Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка последовательности начального обучения дисциплинам биатлона'

Экспериментальная проверка последовательности начального обучения дисциплинам биатлона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОМПЛЕКСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / MODEL / COMPLEX ORIENTATION / EFFICIENCY / CONTROL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

В статье дана экспериментальная проверка последовательности начального обучения видам спорта входящим в зимние многоборья. Определена эффективность методики овладения основными дисциплинами биатлона и комплексная направленность обучения более сложным в техническом отношении дисциплинам входящими в биатлон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental check of sequence of elementary training of biathlon disciplines

The article gives an experimental check of sequence of elementary training in kinds of sports entering in winter all-round. Efficiency of methodology of basic disciplines of biathlon mastering and complex direction of training of technically more difficult disciplines entering into biathlon have been defined.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка последовательности начального обучения дисциплинам биатлона»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ БИАТЛОНА

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье дана экспериментальная проверка последовательности начального обучения видам спорта входящим в зимние многоборья. Определена эффективность методики овладения основными дисциплинами биатлона и комплексная направленность обучения более сложным в техническом отношении дисциплинам входящими в биатлон.

Ключевые слова: модель, комплексная направленность, эффективность, контрольные

тесты.

EXPERIMENTAL CHECK OF SEQUENCE OF ELEMENTARY TRAINING OF

BIATHLON DISCIPLINES

Vadim Valeryevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Annotation

The article gives an experimental check of sequence of elementary training in kinds of sports entering in winter all-round. Efficiency of methodology of basic disciplines of biathlon mastering and complex direction of training of technically more difficult disciplines entering into biathlon have been defined.

Keywords: model, complex orientation, efficiency, control tests.

ВВЕДЕНИЕ

Управление системой многолетней подготовки в зимних многоборьях на каждом этапе является базовой основой разработки тренировочных программ, что должно определять: реальную спортивную цель, длительность пути достижения планируемого результата, принципиальную направленность подготовки. Ориентирами для установления спортивной цели служат различные модели и модельные характеристики.

Анализ научно-методической литературы, спортивной практики и результаты собственных исследований позволили установить, что на этапе начальной спортивной специализации, вопрос о том, каким путем овладеть дисциплинами биатлона, является основным. Принципиально существует два направления начального обучения:

- обучение технике лыжной гонки и стрельбы;

- овладение более сложными в техническом отношении действиями комплексной направленности с включением технических средств обучения (ТСО) и тренажеров, использующих ритмо-структурные комплексы (РСК 1-4).

Изучению эффективности одного из двух направлений начального обучения дисциплинам биатлона был посвящен трехлетний педагогический эксперимент.

Цель эксперимента - определить более эффективную методику овладения дисциплинами биатлона на этапе начального обучения.

Задача: выявить динамику педагогических показателей при различных способах начального обучения и овладение основными дисциплинами биатлона и обосновать построение учебно-тренировочного процесса биатлонистов 13-16 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

В эксперименте приняли участие две группы биатлонистов А и Б по 13-14 лет, 12 человек в каждой, однородные по составу, что подтверждено математической обработкой исходных данных испытуемых (табл. 1).

Основным отличительным экспериментальным фактором трехлетнего педаго-

гического эксперимента была различная последовательность начального обучения дисциплинам биатлона, в группах.

Таблица 1

Уровень физической подготовленности в группах «А» и «Б» в начале трехлетнего _______________________педагогического эксперимента п =22___________________

