Обухов Алексей Сергеевич, Гаврилова Олеся Артуровна
Экспедиция студентов НИУ ВШЭ в Забайкалье: изучение школьного краеведения
как содержания проектно-исследовательской деятельности учащихся
HSE University Student Expedition to Transbaikalia: Analazing the Local History as a Content of the Project and Research Activities of Students
Аннотация. В статье описаны общий замысел и основные итоги исследовательской экспедиции со студентами разных ступеней образования НИУ ВШЭ в Нерчинский район Забайкальского края в рамках проекта «Открываем Россию заново». Ключевым фокусом исследования стали практики реализации краеведения, проектной и исследовательской деятельности в школах, функционирующих в сложных социально-экономических условиях, выявление особенностей взаимодействия школ с местными сообществами, изучение культуры детства и выявление особенностей территориальной самостоятельности детей и подростков. Ключевые слова: экспедиция, исследовательская и проектная деятельность учащихся, школьное краеведение, Нерчинск, Забайкалье
Abstract. The article describes the main concepts and the results of the HSE University student research expedition to the Nerchinsky district of the Zabaikalsky Krai, which was a part of the "Rediscovering Russia" project. The research was mainly focused on the practices of implementation of the local history, research and project activities at schools, forced to function in tough social and economic conditions, identifying features of the interaction of schools with local society, studying the childhood culture and outlining the peculiarities of the independence of children and teenagers, specified by the particular territory. Keywords: expedition, research and project activities of the students, local history as a school discipline, Nerchinsk, Transbaikalia
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: [email protected]
Гаврилова
Олеся Артуровна,
студентка 3-го курса бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва e-mail:
oagavrilova [email protected]
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Scientific Supervisor of the International Research School, Leading Expert of the A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University "Higher School of Economics", Editor-inChief of the "Researcher" journal, Scientific Director of the "Tochka Varenia" Research Center, "26 KADR" College, Moscow
Olesya
Gavrilova,
3rd year student of the HSE University Faculty of World Economy and International Affairs bachelor program, Moscow
Экспедиция «Школьное краеведение в Забайкалье» студентов НИУ ВШЭ прошла с 9 по 23 июня 2023 года под руководством главного редактора журнала «Исследователь/ Researcher» А. С. Обухова. Она организована Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Открываем Россию заново» [ОРЗ, 2023]. Экспедиция стала продолжением исследований школьного образования в регионах России со сложными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с акцентом на изучение практик школьного краеведения, проектной и исследовательской деятельности учащихся [Крайнова и др., 2022; Обухов и др. 2023].
Выбор места экспедиции — Нерчинского района Забайкальского края неслучаен.
Во-первых, в городе Нерчинске находится знаменитый Нерчинский краеведческий музей, который фактически является местным центром краеведческой деятельности и организатором различных социально значимых мероприятий краеведческой направленности (за время экспедиции мы стали свидетелями фестиваля «Национальная мозаика», на котором жители города от мала до велика смогли познакомиться с культурой и бытом местных национальностей: татар, тунгусов, эвенков, бурят, таджиков и т. д.; тематической экскурсии, организованной для участников юбилейного шестидесятого краевого туристического слета). Одной из задач экспедиции стало отслеживание взаимодействия школ с музеем в организации музейной педагогики и развитии краеведческой деятельности.
Во-вторых, за пределами города Нерчинска располагаются школы, функционирующие в сложных социально-экономических условиях: в некоторых из них наблюдаются проблемы кадрового голода (например, в п. Заречном, с. Илим учителя ведут разнопрофильные предметы), здания школы, требующие ремонта (например, с. Правые Кумаки, с. Зульзикан, с. Зюльзя, с. Нижние Ключи и др.), маленького количество учащихся, отсутствия классов начальной или старшей школы ввиду недобора учащихся (в результате чего некоторые учащиеся вынуждены каждое утро ездить в соседние села для посещения школьных занятий). В таких школах практики проектной, исследовательской и краеведческой деятельности отличаются от тех, что описаны в методических пособиях для учителей, поэтому их изучение имеет ценность для составления общей картины развития краеведения в сельских школах, определения потенциалов и ограничений реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В-третьих, Забайкальский край, по данным Росстата в 2022 году [Росстат, 2022], занимает последнюю позицию в рейтинге средней заработной платы учителей в Дальневосточном федеральном округе. Это может негативно сказываться на
Экспедиция студентов НИУ ВШЭ в Забайкалье: изучение школьного краеведения как содержания проектно-исследовательской деятельности учащихся_
Обухов Алексей Сергеевич, Гаврилова Олеся Артуровна
уровне школьного образования, так как происходит отток профессиональных кадров. Поэтому необходимо изучить существующие проблемы и предложить пути их решения, выявить за счет каких социальных практик решаются нормативные задачи образования, а также выявить инициативные практики дополнительного образования детей, взаимосвязи школ с местным сообществом.
