Научная статья на тему 'Антиэкуменическое отношение римско-католической к Русской Православной церкви в 1943-1945 годах'

Антиэкуменическое отношение римско-католической к Русской Православной церкви в 1943-1945 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ / УКРАИНСКИЕ УНИАТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филонов В. И.

В данной статье раскрываются особенности усиления антиэкуменической позиции Ватикана к Русской Православной Церкви в 1941-1943 годах. Отношения между Католической и Православной Церковью были напряжены. Всего в СССР проживало около десяти миллионов католиков. В Белоруссии их было около миллиона. Католическая Церковь истолковывала изменения политики СССР в смягчении отношении к Церкви как пропаганду. В Советском государстве неоднократно возникали призывы прервать все отношения с Ватиканом. Победа союзников в Великой Отечественной войне привела к господству СССР над половиной Европы, а после аннексии Прибалтики и присоединения части Польши, Белоруссии миллионы католиков, проживающих на Украине, стали советскими подданными. Украинские униаты также оказались в советской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиэкуменическое отношение римско-католической к Русской Православной церкви в 1943-1945 годах»

УДК [272:271.2]«1943/45»

Филонов В.И. Антиэкуменическое отношение

Римско-католической к Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах

В данной статье раскрываются особенности усиления антиэкуменической позиции Ватикана к Русской Православной Церкви в 1941 -1943 годах. Отношения между Католической и Православной Церковью были напряжены. Всего в СССР проживало около десяти миллионов католиков. В Белоруссии их было около миллиона. Католическая Церковь истолковывала изменения политики СССР в смягчении отношении к Церкви как пропаганду. В Советском государстве неоднократно возникали призывы прервать все отношения с Ватиканом. Победа союзников в Великой Отечественной войне привела к господству СССР над половиной Европы, а после аннексии Прибалтики и присоединения части Польши, Белоруссии миллионы католиков, проживающих на Украине, стали советскими подданными. Украинские униаты также оказались в советской России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Римско-католическая Церковь, Всемирный совет церквей, украинские униаты.

29 декабря 1943 г апостольский делегат в Вашингтоне Чиконьяни телеграфировал, что один журналист утверждал, будто Ватикан заключил со Сталиным договор, и тот согласился на свободу религии, а папа не возражал против аннексии СССР Восточной Польши. 31 декабря 1943 г Ватикан опроверг эти известия1. После Тегерана Рузвельт в разговоре с журналистом Филипом Мур-рэем отметил, что, беседуя со Сталиным, понял: русский народ и после атеистического режима остался религиозен. В беседе с А. Гарриманом, послом США в Москве с 1942 по 1946 г, во время частного обеда в присутствии Ф. Муррэя, Сталин сказал, что не хочет иметь дело с интернациональным католичеством, ведь после войны в России усилится влияние народа и через двадцать лет католики смогут стать силой. А. Гарриман считал, что Сталин допускал, что народ религиозен, и не был против национальной Церкви под контролем государства, поэтому остался враждебен к католичеству. Католицизм не станет силой, если в стране не будет демо-

кратии2. Чиконьяни, к которому обратились за консультацией, 15 марта 1944 г пояснил: президент полагает, что Сталин разрешит свободу веры, когда это будет выгодно.

Разгром немцев усилил растерянность в рядах украинских националистов. Конец войны на этих территориях связан с жестокой борьбой националистических партизанских отрядов с польской Армией Крайовой. Зверски уничтожаются целые польские деревни. За эти преступления, не назвав их прямо, во время торжественной литургии 27 июня 2001 г в присутствии папы принес покаяние кардинал Гузар.

