ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДОЙ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Е.С. АЛЕКСАНДРОВА* ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия человека с информационной средой и ее влияние на субъективное благополучие в рамках экопсихологического подхода. Для проведения исследования была использована методика анализа экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой, а также методика «Шкала субъективного благополучия». В исследовании приняли участие 213 респондентов, из них 53% женщин и 47% мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. В ходе исследования были проанализированы такие типы взаимодействия человека с информационной средой, как: субъект-объектный, субъект-субъектный, квазисубъектный.
Ключевые слова: информационная среда; телевидение (ТВ); Интернет; экопсихологические взаимодействия: субъект-объектные, субъект-субъектные, квазисубъектные; субъективное благополучие.
Введение
Информационная среда выступает важнейшим фактором социализации индивида, играет серьезную роль в формировании общественного мнения, вкусов, моды и настроений в обществе. Интернет и мобильные устройства еще больше расширили сферу традиционных средств получения и распространения информации. Технические новшества сделали возможным доступ к информации в любое время и в любом месте.
В связи с этим одной из стремительно развивающихся областей прикладных исследований в современной психологии и теории информации является изучение особенностей коммуникации с помощью новых информационных, в том числе и компьютерных технологий. Психологов
© Е.С. Александрова, 2017
* Для корреспонденции:
Александрова Елена Сергеевна старший научный сотрудник лаборатории экопси-хологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО» E-mail: [email protected]
интересует, прежде всего, не технологический, а «человеческий» аспект проблемы: возможности убеждения и влияния, восприятие партнера по взаимодействию, нормы и правила виртуального общения, влияние информационной среды на жизнь человека [1]. Психология фокусируется на отношениях между поведением человека и средствами массовой информации, изучает взаимодействие между отдельными лицами, группами и технологиями [11].
Несколько десятилетий назад, когда телевидение стало популярной формой развлечения, психологи озаботились действием, оказываемым телевидением на детей. Встал вопрос о влиянии ТВ на школьную успеваемость и отношение к чтению, так как его просмотр стал занимать основную часть свободного времени [12]. Затем психологи углубились в содержание телепередач и начали изучать взаимосвязь между просмотром сцен насилия и взаимодействием детей со сверстниками [14]. Позже возникла необходимость изучения вопроса зависимости от ТВ и ее распространения не только на детей, но и на взрослых [5, 6].
В настоящее время аналогичная ситуация происходит и с Интернетом. Его появление и широкое распространение вызвало беспокойство, в первую очередь, за детей. Увлечение компьютерными играми, социальными сетями, бесцельное блуждание по просторам Сети привело к тому, что дети стали проводить практически все свободное время в виртуальной реальности. Вопрос зависимости встал еще острее. С развитием технологий, появлением портативных компьютеров, мобильных телефонов с возможностью выхода в Интернет ситуация усугубилась, и теперь не только дети, но и взрослые стали зависимы от электронных ресурсов [2, 3, 13].
Информационная среда, в данном случае - в виде ТВ и Интернета, круглосуточно предоставляет информацию, которая часто носит негативный характер: экономический кризис, террористические атаки и авиакатастрофы, насилие в реальной жизни и кино. Телевизионные шоу выставляют напоказ «грязное белье», склоки и сплетни, а сериалы создают образ богатой и красивой жизни, которая недоступна большинству зрителей [11]. Непрекращающийся натиск со стороны средств массовой информации может иметь долгосрочные психологические последствия и в конечном итоге привести к мысли об опасности мира, к стрессу и тревоге. Все эти факторы влияют на чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне и отражаются на уровне субъективного благополучия человека [2, 11, 13].
Несмотря на то, что взаимодействие человека с ТВ и Интернетом уже многие годы является предметом исследования отечественных и зарубежных психологов, влияние этих взаимодействий на субъективное благополучие изучено не в полной мере, так как при этом не учитывалось различие в типах коммуникативного взаимодействия с информационной средой.
В данном случае речь идет о том, что для изучения взаимодействий человека
с информационной средой недостаточно использованы возможности, которые предоставляет экопсихологический подход к развитию психики [9]. Дело в том, что в качестве исходных предпосылок в этом подходе используются отношение «человек - окружающая среда (природная, социальная)» и базовые типы взаимодействий между компонентами этого отношения: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный.