Состав экспедиции определялся по следующим критериям: мотивационное письмо, резюме и готовность к написанию статей, курсовых и выпускных квалификационных работ по итогам собранных в поле материалов. Необходимо было собрать разновозрастную команду студентов, действительно заинтересованных в изучении региональных практик школьного краеведения в образовании. Именно поэтому предпочтение было отдано студентам бакалавриата, обучающихся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» [Обухов, Овакимян, 2023], магистрантам Института образования НИУ ВШЭ, студентам, выражающим профессиональный интерес к сфере образования. Численность экспедиционной группы была небольшой (руководитель, заместитель руководителя, 9 студентов из НИУ ВШЭ).
Состав экспедиционной группы:
1) Обухов Алексей Сергеевич — руководитель экспедиции, канд. психол. наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования;
2) Анчиков Константин Михайлович — заместитель руководителя, стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, аспирант Института образования;
3) Илюшин Роман Витальевич — магистрант 2-го курса Института образования;
4) Сурхаева Кристина Вадимовна — магистрантка 1-го курса Института образования;
5) Бережная Анна Алексеевна — студентка 3-го курса бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики;
6) Гаврилова Олеся Артуровна — студентка 2-го курса бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики;
7) Трофимов Владислав Викторович — студент 2-го курса бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики;
8) Котенева Алиса Олеговна — студентка 2-го курса бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики;
9) Филимонова София Александровна — студентка 3-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств;
10) Попова Полина Евгеньевна — студентка 3-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств;
11) Шевлякова Алина Андреевна — студентка 2-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств.
Проведение экспедиции НИУ ВШЭ было спланировано совместно с экспедицией студентов РГГУ под руководством Владимира Леонидовича Кляуса, д-ра филол. наук, заведующего отделом фольклора ИМЛИ РАН, профессора учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, заместителя академика-секретаря Отделения историко-филологических наук Президиума РАН. В фокусе внимания группы РГГУ было изучение культуры и быта местного населения. Несколько раз экспедиционные группы НИУ ВШЭ и РГГУ проводили совместные собрания с целью взаимного ознакомления с деятельностью и задачами каждой команды.
В рамках экспедиционной работы команды НИУ ВШЭ были выделены следующие направления исследования, часть из которых была запланирована заранее (задачи 1-5), а часть — появилась по ходу экспедиции из полевого материала и интересов самих студентов (задачи 6-8):
1) практики краеведческой деятельности в школах;
2) развитие проектной и исследовательской деятельности в школах Нерчинского района;
3) изучение школьных музеев и практики музейной педагогики в краеведческом музее;
4) взаимодействие сельской школы с местными сообществами и институциями (дом культуры, библиотека, музей, центры дополнительного образования, предприятия и т. д.);
5) выявление профессионально-образовательных траекторий учащихся школ, представлений о жизненных перспективах у молодежи;
6) трактовки феномена одаренности и практики работы с одаренными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования детей;
7) функционирование школьных, городских и сельских библиотек;
8) культура детства и территориальная самостоятельность детей в зависимости от возрастной категории. Появление новых задач, идущих от «поля» или интересов
участников экспедиции — запланированный алгоритм расширения содержания программы исследований. В этой экспедиции, например, одна из студенток изъявила желание изучить работу школьных и городских/сельских библиотек, что было выделено в отдельную линию исследования. Другой сюжет возник по причине наложения периода экспедиции на праздничные дни, когда школы не работали, и возникла возможность реализовать «побочные», но не менее интересные сюжеты для изучения. Так был собран материал о свободной активности детей и подростков в пространстве города: основные занятия летом, любимые места в городе, увлечения и хобби, территориальная самостоятельность и временные ограничения прогулок в городе.
Обухов Алексей Сергеевич, Гаврилова Олеся Артуровна
До начала экспедиции каждый из участников собрал информацию о планируемых к посещению учебных заведениях на основе официальной страницы в интернете или группы школы в социальной сети «ВКонтакте». Также при подготовке экспедиции были определены основные методы исследования:
1) тематические беседы с аудио/видео-фиксацией;
2) проведение фокус-групп с обучающимися школ;
3) свободное общение в контексте пространства и событий с последующей конспективной записью;
4) создание реестров записей и тегирование аудио и видеозаписей.
