Научная статья на тему 'Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода'

Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / IDENTITY / ECONOMIC IDENTITY / ECONOMIC IDENTITY OF AN ENTREPRENEUR / META-SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терехова Татьяна Александровна, Трофимова Елена Леонидовна

Рассмотрен феномен экономического самоопределения предпринимателя с позиций метасистемного подхода. Систему экономического самоопределения предпринимателя авторы отнесли к сложным системам специфического класса со встроенным метауровнем. Метауровень представлен как единство личностной, социально-экономической и предметно-деятельностной метасистем, в которое включена система экономического самоопределения предпринимателя, содержащая иерархию пяти основных макроуровней: метасистемного, системного, субсистемного, компонентного и элементного. Было проведено пилотажное исследование с использованием анкет и стандартизированных методик на выборке 78 предпринимателей в сфере малого бизнеса. Выделены двенадцать субсистем, которые подробно охарактеризованы и исчерпывают всю совокупность субъективных характеристик экономического самоопределения системы экономического самоопределения предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Identity of an Entrepreneur in Keeping with a Meta-System Approach

The paper deals with the phenomenon of economic identity of an entrepreneur viewed from a meta-system approach. The system of economic identity of an entrepreneur has been ranked as a specific complex system with a built in meta-level. The meta-level is seen as a unity of personal, socio-economic, and object-activity meta-systems, which includes the system of economic identity of an entrepreneur. This system comprises the five basic macro-levels being hierarchically arranged: meta-systemic, systemic, sub-systemic, componental, and elemental. A pilot study has been carried out on the sample of 78 small business entrepreneurs using questionnaires and standardized techniques. The empirical study focused on the sub-system level, being sensitive to the content and structure of the system of economic identity of an entrepreneur, and reflects specific features of the levels above and below it. In the course of the pilot study twelve sub-systems were identified, which have been described in details in the paper. They cover all subjective attributes of economic identification of the system of economic identity of an entrepreneur.

Текст научной работы на тему «Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода»

с? -

Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2019. Т. 30. С. 68-82

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

УДК 159.99

Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.68

Экономическое самоопределение предпринимателя

в контексте метасистемного подхода

Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Рассмотрен феномен экономического самоопределения предпринимателя с позиций метасистемного подхода. Систему экономического самоопределения предпринимателя авторы отнесли к сложным системам специфического класса со встроенным метауровнем. Метауровень представлен как единство личностной, социально-экономической и предметно-деятельностной метасистем, в которое включена система экономического самоопределения предпринимателя, содержащая иерархию пяти основных макроуровней: метасистемного, системного, субсистемного, компонентного и элементного. Было проведено пилотажное исследование с использованием анкет и стандартизированных методик на выборке 78 предпринимателей в сфере малого бизнеса. Выделены двенадцать субсистем, которые подробно охарактеризованы и исчерпывают всю совокупность субъективных характеристик экономического самоопределения системы экономического самоопределения предпринимателя.

Ключевые слова: самоопределение, экономическое самоопределение, экономическое самоопределение предпринимателя, метасистемный подход.

Для цитирования: Терехова Т. А., Трофимова Е. Л. Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 30. С. 68-82. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.68

Введение

По мнению Д. И. Фельдштейна, проблема «содержания понятия "самоопределение" и его характеристики как явления социально-психологического, культурно-исторического, имеющего всеобщезначимый смысл в развитии социальности, ее дифференцированной представленности на личностном, групповом, этническом и других уровнях в целом и в конкретном этноисто-рическом значении», крайне актуальна [Фельдштейн, 2009, с. 265-266].

Исследование общей психологической концепции самоопределения в основном осуществлялось на выборке подростков и молодежи. Содействие самоопределению всей учащейся молодежи, безусловно, является важнейшей задачей, решение которой поможет раскрытию способностей и возможностей личности. В условиях трансформирующегося общества актуаль-

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант «Этнопсихологические характеристики экономического самоопределения российских и китайских предпринимателей в сфере малого бизнеса», проект № 19-013-00430 А.

но рассмотрение самоопределения как феномена всей жизни человека в связи со сменой ценностных ориентаций личности, изменениями социально-экономического и профессионального статуса.

Поэтому современное состояние теоретических и эмпирических исследований самоопределения открывает неограниченные возможности для развития структуры и содержательного наполнения всех видов самоопределения. Экономическое самоопределение как конкретный вид самоопределения и в зарубежной, и в отечественной психологии пока еще мало изучен, имеющиеся работы в основном носят прикладной характер, фрагментарно раскрывают проблему, исследования проводятся преимущественно на выборке студенчества [Азарёнок, 2018; Акбарова, 2014; Сандлер, Шибаева, 2012 и др.]. Теоретическая «уровневая модель самоопределения субъекта» разработана профессорами Института психологии РАН А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко. Модель состоит из «устойчивой составляющей», представленной «ценностно-нравственным стрежнем», и более гибкой «динамичной составляющей», или «оболочки» [Журавлев, Купрейченко, 2003, 2007].

