Научная статья на тему 'Экопсихологический подход к эволюционному разнообразию форм самоотражения у животных'

Экопсихологический подход к эволюционному разнообразию форм самоотражения у животных Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
217
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоотражение / экопсихологический подход / self-reflection / ecopsychological approach

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Хватов И. А.

В статье обсуждаются теоретические и методические проблемы исследования самоотражения у животных и эволюционных предпосылок самосознания человека. На базе онтологического и экопсихологического подхода, а также обобщения ряда эмпирических данных делается вывод о том, что одним из главных направлений эволюции психики является тенденция дезинтеграции самоотражения и отражения внешнего мира животными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH TO EVOLUTIONAL DIVERSITY OF SELF-REFLECTION IN ANIMALS

The author discusses the theoretical and methodological problems of the study of self-reflection in animals and the evolutionary premises of human self-awareness. Based on the ontological and ecopsychological approach, as well as the generalization of a number of empirical data, it is concluded that one of the main directions of the evolution of the psyche is the tendency to disintegrate self-reflection and reflection of the outside world by animals.

Текст научной работы на тему «Экопсихологический подход к эволюционному разнообразию форм самоотражения у животных»

5. В стилях делового общения субъектов интегрируют эффекты взаимодействия условий внешней и внутренней среды, проявляющиеся в их профессиональной карьере (рассматриваемой в аспекте продолжительности работы человека в организации). Более конструктивные стили способствуют успешной карьере субъектов, менее - препятствуют. Экстенсивный социальный опыт человека (отраженный в аспектах общего стажа работы, стажа в компании, стажа в должности, стажа семейной жизни и воспитания детей) умеренно способствует успешности его профессиональной карьере.

Список литературы

1. Белик В.В. Стили делового общения как индикатор корпоративной культуры компании // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, 2016, №2. С. 123-125.

2. Капцов А.В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара: Изд-во «Самарский научный центр», 2011.

3. Машкова А. С. Особенности предпочтения субъектами совместной деятельности компетенций менеджеров // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019. № 4 (50). С. 93-96.

4. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. — М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.

5. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала. - Ярославль: РИО ЯРГПУ, 2019. - 162 С.

6. Толочек В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48 - 61.

7. Толочек В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

8. Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 195 - 213.

УДК 159.929

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭВОЛЮЦИОННОМУ РАЗНООБРАЗИЮ ФОРМ САМООТРАЖЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ24 Хватов И.А.

НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обсуждаются теоретические и методические проблемы исследования самоотражения у животных и эволюционных предпосылок самосознания человека. На базе онтологического и экопсихологического подхода, а также обобщения ряда эмпирических данных делается вывод о том, что одним из главных направлений эволюции психики является тенденция дезинтеграции самоотражения и отражения внешнего мира животными.

Ключевые слова: самоотражение, экопсихологический подход.

ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH TO EVOLUTIONAL DIVERSITY OF SELF-REFLECTION IN ANIMALS Khvatov I.A.

Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

24

Исследование поддержано грантом РНФ № 19-18-00477.

Abstract. The author discusses the theoretical and methodological problems of the study of self-reflection in animals and the evolutionary premises of human self-awareness. Based on the on-tological and ecopsychological approach, as well as the generalization of a number of empirical data, it is concluded that one of the main directions of the evolution of the psyche is the tendency to disintegrate self-reflection and reflection of the outside world by animals.

Keywords: self-reflection, ecopsychological approach.

Проблема сознания животных тщательно разрабатывается в психологии уже более ста лет [5]. Главная трудность изучения этого вопроса обусловлена тем, что до сих пор отсутствует общепризнанное четкое определение сознания, позволяющее вывести ряд объективных критериев для выявления наличия данного феномена у тех или иных животных. С другой стороны, в настоящее время активно проводятся эмпирические исследования отдельных аспектов сознания животных как в области этологии и зоопсихологии (см. [2]).

