Научная статья на тему 'ЭКСПАНСИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ И ВОСТОЧНУЮ УКРАИНУ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ СОВЕТСКИХ СПЕЦСЛУЖБ (1920-1940-Е ГГ.)'

ЭКСПАНСИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ И ВОСТОЧНУЮ УКРАИНУ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ СОВЕТСКИХ СПЕЦСЛУЖБ (1920-1940-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКСПАНСИЯ / УКРАИНА / РАЗВЕДКА / КОНТРРАЗВЕДКА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ROMAN CATHOLIC CHURCH / VATICAN / RELIGIOUS EXPANSION / UKRAINE / INTELLI GENCE SERVICE / COUNTERINTELLIGENCE SERVICE / SECOND WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веденеев Дмитрий Валерьевич

В статье на основе малоизвестных документов советских спецслужб исследуется механизм и процесс прозелетической и политико-информационной экспансии Римо-Католической Церкви (РКЦ) на неканонические для Ватикана земли Центральной и Восточной Украины с 1920-х гг. по 1945 г. С использованием информационно-аналитических и оперативных материалов советских органов государственной безопасности освещаются структуры и учебные заведения Ватикана, на которые возлагались функции продвижения влияния Папской курии на Восток, сбора там разведывательной информации и приобретения верных, создания соответствующих позиций в обществе. Особое внимание автор уделяет изучению деятельности РКЦ в Украине в период Второй мировой войны, когда Ватикан фактически занял позицию дружественного нейтралитета по отношению к гитлеровскому рейху, стремился использовать оккупацию Украины для создания там своих долговременных позиций. Через призму архивных документов органов НКВД-НКГБ УССР и СССР рассматривается комплекс агентурно-оперативных и репрессивных мероприятий советских органов государственной безопасности, направленных на пресечение деятельности Ватикана в Украинской ССР, в том числе в рамках противоборства с польским националистическим подпольем (операция «Сейм»). Освещается динамика позиции Кремля по отношению к римо-католикам в СССР и греко-католикам Западной Украины. Выдвигается предположение, что попытки Рима вмешаться в процесс послевоенного урегулирования с прогерманских позиций, внешнеполитические амбиции и наступательная политика Папской курии по продвижению своего влияния на неканоническую территорию на Востоке, серьезная вовлеченность клира РКЦ в антисоветское вооруженное повстанческо-подпольное движение привели к прямому противостоянию советских спецслужб и католицизма, охватившего и украинские земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Веденеев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH IN UKRAINE AND COUNTERACTION OF THE SOVIET SPECIAL SERVICES (1920S - 1940S)

Using little-known documents of Soviet special services, the article studies the mechanism and process of proselytism, political and information-related expansion of the Roman Catholic Church onto the non-canonic for the Vatican regions of Central and Eastern Ukraine from the 1920s to 1945. Using the information and analytics of Soviet special services of state security, the article describes structures and educational institutions of the Vatican that promoted the Papal influence on the East, collected spy information, turned people into Catholicism and created corresponfi ng atmosphere in society. Particular attention is paid to the activity of the Roman Catholic Church in the Ukraine during World War II, when the Vatican, in fact, took a position of friendly neutrality to Hitler and attempted to use the occupation of the Ukraine for creating long-term positions there. Using the documents of the People’s Commissariat for Internal Affairs and People’s Commissariat for State Security of the Ukrainian Soviet Socialist Republic and of the USSR, the article studies the activity of state security organs against the Vatican in the Ukraine, including the struggle against the Polish nationalist underground (operation “Sejm”). The article also describes the position of the Kremlin as to the Greek Catholics in the USSR and Greek Catholics of the Ukraine. The conclusion of the article is that the attempts of Rome to intervene in the process of post-war regulations from pro-German positions, the external political ambitions and aggressive Papal policy in furthering its influence over the non-canonic territory in the East, serious involvement of the clergy of the Roman Catholic Church and anti-Soviet military underground rebel movement resulted in a direct opposition between the Soviet state security organs and Catholicism in the Ukraine.

Текст научной работы на тему «ЭКСПАНСИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ И ВОСТОЧНУЮ УКРАИНУ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ СОВЕТСКИХ СПЕЦСЛУЖБ (1920-1940-Е ГГ.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Веденеев Дмитрий Валерьевич, д-р ист. наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 9 га81ауа67@ ьиа ОИСГО: 0000 0002 8929 9875

2020. Вып. 95. С. 142-162

БО1: 10.15382Миг11202095.142-162

Экспансия Римо-Католической Церкви в Центральную и Восточную Украину и противодействие ей советских спецслужб (1920-1940-е гг.)

Д. В. Веденеев

Аннотация: В статье на основе малоизвестных документов советских спецслужб исследуется механизм и процесс прозелетической и политико-информационной экспансии Римо-Католической Церкви (РКЦ) на неканонические для Ватикана земли Центральной и Восточной Украины с 1920-х гг. по 1945 г. С использованием информационно-аналитических и оперативных материалов советских органов государственной безопасности освещаются структуры и учебные заведения Ватикана, на которые возлагались функции продвижения влияния Папской курии на Восток, сбора там разведывательной информации и приобретения верных, создания соответствующих позиций в обществе. Особое внимание автор уделяет изучению деятельности РКЦ в Украине в период Второй мировой войны, когда Ватикан фактически занял позицию дружественного нейтралитета по отношению к гитлеровскому рейху, стремился использовать оккупацию Украины для создания там своих долговременных позиций. Через призму архивных документов органов НКВД-НКГБ УССР и СССР рассматривается комплекс агентурно-оперативных и репрессивных мероприятий советских органов государственной безопасности, направленных на пресечение деятельности Ватикана в Украинской ССР, в том числе в рамках противоборства с польским националистическим подпольем (операция «Сейм»). Освещается динамика позиции Кремля по отношению к римо-католикам в СССР и греко-католикам Западной Украины. Выдвигается предположение, что попытки Рима вмешаться в процесс послевоенного урегулирования с прогерманских позиций, внешнеполитические амбиции и наступательная политика Папской курии по продвижению своего влияния на неканоническую территорию на Востоке, серьезная вовлеченность клира РКЦ в антисоветское вооруженное повстанческо-подпольное движение привели к прямому противостоянию советских спецслужб и католицизма, охватившего и украинские земли.

Ключевые слова: Римо-Католическая Церковь, Ватикан, религиозная экспансия, Украина, разведка, контрразведка, Вторая мировая война.

Одной из малоизученных страниц внешней экспансии Ватикана на Восток, представлявшей сложный сплав религиозного прозелетизма, вытеснения православия, утверждения влияния Римской курии в духе традиционной доктрины цезарепапизма и применения специфических методов секретной деятельности, является деятельность Римо-Католической Церкви (РКЦ) на Украине с целью использовать военно-политическую ситуацию межвоенного периода и «окно возможностей» периода Второй мировой войны для усиления своих позиций.

На этом пути наступательные действия Ватикана, стремившегося получить религиозно-политические дивиденды в сложной геополитической обстановке завершения войны, послевоеннного урегулирования и ожесточенного противоборства советской стороны с польскими и украинскими вооруженными формированиями на Правобережной и Западной Украине, закономерно вступили в конфликт с советскими спецслужбами (к тому же реально игравшими на тот момент роль ведущего органа государственно-церковных отношений).

Документальный материал, выявленный автором в архивных фондах советской контрразведки и закрытых научно-педагогических материалах КГБ СССР (а также соответствующие документальные издания), открывает дополнительные возможности для изучения этой темы — важной для понимания механизма многовековой внешней деятельности Ватикана по утверджению своего влияния на Востоке. Упомянутые документы, при определенной идеологизированной фразеологии и отпечатке недавних массовых незаконных репрессалий, носили конфиденциальный и служебный характер, предназначались не для пропагандистских задач, а для планирования и осуществления сложных оперативных мероприятий, подготовки контрразведывательных кадров.

Конечно же необходимо учитывать крайнюю остроту военно-политической обстановки (как на глобальном, так и региональном уровне Украины), стремление Ватикана использовать в своих интересах процессы, обоснованно рассматривавшиеся советской стороной как фактор угроз своей безопасности. К тому же при всех известных коррективах с 1943 года в целом в СССР сохранялся стратегический курс на вытеснение религии из общественной жизни.

