Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)'

ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологические проблемы / экологическая безопасность / экологическая политика / Ставропольский край / природоохранные мероприятия. / environmental problems / environmental safety / environmental policy / Stavropol Region / environmental protection measures.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Михайлюк Ольга Викторовна

В статье рассмотрены актуальные проблемы экологической безопасности Ставропольского края, выявлены основные экологические проблемы региона. Проведена оценка реализации государственной экологической политики в Ставропольском крае. Систематизированы и оценены природоохранные мероприятия крупнейших предприятий Ставрополья. Предложены перспективные экономико-управленческие инструменты укрепления экологической безопасности на региональном и корпоративном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND MANAGERIAL TOOLS FOR STRENGTHENING ENVIRONMENTAL SAFETY (ON THE MATERIALS OF STAVROPOL REGION)

The paper examines current problems of environmental safety of the Stavropol Territory and identifiesthe main environmental problems of the region. The author analyzesthe implementation of state environmental policy in the Stavropol Territory, systematizes and evaluates environmental protection measures of the largest enterprises in the Stavropol region, and offers promising economic and managerial tools for strengthening environmental safety at the regional and corporate levels.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)»

УДК 504.06

Михайлюк О.В.1

экономико-управленческие инструменты укрепления экологической безопасности (на материалах ставропольского КРАЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы экологической безопасности Ставропольского края, выявлены основные экологические проблемы региона. Проведена оценка реализации государственной экологической политики в Ставропольском крае. Систематизированы и оценены природоохранные мероприятия крупнейших предприятий Ставрополья. Предложены перспективные экономико-управленческие инструменты укрепления экологической безопасности на региональном и корпоративном уровнях.

Ключевые слова: экологические проблемы, экологическая безопасность, экологическая политика, Ставропольский край, природоохранные мероприятия.

Mihailuk O.

ECONOMIC AND MANAGERIAL TOOLS FOR STRENGTHENING ENVIRONMENTAL SAFETY (ON THE MATERIALS OF STAVROPOL REGION)

Abstract. The paper examines current problems of environmental safety of the Stavropol Territory and identifies the main environmental problems of the region. The author analyzes the implementation of state environmental policy in the Stavropol Territory, systematizes and evaluates environmental protection measures of the largest enterprises in the Stavropol region, and offers promising economic and managerial tools for strengthening environmental safety at the regional and corporate levels.

Keywords: environmental problems, environmental safety, environmental policy, Stavropol Region, environmental protection measures.

Экологическая безопасность - важная составная часть национальной безопасности нашей страны. Обеспечение экологической безопасности - одна из приоритетных задач в условиях роста экономической активности. Остановимся в статье на практических аспектах, связанных с применением экономических и управленческих инструментов для укрепления экологической безопасности на региональном уровне. Объектом исследования выступит Ставропольский край - крупнейший субъект Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Актуальные проблемы экологической безопасности Ставропольского края. Ставропольский край - это один из субъектов

РФ, характеризующийся благоприятной экологической обстановкой, чему способствует реализация региональных проектов «Чистая страна» и «Сохранение лесов Ставропольского края» в рамках нацпроекта «Экология». Однако, как и в других российских регионах, на Ставрополье наблюдаются некоторые экологические проблемы. Их усугубление может способствовать росту кризисных проявлений в сфере экологии и, как следствие, в экономике. Это вызывает необходимость решения вопросов экологической безопасности как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий, деятельность которых в наибольшей степени несет угрозы состоянию окружающей среды. Экологическая политика

1 Михайлюк Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: mihailuk@pgu. ru

Olga Mihailuk, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics, Management and Finance, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: mihailuk@pgu.ru

на всех уровнях нуждается в оптимизации механизмов и инструментов, способствующих укреплению экологической безопасности.

Если оценивать степень выраженности экологических проблем в СКФО по шкале от А до Е (где А - минимум, Е - максимум), то

Ставрополье попадает в среднюю группу «С». В Таблице 1 регионы СКФО расположены по степени ухудшения экологической ситуации. Выборка составлена на основе оценок независимого экспертного проекта «Если быть точным» [1].

Таблица 1. Степень выраженности экологических проблем в регионах СКФО, 2021 г.

