Научная статья на тему 'Экскурсия как форма современного религиоведческого образования*'

Экскурсия как форма современного религиоведческого образования* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / RELIGIOSITY / RELIGIOUS EXCURSION / THEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геранина Г.А.

Настоящая статья посвящена анализу экскурсии как формы современного религиоведческого образования. Представляет актуальность в связи с внедрением религиозного компонента в педагогический процесс. Главной особенностью современной религиоведческой экскурсии является религиозная культурная среда, которая несёт в себе возможность формирования «живой религиозности» школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSION AS A FORM OF CONTEMPORARY RELIGIOUS EDUCATION

This article analyzes the excursion as a form of modern religious education. It is important due to the introduction of a religious component into the educational process. The main feature of modern theological excursion is a religious cultural environment, as the literature of the early twentieth century shows, it carries the possibility of forming a «living religiosity»of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Экскурсия как форма современного религиоведческого образования*»

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol.4 - no. 60. 2014

УДК 101.1 Г.А. ГЕРАНИНА

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет E-mail: geranina@list.ru

UDC 101.1

G.A. GERANINA

Candidate ofPhilosophy, Associate Professor of Philosophy and Religious Department of Vladimir State University

E-mail: geranina@list.ru

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ* EXCURSION AS A FORM OF CONTEMPORARY RELIGIOUS EDUCATION

Настоящая статья посвящена анализу экскурсии как формы современного религиоведческого образования. Представляет актуальность в связи с внедрением религиозного компонента в педагогический процесс. Главной особенностью современной религиоведческой экскурсии является религиозная культурная среда, которая несёт в себе возможность формирования «живой религиозности» школьника.

Ключевые слова: религиозность, религиоведческое образование, религиоведческая экскурсия.

This article analyzes the excursion as a form of modern religious education. It is important due to the introduction of a religious component into the educational process. The main feature of modern theological excursion is a religious cultural environment, as the literature of the early twentieth century shows, it carries the possibility offorming a «living religiosity»of schoolchildren.

Keywords: religiosity, theological education, religious excursion.

По инициативе Министерства образования Российской Федерации 21 июля 2009 года в 19 субъектах страны в качестве эксперимента была введена новая образовательная гуманитарная программа «Духовно-нравственное воспитание», впоследствии переименованная в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С сентября 2012 года во всех субъектах РФ введен обязательный курс для изучения в 4 - 5 классах, который состоит из шести модулей, представляющих возможность выбора в изучении: основы 4 отдельных религиозных культур (буддийской, исламской, иудейской и православной), основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Основной формой передачи знаний о религиях в образовательных учреждениях является урок. Вместе с тем, все более значимой и важной становится такая форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе ОРКСЭ, как учебная экскурсия. Главное предназначение её связано с учебными и воспитательными задачами, необходимостью повышения интереса и мотивации у современных школьников к изучению основ религиозных культур. Кроме того, экскурсия помогает приобщиться к тем или иным жизненным фактам, обогатить собственный чувственный опыт, установить связи между теорией и практикой, решить эстетические задачи, развить любовь к родному краю и России в целом. Необходимо также отметить, что экскурсии религиозной тематики имеют определенную специфику, поскольку знакомят учащихся с религиозной культурной средой и, как показали представленные ниже авторы начала ХХ века, могут способствовать форми-

рованию просвещенной религиозной идентичности и воцерковлённости.

Экскурсия (от лат. ехсигею - «прогулка, поездка») - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, организации и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной и воспитательной целью [3].

Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс выступавшими против схоластики в преподавании прогрессивными педагогами Западной Европы и России в конце XVIII - начале XIX в [3]. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов [3].

Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 году в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь её типов и краткие методические указания по их проведению [3]. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять, поскольку тогда практически все граждане страны считались прихожанами различных храмов, а в школах учащимся преподавался Закон Божий.

А.В. Круглов в работе «Запросы духа. Размышления православного мирянина» считал подобную ситуацию в образовании одной из причин, «по которым дельные книги, трактующие о предметах общеполезных, многими школьниками читаются столь туго, оставляют в умах так мало следа» [2, с. 63].

* Выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №13-13-33605 е(р).

© Г. А. Геранина © G.A. Geranina

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

В работе Д.И. Введенского «За счастье детей» имеется глава «Паломничество детей», где он указывает, «что задолго до современных и, нужно сказать, оживлённых толков об экскурсиях и об их значении в общей системе воспитания и образования подрастающего поколения русский народ сам (курсив автора) определил характер паломничества и путешествий» [1, с. 73]. Таким образом, паломничество можно рассматривать как древнюю форму образовательных экскурсий: «Проследите историю великих духовных богатырей, жизнь и деятельность которых оставила яркий, и поэтому более заметный для нас, след в истории. Их всех можно назвать экскурсантами в лучшем значении этого слова» [1, с. 74]. В данной главе он раскрывает большой потенциал роли экскурсии в образовательном и воспитательном процессах. И этот потенциал, по его мнению, основан на изучении «православно-русской святыни». Д.И. Введенский писал: «А сколько у нас на Руси таких возбудителей религиозного и патриотического чувства - об этом хорошо известно и каждому. Матушка Москва с её Кремлём, туманный Петроград, древнепре-стольный Киев - матерь русских городов, великий некогда Новгород, Владимир на Клязьме - этот недолгий стольный город молодой Руси, старый Псков, Казань -древняя столица ханов, Тверь, Ярославль и др. - всё это общая средоточия святынь, всё это вечные скрижали древней Руси, всё это памятники славных страниц её прошлого, в которых широкой сетью раскинулись тихие обители» [1, с. 76].