При этом, разумеется, не следует забывать, что на РКЦ в СССР в полной мере распространялась агрессивная политика государственного атеизма, включавшая и масштабные незаконные репрессии против священослужителей и верующих различных конфессий. В частности, на территории Советской Украины в 1920-1930-х гг. РКЦ стала объектом масштабных преследований и репрессивных кампаний. Уже в 1921—1924 гг. в УССР арестовали приблизительно каждого четвертого ксендза, весной 1926 г. — всех нелегально прибывших из Польши им на замену священников. Оставшиеся на свободе, по указанию заместителя главы ОГПУ СССР Генриха Ягоды, брались в агентурную разработку, на них собирались «компрометирующие материалы».

По решению ЦК КП(б)У с 1926 г. спецслужба взяла курс на «ликвидацию зависимости католической церкви в УССР от польского правительства». В этом году под надзором ГПУ пребывало 102 ксендза, 219 костельных советов, велась энергичная работа по шельмованию ксендзов с использованием фактов нару-

шения целибата, «антисоветской агитации» и нелегальных переходов границы, 15 ксендзов привлекли к агентурному сотрудничеству.

В 1930 г. разгрому органами ОГПУ подверглась «польская организация» на Правобережной Украине, причем было арестовано свыше 40 католических пастырей и свыше 200 их «связей» среди мирян, были ликивдированы подпольная духовная семинария и нелегальные монастыри в Киеве и Житомире1. В 1930-е гг. уже широко практиковались расстрелы, к осени 1937 г. в Украинской ССР не осталось ни одного служащего священника-католика, все костелы и монастыри закрыли, а 20 июня 1937 г. расстреляли последнего римо-католического иерарха в УССР — епископа Александра Фризона2. Католики Украины становились жертвами этнических репрессивных кампаний, в том числе по известным сфабрикованным делам типа «Польской организации войсковой» (аресты по делу начались с 1933 г.) или «польской операции» (проведенной в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00485 от 11 августа 1937 г., когда только к расстрелу приговорили свыше 111 тыс. человек — правда, не все приговоры были исполнены, а в число жертв попадали не только этнические поляки).

Оперативный мониторинг внешней деятельности Ватикана стал осуществляться Иностранным отделом (ИНО, внешняя разведка) ОГПУ СССР с 1920-х гг. Судя по документам, при этом спецслужба уделяла повышенное внимание изучению концептуальных основ отношения Рима к советской государственности, формированию курса на продвижение католицизма и политического влияния Ватикана в те регионы Советского Союза, которые исторически не являлись канонической территорией РКЦ, созданию соответствующего организационно-информационного аппарата обеспечения прозелетической деятельности на Востоке, в том числе методами, присущими разведывательным службам.

В сводке ИНО ОГПУ от 10 февраля 1927 г. отмечалось, что в 1917 г. Папа Бенедикт XV основал Папский институт восточных наук, переданный затем иезуитам во главе с монсиньором Д'Эрбиньи, и готовивший «образованное духовенство для восточных территорий». Папа Пий XI настоятельно советовал католическому клиру изучать обычаи и языки «восточных народов». Как считал понтифик, «большевизм нанес РПЦ смертельный удар, после которого она не сможет подняться, и когда в СССР восстановят свободу совести, народ обратится именно к католичеству». Католическим орденам (иезуитов и доминиканцев, прежде всего) давалось указание создавать филиалы на канонической территории православных народов, маскируясь временным использованием «восточного обряда»3.

1 ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 197.

2 См.: З арив1в ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Спецвипуск. «Влада 1 Костьол в радянськш Укрш'ш, 1919-1937 рр.: Римо-католицька церква пщ репресивним тиском тоталитаризму». 2003. № 2; Рубльова Н. Поливка радянсько'! влади щодо Римо-католицько! церкви в Укра1ш, 20-30-11 роки XX ст.: дис. ... канд. ют. наук: 07.00.01. К., 1999; Рубльова Н. Лжидацш в Укрш'ш 1ерархи Римо-католицько! Церкви // З арх1в1в ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2000. № 2-4. С. 311330; Ченцов В., Арх^ерейський Д. Терор проти «реакцшного духовенства» // Полиичний те-рор 1 тероризм в Укршт. Х1Х-ХХ ст. 1сторичш нариси. К.: Наукова думка, 2002. С. 306.

3 ОГА СБУ (Отраслевой государственна архив Службы безопасности Украины). Ф. 1. Оп. 4. Д. 464. Л. 1 об.; Ф. 13. Д. 929. Т. 1. Л. 51.

Информация ИНО ОГПУ от 19 июля 1931 г. предупреждала — по согласованию между германскими католическими организациями и Ватиканом в Ворм-се открыта школа католических миссионеров для прибалтийских государств и СССР (руководитель — эмигрант Кузьмин-Караваев, годовой бюджет 60 тыс. марок), в нее набирается 200 слушателей, упор делается на бывших граждан России. Разведка сообщала и об управленческих органах Святого престола, ведущих работу на Востоке. Дипломатические и иные внешние контакты сосредоточены в компетенции государственного секретариата, куратором «антисоветской работы» по дипломатической линии выступают кардинал Пачелли и Вторая комиссия «ПроРуссия» упомянутого Д'Эрбиньи, доверенного лица понтифика. С августа 1936 г. «ПроРуссию» реорганизовали в особый отдел Третьей конгрегации по делам Восточной церкви4.

ИНО Главного управления госбезопасности (ГУГБ) НКВД СССР в сводке от 22 октября 1936 г. сообщал о создании в 1934 г. по приказу генерала ордена иезуитов «особого секретариата» по борьбе с коммунизмом, использующего и методы тайной разведывательной работы путем внедрения в коммунистические организации по всему миру, создания «тайных иезуитских комитетов». Собранная ими информация стекается в 7-ю конгрегацию кардинала Саготи (пропагандистская работа), 6-ю конгрегацию (монашеские ордена) и колледж «Русси-кум». Руководил «особым секретариатом» некий Жозеф Леди, 45 лет, отлично говоривший по-русски, знаток российской истории, фанатично ненавидящий коммунизм и «настроенный яро-фашистски». Его помощник иезуит Штейн-метц через германских иезуитов поддерживал связь с немецкими спецслужбами. Второй же помощник, иезуит Жой, отвечал за разведку в Латинской Америке. В подразделении трудилось до 15 семинаристов «Руссикума» и Восточного института — кандидаты на послушание в ордене иезуитов5.

В материалах ИНО ГУГБ от 5 декабря 1935 г. подробно описывался учебный процесс в колледже «Руссикум», являвшимся лучшим по финансовому обеспечению учебным заведением Ватикана и отданный «на откуп» иезуитам. Поступившим в колледж православным предстояло перейти в католичество, для чего два месяца с ними вели «основательную и упорную» работу старшие ученики с использованием «Катехизиса для русских» отца Станислава Тышкевича. Обучение длилось шесть лет (в том числе два года в Григорианском университете изучалась философия, четыре года — богословие), слушатели получали ученую степень по философии или богословию.

В профильную подготовку входили история России, география, изучение быта и нравов местных народов, языки, специфика региона будущей миссионерской работы. Поддерживались контакты с русской гимназией в Харбине, подконтрольной иезуитам. Сообщение 5-го (внешняя разведка) отдела ГУГБ НКВД СССР от 3 декабря 1938 г. уточняло, что в «Руссикуме» начальствует прекрасно знающий русский язык эрудит, иезуит Режис, особое внимание уделяется адаптации слушателей к бытовой стороне жизни на Востоке6.

4 ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 929. Т. 1. Л. 52-53.

5 Там же. Л. 54-55.

6 Там же. Л. 61-65.

Попытки сбора разведывательной информации политического характера фиксировались со стороны представителей Ватикана в Москве. В информационном документе НКГБ шла речь о деятельности Ватикана по сбору сведений за рубежом, приводились слова профессора Маурицио Гордилло (1938 г.): «Папа осведомлен о положении в СССР лучше, чем любое иностранное посольство». Давалась характеристика гражданину Франции, епископу Нэве, работавшему в России и СССР в 1908-1936 гг. Последний выступал духовником французского и итальянского посольств, являлся «тайным представителем Ватикана» и агентом французской разведки, награжденным орденом Почетного легиона за работу в СССР. Его преемник на посту настоятеля католического храма в Москве Леопольд Браун заявил собеседнику (агенту НКГБ): «Церковь является огромным информационным орудием и действует в контакте с разведкой»7.

