Таким образом, степень дезинтеграции самоотражения и отражения внешней среды целесообразно использовать в качестве критерия для выделения стадий и направлений психического развития в филогенезе. При этом важно ответить, что современные эмпирические данные не позволяют считать самоотражение одного вида животных более развитым в сравнении с самоотражением другого вида. Согласно экопсихологическому подходу [3], следует заключить, что самоотражение каждого вида животных является уникальным результатом специфичного для него пути эволюции психики и позволяет ему идеальным образом адаптировать особенности своей морфологии и физиологии под решение тех задач, что ставит перед ним окружающая среда. Человеческое самосознание также является одной из форм самоотражения - подчеркиваем, не высшей формой, а специфической для человека формой, возникшей сообразно специфике человеческого поведения и деятельности.
Список литературы
1. БарабанщиковВ.А. Восприятие и событие. - СПб.: Питер, 2002.
2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. — М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
5. ФилипповаГ.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М.: Академия, 2012.
6. Хватов И.А. Эволюция самоотражения животных и человека в контексте дифференционно-интеграционного подхода // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. - М.: Языки славянских культур, 2014. С. 343-360.
7. Kohda M., Hotta T., Takeyama T., Awata S., Tanaka H., Asai J-y. (2019) If a fish can pass the mark test, what are the implications for consciousness and self-awareness testing in animals? // PLoS Biol. - 2019. - Vol. 17(2). - e3000021. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.3000021.
8. WilsonM. 2002. Six Views of Embodied Cognition // Psychonomic Bulletin & Review. -2002. - Vol. 9(4). - P. 625-636. doi:10.3758/BF03196322.
УДК 159.9
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Шукова Г.В.
ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждается проблема множественности дефиниций экопсихо-логии в современной психологической науке. На материале современной психологии восприятия показано, что в области перцептивных исследований можно выделить ряд направлений, которые могут быть охарактеризованы как экопсихологические, хотя в литературе в таком качестве они не позиционируются. Их «экопсихологичность» связана в первую очередь с расширенными требованиями к достижению экологической валидности, но отнюдь не с направленностью на изучение узко понимаемых средовых взаимодействий человека. Это означает, что в актуальной дискуссии о предмете экопсихологии не стоит забывать о том, что её возникновение в середине ХХ в. было связано с поиском психологической наукой путей познания психики в реальных средовых условиях.
Ключевые слова: психология восприятия, экопсихология.
MODERN PERCEPTUAL RESEARCH: ECOPSYCHOLOGICAL ANALYSIS
Shookova G.V.
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the problem of multiple definitions of ecopsychology in modern psychological science. Based on the material of modern perceptual psychology, it is shown that in the field of perceptual research a number of areas can be distinguished that can be described as ecopsychological, although they are not positioned as such in the literature. Their «ecopsychologicalness» is primarily associated with the expanded requirements for achieving ecological validity, not with the focus on the study of narrowly understood human-environment interactions. This means that in the current discussion on the subject of ecopsychology one should not forget that its appearance in the middle of the 20th century was associated with the search for the ways of studying the psyche in real environmental conditions.
Keywords: perceptual psychology, ecopsychology.
Древнегреческое слово огкод (обиталище, жилище, дом, имущество) в наши дни является одним из самых востребованных обозначений современных общественных трендов, став частью множества сложносоставных слов, начиная с экологии и экосистемы и заканчивая экомехом и экокефиром. В этом ряду оказалась и экопсихология - интегративная исследовательская область, содержание которой сегодня еще не имеет четкого определения, охватывая круг разнородных и разновеликих проблем. Здесь и влияние среды на психику человека; и психология природоохранной деятельности; и вопросы экологического сознания, причем не только индивидуального и группового, но и сознания экологически чистого (!) - можно встретить и такие формулировки. Доминирующим является представление об экологической психологии как науке о психологических аспектах взаимодействия человека и окружающей среды (природной, социальной, антропогенной и пр.).