(составлено по [2])

Регион Масштаб экологических проблем Загрязнение воздуха Обеспеченность питьевой водой и загрязнение поверхностных вод Состояние почв Обращение с отходами и накопленный вред

Республика Ингушетия В Нет данных С В В

Карачаево-Черкесская Республика В А Б А С

Кабардино-Балкарская Республика В Нет данных А С С

Чеченская Республика С Нет данных С В С

Ставропольский край С С В С С

РСО - Алания С С С Б В

Республика Дагестан С С Б С С

№ по СКФО № общий СКФО Природоохранный индекс Промышлен-но-экологи-ческий индекс Социально-экологический индекс Сводный экологический индекс

1 6 Чеченская Республика 69/31 89/11 51/49 76/24

2 18 Кабардино-Балкарская Республика 82/18 83/17 38/62 73/27

3 22 Республика Ингушетия 76/24 84/16 43/57 73/27

4 24 Карачаево-Черкесская Республика 78/22 79/21 50/50 72/28

5 40 Северная Осетия - Алания 68/32 80/20 43/57 68/32

6 41 Республика Дагестан 58/42 83/17 42/58 68/32

7 47 Ставропольский край 61/39 78/22 52/48 67/33

В «Национальном экологическом рейтин- СКФО расположились следующим образом, ге» российских регионов в 2023 году регионы представленным в Таблице 2.

Таблица 2. Место регионов СКФО в «Национальном экологическом рейтинге», 2023 г.

(составлено по [3])

В этом рейтинге Ставропольский край расположен последним из регионов СКФО, занимая 47 место во всероссийском рейтинге.

Таким образом, Ставропольский край, известный как лидер социально-экономического развития среди регионов СКФО, не является таковым по экологическим показателям. Место края в разных экологических рейтингах либо среднее, либо низкое. Однако прослеживается закономерность: чем менее про-мышленно развит регион, тем лучше в нем экологическая ситуация, и наоборот.

Обеспечение экологической безопасности в Ставропольском крае - безусловный приоритет, так как благоприятная экологическая ситуация повышает конкурентные преимущества региона для развития туризма, АПК, курортно-рекреационной сферы. Влияет экологическая ситуация и на качество жизни местного населения.

В Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года [4] отмечается ряд положительных экологических аспектов в регионе: умеренное антропогенное воздействие по сравнению с другими субъектами РФ; снижение уровня выбросов в атмосферу от транспорта и промышленных предприятий; устойчивые объемы водопотребления и сброса сточных вод при росте производства; оптимальные объемы систем оборотного водоснабжения, позволяющие использовать повторно воду в технологическом производственном процессе; соответствие расходов на экологические цели приоритетным проблемам в сфере экологии; приоритет расходования средств для решения проблем по водопользованию и загрязнению природных вод.

Экологическая обстановка на Ставрополье оценивается как довольно благоприятная, но в регионе есть некоторые проблемы в сфере загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и лесов, а также в области рационального недропользования. Наибольшее загрязнение окружающей среды в крае осуществляют предприятия, производящие и распределяющие воду, газ и электроэнергию, добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт. Наиболее высокой экологической нагрузкой и подрывом экологической

безопасности характеризуются Кочубеевский район и промышленно-ориентированные города Ставрополь, Невинномысск, Буденновск, где на относительно небольших территориях сосредоточены крупные производственные комплексы и развито автотранспортное движение [5]. Основные экологические проблемы Ставрополья:

1) выбросы, загрязняющие воздух, в связи со строительством новых предприятий в рамках реализации крупных промышленных и сельскохозяйственных инвестиционных проектов. Особо следует подчеркнуть экологическое состояние региональных индустриальных парков (РИП) Ставрополья, для которых вопросы обеспечения экологической безопасности стоят на одном из первых мест. Это РИП «Невинномысск», РИП «Ставрополь», РИП «Энергия» (г. Ставрополь), Ставропольский краевой индустриальный парк «Мастер», Технопарк «Монокристалл» (г. Ставрополь), РИП «Александровский», РИП «Новоалек-сандровск», Агропромышленный парк «Ставрополье» (с. Ульяновка), РИП «Солнечный» (Изобильненский район), РИП в Буденновске и в Георгиевске [6];