Монаха-августинца Леопольда Брауна, как зафиксировали агенты органов госбезопасности, интересовала информация о содержании послевоенной политики СССР (при этом он доверительно сообщал источникам, что собранные сведения предназначены для глав государств США и Британии). В марте 1943 г. Браун просил своего доброго знакомого (агента НКВД-НКГБ «Чайковского») выяснить у ответственных работников ЦК ВКП(б), будут ли перемены во внутриполитической жизни СССР в сторону «демократизации», намерена ли Москва повести «экспорт революции», каково будущее Прибалтики. 25 декабря 1945 г. Браун покинул СССР 8.

При всей специфике политической заостренности и своеобразии профессиональной лексики, советские органы госбезопасности со всей серьезностью относились к внешней деятельности Ватикана, не разделяя, по сути дела, собственно миссионерско-прозелетическую и разведывательную деятельность. В закрытой работе Высшей школы КГБ СССР (1957 г.) о разведке Ватикана сообщалось, что в 1918 г. Папа Бенедикт XV направил в Польшу опытного разведчика, епископа Ахилла Ратти (будущего Понтифика Пия XI) с целью подталкивания Польши к экспансии на Восток и создания, таким образом, долгосрочных позиций для продвижения католичества. Советская специальная литература обвиняла Ратти в прямом сотрудничестве со вторым отделом (разведка и контрразведка) Генштаба Польши.

В 1939 г. при государственном секретариате Ватикана, отмечалось в упомянутом издании КГБ (предназначавшемся, подчеркнем, не для массовой пропаганды, а именно для профессиональной аудитории оперативников), создали разведывательный орган — «Бюро информации» во главе с бывшим католическим епископом из России (кадровым дипломатом в прошлом) Александром Евреиновым. Бюро из примерно 150 сотрудников открыло свои филиалы в оккупированных Германией странах, Вашингтоне, Токио, Каире, Гонконге, Бангкоке, и к концу войны превратилось в серьезную разведывательную службу, обеспечивающую сведениями заинтересованные адресаты в

7 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 75. Д. 19. Л. 199. К 1941 г. число католиков в СССР увеличилось взры-вообразно, с 50 тыс. в 1939 г. — до 6,5 млн к началу войны.

8 ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 929. Т. 1. Л. 85-86.

США, Англии и Германии. Сбором информации занимались несколько сотен источников9.

После войны разведывательно-информационная служба Ватикана подверглась реорганизации путем слияния Бюро информации и разведки ордена иезуитов. Новый орган, подчиненный Государственному секретариату Ватикана, возглавил генерал ордена иезуитов Жанссен, его заместителем стал руководитель «Центра информации о Боге» и разведки ордена иезуитов (в 1946 г. — свыше 28 тыс. участников ордена по всему миру) монах-доминиканец Шмидер10.

По их сведениям, подготовка агентуры для работы на Востоке осуществлялась в Ватикане под руководством Святой конгрегации для восточной Церкви во главе с кардиналом Евгением Тиссераном. Упомянутый «Руссикум» и «Украинский коллегиум» готовил «миссионеров-разведчиков». В пользу версии об активной разведдеятельности Ватикана сообщали документы НКГБ, свидетельствуют материалы советской контрразведки и показания задержанных «резидентов Ватикана». В 1939—1941 гг. на западных границах СССР задержали несколько «крупных эмиссаров Ватикана», имевших и разведывательные задания.

Период Второй мировой войны знаменовался активизацией оперативной деятельности НКВД-НКГБ по отношению к РКЦ. К этому привел целый комплекс причин, имевших как ретроспективный характер, так и связанных с грядущим послевоенным урегулированием и претензиями Ватикана на участие в нем, оформлением западных границ СССР и Украинской ССР, советизацией Западных Украины и Белоруссии, Прибалтики, распространением советского политического влияния на Восточную Европу (о чем были достигнуты, по инициативе У. Черчилля, соответствующие договоренности в рамках создания Ялтинско-Потсдамской международно-правовой системы), подавлением сопротивления польского и украинского вооруженного националистического подполья.

По мнению исследовательницы О. Н. Четвериковой, этот период и данное направление внешней политики Святого престола остаются весьма малоизученными в силу недоступности документальных материалов (они либо не рассекречены, либо считаются уничтоженными или рассеянными по различным архивохранилищам после массированных бомбардировок Берлина времен Второй мировой войны). Внешние отношения папы Пия XII (избранного в 1939 г. и получившего характеристики «папы-пангерманиста», «папы Гитлера» и «атлантического папы») развивались в контексте сложных финансовых и политических комбинаций ведущих западных держав в 1939—1945 гг. и выполняли своеобразную роль «связующего звена между либеральным и авторитарным лагерями»11.

После подписания РКЦ в 1929 г. конкордата (соглашения Святого Престола с государством) с Италией (восстановившим Ватикан как государство), а в 1933 г. — с Германией (подписантом со стороны Рима выступил кардинал

9 Шуляк С. Борьба органов государственной безопасности с агентурой Ватикана. М.: РИО ВКШ КГБ, 1957. С. 18; Минаев В. Тайное становится явным. М.: Воениздат, 1960. URL: http://www.agentura.ru/library/vatican/ (дата обращения: 5.06.2020).

10 Минаев В. Тайное становится явным...

11 Четверикова О. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. М.: Алгоритм, 2010. URL: http://bookz.ru/authors/ol_ga-4etverikova/izmena-v_987.html (дата обращения: 5.06.2020).

Э. Пачелли, будущий Пий XII) наладилось сотрудничество между упомянутыми сторонами. Одновременно Ватикан всю войну поддерживал отношения и с западными демократиями, отдавая приоритет США (куда в 1940 г. переместили на хранение золотой запас Ватикана).

В Ватикане учитывали, что Гитлер, Гиммлер, Геббельс и руководитель внешней разведки Главного управления имперской безопасности (РСХА) Вальтер Шелленберг находились под влиянием иезуитов. Рейхсфюрер СС Г. Гиммлер (по свидетельству Шелленберга) долгие годы по ночам штудировал книги о «псах господних» из личной библиотеки и в основу организации «черного ордена» СС положил наработки и правила основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы — послушание и беспрекословная дисциплина.

С началом Второй мировой войны Ватикан отказался объявлять Германию агрессором и провозгласил нейтралитет. По словам исследователя Карло Фаль-кони, при этом папство представляло собой «самое значительное разведывательное агентство в мире», предоставлявшее в том числе подробную информацию о террористической политике нацистов на оккупированных землях СССР и Восточной Европы. Однако в Риме не спешили осуждать зверства агрессоров. Ватикан, стремясь к расширению влияния на Восток, поддержал тоталитарное государство Хорватия, а лидера усташей Анте Павелича («хорватского Гитлера») папа именовал «хорошим католиком и хорошим человеком», несмотря на массовый террор усташей против православных сербов и евреев (что осуществлялось при поддержке и участии католического епископата и клира Хорватии).

Что же касается «евангелизации» советской территории, свидетельствовал на Нюрнбергском процессе (октябрь 1945 г.) бывший вице-канцлер Германии Франц фон Паппен, то ее предполагалось вести через миссионерский отдел или секретную службу Ватикана, продвигая священников вслед за наступающим вермахтом. Основными спецслужбами Ватикана выступали разведывательный орган Священный альянс (АС, созданный еще в 1566 г.) и Департамент папской контрразведки (8Р, образованный в 1909 г. Пием X). На упомянутый АС возлагалось проведение на советской территории агентурной операции «План диссертанта», заключавшейся в насаждении католических пастырей по мере продвижения вермахта на Восток, и сборе информации, представлявшей интерес для Святого Престола. Однако план реализовать не удалось по причине несоответствия его планам германизации советских земель и особенностей политики рейха в религиозной сфере.

Тем не менее, по данным военной разведки США, Ватикан выступил крупнейшим посредником при эвакуации нацистов из терпящей поражение Германии, а также их союзников из Австрии, Хорватии (включая кровавого А. Павелича, прятавшегося до поры в Ватикане), Венгрии (операции «Ватиканский коридор» и «Монастырь», в которых принимал участие кардинал Монтини, будущий папа Павел VI). Для этого были организованы каналы («крысиные тропы») в Испанию, Южную Америку, Австралию и Канаду. Операция проходила под прикрытием Понтификальной комиссии содействия военнопленным и финансировалась через гитлеровские средства, отмытые на черном рынке, субсидии из Вашингтона (шедшие через его представителя в Риме Тейлора).