Существенный вклад в разработку проблемы экономического самоопределения человека внесли исследования экономического сознания, факторов субъективного экономического благополучия личности, его структур-но-уровневой организации, экономических ценностей, экономической идентичности, различных видов экономической активности [Вяткин, 2013; Журавлев, Позняков, 2012; Винокуров, Карнышев, 2007; Карнышев, Иванова, Карнышева, 2017; Позняков, Филинкова, 1999; Хащенко, 2012]. Так, А. П. Вяткин обосновал, что ведущим фактором экономической социализации является экономическая направленность, а в качестве основных механизмов экономической социализации выделил: Я-концепцию, а именно экономические представления и самооценку (личностную самооценку, самооценку принятия экономических требований, самооценку экономической готовности); субъективную экономическую рациональность, личностно-экономическое самоконструирование [Вяткин, 2013].

Цель настоящей статьи - рассмотреть феномен экономического самоопределения предпринимателя с позиций метасистемного подхода.

Мы вслед за Е. И. Головахой связываем экономическое самоопределение с понятиями жизненной и профессиональной перспективы предпринимателя, которые выделяют целую серию противоречивых связей планируемых и ожидаемых событий будущего в контексте профессиональных ценностей, личностных и социально-экономических смыслов, но в нашем исследовании будут также проанализированы связи указанных понятий с этнической идентичностью.

Актуальность исследования экономического самоопределения предпринимателя определяется запросами реальности: предприниматели прочно заняли свою нишу в экономике страны, стереотип предпринимателя в обществе имеет тенденцию к позитивным сдвигам, осознается необходимость обучения предпринимательству, формирования культуры делового взаимодействия.

Постановка проблемы

При разработке теоретико-методологических оснований и диагностического инструментария для оценки экономического самоопределения предпринимателей в сфере малого бизнеса мы исходили из наличия взаимосвязей процессов профессионального, этнического/гражданского и экономического самоопределения.

Под профессиональным самоопределением понимают выбор профессии, соответственно, уровень и направление профессионального обучения, осознание предъявляемых профессией требований к личности, смыслов и значимости ее в обществе, что дает возможность предпринимателю обозначить сферу своей экономической активности: образование, строительство, торговля, сфера услуг и т. д. Содержанием экономического самоопределения является встраивание в систему экономических отношений, стремление к определенному экономическому статусу, уровню благополучия. Этническое/гражданское самоопределение предполагает формирование ответственности за страну, свой народ, обусловливает эмоциональную окраску отношений к отечественным товарам, производителям, потребителям, партнерам и пр.

Систему экономического самоопределения предпринимателя (ЭСП) как одного из видов самоопределения можно отнести к сложным системам специфического класса со встроенным метасистемным уровнем. Определимся с структурообразующими составляющими метасистемного уровня, выделяя наиболее близкие к системе ЭСП метасистемы. ЭСП полидетерминировано характеристиками и свойствами личностного, профессионального, этнического и гражданского самоопределения. По сути метасистемный уровень системы ЭСП представляет собой единство личностной, социально-экономической и предметно-деятельностной метасистем, в которые система ЭСП будет включена. Метасистемы системы ЭСП ортогональны друг другу (т. е. существует статистическая независимость между составляющими их показателями (параметрами), а также соответствуют объективной реальности т. е. имеют онтологический статус.

Во-первых, самоопределение является личностным образованием, причем одновременно выступает и как процесс, и как результат выбора личностью ценностей, целей, установок, способов и средств проявления своей активности. Экономическое самоопределение выступает частью личностного самоопределения. Следовательно, личность можно рассматривать как метасистему системы ЭСП.

Во-вторых, результаты большого числа исследований показывают, что ЭСП связано с наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности предпринимателя - достижением материального благополучия, личной независимости, самостоятельности и возможности реализовать свои способности в работе. Таким образом, второй метасистемой системы ЭСП может рассматриваться предметно-деятельностная [Карпов, 1998; Климов, 2004].

Третьей онтологически представленной метасистемой системы ЭСП будет являться социально-экономическая. Предпринимательство, с одной стороны, является особым видом экономической деятельности, связанной с

созданием собственного дела, предприятия, направленной на получение выгоды, с другой стороны, зависит от социальной среды и способствует вертикальной социальной мобильности личности, т. е. личностной инициативе и самостоятельности. Поэтому социально-экономическая метасистема будет выступать онтологической данностью ЭСП.

