Научная статья Original article УДК 378
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_595
ЭКОСИСТЕМЫ БИЗНЕСА: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
BUSINESS ECOSYSTEMS: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент кафедры инновационных технологий менеджмента ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: [email protected]
Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент кафедры инновационных технологий менеджмента ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: [email protected]
Цапина Татьяна Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики фирмы, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», E-mail: [email protected]
Седых Дмитрий Вячеславович, аспирант, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: [email protected]
Prokhorova Maria Petrovna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: masha.proh@mail .ru
Lebedeva Tatyana Evgenievna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: [email protected]
Tsapina Tatyana Nikolaevna, Candidate of Economic, Associate Professor of the Department Economics of the Company. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, E-mail: [email protected]
Sedyh Dmitri Vyacheslavovich, graduate student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описаны результаты исследования особенностей управления экосистемами как перспективной формы организации бизнеса на современном этапе его развития. Изучение особенностей экосистем бизнеса осуществлено на основе анализа актуальных источников, в т.ч. англоязычных, раскрывающих сущностные и организационные характеристики экосистемной модели объединения компаний. В статье описаны такие характеристики экосистем бизнеса как их ориентация на распространение интеллектуальных решений, стремление быстро выйти на рынок, развитие глобального и кросс-культурного сотрудничества, ориентация на использование гибких и быстроадаптивных способов управления. Ключевыми особенностями экосистем являются наличие модели создания общей ценности, использование единой облачной технологичной платформы, использование механизма создания вирусного эффекта. В качестве важнейших принципов управления экосистемами бизнеса проанализированы принципы доступности и связанности экосистем. Кроме того, описана логика проектирования экосистемы бизнеса, раскрыты новые управленческие задачи, которые возникают перед компаниями, ориентированными на создание и развитие экосистем. Сделан вывод о том, что экосистемы бизнеса, обладая неоспоримыми конкурентными преимуществами, становятся все более значимыми игроками рынка.
Abstract. The article describes the results of a study of the features of ecosystem management as a promising form of business organization at the present stage of its development. The study of the features of business ecosystems was carried out on the basis of an analysis of relevant sources, incl. English-language, revealing the essential and organizational characteristics of the ecosystem model of company mergers. The article describes such characteristics of business ecosystems as their focus on the spread of intelligent solutions, the desire to quickly enter the market, the development of global and cross-cultural cooperation, the focus on the use of flexible and adaptive management methods. The key features of ecosystems are the presence of a model for creating a common value, the use of a single cloud technology platform, and the use of a mechanism for creating a viral effect. The principles of accessibility and connectivity of ecosystems are analyzed as the most important principles of business ecosystem management. In addition, the logic of designing a business ecosystem is described, new management tasks that arise for companies focused on the creation and development of ecosystems are revealed. It is
concluded that business ecosystems, having undeniable competitive advantages, are becoming more and more significant market players.
Ключевые слова: экосистема, бизнес, партнеры, конкуренция, управление, развитие Keywords: ecosystem, business, partners, competition, management, development
Введение. В настоящее время развитие компаний на рынке определяется не столько грамотной разработкой собственной стратегии и рациональным использованием внутреннего потенциала, сколько использованием возможностей сотрудничества и партнерства, в т.ч. в рамках различных экосистем бизнеса. Цифровизация экономических и социальных процессов обусловила возникновение принципиально новых возможностей для интеграции компаний, организации совместной работы, создания инноваций и воплощения их в конечные продукты. Экосистемы бизнеса стали для компаний новым мощным способом, позволяющим достигнуть успеха не за счет конкуренции, а за счет сотрудничества и обмена информацией.
Активное развитие экосистемного подхода к управлению компаниями обусловило интерес к пересмотру традиционных технологий управления, поиску организационных решений для обеспечения гибкости руководства. Сложность и масштабность экосистем, их ориентация на разнообразие и ценность потребителя диктует потребность в пересмотре способов управленческой работы, в поиске гибких путей внутреннего и внешнего взаимодействия на пути создания инновационного бизнеса.
Методология исследования: методологические основы применения экосистемного подхода к управлению компаниями базируются на трудах Дж. Мура, Стаценко В.В., Бычковой И.И. и др. [10, 8]. В статье систематизированы подходы теоретиков и практиков по вопросам моделирования компонентов экосистем бизнеса (Абузярова М.И.) [1], разработке приницпов управления экосистемными трансформациями бизнеса (Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков А.В.) [4].
