Научная статья на тему 'Экскурсионный метод освоения историко-культурной среды города - проект "Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ"'

Экскурсионный метод освоения историко-культурной среды города - проект "Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РОСТОВ-НА-ДОНУ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / STUDENT PROJECT / SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY / ROSTOV-ON-DON / INTELLECTUAL TOURISM / EXCURSIONS / CULTURAL HERITAGE / ARCHITECTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братолюбова Мария Викторовна

В статье раскрывается опыт реализации студенческого проекта Южного федерального университета «Открой Ростов: школа экскурсоводов». Образовательно-просветительский проект в сфере популяризации историко-культурного наследия города Ростова на-Дону имеет своей целью создание благоприятных условий для развития познавательного туризма на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области. Проект включает в себя подготовку компетентных экскурсоводов из числа студентов ЮФУ, организацию и проведение бесплатных интерактивных тематических экскурсий для молодежи города. Показана новизна проекта, которая состоит в том, что реализуется экскурсионный метод освоения городской среды. Автор статьи подчеркивает, что экскурсия в проекте выступает не только как метод познания мира, но и как возможность социализации, культурной адаптации и творческой реализации молодежи. Проект «открывает город» для молодежи, создает новое культурное пространство для взаимодействия и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excursion Method of Mastering the Historical and Cultural Environment of the City. The Project “Discover Rostov: School of Guides of the Southern Federal University”

In the article the experience of the implementation of the project of the students of Southern Federal University “Discover Rostov: School of Guides” is revealed. This project is related to popularization of the historical and cultural heritage of Rostov-on-Don. The aim of an educational project is to create favorable conditions for the development of educational tourism in Rostov-on-Don and the Rostov Region. The project includes the training of competent guides from among the students of the Southern Federal University as well as organization and conducting of free interactive thematic excursions for the youth of the city. The novelty of the project is that the excursion method of mastering the urban environment is being implemented. The author of the article emphasizes that the excursion in the project serves not only as a method of knowing the world, but also as an opportunity for socialization, cultural adaptation and creative realization of young people. The project “opens a city” for the young people. It creates a new cultural space for interaction and communication.

Текст научной работы на тему «Экскурсионный метод освоения историко-культурной среды города - проект "Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ"»

БРАТОЛЮБОВА Мария Викторовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории XX-XXI веков Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия Maria V. BRATOLYUBOVA Cand. Sci. (National History), Assoc. Prof., Department of National History of the 20th-21st Centuries, Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia mvbratolyubova@sfedu.ru

Экскурсионный метод освоения историко-культурной

среды города -проект «Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ»

Excursion Method of Mastering the Historical and Cultural Environment of the City. The Project "Discover Rostov: School of Guides of the Southern Federal University"

В статье раскрывается опыт реализации студенческого проекта Южного федерального университета «Открой Ростов: школа экскурсоводов». Образовательно-просветительский проект в сфере популяризации историко-культурного наследия города Ростова на-Дону имеет своей целью создание благоприятных условий для развития познавательного туризма на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области. Проект включает в себя подготовку компетентных экскурсоводов из числа студентов ЮФУ, организацию и проведение бесплатных интерактивных тематических экскурсий для молодежи города. Показана новизна проекта, которая состоит в том, что реализуется экскурсионный метод освоения городской среды. Автор статьи подчеркивает, что экскурсия в проекте выступает не только как метод познания мира, но и как возможность социализации, культурной адаптации и творческой реализации молодежи. Проект «открывает город» для молодежи, создает новое культурное пространство для взаимодействия и общения.

Ключевые слова: студенческий проект, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, интеллектуальный туризм, экскурсии, культурное наследие, архитектурное наследие.

In the article the experience of the implementation of the project of the students of Southern Federal University "Discover Rostov: School of Guides" is revealed. This project is related to popularization of the historical and cultural heritage of Rostov-on-Don. The aim of an educational project is to create favorable conditions for the development of educational tourism in Rostov-on-Don and the Rostov Region. The project includes the training of competent guides from among the students of the Southern Federal University as well as organization and conducting of free interactive thematic excursions for the youth of the city. The novelty of the project is that the excursion method of mastering the urban environment is being implemented. The author of the article emphasizes that the excursion in the project serves not only as a method of knowing the world, but also as an opportunity for socialization, cultural adaptation and creative realization of young people. The project "opens a city" for the young people. It creates a new cultural space for interaction and communication.

Keywords: student project, Southern Federal University, Rostov-on-Don, intellectual tourism, excursions, cultural heritage, architectural heritage.

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2018 № 3

Ведущей функцией поликультурного образования выступает формирование поликультурной личности, ориентированной на диалог и сотрудничество, что предполагает устранение в сознании личности противоречий между системой ценностей и нормативных установок, принятых в том или ином обществе, признание многообразия культур и их взаимосвязи, позитивное отношение к культурному плюрализму [2, с. 230].