№ Тесты Группа А Группа Б р

Х±5 Х±5 >0,05

1 Стрельба лежа по 10 выстрелов в мишень (очки) 62,6±4,4 64,2±4,7 >0,05

2 Стрельба стоя по 10 выстрелов в мишень (очки) 45,3±3,1 47,5±2,5 >0,05

3 Бег на 60 м 9,6±0,5 9,5±0,4 >0,05

4 Прыжок с места, (м) 174,8±9,4 176,2±9,5 >0,05

5 Прыжок вверх по Абалакову (см) 38,6±3,6 39,1±4,1 >0,05

6 Подтягивание на перекладине 5,7±1,2 6,2±1,3 >0,05

7 Бег на 1000 м (мин, с) 3,34±0,12 3,28±0,14 >0,05

8 Приседание на одной ноге «пистолетик» (раз) 5,6±3,7 6,1±3,1 >0,05

9 Сгибание разгибание рук в упоре (раз) 19,4±4,6 20,1±2,5 >0,05

10 Лыжная гонка 3 км (мин, с) 17,21±1,12 16,57±1,09 >0,05

Построение учебно-тренировочного процесса в группе А было направлено на овладение более сложными в техническом отношении действиями комплексной направленности с использованием в тренировочном процессе ТСО и РСК, а в группе Б технике лыжной гонки и стрельбы биатлона по общепринятой методике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследований установлено, что влияние трехлетней тренировки различной направленности (на первом и втором году занятий) к концу первого этапа педагогического эксперимента привело к существенным и достоверным различиям в обеих группах (табл. 2).

Таблица 2

Результаты юных биатлонистов групп «А» и «Б» на первом этапе педагогическо-

го эксперимента

№ Показатели Группа А Группа Б р

М±т М± т

Первый этап эксперимента

1 Индивидуальная гонка 6 км (мин, с) 36,48±1,5 39,13±1,7 <0,05

2 Спринт 4 км (мин, с) 25,49±1,3 28,46±0,8 <0,05

3 Гонка преследования 4 км (мин, с) 26,04±1,6 28,34±2,9 >0,05

4 Эстафета 4 км (мин, с) 26,34±1,5 29,56±1,9 >0,05

5 Результат стрельбы по установкам лежа 2,4±0,5 2,3±0,4 >0,05

6 Результат стрельбы по установкам стоя 1,9±0,4 2,2±0,3 <0,05

7 Результат стрельбы лежа 10 выстрелов 64,7±5,5 65,8±6,5 >0,05

8 Результат стрельбы стоя 10 выстрелов 56,3±6,5 58,2±4,9 >0,05

9 Время стрельбы лежа 47,9±4,5 61,5±5,7 <0,05

10 Время стрельбы стоя 42,3±4,5 60,1±6,4 <0,05

11 Лыжная гонка 3 км 14,26±1,4 15,06±1,5 >0,05

12 Лыжная гонка 5 км 26,09±2,7 26,47±1,7 >0,05

Из таблицы следует, что спортивно-технические результаты в группе «А» по сравнению с группой «Б» оказалась достоверно выше. Что же касается вклада отдельных дисциплин в общий результат биатлона, то преимущество группы «А», в основном, обеспечили три дисциплины: индивидуальная гонка, спринтерская гонка и общее время стрельбы лежа и стоя. Результаты биатлонистов группы «Б» имели статистически достоверное преимущество только в одной дисциплине - стрельбе стоя по установкам. В остальных тестах биатлона между конечными результатами групп различия статистически недостоверны (см. табл. 2).

Дальнейшее проведение экспериментальных исследований на втором этапе выявило существенное преимущество методики тренировки спортсменов группы «А». Разность в показателях тестирования биатлонистов составила достоверные различия в индивидуальной и спринтерской гонке, а также стрельбе лежа, при этом спортсмены группы «А» выполнили II разряд (III разряд на втором этапе) (табл. 3)

Таблица 3

Результаты юных биатлонистов групп «А» и «Б» на втором и третьем этапе

педагогического эксперимента

№ Показатели Группа II этап III этап Разница прироста в гр. А и Б % р

М±m %, р М±m Прирост %

1 Индивидуальная гонка (мин, с) А 47,08±1,5 6,0 <0,05 30,50±1,5 34,6 5,9 <0,05

Б 50,20±1,7 35,58±1,7 28,7

2 Спринт (мин, с) А 39,11±1,3 5,4 <0,05 22,49±1,3 40,7 7,0 <0,05

Б 41,28±0,8 27,46±0,8 33,7

3 Гонка преследования (мин, с) А 39,54±1,6 3,9 >0,05 23,24±0,6 39,7 5,8 <0,05

Б 41,34±2,9 27,35±0,9 33,9

4 Эстафета (мин, с) А 39,34±1,5 1,5 >0,05 19,32±0,5 50,6 11,8 <0,05

Б 40,16±1,9 23,57±1,2 38,8

5 Результат стрельбы по установкам лежа А 3,0±0,5 3,3 >0,05 4,2±0,5 40,0 8,6 <0,05

Б 2,9±0,4 3,5±1,1 31,4

6 Результат стрельбы по установкам стоя А 2,0±0,4 12,5 <0,05 3,1±0,5 35,4 19,9 <0,05