Каждая выделенная метасистема, будучи системной конструкцией, обеспечивает сочетание самостоятельности и их скоординированности в проявлении экономического самоопределения предпринимателя. Метаси-стемный уровень интегрирует различные сферы деятельности предпринимателя. При этом каждая метасистема генерирует новые правила игры для входящих в ее состав субсистем, которые самодостаточны и связаны друг с другом только процедурой замены. И что особенно важно, на метасистем-ном уровне не все составляющие метасистем одновременно включены в процесс, функционируют только выбранные элементы, а остальные находятся как бы в состоянии ожидания.

Таким образом, система ЭСП является системой специфического класса - со встроенным метауровнем, который включает три онтологически представленные в системе ЭСП метасистемы - личностную, социально-экономическую и предметно-деятельностную. «Механизмом встраивания метасистемного уровня в системный является не отражение (психикой объективной реальности), а «порождение»» [Карпов, 2011а, с. 222].

Система ЭСП как система со встроенным метауровнем содержит иерархию пяти основных макроуровней: метасистемного, системного, субсистемного, компонентного и элементного, которые характеризуют все качественное своеобразие системы ЭСП. Все метасистемы метауровня - личностная, социально-экономическая, предметно-деятельностная - имеют умеренную вариативность.

Системный уровень - это онтологическая представленность целостности и объективности существования явления. Системным качеством ЭСП является непрерывность ее существования. Целевая детерминация для системы ЭСП предстает ее системообразующим фактором и связана со спецификой предпринимательской деятельности через субсистемы, которые опосредованно подпитывают энергией эту систему.

Субсистемный уровень содержит субсистемы - более крупные единицы анализа, отвечающие за функциональные проявления системы ЭСП. Каждая субсистема включает в себя различные гетерогенные компоненты, которые, объединяясь, обеспечивают ее качественную и функциональную единообраз-ность. Ключевым принципом организации метасистемы выступает потенциальная неограниченность количества компонентов и образованных на их основе субсистем. Система ЭСП состоит из 12 субсистем, отражающих специфику экономического самоопределения предпринимателя в ее личностной, предметно-деятельностной и социально-экономической соотнесенности.

Субсистемный уровень ЭСП имеет лабильную иерархическую организацию. В соответствии с ситуативными целями, возникающими перед ЭСП, структура субсистемного уровня может гибко перестраиваться, выводя на

первый план различные субсистемы, а не большое количество разрозненных элементов и компонентов.

Компонентный уровень представляет сложные, комплексные, гетерогенные образования, имеющие собственную структуру. Один и тот же компонент может быть включен в различные субсистемы, в рамках которых он приобретает качественно новые свойства. Этот уровень, так же как и субсистемный, обладает внутренней иерархией, т. е. компоненты могут входить друг в друга.

Уровень элементов системы ЭСП занимает положение самого «низшего» уровня. Элементы уже утрачивают качественную определенность целого - системы ЭСП, но имеют тенденцию становиться компонентами. Они являются онтологической базой и исходным материалом для построения всех вышележащих уровней. Превращение элементов в компоненты обусловлено сложными взаимосвязями между элементным и компонентным уровнями системы ЭСП. Таким образом, элемент системы ЭСП - это необходимая, но недостаточная единица для возникновения и существования системы ЭСП. Элементы могут входить или не входить в систему ЭСП и гибко менять свой статус. Элементы обладают «двойственной принадлежностью», т. е. они могут одновременно быть элементами системы ЭСП и элементами метасистем, в которые включена ЭСП (личностной, предметно-деятельностной и социально-экономической).

Методы исследования

Для проведения пилотажного исследования ЭСП нами была составлена программа, включающая 15 вопросов, касающихся бедности, богатства, источников дохода, ценностей, наиболее важных для предпринимателя лично и для решения им жизненных проблем, риска, положения дел в экономике города, страны, реализации своих способностей. Кроме этого, с респондентами было проведено исследование с применением 18 стандартизированных методик: опросника субъективного экономического благополучия (В. А. Хащенко), «Привлекательность предпринимательской деятельности» (Т. Г. Хащенко), «Инновационный потенциал личности» (Ю. В. Власенко), «Отношение к конкуренции» (О. С. Дейнеко), «Отношение к деньгам» (М. Ю. Семенов), «Уровень экономической субъектности личности» (Т. Г. Хащенко), «Экосберегающая ориентация субъекта экономического самоопределения» (Т. Г. Хащенко), «Этническая идентичность» (Г. У. Солдато-ва), «Профессиональные установки» (У. Шааршмидт, А. Фишер в адаптация Т. Ронгинской), «Шкала оценки качества жизни» (адаптация Н. Е. Водопьяновой), морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Кар-пушина), «Семантический дифференциал времени» (В. П. Серкин), опросник гражданской идентичности (Е. Л. Трофимова), «Управленческие умения» (Вилсон), экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова), сценариев экономического поведения (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко), «Установки в отношении богатства и бедности» (А. Д. Карнышев).

