УДК 378.147.881.1
Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования
Ecosystem Approach in Transformation of the Vocational Education System
Богоудинова Р.З., Казанский национальный исследовательский технологический
университет, [email protected]
Царева Е.Е., Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Cetinas@mail ru
Bogoudinova R., Kazan National Research Technological University, [email protected]
Tsareva E., Kazan National Research Technological University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.006
Ключевые слова: экосистемный подход, профессиональное образование, методология образования, метакомпетенции, образовательный процесс.
Keywords: ecosystem approach, vocational education, education methodology, meta-skills, educational process.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена нарастающими глобальными угрозами, которые возникли перед обществом в настоящее время. Эти угрозы способствуют переосмыслению происходящих процессов и трансформации понимания человеком окружающего мира и самого себя.
Цель статьи заключается в обосновании экосистемного подхода для трансформации профессионального образования.
Авторами сформулирована научная методология современного образования, которая заключается в синтезе методологии преподавания и познания студента.
Раскрыты требования для исследовательской деятельности преподавателя, а также модели междисциплинарного познания и мышления студентов. Коммуникация выступает основным средством в образовательном процессе.
Предложено применить экосистемный подход в системе профессионального образования, который предполагает взаимовыгодное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Экосистемный подход предполагает изменение способов обучения, мышления, практики, жизненных стратегий на принципах взаимосвязанности, сотрудничества, добровольного обучения и развития.
Доказано, что экосистемный подход способствует формированию профессиональных компетенций, востребованных региональной экономикой, участников экосистемы, наработку умений, навыков для производства реального продукта в формате передовых инженерных школ.
Статья предназначена для широкой аудитории, в том числе для специалистов в области образования, представителей государственных структур и бизнеса, промышленности, словом, для всех тех, кто заинтересован в трансформации профессионального образования.
Abstract. The relevance of the article is caused due to the growing global threats occurred in the society at the present time. These threats contribute to the rethinking of ongoing processes and the transformation of a human's understanding of the world around him and himself.
The purpose of the article is to substantiate the methodology of the ecosystem approach for the transformation of professional education.
The authors formulated the scientific methodology of modern education, which consists of the teacher and the student methodology.
The requirements for the methodology of the teacher's research activity, as well as the model of interdisciplinary cognition and the methodology of students' thinking are revealed. Communication is the main means in the educational process.
It is proposed to apply an ecosystem approach in the system of vocational education, which involves mutually beneficial interaction of all stakeholders. The ecosystem approach involves changing the way we learn, think, live, act on the principles of interconnectedness, cooperation, voluntary learning and development.
It has been proven that the ecosystem approach contributes to the formation of professional actual competencies for the regional economy, ecosystem participants, the development of skills as well as abilities to produce a real product in the format of advanced engineering schools.
The article is intended for a wide range of audience, including specialists in the field of education, representatives of government agencies and business, industry, in a word, for all those who are interested in the transformation of professional education.
Введение. Положение дел в новом тысячелетии характеризуется большими переменами в области политических систем и переосмыслением глобальных процессов, вследствие чего стремительно трансформируется понимание человеком окружающего мира и самого себя.
Глобальные угрозы человечеству в начале 21 века, интенсивные стихийные бедствия, гуманитарные кризисы, истощение природных ресурсов, негативные последствия ухудшения окружающей среды, например пандемия, вызывают озабоченность научного сообщества. Возникла острая необходимость в принятии действенных мер по замедлению негативных явлений в процессе развития современной цивилизации и улучшению социо-экономической и гуманитарной ситуации с целью сохранения жизни на земле.
Необходимость построения мира, в котором модели развития и применения технологий осуществляются с учетом факторов потребности сохранения биоразнообразия, является основой самосохранения. Эти модели содержатся в посыле к человечеству, призывают бороться за устойчивое развитие, чтобы обеспечить мир, в котором будет гарантировано физическое, духовное и социальное благополучие.