По нелегальным каналам и с паспортами Ватикана, считают исследователи, «ушло» из Европы до 30 тыс. гитлеровцев, значительные объемы золота и другие ценности12.

Непростой оказалась и дипломатическая деятельность Ватикана в годы Второй мировой войны. В 1939-1942 гг., отмечает один из ведущих исследователей истории Церкви XX столетия доктор исторических наук Михаил Шкаровский, для нее была присуща двойственность. Не желая объявлять под давлением Берлина и его союзников «крестовый поход» против СССР, папа Пий XII одновременно сотрудничал с рейхом, надеясь получить возможность для продвижения миссионерской деятельности в СССР (14 августа 1941 г. даже подписали соглашение между германским военным командованием и Ватиканской восточной миссией, хотя оно не получило поддержки нацистской партии и спецслужб, на практике так и не действовало).

С 1943 г. Святой престол стремился стать посредником между державами «Оси» и западными демократиями. При этом понтифик осуждал лозунг безоговорочной капитуляции Германии, рассматривал ее в послевоенный период как сильную державу, желал максимального продвижения на Восток католической Польши, опасался коммунизации Италии. Маневры Ватикана привлекали закономерное внимание Кремля, поставившего Наркомату иностранных дел (НКИД) задачу поиска контактов с Папской курией. В декабре 1943 г. глава советского правительства затребовал у контрразведывательного управления НКГБ справку «О состоянии римско-католических костелов на территории СССР» (подготовлена 4 мая 1944 г.). Выяснилось, что в СССР функционируют два костела для обслуживания дипломатического корпуса в Москве и Ленинграде, хотя действует и массовая Греко-Католическая Церковь (ГКЦ) в Западной Украине (до 4 млн верных, почти 2400 приходов)13.

Общинам РКЦ сделали ряд уступок в западных регионах СССР (в Прибалтике, на западе Украины и Белоруссии), возобновилась подготовка кадров священников. В мае 1944 г. И. В. Сталин и глава Наркомата иностранных дел СССР В. М. Молотов приняли священника-католика из США Станислава Орлеман-ского, сообщив ему о готовности не ущемлять права католиков и сотрудничать с Ватиканом. Эта встреча была расценена на Западе как «окольный метод установления гармонии с западным миром» (в Ватикане встречу сочли «советским пропагандистским трюком»). Председатель Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР, полковник госбезопасности И. Полянский в январе 1945 г. в беседе с американским журналистом Д. Фишером подчеркнул наличие компромисса властей с РКЦ и униатами в СССР14.

Кроме того, в рамках общего существенного смягчения государственно-церковных отношений в СССР не притесняли до определенного времени и

12 Четверикова О. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства...

13 Шкаровский М. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече; Лепта, 2010. С. 291-292.

14 Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века: Очерки истории. М.: РОССПЭН, 2008. С. 88-90; Васильева О. Ватикан в горниле войны // Наука и религия. 1995. № 6. С. 14-15.

Греко-Католическую Церковь в Западной Украине, чему способствовала и традиционно лояльная по отношению к властям позиция главы этой конфессии митрополита Андрея Шептицкого. В его выступлении на праздничной сессии собора униатского духовенства 7 сентября 1944 г. подчеркивалось, что в религиозной политике советского правительства в период войны по сравнению с 1939— 1941 гг. произошли большие перемены, и большевики прекратили гонение на Церковь.

В свою очередь, несмотря на известную советской спецслужбе «гибкую» позицию А. Шептицкого по отношению к рейху, чекисты считались с духовным авторитетом и общественным весом этой масштабной и противоречивой фигуры среди населения Западной Украины. В последние месяцы жизни митрополита предпринимались попытки изучения его личности, отношения к советской власти (вероятно, для разработки линии отношений с предстоятелем УГКЦ). Так, 30 августа 1944 г. глава НКГБ УССР С. Савченко утвердил разработанный подполковником С. Кариным-Даниленко «План официальной встречи с главой униатской церкви — митрополитом Шептицким». При этом сам С. Карин (ведущий специалист в ГПУ УССР в 1920-х — нач. 1930-х гг. по разработке религиозной среды)15 действовал под прикрытием должности «исполняющего обязанности Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК УССР». Планировалось составить представление о деятельности А. Шептицкого в период оккупации и его «практической линии» по отношению к советской власти, а также склонить архиерея выступить с обращением к УПА с призывом сложить оружие, побудить УГКЦ к активному сотрудничеству с властями, сбору средств для Красной Армии16.

Прибыв во Львов и изучив накопившийся агентурный материал, 7 сентября 1944 г. С. Карин посетил митрополичьи палаты, где встретился с А. Шептицким. Митрополит, желая расположить собеседника, подчеркнул: «Приветствую братский союз между украинцами и русскими, люблю русский народ, люблю его литературу, знаю лучших представителей русской интеллигенции»17. Предстоятель ГКЦ дал резкие оценки движению ОУН и УПА: «Бандеровщина — это вредное явление, с которым нужно бороться. Хотите — я пошлю своих в леса, уговорить этих слепых людей прекратить борьбу с советской властью <.. .> Я считаю банде-ровщину большим злом для народа».

Не переоценивая искренность Шептицкого, опытнейший оперработник-«религиовед» пришел к выводу о «переломе» в настроениях собеседника, его разочаровании в немцах, понимании мощи Красной Армии, трезвой оценке им положения в СССР и бесперспективности борьбы с Москвой, что имело кардинальное значение для умиротворения региона, где «авторитет митрополита Шептицкого продолжает быть незыблемым». «Нашу тактику в довоенный период, — особо отметил С. Карин, — исключающую личные контакты с Шеп-

15 См. подробнее: Веденеев Д. Инспиратор церковных расколов 1920-х — начала 1930-х гг. на Украине (страницы биографии чекиста Сергея Карина-Даниленко) // Петербургский исторический журнал. 2015. № 2. С. 208-220.

16 ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 30, 44, 58.

17 Там же. Л. 98-99.

тицким, я считаю ошибочной». Митрополита возможно привлечь к процессу умиротворения повстанческого движения18.

О результатах встречи опытнейший контрразведчик-«религиовед» доложил С. Савченко, а тот в свою очередь 14 сентября 1944 г. информировал наркома госбезопасности СССР В. Меркулова.

10 октября 1944 г. первоиерарх ГКЦ написал послание на имя Сталина, именуя советского лидера «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал «вождю народов»: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье»19.

18 октября 1944 г. в директиве С. Савченко УНГКБ западных областей УССР давалось указание и о «глубокой разработке» А. Шептицкого и его окружения20. Для этого были и сугубо контрразведывательные причины. Как впоследствии выяснилось, в митрополию ГКЦ стекалась чрезвычайно разнообразная информация, зачастую совершенно далекая от душпастырьской деятельности. Уже после смерти А. Шептицкого в его личном архиве нашли переписку с бывшим гетманом Павлом Скоропадским (настойчиво предлагавшим свои услуги немецкой разведке), лидером ОУН Андреем Мельником, главой Государственного центра УНР в эмиграции21.

Со временем, уже после начала развернутых репрессий против ГКЦ, бывший личный секретарь владыки Иосиф Кладочный (в 1947 г. получивший лагерный срок) дал показания о возможном сотрудничестве с английской разведкой доверенного лица митрополита — священника Ивана Котива. Агентурная разработка И. Котива отделом МГБ при Горном лагере МВД СССР (г. Норильск) добыла подтверждения его контактов с «Интеллидженс Сервис» через львовского раввина и ученого Кона22.

С тревогой в Москве воспринимали информацию о любых попытках сепаратного сговора с агрессорами. На этом фоне от зарубежных резидентур Первого главного управления (ПГУ, внешняя разведка) НКГБ поступали сведения о стремлении Ватикана, по сути дела, предельно смягчить последствия поражения

18 ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 60-61.

19 Петрушко В. Об эволюции политических взглядов униатского митрополита Андрея Шептицкого в годы Второй мировой войны // XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. 1. С. 314.

20 ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 60, 99, 159.

21 ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л.15.

22 Там же. Л. 37-64; Котив Иван Онифриевич (1910-1972), священник ГКЦ, советник митрополита А. Шептицкого, заведующий канцелярией митрополии, выполнял его ответственные поручения, заведовал финансовыми вопросами, вел практически светский образ жизни. Активно выступал против воссоединения с РПЦ, обращаясь с протестами к советским властям. Будучи допрошен агентами-боевиками МГБ УССР под видом «боевки СБ ОУН», выдал места хранения церковных драгоценностей в тайниках Святоюрского собора. Дал согласие на сотрудничество с МГБ под псевдонимом «Андрей», но в 1946 г. как «двурушник» был осужден на 10 лет лагерей.