В рамках поликультурного образовательного пространства вуза целесообразно использование не только традиционной системы методов и форм, но и проектной деятельности, интеграции учебной и внеучебной деятельности. Проектные технологии позволяют включать разнообразные формы и методы работы, объединяя различные направления для достижения поставленных целей. Метод проектов всегда предполагает четкую структуру с обозначенной целью и ожидаемыми результатами, что позволяет оценить его эффективность и целесообразность дальнейшей реализации [1, с .87].

Проектный метод обучения чрезвычайно актуален, в XXI в. изменились смыслы образования: от трансляции знаний мир перешел к формированию необходимых социальных компетенций. Смысл образования теперь - не в передаче знаний, а в формировании необходимых навыков для жизни в усложняющемся обществе. Ключевым компонентом обучающей деятельности при компетентностном подходе - постоянная актуализация смысла и цели деятельности, от отсутствия компетенций на неосознанном уровне - через их сознательное формирование и перевод на осознанный уровень владения.

Необходимым компонентом обучения при компетентностном подходе является рефлексия, которая позволяет осмыслить мотив деятельности, оценить достигнутый результат, скорректировать собственные представления и выйти на постановку новой цели.

В качестве программы, направленной на развитие толерантных установок молодежи в Институте истории и международных отношений Южного федерального университета (далее, - ИИМО ЮФУ), реализуется проект «Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ». Ростов-на-Дону постоянно развивается, в нем по-

являются новые масштабные проекты. Успешные примеры развития городов и изменений городского пространства всегда начинались с истории о городе. В какой-то момент люди начинают говорить о месте, в котором они живут, и транслировать старые и новые легенды, ценить прошлое и на его основе строить будущее. Поэтому студенты и преподаватели ИИМО ЮФУ предприняли удачную попытку реализации образовательно-просветительского проекта в сфере популяризации историко-культурного наследия города Ростова-на-Дону.

Важность и необходимость экскурсионного проектирования определяется следующими факторами:

• экскурсии создают благоприятные условия для воспроизводства исторического наследия (оживление и сохранение наследия в актуальной культуре, воспроизводство городского сообщества);

• экскурсии представляют собой и универсальный образовательный ресурс (приобретение знаний и разнообразных навыков: городского ориентирования, работы с группой, сценарных, артистических и др.);

• экскурсии влияют на технологии развития городского пространства (привлечение внимания к городским проблемам, предложения пешеходных зон);

• экскурсионные программы работают на развитие имиджа города и Южного федерального университета (туризм, бренд, привлечение разных инвестиций).

Целью проекта является создание благоприятных условий для развития интеллектуального туризма на территории Ростова и Ростовской области, а также формирования условий для развития экскурсионного молодежного отдыха. Проект преследует следующие задачи:

• «открытие» города для молодежи, создание нового культурного пространства для взаимодействия и общения;

• пробуждение у молодежи стремления обладать активными знаниями по истории и культуре Ростова-на-Дону;

• подготовка компетентных экскурсоводов из числа студентов ЮФУ;

• организация и проведение бесплатных интерактивных тематических экскурсий группами студентов по Ростову-на-Дону;

Наследие веков 2018 № 3

м. в. брятолюбовя • экскурсионный метод освоения историко-культурной среды городя...

• содействие раскрытию творческой самореализации студентов, формирование у студентов навыков культурной адаптации в городском пространстве.

Проектная группа исходит из понимания важности создания коммуникативной площадки, на которой молодежь города могла бы поговорить о городе, как о пространстве, которое формирует их настроение и мировосприятие, на которое она влияет и которое влияет на нее. Самое главное - это вывести молодежь из онлайн пространства в оффлайн, остановить ее торопливый ход жизни и обратить внимание на красоты старых и новых зданий, новых объектов и пространств. Другая, не менее важная задача, которую ставит перед собой проектная группа - это создание особого пространства для диалога, для разговора о городе.

Проект направлен на подготовку экскурсоводов из числа студентов социогуманитар-ных направлений ЮФУ Среди студентов оказалось немало желающих (65%, респондентов социологического опроса), которые, получая новые знания об истории Ростова, хотят и могут передавать их другим людям. Для участия в школе по подготовке экскурсоводов ЮФУ на конкурсной основе были отобраны 50 студентов-гуманитариев. Данное количество участников является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с проектной работой. Школа экскурсоводов была построена на модульной системе. Образовательные модули школы: основы экскурсионной деятельности; историко-культурный контекст Ростова и основы ораторского искусства. Каждый модуль школы - это не только ступень освоения участниками теоретических и практических основ экскурсионной деятельности, но и ступень развития его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия города. Занятия в «Школе экскурсоводов» были проведены на базе научно-образовательного центра «Музей истории ЮФУ».

По итогам работы в проектных группах Школы студентами были разработаны экскурсионные маршруты и созданы промо-видеоро-лики для информирования о проводимых студентами экскурсионных мероприятий. Результатом участия в этой школе стало создание экскурсионного продукта реализации собственной

компетенции, а именно: составление и проведение авторских программ экскурсий.