Работа проходила в парах или тройках с целью разделения задач в мини-группах: кто-то из участников занимался фиксацией данных, кто-то вел беседу. Необходимо отметить, что зачастую в течение дня мы успевали собрать материалы сразу в двух школах или даже в двух селах, разделяясь на две группы: одна под руководством А. С. Обухова, другую возглавлял К. М. Анчиков. Это не только позволило оптимизировать и ускорить нашу работу, но и дало возможность охватить как можно больше школ и учреждений дополнительного образования детей. Материалы, собранные в ходе полевых исследований, должны были быть зафиксированы в анкете, которая состояла из трех содержательных вопросов: школьный климат (общение по линии учителя-дети и дети-дети); взаимодействие школы с местными сообществами; развитие краеведческой и проектно-исследовательской деятельности учащихся. Также все видео, фотографии и аудиозаписи необходимо было собрать в единый реестр с тегированием (использована программа Яндекс.Диск, а также Notion), так как по окончании самой экспедиции работа не заканчивается. Перед группой стоит большая постэкспедиционная задача: на основе отобранных материалов написать ряд статей, представить фильм, выставку фотографий, а некоторым студентам — написать и защитить курсовые или выпускные квалификационные работы.
Общий график работы в течение дня обычно был следующим:
1 — утренние ценные указания, где распределялись задачи на день, уточнялись составы микро-групп в связке с образовательными организациями, давались общие наставления и делались смысловые акценты для исследований;
2 — работа по группам в ходе дня (полевые выходы, ведение аудио/видео записи);
3 — заполнение анкет рефлексии, загрузка отснятых материалов по определенным папкам;
4 — вечерний брифинг (каждый из участников делился проделанной работой, всю информацию фиксировал кто-то из участников команды — по желанию, в итоге делался общий вывод и выстраивался план на следующий день);
5 — методические рекомендации и наставления, советы по ведению интервью, передача опыта от руководителей экспедиции студентам.
Экспедиция прошла продуктивно, что в основном было связано с быстрым налаживанием коммуникации между администрацией Нерчинского района и руководством экспедиции, а также с ответственностью и вовлеченностью участников в решение исследовательских задач.
Экспедиция получила поддержку и.о. министра Министерства образования и науки Забайкальского края, д-ра пед. наук, профессора Т. К. Клименко. Реализация программы экспедиции состоялась при содействии и организационном сопровождении со стороны заместителя главы Нерчинского района по социальным вопросам Н. Г. Зориной и начальника управления образования Нерчинского района Н. В. Ораевой. Участники экспедиции выражают им огромную благодарность за гостеприимство, всестороннюю помощь и содействие в реализации исследовательской программы.
В городе Нерчинске мы посетили две школы из трех: МОУ СОШ № 9 и МБОУ ООШ № 2 (МБОУ СОШ № 1 на контакт так и не вышла); а также спортивную школу, центральный дом творчества, детскую школу искусств, которая имеет два отделения — художественное и музыкальное, городскую библиотеку, где наши коллеги провели выставку фотографий одной из экспедиций В. Л. Кляуса, и Нерчинский краеведческий музей, где в первый день нам была проведена экскурсия, а в последний день мы представили свое видение исследовательских задач, которые можно использовать в рамках музейной педагогики. Что касается близлежащих сел и поселков городского типа, нами было изучено 10 школ (с. Правые Кумаки, п. Приисковый, с. Калинино, п. Нагорный, п. Заречный, с. Зюльзя, с. Зюльзикан, с. Знаменка, с. Илим, с. Нижние Ключи).
Коллективы всех организаций, в которых побывали участники экспедиции, были открыты к взаимодействию и содержательному общению. При этом, по ходу реализации экспедиции, была замечена интересная закономерность: чем дальше от города находится школа, тем радушнее и доброжелательнее там люди, тем гостеприимнее встречали участников экспедиции.
