________Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
УДК 378.147:004.9 © Е. А. Бурков
Е.А. Бурков
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БИЗНЕС-ИНИЦИАТИВ СТУДЕНТОВ
В статье исследуются современные педагогические технологии, которые автор реализует в ходе экспериментальной работы по созданию модели такой информационной образовательной среды педагогического вуза, в которой будут реализованы современные педагогические технологии, направленные на освоение компетенций согласно автоматически выстраивающемуся индивидуальному образовательному маршруту, приходя в конечном итоге к созданию кого-либо образовательного контента, который впоследствии можно обеспечить поддержкой благодаря слаженной работе всех элементов информационной среды для продвижения их на реальный образовательный рынок.
Ключевые слова: Конструктивное обучения, творческое обучение, электронное обучение, информационно образовательная среда ВУЗа, образовательные бизнес инициативы, образовательные услуги, образовательный контент.
Г| инамика развития современного общест-/ | ва постиндустриальной, информационной ГПэпохи ставит перед образованием как социальным институтом высокие требования.
В стремительно меняющемся мире в целях обеспечения образования, развития и воспитания личности установилась необходимость формулировки целостного мировоззрения и мироотношения. Сегодня к специалистам предъявляются требования функциональной грамотности и творческого профессионализма [1, с. 5].
Для образования в настоящее время характерны прямая и опосредованная связь с экономикой, культурой общества, наукой и технологией, что является составной частью стратегии общенационального развития [1, с. 9].
Вступление в XXI век создало необходимость дать ясное представление о том, каких специалистов будет выпускать высшая школа в ближайшем и отдалённом будущем.
В условиях современного мира, глобализации экономики, революционных достижений информационных технологий, традиционное образование не в силах удержать свои прежние позиции простого воспроизведения процессов профессиональной деятельности и общественной жизни.
Как отмечают исследователи,
«...образование оказалось в двусмысленном положении: с одной стороны, оно обуславливает научно-технический прогресс, а с другой - в недрах самого образовательного процесса отчётливо проявляются тенденции неизменности существующего статус-кво, внутреннее сопротивление инновационным явлениям в собственной области. Это порождает массу экономических и социальнополитических проблем...»[1].
Весь XX век был связан с прорывом в научнотехнической сфере. Однако, невзирая на эти бесспорные достижения, подготовка выпускников в высшей школе на данном этапе не отвечает современным требованиям.
Сегодня ученые и практики образования возлагают свои надежды «...на разработку новых па-
радигмальных основании организации педагогического процесса...» [1].
В этой связи «...остро встаёт проблема отбора и использования таких образовательных методов и технологий, дидактических форм, которые резко повысят качество российских процессов обучения, сделают их более производительными, действенными и плодотворными...» [2].
Основополагающим акцентом в такой организации педагогического процесса, может являться развитие креативной педагогики и современное конструктивное обучения, которые помогут объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную не противоречивую и взаимодействующую систему.
Исходя из вышесказанного, можно полагать, что предметом педагогики являются закономерности, присущие педагогической деятельности и характерные для взаимодействия в рамках образовательного процесса, особенностей педагогической деятельности в «...креативно ориентированном образовательном процессе...»[1], выстроенного на базе законов конструктивного обучения.
Принципы «нелинейности» обучения исследуются современными учеными и успешно внедряются в процесс образования как принципы конструктивного обучения.
Конструктивистские модели обучения разрабатывались на основе исследований таких теоретиков, как Д. Брунер, Ж.Пиаже, /1.Выготский, Н.Найссер, М.Бродбент, Д.Норман.
«...Термин «конструктивистское обучение» как педагогическая категория был введен Д.Дъкм, однако получил свое более широкое развитие на практике в работах М.Монтессори, как «проблемное обучение» в работах У.Х.Килпатрика, как «конструктивное обучение» в работах Н.П. Шаталовой.
Конструктивисты, изучая реальность, акцентируют свое внимание на критическом истолковании конкретной ситуации.