В работах А.В. Круглова и Д.И. Введенского экскурсии часто называются «образовательными путешествиями» [2, с. 63], «школьными походами с религиозно-нравственной целью» [2, с. 66], «отдыхом через учёбу» [2, с. 62], просто «путешествиями» [1, с. 73] и т.п.

Основу любой экскурсии составляют три элемента: услышанное, увиденное и прочувствованное. Д. И. Введенский отмечал, что ученику «легко писать о том, что видел и о чём слышал» [1, с. 82]. А.В. Круглов полагал, что «читать описание чего-нибудь и это же самое видеть своими глазами - не одно и то же» [2, с. 62].

Представления и идеи данных авторов являлись новаторскими и смелыми для того времени, они были важны для подлинного народного просвещения. «Да, о школьных походах с религиозно-нравственной целью - пора подумать нашим народным просветителям, если они не хотят отдалить вовсе школьников от

того, что возвышает душу и укрепляет начала истинной нравственности» [2, с. 64], - указывал А.В. Круглов. Д. И. Введенский считал, что подрастающее поколение «нужно учить понимать смысл красоты, ... развивать в них чуткость к прекрасному и жажду свободных минут раздумья, в которых пытливый ум детей мог бы про-разуметь во всём высший смысл. И современная педагогика задумывается, глубоко задумывается над этой стороною воспитания, над развитием в детях эстетического чувства, чувства прекрасного» [1, с. 64].

Оба автора в своих трудах ссылаются на эмпирический опыт, полученный из экскурсий известного сельского учителя Сергея Александровича Рачинского (1833

- 1902), описания которых даны в его дневнике. В упомянутой ранее работе А.В. Круглова даны выдержки из дневника экскурсии С. А. Рачинского, в котором сказано, что «бодрые возвращались школьники домой и радостно встретили их домашние» [2, с. 73]. «Рачинский вместе со своими школьниками сделал поход в «Нилову пустынь». Какой же результат? ... В школьниках этот поход оставил неизгладимый след. Они пережили то религиозное настроение, которое сделало отношение всех их к религии сознательнее; они внесли и в жизнь деревни несколько святых, высоких минут» [2, с. 65], - писал А.В. Круглов.

Д. И. Введенский отмечал, что городские дети лишены возможности созерцать красоты окружающей природы и поэтому особенно нуждаются в паломничестве и в экскурсиях, «ведь несомненно многие и очень многие дети, и особенно дети наших городских школ

- дети узких, пыльных и однообразных улиц - очень часто не имеют представления о самых обыкновенных явлениях окружающего мира, более внимательное ознакомление с которыми раскрывает пред ними великую общедоступную книгу - книгу природы, питающую в детях религиозную настороженность и развивающую в них эстетический вкус» [1, с. 77].

Таким образом, методика проведения экскурсии на религиозную тематику должна исходить из того, что данная форма представляет собой небольшой поход или путешествие. Главной особенностью современной религиоведческой экскурсии является религиозная культурная среда, которая несёт в себе возможность формирования «живой религиозности» школьника, так как затрагивает глубинные эмоциональные основания его души, способствует пониманию художественного смысла и развивает эстетический вкус.

Библиографический список

1. Введенский Д.И. За счастье детей (Вопросы христианского воспитания). Выпуск 1. Издание третье Училищного Совета при Святейшем Синоде. - Петрограф. Типография И.В. Леонтьева, Басков пер., д. 4., 1915. 354 с.

2. Круглов А.В. Запросы духа. Размышления православного мирянина. С.-Петербург: Изд-е книгопродавца И. Л. Тузова. Гостиный двор № 45. 1903. 175 с.

3. Пасечный П.С., КривошеевВ.М. Экскурсия // БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

References

1. Vvedenskii D.I. For the happiness of children (Questions of Christian education). Issue 1. Third Edition school boards to the Holy Synod. Petrography. Typography I.V. Leontiev, Baskov, 4., 1915. 354 p.

2. KruglovA.V. Queries spirit. Reflections Orthodox laity. St. Petersburg: Edition bookseller Tuzova I.L. Seating yard, number 45. 1903. 175 p.

3. Pasechny P.S., Krivocheev V.M. Tour // TSB. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1969-1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.