для Германии, вбить клин между союзниками по антигитлеровской коалиции, а также желании римского Престола дезавуировать возможные геополитические преимущества СССР в стратегически важной для него Восточной Европе23. Попутно отметим, что с июня 1943 г. Государственный комитет обороны отнес сбор сведений о религиозных организациях за рубежом к приоритетам разведывательной работы НКГБ СССР.

Известно, что до 1943 г. Германия выступала инициатором сепаратных переговоров и мире с западными союзниками СССР, стремясь к расколу лагеря противников и заключению с Западом мира на антисоветской основе. Неофициальным переговорщиком рейх выставил дипломата Ф. фон Папена, посла в Турции, изображавшего оппозиционера по отношению к гитлеровской верхушке. Папен с мая 1942 г. начал поиск соответствующих контактов через Турцию, Швецию и Ватикан. Как выяснила стамбульская резидентура ПГУ НКГБ, в 1943 г. он направил в Рим уполномоченного по торговле с Турцией К. фон Лерзнера. Последнего германский посол в Италии Э. фон Вайцзекер свел с кардиналами Д. Монтини и Л. Мальоне, склонявшими папу к посредничеству в заключении сепаратного мира с Берлином24.

Ватикан развернул усилия своей тайной дипломатии по подготовке к желательному для него послевоенному мироустройству. 20 мая 1943 г. закордонный агент ПГУ НГКБ СССР сообщил в Центр о намерениях Папы Римского «заключить мир путем переговоров между союзными странами и "странами оси"» (т. е. западным демократиям предлагалось предать союзный им СССР). При этом, отмечал оперативный источник, Ватикан «будет стремиться сохранить германскую военную машину от полного распада», видя в ней «единственную защиту против Советской России».

Важной задачей политические фигуры Святого Престола усматривали в предотвращении «проникновения в Европу русского влияния», а также «постановке Советского Союза в положение изоляции». За собой же они желали сохранить важную роль в посредничестве и влияние на мирные переговоры в интересах «усиления власти католической церкви в вопросах отношений между странами». Более того, претендовали на статус «единственной моральной силы и решающего фактора влияния на политические формы устройства государств». За счет мобилизации «консервативных католических элементов» Папская курия планировала «получить соответствующее политическое влияние в новой Европе», противодействуя при этом созданию «любых других политических комбинаций или коалиций, которые будут иметь демократический характер или прорусские тенденции»25.

Как сообщила 27 августа 1944 г. резидентура НКГБ СССР в Риме, устремления Ватикана вылились в посредничество при переговорах немецких пред-

23 Антонов В. В годы военного лихолетья. Деятельность советской внешней разведки в период Великой Отечественной войны // Независимое военное обозрение. 2015. 31 июля.

24 Великая Отечественная война 1941-1945 годов: в 12 т. Т. 6: Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: Кучково поле, 2013. С. 221-222.

25 Советские органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне: сб. документов: в 5 т. М.: РИО ВКШ КГБ СССР, 1988. Т. 4. С. 383-384.

ставителей (Вайцзекер) с У. Черчиллем в Риме. Британский премьер встретился с делегатом рейха без свиты, с одним личным секретарем. Он выдвинул условия полной капитуляции немцев и быстрой оккупации Германии англосаксами, создания ими (без всякого упоминания о советских сателлитах!) временной администрации под контролем Англии и США, а также пожелал активного сотрудничества новой Германии «в устранении опасности коммунизма». Свой интерес Ватикан обозначил в виде пожелания скорейшего создания немецкого правительства, с целью избежать появления «какого бы то ни было просоветского правительства»26. Несложно понять, к каким выводам приходило получавшее эти сведения советское руководство.

Эти обстоятельства, наряду с приходом Красной Армии в западные районы Украины, Белоруссии и в Литву и активным участием католического духовенства в антисоветском сопротивлении польских националистических формирований (подчинявшихся польскому эмиграционному правительству в Лондоне и выступавших за восстановление Польши, по крайней мере в границах 1939 г.), не могли не привести к эскалации ответных мер по линии контрразведки НКГБ СССР.

В частности, 31 октября 1944 г. Наркомат госбезопасности издал директиву № 140, нацеливавшую на розыск «агентуры Ватикана, действующей в СССР». Указывалось, что заброска агентуры Ватиканом в СССР с целью «шпионско-подрывной работы» началась сразу же после нападения Германии на СССР. При отступлении оккупантов часть конфидентов осела в освобожденных районах под прикрытием настоятелей костелов, служащих медицинских учреждений, парикмахеров, шоферов. Предписывалось развернуть информаторскую сеть, «способную выявлять агентуру Ватикана и других разведывательных органов», привлекая в нее представителей «лояльно настроенного авторитетного духовенства, выявлять лиц, ведущих пропаганду распространения католицизма27.

К директиве прилагался обзор 2-го Управления НКГБ СССР «Об антисоветской деятельности Ватикана и римско-католического духовенства в СССР». В нем шла речь о создании в начале войны в Ватикане «комиссии по борьбе с коммунизмом» во главе с бывшим папским нунцием в Литве Луиджи Сенто, о «заброске на оккупированную немцами территорию своих агентов для работы среди русского населения». Приводились слова бывшего римского корреспондента агентства «Юнайтед Пресс» Паккарда из январского номера католического журнала «Америкэн» за 1943 год. Автор сообщал, что позиция Ватикана по отношению с СССР не поменялась с 1917 г., за 15 лет подготовлены «священники для работы в России», обученные русскому, украинскому и другим местным языкам для борьбы с «еретическими идеями, которые русский народ воспринимал последние 25 лет».

Анализировались русскоязычные радиопередачи Ватикана, начатые с апреля 1943 г., где декларировалось сближение Церквей, «преодоление противоречий с православной церковью и возвращение к первоначальному единству». Был

26 Советские органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне... Т. IV. С. 729.

27 Там же. Т. V. С. 955-958.

организован прием папой русских священников с оккупированной территории, которых призывали к «борьбе с большевистским атеизмом». «В Риме встретились две ветви христианства, — комментировала встречу пресса Ватикана, — чтобы вести борьбу с большевизмом. никто не согласится быть под властью Москвы»28. Отмечалась роль католических монастырей (во Львове — свыше 30), вокруг которых «группируются антисоветские элементы, в них воспитываются и готовятся кадры, способные выполнять задания Ватикана по распространению католицизма и проведению шпионской и подрывной работы на территории СССР».

Одновременно Папский престол изучал возможности официальных контактов и легальной миссионерской деятельности в СССР. Велась энергичная работа среди советских военнопленных, для чего создали «Комитет русских военнопленных» под руководством князя Оболенского, священника колледжа «Рус-сикум» Бесчастного и князя Михаила Сумбатова из «Национального центра грузинских эмигрантов» в Лондоне. По данным спецслужбы, в том же «Руссикуме», основанном по инициативе ордена иезуитов в августе 1929 г., слушатели получали не только религиозную, но и специальную подготовку, осваивали диалекты русского языка, историю СССР и ВКП(б), изучали быт народов СССР, получали гражданские специальности для прикрытия работы по сбору информации и миссионерской работы в СССР. В колледже преподавали бывшие царские офицеры — участники Белого движения, включая заместителя директора — князя Волконского. Первый набор почти полностью состоял из белоэмигрантов29.

Нарастала и враждебность по отношению к СССР в публичных документах Ватикана. В частности, неприязненные мотивы звучали в Рождественском послании Пия ХП 1944 г. и его выступлениях начала 1945 г. Тогда же Ватикан выдвинул идею «мягкого мира» для Германии, создания антикоммунистической конфедерации Придунайских стран и комитета «Католического действия» для борьбы с левыми движениями. Как реакция советской стороны уже в марте 1945 г. по указанию В. Молотова генерал-майор госбезопасности Г. Карпов направил И. Сталину записку, в которой говорилось о «политическом блоке» Ватикана с фашизмом, стремлении папы к «мировому господству» и «поглощению православия католицизмом».

Уверенность советского руководства в закулисном сотрудничестве Ватикана с гитлеризмом укрепили показания арестованного 28 мая 1945 г. руководителя религиозного подразделения РСХА К. Нейгауза: «Папа Пий ХП проводил скрытую политику в пользу гитлеровской Германии и оказывал ей моральную поддержку. Это мне стало известно на основе изучения ряда секретных документов и личных бесед с наиболее крупными агентами СД по католическому духовенству»30.