Участники Школы закрепляют на практике полученные в ходе обучения знания, умения и навыки проведения экскурсий. Проектной группой сформулирована новая стратегия разработки туристических программ, включающих инновации в экскурсии. Студенты проводят нестандартные, оригинальные интерактивные пешеходные прогулки по городу для всех желающих жителей Ростова-на-Дону и гостей города.

Особенно охотно экскурсии посещают учащиеся общеобразовательных учреждений Ростова-на-Дону. Ключевая идея проекта заключается в том, что соединение в экскурсиях старших школьников и студентов взаимно мотивирует обе группы к предельно эффективной и успешной образовательной деятельности, а студенты, выступая в роли экскурсоводов, получают ценный педагогический и организаторский опыт. В результате реализации проекта и экскурсоводы, и экскурсанты получат новые знания об истории Ростова. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет молодежи Ростова в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Новизна проекта в том, что он реализует экскурсионный метод освоения городской среды и направлен на подготовку студентов, способных проектировать свою деятельность и нести за нее ответственность. Экскурсии студентов - это познавательный и профессиональный рассказ о городской среде Ростова, знакомство молодежи с неактуализированной ранее информацией об истории и культуре города. Это культурно-образовательный проект с широким разнообразием коммуникативных образовательных форматов. Обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие посетителей в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать материал. Формат интерактивных экскурсий позволяет вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводами и подтолкнуть их к самостоятельному исследованию объектов. Новый формат экскурсий (квесты, викторины, игры) усиливает остроту восприятия матери-

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2018 № 3

ала и делает экскурсию более интересной и запоминающейся.

В 2015 г. проект «Открой Ростов» стал лауреатом конкурса «Лучший социальный проект Юга России-2015», а в 2017 г. победил в областном конкурсе социальных проектов «Воля и великодушие» в номинации «Лучшие проекты в сфере популяризации достопримечательностей региона».

В 2016 г. участники проекта «Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ» стали инициаторами и организаторами проведения регионального молодежного форума «Интеллектуальный туризм как фактор устойчивого развития Ростовской области». Участники форума обсудили перспективы развития интеллектуального туризма в Ростове-на-Дону и Ростовской области. Форум стал площадкой для обмена успешными практиками в сфере интеллектуального туризма представителей районов и городов Ростовской области. Мероприятие объединило молодежь из разных уголков региона (более 200 человек). Участники обсудили создание и продвижение уникального привлекательного туристического имиджа Ростовской области, развитие внутреннего туризма, особо остановились на ключевых проблемах интеллектуального туризма. Специалисты обменялись опытом, представили свои экскурсионные

Использованная литература:

1. Кореневская М. Е., Левшина А. А. Применение проектного метода в развитии толерантности подростков // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 5-6. С. 85-90.

2. Сираева М.Н. Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 229-233.

и туристические проекты перед представителями власти, бизнеса, молодежных инициативных групп. Участники форумы сошлись на том, что именно региональный интеллектуальный туризм способен стать драйвером экономического, социального, культурного, духовного развития Ростовской области.

В результате была создана группа представителей академического сообщества и городов и районов Ростовской области для работы над «Атласом туризма Ростовской области» -путеводителем по уникальным туристическим объектам Донского региона.

Экскурсии дополняют и расширяют знания по истории нашего города, его материальной и духовной культуре. Знакомство жителей города с историей, культурными традициями города Ростова способствуют привитию бережного отношения к городским ценностям. Поддержание и стимулирование интереса у молодежи города к экскурсионному интеллектуальному продукту в настоящем - это серьезный вклад в будущее. Именно из числа этих молодых людей со временем вырастут граждане страны с чувством причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Проектная деятельность студентов способствует формированию толерантного отношения к окружающему миру и чувства социальной ответственности.

References:

1. Korenevskaya, M. E. and Levshina, A. A., Primenenie proektnogo metoda v razvitii tolerantnosti podrostkov [Application of the Project Method in the Development of Adolescentes Tolerance], in Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2010, vol. 7., no. 5-6, pp. 85-90.

2. Si raeva, M. N. Metody i formy organizatsii polikuFturnogo obrazovaniya studencheskoy molodezhi v sovremennom vuze [Methods and Forms of Multicultural Training Organization at Modern University], in Izvestiya Rossiyskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeniA. I. Gertsena, 2008, no. 88, pp. 229-233.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Братолюбова, М. В. Экскурсионный метод освоения историко-культурной среды города - проект «Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ» [Электронный ресурс] / М. В. Братолюбова // Наследие веков. - 2018. - № 3. - С. 25-28. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/10/2018_3_Bratolyubova.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Bratolyubova, M. V., Ekskursionnyy metod osvoeniya istoriko-kul'turnoy sredy goroda - proekt "Otkroy Rostov: shkola ekskursovodov YuFU'' [Excursion Method of Mastering the Historical and Cultural Environment of the City. The Project "Discover Rostov: School of Guides of the Southern Federal University"], Nasledie Vekov, 2018, no. 3, pp. 25-28. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/10/2018_3_Bratolyubova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

Наследие веков 2018 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.