6 ноября 1943 г советские войска взяли Киев, а 28 июля 1944 г - Львов. 14 октября 1944 г, через три месяца после возвращения во Львов Красной Армии, в канун вступления советских войск во Львов Шептицкий признал, что неправильно оценил немцев, и попытался переориентироваться на победителей. Он писал Сталину в письме: «Весь мир склоняет пред Вами головы... После победоносного марша от Волги до Сана вновь вы

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

объединили с Великой Украиной территории западно-украинские. Исполнилась вековая мечта украинского народа». Он выражал надежду, что церковь, испытывающая, в связи с этим, радость сможет пользоваться в СССР, под руководством Сталина, полной свободой. Через 3 недели, 1 ноября 1944 г, митрополит скончался, а Слипый стал архиепископом Львова и митрополитом Галича3. 5 ноября, с разрешения властей, в похоронах Шептицкого участвовали восемь епископов, сто пятьдесят священников, тысячи верующих («Аппиег^е диЬегпю всмейсо»-написал И. Слипый в отчёте в Рим). Ходили слухи, что на похоронах, присутствовал и секретарь ЦКУкраины Н. Хрущёв4.

Говоря об А. Шептицком современные зарубежные историки унии и деятели униатской церкви называют графа «предтечей экуменического движения в Католической церкви» и «крестным отцом» русского католичества восточного обряда» заявляют, что его «экклезиология и экуменическое мышление в равной степени актуальны для православных и католиков. В этом богатом и достоверном наследии Украинская церковь найдёт для себя бесценную программу действий...»5.

16 января 1944 г Мальоне, с согласия папы, в письме одобрил рискованное желание оставаться в Одессе после вступления советских войск, членов транснистрийской миссии- военного капеллана иезуита Пье-тро Леони и ассумпциониста Жан Николя служивших в восточном обряде. Когда 23 марта 1944 г, с приближением фронта, епископ Глазер, отбыл из Одессы в Бухарест (в июне 1950 г скончался в ясской тюрьме после допроса), они остались в городе, и первоначально одесский начальник штаба даже разрешал Николя посещать французских военнопленных. Но уже впервые же 5 недель у него возникли сложности с православными, предлагавшими перейти в свою веру.

18 января 1944 г в беседе с Аверелом Гарриманом, Молотов, говоря о будущем польском правительстве, назвал имена экономиста доктора Оскара Ланге, из Чикагского университета и американского католического священника, поляка, аббата

Станислава Орлеманского, служившего на приходе в Спрингфилде6. Вскоре Орлеман-ский попросил в советском консульстве в Нью-Йорке визу для встречи со Сталиным. Американское правительство выдало Ланге и Орлеманскому паспорта. 17 апреля 1944 г, с согласия госсекретаря США Корделла Хала, они через Аляску и Сибирь отправились в Москву. 28 апреля 1944 г «Правда» опубликовала фотографию Сталина и Моло-това, беседующих с Орлеманским7. 28 апреля, в интервью московскому радио, он заявил, что к удивлению обнаружил в Сталине друга католической церкви, готового на переговоры о соглашении с Ватиканом. Орле-манский сказал, что Сталин друг поляков, но Польша не должна быть коридором для врагов СССР и он хочет видеть Польшу сильной, независимой и демократической и не намерен вмешиваться в её дела. Орлеманский и Ланге в сопровождении двух корреспондентов 5 мая, в 11 вечера встретились с Брауном, разрешившим аббату совершить мессу в квартире, чтобы церковь св. Людовика нигде не упоминалась. Орлеманский позволил Брауну снять копию с некоего кремлёвского документа, позже переданную Брауном в Рим. По возвращении в США 12 мая 1944 г Орлеманский дал в Чикаго пресс-конференцию, на которой заявил, что Сталин согласен сотрудничать с папой и линия на преследование католицизма в СССР будет изменена8.

Разразился скандал. Многие поляки посчитали Орлеманского предателем. Епископат видел в поездке Орлеманского пропагандистский трюк и епископ Сприн-гфилдский Томас О>Лири, в юрисдикции которого был Орлеманский, запретил его в служении. «Правда» опубликовала возмущённую статью. 14 мая Орлеманский написал письмо апостольскому делегату Чи-коньяни, признав, что покинул приход без благословения, но, утверждая, что сделал это, помогая польской церкви. Авторы большинства американских публикаций оправдывали действия Орлеманского. Рузвельт собирался принять его в Белом доме, но К. Халл отговорил его9.

Ситуация насторожила и Берлин. Посол Рейха фон Вайцзекер пожаловался Тардини, но тот ответил, что Ватикан не имеет к этому

№ 4 (34) 2014 г.