28 ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 929. Т. 1. Л. 66-67.

29 Советские органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне... Т. V. С. 954-955; Минаев В. Тайное становится явным. М.: Воениздат, 1960. URL: http://www. agentura.ru/library/vatican/

30 Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. С. 90-91; Васильева О., Соловьев И. Предисловие // Русская Православная Церковь в годы Великой Отече-

На свидетельствах Нейгауза стоит остановиться, ведь, по его же словам, чиновник четыре года «выполнял ответственные задания в области религии» по линии РСХА, включая агентурную работу в религиозных кругах. В своих показаниях он прямо заявил: Ватикан — это «одна из тайных движущих сил мировой политики», «резиденция папы — крупнейший центр шпионажа», «каждый активист католик — это агент, и все организации католической церкви служат интересам папской разведки»31. Ссылаясь на услышанное от руководителей и заведующего религиозным отделом партийной канцелярии НСДАП Крюгера, Нейгауз утверждал о заинтересованности Гитлера в развитии отношений с Папским престолом, играющим «особую роль в его внешнеполитических планах».

Послом в Ватикан назначили «доброго католика и ловкого дипломата» Вайцзекера, к которому прикомандировали штурмбанфюрера СС VI управления РСХА (разведка) Элингера, а в самом управлении создали «реферат "Ватикан"». 31 июля 1941 г. фюрер издал приказ о запрете преследования и арестов католического духовенства, кроме определенных верхами случаев. Изучались настроения самого Пия XII, в частности, под видом посланца берлинского нунция Орсениго с Понтификом встретился агент агентурного отделения церковного реферата IV управления РСХА Денк. Папа заверил собеседника, что он видит угрозу с Востока для христианского мира, и «культурная Германия» является «единственным защитным валом против большевизма», поэтому так необходим мир Германии с Западом32.

Определенный материал о «мирских» операциях Ватикана стал поступать из союзных СССР стран Восточной Европы. В 1945 г. был задержан при переходе советско-чехословацкой границы эмиссар Ватикана Колакович (ранее сотрудничавший с гестапо по линии выявления коммунистического подполья). Он имел поручения по установлению контактов с вооруженным подпольем ОУН (С. Бандеры), определения объемов необходимой ему помощи33.

В тактическом видении и оперативном планировании НКГБ деятельность РКЦ в Украине и СССР в целом ассоциировалась с разведывательно-подрывной работой и содействием сильному польскому вооруженному подполью. Особое значение имел реальный фактор «польского реваншизма». С начала 1944 г. подконтрольные польскому эмиграционному правительству в Лондоне подпольные формирования Армии Крайовой в Западной Украине начали операцию «Буря» — попытку установить контроль над землями, захваченными и аннексированными Варшавой в 1919-1923 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечалось в директиве НКВД СССР от 6 февраля 1945 г. № 2894, польское подполье развернуло диверсионно-террористическую деятельность, создает разведывательные резидентуры и подпольную сеть на отдаленную перспективу и «смыкается» с немецкими спецслужбами в интересах совместной борьбы с

ственной войны 1941-1945 г.: сб. документов. С. 30; Шкаровский М. Русская Православная Церковь в XX веке... С. 292.

31 ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 929. Т. 1. Л. 67.

32 Там же. Л. 71-75.

33 Подборку документов об отношении ОУН к религиозным вопросам см.: ОГА СБУ. Ф. 13. Д. 376. Т. 84.

СССР, а также терроризирует местное украинское население (фактически, прибегало к этнической чистке, что подтверждали материалы перлюстрации органами НКВД писем украинцев из зоны конфликта)34.

В ответ НКГБ УССР завел 29 февраля 1944 г. централизованное агентурное дело «Сейм»35 «для концентрации всех агентурно-следственных материалов по польским антисоветским формированиям» с целью проведения операций по предотвращению масштабного восстания сильного польского националистического подполья, стремящегося удержать территории на западе Украины и Белоруссии, входившие в состав Второй Речи Посполитой до 1939 г.36. Уже к 15 января 1945 г. советская спецслужба арестовала свыше 5800 поляков, из которых 1101 являлись участниками антисоветского подполья, а 241 сотрудничал с немецкими органами разведки и контрразведки. К 1 сентября 1946 г. в УССР по 90 агентурным делам и 600 делам-формулярам было ликвидировано 168 польских нелегальных организаций и групп, арестовано 3949 человек, выявлено 22 склада, 29 радиостанций, 7 типографий37.

17 июля 1944 г. вышла директива НКГБ УССР № 1289/с начальникам областных УНКГБ «О работе по линии католической церкви». «Из всех существующих церковных организаций, — отмечалось в документе, — католическая церковь является наиболее крепкой, сплоченной, с многовековым опытом централизованной организацией, имеющей сильное влияние не только среди католиков, но и распространяющее это влияние на верующих других исповеданий».

Подчеркивалось, что для РКЦ присущ «крепко сколоченный актив мирян, группирующихся вокруг приходских ксендзов и монастырей». Сама РКЦ вросла в государственную систему Польши, имеет прекрасно подготовленных ксендзов, использует опыт ордена иезуитов по проведению политики Ватикана и служила орудием польских разведывательных органов. Используя свою специфическую терминологию, чекисты объявляли РКЦ в Украине «массовой резидентурой» польских антисоветских кругов.

В качестве мер оперативного воздействия предлагалось:

- поставить на учет все действующие костелы и монастыри, общины РКЦ, епископат и клир, мирян из органов церковного самоуправления взять в «активную агентурную разработку»;

- произвести вербовки агентуры из среды священнослужителей, монашествующих (с использованием «интимных материалов»), церковного актива, поручив вербовки только опытным оперативным работникам;

- выявить связи РКЦ в Украине с Ватиканом, вооруженными националистическими формированиями, установить среди клира РКЦ агентуру зарубежных спецслужб;

34 ОГА МВД Украины. Ф. 1. Оп. 43. Д. 3. Л. 2-3, 22-24.

35 ОГА СБУ. Ф. 60. Д. С-9975.

36 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 74. Т. 1. Л. 75.

37 Операщя «Сейм». Польща та Украша у тридцятих-сорокових роках ХХ столитя. Невiдомi документи з архiвiв спещальних служб. Варшава; Кшв, 2007. Т. 6. С. 1274; ОГА МВД Украины. Ф. 1. Оп. 43. Д. 2. Л. 26.

- аресты и негласные задержания священнослужителей-католиков производить только с санкции НКГБ УССР38.

Противодействию попыток Ватикана укрепить свои позиции на территории СССР в спецслужбе придавалось весьма серьезное значение, о чем свидетельствовала директива НКГБ СССР от 31 октября 1944 г. № 140 об активизации розыска «агентуры Ватикана»39. Линию на обвинение римо-католиков в шпионской деятельности развила ориентировка НКГБ УССР № 53 от 20 апреля 1945 г. РКЦ, отмечалось в ней, активизировала работу по упрочению своих позиций на западе Украины, ведет разведывательную работу в пользу Ватикана40.

Акцент Ватикана именно на специальную деятельность подчеркивала ориентировка НКГБ Украинской ССР от 12 сентября 1944 г. «О разведывательной деятельности Ватикана и польского духовенства». Еще до 1939 г., писалось в ней, в «Коллегиуме Руссикум» и других учебных заведениях Рима наладили подготовку агентуры для действий в славянских странах под видом священников, туристов, торговцев. По заданию чекистов, отмечалось в документе, агент-ксендз направил в «Руссикум» письмо, в котором просил допустить его на годичные курсы. В ответе от священника Филиппа де Региса сообщалось: «Для работы в России требуется всесторонняя и специальная подготовка, для этого необходимо пробыть здесь несколько лет. Такому пастырю недостаточно общего курса, но необходимо изучение многих дополнительных предметов»41.

16 января 1945 г. НКГБ УССР разослал УНКГБ западных областей ориентировку, где шла речь об активизации участия римо-католического духовенства в польском антисоветском националистическом подполье, а также дополнительных усилиях РКЦ к «распространению своего влияния на Восток». Арестованный ксендз Голондзовский (секретарь совета ксендзов Луцка) и участник подпольного «Комитета освобождения Волыни» сказал подставленному ему агенту НКГБ: «Роль католического духовенства в настоящее время является колоссальной не только в отношении религии, но и в польском общенародном смысле. Духовенство имеет задачей охватить своим влиянием и поляков, проживающих во всех областях Советского Союза».