2) высокая опасность паводков на реках Кума и Подкумок, вызываемых обильными осадками в горных районах Карачаево-Черкессии и Ставрополья. Противопаводковые мероприятия реализуются в крае на постоянной основе: расчищаются русла рек, возводятся берегоукрепительные сооружения, проводится ремонт гидротехнических сооружений, ведутся соответствующие исследования. К настоящему времени установлены водоохранные зоны, зоны подтопления;

3) проблема переработки отходов. Ежегодно в СКФО продуцируется около 5 млн тонн отходов [7]. Значительные объемы отходов размещаются на несанкционированных свалках и на объектах, не включенных в государственный реестр, что ведет к загрязнению воздуха, грунтовых вод и почвы;

4) сохранение лесов и вырубка зеленых насаждений в границах муниципальных образований. В крае реализуется проект «Сохранение лесов» в рамках нацпроекта «Экология», предусматривающий меры по восстановлению лесов, модернизацию техники для ведения

лесных работ, реализацию противопожарных мероприятий. В регионе актуально создание зеленых лесопарковых поясов вокруг г. Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод (КМВ);

5) рациональное использование минерально-сырьевой базы Ставрополья. На балансе Ставропольского края находится 224 месторождения полезных ископаемых. Минерально-сырьевой потенциал извлекаемых запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых в крае составляет около 56 млрд долларов. Наиболее ценным является углеводородное сырье (около 38% от общей стоимости полезных ископаемых региона) [8]. Важно развивать и рационально использовать минерально-сырьевую базу Ставрополья, повышать производственную эффективность и долю экономически рентабельных запасов полезных ископаемых;

6) экологическое состояние особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В регионе 108 заповедных ООПТ общей площадью 108,5 тыс. га, или 1,6% от площади региона. В их числе 42 заказника, 65 памятников природы и 1 охраняемая озелененная и лесная территория [9]. Для Ставропольского края большая часть территории которого используется производственными предприятиями, развитие ООПТ - единственная возможность сохранить и приумножить объекты флоры и фауны;

7) сохранение экосистемы Кавказских Минеральных Вод, их уникального климата, минеральной и питьевой воды. В субрегионе наблюдается высокое антропогенное воздействие, усиленная жилищная застройка, переизбыток транспорта, неконтролируемые сбросы воды. В 40% жилых домов и на ряде предприятий отсутствует канализация. Не хватает питьевой воды, и в целом инфраструктура КМВ не поспевает за их развитием, что не раз подчеркивалось экспертами [10].

В условиях нарастания угроз экологического кризиса решение вопросов экологической безопасности приобретает особую значимость на всех уровнях управления, во всех сферах и отраслях экономики [11]. В связи с этим важное значение имеет как государственная, так и корпоративная экологическая политика.

Оценка реализации государственной

экологической политики в Ставропольском крае. Региональный уровень государственной экологической политики - это целенаправленная деятельность по обеспечению стабилизации экологического равновесия в целях устойчивого регионального развития [12]. На региональном уровне государственная экологическая политика обладает высоким приоритетом, поскольку вопросы экологии, природопользования и охраны окружающей среды характеризуются объективными территориальными особенностями и отличиями [13]. На этом уровне возможно применение таких управленческих инструментов, как лицензии на природопользование, штрафы, платежи, экологически ориентированные преференции

[14].

В Ставропольском крае рядом полномочий, связанных с охраной окружающей среды, наделены Дума и Правительство Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Кавказское управление Ростехнадзора.

В Думе Ставропольского края действует Комитет по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии, в ведении которого находятся вопросы нормативно-правового регулирования исследуемой сферы.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - это краевой орган исполнительной власти, реализующий государственное управление рациональным природопользованием, управление в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, а также обеспечивающий экологическую безопасность региона.

Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора; осуществляет контроль, надзор и специальные функции по обеспечению государственной безопасности в сферах: безопасного ведения работ, связанных с недропользованием; промышленной безопасности; безопасности при использовании атомной энергии; безопасности тепловых и электрических сетей

и установок; безопасности гидротехнических сооружений; безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения [15].