Поскольку эти типы характерны для взаимодействий с разными видами среды, то их можно использовать в качестве основы для описания и изучения взаимодействий человека с такими видами информационной среды, как ТВ и Интернет [8].
В соответствии с экопсихологическим подходом индивид, выступая субъектом взаимодействия с информационной средой, может занимать по отношению к ней как субъектную, так объектную позицию. В то же время информационная среда может выступать в роли объекта, субъекта или квазисубъекта взаимодействия [4]. В случае, когда ТВ и Интернет выступают для индивида в роли информационного объекта, взаимодействие с ним строится по субъект-объектному типу. Объект-субъектный тип взаимодействия возникает, когда информационная среда оказывает воздействие на сознание индивида, например, с помощью рекламы, побуждая приобрести определенный товар. Если же ТВ и Интернет субъектифицируются индивидом, то есть наделяются человеческими качествами, вызывают эмоциональную привязанность, то в коммуникативном взаимодействии с ними возникает квазисубъектный тип взаимодействия.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о существовании связи между субъективным благополучием и типом экопсихологического взаимодействия с информационной средой. В качестве ба-
зового допущения мы рассматриваем положение о том, что возможны три типа взаимодействия с информационной средой: объектный, субъектный и квазисубъектный.
Методика
Цель настоящей работы заключалась в эмпирической проверке предположения о том, что уровень субъективного благополучия во взаимодействиях индивида с информационной средой будет связан с тем, субъектную или же объектную позицию будет занимать индивид по отношению к ТВ или Интернету и, соответственно, какой тип взаимодействия будет он будет ре-ализовывать индивид во взаимодействиях с ними.
Для проверки данного предположения и изучения взаимосвязи между информационной средой и субъективным благополучием была использована методика М.В. Соколовой «Шкала субъективного благополучия» [10] и специально разработанный метод исследования экопсихологиче-ских взаимодействий человека с информационной средой М.О. Мдивани [7].
Шкала субъективного благополучия представляет собой набор из 17 высказываний, содержание которых характеризует эмоциональное состояние и социальное поведение человека, а также некоторые физические ощущения. Каждое из утверждений оценивается по 7-балльной шкале от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Методика исследования экопсихоло-гических взаимодействий человека с информационной средой состоит из утверждений, каждое из которых оценивается по 7-балльной шкале от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Утверждения позволяют определить субъектную позицию по отношению к информационной среде, объектную позицию и квазисубъектное взаимодействие с информационной средой. В качестве видов информационной
среды для исследования были выбраны ТВ и Интернет.
В исследовании приняли участие 213 человек, которые отвечали на вопросы анкеты онлайн. Из них 53% - женщин и 47% - мужчин в возрасте от 18 до 65 лет.
Количественная обработка полученных данных проводилась при помощи корреляционного анализа в статистическом пакете SPSS.
Результаты и обсуждение
Средний уровень субъективного благополучия по всей выборке - 4,6. Средние значения субъективного благополучия у мужчин и женщин практически равны. Среднее значение субъективного благополучия мужчин - 4,6, женщин - 4,5.
Уровень субъективного благополучия возрастает от 18 до 45 лет и довольно резко снижается после 46 лет. Такое распределение уровня субъективного благополучия можно объяснить тем, что с 18 и до 45 лет наступает расцвет личности в социальном, интеллектуальном и в физическом плане. Этот этап часто насыщен впечатлениями и эмоциями (путешествиями, новыми друзьями и радостью встреч со старыми знакомыми, влюбленностями и замужеством/женитьбой, рождением детей и др.), социально значимыми достижениями (поступлением в вуз, началом карьеры ближе к 20 годам и значительным карьерным ростом ближе к 45 годам), возможностью распоряжаться собственным временем и финансами, высоким уровнем здоровья.
Ближе к 50 годам уровень субъективного благополучия заметно падает. Это может объясняться тем, что в старшем возрасте ухудшается состояние здоровья и физической активности, снижается возможность роста по карьерное лестнице, ослабевает интерес к новому, понижается уровень эмоционального присутствия в событии. Если человек выходит на пенсию, то на снижение уровня субъективного бла-
гополучия может влиять финансовая несвобода (зависимость от государственных выплат), нехватка значимого дела, чувство одиночества (отсутствие родных, смерть близких друзей).
У испытуемых со средним и средним специальным образованием (техникум, колледж) уровень субъективного благополучия ниже (4,1 - среднее образование; 4 - среднее специальное образование), чем у испытуемых с высшим и незаконченным высшим образованием (4,5 - незаконченное высшее образование; 4,6 - высшее образование).
