Научная статья на тему 'Экономико-социологический анализ факторов туристического путешествия'

Экономико-социологический анализ факторов туристического путешествия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРАЗДНИК / КОНЦЕПЦИЯ КАРНАВАЛА / СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / РЕКРЕАЦИОННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куприкова Алина Александровна

в наше время существование человека практически немыслимо без туристических практик, без частых передвижений, начинающихся от поездок, совершенных в рамках больших городов, и заканчивающихся кругосветными путешествиями различной степени комфортности и уровня экстремальности. Умение отдыхать в современном обществе является признаком профессионализма «хорошо работаешь хорошо отдыхаешь». В работе сделана попытка исследования сущности туристического путешествия с позиции праздничной концепции карнавала, в связи с чем, рассмотрено определение понятия карнавала, изложены те факторы и положения, которые делают возможным успешное «включение» в мир «путешествия-карнавала». Кроме того, изучены цели совершения туристической поездки и критерии отбора туристской дестинации. Таким образом, исследуются некоторые важные аспекты туристического потребления. Эмпирическую часть исследования составляет анализ различных характеристик туристических путешествий среди молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-социологический анализ факторов туристического путешествия»

Экономико-социологический анализ факторов туристического путешествия Куприкова А.А.

Куприкова Алина Александровна /Kuprikova Alina Aleksandrovna - магистрант, кафедра экономики и управления в сфере услуг, Институт магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в наше время существование человека практически немыслимо без туристических практик, без частых передвижений, начинающихся от поездок, совершенных в рамках больших городов, и заканчивающихся кругосветными путешествиями различной степени комфортности и уровня экстремальности. Умение отдыхать в современном обществе является признаком профессионализма -«хорошо работаешь - хорошо отдыхаешь». В работе сделана попытка исследования сущности туристического путешествия с позиции праздничной концепции карнавала, в связи с чем, рассмотрено определение понятия карнавала, изложены те факторы и положения, которые делают возможным успешное «включение» в мир «путешествия-карнавала». Кроме того, изучены цели совершения туристической поездки и критерии отбора туристской дестинации. Таким образом, исследуются некоторые важные аспекты туристического потребления. Эмпирическую часть исследования составляет анализ различных характеристик туристических путешествий среди молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге.

Abstract: nowadays, human existence cannot be imagine without tourist practices, without frequent movements, starting from trips undertaken in the framework of large cities, and ending with round trips of varying degrees of comfort and level of extremeness. The ability to relax in a modern society is a sign ofprofessionalism - «work hard -rest well». In this paper we attempt to study the essence of tourist travel from the position of the concept of carnival, therefore, was considered the definition of carnival, described factors and conditions that allow us to involve in the world of «travel-carnival». In addition, there were investigated purposes of traveling and selection criteria of tourist destination. Besides were explored some important aspects of the tourism consumption. The empirical part of this article is the analysis of various characteristics of tourist travel among youth of St. Petersburg.

Ключевые слова: туризм, праздник, концепция карнавала, социология повседневности, туристские дестинации, социология потребления, досуговые практики, рекреационно-потребительская деятельность. Keywords: tourism, holiday, the concept of carnival, sociology of everyday life, tourist destinations, sociology of consumption, leisure activities, recreation and consumer activities.

Характерной чертой XXI века является растущая роль рекреационно-потребительской и досуговой деятельности людей, наиболее часто выбираемым типом которой является туризм. Турист, оказываясь в непривычных для себя условиях, осознанно или нет, выбирает для себя некую модель поведения, которой в дальнейшем будет придерживаться на протяжении всей поездки. В данном контексте интересно проследить, от чего зависит успешность состоявшейся туристической поездки, то есть какие факторы влияют на нее, какие главные цели ставит турист перед собой и каким образом происходит процесс отбора туристской дестинации.

В данной статье изложены результаты качественного исследования, проведенного в октябре 2013 года, предметом которого являлись туристические поездки, объектом - молодые (от 18 до 27 лет) жители Санкт-Петербурга. Методы сбора первичной информации - автоэтнография, участвующее наблюдение, глубинные интервью.