Знать для конструктивистов - значит уметь себя вести адекватным образом в ситуациях индивидуального или кооперативного назначения. В этом состоит основное отличие от традиционных
93
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
учении, где под знанием понималась некоторая совокупность представлений субъекта об окружающей его действительности...» [3].
Стоит отметить, что в последние тридцать лет популярность получила теория конструктивизма и как теоретическое, и как практическое направление в педагогике.
«...Обучение - это процесс, при котором знание конструируется с помощью мыслительной деятельности учащегося...» [3].
Для конструктивности характерно стремление реализовать в педагогическом творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
«...Центральным фактом конструктивистской концепции считается то, что значимое обучение может совершаться в случае, если обучаемый воспринимает факты, которые он должен усвоить, как значимые лично для него, каким-либо образом связанные с личным опытом и оцениваемые по критериям, значимым для конкретной личности...» [3].
Человек, поставленный в современные условия повсеместной экспансии информационных массивов, должен гибко понимать и принимать знания с разных областей науки и техники и достаточно быстро применять их в реальной жизни. Для этого должны создаваться предпосылки и условия для непрерывного самообразования.
«...Обучение общению в разновозрастной среде, умению ставить реальные цели; формирование потребности в творческом созидании; повышение интеллектуального уровня посредством создания проблемных ситуаций; умелое сочетание разных средств обучения - все это помогает выработать у людей автоматизм конструктивного мышления, выражающийся в корректном поведении в жизненных нестандартных ситуациях и выводит их на достаточно активный уровень существования в современном обществе...» [3].
Сегодня большинство людей в мире и в нашей стране в своей творческой деятельности используют в лучшем случае один метод - проб и ошибок, больше известный под нелестным и даже обидным названием Monkeysmethod.
Исследователи задаются вопросом: «Может быть, обучение именно технике интеллектуальной работы должны стать главной задачей?»[1, с. 17].
По данным исследований [4], известно, что существующей последовательности этапов обучения противоречат и данные возрастной психологии: ребёнок творит с самого младшего возраста, что до 6 лет до 40% детей потенциально талантливы, однако обучение, построенное на основе традиционной дидактики, резко снижает их творческий потенциал.
«...Творчество - это не столько деятельность вообще, сколько специфическая деятельность в самой деятельности, увеличивающая созидательный потенциал последней. Другими словами, творчество заключается в изменении и последовательном преобразовании не только объекта, но и
это главное - субъекта творчества, т.е. человека. Творчеству можно и нужно учить с детства...». [1 с. 17]
Известно, что требования к подготовке специалистов формулируется вне системы образования. Они исходят из социально-экономических и политических целей государства. В условиях рыночной экономики и повсеместном распространении информационных технологий существует необходимость, готовить качественно новые педагогические кадры, которые будут соответствовать запросам общества, иначе говоря, будут способны подготовить выпускников школ, которые затем будут выпускниками колледжей и вузов, а в будущем станут специалистами и профессионалами своего дела, которые будут способны решать проблемы в бизнесе и на производстве, в культуре и науке, не стандартными путями.
Также сами педагоги должны уметь определять подходы к проблеме творчества и познавательной деятельности, уметь активизировать у студентов в процессе обучения творческое мышление, уметь конструировать свою сферу знаний, они должны быть готовы обучить этому и студентов, которые потом станут учителями.
Одним из приоритетных направлений образования является его информатизация.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологии и практики разработки и рационального применения информационных и коммуникационных технологий с целью совершенствования механизмов управления системой образования, совершенствованию методологии и стратегии отбора содержания, создания условий для самообразования и развитие творческого потенциала личности учащегося, умение применять компьютерные диагностики и средства сопровождения педагогического процесса.
Условия, которые отвечают выше указанным требованиям, можно сформировать в условиях моделирования информационной образовательной среды, и других компьютерные средства обучения.