Динамика и актуализация проблем востребованности, результатов трансформации образования в условиях формирования многополярного мира, утверждения
национальных приоритетов в развитии стран требуют от психологии и педагогики не только глубины познания проблем образования, но и переосмысления составных частей
педагогических систем (цель, содержание, деятельность, результат), отражающих адекватность профессиональной подготовки целям социального заказа для устойчивого развития общества.
Образование как социальный институт воплощает и передает базовые гуманитарные ценности, которые являются катализатором преобразований и перемен не только в обществе, но и в развитии ценностно-смыслового качества каждой личности.
Потребность в научном обосновании, обогащении методологии профессионального образования, многообразие путей, методов, форм,
средств, раскрытие специфики и выявление развивающегося потенциала информационно-образовательной среды - одно из главных методологических оснований трансформации системы образования. Научная методология трансформации современного образования, исследовательская деятельность преподавателя требует:
- междисциплинарного характера мышления, то есть возможности устанавливать закономерности происходящих событий, делать аналитический разбор педагогических ситуаций, понимать предмет исследования, его компоненты в целевом, методологическом, содержательном, деятельностном характере. Междисциплинарный методологический подход реализуется на стыке методологии дисциплин: педагогики, экологии, социологии, информатики, философии, культурологии. В результате методология изучения естественно-научных дисциплин и методология изучения социально-гуманитарных дисциплин раскрывают сущность осознания и оценки процесса познания, лучшее понимание, интерпретацию, когда обучающийся и исследователь должен понимать и додумывать текст лучше и глубже, чем сам автор источника текста;
- эффективной научной среды, представляющей из себя совокупность процессов социальной адаптации, материального обеспечения, организации и психологического сопровождения, которые способствуют формированию особой культуры научных исследований и самореализации всех субъектов образования;
- целенаправленной деятельности, метанавыков [1], при формировании которых меняется характер институциональных процессов преподавания и обучения, активного внедрения интеллектуальных образовательных технологий, изменяющих содержательную сторону образования и модель деятельности преподавателя;
- представления образования как большого количества взаимосвязанных компонентов, разных концепций и методов обучения, главным из которых является раскрытие сущности практических видов деятельности, целостности, логики процессов обучения, усвоения
специальных профильных знаний, способов решения профессиональных задач.
Однако, при отсутствии взаимодействия технологий обучения со стороны преподавателя и методологии познания со стороны студентов эффект трансформации образования не будет достигнут.
Существенное влияние на
трансформационные процессы современного образования оказывают модели методологии междисциплинарного познания и научного мышления студентов, которые предусматривают:
- осмысление собственной позиции в организации своего образовательного пространства, выявление личностных особенностей, умение ставить цели, задачи развития творческих способностей, организации своего процесса познания;
- научно-методическую разработку программ формирования знаний, умений и навыков, использование и выбор форм, методов, приемов планирования индивидуальной траектории личностного развития;
- планирование, управление, моделирование практического опыта, выстраивание технологии обучения опережающего развития;
- научно-исследовательский и системный взгляд на проблему построения категориального аппарата, разработку диагностического инструментария, умения проводить экспертизу, оценку, поиск, отбор, анализ дидактического материала, владеть методиками научно-исследовательской деятельности;
- ориентация на производство новых способов решений, новых продуктов, обладающих интеллектуальной, эмоциональной и духовной ценностями.
В результате научной методологии формируется мышление, направленное на конструктивный анализ педагогических ситуаций, а также выстраиваются методики диагностики творческого развития студентов, умеющих использовать педагогические технологии, способствующие воспитанию, интеллектуальному развитию и ценностно-личностному становлению. Данные изменения способствуют дальнейшему развитию стратегии интенсификации образовательного процесса, способствующей повышению качества подготовки студентов [2].
В образовании выстраивается системно-логическая модель, а именно научно-исследовательский, педагогический,
методический, творческий подход к деятельности.
Развитие способности к суждениям в процессе познания способствует
культивированию поведенческих мотивов согласно коммуникативно-познавательной этике через живые человеческие отношения в производственной сфере, в культурных отношениях и в науке.