Так, например в школе с. Правые Кумаки нам показали небольшое театральное выступление, приуроченное к дню памяти ВОВ, провели интересную экскурсию по школьному музею, а в конце угостили праздничным обедом. Рабочие выезды в с. Зюльзя и с. Зюльзикан сопровождались ночевкой в спортивном зале прямо в здании школы, так как села находились на большом расстоянии от г. Нерчинска и с точки зрения эффективности работы возвращаться в город не имело смысла. В с. Зюльзикан в маленькой школе участников экспедиции встретили по-домашнему, и наибольшее время участники провели в столовой в общении за чаем, более напоминающим полноценный обед. Директор школы с. Зюльзя любезно провела экскурсию по селу, а затем предоставила в распоряжение группы
Обухов Алексей Сергеевич, Гаврилова Олеся Артуровна
маты в спортзале, школьную столовую, где оставили ужин и завтрак из домашней сметаны, яиц и блинов. А во второй день в с. Зюльзя педагоги пригласили в старую школу (здание земской школы, построенное в 1905 году), где участники экспедиции побывали в «Бабушкиной горнице» с интерактивной экскурсией и полноценным обедом. Другой пример — ночевка в селе Знаменка, где школьная столовая подготовила обед и завтрак, а также для участников выезда протопили школьную баню. В отдаленных селах в школах царит теплая атмосфера как по линии учитель-дети, так и по линии дети-дети, что зачастую связано с маленьким количеством учащихся и наличием родственных связей между ними.
Взаимодействие школы с местными сообществами определялось наличием связей с родителями, выпускниками, библиотекой, музеем и практиками профориентационной деятельности через профессиональные пробы в имеющихся предприятиях и организациях. В целом можно сказать, что отдаленность школы влияла на более крепкие связи с родителями, выраженные в большей степени в финансовой или хозяйственной помощи, что обусловлено, во-первых, отсутствием других источников финансирования и способов поддержания школы в рабочем состоянии. А во-вторых тем, что в маленьких селах зачастую совпадают социальные роли учителя и родителя.
Взаимодействие сельской школы с домами культуры происходит по двум сценариям. Первый — проведение совместных праздников, взаимопомощь в организации мероприятий, составление общего расписания, чтобы школьные уроки не пересекались с дополнительными занятиями. Второй — отсутствие налаженных связей и наличие элементов конкуренции.
Профориентационная деятельность в рамках сельской школы развита слабо или отсутствует вовсе. Так, например, по словам учителя школы с. Калинино, работать в селе негде, поэтому профориентационную деятельность реализовать сложно. Однако в некоторых школах есть практика обсуждения направлений подготовки в местном «градообразующем» учебном заведении — Нерчинском аграрном техникуме, который является одним из популярных направлений поступления после 9-го класса.
В большинстве сельских школ 10-11-х классов или нет совсем, потому что дети предпочитают уходить после 9-го класса, или классы состоят из 4-6 учеников. Перед 11-класс-никами, которые, по мнению некоторых учителей, являются одаренными детьми уже потому, что обучаются в старшей школе, открывается больше возможностей и траекторий будущего. Было замечено, что часть таких ребят стремится на юг России (например, выпускница школы с. Зюльзя называла ЮФУ в качестве желаемого места обучения), другие выбирают города Дальнего Востока и Сибири — Владивосток,
Иркутск, Красноярск. Однако, большая часть выпускников школ Нерчинского района остается в пределах края, продолжая обучение в колледжах и техникумах соседних районов или в вузах в городе Чита. Есть случаи возвращения молодых людей после учебы в родные края, но при этом многие отмечают, что в Нерчинском районе «делать нечего» и «нет больших перспектив». При этом дети и подростки говорят, что любят свою малую родину и считают Нерчинский район красивым, не засоренным шумом и большими зданиями.
В ходе брифингов экспедиционной группы были выявлены первоначальные обобщения изучения практик краеведческой, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Во-первых, во многих школах есть практика школьных музеев, правда с разным масштабом сопряженности с общей школьной жизнью: от маленького уголка одного из классов школы с небольшим числом экспонатов до пространства, практически полностью заполняющего здание школы, обеспечивающего собирательскую, поисковую и исследовательскую деятельность школьников по краеведению. Пока школьный музей в большинстве случаев — не системная практика школ, а скорее инициатива заинтересованного учителя. Причем дети редко принимают активное участие в создании и развитии музея (за исключением с. Правые Кумаки, где дети являются создателями многих материалов, представленных в музее, а также выступают в роли экскурсоводов).
Во-вторых, в районе есть уникальная школа в п. Нагорный, где директор А. В. Филинов и по совместительству учитель географии не только способствует развитию исследовательской деятельности учащихся в области экологии и физической географии, но и более 30 лет организует ежегодные исследовательские экспедиции со школьниками в Нерчинском районе, а также провел 4 экспедиции в Монголию. В этой школе высокий уровень исследовательских работ, ребята регулярно занимают призовые места в краевых и даже всероссийских конкурсах. Однако, нельзя это назвать практикой коллектива школы в целом, ее осуществляет именно директор школы как увлеченный учитель географии.