В этом отношении оптимальным для создания подобной среды является системы дистанционного обучения, и управления курсами, которую можно использовать как ядро информационной образовательной среды не только в дистанционном, но и в смешенном обучении, перевернутом обучении.
В наших исследовательских задачах приоритетом является создание такой модели информационной образовательной среды, в которой студент и преподаватель будут сотрудничать и взаимодополнять друг друга, где они будут равными участниками образовательного процесса.
Уже стал очевидным и общепризнанным тот факт, что преподаватель больше не является единственным носителем знаний, он занимает роль в педагогическом процессе скорее направляющего, модератора, администратора, который сможет сориентировать студента в выборе и освоении тех компетенций, которые будут наиболее
94
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
интересны ему, то есть отвечать его внутренним потребностям, желаниям и способностям к той или иной деятельности для конструирования своей матрицы идей и набора компетенций, направленных на практическое применения их в условиях, приближенных к реальной жизни, к реальной экономической ситуации, где уже является неотъемлемой необходимостью решать задачи креативными путями, ломая или качественно перерабатывая свой опыт, коллективный или заимствованный из вне, а также создавать свои идеи в коллективе или самостоятельно.
Хорошим примером ядра информационной образовательной среды мы видим в использовании и адаптации системы управления курсами Moodle.
Согласно свободной энциклопедии Википедия, «Moodle - это система управления курсами (электронного обучения), также известная как система управления обучени-
ем или виртуальная обучающая среда (англ.). Является аббревиатурой от англ. Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет со-
бой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.»[6]
Это удобная и бесплатная система, которая легко поддается настройке легко устанавливается, на хостинг, и в полной мере способная реализовать философию конструктивного обучения и возможности активизации творческой активности.
А набор отдельных плагинов, которые можно написать, владея языками Web-программирования иязыком гипертекстовой разметки HTML даёт возможность самостоятельно реализовывать разноплановые проекты для оптимизации и создания курсов или площадку для размещения образовательного контента.
Что касается проектирования образовательного контента, эта тема не входит в рамки настоящего исследования, так как заслуживает отдельного внимания для раскрытия в нужном объеме этой проблемы.
В результате опытно-экспериментальной работы нами была разработана модель информационной образовательной среды, часть которой апробирована и показала положительные результаты в освоении студентами разных магистерских программ, компетенций в области применения информационных и коммуникационных образовательных технологий в педагогическом процессе.
Структуру модели информационно образовательной среды мы и попытаемся изложить в настоящем исследовании.
Один из принципов конструктивного обучения - это «нелинейность» подачи информации, и статус педагога в этой системе как модератора этой среды и это важно.
Если детально рассмотреть эту модель, то можно сказать, что Moodle является не единствен-
ным компонентом информационной образовательной среды. Она разработана таким образом, чтобы создать возможность для выбора информационных ресурсов и элементов, которые не обязательно включены в Moodle.
Наша информационная образовательная среда представляет собой несколько специализированных порталов, которые в сумме составляют всю систему этой среды, и вся эта система моделирует «Виртуальный лабораторию образовательных бизнес-инициатив». Почему именно бизнес? Этот вопрос в большей степени будет понятен при описании нашей информационной образовательной среды. Известно, что в сегодняшней рыночной экономике образование всё больше приобретает вид предоставления образовательных услуг. С трендами, в которых угасает первичные восхищения от разноплановых моделей построения дистанционного и электронного обучения, переходят в фазу холодного осмысленного анализа, и качественное проектирование электронных курсов и информационного образовательного контента является необходимой частью этих последних. Разрабатываются концепции, модели расположения конструирования информационного образовательного контента, анализа и сбора информации, и тому подобные процессы.
Наша модель состоит из следующих порталов:
1. Образовательный портал, который по сути является учебно-измерительным блоком информационной образовательной среды выявления способностей и потребностей освоения компетенций самопроверки или выставление своих проектов, подготовленных при обучении на общее рассмотрения для оценки коллективом.