В отличие от зарубежной науки, в отечественной психологии имеется более четкое понимание сознания, рассматриваемого в качестве специфического для человека уровня эволюции психики [5]. В связи с этим в российской зоопсихологии чаще ведется речь не о сознании животных, а о филогенетических предпосылках сознания человека [2]. Эта тема также детально разрабатывалась в трудах классиков и современников отечественной психологии [5].

Одним из существенных аспектов сознания, независимо от того, ведется ли речь о сознании человека или животного, является самосознание - способность субъекта отделять себя от окружающей среды и противопоставлять себя ей [5].

При ориентации в окружающем пространстве для осуществления локомоции и манипуляции животным необходимо учитывать физические характеристики собственного тела: границы, объем, массу - и соотносить их с физическими характеристиками внешних объектов. Иначе говоря, животным необходимо «принимать себя в расчет» [4].

Человек и другие приматы осуществляют этот процесс преимущественно с опорой на зрение - для нас зрительная система является ведущей при построении когнитивной репрезентации внешнего мира и самих себя. Поэтому одним из существенных критериев сознания считается способность узнавать собственное отражение в зеркале - с применением так называемого «mirror test». В классических экспериментах Г.Гэллопа [2] шимпанзе под легким наркозом наносили пятнышки краски на одну из бровей и на противоположное ухо. После пробуждения животные не ощущали никаких физических последствий операций, проведенных с ним: они прикасались к этим частям тела не чаще, чем к остальным. Увидев же себя в зеркале, они начали активно ощупывать окрашенные места. Делался вывод, что шимпанзе помнили свой облик и замечали в нем изменения, а также понимать, что изображение в зеркале эквивалентно их собственному телу. На настоящий момент установлен факт наличия способности к самоузнаванию у понгид, дельфинов, слонов, касаток, сорок [6] и рыб-чистильщиков [7].

Следует отметить, что данный метод подвергается существенной критике (см [6]): во-первых, его трудно применять по отношению к животным, у которых зрительная модальность не является ведущей (к большинству млекопитающих), во-вторых, как животные, так и человек могут не проявлять интереса к отметинам на собственном теле, в-третьих, дискуссионным остается вопрос о том, действительно ли самоузнавание в зеркале свидетельствует о самосознании.

В связи с возрастающей критикой данного методического подхода все больше авторов стремятся предлагать альтернативные методические приемы выявления способности к самоузнаванию. В частности, начинает исследоваться феномен распознавания собственных химических следов на окружающих объектах - так называемое «olfactory mirror» [6].

Относительно недавно исследователи начали уделять внимание феномену осознания своего тела (англ. «body-awareness») - способности животных учитывать отношения собственного тела с объектами окружающей среды и воспринимать свое тело в качестве как пре-

пятствие для решения различных задач. Существуют свидетельства того, как различные животные в естественных условиях учитывают свое тело целиком или отдельные его части при преодолении препятствий. В исследовании 2017 года (см. [7]) азиатские слоны (Elephas maximus) должны были наступить на коврик и взять палку, прикрепленную к нему веревкой, а затем передать эту палку экспериментатору. Чтобы сделать последнее, слоны должны были воспринять (осознать) свое тело в качестве препятствия на пути к успеху и сначала убрать свой вес с мата, прежде чем пытаться перенести палку. Слоны сходили с мата в тесте значительно чаще, чем в контрольной группе, где сходить с мата было ненужно.

Таким образом, современные данные о психическом отражении животными самих себя и об эволюционных предпосылках хотя и являются довольно обширными, но носят эклектичный характер. С одной стороны, большинство исследователей концентрируется на одном частном проявлении самосознания - самоузнавании в зеркале, - не изучая другие проявления данного феномена, а также его более ранних эволюционных предпосылок. С другой стороны, исследователи феномена схемы тела не рассматривают его в контексте проблемы эволюции психического отражения индивидом самого себя. Кроме того, в настоящий момент отсутствует альтернативная концепция, могущая предложить более широкий спектр критериев для периодизации процесса эволюции отражения животными самих себя, а также стимулировать новые экспериментальные исследования.