отношения и папа не предпримет официальные шаги10. Делегация комитета Свободной Франции тоже проявила интерес к делу Ор-леманского11.

Для облегчения сближения с Ватиканом, союзники просили Сталина выступить с декларацией в защиту свободы совести. Посол в Лондоне Майский предложил М. Тэй-лору подготовить проект, но тот отказался, поскольку, это показалось бы вмешательством в дела СССР12.

Вступление союзников в Рим не изменило отношения Ватикана к Советам. Членом контрольной комиссии союзников в Италии был Богомолов. Представитель Рузвельта Роберт Мэрфи в беседе с Тардини 23 июня 1944 г лестно отзывался о нём. Мэрфи заговорил с ним о гонениях на религию и Богомолов сказал по-французски: «Это в прошлом», добавив, что хотел завязать контакты с Ватиканом. Тардини ответил, что Церковь имела горький опыт, чтобы поверить в изменения политики СССР; а смягчение гонений истолковывает, как пропаганду13.

2 февраля 1945 г вместо скончавшегося 15 мая 1944 г Сергия патриархом избрали Алексия. Уже 16 марта 1945 г, Леони, служивший в Одессе, писал: «Наше положение стало критическим после православного собора в Москве... Молодой одесский епископ Сергий по возвращении с собора окончательно покончил со своим прежним либерализмом и публично обрушился на папу римского, а затем - на всю Католическую Церковь .. один священник заявил на проповеди, что Православная Церковь бросает вызов Католической и нападает на неё. Он назвал меня фашистом. Особенно меня ругают за то, что, совершая богослужения в восточном обряде, я будто бы занимался «обращением в католичество» русских. Они гнусно клевещут на католицизм, утверждая, что католическая церковь преследует православных в Польше, Югославии и Тран-сильвании. У меня создалось впечатление, что Сергий получил директивы на этот счет свыше и что это всеобщее выступление против католиков не ограничивается нашим городом.»14.

В 1945 г у Греко-Католической Церкви на Украине было свыше 4 тысяч церквей и

часовен, действовали 2772 прихода, богословская академия и духовные семинарии. Наследник А. Шептицкого Иосиф Слипый, ранее поддерживавший Гитлера, теперь желал диалога с Кремлём и повёз в Москву 100 000 руб. от Львовской епархии для раненых красноармейцев. Но Сталин не принял делегацию.

За месяц до окончания войны львовская партийная газета «Втьна Украина» напечатала статью «З хрестом чи з ножем», где её автор. Ярослав Галан, подписавшийся псевдонимом Володимир Росович писал: «... Вороги укра1нського народу, вдягнен1 в ряси ун1атських священниюв, е орган1заторами банд укра1нсько-н1мецьких нацюналют1в, е агентами м1жнародно1 реакцп»15.

11 апреля 1945 г были арестованы- митрополит И. Слипый и 4 украинских епископа, верных Риму: Н. Будко, Н. Чарнецкий во Львове и Г. Хомышин с И. Лятишевским в Станиславе (теперь Ивано-Франковск), прелаты О.Ковальский и Л. Куницкий, священники В.Белей, Р.Билик, С.Сампара и И. Труш, во Львове, а также о. Величковский в Тернополе16.

Слипый был помещён в львовскую тюрьму, затем, после дознания, под надзор в кельи, а утром 12 апреля его под усиленной охраной отвезли на вокзал и в поезде отправили в Киев, где посадили в тюрьму на улице Короленко. Затем, пока шло следствие, его круглосуточно допрашивали, давая ему в день не более 300 граммов хлеба. Его принуждали подписать отречение от единства с папой, за что обещали Киевскую митрополию, а когда он отказался сделать это обвинили его в связях с националистами17.

Ватикан, обеспокоенный тем, что 10 польских епархий отходили к СССР, возобновил шаги по получению гарантий. 5 апреля 1945 г Ватикан сообщил М. Тэйлору, что 417 священников из Люблина и окрестностей вывезены в СССР; 12 священников -преподавателей Люблинского университета казнены, а детей вывозят в Россию18.