Во всей информационно-образовательной среде действует балльно-рейтинговая система, от 0 до 100, в свою очередь на образовательном портале нами предлагается, чтобы студенты ограничили себя в выставлении баллов до максимальных здесь 60.
Образовательный портал построен по модульному типу, каждый модуль имеет информацию для овладение нужной компетенцией, которая классифицирована по трём уровням сложности и "углублению" в тему:
1. базовый;
2. средний;
3. высокий.
После освоения базового и среднего уровня одного модуля студент может углубиться в изучения темы на третий уровень (высокий), либо перейти к изучению базового уровня других модулей с новыми компетенциями. Тем самым реализуя конструкт своих знаний и полученных в процессе обучения знаний.
Роль преподавателя в этом портале заключается в модерации и частичной консультации. Он не участвует в проверке полученных знаний. Этот портал базируется на системе Moodle.
2. Коммуникационный портал, в который перехотят студенты, освоившие нужные им компе-
95
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
тенции. Данный портал может быть как сообщество в социальных сетях, так и представленный нам отдельной изолированной социальной сетью на базе бесплатного движка для блого-социальных сетей, LiveStreet, в логике которого можно изменять поведения движка, так и внешний вид. На этом портале студенты, получившие в минимальном размере от 45 до 60 баллов, могут объединяться в группы-команды, если их интересует, выбирать лидера по рекомендации преподавателя, который занимает роль консультанта, участники с наибольшими баллами в образовавшейся группе выходят на внутригрупповое голосование, но в тоже время никто не ограничивает студента выполнять проект самостоятельно. Этот портал тесно связан со следующим порталом:
3. Информационный портал, который реализован на движке Wikimedia, который заполняют студенты, в ходе поисковой деятельности в Интернете и формируют в нём статьи, о тех или иных инструментах, ресурсах, научных статьях и литературе, которая служит общей базой знаний по созданию образовательного контента, для всех групп или отдельно взятых студентов.
И так в коммуникационном портале,студенты объединившиеся в группы, или студенты, работающие индивидуально, опираются на следующий портал.
4. Новостной портал, в котором преподаватель является уже исключительно инвестором для студентов, за баллы от 60 до 100 предлагается выполнить разноплановые занятия стоимостью в конкретное число баллов. Это может быть создание электронного курса, информационного образовательного ресурса, электронного учебника и т.п., и на этом этапе студент может закончить свое обучения, но может перейти и в следующий портал.
5. После осуществления задания студентам, получившим высшие баллы за проделанную работу, предлагается перейти в образовательнокоммерческий портал, на движке интернетмагазина, в котором, подписав юридический договор о выполнении работы предлагается выставить его в реальный рынок, для продвижения и продажи, где наиболее компетентные студенты могут зарабатывать реальные деньги от продажи своего продукта, или Start up, и тем самым реализовывать модель образовательных услуг, иначе говоря, создавать свои бизнес-проекты.
Итак, рассмотрим маршрут в образовательном портале детальнее:
1. На первом этапе студент должен иметь электронную почту или аккаунт в социальной сети, для того, чтобы авторизоваться в Moodle, мы предлагаем использовать почтовый сервис gmail от Google, важно то, что создание аккаунта в
Google даёт широкий спектр использования облачных технологии, который нам будет предложен, это сервисы по оптимизации личного времени, хранению разной информации на видеосервере и в облачном хранилище данных, которые могут понадобиться для совместной и индивидуальной работы.