Основным методологическим подходом исследования является Концепция «Воплощенного познания» (англ. «Embodied cognition»). Базовое положение данной концепции заключается в том, что психика вызревает, существует и развивается как результат взаимодействия целостного физического тела (не только мозга или нервной системы) с физическими объектами во внешней среде - сюда же относятся и социальные контакты. В частности, это означает, что познание укоренено в среде - разворачивается в контексте окружающего мира; автономное (оторванное от окружающей среды) познание основывается на телесном опыте индивида [8].

В рамках наших исследований мы, базируясь на основных положениях концепции Воплощенного познания, а также онтологического подхода [1] и экопсихологического подхода [3], рассматриваем психику как результат со-бытия организма и внешней среды. Психика определяется как информационная организация отражений субъектом самого себя (собственного тела) и объектов внешней среды как элементов системы единого образа, вызревающего в процессе деятельности субъекта и необходимого для его регуляции. Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного понимания психика не отождествляется с отражением. Отражения (самого себя и внешней среды) выступают лишь в качестве строительного материала, субъективно организуемого психикой как эмерджентным свойством системы события организма и окружающей среды.

Опираясь на вышеперечисленные подходы и концепции, мы определяем психику как информационную организацию отражений субъектом самого себя (собственного тела) и объектов внешней среды как элементов системы единого образа, вызревающего в процессе деятельности субъекта и необходимого для его регуляции. Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного понимания психика не отождествляется только лишь с отражением. Отражения (самого себя и внешней среды) выступают в качестве строительного материала, субъективно организуемого психикой как эмерджентным свойством системы события организма и окружающей среды. Соответственно, в структуре целостного психического образа могут быть выделены два ключевых компонента: отражение субъектом объектов внешней среды и отражение субъектом самого себя. Для обозначения последнего нами был предложен термин самоотражение - субъективное отражение индивидом своих объективных характеристик, возникающих в процессе взаимодействия индивида с объектами внешнего мира [6]. Термин самоотражение является более широким и включающим в себя такие феномены как схема тела и Я-концепция.

В ходе наших исследований, проводившихся с 2004 года, мы изучали феномен body-awareness у различных видов животных [6]. Животные решали задачу на соотнесение границ

собственного тела с размерами отверстий в экспериментальной установке для проникновения в определенный отсек. Независимыми переменными в экспериментах являлись: Границы тела животного; границы объектов внешней среды - диаметр отверстий в экспериментальной установке. Границы тела животных увеличивались различными способами. У змей это достигалось путем скармливания им пищевых объектов (крыс различного возраста). У остальных животных это достигалось путем крепления на их тело различных инородных объектов: с помощью приклеивания (тараканы, сцинки), с помощью надевания попоны (жабы), с помощью монтирования в череп (крысы) [6]. Результаты экспериментов показывают, что способность учитывать физические границы собственного тела, а также гибкость изменения поведения в зависимости от введения различных экспериментальных переменных, могут использоваться в качестве сравнительного критерия для анализа уровня эволюционного развития психики животных. Здесь мы не будем более подробно освещать данные исследования отметим лишь то, что предложенная нами методика является перспективной альтернативой как для классического самоузнавания в зеркале, так и для запахового зеркала. Это обусловлено тем, что, на наш взгляд, способность учитывать физические границы, как и в целом физические параметры собственного тела в ходе взаимодействия с внешними объектами является более универсальной (актуальной для жизнедеятельности большинства видов животных) нежели абстрагированное представление собственного визуального образа или узнавание собственного запаха.

Обобщение результатов наших исследований позволило нам выявить ключевую тенденцию эволюции самоотражения в животном царстве, выражающуюся в том, что в ходе эволюции психики происходит постепенная дезинтеграция целостного психического образа: отражение субъектом характеристик внешней среды и отражение субъектом своих собственных характеристик постепенно все больше отделяются друг от друга, превращаясь в две независимые психические структуры.

Мы выделяем следующие этапы данного процесса:

• Исходным является этап гомогенного единства самоотражения и отражения внешнего мира. Психический образ представляет единичное одномодальное ощущение, равномерное «разлитое» по всему телу живого организма.

