Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бинатов Юрий Григорьевич, Доронин Борис Алексеевич, Костюкова Елена Ивановна

В статье рассмотрены особенности регионального природопользования в условиях современной экономической действительности. Проведен анализ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации и Ставропольского края. Предложены мероприятия по повышению эффективности экологического развития.In the article the peculiarities of regional nature management in the conditions of modern economic reality. The analysis of the state policy in the field of ecological development of the Russian Federation and the Stavropol territory. Proposed measures to improve the effectiveness of environmental development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бинатов Юрий Григорьевич, Доронин Борис Алексеевич, Костюкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 502.171:332.1(470.630)

Бинатов Ю. Г., Доронин Б. А., Костюкова Е. И. Benatov Yu. G., Doronin B. A., Kostyukova E. I.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

DEVELOPMENT OF A REGIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE MODERN ECONOMY

В статье рассмотрены особенности регионального природопользования в условиях современной экономической действительности. Проведен анализ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации и Ставропольского края. Предложены мероприятия по повышению эффективности экологического развития.

Ключевые слова: экологическое развитие, государственная политика, ресурсное обеспечение, окружающая среда

In the article the peculiarities of regional nature management in the conditions of modern economic reality. The analysis of the state policy in the field of ecological development of the Russian Federation and the Stavropol territory. Proposed measures to improve the effectiveness of environmental development.

Key words: ecological development, public policy, resources, environment

Бинатов Юрий Григорьевич -

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)35-64-40

Доронин Борис Алексеевич -

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь Тел.: 8(8652)35-75-87 Е-mail: boris_doronin@mail.ru

Костюкова Елена Ивановна -

доктор экономических наук, профессор кафедры

бухгалтерский управленческий учет,

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8(962)450-31-80

Е-mail: elena-kostyukova@yandex.ru

Benatov Yuri Grigorievich -

doctor of economic sciences, professor of department of management Stavropol state agrarian University, Stavropol

Tel.: 8(8652)35-64-40

Doronin Boris Alekseevich -

doctor of economic sciences, professor finance, credit and insurance Stavropol state agrarian University, Stavropol

Tel.: 8(8652)35-75-87 E-mail: boris_doronin@mail.ru

Kostyukova Elena Ivanovna -

doctor of economic sciences, professor accounting management accounting, Stavropol state agrarian University, Stavropol

Tel.: 8(962)450-31-80

E-mail: elena-kostyukova@yandex.ru

Анализируя современные тенденции развития социально-экономических систем, можно отметить их масштабную трансформацию под воздействием научно-технического и социального прогресса, охватившего практически все сферы человеческой деятельности экологии. Наряду с позитивными тенденциями в регулировании экономико-экологических отношений мировое сообщество постоянно сталкивается с глобальными проблемами и угрозами, вероятность которых возрастает в последние годы. Это подтверждается экологической практикой и результатами научных исследований по данной проблеме.

В современном мире основной конфликт между экономикой и экологией обусловлен тем, что природа циклична, а наши хозяйственные системы линейны. Они забирают ресурсы, трансформируют их в товары плюс отходы, и продают потребителям, которые порождают но-

вые отходы. При этом, решение задачи обеспечения качества воздушного бассейна, охраны и рационального использования водных ресурсов, улучшения использования плодородия земельных ресурсов, повышения эффективности использования охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов усугубляется радиационным загрязнением территорий, что вызывает необходимость инновационных подходов с учетом специфики природопользования.

Анализ свидетельствует о том, что в настоящее время в 40 субъектах Российской Федерации более 54 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без отчистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере пло-

дородия сельхозугодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов нашей страны на площади более 100 млн. га. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляется на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Уровень выбросов парниковых газов в настоящее время составляет около 70 % от уровня 1990 года. Вместе с тем по уровню углеро-доемкости экономики Россия занимает одно из первых мест в мире. Это ведет к фактической консервации технологической отсталости производства, снижению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и в дальнейшем может привести к трудностям в выполнении международных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов.

Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года ориентирована на решение социально-экономических задач, обеспечивающих низкоуглеродное устойчивое развитие, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, включая следующие основные направления:

- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

- снижение углеродоемкости экономики и реализации мер по адаптации к изменению климата;

- восстановление нарушенных естественных экологических систем;

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и снижение объемов их образования;

- рост количества людей, имеющих доступ к чистой воде;

- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

- обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некомерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной [4].

В настоящее время основным инновационно-ориентированным документом считается стандарт ISO 14001 - спецификации и руководства по использованию системы экологического менеджмента. Он позволяет любому пред-

приятию сформулировать инновационную экологическую политику в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства страны. В стандарте изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач программы системы экологического менеджмента. Но в соответствии с современными требованиями развития инновационно-экологической политики необходимо не только развивать функции экологического менеджмента. Важно обеспечивать подтверждение соответствия его системы требованиям данного стандарта. Реализация этих требований должна быть обеспечена на базе новой экономической политики, нового качества экономического роста - на базе новой техники, новых технологий.

При этом основными чертами инновационно-экологического производства выступают:

- диверсифицированное производство на базе новых экологичных технологий по критерию безотходности производственных процессов;

- производство с развитой научной компонентой, которая позволяет находить не только экологически благоприятные технологии, но и новые подходы к инновационному управлению природопользованием;

- экологическое качество, как определяющий фактор инновационного эколого-экономического развития предприятий и компаний;

- комплексная оценка результатов инновационного развития экологичного производства.

В целях развития регионального природопользования в Ставропольском крае-принята и действует Стратегия социально-экономического развития до 2020 года и разработана государственная программа в области природопользования и охраны окружающей среды [6], где определен масштабный план экономико-экологических мероприятий, отражающих перспективные ориентиры и направления развития природного комплекса края и конечные его результаты в целом.

Ставропольский край входит в состав Северо-Кавказского экономического региона РФ. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в регионе определяется за последние десять лет (2003 - 2013гг.) выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в параметрах 64-77 тыс. т. в год - от стационарных источников и 240-390 тыс.т.- от автотранспорта; ежегодным сбросом загрязненных вод до 180-220 млн.куб.м.В крае наблюдается устойчивый дисбаланс водоснабжения и водоотведения; очистке подвергается менее половины образующихся стоков. Эрозионные процессы отмечаются на 1\4 территории пахотных земель.[3]

Проблемы негативного воздействия природных вод, безопасности гидротехнических сооружений на Ставрополье стоят довольно

остро. Это обусловлено и тем, что водохозяйственный комплекс постоянно испытывает дефицит средств на содержание, развитие и безопасную эксплуатацию. В Ставропольском крае как одном из самых паводкоопасных регионов России затоплению подвергается значительная часть населенных пунктов. [7, с.31]

В характеристике текущего состояния сферы по охране окружающей среды в крае [6, с. 5-10] выделены следующие основные проблемы в области окружающей среды, обусловленные результатами хозяйственной деятельности человека:

- нарушение режима особой охраны в государственных природных заказниках краевого значения;

- угроза исчезновения биологического разнообразия редких и исчезающих видов животных в крае;

- недостаточный уровень технологически взаимосвязанных в крае лесохозяйствен-ных мероприятий;

- негативное воздействие вод;

- загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в 26 природных заказниках не проведены работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству, вследствие чего не установлены их границы, режим особой охраны данных заказников не соответствует их фактическому использованию, не дана оценка их современному состоянию. В отношении 49 памятников природы не установлены границы, что не позволяет в полном объеме обеспечивать соблюдение режима их особой охраны. Земли особо охраняемых природных территорий краевого значения, образованных без изъятия земель у собственников, арендаторов, землепользователей, включены в хозяйственный оборот, из-за чего распашка земель, выпас скота, использование удобрений ведут к изменению природных ландшафтов и уничтожению мест обитания животных и мест произрастания растений.