Люди, не имеющие высшего образования, вынуждены выбирать профессию из узкого спектра вакансий, редко ориентируясь на собственные интересы. Часто работа оказывается тяжелой физически, рутинной, подразумевает четкое подчинение руководству, не дает возможности карьерного роста. Низкий уровень заработной платы позволяет оплачивать только самое необходимое: жилье, еду, проезд и др. Это вызывает напряжение и стресс, сказывается на здоровье, что в общем снижает уровень субъективного благополучия.
Высшее образование дает широкий выбор места работы, исходя из личного интереса, социальный статус, карьерный рост, более высокое финансовое вознаграждение, положение в обществе. Финансовый достаток позволяет удовлетворять не только базовые потребности, но и предоставляет возможность развиваться, путешествовать, поддерживать высокий уровень здоровья, проводить время с близкими и друзьями. Все эти факторы положительно влияют на уровень субъективного благополучия.
Средние значения для типов экопсихо-логических взаимодействий Интернет- и телевизионной среды распределились следующим образом: средние значения для Интернета выше по всем типам взаимодействий (объектная позиция - 4,2; субъектная позиция - 4,9; квазисубъектное
взаимодействие - 4,9), чем у телевидения (объектная позиция - 2,9; субъектная позиция - 2,6; квазисубъектное взаимодействие - 2,1).
Возможно, это связано с тем, что в настоящее время взаимодействие с Интернетом происходит более интенсивно. На работе используется электронная почта и поисковые системы, электронные сервисы связи. Практически в каждом смартфоне есть доступ в Интернет, что дает возможность пользоваться им повсеместно. Телевизор же остается стационарным, громоздким и сохраняет необходимость антенны или «спутниковой тарелки», что снижает возможность его широкого использования.
Интересными оказались данные средних значений для мужчин и женщин при взаимодействии с телевидением и Интернетом. Так, к телевидению как к объекту больше относятся мужчины (среднее значение - 3,3), чем женщины (среднее значение - 2,6). Мы предполагаем, что женщины рассматривают телевидение как социальную активность и чаще используют телевизор для «фона», выполняя свои домашние обязанности. Просмотр сериалов и ток-шоу вызывает у женщин эмоциональный отклик. Мужчины же обычно сосредоточены только на одном деле и полностью переключают внимание на просмотр телепрограмм, используя их в качестве получения информации или отдыха.
В квазисубъектные отношения с Интернетом больше склонны вступать женщины (среднее значение - 5,2), чем мужчины (среднее значение - 4,6). Как и с телевидением, женщины склонны выстраивать квазисубъектные отношения и с Интернетом, включаясь в них эмоционально. Женщины чаще используют социальные сети для общения с друзьями и родственниками, больше зависят от оценок их профиля. Мужчины же склонны меньше включаться в эмоциональные взаимоотношения и используют Интернет для получения информации и развлечения.
Для проверки основной гипотезы о влиянии типа взаимодействий с информационной средой на субъективное благополучие человека анализировались корреляционные связи при помощи критерия Спирмена. Значимые корреляции были обнаружены для двух типов экопсихоло-гических взаимодействий (телевизионной и Интернет-среды) и субъективного благополучия.
Таблица 1
Типы экопсихологических взаимодействий с телевизионной средой
ТВ Объектный Субъектный Квазисубъектный
Уровень субъективного благополучия -0,003 -0,055 -0,167*
Примечание: * - р<0,05
Как видно из таблицы 1, квазисубъектные взаимоотношения с телевизионной средой отрицательно коррелируют с уровнем субъективного благополучия при р<0,05.
Несмотря на развитие Интернет-технологий, большинство россиян до сих пор смотрит телевизор каждый день. Телевизор помогает провести досуг после трудового дня или в другое время, при отсутствии финансовой и временной возможности. Телевидение делает человека участником того, что происходит за тысячу километров от него, создавая иллюзию участия в событиях, происходящих в мире [5]. Просмотр телепередач не требует от человека практически никаких усилий: не нужно одеваться и куда-то идти, тратить силы и энергию, не нужно искать компанию и за что-то платить.
Просмотр телевизора вовлекает в действия на экране и побуждает соучаствовать в происходящем. Так, люди больше смотрят телевизор, когда у них плохое настроение и чувство тоски. Они ищут в те-
левидении утешение и комфорт, замену неприятным эмоциям [11].