Выборку проведенного эмпирического исследования составили 78 предпринимателей в сфере малого бизнеса в возрасте от 25 до 50 лет.

Обсуждение результатов исследования

Проведенный факторный анализ полученных исследовательских данных позволил выявить 12 субсистем ЭСП.

Основные субъективные характеристики предпринимателя включают оценку качества жизни: психическое и физическое здоровье; компетентность и интернальность в экономическом пространстве жизнедеятельности; ориентацию на высокий уровень самообеспечения; преобразующую активность по отношению к экономическому контексту; конкурентоспособность; саморегуляцию (или самоконтроль).

Таким образом, вырисовывается обобщенный психологический портрет личности предпринимателя в сфере малого бизнеса: конкурентоспособный, ориентированный на личную ответственность за результаты экономической деятельности, осознающий необходимость деловой активности, постоянных перемен в бизнесе. Он не приемлет экономической индифферентности, среди управленческих умений наиболее значимыми считает компетенции, связанные с организацией работы, спецификой деятельности. Его характеризует высокий индекс качества жизни, причем предприниматель стремится гармонично сбалансировать все сферы, получать удовлетворение не только от работы, но и от общения с близкими, заботиться о здоровье, о своем эмоциональном благополучии. Доминирующей ценностью считает высокое материальное положение, живет настоящим, чувствует ритм времени, его необратимость, переменчивость, старается идти в ногу со временем, ощущает связь с прошлым, однако демонстрирует отсутствие связи с восприятием «будущего». Осознает свою гражданскую позицию, но не всегда готов проявлять на поведенческом уровне. Не усматривает связи между уровнем материального благополучия и социально-экономическими условиями в стране и регионе.

Экономический оптимизм проявляется не в видении перспектив, а в относительной удовлетворенности нынешней ситуацией и отражает уровень субъективного экономического благополучия предпринимателей. Показатели индексов экономического оптимизма и уверенности, субъективной адекватности дохода запросам и потребностям личности, финансовой деприви-рованности находятся в диапазоне средних значений. Удовлетворенность своим текущим материальным состоянием в стремлении обеспечить будущее своих детей и внуков тем не менее вызывает беспокойство.

Экономическая активность предпринимателей направлена на экосбере-гающие ориентации: «самосбережение» (по данной шкале выявлены наиболее высокие значения, следовательно, они больше озабочены своим физическим состоянием, здоровьем), «природосбрежение», «социосбережение», которые проявляются на микро-, мезо-, макроуровнях жизнедеятельности. При этом компетентность реализуется через все компоненты: когнитивный, аффективный, конативный.

Анализ результатов по социально-демографическим параметрам показал, что в целом более оптимистично в вопросах экономических успехов настроены мужчины и молодые люди до 35 лет. Уровень экономического оптимизма растет пропорционально уровню дохода и образования.

Привлекательность предпринимательской деятельности в условиях нравственно-нормативных и социально-экономических установок связана с прогностической самооценкой эффективности предпринимательской деятельности, возможностью интенсивного общения с различными людьми, возможностью разрешать конфликтные, трудные ситуации, отстаивать свои интересы, проявлять самостоятельность, независимость, рисковать, получать прибыль. Интерес к содержанию предпринимательской деятельности также обусловлен ее соответствием характеру респондента. В условиях конкуренции они готовы учитывать интересы партнера, и чем позитивнее отношение к предпринимательской деятельности, тем более неприемлемыми считают случайные факторы (фаталистические установки) и неблагоприятные социально-экономические условия, такие как: нестабильность в стране, непродуманные и неэффективные экономические реформы, действия местных властей и пр.

Следует отметить, что достоверно как более предпочтительную предпринимательскую деятельность расценивают мужчины, для женщин менее привлекательными являются возможности принимать самостоятельные и независимые решения, индивидуальная ответственность за результаты деятельности, необходимость контролировать ситуацию и даже получение прибыли.

Жизненные ценности в контексте саморазвития охватывают: развитие себя, духовное удовлетворение, активные социальные контакты, собственный престиж, достижения, сохранение собственной индивидуальности. По сути саморазвитие является ценностью, так как оно инициировано самой личностью, осуществляется без принуждения и имеет просоциальную направленность. При этом прослеживается связь с активностью в прошлом и преобладанием нравственно-нормативных установок в отношении богатства и бедности.

Стратегии экономического сознания и поведения выражены прежде всего в желании заниматься предпринимательской деятельностью и высокой самооценке готовности к ней, уверенности в наличии определенных способностей (более высокие значения продемонстрировали мужчины-предприниматели). Преобладают сценарии экономической самостоятельности (особенно у мужчин, женщины чаще демонстрируют стремление к патернализму); долговременной ориентации в экономической активности; распределения финансового вознаграждения по справедливости (женщины более склонны распределять вознаграждения по принципу равенства); экономности и неподверженности импульсивным покупкам.