Активная хозяйственная деятельность человека на территории края приводит к нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, нарушению природных естественных ландшафтов, что крайне негативно повлияло на среду обитания животных и растений. Рациональное использование биоресурсов и сохранение среды их обитания является первостепенной задачей для их устойчивого существования и воспроизводства.

Территория края относится к крайне малолесным районам Российской Федерации. Только 1,5 процента территории края занимают земли лесного фонда края.

Увеличение площади земель лесного фонда края, занятых лесными насаждениями, возможного за счет передачи в государственную собственность края неиспользуемых в производстве и пригодных для облесения земельных участков из всех категорий земель с последующим созданием на них лесных насаждений.

Край входит в пятерку наиболее паводкоопасных регионов Российской Федерации, где затоплению паводковыми водами подвержено 8 городов, 2 поселка городского типа и 44 сельских населенных пункта края. Количество жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет около 240 тыс. человек, затоплению в крае подвержено 577,5 кв. километра земель. Ежегодный средний экономический ущерб от наводнений в крае составляет 300,0 млн рублей.

Основными причинами наводнений в крае являются застройка паводкоопасных территорий и недостаточная обеспеченность поселений края и объектов экономики края сооружениями инженерной защиты. На территории края расположено 4258 тыс. гидротехнических сооружений (в том числе 517 бесхозяйных), из которых 477 имеют неудовлетворительный уровень безопасности.

Серьезной проблемой является активизация в крае эрозионных процессов в береговой полосе и руслах рек, что приводит к опасному разрушению берегов, выведению из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных угодий, развитию оползневой опасности на застроенных территориях края. Широкое распространение приобретает подтопление селитебных территорий и земель сельскохозяйственного назначения в крае. Причинами этого являются следующие факторы: значительный уровень потерь воды при эксплуатации каналов и водохранилищ; утечка воды из технических и коммунально-бытовых сетей; значительный уровень дисбаланса между водо-потреблением и водоотведением; отсутствие систем централизованной канализации; ликвидация и нарушение естественных водотоков при бесконтрольном нарушении ландшафтов; отсутствие ливневой канализации в населенных пунктах края. В связи с учащением в крае опасных гидрологических явлений предполагается, что риск наводнений и другого негативного воздействия вод будет усиливаться.

Основой принятия правильных управленческих решений в сфере природоохранной деятельности является наличие объективной комплексной информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и ее изменениях с учетом антропогенных воздействий. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды невозможно без информационного обеспечения. Действующая государственная и территориальная наблюдательная сеть стационарных пунктов наблюдения, расположенных в городах Ставрополе, Невинномысске, Минеральные воды, городах-курортах Пятигорске и Кисловодске, не обеспечивает достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха в крае. В рамках реализации Программы планируется ежегодное ведение на территории края следующих мониторингов:

- государственного мониторинга геологической среды и экзогенных процессов;

- мониторинга подземных вод;

- экологического мониторинга.

Большую угрозу окружающей среде в крае

представляют пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды и минеральные удобрения. Для решения этой проблемы программой предусмотрены мероприятия по транспортировке и утилизации указанных пестицидов и минеральных удобрений.

По результатам регионального рейтинга функциональной эффективности и экологической ответственности бизнеса, проведенного агентством Интерфакс ЭРА за 2012 год, Ставропольский край, при средней эффективности по экономике = 100 %, по эколого-энергетической оценке имеет 57,3 %, а по технологической эффективности - 64,8 %. Первое место в рейтинге занимают регионы, имеющие бизнес с высокой эффективностью (эко-энергетической - до 114 % и технологической - до 113 %), высокими темпами роста эффективности (до 3,5 % в год) и высокой прозрачностью.

Краевые города значительно различаются по степени загрязнения воздушного бассейна. В частности г. Невинномысск длительный период находится в ряде городов России с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, где выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников с 2000 по 2013 гг. колеблются в пределах 14-20 тыс. т. По данным Ставропольстата, на одного жителя г. Невинномысска приходится 80,4 кг вредных выбросов в атмосферу, г. Буденновска - 70,4 кг, г. Минеральные воды - 16,5 кг, г. Ставрополя - 9,9 кг.