Несмотря на то, что во время просмотра телевизора человек испытывает удовлетворение, оно носит временный характер. После просмотра телепередач часто возникает ощущение зря потраченного времени, так как вовлекающая функция телевидения влияет на способность управлять своим временем и оторваться от экрана. Из-за неконтролируемого времени, проведенного перед телевизором, часто остаются несделанными домашние или рабочие дела, потеряна возможность общения с близкими, возникает чувство вины, неудовлетворенности, что влияет на субъективное благополучие.
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что квазисубъектные взаимоотношения с Интернет-средой отрицательно коррелируют с уровнем субъективного благополучия при р<0,01.
Таблица 2
Типы экопсихологических взаимодействий с Интернет-средой
Интернет Объектный Субъектный Квазисубъектный
Уровень субъективного благополучия 0,155 -0,169 -0,300**
Примечание: ** - р<0,01
Наша жизнь все больше связана с развитием Интернет-технологий, их доступностью и разнообразием. Интернет-среда предполагает активную позицию субъекта по отношению к данной среде. Однако многие взрослые признают, что тратят большую часть своего времени на просматривание новостей, записей видеоблогов, общение в социальных сетях и компьютерные игры [1].
Опрос американских специалистов по психическому здоровью показал, что у более 70% пациентов имеются проблемы, свя-
занные с использованием Интернета [2], которые приводят к эмоциональным нарушениям и оказывают влияние на жизнь пользователя.
Бесконтрольное использование Интернета оказывает влияние на время, доступное для личного общения и оказывает такое же влияние на субъективное благополучие, как и время, потраченное на просмотр телевидения [13]. Так, для людей, имеющих проблемы с социальной активностью, использование Интернета усугубляет ситуацию [2].
Еще одним фактором, влияющим на субъективное благополучие, является то, что сайты социальных сетей вызывают чувство зависти, приводят к снижению самооценки, обесцениванию собственных достижений, по сравнению с позитивными образами друзей и знакомых [13].
Как и в случае с телевидением, время, проведенное в Интернете, сложно контролировать, что приводит к чувству вины, неудовлетворенности, оказывает влияние на субъективное благополучие.
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимодействие с ТВ и Интернетом как видами информационной среды осуществляется по квазисубъектному типу (В.И. Панов), что выражается в наделении и ТВ и Интернета субъектными характеристиками, приписыванием взаимодействию с ними эмоциональных атрибутов, как-то: скучаю без него, радуюсь, когда есть возможность пообщаться. Также мы отмечаем, что показатели степени квазисубъектности значимо выше по отношению к Интернету.
Поскольку главной гипотезой для нашего исследования была проверка наличия связи между уровнем субъективного благополучия и квазисубъектным типом взаимодействия, то необходимо подчеркнуть, что гипотеза подтвердилась следующим образом: обнаружена значимая обратная
корреляционная связь между общим показателем субъективного благополучия и квазисубъектным типом взаимосвязи субъекта и информационной среды (ТВ и Интернет). В адаптированной М.В. Соколовой методике измерения субъективного благополучия выделяется шесть составляющих: напряженность и чувствительность; признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику; изменения настроения; значимость социального окружения и степень удовлетворенности повседневной деятельностью. В нашем исследовании мы рассматривали только общий показатель субъективного благополучия. Согласно полученным данным, субъекты с более низкими показателями субъективного благополучия демонстрируют более высокие показатели квазисубъектного типа взаимодействия с информационной средой, то есть ТВ и Интернет «субъектифицируются» респондентами.
Литература
1. Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Интернет как новая информационно-коммуникационная среда / В кн.: Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. - М.: МГУ, 2006. - С. 6-8.
2. Ван Ш., Войскунский А.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал ВШЭ. - 2011. - № 4. - С. 73-101.
3. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
4. Лидская Э.В. Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом: гендерный аспект // Сборник статей «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения» / Под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2017. - С. 269-272.
5. Матвеева Л.В. Культура и СМИ: размышления о феномене «Разорванной коммуни-
кации» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2007. - № 1.
- С. 119-133.
6. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: УМК «Психология», 2000.
- 386 с.
7. Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой // Акмео-логия. - 2017. - № 1(61). - С. 59-65.
8. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 23-27.