Информационную базу исследования составили публикации, раскрывающие практику реализации экосистем в российских, зарубежных и международных компаниях [3, 5]. Проанализированы статистические материалы о деятельности компаний, создавших собственные экосистемы бизнеса [7].
Результаты и их обсуждение Термин «бизнес-экосистема» был впервые употреблен в 1993 г. Дж. Муром в статье «Хищники и жертва: новая эволюция конкуренции» [10]. Под бизнес-экосистемой автор понимал особое экономическое сообщество игроков рынка, осуществляющих
производство товаров и услуг и реализующих свою деятельность на основе общего стратегического направления, определенного одним или несколькими ведущими участниками. В случае развития экосистемы бизнеса компания становится не столько элементом отрасли, сколько элементом особого сообщества, относящегося к нескольким отраслям и действующего на основании общих целей и правил. Объединение участников внутри экосистемы происходит на основе реализации общей инновационной возможности, т.е. они одновременно кооперируются и конкурируют для создания новых продуктов и удовлетворения потребностей клиентов. Функционирование компании в рамках экосистемы бизнеса дает последним ряд преимуществ, а их дальнейшее развитие строится вокруг наиболее полного удовлетворения потребностей рынка.
С момента выхода работы Дж. Мура экосистемный подход к определению стратегических направлений деятельности и выработке способов конкурентной борьбы получил довольно широкое распространение среди крупных компаний и корпораций, многие из которых создали собственные экосистемы и продолжают их развивать. В настоящее время на российском рынке развитыми экосистемами обладают в основном компании из сферы ритейла (X5 Retail Group, Ozon, Wildberries, Авито), IT и телекома (Яндекс, VK, МТС, МегаФон), а также банки ( Сбер, Тинькофф, ВТБ) [7].
Развитие экосистем бизнеса реализует итеративный подход «Fail fast, fail often», опирающийся на принципы открытости к ошибкам, потребности использовать их для получения нового знания и быстро применять полученные инсайты на практике.
Обозначая сущностные характеристики экосистем бизнеса как особого формата кооперации и конкуренции, исследователи Бостонской консалтинговой группы (BCG) указывают на следующие из них:
1. Фокусировка управления на использовании «умных», интеративных решений для удовлетворения потребности потребителя вместо концентрации усилий на отдельных продуктах и услугах;
2. Акцент на инновационной составляющей предлагаемых продуктов и ориентация на быстрый вывод их на рынок;
3. Развитие глобального и кросс-культурного сотрудничества;
4. Ориентация на использование гибких и быстроадаптивных способов управления и сотрудничества взамен традиционных устойчивых цепочек создания ценности [12].
Куликова О.М., Суворова С.Д. характеризуют бизнес-экосистемы взаимосвязью и взаимозависимостью трех основных компонентов:
— единой облачной технологичной платформы, обеспечивающей взаимодействие участников экосистемы и тесную взаимосвязь протекающих бизнес-процессов;
— модели создания общей ценности и интеграции клиентского опыта, которая позволяет целенаправленно и беспрепятственно использовать все сервисы и продукты экосистемы, привлекать новых пользователей, генерировать и использовать инновационные решения;
— механизму создания вирусного эффекта, благодаря которому происходит продвижение продуктов и услуг, а также достигается присутствие поставщика компании рядом с клиентом [6].
Можно утверждать, что важной характеристикой экосистем бизнеса является его сетевой характер. Как отмечает В.В. Стаценко, сетевой эффект возникает, когда ценность сети для ее участника растет с присоединением к ней каждого последующего участника, что позволяет получать комплементарный эффект. Комплементарность на стороне спроса состоит в том, что потребитель, используя продукты и услуги экосистемы, получает комплексный эффект, часть из которых создают владельцы экосистемы, а часть - внешние участники [8].