Ключевые направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности региона определены в разделе VIII Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 г. [4] («Основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности края»). Также в крае приняты все необходимые базовые законы, регламентирующие вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды [12]. Кроме того, принят ряд постановлений Губернатора и Правительства Ставропольского края. Ежегодно принимается корректирующее и дополняющее экологическое законодательство, соответствующее требованиям и вызовам экологической политики и природоохранной практики.

Эффективность работы региональных органов власти по улучшению экологической обстановки в крае можно определить повышением качества окружающей среды. Это неоднократно подчеркивалось региональным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Высокую информационную значимость имеет ежегодный Доклад Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края «О состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае»

([5], [9]), посвященный вопросам качества окружающей природной среды.

Региональные органы власти осуществляют ряд необходимых мер в области надзора и контроля за состоянием окружающей среды. Так, в 2022 году Центральным и Кавминвод-ским комплексными отделами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края было выявлено 783 нарушения, было оштрафовано 367 субъектов на общую сумму 3 783 тыс. руб., вынесено 416 предупреждений [9]. Деятельность государственных инспекторов ведет к существенному сокращению нарушений природоохранного законодательства.

Под модерацией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края уже 17 раз были реализованы мероприятия экологической акции «Сохраним природу Ставрополья» [16], нацеленные на защиту окружающей среды, развитие экологического образования и повышение экологической культуры населения. В рамках акции проводятся субботники с участием населения, благоустройство, озеленение и санитарная очистка территорий, включая леса, парки, придорожные и прибрежные полосы. Проводится высадка деревьев и кустарников, уборка водоемов и их берегов. Каждый четвертый житель региона принимает участие в этой экологической акции.

Расходы на охрану окружающей среды в Ставропольском крае и остальных субъектов СКФО, представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Расходы на охрану окружающей среды по субъектам СКФО, 2021-2022 гг.

(составлено по [17])

Объем расходов на охрану Индекс физического объема

Регион окружающей среды природоохранных расходов

(млн. руб.) (в % к предыдущему году)

2021 2022 2022

Российская Федерация 804 762 879 525 95,7

СКФО 8 798 10 222 102,5

Республика Дагестан 388 324 76,7

Республика Ингушетия 72 84 93,8

КБР 760 966 110,3

КЧР 305 439 127,3

РСО - Алания 1 698 1 755 93,1

Чеченская Республика 170 1 363 в 6,8 р.

Ставропольский край 5 405 5 291 86,8

На Ставропольский край приходится большая часть расходов на охрану окружающей среды среди субъектов СКФО - 52%, или 5 291 млн. руб. в 2022 г.

Заметим, что на Ставрополье ведут деятельность и негосударственные_экологичес-кие организации: неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского; общероссийская общественная организация по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» в Ставропольском крае и другие.

Оценка реализации корпоративной экологической политики в Ставропольском крае. В последнее время большинство ведущих компаний-производителей Ставропольского края ответственно относятся к вопросам экологической безопасности, охраны окружающей среды, здоровья работников и местного населения. Предприятия региона осознают экологические риски, сопровождающие процесс производства, и берут на себя ряд обязательств по охране окружающей среды.

Ключевые промышленные предприятия Ставропольского края организуют производство согласно требованиям действующих природоохранных нормативно-правовых актов, нацеленных на повышение уровня экологической безопасности и сокращение вредного воздействия на окружающую среду. Предприятия разрабатывают программы технического перевооружения и производственного контроля выбросов вредных веществ, реконструируют и модернизируют производственные мощности [9].

Компании постоянно инвестируют в защиту окружающей среды и повышение уровня экологизации производства, осуществляют

платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивают экологический сбор. Реализуемая предприятиями Ставрополья экологическая политика имеет целью планомерное сокращение технологической нагрузки на окружающую природную среду. Последовательная реализация природоохранных мероприятий способствует повышению уровня и качества экологического менеджмента, сохранению природы в регионе присутствия.