9. Панов В.И. Экопсихология: парадиг-мальный поиск - М.; СПб.: ПИ РАО, «Нестор-История», 2014. - 304 с.
10. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия: руководство. - 2-е изд. - Ярославль, 1996. - 42 с.
11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: 2001. - 448 с.
12. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. - Cambridge; London: MIT Press, 1994. - 355 p.
13. Penard T., Poussing N., Suire R. Does the Internet make people happier? // Journal of Socio-Economics, Elsevier. - 2013. - Vol. 46.
- P. 105-116.
14. Postman N. The Disappearance of Childhood.
- New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994. - 177 p.
References
1. Babanin LN, Voyskunskiy AYe. Internet kak novaya informatsionno-kommunikatsionnaya sreda. V kn.: Psikhologiya pered vyzovom budushchego: Materialy nauchnoy konferentsii, priurochennoy k 40-letnemu yubileyu fakul'teta psikhologii MGU. Moscow: MGU 2006:6-8 (in Russian).
2. Van SH, Voyskunskiy AYe, Mitina OV, Karpukhina AI. Svyaz' opyta potoka s psikhologicheskoy zavisimost'yu ot
komp'yuternykh igr. Psikhologiya. Zhurnal VShE 2011; 4:73-101 (in Russian).
3. Kuznetsova YuM, Chudova NV. Psikhologiya zhiteley Interneta. Moscow: Izdatel'stvo LKI 2008: 224 (in Russian).
4. Lidskaya EV. Sub»yekt-sredovyye vzaimodeystviya s TV i Internetom: gendernyy aspekt. Sbornik statey «Lichnostnoye i professional'noye razvitiye detey, molodezhi, vzroslykh: problemy i resheniya». Pod red LM Mitinoy. Moscow: Izdatel'stvo «Pero» 2017: 269-272 (in Russian).
5. Matveyeva LV. Kul'tura i SMI: razmyshleniya o fenomene «Razorvannoy kommunikatsii». Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya 2007; 1:119-133 (in Russian).
6. Matveyeva LV, Anikeyeva TYa, Mochalova YuV. Psikhologiya televizionnoy kommunikatsii. Moscow: UMK «Psikhologiya» 2000: 386. (in Russian).
7. Mdivani MO. Metod issledovaniya ekopsikhologicheskikh vzaimodeystviy cheloveka s informatsionnoy sredoy. Akmeologiya 2017; 1(61):59-65 (in Russian).
8. Panov VI. Informatsionnaya sreda v kontekste ekopsikhologicheskogo podkhoda k razvitiyu psikhiki: kontseptual'nyye predposylki // XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Psikhologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya: sovremennyye vyzovy i riski». Pod red LM Mitinoy. Moscow: Izdatel'stvo «Pero» 2016: 23-27 (in Russian).
9. Panov VI. Ekopsikhologiya: paradigmal'nyy poisk. Moscow; St-Petersburg: PI RAO, «Nestor-Istoriya» 2014: 304 (in Russian).
10. Sokolova MV. Shkala sub'yektivnogo blagopoluchiya: rukovodstvo. 2-ye izd. Yaroslavl' 1996: 42 (in Russian).
11. Kharris R. Psikhologiya massovykh kommunikatsiy. St-Petersburg 2001: 448 (in Russian).
12. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; London: MIT Press 1994: 355.
13. Penard T, Poussing N, Suire R. Does the Internet make people happier? Journal of Socio-Economics, Elsevier 2013; 46:105-116.
14. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc. 1994: 177.
ECO-PSYCHOLOGICAL INTERACTIONS WITH THE INFORMATION ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF SUBJECTIVE WELL-BEING
E.S. ALEXANDROVA Psychological Institute of RAE, Moscow
This article addresses the problem of interaction with the information environment and its influence on the subjective well-being within the eco-psychological approach. The method of analyzing the eco-psychological interactions of a person with the information environment was used, as well as the Scale of subjective well-being. The survey involved 213 respondents, 53% were women and 47% were men aged 18 to 65 years. The following types of human interaction with the information environment were analyzed: subject-object, subject-subject, quasisubject.
Keywords: information environment; television (TV); Internet; ecopsychological interactions: subject-object, subject-subject, quasi-subjective; subjective well-being.
Address:
Alexandrova E.S.
Senior Researcher of the Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodactics, Psychological Institute of RAE
E-mail: [email protected]