Использование эффекта комплементарности достигается также за счет совместного эффективного использования информации участниками экосистемы. Обработка больших данных позволяет компаниям разрабатывать инновационные продукты и услуги, повышать качество обслуживания, привлекать новых пользователей, расширять предложение и совершенствовать существующие бизнес-процессы. В настоящее время наиболее распространена бизнес-модель экосистемы, основанной на консолидации услуг на базе единой облачной платформы, которая позволяет удовлетворять самые разные потребности клиентов под общим брендом. В качестве примера таких экосистем могут выступать платформы технологических корпораций, обеспечивающих удовлетворение комплексных запросов, формирование специальных предложений для клиентов и бизнеса (например, Amazon и Alibaba построили экосистему вокруг интернет-магазина, Google — вокруг поисковика). Успех экосистемных решений с позиций клиентов в данном случае обусловлен комфортом получения комплексной услуги (что становится возможным благодаря единой авторизации и высокой степени адаптивности платформы), экономией финансовых средств клиентов (благодаря развитым программам лояльности и бонусам от компаний-участников), персонализированностью предложения для потребителей (на основе совместного использования баз данных).
Сущностные характеристики экосистем бизнеса как специфической и перспективной в настоящее время бизнес-модели обуславливают трансформацию принципов и методов управленческой деятельности, используемой в рамках экосистем.
Как отмечают Куликова О.М., Суворова С.Д., проектирование и управление экосистемами опирается на реализацию двух основных принципов - принципа доступности и связанности [6].
Доступность экосистем бизнеса предполагает определение концепции привлечения новых участников в экосистему, что определяет её открытый или закрытый тип в дальнейшем. Формулировка концепции экосистемы дает представление об основной ценности, вокруг которой будут консолидироваться участники, и формирует базовые правила привлечения участников, которые уточняются потом в критериях отбора членов экосистемы, ограничениях на количество участников, особых требованиях (касающихся, например, ценообразования). Основным противоречием, лежащим в основе реализации принципа доступности экосистемы для участников, выступает противоречие между количеством игроков рынка, способных стать частью экосистемы, и готовностью этих компаний обеспечить стабильное качество услуг на должном уровне. Данный вопрос для создателей экосистемы должен решаться исходя из специфики бизнеса, поскольку сама суть экосистемы предполагает обмен ценностями между довольно большим количеством участников, что необходимо для обеспечения реального выбора клиентов. С точки зрения управленческих механизмов доступность экосистем достигается за счет разработки гибких правил входа в систему для разных категорий участников и пользователей и их постоянного анализа и корректировки.
Связность экосистемы бизнеса сводится к степени централизации управленческих полномочий компаний-участников у головной («якорной») компанией. Проектируя экосистему бизнеса и задавая правила «игры» в рамках экосистемы, якорные организации используют собственную привлекательность, широкую аудиторию и высокую лояльность клиентов для привязки партнеров. При этом происходит минимизация управленческого воздействия якорных компаний на компаний-партнеров, в том числе, за счет технологий блокчейна и использования единой распределенной информационной системы. В таких условиях резко возрастает ценность способности компаний быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, что проявляется в готовности изменять собственные бизнес-процессы, взаимодействовать с новыми партнёрами, осваивать технологический и организационные инновации.
Другой подход к описанию особенностей экосистем бизнеса предлагает в своей работе М.И. Абузярова, которая исследуя архитектуру системы стратегического управления экосистемами, выделяет такие значимые для управления факторы как основополагающее значение виртуального общения, неконтролируемая прозрачность, значимость репутации, опора на изменения в ценностях и верованиях общества. Влияние перечисленных автором факторов приводит к необходимости трансформировать традиционные управленческие механизмы на основе построения доверительных партнерских отношений, совместной ответственности за результат и качество услуг, гибко коллективной реакции партнеров на изменения внешней среды [1].
Проектирование экосистем бизнеса имеет особенности, определяемые характером бизнеса и уровнем управленческого потенциала якорной организации. Так, исследователи процесса создания экосистем в бизнесе отмечают, что для развития экосистем бизнеса принципиальное значение имеют несколько ключевых правил, задающих логику
построения экосистемы и её развития в будущем (рисунок 1) [11].
Анализируя логику проектирования экосистемы бизнеса, можно отметить, что наибольший акцент уделяется организационно-психологическим аспектам постепенной трансформации отдельного обособленного бизнеса в структуру экосистемы. Так, на этапе определения модели экосистемы принципиальное значение имеет возможность масштабировать и распространять технологии и внутренние бизнес-процессы, поэтому
особое внимание необходимо уделять прозрачности и простоте правил участия в ней. Далее, на этапе проектирования процессов взаимного создания ценности, на первое место выходит создание условий для постоянного активного поиска идей по развитию бизнеса. Это касается всех участников экосистемы, поскольку смысл кооперации усилий в рамках экосистемы предполагает создание и использование совместных инноваций. Развиваясь в рамках разработанных правил, экосистемы бизнеса неизбежно приходят в необходимости определять внутренние приоритеты, поскольку только сильная экосистема является привлекательной для новых участников и обладает потенциалом роста. Это обуславливает потребность в формулировке внутренних правил поддержки наиболее стратегически значимых и конкурентоспособных участников. И наконец, для достижения гибкости экосистемы необходимо прилагать постоянные усилия для развития особой внутренней культуры - культуры инноваций, сообщества и изменений. Важнейшее значение приобретают усилия по созданию общего для участников смысла, координации информационных потоков, созданию эффективных способов обратной связи и продвижения инициатив.