В-третьих, в некоторых школах понимание проектной и исследовательской деятельности во многом искажено: оно вращается вокруг каких-то хозяйственных инициатив или представляет собой презентацию с рассказом о памятнике или географическом объекте на основе одного-двух источников. При этом во многих школах наблюдается недооценка исследовательской и проектной деятельности школьников, аргументированная нехваткой ресурсов: в первую очередь маленькое количество учителей не дает возможности сосредоточиться на проектно-исследовательской деятельности.
Обухов Алексей Сергеевич, Гаврилова Олеся Артуровна
В-четвертых, большинство школ славятся спортивными достижениями учащихся. В районе развита туристическая деятельность школьников. Во время экспедиции прошло открытие краевого туристического слета «Нерчинские тропы», организованного районным управлением образования. В нем приняло участие 14 школьных команд (10 из Нерчинского района, 4 из других районов Забайкальского края). Руководитель спортивной школы г. Нерчинска убежден, что «спорт учебе не помеха», а напротив, стимул к развитию дисциплины. Также многие дети отмечали, что посещают занятия хотя бы по одному виду спорта. Такой обширный спрос формирует различные спортивно-туристические мероприятия — различные спортивные соревнования, туристический слет, таежный лагерь и др. Краеведения в таких событиях мало, но оно все же наблюдается (так, например, одно из заданий туристического слета — это работа с картой местности, изучение ландшафта и горных пород Забайкалья).
В-пятых, чем меньше школа, чем беднее у нее материальные ресурсы, тем, порой, активнее реализуется взаимодействие школы с локальным сообществом как способом компенсации этих ограничений. При этом принципиальное значение для появления и осуществления содержательных практик школ (особенно в области краеведения, проектной и исследовательской деятельности учащихся, различных социальных активностей школьного коллектива) имеет значение увлеченность конкретного педагога. Наиболее системные практики в школах с такими педагогами зародились в 1990-е годы и продолжаются до сих пор, они хорошо известны всем в районе, но при этом фактически не распространяются внутри района на другие школы.
С целью дальнейшего сотрудничества со школами и центрами дополнительного образования, помощи и содействия в развитии исследовательской и проектной деятельности учащихся и школьного краеведения, всем коллективам образовательных организаций Нерчинского района участники экспедиции передали издания журнала «Исследователь/Researcher» и подборку ссылок на содержательные ресурсы в этой области, находящиеся в открытом доступе.
В последние дни нашей экспедиции мы участвовали в круглом столе, организованном в Нерчинском краеведческом музее, где представили исследовательские задачи, которые можно использовать в рамках музейной педагогики. А также распределили задачи по дальнейшей работе. Результаты обобщения по ряду тем мы представляем в данном номере журнала [Обухов, Попова, 2023; Шевлякова, 2023]. Также было представлено два доклада П. Е. Поповой, С. А. Филимоновой и А. С. Обухова («Территориальная самостоятельность и свободная активность в летнее время детей и подростков Нерчинского района
Забайкальского края» и «Самодельные книги-хрестоматии учителя школы села Калинино Забайкалья как пример инициативной формы самообразования 1960-70 гг.») на IV всероссийской научной конференции с международным участием «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования памяти Виталия Григорьевича Безрогова (19592019)», прошедшей 24-25 ноября 2023 года в РГГУ. По докладам готовятся публикации в журналы «Традиционная культура» и «Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». саа
Литература:
Крайнова и др., 2022 — Крайнова П. О., Обухов А. С., Арендарчук А. В. Экспедиция в рамках проекта «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ для создания школьного краеведческого музея-лаборатории // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 326-332.
Обухов и др., 2023 — Обухов А. С., Овакимян Е. В., Анчиков К. М. «Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке // Исследователь/Researcher, 2023. № 4. С. 289-299.
Обухов, Овакимян, 2023 — Обухов А. С., Овакимян Е. В. Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху»: развитие педагогических компетенций у студентов непедагогических направлений подготовки: учеб.-метод. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 226 с.
Обухов, Попова, 2023 — Обухов А. С., Попова П. Е. Поисковые и исследовательские задания для школьников по объектам экспозиции Нерчинского Краеведческого музея // Исследователь/Researcher, 2023. № 4. С. 349-355.
ОРЗ, 2023 — Студенческие экспедиции «Открываем Россию заново»: сайт. URL: https://foi.hse.ru/openrussia/ (дата обращения: 25.10.2023).
Росстат, 2022 — Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2023).
Шевлякова, 2023 — Шевлякова А. А. «Своими силами»: изучение опыта четырех библиотек Нерчинского района Забайкальского края // Исследователь/Researcher, 2023. № 4. С. 356-364.