• На следующем этапе все еще не происходит дифференциации восприятия самого себя от восприятия внешнего мира. Однако теперь психический образ состоит отдельных разно-модальных ощущений, локализующихся в разных частях тела. Соответственно, первичным пространством для освоения и ориентации является пространство собственного тела живого организма. Поведенчески это проявляется следующим образом. Животное, изначально научившееся решать определенную задачу, т.е. учитывать соотношение характеристик собственного тела с характеристиками внешних объектов, в дальнейшем демонстрирует одинаковое поведение по перестройке навыка (совершает одинаковое количество ошибок и затрачивает одинаковое количество времени) как в случае изменения характеристик внешних объектов, так и в случае изменения характеристик его тела. Иными словами, животное не различает восприятие себя самого и внешнего мира.

• На следующем этапе с развитием дистантных сенсорных систем происходит дезинтеграция самоотражения и отражения внешнего мира. Часть физических характеристик животное субъективно связывает с собственным телом, а часть - с объектами внешнего мира, при этом некоторые характеристики по-прежнему воспринимаются лишь в неразрывном единстве собственного тела и внешнего мира. Поведенчески это проявляется в способности животного переносить ранее приобретенный навык учета определенных параметров собственного тела в новые измененные условия окружающей среды.

• С возникновением сознания происходит полная дифференциация самоотражения и отражения внешнего мира, выражающаяся в формировании Я-концепции и образа внешнего мира. Человек способен в своем представлении формировать любые ситуации своего события с внешними объектами или даже абстрагироваться от характеристик собственного тела.

Таким образом, степень дезинтеграции самоотражения и отражения внешней среды целесообразно использовать в качестве критерия для выделения стадий и направлений психического развития в филогенезе. При этом важно ответить, что современные эмпирические данные не позволяют считать самоотражение одного вида животных более развитым в сравнении с самоотражением другого вида. Согласно экопсихологическому подходу [3], следует заключить, что самоотражение каждого вида животных является уникальным результатом специфичного для него пути эволюции психики и позволяет ему идеальным образом адаптировать особенности своей морфологии и физиологии под решение тех задач, что ставит перед ним окружающая среда. Человеческое самосознание также является одной из форм самоотражения - подчеркиваем, не высшей формой, а специфической для человека формой, возникшей сообразно специфике человеческого поведения и деятельности.

Список литературы

1. БарабанщиковВ.А. Восприятие и событие. - СПб.: Питер, 2002.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

3. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. — М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.

4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. ФилипповаГ.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М.: Академия, 2012.

6. Хватов И.А. Эволюция самоотражения животных и человека в контексте дифференционно-интеграционного подхода // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. - М.: Языки славянских культур, 2014. С. 343-360.

7. Kohda M., Hotta T., Takeyama T., Awata S., Tanaka H., Asai J-y. (2019) If a fish can pass the mark test, what are the implications for consciousness and self-awareness testing in animals? // PLoS Biol. - 2019. - Vol. 17(2). - e3000021. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.3000021.

8. WilsonM. 2002. Six Views of Embodied Cognition // Psychonomic Bulletin & Review. -2002. - Vol. 9(4). - P. 625-636. doi:10.3758/BF03196322.

УДК 159.9

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Шукова Г.В.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обсуждается проблема множественности дефиниций экопсихо-логии в современной психологической науке. На материале современной психологии восприятия показано, что в области перцептивных исследований можно выделить ряд направлений, которые могут быть охарактеризованы как экопсихологические, хотя в литературе в таком качестве они не позиционируются. Их «экопсихологичность» связана в первую очередь с расширенными требованиями к достижению экологической валидности, но отнюдь не с направленностью на изучение узко понимаемых средовых взаимодействий человека. Это означает, что в актуальной дискуссии о предмете экопсихологии не стоит забывать о том, что её возникновение в середине ХХ в. было связано с поиском психологической наукой путей познания психики в реальных средовых условиях.

Ключевые слова: психология восприятия, экопсихология.

MODERN PERCEPTUAL RESEARCH: ECOPSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Shookova G.V.

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.