Анализ источников, посвященных вопросам развития бизнеса в направлении создания экосистемы, позволяет сформулировать направления трансформации управленческих механизмов, которые требуются от организаций-партнеров [3, 4, 8]. Становясь участниками экосистемы бизнеса, компании-партнеры сталкиваются с необходимостью интеграции стратегического и знаниевого управления на базе гибких механизмов взаимодействия участников в экосистеме. Обновленные системы управления участников экосистем должны быть ориентированы на реализацию следующих управленческих задач:
— формирование нового стратегического профиля и непрерывный мониторинг ресурсных возможностей внешней среды и экосистемы;
— применение принципов коммуникативного планирования при разработке общей стратегии развития экосистемы и отдельной компании в её структуре;
— непрерывная координация механизмов, тесноты и устойчивости взаимодействия всех заинтересованных участников в рамках экосистемы;
— отбор адекватных форм интеграции партнеров и диверсификация применяемых инструментов управления;
— выбор эффективных механизмов горизонтального и вертикального взаимодействия партнеров внутри экосистемы;
— развитие форм разделения ответственности между всеми участниками бизнеса;
— обеспечение высокого качества человеческого потенциала компаний-партнеров и его долгосрочное развитие как залог устойчивости экосистемы.
В результате система управления экосистемой бизнеса приобретает связную и единую для всех участников архитектуру развития, а управленческая деятельность обогащается за счет оформления новых направлений работы, таких как:
— мониторинг и анализ ценностного поля компании на соответствие идея экосистемного развития;
— управление культурными конфликтами и противоречиями;
— развитие кросс корпоративных управленческих команд и механизмов проектного взаимодействия;
— управление изменениями в части поддержки инициатив от исполнителей и пр.
Выводы и рекомендации: Развитие экосистем бизнеса отражает реальную смену рыночной парадигмы - формы и механизмы конкуренции становятся все более сложными. Можно прогнозировать, что экосистемы бизнеса станут в ближайшем времени основными игроками рынка ввиду своей способности наиболее полно удовлетворять нужды потребителей. Значимость экосистем бизнеса увеличивается за счет более качественной работы по многим взаимосвязанным направлениям - обработка информации, использование ресурсов, проведение исследований, создание инноваций, развитие человеческого капитала, взаимодействие с локальными сообществами и регионами и пр. По реализации этих функций экосистемы имеют значительно более широкие возможности по сравнению с компаниями, сосредоточенными на собственном продукте и замкнутыми в собственных границах.
Список источников
1. Абузярова М.И. Знаниевые экосистемы как доминирующий подход формирования новых моделей управления // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т.11. №12. С. 2659-2670. ёо1: 10.18334/ерр.11.12.113960
2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - Б01 10.26795/2307-12812021-9-3-1. - ББК 01№КЯ1№Р.
3. Владимирова Ц.Д. Вызовы информационной экономики: развитие человеческого капитала // Экономика труда. 2019. Том 6. № 3. С. 1029-1042. doi: 10.18334/et.6.3.40995.
4. Денисов И.В., Положишникова МА., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес платформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 45-56. DOI: 10.18334/vinec. 10.1.100662.
5. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков A3. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. Т. 6. №4. С. 453-468 DOI: 10.18334/lim.6.4.41197
6. Клейнер Г.Б., Рыбачук МА., Карпинская ВА. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. 2020. № 4. С. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003- 2020-11-4-1.