Б 2,5±0,3 3,3±0,3 15,5

7 Результат стрельбы лежа 10 выстрелов А 74,4±5,5 5,5 <0,05 88,7±5,5 16,1 6,3 <0,05

Б 70,3±6,5 77,9±6,2 9,8

8 Результат стрельбы стоя 10 выстрелов А 55,7±6,5 4,3 >0,05 66,2±4,5 15,9 9,4 <0,05

Б 58,2±4,9 62,4±2,9 6,5

9 Время стрельбы лежа А 58,9±4,5 4,2 >0,05 41,2±2,3 30,1 13,8 <0,05

Б 61,5±5,7 51,6±3,5 16,3

10 Время стрельбы стоя А 48,3±4,5 3,4 >0,05 35,8±2,7 25,9 17,9 <0,05

Б 50,1±6,4 46,5±4,1 8,0

11 Лыжная гонка 3 км А 13,26±1,4 4,3 >0,05 10,24±1,4 22,8 2,1 >0,05

Б 14,06±1,5 11,12±1,3 20,7

12 Лыжная гонка 5 км А 24,39±2,7 4,2 >0,05 17,03±2,7 30,9 0,5 >0,05

Б 25,47±1,7 17,41±3,4 31,4

На третьем этапе исследования установлено, что статистически достоверные темпы прироста результатов были зафиксированы у испытуемых группы «А» в показателях контрольных тестов в индивидуальной гонке, спринте, гонке преследования, эстафете, стрельбе по установкам лежа и стоя, стрельбе 10 выстрелов в мишень лежа и стоя на дистанции 50м, в общем времени стрельбы в условиях соревнований лежа и стоя, времени лыжной гонки на дистанциях 3 и 5 км. Следует отметить, что в лыжной гонке на 3 и 5 км темпы прироста результатов в обеих группах были практически одинаковы, различия между группами не достоверны, при более высоких результатах в группе «А» (см. табл. 3).

Анализ многолетнего исследования выявил, что к концу трехлетнего эксперимента группа А имела существенные и достоверные изменения по всем ведущим показателям в темпах прироста по сравнению с группой Б ф<0,05). В группе «Б» достоверные изменения в темпах прироста отмечены только в стрельбе стоя по установкам ф< 0,05).

Таким образом, можно сделать следующее заключение: установлено, что комплексная направленность обучения более сложным в техническом отношении дисциплинам, входящих в биатлон, способствовало: во-первых, наилучшему овладению отдельными дисциплинами биатлона: во-вторых, более высоким темпам прироста пока-

зателей физической подготовленности: в-третьих, наиболее рациональному использованию двигательных способностей юных зимних многоборцев, в отличие от раздельной методики начального обучения лыжной гонке и стрельбе.

Контактная информация: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе представлены результаты проведенного исследования по рассмотрению подходов к формированию экологической культуры студенческой молодежи. Выявлены педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодежи, определены основные направления формирования экологической культуры студенческой молодежи.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; подходы к формированию экологической культуры молодежи.

THEORETICAL APPROACHES TO FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE AMONG THE STUDENT YOUTH

Artem Alexandrovitch Fortunatov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer

Magnitogorsk State University

Annotation

The research deals with the experimental results of considering the approaches to formation of ecological culture among student youth. The pedagogical conditions needed for making the formation more effective have been revealed, the basic directions of ecological culture formation have been defined.

Keywords: ecological culture, ecological education, approaches to formation of ecological culture among student youth.

В последнее десятилетие постоянное ухудшение состояния окружающей природной среды стало реально угрожать здоровью населения, лимитировать возможности экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов. Более 70% добываемых ресурсов тратятся на поддержание ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Расточительный, разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и обостряет существующие экологические проблемы. Ученые [2-4] делают весьма тревожные прогнозы относительно необратимости повреждения биосферы в течение ближайших десятилетий. Экологическая ситуация в России не является исключением.

Наш длительный опыт изучения процесса формирования экологической культуры студенческой молодежи показывает, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, иждивенческим отношением к живой природе, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан. Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением научными основами взаимодействия природы и общества [5, с.188]. Его цель - формирование экологического мировоззрения, системы знаний, взглядов, убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания.

На современном этапе вузовского образования экологическая культура молодежи формируется на принципах единства исторической взаимосвязи природы и обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.