Научная статья на тему 'ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

взаимосвязей между производственными параметрами и факторами влияния;

• анализ среды взаимодействия производственных процессов и прогнозирование изменения ее характеристик;

• выработку оптимизационных рекомендаций по управлению производственными процессами;

• визуализацию результатов анализа, подготовку предварительных отчетов и проектов допустимых решений с оценками достоверности и эффективности возможных реализации.

Использованные источники:

1. Князев О.В. Применение информационных технологии анализа данных на предприятиях радиоэлектронной промышленности. // Научно-техническая конференция студентов аспирантов и молодых специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ. Тезисы докладов. - М: МИЭМ НИУ ВШЭ,2013-316с.

2. Б.П. Садковский, Н.Е. Садковская, О.В. Князев. Создание и применение интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений на предприятиях радиоэлектронного комплекса, журнал "Наукоемкие технологии" (№2, 2013), с. 9-12.

2. Б.П. Садковский, Н.Е. Садковская, О.В. Князев. Применение метода опорных векторов в задачах классификации и принятия решений, журнал "Банковские услуги" (№7, 2013), 42с.

Морозова И. С.

аспирант кафедра философии, культурологии и политологии

заместитель декана факультет менеджмента и государственного и муниципального управления Международный юридический институт Московский гуманитарный университет

Россия, Москва ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Каждому этапу исторического развития общества соответствовал свой тип культуры с присущим ему особым культурным кодом, то есть языком отображения реальности, передачи, хранения информации и знаний. Дописьменная культура - культура слова. Накопленный предыдущими поколениями опыт передавался в процессе непосредственного общения, а главным хранилищем знаний был человеческий мозг. Основным культурным кодом этого времени был - мифологический. Посредством мифа передавались представление об окружающем мире и основные модели поведения человека. Для дописьменного общества характерна статичность, цикличность процессов, основанная на неотделимости человека от природы,

ориентированность на прошлое: на сохранение информации, знаний, следование традициям и как следствие - табу на изменения и прогресс.

С появлением письменности культура кардинально меняет свой характер: смещается вектор с прошлого на будущее, изменяется ощущение времени, разрывается цикличность бытия и снимается запрет на изменения. Это становится возможным благодаря появлению текста (позже - книги), поскольку для текста стираются как временные, так и географические границы, он дает возможность, накапливать, передавать, анализировать накопленную информацию и продуцировать знания в гораздо большем объеме и передавать ее на огромные расстояния, через «время», при этом не подвергая его существенным изменениям и искажениям. Именно с появлением текста становится возможной наука. Развитие общества и трансформация культуры резко ускоряется. Современное общество -результат развития письменной культуры.

С конца 20 века благодаря новому этапу научно-технологического развития - информационно-технологической революции - начинает формироваться новый тип культуры - экранная (медиа-) культура. Зарождение экранной культуры стало возможным после появления кинематографа и экрана как такового с его возможностью передавать информацию посредством формирования зрительных образов и трансляцию их на некой поверхности. Когда говорят об экранной культуре, то имеют в виду в первую очередь кинематограф, телевидение и интернет. Каждый из этих элементов обладает собственной спецификой, но общей отличительными чертами являются: необходимость использования специализированных высоко сложных технических средств, которые способны передавать изображение, звук, в том числе «живую» речь, движение объектов; динамичность изображения сопровождаемого звуком -вторая отличительная черта такой культуры, которая в свою очередь порождает эффект достоверности и реальности.

Установлено, что 60% информации человек получает со зрением, а 20% со слухом, оставшаяся информация распределяется между иными органами чувств. Информация, полученная через зрительные органы чувств, воспринимается человеком в первую очередь, т.е. она доминантна по отношению к информации, полученной иными способами. Зрительная теория говорит о том, что «ощущение положения слухового объекта (т.е. объекта, издающего звук) зависит от того, что видит человек во время прослушивания» [Костевич А.Г., 2012:38]. Так, при просмотре фильма у человека складывается ощущение, что звук исходит от актера, а не из динамиков. Лишь когда человек закроет глаза, он сможет определить, откуда на самом деле исходит звук.

Исторически сложилось так, что, благодаря, в первую очередь, зрению, человек выстраивает картину мира: видимый объект сначала «обнаруживается», затем распознается (т.е. объекту дается полная

характеристика от формы и цвета до установления к какому классу предметов или явлений относится и какие функции выполняет). С развитием самого экрана, с появлением таких модификаций как экран телевизора, монитор, дисплей, выросло качество изображаемого до такой степени, что аудио-видео образы с экрана стали идентичны изображаемым реальным объектам. С этого момента все, что попадает в мозг через зрительный канал, воспринимается им, как некая объективная реальность.

Письменная культура предполагает творческое соавторство, поскольку в текстах заложен некий идеальный образ описываемого события или объекта, а конкретный образ формирует читатель самостоятельно. Таким образом, письменной культуре соответствует «письменное» мышление или сознание, для которого характерна стройность, логичность, связность, способность мыслить абстрактными категориями, впоследствии конкретизируя их, и делать выводы. Экранная культура - культура готовых конкретных образов и явлений, подсознательно воспринимаемых человеком как истинные и не требующие доказательств. Такой тип культуры не предполагает наличия абстрактного мышления, способности критически оценивать «мир экрана» и не располагает к рефлексии.