Открытые обсуждения ценностей и принципов, которые должны быть реализованы в образовательной политике, воплощают идею перехода от директивного к коммуникативному процессу обучения. Суть перехода - в интегральной и органичной взаимосвязи, фундаментальной (теоретико-философской) и прикладной профессиональной части обучающего процесса, отсутствие монологичных, назидательных методов и распространение коммуникативного подхода.
Одним из вариантов трансформации системы профессионального образования является анализ и систематизация достижений педагогической науки прошлого, которые до сих пор являются актуальными, а также новых педагогических открытий опережающего характера
исследователей разных специальностей, которые понимают острую необходимость радикальных перемен в сфере образования человека новой цивилизации. Необходимо отметить, что синтез возможен лишь при четком понятийном аппарате и грамотном использовании общих и частных категорий.
Современная система образования и качество ее содержания, особенно профессионального не удовлетворяет ни государство, ни бизнес, ни выпускников. Современная высшая школа пока преимущественно ориентирована только на усвоение знаний и, следственно, выпускает студентов буквально в никуда. Решение этой задачи - в построении интегративной системы образовании, соответствующей новому содержанию и воспроизводящей существующие образовательные системы.
Главная проблема заключается в освоении науки ответственности за будущее страны и ее суверенитет в новых социальных реалиях информационно-цифрового общества.
Думающим преподавателям стоит попытаться открыть глаза студентам на суровое будущее и формировать их активно действующими людьми, готовых к принятию решений в самых экстремальных ситуациях.
Новые требования, такие как фундаментальность мышления, аналитическая и прогностическая способность, креативность, технологичность, коммуникабельность,
металингвистическая осведомленность [3],
мультиязычности представляют весьма востребованные метакомпетенции с позиции работодателей [4].
Методология исследования. Трансформация профессионального образования невозможна без консолидации всех заинтересованных сторон. Одним из решений, который приведет к желаемой трансформации образования, является экосистемный подход, отвечающий вызовам современности и базирующийся на принципе взаимозависимости.
Экосистемный подход как методологическое основание инновации образования отвечает основным гносеологическим закономерностям развития науки, начиная с того, что в современных условиях при отсутствии масштабных теоретических исследований он используется как экспериментальная методология выявления истины - знания, в том числе и педагогического, выступающего как обобщение опыта. Коль скоро сложившаяся ситуация в мире не имеет аналогов, мы можем использовать опыт наших предшественников в период перемен: что являлось основой ценностного выбора, какие слагаемые образования масштабнее всего реформировались, а какие служили основой его преемственности?
Экосистемный подход отвечает
гносеологическому принципу обусловленности развития педагогической науки целям, задачам общественно-исторической практики.
Экосистемный подход проявляется в интегративном взаимодействии всех отраслей наук, когда предмет изучения определенной науки подвергается изучению методами другой и в результате - более глубоко раскрывается сущность качественно различных явлений.
В экосистеме невозможно жить и развиваться обособленно, без участия других субъектов. Именно экосистемы созданы на принципах живых сложных адаптивных систем и доказывают жизнеспособность миллиарды лет и в наибольшей мере соответствуют усложняющейся реальности 21 века. Экосистемный способ организации - самый эффективный с точки зрения эволюции. Он и подтверждается тем, что он доминировал в истории жизни на протяжении 4 млрд. лет и лежит основе самоорганизации разнообразия жизни. В этой системе между заинтересованными сторонами эволюции начинает возникать взаимосвязь. Связующим центральным звеном в системе формирования взаимосвязи, взаимодействия между
заинтересованными сторонами эволюции современной цивилизации, является система образования.
Анализ литературы выявил большой интерес ученых к экосистемному подходу в разных сферах, помимо естественных наук, в большей степени раскрыто его применение в социальной и экономической бизнес-сфере.
Некоторые ученые сконцентрировали свое внимание на признаки экосистемы: комплексность, сотрудничество, взаимосвязь, самоорганизация и саморазвитие через способность эволюционировать и развиваться, быстрая адаптация к изменяющимся внешним условиям. Повышение эффективности образовательной, инновационной и
предпринимательской деятельности, при взаимодействии с акторами внешней среды и современных цифровых технологий - становятся главным результатом экосистемного подхода [5].