В соответствии с опубликованными в 2013 году данными по качеству жизни экспертов агентства «РИА Рейтинг», по экологическим и климатическим условиям Ставропольский край занял четвертое место, набрав 70,2 баллов из возможных 100. При составлении рейтинга учитывались показатели выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Качество питьевой воды, затраты на охрану окружающей среды, климат. В целом же по качеству жизни в данном рейтинге и рейтинге регионов, составленным организацией «Зеленый патруль», Ставропольский край оказался на 31 месте из 82 регионов.

В целом по краю в динамике наблюдается устойчивый рост антропогенной нагрузки на окружающую среду. Вместе с тем, улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, выбрасываемых стационарными источниками снизилась за последние 10 лет (2003 - 2013 гг.) со 106 до 70 тыс. тонн, что составляет более половины отходящих загрязнений; ежегодное использование свежей воды за этот период колеблется в пределах 3,0-3,5 трлн. куб.м.; использование и обезвреживание отходов производства и потребления достигает до 70-80 %. В динамике использования водных ресурсов наблюдается определенная положи-

тельная тенденция - увеличивается забор воды из природных источников для использования, а объем сброса загрязненных вод уменьшается. При этом затраты на мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов только за последние пять лет выросли в 1,5 раза, а основные фонды по охране окружающей среды возросли в 1,7 раза. [3]

Руководствуясь исполнением федеральными законами (об охране окружающей среды; в редакции от 23.07.2013 г.) [1] и (об особо охраняемых природных территориях, в редакции от 25.06.2012 г.) [2], в целях повышения уровня экологической безопасности населения и сохранения природных систем постановлением правительства Ставропольского края (от 16.12.2013 № 486-П) была принята государственная программа охраны окружающей среды. [6, с. 81]

Реализация этих мероприятий позволит обеспечить следующие ожидаемые конечные результаты функционирования программы за период 2014-2016 гг. [6, с. 4-5]:

- сохранение площади особо охраняемых природных территорий краевого значения в размере 106822,0 га, на которой обеспечивается их функционирование и режим особой охраны;

- увеличение численности видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, в отношение которых осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, до 90 видов;

- ежегодный общий средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда края на 1,8 м3/га;

- увеличение зон санитарной охраны водных объектов в крае и обеспечение соблюдения режима использования этих зон;

- увеличение доли водохозяйственных участков в крае, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился. В общем количестве водохозяйственных участков в крае, до 35,9 процента;

- обеспечение достоверной информацией о состоянии окружающей среды в крае органов государственной власти Ставропольского края и населения края;

- увеличение доли населения края, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения края, проживающего на таких территориях, до 7,6 процента;

- увеличение доли гидротехнических сооружений в крае (в том числе бесхозяйных), приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений в крае (в том числе бесхозяйных) с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, до 4,0 процента;

- повышение защищенности населения края и объектов экономики края от наводнений и другого негативного воздействия вод.

Ресурсное обеспечение по достижению конечных результатов реализации региональной программы по охране окружающей среды в Ставропольском крае представлена в таблице [6, с. 60-71]:

Реализация представленной программы в сфере экологического развития позволит повысить устойчивость экосистем и многих сфер экономики края, сократить потери природных ресурсов, обе-

Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду, существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развитие необходимой инфраструктуры для утилизации и вторичного использования отходов индивидуального потребления и производственной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об охране окружающей среды».

2. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об особо охраняемых природных территориях».

3. О природопользовании и охране окружающей среды Ставропольского края в 2013 г. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (раз-

спечить государственный контроль и надзор, нормирование воздействия за использованием окружающей среды и конституциональных прав жителей края на благоприятную окружающую среду.

Постепенный переход хозяйственной деятельности на рельсы экологической устойчивости будет достигнут за счет реализации комплекса институциональных и законодательных мер по обеспечению роста энергоэффективности, развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов.