Обобщим в Таблице 4 основные природоохранные мероприятия, реализуемые крупнейшими предприятиями Ставропольского края: (1) экологическая стратегия, программа или план природоохранных мероприятий и экологической безопасности; (2) производственный экологический контроль, экологический мониторинг; (3) сокращение производственных отходов, раздельное накопление и управление отходами; (4) диагностика, планово-предупредительные ремонты и обслуживание оборудования; (5) внедрение новых производственных технологий в целях экологизации производства; (6) проекты экономики замкнутого цикла; (7) НДТ (наилучшие доступные технологии); (8) инвентаризация и анализ выбросов вредных веществ в окружающую среду; (9) экологически ориентированные системы управления, экологический менеджмент; (10) участие в семинарах и конференциях по вопросам природоохранной деятельности; (11) экологические акции (субботники, озеленение территорий, экотуризм, конкурсы и др.); (12) экологическое обучение персонала в области природоохранной деятельности, экологической безопасности, обращения с производственными отходами.

Таблица 4. Основные природоохранные мероприятия крупнейших предприятий Ставропольского края (составлено по [5])

Предприятие Номер мероприятия

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12

АО «Газпром газораспределение Ставрополь» 1, 2, 3, 5, 11, 12

Филиал ООО «Газпром ПХГ» «Ставропольское УПХГ» 1, 2, 3, 9, 11, 12

АО «НК «Роснефть» - Ставрополье» 1, 2, 3, 4, 8

ПАО «Энел Россия» «Невинномысская ГРЭС» 1, 2, 3, 5, 6

АО «Арнест» 1, 2, 3, 5, 9

ООО «Ставролен» 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12

АО «Кавминстекло» 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12

Все рассматриваемые ставропольские предприятия реализуют экологические стратегии и природоохранные программы, заботятся об экологической безопасности, стремятся к сокращению производственных отходов, осуществляют производственный экологический контроль и экологический мониторинг.

Перспективные экономико-управленческие инструменты укрепления экологической безопасности в Ставропольском крае. Стратегией социально-экономического развития СКФО на период до 2030 года [18] предусматриваются приоритетные, среднесрочные и долгосрочные меры повышения уровня экологической безопасности. Они соответствуют принципам планирования мер адаптации РФ к изменениям климата, установленным соответствующим Национальным планом. Опираясь на них, субъекты регионального управления должны разрабатывать и принимать решения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для достижения планируемых результатов в области экологии и охраны окружающей среды оптимизация государственной экологической политики в Ставропольском крае, как и в других регионах СКФО, должна быть связана с:

- системным выявлением национальных и региональных приоритетов устойчивого развития;

- комплексной оценкой экологического состояния базовых природных ресурсов и климата;

- развитием «зеленой экономики»;

- развитием инструментов стимулирования экологических инициатив ставропольских предприятий;

нацеленные на рост уровня экологической безопасности, снижение экономического ущерба в связи с опасными явлениями природы и последствиями климатических изменений.

Реализация приоритетных мер должна быть связана с нацпроектом «Экология», включая федеральный проект «Чистая страна», а также с проектами и программами, реализуемыми Ставропольским краем. Реализация среднесрочных и долгосрочных мер требует значительных капитальных затрат, в связи с чем требуется дополнительное финансирование.

Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года ставится задача сохранения уникального регионального природного комплекса и сокращения негативного воздействия на природу. В связи с этим согласно целевому сценарию стратегического развития предусматриваются следующие целевые показатели, представленные в Таблице 5.

- развитием гражданского общества, предусматривающим, в частности, участие граждан в решении вопросов охраны окружающей среды;

- формированием экологической культуры, проявлением чего станет регулярное проведение экологических акций, экофестивалей, экоконкурсов и, в итоге, становление экологической ментальности [20].

Разработку экологической политики в регионе должно предварять выявление и ранжирование проблем и угроз экологической безопасности, анализ эффективности и состоятельности существующего управления природопользованием [13].

Отметим также актуальные инструменты

Таблица 5. Целевые экологические показатели Ставропольского края до 2035 г.

(составлено по [19])

Целевой показатель Ед. изм. 2017 г. 2021 г. 2024 г. 2030 г. 2035 г.

Доля обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем объеме образованных отходов % 6,5 25,0 40,0 48,1 54,8

Объем выбросов в атмосферу от стационарных источников тыс. тонн/год 83,2 56,8 49,7 38,2 27,6

Объем сброшенных загрязненных сточных вод млн.куб. метров 126,7 111,0 107,3 71,7 53,6

в рамках совершенствования корпоративной экологической политики предприятий Ставропольского края.