Важно отметить, что методологической основой исследования послужила концепция карнавала М.М. Бахтина. Согласно теории карнавала, это празднество, выступающее в форме активного действа, зрелище, не знающее рампы. Участник карнавала - исполнитель и зритель одновременно, он утрачивает личностное самосознание и, начиная принимать участие в карнавальном действе, становится субъектом зрелища и объектом действа. М.М. Бахтин определяет смысл карнавала как «временный выход за пределы обычного (официального) строя жизни» [1].

Итак, туристическая поездка включает в себя с одной стороны организацию возможности ее осуществления (создание инфраструктуры, проведение мероприятий и так далее), а с другой стороны -индивидуальные практики участия.

В первую очередь, необходимо проследить, как путешествующие сами характеризуют свои поездки. Путешествия описываются информантами в первую очередь как некие впечатления, авантюры, приключения, интересные истории, используются эпитеты «другой», «разный», «новый». Путешествие представляет собой «страсть», «счастье», «способ отвлечься», «переключение», «смену обстановки».

Цели выезда заграницу сводятся, как правило, к релаксации (как временного освобождения от обязанностей), что подтверждает гипотезу о том, что существует некое желание освободиться от запретов, стеснений и ограничений. Здесь важно отметить: отдыхать можно и в парке родного города, и на даче, и в местных барах и пабах. Сама по себе поездка за рубеж не делает человека туристом, турист едет за новыми впечатлениями, которые являются результатом соприкосновения с достопримечательностью. Отдых трудно

отделить от туризма, поскольку идет процесс гибридизации [2:327]. Аналогичным образом происходит гибридизация туризма и деловых поездок. («Поехал в Минск по работе, в командировку. Помимо работы, ходил по барам, гулял, ходил по дискотекам, находил разные красивые места, фотографировал их и себя на их фоне». - Евгений, 27).

Среди целей путешествия выделяются и другие: вдохновение и обогащение знаниями, языковая практика, получение, поиск новизны, новые знакомства. Кроме того, среди целей туризма названы совершение покупок, фотографирование, стремление посетить достопримечательности, желание попробовать национальную кухню, «возможность пожить самостоятельной жизнью» (Яна, 20). Фотографирование всегда выделяется в качестве фоновой цели путешествия. Нередко информантами отмечается, что важно иметь свои фотографии на фоне достопримечательности или какого-либо красивого места. Этот феномен был открыт Дж. Урри. Н. Покровский обозначил его как «синдром Кодака», утверждая, что туриста интересует не столько сама реальность, сколько присвоение этой реальности в виде сделанных фото- и видеоматериалов [6:142].

Каким образом происходит процесс отбора туристской дестинации? Выяснилось, что страна или город назначения отбираются информантами в основном случайным образом, выбор как правило зависит от: политической обстановки в стране, экономических аспектов (цен на билеты, отели, общего уровня цен в соотношении с финансовыми возможностями туриста), в каких-то случаях личной заинтересованностью в дестинации. Какие еще факторы формируют путешествие, какие возможности для перехода из повседневности в «мир праздника» существуют и каковы личностные факторы «включения» в него? С целью ответов на эти вопросы в ходе исследования была разработана модель факторов туристской поездки.

С одной стороны, были выделены социальные факторы, то есть возможности, которые уже созданы и организованы в туристской дестинации. Во-первых, это туристическая инфраструктура, которая предполагает предоставление услуг сферы досуга, индустрии гостеприимства, гастрономические и экскурсионные услуги. Во-вторых, обнаруженные данные дают основание полагать, что появляются новые, альтернативные возможности для совершения путешествия.

