеньевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Movsumzade Eldar M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Kolchina Galina YU., Cand. Sci. (Chem.), Assoc. Prof., Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology.

Karimov Eduard KH., Ph.D., Professor of the Department of General Chemical Technology Institute of Chemical Technologies and Engineering Ufa State Petroleum Technological University.

Shukurova E.G., Cand. Sci. (Econ.), Ufa State Petroleum Technological University.

Loginova Marianna E., Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof. of the Department of Oil and Gas Well Drilling, Ufa State Petroleum Technological University.

3-4 • 2023

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.