В первую очередь, это внедрение НДТ -наилучших из доступных малоотходных ресурсосберегающих технологий, существующих в России и мире, соответствующих требованиям экологической безопасности и нацеленных на выпуск продукции высокого качества. На Ставрополье в этом направлении продвинулось ООО «Ставролен» - технологии, применяемые при производстве и переработке отходов, соответствуют НДТ, а специалисты предприятия выступают экспертами по подготовке справочников НДТ [5].

Во-вторых, необходима реализация циркулярной экономики, или экономики замкнутого цикла, что предполагает оптимизацию управления отходами, сведение их к минимуму, переработку и повторное использование материалов. Значительных успехов в этом уже добились на Невинномысской ГРЭС.

В-третьих, минимизации экологических рисков, повышению экологической безопасности и ответственности предприятий будет способствовать внедрение инновационных производственных технологий. Например, установка энергосберегающих осветительных устройств и ламп (реализовано в АО «Газпром газораспределение Ставрополь»); автоматизация систем подачи щелочного раствора в мо-

ечные ванны на линии производства баллонов, внедрение технологии очистки загрязненных стоков биопрепаратами (АО «Арнест») и др.

Четвертое направление - селективное накопление отходов в целях сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Для этого предприятиям необходимо организовать специальные площадки и емкости для раздельного накопления отходов, информировать работников о правилах селективного накопления отходов. Одновременно следует сокращать объемы производственных отходов, а при возможности - передавать отходы для повторного использования. Также необходимо организовать селективный сбор опасных отходов с последующей их передачей на обезвреживание и утилизацию в специализированные организации.

Пятое важное направление - экологическое просвещение, экологические конкурсы для молодежи, поддержка станций юных натуралистов в Ставропольском крае и проведение иных экологически ориентированных акций.

В целом, государство, бизнес-сообщество и общественность должны объединять усилия для поддержания развития «зеленой» экономики, экологической культуры и укрепления экологической безопасности, а региональным органам экологического управления и предприятиям необходимо совершенствовать применяемые инструменты экологической политики.

библиографический список

1. Методология оценки экологической обстановки в регионах РФ (расчет рейтинга A-E) // Если быть точным. URL: https://tochno.st/methodology/ecology

2. Экология. Статистика проблемы в России и регионах // Если быть точным. URL: https:// tochno .st/probl ems/ecology

3. Национальный экологический рейтинг 2023 // Зеленый патруль. URL: https:// greenpatrolbackend.ru/pdf/rating/spring2023/rating_federal_area.pdf

4. О стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года: закон Ставропольского края от 27.12.2019 г. №110-кз [Электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru/document/561692832/ (дата обращения: 06.02.2024).

5. О состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае в 2021 году. Доклад Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Ставрополь: АГРУС, 2022. 140 с.

6. Региональные индустриальные парки // ФППСК. URL: https://fppsk26.ru/regionalnye-industrialnye-parki/

7. В Пятигорске обсудили вопросы экологической безопасности СКФО // Грозный ТВ. - URL: https://grozny.tv/news/newscfo/13874

8. Общие сведения о состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Ставропольского края // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. URL: https://www.mpr26.ru/poleznye-iskopaemye/obshie-svedeniya/

9. О состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае в 2022 году. Доклад Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Ставрополь: АГРУС, 2023. 140 с.

10. Вопросы экономического и экологического развития Кавказских Минеральных Вод: научное издание. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 202 с.

11. Медяник Н.В. Экологическая безопасность в системе экономических интересов субъектов рекреационной сферы: дисс. ... кан. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 183 с.

12. Еремина О.С., Ткачева С.Ю. Региональный уровень реализации стратегических направлений экологического развития (на примере Ставропольского края) // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Курск: ЮЗГУ, 2022. С. 90-93.

13. Костылев А.А. Особенности формирования экологической политики региона // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 130-135.

14. Медяник Н.В. Природопользование как объект экономического стимулирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (263). С. 70-78.

15. Кавказское управление Ростехнадзора. URL: http://www.kav.gosnadzor.ru/

16. О проведении в Ставропольском крае ежегодной экологической акции «Сохраним природу Ставрополья»: Распоряжение Правительства Ставропольского края от 09.07.2007 г. № 203-рп [Электронный ресурс]. URL: https://www.mpr26.ru/deyatelnost/download. php?ID=2580 (дата обращения: 07.02.2024).