Вслед за авторизацией в Moodle, нами предлагается прохождение ряда специализированных блоков, а именно: блок анализа и выявления потребностей студента, в котором на базе опроса будут выявляться способности и потребности студента, далее весь поток студентов будет переходить с этими данными в следующий блок, Блок направлений студентов на овладения компетенциями, исходя из данных полученных на предыдущем этапе, то есть направляться в конкретный модуль с интересующими компетенциями. Важно, что студента на этом этапе не контролирует преподаватель и ему приходится самостоятельно принимать решения (решать задачи нестандартными способами, собирать конкретные навыки и умения, овладевать специфическими компетенциями). Здесь каждый студент вправе перейти в любой из модулей, для освоения других навыков, но только после прохождения среднего уровня рекомендованной компетенции либо углубиться в тему на высоком уровне более детально. Важно также отметить, что каждый модуль выстроен по системе конструктивного, студент может переходить из темы в тему, возвращаться для повторного просмотра, по-разному выстраивать свой индивидуальный маршрут.
В других порталах, особенно практическом, образовательно-коммерческом порталах, студенты должны проявить настоящую творческую активность в команде или индивидуально. Узнать свои сильные и слабые стороны, для последующего самообразования или выбора вариативных отдельных модулей, которые находятся опять же на образовательном портале в виде МООКсов (массовых открытых онлайн курсов), которые помогут расширить горизонт своих знаний в сфере применения информационных и коммуникационных образовательных технологий.
Резюмируя сказанное, хотим подчеркнуть, что эта модель не является законченной и требует более широкой опробации, и готовых к реализации подобных проектов преподавателей, поэтому мы предлагаем внедрять в учебные планы подобный вид деятельности, в рамках дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности, либо отдельными вариативными модулями.
Библиографический список
1. Креативная педагогика. Методология, теория, практика // под ред. д.т.н., проф., В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г.Круглова - 3-у изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.
2. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие под общей ред. В.Л. Матрасова. -М.: ЕЦ Сфера, 2004. - 320 с.
96
________Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15}_____________
3. Шаталова, Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. - Красноярск: ООО «Научноинновационный центр», 2011. - С. 37-57.
4. Popov V. Education in the light of liberspace evolution and transition tocyberspace// Journal of Science Education and Technology, USA, New-York, Plenum Publishing Corporation. - 2001. - Vol.10-No.2-Pp. 155-163
5. Шаталова Н.П. Основы конструктивности современной личности.
Режим доступа: http://iournal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201426, свободный.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle.
References
1. Kreativnaja pedagogika. Metodologija, teorija, praktika [Creative pedagogy. Methodology, theory,
practice] // pod red. d.t.n., prof., V.V. Popova, akad. RAO Ju.G.Kruglova - 3-u izd. - M.: BINOM.
Laboratorijaznanij, 2012. - 319 s.
2. Trajnev I.V. Konstruktivnaja pedagogika [Constructive pedagogy] Uchebnoeposobie pod obshhej red. V.L. Matrasova. - M.: EC Sfera, 2004. - 320 s.
3. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obuchenija [The ABCs of constructive learning] :monografija. -Krasnojarsk: 000 «Nauchno-innovacionnyjcentr», 2011. - s. 37-57
4. Popov V. Education in the light of liberspace evolution and transition to cyberspace // Journal of Science Education and Technology, USA, New-York, Plenum Publishing Corporation. - 2001. - Vol.10-No.2-Pp.
155-163
5. Shatalova N.P. Osnovy konstruktivnosti sovremennoj lichnosti. [A constructive modern personality] Режим доступа: http://iournal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201426, свободный.
6. Vikipedija - svobodnajajenciklopedija [Wikipedia - the free encyclopedia] URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
EXPERIMENTAL MODELS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL SUPPORTING EDUCATIONAL BUSINESS INITIATIVES STUDENTS
Eugene A. Burkov,
Omsk State Pedagogical University
Abstract. In the article the modern educational technology, which the author realizes during his experimental work on the creation of such an information educational environment of pedagogical university you can use to promote their real education market.
Keywords: Constructive learning, creative learning, e-learning, information and educational environment of the university, educational, business initiatives, educational services, educational content.
Сведения об авторе:
Бурков Евгений Анатольевич - специалист Центра развития электронного образования Сибирского института бизнеса и информационных технологий, аспирант кафедры информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 01.09.2015
97