Анализ литературы по раскрытию проблем экосистемного подхода выявил обоснование вклада университетов в развитие регионов. Это вклад был оценен с точки зрения показателей участия в интеграционных, инвестиционных процессах и технологическом, инновационном, демографическом и социальном развитие региона, рынке труда, интеллектуальном потенциале региона, инфраструктуре и экономике региона [6].
Долгосрочный положительный эффект экосистемного образования можно рассмотреть через мультиагентный подход. В качестве агентов выступают студенты, которые находятся в центре системы и оказывают максимальное влияние на нее [7].
В мировой практике нередко встречаются описания примеров применения экосистемного подхода. Так, в Технологическом университете Лулео на севере Швеции магистерская программа по космической науке и технике была разработана и реализована с непосредственным участием представителей промышленного сектора в образовании на систематической основе. Ключевую роль в успехе профессиональной подготовки сыграли внешний консультативный совет, общие услуги и помещения, совместные проекты и руководство магистрантами и аспирантами. Особо подчеркивалась важность взаимодополняемости формальных и неформальных методов обучения для студентов, изучающих естественные и инженерные науки. Структурное сочетание современных педагогических инструментов, стратегического партнерства с
промышленностью, бизнес-структурами,
академическими партнерами и современными междисциплинарными лабораториями создает концептуальную основу экосистемы
компетенций для воспитания нового поколения ученых и инженеров [8]. Экосистемный подход используется во всем мире, но особенная его концентрация наблюдаются в странах Азии: в Китае и Японии, так как их система национального образования основана на традициях.
Основополагающим исследованием в области образовательных экосистем стал совместный продукт Московской школы управления СКОЛКОВО и Global Education Futures «Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования». В нем отображены принципы, цели, условия образовательных систем и руководство для их проектирования и реализации [9].
Результаты. Экосистемный подход в образовании - это новая парадигма, набирающая популярность во всем мире. Исходя из анализа экосистемных практик можно определить образовательную экосистему как сеть участников, осознанно заинтересованных в результатах обучения, образования, устанавливающих, исходя из этого, взаимозависимые, динамичные отношения, создающие условия для появления новых и разнообразных возможностей для образования на протяжении всей жизни.
Экосистемный подход - это изменение способов учиться, мыслить, жить, действовать на принципах взаимосвязанности, сотрудничества, добровольного обучения и развития, утверждающий, что:
- образование, поддерживающее благополучие обеспечивает теоретические и практические инструменты для заботы о личном коллективном, физическом, психологическом благополучии, создания среды для благополучия каждого и в отдельности всего человечества [10];
- развитие в целостности - чтобы мы становились целостной личностью развиваясь, трансформируясь через выстраивание отношений с собой, друг с другом, с местом обитания, с миром, в планетарном смысле;
- адаптивное образование, направленное в будущее - в основе которого развитие всех типов технологических, социальных, культурных, экологических инноваций. Создание образовательной среды, которая может моделировать, прогнозировать модели будущего, помогает развивать мета навыки, способствующие готовности к вызовам и меняться в ответ на неизбежные изменения;
- студенто-центрированное образование, экосистемное образование подстраивается под цели обучающихся.
Гибкость экосистемы позволяет адаптировать процесс обучения под индивидуальные потребности, и главное, цели студентов - отсюда вовлеченность их в образовательный процесс и эффективное использование ресурсов: умение выстраивать взаимоотношения, человечность, доброта, сострадание, верность общественным идеалам, патриотизм. Студенто-центричное обучение - это не совсем соответствие стандарту успешности, а главное - удовлетворение потребности каждого обучающегося и использование самостоятельных автономных методик обучения.
Ориентация профессионального образования направлена на форсирование знаний, умений, навыков, и как результат - компетенций в интерактивной экосистеме. Понятие
«экосистема» стало модным и прочно закрепилось в стратегиях крупных корпораций. Однако общепринятой расшифровки термина «Экосистема» не существует - все трактуют по-своему. Министерство экономического развития РФ в Концепции госрегулирования цифровых платформ и экосистем определяет ее как клиентоцентричную модель, объединяющую продукты, услуги для удовлетворения потребностей пользователей [11]. Идея состоит в том, чтобы для удовлетворения самых разных человеческих потребностей необходимо собрать все сервисы, таланты, новации, материальные ресурсы, коммуникации для совершенствования услуг.