Говорилось и о деятельности «активного агента Ватикана», викарного епископа Николая Чарнецкого, возглавлявшего в свое время духовную семинарию в Дубно, где, как считали в НКГБ, существовал центр подготовки Ватиканом кадров для разведывательной работы в СССР.

Давалась характеристика Луцко-Житомирскому архиепископу Шельонже-ку как «видному агенту Ватикана», одному из организаторов польского подполья Волыни и будущему руководителю РКЦ в СССР. Как утверждали чекисты, А. Шельонжек направил в восточные области УССР ксендзов, «известных своей антисоветской деятельностью, поручив им организовать местных поляков для борьбы против Советской власти». Свыше 20 священников прошли специальную подготовку во Львове на курсах украинского языка и проникли в Киевскую

38 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 75. Т. 2. Л. 3-7.

39 Там же. Д. 17. Л. 195.

40 Там же. Л. 194.

41 ОГА МВД Украины. Ф. 1. Оп. 43. Д. 3. Л. 2-3, 22-24.

и Житомирскую области. Говорилось о миссии в Харькове, по заданию Ватикана, немецкого разведчика Волконского. «Фактически агентура Ватикана рассчитывает на более широкий охват своим антисоветским влиянием населения в восточных областях УССР», говорилось в ориентировке42.

14 марта 1945 г. С. Савченко направил руководителям региональных органов НКГБ ориентировку № 33/д. С началом войны Ватикан, писал нарком, развернул заброску на временно оккупированную территорию УССР своих агентов «для ведения шпионско-подрывной работы против СССР». Приводились показания арестованного Львовским УНКГБ подполковника жандармерии Войска Польского и участника подполья Армии Крайовой Белины-Войцикевича: «Ватикан действовал в полном контакте с фашистско-немецкими властями в отношении войны с СССР», чтобы в случае победы Германии «распространить свое влияние в России», немцы же надеялись на помощь Ватикана перед западными державами.

Духовенство РКЦ принимало активное участие в организации украинского и «белопольского» подполья. Сообщалось о выявленных в ряде костелов складах оружия, медикаментов, продовольствия, множительной техники и радиостанциях АК. Вновь упоминался А. Шельонжек, на которого НКГБ возлагал ответственность за создание «школ агентов Ватикана» в Дубно и Луцке, а также за организацию антисоветской группы «Акция Католическая». При этом, утверждалось в документе, чекистами перехвачены донесения Шельонжека Папе Римскому, «изобличающие его в проведении шпионско-подрывной работы против СССР».

Для противодействия Ватикану НКГБ УССР выдвигал задачи проведения агентурных комбинаций по созданию своих оперативных позиций в Восточной конгрегации Ватикана, коллегиуме «Руссикум», Папском Восточном институте, монашеских орденах. Предлагалось оперативно использовать «малочисленную прослойку» католического духовенства, «склонную пойти на перестройку своей деятельности и службу интересам Советской власти» для разложения РКЦ и осведомления НКГБ43.

По делу «Сейм» в ряде областей Украины прошли аресты «римо-католического духовенства, связанного с белопольским подпольем». Особо отмечалось задержание Луцкого архиепископа, графа Адольфа Шельонжека в начале января 1945 г., у которого изъяли отчет Папе Римскому от 30 октября 1944 г. По решению спецколлегии при МВД ССССР его 6 мая 1946 г. выслали в Польшу (по другой версии — усилиями Ватикана 15 мая 1946 г. был освобожден из тюрьмы в Киеве)44.

В конце мая 1945 г. в НКГБ УССР составили обвинительное заключение на упоминавшегося А. Шельонжека и семерых католических священников. Сам епископ (1865 г. рождения) обвинялся в том, что лично руководил «деятельностью агентов Ватикана на советской территории», вел разведывательную работу и подрывную деятельность в пользу Папского престола. Ему же вменялась за-

42 ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 88. Л. 3-5.

43 Там же. Л. 113-115.

44 Операцш «Сейм». Т. 6. С. 1000.

сылка эмиссаров Ватикана в восточные области Украины для «насаждения католицизма и сбора разведывательных данных для Ватикана»45.

Основные обвинения в адрес ксендзов Б. Джепецкого, И. Кучинского, С. Шипта, А. Кукурузинского, А. Беня, К. Галензовского и В. Буковинского состояли в сборе разведывательной информации, политико-экономических сведений об СССР в интересах Ватикана, проведении подрывной деятельности, насаждении католицизма в восточных регионах УССР, антисоветской пропаганде. Часть из них обвинялась в участии в организации «Акция католическая», связях с польским вооруженным подпольем. Всех священников Спецколлегия при МВД СССР 6 мая 1946 г. осудила к исправительно-трудовым лагерям на срок от 5 до 10 лет46.

Таким образом, антирелигиозная политика партии большевиков, приведшая к массовым физическим репрессиям против священнослужителей и верующих, не делала исключения ни для одной из религиозных деноминаций. Хотя наиболее масштабными и кровавыми стали преследования православия, жертвами преследований были и католики, и греко-католики Украины. Однако за справедливо осужденными законодательством и общественностью репрессиями против римо-католиков скрывается и противостояние между политикой прозелитизма Ватикана, стремившегося охватить влиянием все украинские земли с использованием в том числе и явно «неканонических» приемов, и противостоящей «маршу на Восток» советской спецслужбой. Особенно остро это проявилось в годы Второй мировой войны и послевоенного глобального геополитического противостояния («холодной войны»).

При известном отношении к католицизму и существующем грузе негативной исторической традиции, масштабных репрессиях против католического клира в СССР и УССР в 1920-1930-х гг., верные РКЦ становились еще и заложниками рискованных внешнеполитических комбинаций своего первосвященника, откровенно демонстрировавшего желание спасти рейх от полного разгрома.

В понимании органов госбезопасности Ватикан представлял угрозу не только настойчивой прозелетической работой в СССР и попытками продвижения своего религиозного влияния далее на Восток. Чекисты считали одним из приоритетов своей деятельности противодействие разведывательной и пропагандистской работе соответствующих служб Понтификата.

Как видим, в документах советской спецслужбы в одно целое сплеталась про-зелетическая, миссионерская и собственно разведывательно-информационная работа Ватикана и его клира в Украине. Разумеется, с учетом доктрины «цезаре-папизма», традиционного активного влияния Ватикана на международные дела невозможно представить себе инициативные действия Святого престола без целенаправленного и всестороннего информационного обеспечения, создания позиций влияния в политических кругах по всему миру, тем более в регионах компактного проживания миллионов католиков и греко-католиков.

С учетом прагматичной и «либерализованной» позиции И. Сталина в религиозных вопросах, продемонстрированной им с сентября 1943 г., становится понятной и менявшаяся позиция Кремля по отношению к римо-католикам и под-

45 Операцш «Сейм»... С. 1019-1020.

46 Там же. С. 1020-1032.

чиненным Ватикану греко-католикам Западной Украины. Приходится признать, что именно внешнеполитические амбиции и экспансионистская политика Папской курии по продвижению своего влияния на неканоническую территорию на Восток, серьезная вовлеченность клира РКЦ и особенно ГКЦ в антисоветское вооруженное повстанческо-подпольное движение привели к жесткому противостоянию советских спецслужб и представителей Ватикана на украинских землях.

Наряду с этим острота военно-политического момента, характерный для органов НКВД-НКГБ курс на политизацию и криминализацию деятельности идейно-политических противников в интересах фабрикации масштабных «дел» абсолютизировал в сторону «разведывательно-подрывной» окраски деятельность РКЦ в Украине. Вместе с тем вряд ли целесообразно ставить под сомнение наступательность миссионерства Рима, исторически сложившийся экспансионизм папства, тесное сотрудничество РКЦ с польским националистическим подпольем и ГКЦ с движением ОУН и УПА, традиционные методы продвижения влияния Курии, а также в целом вполне мотивированный антисоветский характер политики Ватикана.

Список литературы

Антонов В. В годы военного лихолетья. Деятельность советской внешней разведки в период Великой Отечественной войны // Независимое военное обозрение. 2015. 31 июля. Васильева О. Ватикан в горниле войны // Наука и религия. 1995. № 6. С. 14-15. Веденеев Д. Инспиратор церковных расколов 1920-х — начала 1930-х гг. на Украине (страницы биографии чекиста Сергея Карина-Даниленко) // Петербургский исторический журнал. 2015. № 2. С. 208-220. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Т. 6: Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: Кучково поле, 2013. Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. М.: РОССПЭН, 2008.