Все эти стратегии осуществляются при сохранении индивидуалистических установок в отношении богатства и бедности, т. е. осознания того, что материальное благополучие зависит от собственных усилий, трудолюбия, решительности, образования и способностей. В то же время стратегии на

приоритеты закона и творчества в деятельности оказались менее значимыми и в данную субсистему не вошли.

Этническая гиперидентичность и интолерантность. Этническая гиперидентичность отражает стремление предпринимателей к этническому доминированию и проявляется в индивидуалистических, социально-экономических, нравственно-нормативных установках в отношении богатства и бедности. Интолерантность интегрирована в этническом, социальном аспектах и проявляется даже как черта личности. Возможно, это объясняется тем, что выборка представлена предпринимателями, которые идентифицировали себя как русские жители, основной доход им приносит собственный бизнес. Таким образом, прослеживается заинтересованность в поддержке именно коренных жителей, а не мигрантов. Отрицательная связь с активностью в настоящем свидетельствует о том, что психологическое время в ощущениях респондентов замерло, никаких позитивных перемен они не наблюдают.

Экономическая рациональность означает расчетливое, разумное обращение с экономическими ресурсами, получение наилучшего экономического результата при меньших затратах, т. е. позитивное рациональное отношение к деньгам, преобладание мотивов экономии и финансовой безопасности, рассмотрение наличия денег как удовольствия. В целом респонденты настроены на экономию времени и денег, чтобы избежать напряжения из-за денег.

Анализ полученных результатов исследования позволяет говорить о том, что наблюдается, с одной стороны, стремление предпринимателей контролировать свои доходы и расходы, отстаивать свои интересы, а с другой, чем сильнее мотив экономии, тем в меньшей степени выражены ориентации на материальное обеспечение, стремления рефлексировать, прогнозировать и планировать свою экономическую активность, в восприятии будущего времени преобладают ощущения его как далекого и непредсказуемого. Появляются также желания иметь возможность делать пожертвования, что согласуется с противоречивым отношением, свойственным российскому менталитету, к таким категориям, как богатство, прибыль, деньги. Кроме того, необходимость быть рациональным продиктована требованиями самой деятельности, индивидуальной ответственностью за ее результаты, однако реальность часто заставляет предпринимателей действовать в условиях неопределенности.

На субъективную экономическую рациональность как психологический механизм экономической социализации личности указывал в своих исследованиях А. П. Вяткин, рассматривая представления о рациональности как способности к оптимизации в экономической деятельности и выделяя три компонента: увеличение выгоды, уменьшение потерь, стремление к балансу или равновесию между возможными выгодой и потерями.

Собственность как базовая ценность предпринимателя. Предприниматели отмечают собственность и как важную для себя ценность, и как необходимый ресурс для решения жизненных проблем. К важным ценностям они относят богатство и развлечения, а для решения жизненных проблем им

необходимы: непримиримость к недостаткам, рационализм, предприимчивость, независимость взглядов и чуткость. Однако предприниматели полагаются преимущественно на собственное мнение и считают, что не обязательно цели и задачи делать ясными для коллектива. Женщины более высоко оценивают такие ценности, как развлечения и независимость взглядов.

Конкурентоспособность характеризуется профессиональной активностью, психологической устойчивостью, стратегиями преодоления проблемных ситуаций, эмоциональным отношением к работе. Эти профессиональные установки проявляются на фоне жесткой конкуренции и в условиях систематического анализа СМИ о положении дел и происходящих изменениях в экономике города, страны. Чем выше уровень конкурентоспособности, тем менее значимой в системе ценностей предпринимателя становится семья, в жестких условиях конкуренции, скорее всего, на нее не остается ни сил, ни времени.

Управленческие умения при условии профессиональной активности во временной перспективе настоящего проявляются в обеспечении условий и ресурсов для работы, следовании намеченному графику, стремлении к детальному и точному выполнению задания, активной жизни, но без уверенности перспектив и неопределенности будущего.

Здоровье как залог будущего: предприниматели не просто рассматривают здоровье как важнейшую для себя ценность, считают его устойчивым ресурсом, на который они могут надеяться в будущем (значимость здоровья выше в группе мужчин). Именно в данной субсистеме выявлена положительная связь с позитивным восприятием будущего. Ради здоровья в условиях финансового дискомфорта респонденты готовы преодолевать лень, подрабатывать частными практиками, если это хорошо оплачивается, и отказаться от креативности в деятельности.