Услуги сферы досуга предполагают создание необходимых площадок, мероприятий (фестивалей, концертов), которые привлекают туристов своей неординарностью. Подобные события, как правило, по своему настроению и семантике разительно отличаются от обыденности («[фестиваль Ля Томатина в Италии] длится неделю. Кроме помидорных «боев» - люди бросают друг в друга смятыми помидорами -здесь проходят музыкальные номера, ярмарки, парады, танцы и салют. В период этого фестиваля очень большой туристический приток. Это необычно, поэтому это привлекает многих людей», - Екатерина, 21). Праздники света (в Лионе, Амстердаме), карнавалы (Венеции, Рио де Жанейро), музыкальные фестивали (Барселона, Хельсинки) привлекают огромные потоки туристов. Развлечения удовлетворяют потребности туриста в веселье, «кураже» или с целью просто насытить время («Еще можно посмотреть на \ast.fm, какие сейчас происходят концерты интересные, например», - Сергей, 20).

Часто информантами отмечается, что в путешествии значимая роль отводится привлекательности «праздника» как такового. На основании полученных данных можно выделить отдельные элементы туристической поездки как «карнавала»: контрастирующая с повседневностью праздничность, независимость, отсутствие обязательств и психологического напряжения: «когда едешь за границу, все вообще на легкости построено, на внутреннем кураже, нет напряжения, напряжение создаешь сам, когда придумываешь внешние проблемы, которые мешают тебе получить удовольствие», - Сергей, 20. Подобно тому, как у М. Бахтина праздник есть воплощение утопической «всеобщности, свободны, равенства и изобилия» [1]. Однако, при выборе отелей или места проживания некоторые факторы все же играют роль. Как правило, внимание туриста обращено на близость расположения места проживания к достопримечательности, элементам инфраструктуры: «географическое положение больше всего важно, чтобы было наиболее комфортно, то есть в определенных случаях хочется, чтобы это было в центре города, чтобы можно было сразу куда-то пойти. В других случаях наоборот. Если есть море, то хочется, чтобы это было поближе к морю или элементам инфраструктуры - к дороге, остановке», - Евгений, 27. Кроме того, турист заинтересован в минимальных финансовых затратах, удобствах в номере, включении в стоимость питания, размере и внешней привлекательности отеля: «Например, в Барселоне мы жили в непосредственной близости от Храма Святого Семейства. И терраса нашего отеля прямо напротив Саграды. Выбрала, потому что, во-первых, отель был довольно современный, а во-вторых, достопримечательность. <...> Неплохо было бы, если были бы включены завтраки», - Юля, 22. Упоминается также, что важен вид из окна, наличие парковки: «На самом деле, неважно, где спать, главное, чтобы было удобное расположение и красивый вид из окна», - Антон, 23.

Гастрономические заведения, специализирующиеся на местной кухне, пользуются у туристов огромным успехом. Зачастую поход в гастрономические заведения связан с экспериментами, экзотикой - открытием новых вкусов и запахов. «Если поесть в ресторане - надо как-то знаково поесть. Это должна быть национальная кухня или просто вкусная еда, а не просто ходить три раза в день заполнять чем-то желудок», - Алла, 26.

В данном случае важно упомянуть, что многое, из того, что предлагается в местных гастрономических заведениях турист воспринимает с опаской, некой настороженностью: «это разве едят?». В качестве информаторов о местных изысках могут выступать: путеводители, местные жители, знакомые туриста, сведения из социальных сетей. Существуют также отдельные веб-сайты, посвященные гастрономическому

туризму (например, www.gastrotur.ru), посты, в которых повествуют о пабах Лондона, лучших итальянских ресторанах Рима, блюдах австралийской кухни и т.д.