Для образования экосистема - это все структуры, связанные между собой, имеющие возможности и интерес в потреблении результатов профессиональной подготовки для реализации своих проектов развития, когда при взаимодействии между ними достигается синергетический эффект как для пользователя экосистемным образовательным процессом -студента - так и всей социокультурной сферы и ее структуры - системы образования, когда процесс взаимодействия всех заинтересованных в качественной подготовке специалистов достигает высокого понимания в реализации своих функций и широкой коммуникации.
Сегодня настало время, когда государство, бизнес, компании не только выступают заказчиками на подготовку специалистов, а в ракурсе образовательной экосистемы оснащают современным технологическим оборудованием свои производства для использования их в качестве передовых площадок в образовательном процессе. Привлекают ученых, преподавателей к выполнению реальных и перспективных научно-
технических проектов развития фирм, к выпуску высокотехнологичного продукта.
Результатом такой интеграции становится присоединение к общероссийской программе -«стартап как диплом», когда выпускник вместо написания диплома защищает проект своего стартапа.
Все это, конечно, влияет на качество подготовки специалистов, но, к сожалению, в этом процессе такой экосистемной профессиональной подготовки много
формальности. Многие процессы
интегративности существуют на бумаге, а в реальности не осуществляются. Из общего количества окончивших вузы студентов с 2014 г. только 12% к настоящему времени создали свои стартапы.
Крупные производственные компании в настоящее время активно участвуют в разработке образовательных программ, финансируют перспективные направления профессиональной подготовки. Но естественно, что настоящая интеграция требует серьезных вложений, для бизнеса - это недешевый проект, который включает серьезные финансовые вложения, организацию стажировок, практик, активное участие в процессе обучения, отвлечение сотрудников от основной работы.
Возможностей для инвестирования у государства больше, а через более активное участие госструктур в системе профессиональной подготовки специалистов - увеличение финансирования системы образования, реализация национального проекта
«Образование», увеличение бюджетных мест приема в вузы, расширение целевого приема в вузы - оказывает поддержку развитию крупного, среднего и малого бизнеса. В последнее время активизировалось создание государственно-частного партнерства - проектов в социальной сфере, запущена программа развития образования, в рамках которой будет построено около 900 школ, разработан механизм для строительства студенческих кампусов в рамках национального проекта «Наука и университеты». За счет государственно-частного партнерства будет построено не менее 1,2 млн кв. метров в современной инфраструктуре кампусов. Так, инвестор в лице ПАО «Сибур» вложит около 20% от стоимости кампуса Нижнекамского филиала КНИТУ, а остальные средства поступят из федерального и регионального бюджетов.
Студенту необходима ориентация в профессиональной подготовке, в формировании умений, навыков, знаний с первого курса обучения в интегрированной экосистеме.
Способность быстро обучаться сегодня как раз -один из самых востребованных навыков, в будущем он будет еще более востребованным. Многие в профессиональной подготовке придерживаются формулы: 50 - 30 - 20 - где 50% обучения студент получает непосредственно в образовательном процессе, - 30% - это участие в работе предприятий в разработке реальных перспективных проектов развития бизнеса, фирм, участвует непосредственно в процессе производства продукта предприятия на базовых кафедрах; 20% - научно-исследовательская деятельность, изучение опыта, участие в тренингах, углубление в теорию, методологию, структуру деятельности бизнеса. Под влиянием этих процессов меняется образование, формируется новый рынок, усиливается система взаимодействия между компаниями,
образовательными программами, системами управления образовательным процессом и самообразования. В результате деятельности государственных образовательных организаций, стартапов, крупного и среднего бизнеса совершенствуется национальная система образования.