Достижение прибыли соотносится с наличием прибыльного дела, возможностью помогать близким материально. Предприниматели считают, что, приложив максимум усилий, смогут обеспечить себя и семью всем необходимым. Получение прибыли для них не является демотиватором, они не рассматривают прибыль как гарантию полной свободы и возможности стать богатым настолько, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды. Обнаруживается готовность мотивировать и стимулировать, качественно выполнять задания, достигать цели, делегировать сотрудникам полномочия по принятию решений и поощрять за хорошо выполненную работу. Также достижение прибыли связано с готовностью реализовать гражданское поведение, работать на благо страны и отстаивать ее интересы.

Представленные субсистемы не однородны. Субсистемы - носители смыслов, способствующие достижению целей предпринимательской деятельности, могут быть условно названы как «ядерные» (субъективные характеристики предпринимателя, собственность, экономическая рациональность, прибыль, конкурентоспособность).

Субсистемы - носители энергии для реализации целей предпринимательской деятельности, могут быть условно названы «периферийными» (экономический оптимизм, привлекательность предпринимательской дея-

тельности, жизненные ценности в контексте саморазвития, этническая гиперидентичность и интолерантность, здоровье, стратегии экономического сознания и поведения, управленческие умения при условии профессиональной активности во временной перспективе).

«Периферийные» субсистемы, объединяясь с «ядерными», образуют субсистемы иного качества, которые определяют предпринимательскую специфичность, направленную на реализацию экономической рациональности, т. е. минимизацию затрат при одновременной максимизации выгоды (получении прибыли).

В результате процедуры линеаризации «сырые» баллы субсистем ЭСП были проранжированы. Все субсистемы ЭСП сосредоточились вокруг субсистемы Основные субъектные характеристики предпринимателя. Такую субсистему можно назвать «ядерной», ее компоненты одновременно принадлежат всем трем метасистемам системы ЭСП.

Рис. 1. Коррелограмма субсистем в системе ЭСП Обозначения: Основные субъектные характеристики предпринимателя (ОСХП); Экономический оптимизм (ЭО); Привлекательность предпринимательской деятельности в условиях нравственно-нормативных и социально-экономических установок (ППД); Жизненные ценности в контексте саморазвития (ЖЦ); Стратегии экономического сознания и поведения (СЭСП); Этническая гиперидентичность и интолерантность (ЭГИ); Экономическая рациональность (ЭР); Собственность как базовая ценность предпринимателя (С); Конкурентоспособность (К); Управленческие умения при условии профессиональной активности во временной перспективе (УУ); Здоровье (З); Достижение прибыли (ДП).

Полифункциональность является своеобразным адаптационным механизмом, проявляющимся в дублировании функций каждой субсистемы и их распределении между несколькими субсистемами. Это свойство обеспечивает высокую степень надежности функционирования ЭСП при любых условиях.

Индексы структурной организации системы - индекс когеренции системы (ИКС), индекс дивергенции системы (ИДС), индекс организованности системы (ИОС) - были рассчитаны для обоснования структурных характеристик системы ЭСП [Карпов, 2011а, с. 297].

В таблице 1 приведены значения указанных индексов для системы ЭСП на общей выборке.

Таблица 1

Индексы структурной организации системы ЭСП

Индексы структурной организации системы Количество внутрисистемных связей разной силы

ИКС ИДС ИОС Сильные р < 0,01 Средние 0,05 > р > 0,01 Слабые 0,10 > р > 0,05

96 18 114 23 8 3

В статье А. В. Карпова «Системогенетические закономерности в развитии метакогнитивных образований личности» показан возможный диапазон соотношения ИКС и ИДС в любых устойчивых системах с однозначно оцениваемыми параметрами. В исследуемой нами выборке предпринимателей ИКС системы ЭСП соотносится с ИДС как 5:1. А. В. Карпов отмечает, что «в стабильных системах ИДС стремится к нулю, а соотношение ИКС и ИДС отражает качественное своеобразие системы», в данном случае системы ЭСП [Карпов, 2011 б]. В ситуации перестройки предпринимательской деятельности под воздействием социально-экономической метасистемы на мезо- или на макроуровне силы дивергенции (дифференциации) могут увеличиваться. В настоящем исследовании полученные данные означают, что силы, работающие на интеграцию системы ЭСП, в разы превышают силы дифференциации, и это говорит об относительной стабильности системы ЭСП. С одной стороны, это может быть связано с большим количеством функциональных возможностей ЭСП. С другой стороны, это ставит под вопрос возможность системы к гибкой адаптации в изменяющихся условиях среды.

Выводы

Система ЭСП является системой специфического класса - со встроенным метауровнем.

В целом структурно-уровневая организация ЭСП включает пять уровней: метасистемный, системный, субсистемный, компонентный, элементный, интегрированных в целостную иерархию.

Метасистемный уровень содержит три онтологически представленные метасистемы - личностную, социально-экономическую и предметно-деятельностную.