Выбор того или иного места питания зависит от личностных факторов (индивидуальных предпочтений, финансового состояния, желания, наличием информации о том или ином месте или блюде): «Потом под конец путешествия, когда деньги начинают таять, ты уже чуть более избирательным становишься и думаешь: «Ага, я вот не пойду, пожалуй, в этот ресторан, я пойду в фастфуд, там поем, потому что там можно поесть на 5 евро, а не на 25», - Евгения, 25. Кроме того, турист стремится соответствовать окружающей обстановке, как бы «подыгрывая» местным жителям и проживая с ними свою жизнь как чужую. То есть, покидая место своего жительства, он попадает в другое социокультурное пространство со своими законами, которые ему, в силу непривычки, интересны. Это проявляется и в практиках питания: «Портленд - это вообще, наверно, какое-то хипстерское место. Там очень следят за здоровым питанием, здоровым образом жизни, там очень много биологически чистых продуктов, то есть ребята спокойно и без фастфуда обходятся, при этом не тратят много денег. Поэтому я так и питалась», - Евгения, 25. Путешествие хорошо продемонстрировано в цитате как «карнавал», в котором хочется слиться с толпой, быть как все, частично уйти от собственной личности и побыть анонимом.

Экскурсионные услуги представляют для туриста отдельный интерес, удовлетворяя его познавательные потребности, которые могут быть основополагающими в поездке: «Как правило, на отдыхе я могу похвастаться обилием свободного времени, которое можно потратить на экскурсии или поездки в ближайшие к отелю городки. Естественно, я не лишаю себя культурной программы», - Антон, 23. Отдых туриста не обязательно связан с пассивным проведением времени на пляже, например, специфика туристского отдыха заключается как раз в том, что он «отдыхает, работая», осваивая культурное пространство в процессе экскурсии и вне экскурсионных практик как таковых анализируя самостоятельно то, что его окружает: «мне интереснее посетить экскурсии, нежели тупо валяться на солнышке», - Дмитрий, 23; «нравится познавать мир, смотреть, как живут другие люди», - Сергей, 20; «[чувствую себя] исследователем, хочется узнать что-то новое, мне больше всего в путешествиях в других людях не нравится отрицание другого образа жизни», - Алла, 26. Однако, зачастую воспоминания в виде конкретной исторической и культурологической информации не остаются в памяти информантов, они сохраняются на уровне ощущений, то есть основной задачей туриста все же является не познание, а получение впечатлений. Иногда роль памяти выполняют сделанные фотографии или видеозаписи, сделанные пометки, иногда туриста не интересует визуальное запечатление информации: «Я не исхожу из какой-то логики накопления впечатлений, я просто стараюсь воспринять то, что есть в данный момент и все. Я рад впечатлениям, но я не гонюсь за тем, чтобы их законсервировать, превратить в некий артефакт, с помощью которого потом можно будет что-то вспоминать и так далее, это мне не очень близко», - Дмитрий, 23).

Альтернативные возможности отражают современные тенденции в развитии коммуникативных практик в виртуальной реальности и связаны с созданием пользующихся все большей популярностью сервисах поиска попутчиков (таких, как blablacar, carpooling и др.) и гостевых сетей (couchsurfing). Первые позволяют перемещаться на машине местного жителя из любой точки отправления в выбранное место, оплачивая попутчику только бензин. В свою очередь вторые дают возможность бесплатного проживания у местных. Безусловно, самостоятельно используя подобные сервисы, турист погружается в иное социокультурное поле, где путеводитель, карта маршрута, памятка туриста уже не «упрощают процесс разгадывания кодово-знаковой системы», эту роль берет на себя попутчик, или каучерфер. В данном случае под видом пользования оговоренной услугой, эти люди играют роль туристических организаций и выполняют функции туристической инфраструктуры (в совместном проведении досуга, питании, заменяя экскурсионные услуги, и, предоставляя жилье): «На следующий день мы встретили еще одного каучсерфера, который обещал показать нам город, к нам присоединилась наша подруга, потом еще его друг, мы все вместе сходили в бар», - Екатерина, 21. Очевидным преимуществом данных возможностей является расширение социального окружения туриста, позволяя ему заводить новые знакомства («Посредством каучсерферов, мы познакомились с другими людьми», - Сергей, 20).

Итак, есть некие элементы структуры туристического путешествия. С другой стороны, существуют личностные факторы (индивидуальные возможности включения в «праздник»). Личностные факторы, в свою очередь, могут быть сведены к физиологическим - здоровье, возраст или экономическим - доход. А также культурным - владение иностранными языками, уровень образования, информационная осведомленность о месте нахождения и психологическим - моральная способность и готовность погрузиться в «карнавал» путешествия. Личностные факторы делают пребывание в том или ином месте более или менее комфортным.