В этой связи нельзя не отметить несомненный экологический посыл экопсихологии, которая не только поставила проблему «человеко-средовых» взаимоотношений, но и акцентировала внимание на достижении экологической валидности их познания, обозначив необходимость и возможность включения реальных средовых условий в дизайн исследования. Не все современные работы, позиционирующие себя как экопсихологические, отвечают указанному «родовому» методологическому качеству, тем интереснее обратиться к более широкому, чем сугубое «эко», содержанию современной психологической науки, чтобы посмотреть, как в ней сегодня воплощаются идеалы экологической валидности, обеспечивая статус «эко-логичности» не только собственно экопсихологии, но и разнообразным исследовательским направлениям, осознающим узость лабораторных условий в деле психологического познания.
Так, одним из аспектов изучения средового окружения человека как самого сегодня «признаваемого» научным сообществом объекта экопсихологии является проблематика восприятия окружающей среды. Здесь современной психологией восприятия накоплен обширный эмпирический материал, позволяющий говорить об оформлении такого варианта развития современного научного познания как фундаментальное исследование «новой» перцептивной реальности, когда изучаемым объектом становится «естественный» перцептивный процесс. Такой, например, как восприятие декоративной косметики на женском лице [3]. Или восприятие европейских игральных карт [5] - в этой работе перцептивные и когнитивные характеристики карт были измерены по параметрам видимости, запоминаемости, привлекательности и доступности, карты удалось типизировать и выявить ряд закономерностей их запоминания и опознания. «Некоторые из них (закономерностей) были похожи на эффекты, обнаруженные в исследованиях зрительного восприятия, в то время как другие оказались совершенно новыми», что, как считают авторы, значит, что фундаментальное изучение реальной перцепции «может пролить свет на восприятие обычных предметов, а также помочь в понимании магии ума» [5, с. 268].
Иными словами, возлагаются большие надежды на то, что строгое изучение восприятия реальных стимулов («real-world stimuli»), позволяет приблизиться к «живым» перцеп-
тивным процессам и увидеть новые - не фиксировавшиеся ранее - перцептивные закономерности, поставив тем самым новые исследовательские задачи в отношении познания целостности восприятия и его природной сообразности (см. подробнее [1]).
Стоит отметить, что адепты указанного, формирующегося на наших глазах, направления фундаментального исследования «естественных» перцептивных процессов как «новой» перцептивной реальности видят в последней значимый методологический ресурс расширения познавательных возможностей психологии восприятия. Они отнюдь не озабочены «эко-проблемами» психологического познания, они не задаются прикладными вопросами - нет, они ищут новые способы исследования механизмов перцепции и, совсем не стремясь к этому, становятся «экопсихологичными», поскольку обеспечивают своим работам высокую экологическую валидность.
Это, таким образом, один из путей достижения статуса «экопсихологического исследования», причем, как отмечалось выше, вне пространства современной экологической психологии.
В области психологии восприятия можно увидеть и другие пути достижения указанного статуса - такой, например, как исследования опять же реальных перцептивных процессов, но в целях - прежде всего - расширения представлений об их феноменологии, причем с явным прикладным потенциалом. Интерес к универсальным механизмам восприятия отходит в таких работах на второй план.
Яркой иллюстрацией данного тезиса являются исследования последних лет в области перцептивной психологии кино, где процесс киновосприятия если и моделируется в лабораторных условиях, то позиционируется как реальный. Какие темы здесь актуальны? Это и восприятие визуальных характеристик кинопространства, восприятие киномузыки, восприятие лица/тела актера, восприятие киноцвета, кинодвижения, киновремени, вопросы эстетического восприятия кино, влияние на восприятие фильма его технологических параметров...
