Научная статья на тему 'Экономико-психологические характеристики личности предпринимателей'

Экономико-психологические характеристики личности предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ ШКАЛА БЛАГОСОСТОЯНИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС / МОНЕТАРНЫЕ АТТИТЮДЫ / ECONOMIC AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / SUBJECTIVE WELL-BEING SCALE / SUBJECTIVE ECONOMIC STATUS / MONETARY ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Ольга Анатольевна

Рассматриваются экономико-психологические характеристики личности предпринимателей. Специфика выделенных переменных (субъективной шкалы благосостояния, субъективного экономического статуса, монетарных аттитюдов у предпринимателей) позволяет сделать вывод о том, что деловая активность последних формирует особое экономическое сознание, отличающее последних от других социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneur Personality: Special Economic and Psychological Traits

The article deals with the economic and psychological characteristics of individual entrepreneurs. Specificity of selected variables: the subjective scale of well-being, subjective economic status, monetary attitudes among entrepreneurs, suggests that the business activity of the latter forms a special economic consciousness that distinguishes the latter from other social groups

Текст научной работы на тему «Экономико-психологические характеристики личности предпринимателей»

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Кожевникова O.A.

В условиях экономических реформ и преобразований современного мира все более актуальными становятся исследования индивидуальных особенностей личности, обусловленных включением человека в экономическую активность. Экономическое сознание человека, будучи субъективным отражением различных экономических явлений, как отмечает А.Л. Журавлев [3], определяет и регулирует повседневное поведение человека в экономической сфере. Политика государства в отношении развития и поддержки малого бизнеса определяет необходимость теоретических и эмпирических исследований в сфере психологии предпринимательства. Зарубежные (Й. Шумпетер, М. Вебер, В. Зомбарт) и отечественные авторы (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Г.В. Турецкая, Е.Б. Филинкова, А.Е. Чирикова) описывают предпринимателей как особую социальную группу, имеющую отличительные особенности: повышенная склонность к риску, интернальный локус контроля и так далее [4].

В рамках данной статьи мы проанализируем такие экономико-психологические характеристики личности предпринимателя как субъективная шкала благосостояния, субъективный экономический статус и монетарные аттитюды. Для измерения данных переменных применялась специально разработанная совокупность методических приемов шкалирования и ранжирования, разработанная В.А. Хащенко и опросник отношения к деньгам А. Фернама, адаптированный О.С. Дейнека.

Субъективная шкала благосостояния определяется В.А. Хащенко как величина субъективной имущественной дистанции, устанавливаемая каждым индивидом между богатством и бедностью. В ходе исследования были установлены средние значения субъективных границ бедности и

© Кожевникова O.A., 2010

богатства предпринимателей, которые составили 25 и 500 долларов в неделю соответственно. Сравнивая полученные результаты с данными, полученными В.А. Хащенко на выборке по разным социальным группам [6], можно отметить, что граница бедности у предпринимателей в два раза ниже, чем у среднестатистического человека (включающего представителей разных социальных групп), в то время как границы богатства равны. Возможно, это связано с тем, что для предпринимателя деньги имеют более высокую ценность, чем для обычного человека, так как выступают не только средством обмена, но и стартовым капиталом, при помощи которого можно “делать деньги”. Таким образом, объективно одинаковая с точки зрения размера сумма денег имеет субъективно разное значение для предпринимателя и обычного человека, а именно то количество денег, которое обычный человек считает финансовым нулем и негативно эмоционально окрашивает, для предпринимателя - привлекательная возможность, потенциал дополнительной прибыли.

Как отмечает А.Л. Журавлев, субъективный экономический статус личности отражает психологическое отношение человека к своему положению в социальной системе, определяемому экономическими признаками [3]. Рейтинг распределения частоты ответов предпринимателей выстроился следующим образом: относящих себя к людям “среднего достатка” (66,4%), “скорее богатым, чем бедным” (18,8%), “богатым” (6,7%), “скорее бедным, чем богатым” (6,0%), “бедным” (2%). Сравнивая эти данные со средними значениями, полученными В.А. Хащенко, можно отметить, что у предпринимателей малого бизнеса ответы чаще группируются около значения “средний уровень дохода” (66,4 против 40,9), и реже во всех остальных группах [6].

Субъективнй экономический статус личности является самооценкой финансовых достижений человека. Как известно, в психологии [1], адекватная самооценка человека имеет “высокий” или “выше среднего” уровень. Возможно, критичность в области собственных финансовых достижений предпринимателей связана с высокой степенью риска, которая сопровождает его деловую активность и более высокую, чем у наемного работника, ценность денег, которая и выступает мотиватором этой активности.

Монетарные аттитюды - это установки человека по отношению к деньгам. В ходе исследования нами были выделены 6 монетарных аттитюдов, используемых предпринимателями.