Системный уровень показывает целостность и объективность системы экономического самоопределения предпринимателя (ЭСП).

Субсистемный уровень имеет особое значение в структуре ЭСП потому, что системный уровень не позволяет конкретизировать экономические образования относительно специфики предпринимательской деятельности, а компонентный уровень не позволяет строить теоретические обобщения значимой прогностической силы. Субсистемный уровень в наибольшей степени сензитивен к содержанию и структуре системы ЭСП, отражает особенности метасистемного уровня и влияние находящихся рядом системного и компонентного уровней. При этом субсистемный уровень доступен для эмпирических исследований, реализует принцип вариативности и потенциальной неограниченности содержания системы ЭСП. В результате пилотажного исследования нами выделены двенадцать субсистем, которые исчерпывают всю совокупность субъективных характеристик системы ЭСП.

Анализ субсистем позволяет найти в них следы компонентов и элементов системы ЭСП, а также метасистемное влияние. Таким образом, исследования субсистемного уровня дают возможность делать выводы обо всех структурных уровнях системы ЭСП.

В целом метасистемный подход способствовал выходу на «трасдисци-плинарный» [Жан Пиаже: теория..., 2001] уровень как способ понимания, описания и реализации системы экономического самоопределения личности с позиций психологического, экономического и лингвокультурологического знания и корректировке направления дальнейших исследований.

Решение данной исследовательской задачи позволит учесть социально-психологические, социально-культурные аспекты российского предпринимательства для повышения эффективности принятой Правительством Российской Федерации стратегии по развитию малого бизнеса.

Список литературы

Азарёнок Н. В. Экономическое самоопределение современной молодежи // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. Минск : РИВШ, 2018. С. 8-16.

Акбарова А. А. Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи // Психология в экономике и управлении 2014. № 1. С. 45-49.

Винокуров М. А., Карнышев А. Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Иркутск : БГУЭП, 2007. 434 с.

Вяткин А. П. Психологические механизмы экономической социализации в условиях трансформации общества. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. 414 с.

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М. : Гардарики, 2001. 622 с.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М. : Ин-т психологии РАН, 2003. 436 с.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М. : Ин-т психологии РАН, 2007. 480 с.

Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социальная психология российских предпринимателей: Концепция психологических отношений. М. : Ин-т психологии РАН, 2012. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М. : Юристъ, 1998.

440 с.

Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М. : РАО, 2011а. 1088 с. Карпов А. В. Системогенетические закономерности в развитии метакогнитивных образований личности [Электронный ресурс] // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф., 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011 б. С. 15-23. URL: ЬИр://у8ри.ог^щ^е8/0/0а/Карпов_А.В^£ (дата обращения: 16.10.2019).

Карнышев А. Д., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты М. : Ин-т психологии РАН, 2017. 480 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 304 с.

Позняков В. П., Филинкова Е. Б. Динамика удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 110-126

Сандлер Т. С., Шибаева Л. В. Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юношества // Научный диалог 2012. № 1. С. 46-62.

Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М. : Ин-т психологии РАН, 2012. 432 с.

Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. М. : Изд-во МПСИ, 2009.Т. 1. 1024 с.

Economic Identity of an Entrepreneur in Keeping with a Meta-System Approach

Т. А. ТегекЬоуа, Е. L. Тгойшоуа

Irkutsk state University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The paper deals with the phenomenon of economic identity of an entrepreneur viewed from a meta-system approach. The system of economic identity of an entrepreneur has been ranked as a specific complex system with a built in meta-level. The meta-level is seen as a unity of personal, socio-economic, and object-activity meta-systems, which includes the system of economic identity of an entrepreneur. This system comprises the five basic macro-levels being hierarchically arranged: meta-systemic, systemic, sub-systemic, componental, and elemental. A pilot study has been carried out on the sample of 78 small business entrepreneurs using questionnaires and standardized techniques. The empirical study focused on the subsystem level, being sensitive to the content and structure of the system of economic identity of an entrepreneur, and reflects specific features of the levels above and below it. In the course of the pilot study twelve sub-systems were identified, which have been described in details in the paper. They cover all subjective attributes of economic identification of the system of economic identity of an entrepreneur.

Keywords: identity, economic identity, economic identity of an entrepreneur, meta-system approach.