Сегодня можно говорить о существовании такой области науки как когнитивные исследовании кино (cognitive film studies), возникшей на стыке таких разнообразных дисциплин как когнитивная наука, психология, нейронаука, эстетика, теория кино, причем механизмы психической деятельности зрителя позиционируются в ней как один из центральных объектов исследования. Основными здесь являются вопросы о соотношении движущихся аудиовизуальных образов и их эмоциональной и семантической интерпретации зрителем. И разве нельзя утверждать, что данная мультидисциплинарная область научного знания отличается высокой экологичностью, поскольку нацелена на объяснение психики и поведения в реальном мире, в реальных условиях?
Так, в отношении производства и эффектов воспроизведения фильма получена масса фактов, характеризующих конкретные аспекты всевозможных жанров кинопродукции (драмы, комедии, фильмы ужасов, боевики, документальные фильмы.). Показаны, например, перцептивные эффекты 2D и 3D условий просмотра - но речь сейчас не о них, а о высокой экологической валидности перцептивных исследований кинематографического пространства, в которых «реальный» стимульный материал обеспечивает, по мысли авторов, воспроизведение «живых», а не смоделированных, перцептивных процессов.
Например, в одной из работ по проблематике влияния размера экрана на восприятие кинофильма видеосодержание предъявлялось в трех экспериментальных условиях: на дисплее монитора, на экране реального кинотеатра, в модели кинотеатра, обеспечивающей сравнимые с реальными перцептивные условия (угол обзора) поступления визуальной информации, что позволило установить функцию большого экрана - он обеспечивает эффект «погружения» и «присутствия» зрителя, недостижимый при использовании экранов меньшего размера (см. подробнее в [2]).
«Экологичностью» отличаются и эмпирические исследования по сравнению эффектов восприятия аналогового и цифрового художественного фильма с использованием метода отслеживания движений глаз зрителей при восприятии ими фрагментов фильма. В них выяснилось, что в восприятии аналоговой, цифровой и имитирующей аналоговую киноэстетику
цифровой версии одного сюжета имеются существенные различия в отношении его запоминания и эмоциональных реакций зрителей. Авторы делают вывод о том, что «причина различий между аналоговой и цифровой киноэстетикой кроется в современной передовой цифровой технологии» [4].
Весьма популярна (что отражает наличие специализированного журнала «Music and the Moving Image») сегодня проблематика восприятия звуковой и музыкальной сторон кино -тоже весьма «экологичная» в своем экспериментальном воплощении, особенно если учесть, что в этой области доминируют прикладные аспекты изучения восприятия кинозвука. Одним из самых современных исследовательских трендов является здесь исследование кросс-модальных взаимодействий в восприятии кинопродукции.
Кино само по себе является весьма «экологичным» экспериментальным условием для фундаментального познания механизмов восприятия, и здесь когнитивная наука о кино поднимается до уровня упоминавшихся выше фундаментальных исследований реальных стимулов (real-world stimuli). Фильм - это семантически нагруженное динамическое пространство двумерных изображений, что делает его идеальным объектом для изучения динамики визуального поведения человека как в жизнедеятельности в целом, так и в специализированных областях повседневной жизни и профессиональной деятельности. Так, существует программа исследования динамических зрительных образов, индуцируемых просмотром кинофильма, на основе интеграции данных опросников, видеофиксации и метода отслеживания движений глаз (eye-tracking) зрителя [7]. Такой комплексный подход позволяет анализировать движения глаз на субъектном уровне, соотнося визуальные паттерны фиксации с семантикой визуальной динамики, привлекая к анализу данные о, например, фиксациях глаз на изображениях киногероев, о реакции зрителя на монтажную склейку и т.п., и тем самым значительно повышая уровень внешней валидности лабораторного по сути исследования.
Апофеозом экологического потенциала процесса восприятия кино как предмета исследования можно считать разработку теоретических представлений о киноперцепции, «переводящих» язык кинореальности на язык науки. Речь идет о Attentional Theory of Cinematic Continuity (AToCC) - концепции о роли визуального внимания в восприятии непрерывности фильма.