Монетарный аттитюд “Власть денег” (17,5% дисперсии) включает в себя следующие убеждения и отношения: деньги -это способ влияния, управления людьми, положительное отношение к деньгам, самооценка в отношении распоряжения деньгами неустойчива, зависит от сравнения своего финансового статуса с другими людьми. Распространенность этого атти-тюда среди предпринимателей, возможно, связана с тем, что их деятельность в большей степени, чем у наемных работников связана с необходимостью оказания влияния (на работников, клиентов, партнеров, представителей власти).

Монетарный аттитюд “Сбережение” (13,6% дисперсии) включает в себя убеждения и отношения: деньги - ценный, ограниченный ресурс; положительное отношение к деньгам, удовлетворенность собой при распоряжении деньгами; установка на сберегательное поведение. Распространение этой установки, на наш взгляд, связано со спецификой предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли.

Содержанием монетарного аттитюда “Озабоченность финансовым положением, недостаток денег” (13,3% дисперсии) выступают убеждение, что деньги - это высочайшая ценность; положительное отношение к деньгам, неудовлетворенность своим финансовым состоянием; установка на приобретение денег, навязчивые мысли о деньгах. Данный монетарный аттитюд в отличие от предыдущего подразумевает отсутствие контроля над своей финансо-

вой сферой. Изменения в обществе, приводящие к девальвации и дефициту денег, на наш взгляд, и порождают такое отношение к деньгам.

Содержанием монетарного аттитюда “Неадекватное отношение к деньгам” (10,7%) выступают следующие его компоненты: деньги - это источник зла, разногласий между людьми; отрицательное отношение к деньгам, неуверенность в себе в отношении финансовых вопросов; установка на избегание принятия решений относительно денег. Данный монетарный аттитюд включает в себя отношение к деньгам как к источнику негативных переживаний, источнику раздора между людьми.

Монетарный аттитюд “Траты, склонность к импульсивным покупкам” (10,3%) описан через его составляющие: деньги -средство поддержания положительной самооценки человека, метафора: деньги -вода, тяжело удержать в руке; траты как средство поддержания положительной самооценки человека; установка на траты, отсутствие финансового контроля.

Монетарный аттитюд “Деньги как мера вещей” (9,8%) представлен следующими суждениями и отношениями: деньги - мера вещей, символ свободы, независимости; рациональное отношение к деньгам; установка на равноценный обмен. Такое отношение к деньгам и описывают экономисты в своей модели рационального экономического человека [3]. Кроме того, данный аттитюд включил высказывания о независимости и свободе, которую дают деньги, эти ценности, по мнению многих исследователей, несомненно, очень важны для предпринимателей.

Сравнивая полученные данные с исследованиями, проводимыми О.С. Дейнека на выборке предпринимателей в 90-е годы, мы получаем сходные данные [2]. Предприниматели часто используют деньги как орудие управления, власти над людьми, склонны к финансовому контролю и желанию накапливать, сберегать деньги, а также придают деньгам более высокую ценность, чем представители других социальных групп. Культуральные различия монетарных аттитюдов между российской и американской выборками были обнаружены по аттитюду “Надежность/Осторожность”, описанному А. Фер-нам [5]. Отсутствие отношения к деньгам

Вестник Университета Российской академии образования № 5/2010

как к чему-то надежному в российской выборке связано, на наш взгляд, с макроэкономической нестабильностью, которой отличается Россия. Кроме того, изменения на фондовых и валютных рынках современного общества приводят к смене представлений о деньгах как о величине постоянной, незыблемой, нерушимой. Вместе с этим, такая личностная особенность предпринимателей как склонность к риску, описанная классиками экономической теории [4], не способствует формированию установок к деньгам как к переменной, с которой необходимо осторожно обращаться.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что экономико-психологическим характеристикам личности современного предпринимателя свойственно существенное своеобразие, что отличает его от других социальных групп.

Литература

1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 4. С. 99 - 101.

2. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2.

3. Журавлев А. Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспектива исследований: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28 - 29 января 2002 г. М., 2002. Ч. 5.

4. Психология предпринимательства: Хрестоматия: Учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара, 2007.

5. ФернамА., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /Под общ. ред. А. Алексеева. СПб., 2005.

6. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 32 - 49.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вострикова А. С.

Проблема адаптации человека к условиям жизнедеятельности изучается с различных теоретических позиций. Термин “адаптация” используется в психологии в узком и широком значении. Узкое понимание этого термина рассматривает адаптацию как процесс определенной специфической реакции, которая характеризует изменение какой-либо чувствительности индивидуума. В широком значении адаптация является общей реакцией индивида на приспособление, проходящее на основе какой-либо психофизиологической системы, отражающей отношение равновесия организма с окружающей средой [5].

Системный подход рассматривает жизнедеятельность индивидуальности как функционирование сложноорганизованной си© Вострикова A.C., 2010

стемы, состоящей из комплекса элементов. Такая система не может не быть адаптивной, более того, в данном подходе адаптивность представлена как атрибутивное свойство, функциональный признак сложной системы (П.К. Анохин, Л. Берталанфи и другие). Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но, главным образом, в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: биологическую (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий), физиологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.