17. Расходы на охрану окружающей среды по субъектам Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rashod_ oxr_2022.xls

18. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 1089-р (посл. ред.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_416511/ (дата обращения: 08.02.2024).

19. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года (проект) [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 2be4c8d2cabdb0ce884b047834a7540f7210119sk.pdf (дата обращения: 08.02.2024).

20. Politkina K.I., Anufrienko S.V., Elkin V.V., Dneprov M.Yu. Innovative ecological and economic aspects of the conceptual transformation of alienation in the genesis of the civilization // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 20. С. 646.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Methodology for assessing the environmental situation in the regions of the Russian Federation (calculation of the A-E rating) // To be precise. URL: https://tochno.st/methodology/ecology

2. Ecology. Statistics of the problem in Russia and the regions // To be precise. URL: https://tochno. st/problems/ecology

3. National environmental rating 2023 // Green Patrol. URL: https://greenpatrolbackend.ru/pdf/rat-ing/spring2023/rating_federal_area.pdf

4. On the strategy of socio-economic development of the Stavropol Territory until 2035: Law of the Stavropol Territory of December 27, 2019, No. 110-kz [Electronic resource]. URL: https://docs. cntd.ru/document/561692832/ (access date: 02/06/2024).

5. On the state of the environment and natural resource management in the Stavropol Territory in 2021. Report of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Stavropol Territory. Stavropol: AGRUS, 2022. 140 p.

6. Regional industrial parks // FPPSK. URL: https://fppsk26.ru/regionalnye-industrialnye-parki/

7. Issues of environmental safety of the North Caucasian Federal District were discussed in Pyatigorsk // Grozny TV. - URL: https://grozny.tv/news/newscfo/13874

8. General information about the state and use of the mineral resource base of the Stavropol Territory // Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Stavropol Territory. URL: https://www.mpr26.ru/poleznye-iskopaemye/obshie-svedeniya/

9. On the state of the environment and natural resource management in the Stavropol Territory in 2022. Report of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Stavropol Territory. Stavropol: AGRUS, 2023. 140 p.

10. Issues of economic and environmental development of the Caucasian Mineral Waters: scientific publication. Pyatigorsk: PGLU, 2006. 202 p.

11. Medyanik N.V. Environmental safety in the system of economic interests of subjects of the recreational sphere: dissertation. Rostov-on-Don, 2003. 183 p.

12. Eremina O.S., Tkacheva S.Yu. Regional level of implementation of strategic directions of environmental development (on the example of the Stavropol Territory) // Current problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management. Kursk: South-West State University, 2022. P. 90-93.

13. Kostylev A.A. Features of the formation of environmental policy in the region // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2010. No. 1. P. 130-135.

14. Medyanik N.V. Nature management as an object of economic stimulation // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. No. 8 (263). P. 70-78.

15. Caucasus department of Rostechnadzor. URL: http://www.kav.gosnadzor.ru/

16. On holding in the Stavropol Territory, the annual environmental action "Let's Preserve the Nature of Stavropol Region": Order of the Government of the Stavropol Territory dated 07/09/2007 No. 203-rp [Electronic resource]. URL: https://www.mpr26.ru/deyatelnost/download.php?ID=2580 (access date: 02/07/2024).

17. Expenditures on environmental protection by constituent entities of the Russian Federation // Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rashod_oxr_2022. xls

18. On approval of the Strategy for the socio-economic development of the North Caucasus Federal District for the period until 2030: Order of the Government of the Russian Federation dated April 30, 2022, No. 1089-r (last ed.) [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_416511/ (date of access: 02/08/2024).

19. Strategy for the socio-economic development of the Stavropol Territory until 2035 (project) [Electronic resource]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 2be4c8d2cabdb0ce884b047834a7540fZ210119sk.pdf (access date: 02/08/2024).

20. Politkina K.I., Anufrienko S.V., Elkin V.V., Dneprov M.Yu. Innovative ecological and economic aspects of the conceptual transformation of alienation in the genesis of the civilization // Amazonia Investiga. 2019. T. 8. No. 20. P. 646.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.