Практическая реализация экосистемного подхода подтверждается созданием передовых инженерных школ (ПИШ) на базе университетов с целью развития интеллектуального потенциала нации, научно-технического и интеллектуального обеспечения структурных изменений в экономике, эффективной организации и технологического обновления научной, научно -технической и инновационной
(высокотехнологичной) деятельности. Миссия вуза в системе подготовки специалистов в передовых инженерных школах, в частности, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете заключается в активном участии реализации программ развития высокотехнологичных промышленных партнеров - «СИБУР Холдинг», «Газпром» и «Аммоний» и ряда других.
В рамках проекта промышленной метавселенной все участники ПИШ имеют возможность решать проблемы виртуально, так как метавселенная представляет собой симулятор с интегрированными реальными моделями производства. Это приведет к наращиванию базы данных по химической технологии, проектированию новых материалов в короткие сроки и проведению экспериментов без физического присутствия. Более того планируется разработка более 10 новых магистерских программ, направленных на развитие химических, цифровых и
управленческих компетенций, которые позволят создать новый тип инженеров.
Несомненно, ПИШ является необходимым инфраструктурно-ресурсным условием
успешности целевой модели вуза, социальным лифтом для будущих и настоящих инженеров высокотехнологичной химической
промышленности, центром повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, центром сетевой инженерной подготовки на уровне Российской Федерации в целом.
Заключение. В результате проведенного теоретико-методологического исследования было определена потребность в трансформации профессионального образования в условиях текущего положения дел. Методология трансформации профессионального образования требует междисциплинарного характера мышления, эффективной научной среды, целенаправленной деятельности, метанавыков, а также целостного представления образования. Эффект трансформации образования будет достигнут при усилении влияния модели методологии междисциплинарного познания и научного мышления студентов, которые предусматривают осмысление собственной позиции, личную стратегию получения знаний, умений и навыков.
Осознание необходимости четкого взаимодействия и содружества, проникновения в функции друг друга с использованием самых передовых технологий для решения общих задач позволяет процессу трансформации
профессионального образования реализовываться в рамках экосистемного подхода. Экосистемный подход основан на взаимовыгодном взаимодействии всех участников экосистемы, заинтересованных в результатах
профессиональной подготовки. Речь идет о формировании профессиональных компетенций
студентов, востребованных региональной экономикой, наработки умений, навыков для производства реального продукта, подготовке специалистов, способных внедрять
технологические инновации, создавать стартапы продвижения экологического образа жизни, активной гражданской позиции в сообществе.
Образовательной экосистеме присущи общие для всех ее участников черты - адаптивность, разнообразие, связанность, способность распределять и перерабатывать ресурсы, устойчивость отношений, лидерства в сотрудничестве по производству новых продуктов, в подготовке обучающихся в освоении новых способов учения, реализация образовательных технологий.
Главной проблемой для развития экосистемного образования всех
заинтересованных сторон (преподавателей, студентов, отраслей промышленности бизнеса, сообществ и отдельных лиц в каждой из этих категорий) является достижение синергетических результатов, в которых заинтересованы все.
Экосистемный подход в образовании ориентирован на обучение в практическом контексте с использованием экспериментов, исследований и конструированием знаний. Практический контекст обучения требует перехода на экспериментально-ориентированное образование. А формирование практических навыков основывается на участии в модернизации продуктов, в реализации высокотехнологичных программ промышленных партнеров, учебных заводов и учебных лабораторий, с использованием цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, нейротехнологий, которые влияют на изменение природы познания и модели организации образования в целом.
Литература:
1. Виноградова Н.В. Методологическое мышление как одна из педагогических культур в развитии профессиональных компетенций / Н.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2(93). - С. 14-19.
2. Осипов П.Н. Интенсификация высшего образования как средство его модернизации / П.Н. Осипов // Гуманитарные науки и образование. - 2013. -№ 1. - С. 38-41.
3. Царева Е.Е., Богоудинова Р.З. Мультиязычность как показатель оценки профессиональных качеств инженера: зарубежный опыт / Е.Е. Царева Р.З. Богоудинова // Вестник Каз. Гос. Энерг. Ун-та. - 2017. - Т. 3. - С. 91-101.
4. Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. Metalinguistic awareness in technical communication Advances in Intelligent / Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. // Systems and Computing. - 2021. - V. 1328. -P. 232-240.
5. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А.Г Изотова, Е.С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Т. 12. - № 2. - С. 1211-1226.
6. Данейкин Ю.В., Иванова О.П., Трифонов В.А. Вклад университета в развитие региона: экосистемный подход / Ю.В. Дайнейкин, О.П. Иванова, В.А.
Трифонов // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 5(53). - С. 591-606.
7. Тоискин В.С., Красильников В.В., Корчак В.И. Синергетический эффект интеграции мультагентного подхода в «экосистемное» образование / В.С. Тоискин, В.В. Красильников, В.И. Корчак // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. - С. 4047.
8. Barabash V., Milz M., Kuhn T., Laufer R. Development of a competence ecosystem for the future space workforce: strategies, practices and recommendations from international master programs in northern Sweden / V. Barabash, M. Milz, T. Kuhn, R. Laufer // Acta Astronautica. - 2022. - № 197. - P. 46-52.
1. Vinogradova N.V. Methodological way of thinking as one of the pedagogical cultures in the development of professional competencies / N.V. Vinogradova // World of science, culture, education. - 2022. - № 2(93). - S. 14-19.
2. Osipov P.N. Intensification of higher education as a means of its modernization / P.N. Osipov // Humanitarian sciences and education. - 2013. - № 1. - S. 38-41.
3. Tsareva E.E., Bogoudinova R.Z. Multilingualism as an indicator of assessing the professional qualities of an engineer: foreign experience / E.E. Tsareva R.Z. Bogoudinova // Messenger of Kazan State Energy University. - 2017. - V. 3. - S. 91-101.
4. Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. Metalinguistic awareness in technical communication Advances in Intelligent / Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. // Systems and Computing. - 2021. - V. 1328. -P. 232-240.
5. Izotova A.G., Gavrilyuk E.S. Ecosystem approach as a new trend in the development of higher education / A.G. Izotova, E.S. Gavrilyuk // Questions of innovation economy. - 2022. - T. 12. - № 2. - S. 1211-1226.
6. Daneikin Yu.V., Ivanova O.P., Trifonov V.A. The contribution of the university to the development of the region: an ecosystem approach / Yu.V. Daineikin, O.P. Ivanova, V.A. Trifonov // Prospects for science and education. - 2021. - № 5(53). - S. 591-606.
9. Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education [Электронный ресурс] / J. Spencer-Keyse, P. Luksha, J. Cubista // School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. - Режим доступа: https://learningecosystems2020.globaledufutures.org
10. Инженерное образование для развития: методология, технология реализации: монография; под ред. д.п.н., проф. Богоудиновой Р.З., д.п.н., проф. Шагеевой Ф.Т. - Казань: Ред. - изд. центр «Школа». -2021. - 584 с.
11. Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru
ces:
7. Toiskin V.S., Krasilnikov V.V., Korchak V.I. Synergetic effect of the integration of the multi-agent approach into "ecosystem" education / V.S. Toykin, V.V. Krasilnikov, V.I. Korchak // Innovations. The science. Education. - 2021. - № 34. - S. 40-47.
8. Barabash V., Milz M., Kuhn T., Laufer R. Development of a competence ecosystem for the future space workforce recommendations: strategies, practices and from international master programs in northern Sweden / V. Barabash, M. Milz, T Kuhn, R. Laufer // Acta Astronautica. - 2022. - № 197. - P. 46-52.
9. Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education [Electronic resource] / J. Spencer-Keyse, P. Luksha, J. Cubista // School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. - Access mode: https://learningecosystems2020.globaledufutures.org
10. Engineering education for development: methodology, implementation technology: monograph; ed. d.p.s., prof. Bogoudinova R.Z., Ph.D., prof. Shageeva F.T. -Kazan: Ed. - ed. center "School". - 2021. - 584 p.
11. Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://www.economy.gov.ru
5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:
Богоудинова Роза Закировна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Царева Екатерина Евгеньевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]