For citation: Тerekhova Т.А., Тrofimova ЕХ. Economic Identity of an Entrepreneur in Keeping with a MetaSystem Approach. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 30, pp. 68-82. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.68 (in Russian)

References

Azarenok N.V. Ekonomicheskoe samoopredelenie sovremennoi molodezhi [The economic self-determination of modern youth]. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshei

shkoly: collection of scientific articles [Historical and psycho-pedagogical sciences]. Minsk, Respublikanskii institut vysshei shkoly Publ., 2018, vol. 18-2, pp. 8-16. (in Russian)

Akbarova A.A. Otsenka deneg i ekonomicheskogo statusa kak faktor ekonomicheskogo samoopredeleniya sovremennoi molodezhi [Assessment of money and economic status as a factor in the economic self-determination of modern youth]. Psikhologiya v ekonomike i uprav-lenii [Psychology in Economics and Management], 2014, vol. 1, pp. 45 - 49. (in Russian)

Vinokurov M.A., Karnyshev A.D. Vvedenie v ekonomicheskuyu etnopsikhologiyu [Introduction to Economic Ethnopsychology]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2007, 434 p. (in Russian)

Vyatkin A.P. Psikhologicheskie mekhanizmy ekonomicheskoi sotsializatsii v usloviyakh transformatsii obshchestva [Psychological mechanisms of economic socialization in a transformation of society]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2013, 414 p. (in Russian)

Obukhova L.F., Burmenskaya G.V. (ed.) Zhan Piazhe: teoriya, eksperimenty, diskussiya [Jean Piaget: theory, experiments, discussion]. Moscow, Gardariki Publ., 2001, 624 p. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoi aktivnosti [The moral and psychological regulation of economic activity]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2003, 436 p. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie. Teoriya i em-piricheskie issledovaniya [Economic self-determination. Theory and Empirical Research]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2007, 480 p. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Sotsial'naya psikhologiya rossiiskikh predprinimatelei: Kontseptsiyapsikhologicheskikh otnoshenii [Social Psychology of Russian Entrepreneurs: The Concept of Psychological Relations]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2012, 480 p. (in Russian)

Karnyshev A.D., Ivanova E.A., Karnysheva O.A. Priroda ekonomicheskogo patriotizma i grazhdanskogo sotrudnichestva: etnopsikhologicheskie aspekty [The nature of economic patriotism and civil cooperation: ethnopsychological aspects]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2017, 480 p. (in Russian)

Karpov A.V. Psikhologiya prinyatiya upravlencheskikh reshenii [Management Psychology]. Moscow, Yurist Publ., 1998, 440 p. (in Russian)

Karpov A.V. Psikhologiya soznaniya: Metasistemnyi podkhod [Psychology of Consciousness: A Metasystem Approach]. Moscow, RAO Publ., 2011, 1088 p. (in Russian)

Karpov A.V. Sistemogeneticheskie zakonomernosti v razvitii metakognitivnykh obra-zovanii lichnosti [Systemogenetic patterns in the development of metacognitive personality formations]. Sistemogenez uchebnoi iprofessional'noi deyatel'nosti: sbornik nauchnykh trudov V vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Systemogenesis of Educational and Professional Activity: Collection of Scientific Works of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, November 23-24, 2011, Yaroslav]. Yaroslavl, YaGPU im. K.D. Ushinskogo Publ., 2011, pp. 15-23. Available at: http://yspu.org/images/0/0a/Karpov_A.V..pdf. (date of access: 16.10.2019) (in Russian)

Klimov E.A. Psikholoriya professional'noro samoopredeleniya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya» Publ., 2004, 304 p. (in Russian)

Poznyakov V.P., Filinkova E.B. Dinamika udovletvorennosti predprinimatel'skoi deyatel'nost'yu [Dynamics of entrepreneurs satisfaction with their activities]. Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniya rukovodstva i predprinimatel'stva [Socio-psychological research on management and entrepreneurship]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 1999, pp. 110 - 126. (in Russian)

Sandler T.S., Shibaeva L.V. Zadachnyi podkhod v issledovanii razvitiya ekonomich-eskogo i nravstvenno-eticheskogo samoopredeleniya yunoshestva [The task approach in the study of the development of economic and moral-ethical self-determination of youth]. Nauch-nyi dialog [Scientific dialogue], 2012, vol. 1, pp. 46 - 62. (in Russian)

Khashchenko V.A. Psikhologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Psychology of Economic Well-Being]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2012, 432 p. (in Russian)

Fel'dshtein D.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti [Psychology of human development as an individual]. Moscow, MPSI Publ., 2009, vol. 1, 1024 p. (in Russian)

Терехова Татьяна Александровна

доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: terehovata@mail.ru

Трофимова Елена Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент, базовая кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: trofimova-bggy@mail.ru

Terekhova Tatiana Aleksandrovna

Doctor of Sciences (Psychology), Professor

Department of General Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., 664003, Irkutsk,

Russian Federation

e-mail: terehovata@mail.ru

Trofimova Elena Leonidovna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Basic Department of Social, Emergency and Penitentiary Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., 664003, Irkutsk,

Russian Federation

e-mail: trofimova-bgy@mail.ru

Дата поступления: 08.08.2019 Received: August, 08, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.