Если в письменной культуре базовой величиной является слово, то в экранной культуре - кадр. С этим связана еще одна особенность экранной культуры - событийность. Кадрирование позволяет выхватывать из реальности и запечатлевать некие события, выстаивая их затем в необходимой для автора последовательности. При этом хронология событий и их взаимосвязь зачастую неважна, поскольку событие может существовать вне времени и пространства. В данном случае событие важно само по себе. Автор, выбирая событие, стремится найти нечто яркое, вызывающее сильные эмоциональные переживания. Зритель в свою очередь, переходя от одного события к другому и переживая за короткий промежуток времени весь спектр эмоций, попадает в своеобразную эмоциональную зависимость, поскольку в реальной жизни такая интенсивность переживаний просто невозможна. Помимо эмоциональной насыщенности для экранной культуры характерна высокая степень информативности. Вышеперечисленные особенности хорошо демонстрируют современные телевизионные новости, представляющих собой череду ничем не связанных между собой событий, за краткий миг показывающих жизнь сирийских беженцев, судебный процесс над чиновником, гражданскую войну в Мали, чемпионат мира по хоккею и т.д. При этом кадры подобраны таким образом, чтобы вызвать не столько рефлексию по поводу данной информации, сколько максимальную эмоциональную реакцию.

По степени и охвату воздействия экранная культура является одной из наиболее влиятельных, поскольку ее распространение происходит посредством средств массовой коммуникации. Несомненно главную роль в распространении «идеалов» играет телевидение. Само название

«телевидение» подсознательно отсылает зрителя к тому, что телевизор -лишь инструмент, посредством которого можно стать соучастником реальных событий, увидеть отражение действительности. При этом необходимо отметить, что сами телевизионные средства массовой коммуникации (далее - СМК) стараются этот миф всячески поддерживать. На самом деле телевизионные СМК обладают огромной способностью конструировать необходимую реальность. «Зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека, можно достаточно эффективно манипулировать общественным мнением» [Харрис Р., 2003:10]. То есть, посредством жесткой избирательности программ, новостных сюжетов, фильмов, их эмоциональности и «повествовательности», СМК «создают» события, формируют общественное мнение с ярко выраженной оценкой первых, тем самым формируя ценностные ориентиры и порождая поведенческие стереотипы.

Говоря о воздействии телевизионных СМК принято выделять следующие последствия: поведенческие, установочные, когнитивные, физиологические. К поведенческим последствиям можно отнести осознанное или неосознанное усвоение поведенческих стереотипов, сформированных СМК. Установочные последствия предполагают формирование позитивного или негативного отношения к конкретному явлению, событию или факту посредством вызывания определенного эмоционального отклика на показываемое. Когнитивные последствия относятся к тому классу последствий, которые имеют непосредственное влияние на знания и мышление человека, которое в современном мире становится «экранным», для которого характерны мозаичность, эмоциональность, сниженный уровень критического отношения к получаемой информации и т.д. Физиологические последствия воздействия телевизионных СМИ - изменения в организме человека, связанные с просмотром телевизионных передач. В связи с тем, что мозг неосознанно воспринимает изображаемое на телеэкране как происходящую реальность (пусть даже зритель не участник, а наблюдающий), происходит соответствующая увиденному реакция. Установлено, что при просмотре комедий вырабатывается сиротонин, так называемый «гормон счастья», способный притуплять боль. При просмотре триллеров, фильмов ужасов, новостных сюжетов с мест трагедий и катастроф происходит закономерная реакция на стресс - выброс адреналина, и мобилизация ресурсов организма на борьбу с реальной (или вымышленной) угрозой, что приводит к перестройке работы организма в критической ситуации (например, учащается пульс, дыхание, поднимается давление) и т.д. Если при реальной угрозе происходит «разрядка» в виде физического действия, то при просмотре телевизионных программ/ фильмов такой механизм отсутствует, что провоцирует дестабилизацию организма.

Таким образом, на примере воздействия телевизионных СМК, можно утверждать, что экранная культура, благодаря специфическим способам передачи информации, обладает высоким уровнем воздействия на человека: от сиюминутного побуждения его к действию до формирования устойчивой картины мира. Она способствует формированию нового типа мышления -плоского и неспособного к рефлексии. Данный тип культуры обладает высокой степенью интегративности, она не только постепенно вытесняет «письменную» культуру, но и трансформирует ее.

Использованные источники:

1. Агафонова Н.А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика: [монография]. Мн.: БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с.

2. Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан, Основы воздействия СМИ, М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.

3. Костевич А.Г. Зрительно-слуховое восприятие аудио-визуальных программ, Томск, 2012. - 230 с.

4. Новые аудиовизуальные технологии. Под ред. Разлогова К.Э., Едиториал УРСС, 2005. - 260 с.

5. Разлогова К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса//Вопросы философии, 2002 № 8. С. 24-41

6. Рожко A.C. Воздействие телевидения на формирование «картины мира» телезрителей.// Вестник удмурдского университета, 2005 № 2. С. 79-84

7. Роже Шартье. Письменная культура и общество, М.: Новое издательство, 2006. -272 с.

8. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: «Олма-пресс», 2003. — 448 с.

Янтилина Л.З. магистр кафедра ТС ФГБОУВПО УГАТУ Россия, г. Уфа

СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ СВЯЗИ В ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В современном мире человека на каждом шагу подстерегают различные опасности, которые могут носить индивидуальный либо коллективный характер, исходить от новинок техники или же представлять угрозу с первобытных времен, быть сиюминутными или же продолжаться в течение долгого времени. Зачастую в определенных обстоятельствах требуется помощь квалифицированных специалистов - это чрезвычайные ситуации (ЧС), которые в мире стремительного технического прогресса случаются довольно часто. Простому человеку в разгар стихийного бедствия или техногенной катастрофы сложно выжить из-за отсутствия необходимых знаний, психологической подготовки и техники, способной обеспечить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.