7. Куликова О.М., Суворова С.Д. Экосистема: новый формат современного бизнеса // Вестник Aкадемии знаний. 2021. №42 (1). С. 200-205. DOI: 10.24412/2304-6139-202110909
8. Седашов Н. Как российские компании развивают экосистемы - 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiyskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022
9. Стаценко В.В., Бычкова И.И. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей // Индустриальная экономика. 2021. №1. С. 45-61. DOI 10.475776/2712-7559_2021_1_45
10. Толстых Т.О., Aгаева AM. Экосистемная модель развития предприятий в условиях цифровизации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. № 1(33).С. 37-19. doi: 10.21685/2227-8486-2020-1-3.
11. HBR: Predators and Prey: A New Ecology of Competition, 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition
12. Jacobides M.G., Sundararajan A., Marshall van A. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosystems_2019.pdf
13. Lang N., Szczepanski von K. and Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management. Boston Consulting Group, Hendersen Istitute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2019/emerging-art-ecosystem-management
References
1. Abuzyarova M.I. (2021) Znanievye ekosistemy kak dominiruyuschiy podkhod formirovaniya novyh modeley upravleniya [Knowledge ecosystems as the dominant approach to management models]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (12). - 2659-2670. doi: 10.18334/epp.11.12.113960 [in Russian].
2. Vajndorf-Sysoeva, M. E. Perspektivy ispol'zovaniya cifrovogo sleda v obrazovatel'nom i nauchnom processah [Prospects for using the digital footprint in educational and scientific processes]. Vestnik of Minin university. - 2021. - T. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-3-1. - EDN OWRRWP [in Russian].
3. Vladimirova Ts.D. (2019) Vyzovy informacionnoj ekonomiki: razvitie chelovecheskogo kapitala [Challenges of the information economy: the development of human capital]. Labor Economics.. 6. 3. (12). - 1029-1042. doi: 10.18334/et.6.3.40995. [in Russian].
4. Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Kuttybaeva N.B., Petrenko E.S. (2020) Cifrovye predprinimatel'skie ekosistemy: biznes platformy kak sredstvo povysheniya effektivnosti [Digital Entrepreneurial Ecosystems: Business Platforms as a Means of Increasing Efficiency]. Issues of Innovative Economics. 1. (12). - 45-56. doi: 18334/vinec. 10.1.100662. [in Russian].
5. Zakharov V.Ya., Trofimov O.V., Frolov V.G., Novikov A.V. (2019) Upravlenie ekosistemoy: mekhanizmy integratsii kompaniy v sootvetstvii s kontseptsiey «Industriya 4.0» [The management of the ecosystem: integration mechanisms of the companies in accordance with the concept of "Industry 4.0"]. Liderstvo i menedzhment. 6. (4). - 453-468. doi: 10.18334/lim.6.4.41197 [in Russian].
6. Kleiner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. (2020) Razvitie ekosistem v finansovom sektore Rossii [Development of ecosystems in the financial sector of Russia]. Manager. 4. -29141/2218-5003 -2020-11-4-1 [in Russian].
7. Kulikova O.M., Suvorova S.D. (2021) Ekosistema: novyj format sovremennogo biznesa [Ecosystem: a new format of modern business]. Bulletin of the Academy of Knowledge. 42. (1). - 200-205. doi: 10.24412/2304-6139-2021-10909. [in Russian].
8. Sedashov N. How Russian companies develop ecosystems — 2022 [Electronic resource]. URL: https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiyskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 [in Russian].
9. Statsenko V.V., Bychkova I.I. (2021) Ekosistemnyj podhod v postroenii sovremennyh biznes-modelej [Ecosystem approach in building modern business models]. Industrial Economics. 1. - 45-61. doi: 10.475776/2712-7559_2021_1_45. [in Russian].
10. Tolstykh T.O., Agaeva A.M. (2020) Ekosistemnaya model' razvitiya predpriyatij v usloviyah cifrovizacii [Ecosystem model of enterprise development in the context of digitalization]. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 1 (33). - 37-19. doi: 10.21685/2227-8486-2020-1-3. [in Russian].
11. HBR: Predators and Prey: A New Ecology of Competition, 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition
12. Jacobides M.G., Sundararajan A., Marshall van A. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF Digital Platforms and Ecosystems 2019.pdf
13. Lang N., Szczepanski von K. and Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management. Boston Consulting Group, Hendersen Istitute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2019/emerging-art-ecosystem-management
Для цитирования: Прохорова МП., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Седых Д.В. Экосистемы бизнеса: организационно-управленческие аспекты // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: httpsy/qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-31/
© Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Седых Д.В. 2022. Московский
экономический журнал, 2022, № 10.