Кроме того, необходимо отметить, что может служить причиной возникновения дискомфорта во время тур. поездки. В первую очередь, определенную долю дискомфорта и нарушение баланса могут внести внешние факторы, связанные с обстановкой извне (социальное окружение, наблюдение социальной дифференциации, эпидемии болезней и так далее): «Помню безработных, спящих в центре Рима, прикрывшихся картонными коробками у дверей шикарных бутиков или клошаров в Париже или, видя обилие чернокожих низкого социального уровня - все это портит картинку и вносит психологических дискомфорт, пачкает картину благополучия» - Евгения, 25. Причиной дискомфорта могут быть случившиеся происшествия (проблемы финансового плана, низкое качество оказанных услуг) - «дискомфорт может

появиться, если что-то идет не так как мне бы того хотелось и не так как планировалось. Плохой отель, взвинченные цены или неудачная экскурсия могут сильно испортить настроение». - Алла, 26. Или личностные факторы (культурные - низкий уровень владения языком, незнание местных обычаев и традиций; экономические; физиологические и др.): «Дискомфорт возникает, когда я не понимаю язык той страны, в которую приезжаю, очень не люблю это ощущение». - Антон, 23.

Так, при совершении перехода в «праздничный» мир туристического путешествия неизбежно происходит некое «переключение». Эта перестройка происходит как на психологическом (настроение, эмоциональный фон, умение расслабиться), так и на социальном уровне (смена ролей с привычной, повседневной - рабочего или учебного плана - на праздничную, туристскую; временное отстранение от довлеющих обязательств). Для успешного оказания туристических услуг непременно необходимо учитывать факторы (как внешние, так и внутренние), способствующие благоприятному «переключению», то есть максимальному удовлетворению потребностей туриста и выполнению поставленных целей. Для совершенствования и модернизации туристского продукта необходимо учитывать альтернативные возможности, доступные для индивидуального туриста, которые в последнее время набирают все большую популярность. С другой стороны, необходимо учитывать эти факторы для того, чтобы избежать возможности появления дискомфорта во время совершения путешествия.

Таким образом, в статье была предпринята попытка описания структуры «праздничного мира» путешествия (в противоположность повседневности) через факторы, которые способствуют его формированию и которые в то же время могут его «разрушить». Были также проиллюстрированы основные цели совершения путешествия и процесс отбора дестинации. В этом смысле необходимо сделать вывод: турист (в данном случае молодой житель г. Санкт-Петербурга) в первую очередь ориентирован на расширение своего мировоззрения, получение незабываемого опыта, положительных эмоций, на приключения, коллекционирование впечатлений. На основании чего можно предположить, что в большинстве случаев упор туристами делается не на конкретные аттракторы той или иной дестинации, но на желание поучаствовать «празднике» как таковом, то есть освободиться от повседневных обязанностей и тягот и погрузиться в мир «карнавала». Это, в свою очередь, означает, что туристский продукт может быть направлен на удовлетворение потребности в экзотике, новизне, временном отдыхе от рутины.

Литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и «Ренессанса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/bahtin/rable.html.

2. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб: Интерсоцис, 2008.

3. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1993, № 4.

4. ЛиствинаЕ.В., ГализдраА.С. Современный туризм: проблема Пути и Путешествия// Туризм как культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2004. Вып.2. С. 90-94.

5. Лысикова О.В. Российские туристы: типы идентичности и социальные практики // Социологические исследования, 2012. №4. - С. 138-145.

6. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 2005.

7. Черняева. Т.И. Туризм, потребление, имажинарный гедонизм / Т.И. Черняева // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX- начала XX века. СПб: Интерсоцис, 2008. С.301-308.

8. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1 / под общ. Ред. Г.А.

Карповой, Л.В. Хоревой. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 268 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.