З армв1в ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Спецвипуск. «Влада i Костьол в радянськш Укра!ш, 1919-1937 pp.: Римо-католицька церква шд репресивним тиском тоталитаризму». 2003. № 2.

Минаев В. Тайное становится явным. М.: Воениздат, 1960. URL: http://www.agentura.ru/ library/vatican/

Операщя «Сейм». Польща та Укра'на у тридцятих-сорокових роках ХХ столитя. Невiдомi

документи з архiвiв спещальних служб. Варшава; Ки'!в, 2007. Т. 6. Петрушко В. И. Об эволюции политических взглядов униатского митрополита Андрея Шептицкого в годы Второй мировой войны // Х1Х Ежегодная богослосвская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. 1. С. 312-315. Рубльова Н.С. Политика радянсько! влади щодо Римо-католицько! церкви в Укрш'ш, 20-

30-т роки ХХ ст. : дис. ... канд. ют. наук: 07.00.01. К., 1999. Рубльова Н. Лшвщащя в Укрш'ш ieрархif Римо-католицько! Церкви // З архiвiв ВУЧК-

ГПУ-НКВД-КГБ. 2000. № 2-4. С. 311-330. Советские органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне:

сб. документов. М.: РИО ВКШ КГБ СССР, 1988. Т. IV, V. Ченцов В.В., Архieрейський Д.В. Терор проти «реакцшного духовенства» // Полггичний терор i тероризм в Укра'ш. Х1Х-ХХ ст. ¡сторичш нариси. К.: Наукова думка, 2002. С. 305-321.

Четверикова О. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. М.: Алгоритм,

2010. URL: http://bookz.ru/authors/ol_ga-4etverikova/izmena-v_987.html Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече; Лепта, 2010. Шуляк С. Т. Борьба органов государственной безопасности с агентурой Ватикана. М.: РИО ВКШ КГБ, 1957.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2020. Vol. 95. P. 142-162 DOI: 10.15382/sturII202095.142-162

Dmytro V. Vedeneev, Doctor of Sciences in History, Professor,

Department of the Humanities, National Akademy of Cultural and Arts Management, 9 Lavrska Str., Kiev 01015, Ukraine, zastava67@ i.ua ORCID: 0000 0002 8929 9875

Expansion of the Roman Catholic Church in Ukraine and Counteraction of the Soviet Special Services (1920s - 1940s)

D. Vedeneev

Abstract: Using little-known documents of Soviet special services, the article studies the mechanism and process of proselytism, political and information-related expansion of the Roman Catholic Church onto the non-canonic for the Vatican regions of Central and Eastern Ukraine from the 1920s to 1945. Using the information and analytics of Soviet special services of state security, the article describes structures and educational institutions of the Vatican that promoted the Papal influence on the East, collected spy information, turned people into Catholicism and created corresponfing atmosphere in society. Particular attention is paid to the activity of the Roman Catholic Church in the Ukraine during World War II, when the Vatican, in fact, took a position of friendly neutrality to Hitler and attempted to use the occupation of the Ukraine for creating long-term positions there. Using the documents of the People's Commissariat for Internal Affairs and People's Commissariat for State Security of the Ukrainian Soviet Socialist Republic and of the USSR, the article studies the activity of state security organs against the Vatican in the Ukraine, including the struggle against the Polish nationalist underground (operation "Sejm"). The article also describes the position of the Kremlin as to the Greek Catholics in the USSR and Greek Catholics of the Ukraine. The conclusion of the article is that the attempts of Rome to intervene in the process of post-war regulations from pro-German positions, the external political ambitions and aggressive Papal policy in furthering its influence over the non-canonic territory in the East, serious involvement of the clergy of the Roman Catholic Church and anti-Soviet military underground rebel movement resulted in a direct opposition between the Soviet state security organs and Catholicism in the Ukraine.

Keywords: Roman Catholic Church, Vatican, religious expansion, Ukraine, intelligence service, counterintelligence service, Second World War.

References

Antonov V. (2015) "V gody voennogo likholet'ia. Deiatel'nost' sovetskoi vneshnei razvedki v period Velikoi Otechestvennoi voiny" [In the years oftumulult ofwar. Soviet foreign intelligence during World War II]. Nezavisimoe voennoe obozrenie. 31.06.2015 (in Russian).

Chentsov V., Arkhiereis'kii D. (2002) "Teror proti «reaktsiinogo dukhovenstva»" [Terror against the reactionary clergy], in Politichnii teror i terorizm v Ukraini. XIX—XXst. Istorichninarisi [Political terror and terrorism in the Ukraine. 19th — 20th centuries]. Kiev. P. 305—321 (in Ukrainian).

Chetverikova O. (2010) Izmena v Vatikane, ili Zagovorpap protiv khristianstva [Treason in Vatical, or Papal conspiration against Christianity]. Moscow (in Russian).

Minaev V. (1960) Tainoestanovitsia iavnym [The hidden becomes visible]. Moscow (in Russian).

Operatsiia «Seim». Pol'shcha ta Ukraina u tridtsiatikh-sorokovikh rokakh XX stolittia. Nevidomi dokumenti z arkhiviv spetsial'nikh sluzhb (2007) [Operation "Sejm". Poland and Ukraine in the 1930s — 1940s. Unknown documents from archives of special services], vol. 6. Warsaw; Kiev (in Ukrainain).

Petrushko V. (2009) "Ob evoliutsii politicheskikh vzgliadov uniatskogo mitropolita Andreia Sheptitskogo v gody Vtoroi mirovoi voiny" [The evolution of political views of the Unia Metropolitan Andrei Sheptitsky during World War II]. 20 Ezhegodnaia bogoslosvskaia konferentsiia PSTGU, 1, p. 312—315 (in Russian).

Rubl'ova N. (2000) "Likvidatsiia v Ukraini ierarkhii Rimo-katolits'koi Tserkvi" [Liquidation in the Ukraine of the clergy of the Roman Catholic Church]. Z arkhiviv VUChK-GPU-NKVD-KGB, 2-4, p. 311-330 (in Ukrainian).

Sovetskie organy gosudarstvennoi bezopasnosti v Velikoi Otechestvennoi voine (1988) [Soviet state security organs during World War II], 4, 5. Moscow (in Russian).

Shkarovskii M. (2010) Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the 20th century]. Moscow (in Russian).

Shuliak S. (1957) Bor'ba organov gosudarstvennoi bezopasnosti s agenturoi Vatikana [Struggle of state security organs against Vatican]. Moscow (in Russian).

Vasil'eva O. (1995) "Vatikan v gornile voiny" [Vatican in the ordeal of war]. Nauka i religiia, 6, p. 14-15 (in Russian).

Vedeneev D. (2015) "Inspirator tserkovnykh raskolov 1920-kh — nachala 1930-kh gg. na Ukraine (stranitsy biografii chekista Sergeia Karina-Danilenko)" [Initiator of church discords of the 1920s — early 1930s in the Ukraine (pages of biography of Cheka agent Sergei Karina-Danilenko)]. Peterburgskii istoricheskii zhurnal, 2, p. 208-220.

Velikaia Otechestvennaia voina 1941—1945 godov. T. 6: Tainaia voina. Razvedka i kontrrazvedka v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (2013) [Great Patriotic War of 1941—1945. Vol. 6: Hidden war. Intelligence and counterintelligence during Great Patriotic War]. Moscow.

Volokitina T., Murashko G., Noskova A. (2008) Moskva i Vostochnaia Evropa. Vlast' i tserkov' v period obshchestvennykh transformatsii 40-50-kh godov XX veka: Ocherki istorii [Moscow and Eastern Europe. State and Church in the period of tranformation of society in the 1940s — 1950s. Essays in history]. Moscow (in Russian).

Zarkhiviv VUChK-GPU-NKVD-KGB. Spetsvipusk. «Vlada i Kost'ol v radians'kii Ukraini, 1919— 1937pp.: Rimo-katolits'ka tserkva pid represivnim tiskom totalitarizmu» (2003) [From the archives of state security services. Special issue. "State and Roman church in the Soviet Ukraine, 1919—1937: Roman Catholic Church under repression of totalitarism], 2 (in Ukrainian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.