29 апреля 1945 г, Николя и Леони также арестовали. Николя получил 8 лет, считая с 19 апреля 1945 г Описывая пребывание в Лубянской и Бутырской тюрьмах Николя

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

упоминает, что среди заключённых находились иезуиты о. Леони и о. Яворка, который до отъезда в Россию; был ректором «Русси-кума»19. Оба получили по 10 лет. В Москве Николя пробыл до 4 января 1946 г и его отправили в Казахстан, где он был до декабря 1949 г, этапировав на шахты Воркуты. Он болел цингой, но выжил рисуя портреты Сталина. Польский лагерный рабочий сделал дюралюминиевые коробочки, для потира и дискоса, а из размоченного изюма добыли капли вина и Николя служил литургию в ящике письменного стола. По истечении срока Николя оставался в ссылке в Воркуте. МИД Франции, опрашивая вернувшегося бретонца Мзердова, корреспондента парижской газеты «Temps», узнал о. Николя и руководитель восточноевропейского отдела Кэ-д>Орсэ де Лабулай информировал генерального эконома ассумпционистов. Французское посольство в Москве сообщило это службе безопасности, которая - через воркутинскую милицию допросила Николя. Опасаясь провокации, он ответил, что хочет остаться в России, но затем поверил и 22 июня 1954 г прибыл в аэропорт Ле Бурже, где его встречали о Дюфо, сменивший в 1952 г Кенара на посту генерала ассумпционистов, и представитель МИД20.

В мае 1945 г патриарх Алексий обратился к униатам с призывом возвратиться в лоно матери-Церкви и порвать с Ватиканом. «В своём послании по поводу Рождества и Нового года, - писал Алексий униатам, -папа говорил о братских чувствах по отношению к фашистским бандитам, о жалости к Гитлеру - величайшему преступнику за всю историю человечества».

Победа союзников привела к господству СССР над половиной Европы, а после аннексии Прибалтики и присоединения к России части Польши, Белоруссии и Украины миллионы католиков стали советскими подданными. Существовала и польская диаспора в Сибири, и немецкие колонисты Поволжья и причерноморья, высланные в Казахстан. Украинские униаты тоже теперь оказались в советской России. Всего в СССР жило около десяти миллионов католиков. В Белоруссии

их было, около миллиона, но не было епископов и служило всего двадцать священников.

1 Actes et documents du Saint-S^ge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 7, № 503.

2 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11. № 100.

3 ГШчук о. Петро. Патрiарх Йосиф Слтий. Через терня випробовувань до зiрок небесно слави. Тернопть., 2002, с. 31.

4 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. - М., 2000. С. 540.

5 Михаил (Хрынчишин) - Современное состояние Греко-католической церкви в Украине - в сб. 400 лет Брестской церковной унии 1596-1996 гг., Критическая переоценка. Сборник материалов международного симпозиума. Неймеген, Голландия.- М., Издательство Библейско-Богословско-го института св. апостола Андрея., 1998. - С. 68.

6 Beriejkov V. J'tais interprete de Slaline; Histoire diplomatique, 1939-1945 P. 273.

7 Правда, 1944 г. 28 апреля.

8 Шейнман М. М. Ватикан во второй мировой войне. М., 1951. С. 263-266, New-York Times. 1944. may 13; Правда. 1944. 14 мая.

9 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11 р. - 449, примеч., р. 448-449. № 289.

10 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11 р.. 325-329. № 196. р. 328.

11 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11 р.- 487-488. № 316.

12 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11. р. 453-456. № 292.

13 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11., р. 419-420, № 262.

14 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. - М., 2000. - С. 561-562.

15 О^бчук о. Петро. Патрiарх Йосиф Слтий. Через терня випробовувань до зiрок небесноi слави. Тернопть., 2002, с. 34.

16 Там же, с. 35-36.

17 Там же, с. 36-38.

18 Actes et documents du Saint-Siеge relalifs а la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981. vol. 11., р. 727, № 533.

19 Nicolas J Onze ans au paradis. Fayard, 1958.

20 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. - М., -2000. - С. 542-544.

№ 4 (34) 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.