Известно, что достижение эффекта преемственности (непрерывности) кинотекста является одной из главных целей при монтаже фильма; и это при том, что монтажной нарезки при создании фильма избежать нельзя. Имеется арсенал монтажных методов, используемых режиссером для достижения цели непрерывности фильма, но когнитивные основы эффекта неразрывности еще недостаточно изучены. В исследовательской практике показано влияние стиля монтажа фильма на управление визуальным вниманием зрителя и достижение его (фильма) воспринимаемой неразрывности, что достигается согласованием перцептивных ожиданий зрителя между «швами» монтажной склейки. Даже в музыкальных клипах, рекламе, экспериментальных фильмах, где пространственная несогласованность действий или сцен задается целенаправленно, эффект неразрывности может быть обеспечен тем, как зрительское внимание организовано до предъявления факта монтажной склейки и с какой визуальной информацией перцептивные ожидания зрителя соотносятся после нее.
Последователи AToCC не скрывают вторичности своей теоретической позиции относительно интуитивных открытий кинематографистов, почти столетие демонстрирующих в своих фильмах выявленные AToCC закономерности, что, по их мнению, показывает, «как многому наука о визуальном познании может научиться у кино» [6, с. 1]. Понимание наукой механизмов восприятия динамических визуальных сцен находится «в настоящее время в зачаточном состоянии по сравнению с уровнем освоения этих механизмов кинематографистами... Почти век назад психолог Гуго Мюнстерберг первым отметил потенциал кино для понимания восприятия реального мира; более 80-ти лет назад Кулешов и Пудовкин в своих экспериментальных работах заложили основы теории кино» [6, с. 31], но только сегодня когнитивная психология кино открывает - благодаря новым данным по психологии зрения, раз-
работке новых исследовательских методов - реальные возможности значительного продвижения в познании такого средового явления как кино.
Итак, на примере методологии перцептивного исследования реальных стимулов и когнитивной науки о кино можно увидеть, что в психологии восприятия существуют направления, которые могут быть охарактеризованы как экопсихологические, хотя в литературе по экологической психологии в таком качестве они не позиционируются. Их «экопсихологичность» связана в первую очередь с расширенными требованиями к достижению экологической валидности, но отнюдь не с направленностью на изучение узко понимаемых средовых взаимодействий человека. Это означает, что в актуальной дискуссии о предмете экопсихологии не стоит забывать о том, что её возникновение в середине ХХ века было связано с поиском психологической наукой путей познания психики в реальных средовых условиях.
Список литературы
1. Шукова Г.В. Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 50. № 9. С. 99. URL: http://www.psystudy.ru (дата обращения: 10.01.2020).
2. Шукова Г. В. Современные психологические исследования перцептивных компонентов кинематографического пространства // Литература на экране: взгляд психологов, педагогов и кинематографистов. - М.: РШБА, 2018. С. 73-86.
3. Jones A.L., Kramer R.S.S. Facial Cosmetics Have Little Effect on Attractiveness Judgments Compared with Identity // Perception. 2015. V. 44(1). Р. 79-86.
4. Loertsche M.L., Weibel D., Spiegel S., Flueckiger B., Mennel P., Mast F. W., Iseli C. As film goes byte: The change from analog to digital film perception // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2016. V. 10. № 4. P. 458-471.
5. Olson J.A., Amlani A.A., Rensink R.A. Perceptual and Cognitive Characteristics of Common Playing Cards // Perception. 2012. V. 41(3). Р. 268-286.
6. Smith T.J. The attentional theory of cinematic continuity // Projections. 2012. V. 6. №. 1. P. 1-27.
7. Suchan J., Bhatt M. Semantic question-answering with video and eye-tracking data - AI foundations for human visual perception driven cognitive film studies // Proceedings of the Twenty-Fifth International Joint Conference on Artificial Intelligence (IJCAI-16), 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/303204845_Semantic_Question-Answering_with_Video_ and_Eye- Tracking_ Data_AI_ Foundations_for_Human_ Visual_Perception_ Driven_Cognitive_ Film_Studies (дата обращения: 01.12.2016).