В заключении следует подчеркнуть, что эффективная деятельность в сфере экологического менеджмента должна рассматриваться как основная гарантия экологической безопасности и возможности управления экологическими рисками и угрозами. В этой связи во всей совокупности решения данных проблем, в том числе общей тенденции экологического развития общества, центральное место занимает фактор экологического образования. Ибо наукоемкость экологичности возрастает наряду с новым качеством экономического роста на базе научно-технических нововведений.

References

1. Federallawdated 10.01.2002 № 7-FZof 23.07.2013) «Onenvironmentalprotection».

2. Federallawof 14.03.1995 no. 33-FZof 25.06.2012) «On specially protected natural territories».

3. About nature management and environment protection of Stavropol territory in 2013. 160 c.

4. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by

Таблица - Ресурсное обеспечение региональной программы по охране окружающей среды

в Ставропольском крае

Программы и мероприятия Прогнозная оценка расходов, млн. руб.

Федеральный бюджет Краевой бюджет

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Охрана окружающей среды 687 729 589 318 319 327

Развитие особо охраняемых территорий и биологического разнообразия 0,5 0,5 0,5 62 62 64

в т. ч. охрана: - биологических ресурсов; 0,1 0,1 0,1 Х Х Х

- животного мира; 0,2 0,2 0,2 Х Х Х

Развитие лесного хозяйства 98 98 98 53 53 55

Предотвращение паводков и охрана водных объектов 70 70 70 63 63 65

в. ч. охрана Сенгилеевского водохранилища Х Х Х 30 30 30

Мониторинг природных ресурсов Х Х Х 5,3 5,3 5,3

Защита от наводнений 500 541 402 93 93 93

Обеспечение реализации программы 20 20 20 43 43 45

работан Минэкономразвития России) [Электронныйресурс]. URL : http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/

5. Папеков К. В. Экономика природопользования. М. : ТЕИС ТК Велби, 2010. 926 с.

6. Государственная программа Ставропольского края «Охрана окружающей среды» (в ред. Постановления Ставропольского края от 16.12.2013 № 468-п). 81 с.

7. Как решаются экологические проблемы в Ставропольском крае. URL : http://stav-ropol.bezformata.ru.

8. Гришанова С. В., Е. И. Костюкова. Совершенствование инструментов эколого-экономической политики на рынке экологически дифференцированной продукции : монография. Ставрополь : ООО «Бюро новостей», 2011. 56 с.

9. Гришанова С. В., Костюкова Е. И. Механизмы и инструментыэколого-экономической политики на рынке экологически дифференцированной продукции. KANT 12. 2013.

10. Гришанова С. В. Моделирование и анализ инструментов эколого-экономической политики в условиях огополистической конкуренции - Россия и Европа: связь культуры и экономики. Ч. 2. Прага, Чешская республика : Изд-во WORLD PRESS, 2012. 405 с.

the Ministry of economic development of Russia) [Electronic resource]. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/

5. Papkov K. B. the Kronstadt Economics. M. : Theys the TC Valby, 2010. 926 p.

6. The state program of Stavropol Krai «On environmental Protection» (in red. of Resolution of the Stavropol territory from 16.12.2013 № 468-p). 81 p.

7. As in solving environmental problems in Stavropol Krai. URL : // http://stavropol. bezformata.ru.

8. Grishanova S. V., Kostyukova E. I. Improve ecological-economic policy on the market of environmentally differentiated products : monograph. Stavropol : LLC «Bureau of news», 2011. - 56 p.

9. Grishanova S. V., Kostyukova E. I. Mechanisms and instruments for environmental policy in the market of environmentally differentiated products / Grishanova S. V., KANT 12, 2013.

10. Grishanova S. V. Modeling and analysis tools ecological-economic policy in conditions of ogeopolitical competition - Russia and Europe: the relationship of culture and Economics-2 Hours. - Prague, Czech Republic : Publishing house of WORLD PRESS s r., 2012. 405 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.